Список линейных крейсеров России


После окончания Русско-японской войны 1905 года российский морской генеральный штаб ему необходима эскадра быстроходных броненосных крейсеров . решил , что [ примечание 1 ] которые могли использовать свою скорость, чтобы занять позицию и поразить главу боевой линии противника, так же, как адмирал Того это сделал во время Цусимской битвы против российского флота. [ 1 ] Эта концепция сильно отличалась от основных функций линейного крейсера, предусмотренных британским Королевским флотом и Имперским немецким флотом открытого моря , которые заключались в разведке основного боевого флота и атаке разведывательных сил противника. [ 2 ] Королевский флот пришел к такому же выводу и разработал «Куин Элизабет» класса быстроходные линкоры , которые могли навязать бой вражескому флоту и имели достаточную защиту для атаки любого типа корабля. [ 3 ] Однако Первая мировая война и Гражданская война в России прервали строительство российских кораблей класса «Бородино» , и все они были списаны .
Двадцать лет спустя советский ВМФ выдал требование на корабль, способный бороться с крейсерами противника, но конструкция начала расширяться по мере того, как она была модифицирована для ведения боя с немецкими карманными линкорами на равных условиях, а позже модифицирована для достижения паритета с « Шарнхорстом». -классовые линкоры. Два корабля были заложены в 1939 году, но разработка их новых орудий значительно отставала от их постройки, и в 1940 году в Германии были заказаны шесть 38-сантиметровых (15 дюймов) двухорудийных башен. Рабочие чертежи башен и орудий еще даже не были разработаны. был получен, когда в июне 1941 года началась операция «Барбаросса» . Неполные корпуса обоих кораблей были отправлены на слом в 1947 году. [ 4 ]
Военно-морской флот возобновил требования к «крейсеру-убийце» во время войны, но процесс проектирования был довольно длительным, поскольку обсуждались вопросы его вооружения, скорости и размеров. Иосиф Сталин был ключевым сторонником этих кораблей и сам принимал многие важные решения, игнорируя желания ВМФ. Таким образом, после его смерти в 1953 году было потрачено мало времени на списание трех заложенных кораблей. В качестве мишени использовался корпус самого совершенного корабля, а два других были списаны на стапелях. [ 5 ]
В 1970-х годах ВМФ инициировал проект строительства атомохода, способного размещать в одном корпусе зенитные, противокорабельные и противолодочные управляемые ракеты. Этот тип, классифицированный Советским Союзом как «тяжелый атомный ракетный крейсер», в конечном итоге стал крупнейшим неавианосным надводным военным кораблем, построенным после окончания Второй мировой войны, и на Западе был назван линейным крейсером. [ 6 ]
Ключ
[ редактировать ]Основные орудия а | Количество и тип главного калибра орудий |
Броня | ватерлинии пояса Толщина |
Смещение | Водоизмещение корабля при полной загрузке |
Движение | Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость. |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Запущен | Дата спуска корабля на воду |
^α Класс «Киров» был оснащен в основном ракетным основным вооружением; это отражено в таблице, где вместо «Основные орудия» указано «Основное вооружение».
Бородинский класс
[ редактировать ]
Все четыре «Бородино» класса линейных крейсера (также называемые классом «Измаил» ) Императорского российского флота были заложены в декабре 1912 года. [ примечание 2 ] в Санкт-Петербурге на службу на Балтийском флоте . Строительство кораблей затянулось, так как многие отечественные заводы уже были перегружены заказами и некоторые комплектующие пришлось заказывать из-за границы. Начало Первой мировой войны еще больше замедлило их строительство, поскольку иностранные заказы часто не выполнялись, а внутреннее производство было перенаправлено на производство товаров, более полезных для военных действий. Корабли были спущены на воду в 1915–1916 годах, но начало русской революции 1917 года остановило их строительство, которое так и не возобновилось. [ 7 ] Советский ВМФ задумался о достройке кораблей; Первоначально Измаил и Бородино рассматривались с целью доведения одного или обоих до первоначальной конструкции, но отсутствие имеющихся 12-дюймовых (305-мм) орудий в сочетании со сложностью первоначально спроектированной электрической системы привело к идея отбрасывается. [ 8 ] Впоследствии были выдвинуты планы достроить «Кинбурн» и «Наварин» до модифицированной конструкции с 16-дюймовыми (406-мм) орудиями, но это снова провалилось из-за трудностей с получением орудий из-за границы или с их производством внутри страны. Последующие идеи включали переоборудование некоторых корпусов для грузовых или пассажирских перевозок, но это снова провалилось. [ 9 ] Военно-Морской Флот в 1925 году выступил с серьёзным предложением переоборудовать «Измаил» ближайший к завершению корабль в авианосец , однако этот план позже был отменён в результате политических маневров со стороны Красной Армии . [ 10 ] В конце концов все четыре корпуса были разобраны на металлолом; второй, третий и четвертый были проданы немецкой компании в 1923 году, а Измаил был разобран в Ленинграде в 1931 году.
