Jump to content

Список линейных крейсеров России

Корпус большого корабля на верфи, окруженный строительными лесами и кранами
Судно типа «Бородино» строилось в Санкт-Петербурге в 1916 году.
"Киров" в море в 1986 году. Ракетный крейсер типа

После окончания Русско-японской войны 1905 года российский морской генеральный штаб ему необходима эскадра быстроходных броненосных крейсеров . решил , что [ примечание 1 ] которые могли использовать свою скорость, чтобы занять позицию и поразить главу боевой линии противника, так же, как адмирал Того это сделал во время Цусимской битвы против российского флота. [ 1 ] Эта концепция сильно отличалась от основных функций линейного крейсера, предусмотренных британским Королевским флотом и Имперским немецким флотом открытого моря , которые заключались в разведке основного боевого флота и атаке разведывательных сил противника. [ 2 ] Королевский флот пришел к такому же выводу и разработал «Куин Элизабет» класса быстроходные линкоры , которые могли навязать бой вражескому флоту и имели достаточную защиту для атаки любого типа корабля. [ 3 ] Однако Первая мировая война и Гражданская война в России прервали строительство российских кораблей класса «Бородино» , и все они были списаны .

Двадцать лет спустя советский ВМФ выдал требование на корабль, способный бороться с крейсерами противника, но конструкция начала расширяться по мере того, как она была модифицирована для ведения боя с немецкими карманными линкорами на равных условиях, а позже модифицирована для достижения паритета с « Шарнхорстом». -классовые линкоры. Два корабля были заложены в 1939 году, но разработка их новых орудий значительно отставала от их постройки, и в 1940 году в Германии были заказаны шесть 38-сантиметровых (15 дюймов) двухорудийных башен. Рабочие чертежи башен и орудий еще даже не были разработаны. был получен, когда в июне 1941 года началась операция «Барбаросса» . Неполные корпуса обоих кораблей были отправлены на слом в 1947 году. [ 4 ]

Военно-морской флот возобновил требования к «крейсеру-убийце» во время войны, но процесс проектирования был довольно длительным, поскольку обсуждались вопросы его вооружения, скорости и размеров. Иосиф Сталин был ключевым сторонником этих кораблей и сам принимал многие важные решения, игнорируя желания ВМФ. Таким образом, после его смерти в 1953 году было потрачено мало времени на списание трех заложенных кораблей. В качестве мишени использовался корпус самого совершенного корабля, а два других были списаны на стапелях. [ 5 ]

В 1970-х годах ВМФ инициировал проект строительства атомохода, способного размещать в одном корпусе зенитные, противокорабельные и противолодочные управляемые ракеты. Этот тип, классифицированный Советским Союзом как «тяжелый атомный ракетный крейсер», в конечном итоге стал крупнейшим неавианосным надводным военным кораблем, построенным после окончания Второй мировой войны, и на Западе был назван линейным крейсером. [ 6 ]

Определения
Основные орудия а Количество и тип главного калибра орудий
Броня ватерлинии пояса Толщина
Смещение Водоизмещение корабля при полной загрузке
Движение Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость.
Услуга Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба.
Заложен Дата киля начала сборки
Запущен Дата спуска корабля на воду

Класс «Киров» был оснащен в основном ракетным основным вооружением; это отражено в таблице, где вместо «Основные орудия» указано «Основное вооружение».

