«Бородино». Линейный крейсер типа
![]() Запуск Измаила в 1915 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Borodino ( Izmail ) |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Никто |
Преемник | Kronshtadt class |
Построен | 1912–1917 |
Планируется | 4 |
Отменено | 4 |
Общие характеристики | |
Тип | Линейный крейсер |
Смещение | 32 500 длинных тонн (33 022 т ) (нормальный) |
Длина | 223,85 м (734 футов 5 дюймов) |
Луч | 30,5 м (100 футов 1 дюйм) |
Черновик | 8,81 м (28 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паротурбинные установки |
Скорость | 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час) |
Дополнить | 1,174 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Линейные заказанных крейсера — типа «Измаил» группа из четырёх линейных крейсеров, Императорскому флоту России перед Первой мировой войной . Также называемые « измаильскими » , они были заложены в конце 1912 года. [ Примечание 1 ] в Санкт-Петербурге на службу на Балтийском флоте . Строительство кораблей задерживалось из-за нехватки мощностей отечественных заводов и необходимости заказывать некоторые комплектующие из-за границы. Начало Первой мировой войны еще больше замедлило их строительство, поскольку импортные компоненты часто не доставлялись, а отечественное производство было перенаправлено в области, более полезные для военных действий .
Три из четырех кораблей были спущены на воду в 1915 году, а четвертый — в 1916 году. Работы по орудийным башням затянулись, и стало очевидно, что российская промышленность не сможет достроить корабли во время войны. Русская революция 1917 года остановила все работы на кораблях, которые так и не возобновились. Хотя некоторое внимание было уделено доводке корпусов, которые были ближе всего к завершению, три, наиболее далекие от завершения, были проданы Советским Союзом на начале металлолом в 1920-х годов. В 1925 году советский флот предложил переоборудовать «Измаил» , корабль, наиболее близкий к завершению, в авианосец , но этот план был отменен после того, как политические маневры Красной Армии сократили финансирование, и в конечном итоге корабль был списан в 1931 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После окончания Русско-японской войны 1905 года российский морской генеральный штаб решил, что ему необходима эскадра быстроходных броненосных крейсеров. [ Примечание 2 ] [ 1 ] противника которые могли использовать свою скорость, чтобы поразить лидера боевой линии , как это сделал адмирал Того против русского флота во время Цусимской битвы . Первоначально Генеральный штаб ВМФ требовал корабль с высокой скоростью (28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час)), 305-миллиметровыми (12 дюймами) орудиями и ограниченной защитой ( по ватерлинии 190 мм или 7,5 дюйма). Царь закончилась до того , , глава российского правительства, одобрил строительство четырех таких кораблей 5 мая 1911 года, но сессия Государственной думы как это предложение удалось поставить на голосование. Предварительные предложения на корабли были получены от частных строителей, но предложения оказались очень высокими. [ 1 ] что приведет к пересмотру требований. 1 июля 1911 года Генеральный штаб ВМФ выпустил новую спецификацию для корабля со скоростью всего 26,5 узлов (49,1 км / ч; 30,5 миль в час) и с броней, увеличенной до 254 мм (10 дюймов). Вооружение было увеличено до девяти 356-миллиметровых (14 дюймов) орудий в трёх несверхстрельных трёхорудийных башнях. [ 2 ] основано на ложном слухе о том, что немцы увеличивают калибр орудий на своих линкорах . [ 3 ] В Императорском Российском Флоте считали, что широкое разделение орудийных башен и их магазинов снижает вероятность катастрофического взрыва боеприпасов, уменьшает силуэт корабля и повышает устойчивость без сверхстрельных башен и их высоких барбетов . [ 4 ]