Корабль | Строитель | Основные орудия | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 11 ] | Запущен [ 11 ] | Судьба | ||||||
Izmail (Russian: Измаил ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 12 × 35,6 см (14 дюймов) [ 12 ] | 237,5 мм (9,4 дюйма) [ 13 ] | 36 646 длинных тонн (37 234 т ) [ 12 ] | 4 винта, 4 паровые турбины с редуктором 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час) [ 12 ] |
19 декабря 1912 г. | 22 июня 1915 г. | Списано , 1931 год. [ 14 ] |
Borodino (Russian: Бородино ) | Адмиралтейский завод , Санкт-Петербург. | 31 июля 1915 г. | Продан на металлолом, 21 августа 1923 г. [ 9 ] | |||||
Кинбурн (русский: Кинбурн ) | Балтийский завод, Санкт-Петербург | 30 октября 1915 г. | ||||||
Наварин (русский: Наварин ) | Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург | 9 ноября 1916 г. |
Kronshtadt class
[ редактировать ]
В 1930-х годах Советы начали разработку большого крейсера ( русский : большой крейсер ; большой крейсер ), способного уничтожить 10 000-тонные (10 160 т) крейсеры, построенные с учетом ограничений, наложенных Вашингтонским военно-морским договором , который Советы имели. не подписан. Было предложено несколько проектов, но они были отклонены ВМФ до того, как эта концепция была объединена с небольшим линкором (линкор «Б»), который затем проектировался для службы на Балтийском и Черноморском флотах после того, как Советы согласились следовать условиям Второго Лондонского военно-морского соглашения. Договор Германии 1937 года. Новый проект был значительно крупнее, и ему также было поручено бороться с так называемыми «карманными линкорами» . Вскоре после этого было заказано четыре корабля, но начало Великой чистки в августе 1937 года помешало завершению процесса проектирования, и проект был отменен в начале 1938 года из-за критики как слишком слабого по сравнению с иностранными кораблями. [ 15 ]

Однако у ВМФ все еще существовала потребность в корабле, способном поражать крейсеры противника, и первоначальная концепция была возрождена как Проект 69. Предлагаемый размер корабля постоянно увеличивался, поскольку требования были пересмотрены, чтобы позволить ему сражаться с более крупными кораблями, такими как немецкий. «Шарнхорст Линкоры типа ». Предварительный проект был окончательно утвержден в январе 1939 года, а два корабля были заложены в ноябре 1939 года, еще до того, как был утвержден рабочий проект. [ 16 ]
Корабли проекта 69 должны были использовать недавно разработанную 305-миллиметровую (12-дюймовую) пушку в новой тройной башне, но они оба сильно отставали от графика, когда Иосиф Сталин в феврале 1940 года спросил немцев, есть ли тройная 283-миллиметровая (11,1-дюймовая) пушка. ) башни были доступны для покупки в соответствии с германо-советским торговым соглашением . Когда они сказали «нет», он спросил, есть ли вместо них сдвоенные 380-миллиметровые (15 дюймов) башни. У Круппа было шесть некомплектных 380-мм башен SK C/34 , которые первоначально были заказаны еще до войны для перевооружения двух кораблей класса Scharnhorst , но не использовались, когда план был отменен после начала Второй мировой войны . Позднее в том же месяце было заключено предварительное соглашение о покупке 12 орудий и шести башен, задолго до того, как были проведены какие-либо исследования, чтобы выяснить, возможна ли вообще замена. Позже было решено, что их можно использовать, поэтому соглашение было заключено в ноябре 1940 года, а поставки были запланированы с октября 1941 года по 28 марта 1943 года. [ 17 ]