Бородинский класс

[ редактировать ]
Бородино в 1915 году. Строящееся

Все четыре «Бородино» класса линейных крейсера (также называемые классом «Измаил» ) Императорского российского флота были заложены в декабре 1912 года. [ примечание 2 ] в Санкт-Петербурге на службу на Балтийском флоте . Строительство кораблей затянулось, так как многие отечественные заводы уже были перегружены заказами и некоторые комплектующие пришлось заказывать из-за границы. Начало Первой мировой войны еще больше замедлило их строительство, поскольку иностранные заказы часто не выполнялись, а внутреннее производство было перенаправлено на производство товаров, более полезных для военных действий. Корабли были спущены на воду в 1915–1916 годах, но начало русской революции 1917 года остановило их строительство, которое так и не возобновилось. [ 7 ] Советский ВМФ задумался о достройке кораблей; Первоначально Измаил и Бородино рассматривались с целью доведения одного или обоих до первоначальной конструкции, но отсутствие имеющихся 12-дюймовых (305-мм) орудий в сочетании со сложностью первоначально спроектированной электрической системы привело к идея отбрасывается. [ 8 ] Впоследствии были выдвинуты планы достроить «Кинбурн» и «Наварин» до модифицированной конструкции с 16-дюймовыми (406-мм) орудиями, но это снова провалилось из-за трудностей с получением орудий из-за границы или с их производством внутри страны. Последующие идеи включали переоборудование некоторых корпусов для грузовых или пассажирских перевозок, но это снова провалилось. [ 9 ] Военно-Морской Флот в 1925 году выступил с серьёзным предложением переоборудовать «Измаил» ближайший к завершению корабль в авианосец , однако этот план позже был отменён в результате политических маневров со стороны Красной Армии . [ 10 ] В конце концов все четыре корпуса были разобраны на металлолом; второй, третий и четвертый были проданы немецкой компании в 1923 году, а Измаил был разобран в Ленинграде в 1931 году.

Технические характеристики, конструкция и данные по обслуживанию
Корабль Строитель Основные орудия Броня Смещение Движение Услуга
Заложен [ 11 ] Запущен [ 11 ] Судьба
Izmail (Russian: Измаил ) Балтийский завод , Санкт-Петербург 12 × 35,6 см (14 дюймов) [ 12 ] 237,5 мм (9,4 дюйма) [ 13 ] 36 646 длинных тонн (37 234 т ) [ 12 ] 4 винта, 4 паровые турбины с редуктором
26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час) [ 12 ]
19 декабря 1912 г. 22 июня 1915 г. Списано , 1931 год. [ 14 ]
Borodino (Russian: Бородино ) Адмиралтейский завод , Санкт-Петербург. 31 июля 1915 г. Продан на металлолом, 21 августа 1923 г. [ 9 ]
Кинбурн (русский: Кинбурн ) Балтийский завод, Санкт-Петербург 30 октября 1915 г.
Наварин (русский: Наварин ) Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург 9 ноября 1916 г.

Kronshtadt class

[ редактировать ]
Правый фасад Кронштадт . класса

В 1930-х годах Советы начали разработку большого крейсера ( русский : большой крейсер ; большой крейсер ), способного уничтожить 10 000-тонные (10 160 т) крейсеры, построенные с учетом ограничений, наложенных Вашингтонским военно-морским договором , который Советы имели. не подписан. Было предложено несколько проектов, но они были отклонены ВМФ до того, как эта концепция была объединена с небольшим линкором (линкор «Б»), который затем проектировался для службы на Балтийском и Черноморском флотах после того, как Советы согласились следовать условиям Второго Лондонского военно-морского соглашения. Договор Германии 1937 года. Новый проект был значительно крупнее, и ему также было поручено бороться с так называемыми «карманными линкорами» . Вскоре после этого было заказано четыре корабля, но начало Великой чистки в августе 1937 года помешало завершению процесса проектирования, и проект был отменен в начале 1938 года из-за критики как слишком слабого по сравнению с иностранными кораблями. [ 15 ]

Kronshtadt under construction in 1941

Однако у ВМФ все еще существовала потребность в корабле, способном поражать крейсеры противника, и первоначальная концепция была возрождена как Проект 69. Предлагаемый размер корабля постоянно увеличивался, поскольку требования были пересмотрены, чтобы позволить ему сражаться с более крупными кораблями, такими как немецкий. «Шарнхорст Линкоры типа ». Предварительный проект был окончательно утвержден в январе 1939 года, а два корабля были заложены в ноябре 1939 года, еще до того, как был утвержден рабочий проект. [ 16 ]

Корабли проекта 69 должны были использовать недавно разработанную 305-миллиметровую (12-дюймовую) пушку в новой тройной башне, но они оба сильно отставали от графика, когда Иосиф Сталин в феврале 1940 года спросил немцев, есть ли тройная 283-миллиметровая (11,1-дюймовая) пушка. ) башни были доступны для покупки в соответствии с германо-советским торговым соглашением . Когда они сказали «нет», он спросил, есть ли вместо них сдвоенные 380-миллиметровые (15 дюймов) башни. У Круппа было шесть некомплектных 380-мм башен SK C/34 , которые первоначально были заказаны еще до войны для перевооружения двух кораблей класса Scharnhorst , но не использовались, когда план был отменен после начала Второй мировой войны . Позднее в том же месяце было заключено предварительное соглашение о покупке 12 орудий и шести башен, задолго до того, как были проведены какие-либо исследования, чтобы выяснить, возможна ли вообще замена. Позже было решено, что их можно использовать, поэтому соглашение было заключено в ноябре 1940 года, а поставки были запланированы с октября 1941 года по 28 марта 1943 года. [ 17 ]