8 сентября Военно -морское министерство запросило новые заявки от 23 судостроителей, отечественных и иностранных, но ответило только 7, даже после того, как срок был продлен на месяц. Несколько проектов были отклонены из-за несоответствия пересмотренным критериям. Тем временем Артиллерийский отдел Главного управления кораблестроения решил, что предпочитает четырехбашенную конструкцию, и в мае 1912 года были поданы новые заявки от ведущих претендентов первого тура торгов. [ 5 ] В конечном итоге победителем стал проект Адмиралтейского завода в Санкт-Петербурге , в котором дополнительная башня была добавлена к новой секции корпуса , вставленной в первоначальную трехбашенную конструкцию. [ 6 ]
Дума одобрила строительство в мае 1912 года, еще до завершения проектирования, и выделила 45,5 миллиона рублей на каждый корабль . Дополнительная орудийная башня и последующее увеличение размеров кораблей привели к превышению бюджета кораблей примерно на 7 миллионов рублей каждый, а из бюджета «Светлана» типа крейсера была выделена часть денег на покрытие несоответствия. 18 сентября 1912 года были размещены заказы на по паре кораблей Адмиралтейской верфи и Балтийского завода , также из Санкт-Петербурга. Первая пара должна была быть готова к испытаниям 14 июля 1916 года, вторая пара — 14 сентября 1916 года. [ 5 ] [ 7 ]
Натурные испытания брони в 1913 году выявили серьезные недостатки в предложенной Бородинцами схеме защиты. Устаревший броненосец «Чесма» был модифицирован броневой защитой, идентичной той, что использовалась «Гангут» класса на строящихся тогда линкорах . Броня палубы и крыши башни оказалась слишком тонкой, а конструкция, поддерживающая бортовую броню, оказалась недостаточно прочной, чтобы выдержать удар от удара тяжелых снарядов. [ 8 ] Конструкция доспеха « Бородино » по конструкции была аналогична конструкции « Гангута » и поэтому нуждалась в доработке, что замедлило строительство. Палубную броню « Бородино » усилили дополнительными листами и увеличили толщину крыш башен. Чтобы компенсировать этот дополнительный вес, запланированную заднюю боевую рубку полностью удалили, а толщину основного пояса немного уменьшили. Между броневыми листами по их вертикальным кромкам были введены пазовые и шиповые соединения для лучшего распределения ударной нагрузки от снаряда и уменьшения нагрузки на несущую конструкцию корпуса. Спуск на воду первой пары кораблей был отложен на шесть месяцев из-за этих изменений, а также задержек, вызванных множеством уже имеющихся заказов на корабли. [ Примечание 3 ] [ 8 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Корабли класса «Бородино» длину 223,85 метра (734 фута 5 дюймов) имели общую . Они имели ширину 30,5 метра (100 футов 1 дюйм) и осадку 8,81 метра (28 футов 11 дюймов) при полной нагрузке . кораблей Водоизмещение 32 500 длинных тонн (33 000 т ) в обычном режиме и 36 646 длинных тонн (37 234 т) при полной загрузке. [ 9 ] высокопрочная сталь По всему корпусу использовалась , а мягкая сталь - только в тех местах, которые не способствовали повышению прочности конструкции. Корпус был разделен 25 поперечными водонепроницаемыми переборками , а машинное отделение - продольной переборкой. Двойное дно имело высоту 1,275 метра (4 фута 2 дюйма), а жизненно важные органы корабля были защищены тройным дном, которое добавляло дополнительные 875 миллиметров (2 фута 10 дюймов) глубины. Проект предусматривал высоту надводного борта 8,89 метра (29 футов 2 дюйма) вперед, 6,24 метра (20 футов 6 дюймов) на миделе и 6,49 метра (21 фут 4 дюйма) на корме. Корабли были оснащены тремя противокачными баками «Фрам» с каждого борта. [ 10 ]
Движение
[ редактировать ]» «Бородино приводились в движение четырьмя комплектами паровых турбин , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, подаваемый 25 треугольными котлами Ярроу с рабочим давлением 17 кг/см. 2 (1667 кПа ; 242 фунта на квадратный дюйм ). Турбины развивали в общей сложности 66 000 лошадиных сил на валу (49 000 кВт ) и были рассчитаны на перегрузку до 90 000 л.с. (67 000 кВт). Носовые котлы были сгруппированы в три отсека, по три мазутных котла в каждом отсеке. Задние котлы располагались в четырех отсеках, в каждом из которых было по четыре угольных котла, оснащенных масляными распылителями для увеличения скорости горения. Максимальная скорость оценивалась в 26,5 узлов, хотя форсирование техники увеличило бы ее до 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час). Корабли были спроектированы для перевозки 1974 длинных тонн (2006 т) угля и 1904 длинных тонн (1935 т) мазута , что давало расчетную дальность полета 2280 морских миль (4220 км; 2620 миль) на полной скорости. [ 5 ] [ 9 ] [ 11 ]