«Проект 69-И» («Импортный» – Импортированный) модифицировал два корабля для использования немецких орудий, хотя данных по башням и их барбетам все еще не было . Детальный проект должен был быть завершен к 15 октября 1941 года, но он был сорван, когда немцы вторглись в Советский Союз в июне. [ 18 ] Ни один из кораблей в то время не продвинулся очень далеко, и оба были повреждены во время войны, поэтому 24 марта 1947 года их было приказано сдать на слом после того, как были некоторые размышления о том, чтобы превратить «Кронштадт» в качестве авианосца или базового корабля для китобоев. [ 19 ]
Корабль | Строитель | Основные орудия | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | ||||||
Кронштадт (русский: Кронштадт ) | Судоремонтный завод № 194 , Ленинград | 6 × 38 см (15 дюймов) [ 18 ] | 230 мм (9,1 дюйма) [ 20 ] | 42 831 т (42 155 длинных тонн) [ 21 ] | 3 винта, 3 паровые турбины с редуктором, 32 кН (59 км/ч; 37 миль в час) [ 20 ] | 30 ноября 1939 г. [ 19 ] | — | Приказан на слом 24 марта 1947 г. [ 19 ] |
Sevastopol (Russian: Севастополь ) | Shipyard No. 200 , Nikolaev | 5 ноября 1939 г. [ 19 ] | — |
Сталинградский класс
[ редактировать ]
В 1943 году ВМФ переоформил свои требования к большому крейсеру для уничтожения легких крейсеров противника, но ни один из представленных проектов не был приемлем. Требование было переоформлено в 1944 году на более крупный корабль, а концепция была одобрена Политбюро в 1945 году. Однако ВМФ и Наркомат судостроения разошлись во мнениях относительно возможности закладки каких-либо кораблей нового проекта до 1950 года, поэтому была назначена комиссия под руководством под председательством Лаврентия Берии для решения вопроса. В основном он встал на сторону Наркомата судостроения, но позже в том же году была одобрена программа семи больших крейсеров. Предварительное проектирование не было завершено до 1948 года, и размер корабля увеличился до 40 000 тонн (39 368 длинных тонн). Сталин несколько раз вмешивался в процесс проектирования и приказал уменьшить водоизмещение корабля до 36 500 метрических тонн (35 924 длинных тонны) и увеличить скорость до 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час), а также указать его вооружение в виде 305-мм орудий, а не чем 220-мм (8,7 дюйма) орудия, предпочитаемые ВМФ. Все эти изменения задержали утверждение рабочего проекта до 1951 года. [ 22 ]
Строительство первого корабля было спущено на воду в ноябре 1951 года, а два других - в 1952 году; четвертый, очевидно, был заказан на Северодвинском судостроительном заводе, но был отменен до закладки. [ 23 ] К этому времени поддержка Сталина стала основным стимулом для создания кораблей, и после его смерти 5 марта 1953 года было потрачено мало времени на их отмену. Корпус « Сталинграда » было приказано использовать для испытаний оружия, в то время как два других корабля были списаны там, где они лежали. Корпус был спущен на воду в 1954 году после того, как он был модифицирован в соответствии с новой ролью. В 1955 году его отбуксировали из Николаева в Севастополь , но он сел на мель у входа в Севастопольскую бухту. Первоначальные попытки поднять его со скал грубой силой не увенчались успехом, а опрокидывание линкора «Новороссийск» еще больше задержало спасательные работы, так что его освободили только в середине 1956 года. Он служил мишенью для советских противокорабельных ракет первого поколения и широкого спектра бронебойного оружия, прежде чем был списан в начале 1960-х годов, вероятно, в 1962 году. [ 24 ]
Корабль | Строитель | Основные орудия | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | ||||||
Stalingrad (Russian: Сталинград ) | Shipyard No. 198 , Nikolaev | 9 × 305 мм (12 дюймов) [ 25 ] | 180 мм (7,1 дюйма) [ 26 ] | 42 300 т (41 632 длинных тонны) [ 25 ] | 4 винта, 4 паровые турбины с редуктором, 35,5 кН (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) [ 27 ] | ноябрь 1951 г. [ 23 ] | 16 марта 1954 г. [ 28 ] | Халк использовался в качестве цели, а затем списан [ 29 ] |