«Проект 69-И» («Импортный» – Импортированный) модифицировал два корабля для использования немецких орудий, хотя данных по башням и их барбетам все еще не было . Детальный проект должен был быть завершен к 15 октября 1941 года, но он был сорван, когда немцы вторглись в Советский Союз в июне. [ 18 ] Ни один из кораблей в то время не продвинулся очень далеко, и оба были повреждены во время войны, поэтому 24 марта 1947 года их было приказано сдать на слом после того, как были некоторые размышления о том, чтобы превратить «Кронштадт» в качестве авианосца или базового корабля для китобоев. [ 19 ]

Технические характеристики, конструкция и данные по обслуживанию
Корабль Строитель Основные орудия Броня Смещение Движение Услуга
Заложен Запущен Судьба
Кронштадт (русский: Кронштадт ) Судоремонтный завод № 194 , Ленинград 6 × 38 см (15 дюймов) [ 18 ] 230 мм (9,1 дюйма) [ 20 ] 42 831 т (42 155 длинных тонн) [ 21 ] 3 винта, 3 паровые турбины с редуктором, 32 кН (59 км/ч; 37 миль в час) [ 20 ] 30 ноября 1939 г. [ 19 ] Приказан на слом 24 марта 1947 г. [ 19 ]
Sevastopol (Russian: Севастополь ) Shipyard No. 200 , Nikolaev 5 ноября 1939 г. [ 19 ]

Сталинградский класс

[ редактировать ]
Вид сбоку и в плане «Сталинград». класса

В 1943 году ВМФ переоформил свои требования к большому крейсеру для уничтожения легких крейсеров противника, но ни один из представленных проектов не был приемлем. Требование было переоформлено в 1944 году на более крупный корабль, а концепция была одобрена Политбюро в 1945 году. Однако ВМФ и Наркомат судостроения разошлись во мнениях относительно возможности закладки каких-либо кораблей нового проекта до 1950 года, поэтому была назначена комиссия под руководством под председательством Лаврентия Берии для решения вопроса. В основном он встал на сторону Наркомата судостроения, но позже в том же году была одобрена программа семи больших крейсеров. Предварительное проектирование не было завершено до 1948 года, и размер корабля увеличился до 40 000 тонн (39 368 длинных тонн). Сталин несколько раз вмешивался в процесс проектирования и приказал уменьшить водоизмещение корабля до 36 500 метрических тонн (35 924 длинных тонны) и увеличить скорость до 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час), а также указать его вооружение в виде 305-мм орудий, а не чем 220-мм (8,7 дюйма) орудия, предпочитаемые ВМФ. Все эти изменения задержали утверждение рабочего проекта до 1951 года. [ 22 ]

Строительство первого корабля было спущено на воду в ноябре 1951 года, а два других - в 1952 году; четвертый, очевидно, был заказан на Северодвинском судостроительном заводе, но был отменен до закладки. [ 23 ] К этому времени поддержка Сталина стала основным стимулом для создания кораблей, и после его смерти 5 марта 1953 года было потрачено мало времени на их отмену. Корпус « Сталинграда » было приказано использовать для испытаний оружия, в то время как два других корабля были списаны там, где они лежали. Корпус был спущен на воду в 1954 году после того, как он был модифицирован в соответствии с новой ролью. В 1955 году его отбуксировали из Николаева в Севастополь , но он сел на мель у входа в Севастопольскую бухту. Первоначальные попытки поднять его со скал грубой силой не увенчались успехом, а опрокидывание линкора «Новороссийск» еще больше задержало спасательные работы, так что его освободили только в середине 1956 года. Он служил мишенью для советских противокорабельных ракет первого поколения и широкого спектра бронебойного оружия, прежде чем был списан в начале 1960-х годов, вероятно, в 1962 году. [ 24 ]