Два комплекта паровых турбин были заказаны 22 апреля 1913 года на Франко-российском заводе в Санкт-Петербурге для кораблей, построенных на Адмиралтейской верфи, а Балтийский завод построил турбины для своих кораблей, хотя некоторые компоненты были заказаны из-за границы. [ 12 ] Однако западные источники уже давно ошибочно утверждают, что турбины для «Наварина» были заказаны у AG Vulcan и что в начале войны они были приняты для использования на «Бруммер» типа легких крейсерах . Это не только противоречит оригинальным российским и немецким записям, но и технически невозможно, поскольку турбины, фактически предназначенные для Наварина, были типа Парсонс, а те, которые фактически использовались на немецких крейсерах, были типа Кертиса. Фактически двигатели типа «Бруммер» были заказаны для головного корабля крейсеров типа «Светлана» . [ 13 ]
Класс «Бородино» имел шесть турбогенераторов и два дизель-генератора , каждый мощностью 320 киловатт (430 л.с.). Они находились в четырех отсеках под главной палубой , по два в носовой и кормовой части котельного и машинного отделений . Генераторы питали сложную электрическую систему, которая сочетала переменный ток для большинства оборудования с постоянным током для тяжелых механизмов, таких как двигатели башни. [ 14 ]
Вооружение
[ редактировать ]Основное вооружение кораблей состояло из дюжины 356-миллиметровых (14 дюймов) орудий образца 1913 года калибра 52 калибра , установленных в четырех башнях с электроприводом. Башни были спроектированы так, чтобы подниматься и поворачиваться со скоростью 3° в секунду. Орудия имели диапазон возвышения от −5° до +25°. Их можно было нагружать под любым углом от -5° до +15°; ожидаемая скорострельность составляла три выстрела в минуту. Предусматривалось место максимум для 80 патронов на ствол. Орудия выпустили снаряды массой 747,6 кг (1648 фунтов) с начальной скоростью 731,5 м/с (2400 футов/с) и максимальной дальностью 23 240 метров (25 420 ярдов). [ 9 ] [ 15 ]
Вспомогательное вооружение состояло из двадцати четырех 55-калиберных 130-мм (5,1 дюйма) орудий образца 1913 года, установленных в казематах корпуса, по двенадцать на каждый борт. [ 9 ] [ 16 ] Орудия имели максимальную высоту +20 °, что давало им дальность стрельбы 15 364 метра (16 802 ярда). Они выпустили снаряды массой 36,86 кг (81,3 фунта) с начальной скоростью 823 м/с (2700 футов/с). [ 17 ]
Зенитное . калибра 38 64 мм (2,5 дюйма), вооружение должно было состоять из четырех зенитных орудий установленных на верхней палубе, с боекомплектом по 220 снарядов на каждое орудие [ 16 ] Они выпустили снаряды массой 4,04 кг (8,9 фунта) с начальной скоростью 686 м/с (2250 футов/с). [ 18 ] Четыре 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудия должны были быть установлены попарно на крышах главных башен для подкалиберной тренировки с основными орудиями. шесть подводных 450-миллиметровых (17,7 дюйма) торпедных аппаратов Было установлено , по три на каждом борте ; им было предоставлено в общей сложности восемнадцать торпед. [ 9 ] [ 16 ]
Управление огнем
[ редактировать ]Носовая и кормовая турели главного калибра имели 6-метровый (19 футов 8 дюймов) дальномер , а на вершине боевой рубки находился еще один 5-метровый (16 футов 5 дюймов) прибор. [ 16 ] Гейслера центрального артиллерийского поста Они будут предоставлять данные для аналогового компьютера , который затем будет передавать команды орудийному расчету. [ 19 ] Механическим компьютером управления огнем могли быть либо Pollen Argo дальномерные часы , купленные в 1913 году, либо система Эриксона отечественной разработки. [ 16 ]
Защита