Moskva (Russian: Москва ) | Судоремонтный завод № 189 , Ленинград | сентябрь 1952 г. [ 23 ] | — | Списано, 1953 г. [ 28 ] | ||||
Кронштадт (русский: Кронштадт ) [ примечание 3 ] | Верфь №. 402 , Северодвинск | Октябрь 1952 г. [ 23 ] | — | Списано, 1953 г. [ 28 ] |
Кировский класс
[ редактировать ]
В 1960-х годах Советский Союз разработал проект 1144 «Орлан» — проект, предназначенный для проектирования и строительства большого атомного противолодочного корабля. В то время Советы не предполагали, что вооружение надводных кораблей противокорабельными ракетами , поскольку действующая на тот момент доктрина предусматривала, что подводные лодки являются основной платформой для нападения на корабли противника. потребуется [ 30 ] [ 31 ] Однако потопление израильского эсминца INS Eilat в 1967 году противокорабельными ракетами, выпущенными с египетского ракетного катера, привело к переосмыслению использования в этой роли надводных кораблей. Угроза надводных кораблей ВМС США , которые становились все более способными выполнять ряд различных задач, привела к кристаллизации идеи единого корабля, сочетающего в себе зенитные , противокорабельные и противолодочные возможности. [ 32 ]

Under the original specifications laid out in 1969, the new ship was originally classified as "nuclear antisubmarine cruiser" ( Russian : атомный противолодочный крейсер ; atomnyy protivolodochnyy kreyser ). [ 30 ] Первый корпус был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в марте 1974 года под названием «Киров» . К моменту спуска на воду в декабре 1977 года он был переклассифицирован в «тяжелый атомный ракетный крейсер» ( русский : тяжёлый ) атомный ракетный крейсер , построенный на основе основного вооружения из 20 СС-Н. -19 Противокорабельные ракеты «Кораблекрушение». После появления «Кирова» еще два энергоблока — «Фрунзе» и «Калинин» с четырехлетним интервалом были введены в эксплуатацию . Когда «Фрунзе» был введен в эксплуатацию в 1984 году, было замечено, что у него было другое вооружение, подходящее к «Кирову» : пара одиночных 100-мм орудий заменена на спаренную 130-миллиметровую (5,1 дюйма) башню, а также SS-N-14 Silex. противолодочную ракету система удалена в пользу добавления восьми SA-N-9 Gauntlet пусковых установок ЗРК . В итоге ни один из четырех кораблей этого класса не получил полностью идентичного вооружения. [ 33 ] [ 34 ] Кроме того, корпус и двигательная установка типа «Киров» ВМФ СССР. использовались для корабля «С» 3 судно Урал . [ 35 ]
Размер класса «Киров» составлял примерно 28 000 длинных тонн (28 000 т) при полной загрузке. Он был примерно такого же размера, как Первой мировой войны линкор-супердредноут времен , и значительно больше, чем любой современный крейсер, что привело к тому, что комментаторы на западе назвали их «линейными крейсерами». [ 36 ] [ 37 ] Их появление стало основным фактором, побудившим ВМС США возобновить работу своих четырех «Айова» линкоров класса в начале 1980-х годов. [ 38 ] Четвертый корабль, «Юрий Андропов» , был спущен на воду в апреле 1989 года, планировалось построить пятый корабль, получивший название «Кузнецов» . [ примечание 4 ] [ 39 ] [ 33 ] [ 40 ] Однако с распадом Советского Союза финансирование ВМФ развалилось: четвертый корабль, переименованный в » « Петр Великий , не был введен в строй до 1998 года, пятый корпус был списан, а оставшиеся три стояли на приколе в разной степени. состояния неудовлетворённости. [ 40 ] [ 33 ] Хотя первый корабль «Киров» [ примечание 5 ] в 1999 году начался плановый капитальный ремонт, который был остановлен в 2001 году, вместо этого было принято решение о демонтаже корабля. [ 42 ] Kalinin (renamed as Admiral Nakhimov in 1992 [ 43 ] ), считавшийся в лучшем состоянии, должен был пройти капитальный