Технические характеристики, конструкция и данные по обслуживанию
Корабль Строитель Основные орудия Броня Смещение Движение Услуга
Заложен Запущен Судьба
Stalingrad (Russian: Сталинград ) Shipyard No. 198 , Nikolaev 9 × 305 мм (12 дюймов) [ 25 ] 180 мм (7,1 дюйма) [ 26 ] 42 300 т (41 632 длинных тонны) [ 25 ] 4 винта, 4 паровые турбины с редуктором, 35,5 кН (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) [ 27 ] ноябрь 1951 г. [ 23 ] 16 марта 1954 г. [ 28 ] Халк использовался в качестве цели, а затем списан [ 29 ]
Moskva (Russian: Москва ) Судоремонтный завод № 189 , Ленинград сентябрь 1952 г. [ 23 ] Списано, 1953 г. [ 28 ]
Кронштадт (русский: Кронштадт ) [ примечание 3 ] Верфь №. 402 , Северодвинск Октябрь 1952 г. [ 23 ] Списано, 1953 г. [ 28 ]

Кировский класс

[ редактировать ]
Правый фасад Кирова . класса

В 1960-х годах Советский Союз разработал проект 1144 «Орлан» — проект, предназначенный для проектирования и строительства большого атомного противолодочного корабля. В то время Советы не предполагали, что вооружение надводных кораблей противокорабельными ракетами , поскольку действующая на тот момент доктрина предусматривала, что подводные лодки являются основной платформой для нападения на корабли противника. потребуется [ 30 ] [ 31 ] Однако потопление израильского эсминца INS Eilat в 1967 году противокорабельными ракетами, выпущенными с египетского ракетного катера, привело к переосмыслению использования в этой роли надводных кораблей. Угроза надводных кораблей ВМС США , которые становились все более способными выполнять ряд различных задач, привела к кристаллизации идеи единого корабля, сочетающего в себе зенитные , противокорабельные и противолодочные возможности. [ 32 ]

Kirov (later Admiral Ushakov ) in 1985

Under the original specifications laid out in 1969, the new ship was originally classified as "nuclear antisubmarine cruiser" ( Russian : атомный противолодочный крейсер ; atomnyy protivolodochnyy kreyser ). [ 30 ] Первый корпус был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в марте 1974 года под названием «Киров» . К моменту спуска на воду в декабре 1977 года он был переклассифицирован в «тяжелый атомный ракетный крейсер» ( русский : тяжёлый ) атомный ракетный крейсер , построенный на основе основного вооружения из 20 СС-Н. -19 Противокорабельные ракеты «Кораблекрушение». После появления «Кирова» еще два энергоблока — «Фрунзе» и «Калинин» с четырехлетним интервалом были введены в эксплуатацию . Когда «Фрунзе» был введен в эксплуатацию в 1984 году, было замечено, что у него было другое вооружение, подходящее к «Кирову» : пара одиночных 100-мм орудий заменена на спаренную 130-миллиметровую (5,1 дюйма) башню, а также SS-N-14 Silex. противолодочную ракету система удалена в пользу добавления восьми SA-N-9 Gauntlet пусковых установок ЗРК . В итоге ни один из четырех кораблей этого класса не получил полностью идентичного вооружения. [ 33 ] [ 34 ] Кроме того, корпус и двигательная установка типа «Киров» ВМФ СССР. использовались для корабля «С» 3 судно Урал . [ 35 ]