[ редактировать ]Испытания на «Чесме» существенно повлияли на конструкцию броневой защиты кораблей типа «Бородино» . Размер цементированных броневых листов Krupp был изменен, чтобы соответствовать каркасу и обеспечивать поддержку их соединений; они также были соединены между собой шипами и пазами, чтобы лучше распределить удар от удара снаряда. длиной 237,5 миллиметров (9,4 дюйма) Пояс ватерлинии покрывал средние 151,2 метра (496 футов 1 дюйм) корабля. Его общая высота составляла 5,015 метра (16 футов 5 дюймов), из которых 3,375 метра (11 футов 1 дюйм) находились над проектной ватерлинией и 1,64 метра (5 футов 5 дюймов) ниже. Оставшаяся часть ватерлинии была защищена пластинами толщиной 125 миллиметров (4,9 дюйма). Верхний пояс имел толщину 100 миллиметров (3,9 дюйма) и высоту 2,89 метра (9 футов 6 дюймов). Он утончился на 75 миллиметров вперед от казематов и простирался до носовой части . Задняя часть палубы бака была защищена продолжением вверх верхнего пояса в районе носовых барбетов и верхних казематов. Эти казематы были защищены 100-миллиметровыми поперечными переборками. За бортовой броней находилась внутренняя продольная осколочная переборка, толщина которой составляла 50 миллиметров (2,0 дюйма) между средней и нижней палубами и уменьшалась до 25 миллиметров (0,98 дюйма) между средней и верхней палубами. Переборка имела уклон от кромки нижней палубы к нижней кромке броневого пояса общей толщиной 75 миллиметров, разделенного между собой 50-миллиметровой плитой из Нецементированная броня Krupp (KNC) наложена поверх 25-миллиметровой пластины из никелевой стали . Передняя часть броневой цитадели защищалась отдельно, поэтому толщина поперечной переборки составляла всего 75 миллиметров. Задняя переборка не имела другой защиты и имела толщину 300 миллиметров (11,8 дюйма) между средней и нижней палубами, уменьшаясь до 75 миллиметров на уровне броневого пояса. [ 16 ]
Башни главного калибра имели борта толщиной 300 мм и крышу толщиной 150 мм. Орудийные порты должны были быть защищены 50-миллиметровыми плитами с 25-миллиметровыми переборками, разделяющими каждое орудие внутри башни. Барбеты имели толщину 247,5 миллиметров (9,7 дюйма) и уменьшались до 147,5 миллиметров (5,8 дюйма), когда находились за другой броней. Они имели форму усеченных конусов, что соответствовало траекториям падающих снарядов и тем самым уменьшало их защитную ценность. Боевая рубка имела толщину 400 миллиметров (15,7 дюйма) и уменьшалась до 300 миллиметров ниже верхней палубы. были Воздухозаборники воронки защищены 50-миллиметровой броней. Верхняя палуба имела толщину 37,5 миллиметров (1,5 дюйма), а средняя палуба состояла из 40-миллиметровых (1,6 дюйма) пластин KNC на 25-миллиметровой никелевой стали над броневой цитаделью. Борта боевой рубки были оснащены броневыми листами толщиной 400 миллиметров (15,7 дюйма), а крыша - 250 миллиметров (9,8 дюйма). Подводная защита была минимальной: за выступающим вверх двойным дном была только водонепроницаемая переборка толщиной 10 миллиметров (0,4 дюйма), которая становилась тоньше по мере сужения корпуса к концевым башням. [ 20 ]
Строительство
[ редактировать ]Все четыре корабля были официально заложены 19 декабря 1912 года, а работы начались в марте – апреле 1913 года. После проверки хода работ 4 июня 1914 года был спущен на воду. [ Примечание 4 ] поставка первой пары кораблей была отложена до октября. Когда в августе началась Первая мировая война, корпус «Измаила» оценивался как готовый на 43 процента, остальные значительно отставали. [ 21 ] Война привела к дальнейшим задержкам, поскольку некоторые компоненты были заказаны у иностранных производителей. Например, орудийные башни должны были опираться на роликовые подшипники диаметром 203 мм (8 дюймов) , произведенные в Германии, но попытки заказать замену в Великобритании и Швеции оказались тщетными, поскольку ни одна компания не хотела и не могла производить подшипники. [ 5 ] Война вызвала и другие задержки, в том числе конкуренцию за дефицитные ресурсы, необходимые для другого производства, которое считалось необходимым для войны. Три из четырех кораблей были спущены на воду в 1915 году, но было ясно, что российская промышленность не сможет достроить их во время войны, главным образом потому, что поставка башен серьезно задерживалась из-за непоставки комплектующих иностранного производства и нехватки стали. В 1916 году Главным управлением кораблестроения они были переведены в проекты второго ранга, и строительство практически остановилось. [ 22 ]