ремонт, чтобы вернуть его в строй к 2021 году. [ 44 ] [ 45 ] Однако из-за проблем с завершением работ срок сдачи кораблей был перенесен на 2023 год. [ 46 ] После возвращения в состав флота "Адмирала Нахимова" планировалось, что "Петр Великий" аналогичную модернизацию пройдет и . Затем, в 2023 году, появилось сообщение о том, что из-за растущей стоимости запланированного капитального ремонта, а также растущих затрат на общее техническое обслуживание « Питор Великий» не пройдет плановую модернизацию и вместо этого будет выведен из эксплуатации, как только «Адмирал Нахимов» будет возвращен в строй. [ 47 ] Однако на тот момент это осталось неподтвержденным, вместо этого просто было отмечено, что корабль продолжал выполнять операции, пока проводилась оценка его состояния. [ 48 ] Судьба «Фрунзе» , переименованного в «Адмирала Лазарева» , была менее ясной, поскольку предполагалось провести проверку корабля для определения его общего состояния после работ над «Адмиралом Нахимовым» . завершения [ 49 ] Однако в апреле 2019 года было объявлено, что оба «Кирова» , уже выгруженные , [ 49 ] и «Адмирал Лазарев» должны были быть окончательно отозваны и разбиты. [ 50 ] [ 51 ] «Адмирал Лазарев» был продан на слом в феврале 2021 года. [ 52 ] [ 53 ]
Корабль | Строитель | Основное вооружение | Смещение | Движение | Услуга | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Название Советского ВМФ | Название ВМФ России | Противокорабельные ракеты | Оружие | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||
Kirov (Russian: Киров ) | Admiral Ushakov (Russian: Адмирал Ушаков ) | Судоремонтный завод № 189 , Ленинград | СС-Н-19 20 × Кораблекрушение [ 31 ] [ примечание 6 ] | 2 × АК-100 100 мм (3,9 дюйма) [ 31 ] | 28 000 т (27 558 длинных тонн) [ 31 ] | 2 вала КОНАС ; 2 ядерных реактора и 2 паровые турбины, 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) [ 31 ] | 27 марта 1974 г. [ 55 ] | 26 декабря 1977 г. [ 55 ] | 30 декабря 1980 г. [ 55 ] | Заложен |
Frunze (Russian: Фрунзе ) | Admiral Lazarev (Russian: Адмирал Лазарев ) | 1 × спаренный АК-130 130 мм (5,1 дюйма) [ 31 ] | 27 июля 1978 г. [ 55 ] | 26 мая 1981 г. [ 55 ] | 31 октября 1984 г. [ 55 ] | Продан на слом, февраль 2021 г. [ 52 ] [ 56 ] | ||||
Kalinin (Russian: Калинин ) | Admiral Nakhimov (Russian: Адмирал Нахимов ) | 17 мая 1983 г. [ 55 ] | 25 апреля 1986 г. [ 55 ] | 30 декабря 1988 г. [ 55 ] | В ремонте | |||||
Yuri Andropov (Russian: Юрий Андропов ) | Pyotr Velikiy (Russian: Пётр Великий ) | 11 марта 1986 г. [ 55 ] | 29 апреля 1989 г. [ 55 ] | 9 апреля 1998 г. [ 55 ] | В эксплуатации | |||||
Kuznetsov (Russian: Кузнецо́в ) | Середина 1989 г. [ 57 ] | — | Отменено 4 октября 1990 г. Разобрано на месте |
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Корабли типа «Бородино» формально назывались броненосными крейсерами, пока не были переименованы в линейные крейсеры ( линейный крейсер ). приказом от 29 июля 1915 года [ 1 ]
- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
- ↑ Официально третьему корпусу название не присвоено, советские источники называют корабль либо «Кронштадт» , либо «Архангельск». [ 23 ]
- ^ Kuznetsov was initially named as Dzerzhinsky , then Oktyabrskaya Revolutsiya
- ↑ Киров был переименован в «Адмирал Ушаков» в 1992 году, но ему было восстановлено первоначальное название в 2004 году, после того как он был выведен из эксплуатации. Имя «Адмирал Ушаков» присвоено «Современный» типа эсминцу «Бесстрашный». [ 41 ]
- ^ Ракету SS-N-19 планируется заменить смесью ракет SS-N-26 Strobile , SS-N-27 Sizzler и SS-N-33 в «Адмирале Нахимове» и «Питоре Великом». [ 54 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, с. 244
- ^ Робертс 1997, с. 18
- ^ Берт 1986, стр. 251
- ^ Маклафлин 2004, стр. 99–117.