Размер класса «Киров» составлял примерно 28 000 длинных тонн (28 000 т) при полной загрузке. Он был примерно такого же размера, как Первой мировой войны линкор-супердредноут времен , и значительно больше, чем любой современный крейсер, что привело к тому, что комментаторы на западе назвали их «линейными крейсерами». [ 36 ] [ 37 ] Их появление стало основным фактором, побудившим ВМС США возобновить работу своих четырех «Айова» линкоров класса в начале 1980-х годов. [ 38 ] Четвертый корабль, «Юрий Андропов» , был спущен на воду в апреле 1989 года, планировалось построить пятый корабль, получивший название «Кузнецов» . [ примечание 4 ] [ 39 ] [ 33 ] [ 40 ] Однако с распадом Советского Союза финансирование ВМФ развалилось: четвертый корабль, переименованный в » « Петр Великий , не был введен в строй до 1998 года, пятый корпус был списан, а оставшиеся три стояли на приколе в разной степени. состояния неудовлетворённости. [ 40 ] [ 33 ] Хотя первый корабль «Киров» [ примечание 5 ] в 1999 году начался плановый капитальный ремонт, который был остановлен в 2001 году, вместо этого было принято решение о демонтаже корабля. [ 42 ] Kalinin (renamed as Admiral Nakhimov in 1992 [ 43 ] ), считавшийся в лучшем состоянии, должен был пройти капитальный ремонт, чтобы вернуть его в строй к 2021 году. [ 44 ] [ 45 ] Однако из-за проблем с завершением работ срок сдачи кораблей был перенесен на 2023 год. [ 46 ] После возвращения в состав флота "Адмирала Нахимова" планировалось, что "Петр Великий" аналогичную модернизацию пройдет и . Затем, в 2023 году, появилось сообщение о том, что из-за растущей стоимости запланированного капитального ремонта, а также растущих затрат на общее техническое обслуживание « Питор Великий» не пройдет плановую модернизацию и вместо этого будет выведен из эксплуатации, как только «Адмирал Нахимов» будет возвращен в строй. [ 47 ] Однако на тот момент это осталось неподтвержденным, вместо этого просто было отмечено, что корабль продолжал выполнять операции, пока проводилась оценка его состояния. [ 48 ] Судьба «Фрунзе» , переименованного в «Адмирала Лазарева» , была менее ясной, поскольку предполагалось провести проверку корабля для определения его общего состояния после работ над «Адмиралом Нахимовым» . завершения [ 49 ] Однако в апреле 2019 года было объявлено, что оба «Кирова» , уже выгруженные , [ 49 ] и «Адмирал Лазарев» должны были быть окончательно отозваны и разбиты. [ 50 ] [ 51 ] «Адмирал Лазарев» был продан на слом в феврале 2021 года. [ 52 ] [ 53 ]