Военно-морской генеральный штаб и Главное управление кораблестроения разработали различные планы по послевоенной достройке кораблей, включая модификацию башен для заряжания под фиксированным углом +4° для уменьшения веса и сложности погрузочного оборудования. Еще одним предполагаемым изменением было удлинение воронок на 2 метра (6 футов 7 дюймов), чтобы минимизировать воздействие дыма на мостик , что было проблемой на «Гангут» класса дредноутах . Были предложения по улучшению машины с помощью турбин с редуктором, турбоэлектрического привода или . гидравлической трансмиссии Феттингера, но они были скорее теоретическими, чем практическими [ 23 ]
После Февральской революции состояние кораблей было оценено 28 апреля 1917 года. Дальше всех продвинулся корабль «Измаил» : его корпус, двигатели и котлы были готовы примерно на 65 процентов, а броня — на 36 процентов. Предполагалось, что строительство ее башен будет завершено не раньше 1919 года. Съезд рабочих верфи решил продолжить работы над « Измаилом» в середине 1917 года, но только для обеспечения рабочих мест. а 14 декабря 1917 года большевики приказали прекратить 24 октября 1917 года Временное правительство прекратило все работы на Бородино, Кинбурне и Наварине, на Измаиле . работы [ 23 ]
После того, как к октябрю 1921 года стало ясно, что окончание Гражданской войны в России уже приближалось, победившие большевики рассматривали возможность доведения Измаила и, возможно, Бородино до их первоначального проекта. потребовалось бы не менее двух лет Чтобы построить все башни Измаила , , даже если бы в наличии было достаточно орудий. Десять орудий были поставлены компанией «Виккерс» до революции, а одно орудие было изготовлено внутри страны в 1912 году, но перспективы производства большего количества орудий не были многообещающими, учитывая плохое состояние советской тяжелой промышленности после гражданской войны. Другой проблемой была их сложная электрическая система; его невозможно завершить в нынешних условиях, и потребуется не менее двадцати месяцев, чтобы заменить его более простой системой. [ 24 ]
Советы также рассматривали возможность доведения Кинбурна и Наварина до модифицированной конструкции с 410-миллиметровыми (16 дюймов) орудиями; двухорудийная башня весила немного меньше трехорудийной башни калибра 354 мм (13,9 дюйма). Предложение было отклонено, поскольку перспективы реального приобретения таких орудий были минимальны. Отечественная промышленность была неспособна производить такие большие орудия, и Советы не могли закупать их у какой-либо иностранной компании. Другие идеи были рассмотрены для трех менее полных кораблей. Они включали переоборудование корпусов в грузовые суда , пассажирские лайнеры водоизмещением 22 000 тонн (22 000 тонн) или нефтяные баржи , но корпуса считались слишком большими и громоздкими для предлагаемого использования. Ни одно из предложений не было принято, и 21 августа 1923 года все три менее укомплектованных корабля были проданы немецкой компании на металлолом, чтобы собрать столь необходимые правительству деньги. [ 9 ] [ 25 ]
В мае 1925 года Оперативное управление ВМФ СССР задумало переоборудовать «Измаил» в авианосец с максимальной скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час) и вместимостью 50 самолетов. Она должна была быть вооружена восемью 183-миллиметровыми (7,2 дюйма) орудиями, а ее броня была бы уменьшена до 76 миллиметров (3,0 дюйма). Это предложение было одобрено Алексеем Рыковым председателем Совета Народных Комиссаров 6 июля 1925 года, но Красная Армия была категорически против того, чтобы тратить больше денег на военно-морские проекты. Им удалось заблокировать проект, получив контроль над комиссией, назначенной для рассмотрения потребностей ВМФ в декабре, которая отменила проект 16 марта 1926 года. [ 26 ] After most of her boilers were used during the reconstructions of the battleships Parizhskaya Kommuna and Oktyabrskaya Revolyutsiya , [ 27 ] Измаил в начале 1931 года был списан в Ленинграде . [ 9 ] [ 28 ] [ 29 ]