Технические характеристики, конструкция и данные по обслуживанию
Корабль Строитель Основное вооружение Смещение Движение Услуга
Название Советского ВМФ Название ВМФ России Противокорабельные ракеты Оружие Заложен Запущен Введен в эксплуатацию Судьба
Kirov (Russian: Киров ) Admiral Ushakov (Russian: Адмирал Ушаков ) Судоремонтный завод № 189 , Ленинград СС-Н-19 20 × Кораблекрушение [ 31 ] [ примечание 6 ] 2 × АК-100 100 мм (3,9 дюйма) [ 31 ] 28 000 т (27 558 длинных тонн) [ 31 ] 2 вала КОНАС ; 2 ядерных реактора и 2 паровые турбины, 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) [ 31 ] 27 марта 1974 г. [ 55 ] 26 декабря 1977 г. [ 55 ] 30 декабря 1980 г. [ 55 ] Заложен
Frunze (Russian: Фрунзе ) Admiral Lazarev (Russian: Адмирал Лазарев ) 1 × спаренный АК-130 130 мм (5,1 дюйма) [ 31 ] 27 июля 1978 г. [ 55 ] 26 мая 1981 г. [ 55 ] 31 октября 1984 г. [ 55 ] Продан на слом, февраль 2021 г. [ 52 ] [ 56 ]
Kalinin (Russian: Калинин ) Admiral Nakhimov (Russian: Адмирал Нахимов ) 17 мая 1983 г. [ 55 ] 25 апреля 1986 г. [ 55 ] 30 декабря 1988 г. [ 55 ] В ремонте
Yuri Andropov (Russian: Юрий Андропов ) Pyotr Velikiy (Russian: Пётр Великий ) 11 марта 1986 г. [ 55 ] 29 апреля 1989 г. [ 55 ] 9 апреля 1998 г. [ 55 ] В эксплуатации
Kuznetsov (Russian: Кузнецо́в ) Середина 1989 г. [ 57 ] Отменено 4 октября 1990 г.
Разобрано на месте
  1. Корабли типа «Бородино» формально назывались броненосными крейсерами, пока не были переименованы в линейные крейсеры ( линейный крейсер ). приказом от 29 июля 1915 года [ 1 ]
  2. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
  3. Официально третьему корпусу название не присвоено, советские источники называют корабль либо «Кронштадт» , либо «Архангельск». [ 23 ]
  4. ^ Kuznetsov was initially named as Dzerzhinsky , then Oktyabrskaya Revolutsiya
  5. Киров был переименован в «Адмирал Ушаков» в 1992 году, но ему было восстановлено первоначальное название в 2004 году, после того как он был выведен из эксплуатации. Имя «Адмирал Ушаков» присвоено «Современный» типа эсминцу «Бесстрашный». [ 41 ]
  6. ^ Ракету SS-N-19 планируется заменить смесью ракет SS-N-26 Strobile , SS-N-27 Sizzler и SS-N-33 в «Адмирале Нахимове» и «Питоре Великом». [ 54 ]
  1. ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, с. 244
  2. ^ Робертс 1997, с. 18
  3. ^ Берт 1986, стр. 251
  4. ^ Маклафлин 2004, стр. 99–117.
  5. ^ Маклафлин 2006, стр. 102–23.
  6. ^ Такер-Джонс, Энтони (2015). Советское вооружение времен холодной войны: самолеты, военные корабли и ракеты . Авиация «Перо и меч». ISBN  978-1473823617 . Проверено 20 октября 2016 г.
  7. ^ Маклафлин 2003, стр. 247–249.
  8. ^ Маклафлин, с. 332
  9. ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, стр. 332–335.
  10. ^ Маклафлин 2003, стр. 332–337.
  11. ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, стр. 248–249.
  12. ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003, стр. 243–244.
  13. ^ Маклафлин 2003, с. 252
  14. ^ Брейер 1992, с. 114
  15. ^ Маклафлин 2004, стр. 100–105.
  16. ^ Маклафлин 2004, стр. 107, 109, 112.
  17. ^ Маклафлин 2004, стр. 109, 111.
  18. ^ Jump up to: а б Маклафлин 2004, с. 111
  19. ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2004, стр. 112, 114.
  20. ^ Jump up to: а б Маклафлин 2004, с. 109
  21. ^ Маклафлин 2004, стр. 107, 112.
  22. ^ Маклафлин 2006, стр. 103–110.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Маклафлин 2006, с. 116
  24. ^ Маклафлин 2006, стр. 116, 119–120.
  25. ^ Jump up to: а б Маклафлин 2006, стр. 110–111.
  26. ^ Маклафлин 2006, с. 114
  27. ^ Маклафлин 2006, с. 115
  28. ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2006, с. 118
  29. ^ Маклафлин 2006, стр. 119–120.
  30. ^ Jump up to: а б «Проект 1144 (Орлан) – История» . globalsecurity.org . 7 сентября 2011 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон, стр. 409–411.
  32. ^ Боннер и Боннер, с. 86
  33. ^ Jump up to: а б с Директор военно-морской разведки (июль 1991 г.). Понимание советских военно-морских разработок (PDF) (Отчет). Департамент ВМФ. п. 147. Архивировано (PDF) из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
  34. ^ «Киров (Орлан) Класс (Тип 1144.1/1144.2) (CGN)» . Джейн . 8 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 г. Проверено 13 декабря 2016 г.
  35. ^ Пайк, Джон. «ССВ-33 проекта 1941 года» . GlobalSecurity.org . Проверено 27 апреля 2022 г.
  36. ^ Гардинер, Чамбли и Бадзбон, стр. 328
  37. ^ Рогоуэй, Тайлер (5 мая 2014 г.). «Линейный крейсер класса «Киров»: крупнейший в мире надводный боевой корабль» . Фокстрот Альфа . Проверено 20 октября 2016 г.
  38. ^ Миллер и Миллер, с. 114
  39. ^ «Проект 1144.2 Орлан – Единицы» . globalsecurity.org . 8 сентября 2016 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  40. ^ Jump up to: а б Миллер, с. 192
  41. ^ "Эсминец "Бесстрашный" Переименован В "Адмирала Ушакова" " [Destroyer "Fearless" renamed "Admiral Ushakov"]. Pravoslavie.ru (in Russian). 5 July 2004 . Retrieved 19 August 2021 .
  42. ^ Кудрик, Игорь (3 ноября 1998 г.). «Атомный линейный крейсер подлежит сдаче на слом» . Фонд Беллона . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
  43. ^ «Передача линейного крейсера «Адмирал Нахимов» ВМФ России отложена — источник» . ТАСС . 7 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2021 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
  44. ^ Петтерсен, Труде (27 сентября 2012 г.). «Модернизации подлежит только один атомный крейсер» . Баренц обозреватель . Проверено 20 октября 2016 г.
  45. ^ "Ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" идет в соответствии с графиком" [Repair and modernization of the heavy nuclear missile cruiser Admiral Nakhimov is in accordance with the schedule] (in Russian). Ministry of Defence of the Russian Federation. 27 September 2017 . Retrieved 12 October 2017 .
  46. ^ «Передача линейного крейсера «Адмирал Нахимов» ВМФ России отложена — источник» . ТАСС . 7 апреля 2021 г. Проверено 27 августа 2021 г.
  47. ^ Куклычев Евгений (21 апреля 2023 г.). «Россия утилизирует самый большой в мире атомный военный корабль из-за затрат на монтаж» . Newsweek . Проверено 4 августа 2023 г.
  48. ^ "Источник опроверг данные о решении списать крейсер "Петр Великий" " [The source denied the information about the decision to write off the cruiser "Peter the Great"]. mil.press (in Russian). 18 July 2023 . Retrieved 4 August 2023 .
  49. ^ Jump up to: а б «Россия продолжает модернизацию своих атомных крейсеров типа «Киров» . Признание ВМФ . 5 февраля 2018 года . Проверено 6 июля 2018 г.
  50. ^ Ramm, Alexey (18 April 2019). "Крейсерова соната: атомный флот отправят в утиль" [Cruiser Sonata: the nuclear fleet will be sent for scrap]. izvestia.ru (in Russian) . Retrieved 24 October 2019 .
  51. ^ «Надводные войска: Убить «Кировы», чтобы спасти флот» . Страница стратегии . 20 мая 2019 года . Проверено 24 октября 2019 г.
  52. ^ Jump up to: а б "Атомный крейсер "Адмирал Лазарев" отправили на утилизацию" [Nuclear cruiser "Admiral Lazarev" sent for recycling]. Interfax (in Russian). 18 February 2021 . Retrieved 20 August 2021 .
  53. ^ Уайт, Райан (21 февраля 2021 г.). «Россия утилизирует атомный линейный крейсер «Адмирал Лазарев» . Военно-морской пост . Проверено 20 августа 2021 г.
  54. Гиперзвуковая ракета 3М22 «Циркон» проходит опытно-конструкторские испытания для крейсера типа «Киров» ВМФ России - Navyrecognition.com, 19 февраля 2016 г.
  55. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Проект 1144.2 Киров – Список кораблей» . globalsecurity.org . 30 января 2016 года . Проверено 24 октября 2016 г.
  56. ^ Уайт, Райан (6 мая 2021 г.). «Атомный линейный крейсер «Адмирал Лазарев» достигает конечного пункта назначения» . Военно-морской пост . Проверено 27 августа 2021 г.
  57. ^ Управление советской разведки (15 сентября 1990 г.). Советский авианосец: торпедирован Перистройкой? (PDF) (Отчет). п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
  • Боннер, Кит; Боннер, Кэролайн (2007). Военный корабль США «Айова» в войне . Зенит Пресс. ISBN  978-0-76032-804-0 .
  • Брейер, Зигфрид (1992). Разработка советского военного корабля . Том. Я: 1917–1937. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-604-3 .
  • Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-863-8 .
  • Джексон, Роберт (2006). Энциклопедия военных кораблей: от Второй мировой войны до наших дней . Тандер-Бей Пресс. ISBN  1-59223-627-8 .
  • Маклафлин, Стивен (2004). «Проект 69: Линейные крейсеры типа «Кронштадт». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . Том. 2004. Лондон: Морская пресса Конвея. стр. 99–117. ISBN  0-85177-948-4 .
  • Маклафлин, Стивен (2006). «Проект 82: Сталинградский класс». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль . Том. 2006. Лондон: Конвей. стр. 102–123. ISBN  978-1-84486-030-2 .
  • Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-481-4 .
  • Миллер, Дэвид (2002). Иллюстрированный справочник военных кораблей с 1860 года по настоящее время . Лондон: Книги Саламандры. ISBN  1-84065-260-8 . OCLC   59522373 .
  • Миллер, Дэвид; Миллер, Крис (1986). Современный морской бой . Лондон: Книги Саламандры. ISBN  0-86101-231-3 . OCLC   17397400 .
  • Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-068-1 . ОСЛК   38581302 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 626d5fa4e53c409abfe647c5a9ec9413__1724251080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/13/626d5fa4e53c409abfe647c5a9ec9413.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of battlecruisers of Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)