Корабли
[ редактировать ]Корабли получили названия в честь сражений, в которых участвовала Российская Империя:
Имя | Тезка [ 30 ] | Строитель [ 9 ] | Заложен [ 31 ] | Запущен [ 31 ] | Судьба | Статус на 28 апреля 1917 г. [ 23 ] | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Халл | Броня | Двигатели | Котлы | ||||||
Izmail ( Измаил ) | Siege of Izmail | Балтийский завод | 19 декабря 1912 г. | 22 июня 1915 г. | списан, 1931 г. [ 9 ] | 65% | 36% | 66% | 66% |
Borodino ( Бородино ) | Бородинское сражение | Адмиралтейский завод | 31 июля 1915 г. | продан на металлолом, 21 августа 1923 г. [ 26 ] | 57% | 13% | 40% | 38.4% | |
Кинбурн ( Кинбурн ) | Битва при Кинбурне | Балтийский завод | 30 октября 1915 г. | 52% | 5% | 22% | 7.2% | ||
Наварин ( Наварин ) | Битва при Наварине | Адмиралтейский завод | 9 ноября 1916 г. | 50% | 2% | 26.5% | 12.5% |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю (григорианскому календарю).
- ↑ Корабли типа «Бородино» формально классифицировались как броненосные крейсера до приказа от 29 июля 1915 года, когда они были переименованы в линейные крейсеры . [ 1 ]
- ↑ Верфи были перегружены заказами и не имели возможности выдержать первоначальный график строительства.
- ^ Корпус корабля должен быть просто водонепроницаемым и достаточно прочным, чтобы удерживаться вместе, прежде чем его можно будет спустить на воду. Обычно основные конструктивные работы завершаются перед спуском на воду, но оборудование и основное вооружение могут быть установлены или не установлены до спуска корабля на воду.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 244
- ^ Маклафлин, с. 245
- ^ Будзбон, с. 304
- ^ Маклафлин, стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б с д Уоттс, с. 65
- ^ Маклафлин, стр. 245–246.
- ^ Маклафлин, с. 247
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 247–248.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тарас, г. 39
- ^ Маклафлин, стр. 243, 249, 251.
- ^ Маклафлин, стр. 244, 253–254.
- ^ Маклафлин, с. 253, особенно сноски 28 и 29.
- ^ Додсон и Ноттельманн, с. 190
- ^ Маклафлин, стр. 254, 332.
- ^ Маклафлин, стр. 251–252.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маклафлин, с. 252
- ^ Фридман 2011, с. 262
- ^ Фридман 2011, стр. 264–265.
- ^ Фридман 2008, стр. 273–275.
- ^ Маклафлин, стр. 252–253.
- ^ Маклафлин, с. 248
- ^ Маклафлин, стр. 248–249.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 249
- ^ Маклафлин, с. 332
- ^ Маклафлин, стр. 332–335.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 335–336.
- ^ Маклафлин, стр. 344–345.
- ^ Брейер, с. 114
- ^ Уоттс, с. 66
- ^ Сильверстоун, стр. 373, 377, 379.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 243
Библиография
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Разработка советского военного корабля . Том. Я: 1917–1937. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан и Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Барнсли/Аннаполис: Seaforth Publishing/Naval Institute Press. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Фридман, Норман (2008). Огневая мощь военно-морского флота: орудия и артиллерийские орудия линкоров в эпоху дредноутов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-555-4 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Тарас, Александр (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг. Корабли Императорского Российского флота 1892–1917 гг . Библиотека военной истории (на русском языке). Минск: Харвест. ISBN 985-433-888-6 .
- Уоттс, Энтони (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-912-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроуфорд, Кент Р. (1991). «Вопрос 40/90». Военный корабль Интернешнл . XXVIII (4): 407–408. ISSN 0043-0374 .
- Хаун, Клод; Лей, Майкл П.; Мортон А. и Пейст Пол Х. (1991). «Вопрос 40/90». Военный корабль Интернешнл . XXVIII (4): 404–407. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт линкоров-крейсеров
- Сайт ВМФ России (на русском языке)