- ^ Маклафлин 2006, стр. 102–23.
- ^ Такер-Джонс, Энтони (2015). Советское вооружение времен холодной войны: самолеты, военные корабли и ракеты . Авиация «Перо и меч». ISBN 978-1473823617 . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Маклафлин 2003, стр. 247–249.
- ^ Маклафлин, с. 332
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, стр. 332–335.
- ^ Маклафлин 2003, стр. 332–337.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, стр. 248–249.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003, стр. 243–244.
- ^ Маклафлин 2003, с. 252
- ^ Брейер 1992, с. 114
- ^ Маклафлин 2004, стр. 100–105.
- ^ Маклафлин 2004, стр. 107, 109, 112.
- ^ Маклафлин 2004, стр. 109, 111.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2004, с. 111
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2004, стр. 112, 114.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2004, с. 109
- ^ Маклафлин 2004, стр. 107, 112.
- ^ Маклафлин 2006, стр. 103–110.
- ^ Jump up to: а б с д и Маклафлин 2006, с. 116
- ^ Маклафлин 2006, стр. 116, 119–120.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2006, стр. 110–111.
- ^ Маклафлин 2006, с. 114
- ^ Маклафлин 2006, с. 115
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2006, с. 118
- ^ Маклафлин 2006, стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б «Проект 1144 (Орлан) – История» . globalsecurity.org . 7 сентября 2011 года . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон, стр. 409–411.
- ^ Боннер и Боннер, с. 86
- ^ Jump up to: а б с Директор военно-морской разведки (июль 1991 г.). Понимание советских военно-морских разработок (PDF) (Отчет). Департамент ВМФ. п. 147. Архивировано (PDF) из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Киров (Орлан) Класс (Тип 1144.1/1144.2) (CGN)» . Джейн . 8 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 г. Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Пайк, Джон. «ССВ-33 проекта 1941 года» . GlobalSecurity.org . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Гардинер, Чамбли и Бадзбон, стр. 328
- ^ Рогоуэй, Тайлер (5 мая 2014 г.). «Линейный крейсер класса «Киров»: крупнейший в мире надводный боевой корабль» . Фокстрот Альфа . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Миллер и Миллер, с. 114
- ^ «Проект 1144.2 Орлан – Единицы» . globalsecurity.org . 8 сентября 2016 года . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер, с. 192
- ^ "Эсминец "Бесстрашный" Переименован В "Адмирала Ушакова" " [Destroyer "Fearless" renamed "Admiral Ushakov"]. Pravoslavie.ru (in Russian). 5 July 2004 . Retrieved 19 August 2021 .
- ^ Кудрик, Игорь (3 ноября 1998 г.). «Атомный линейный крейсер подлежит сдаче на слом» . Фонд Беллона . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ «Передача линейного крейсера «Адмирал Нахимов» ВМФ России отложена — источник» . ТАСС . 7 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2021 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Петтерсен, Труде (27 сентября 2012 г.). «Модернизации подлежит только один атомный крейсер» . Баренц обозреватель . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ "Ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" идет в соответствии с графиком" [Repair and modernization of the heavy nuclear missile cruiser Admiral Nakhimov is in accordance with the schedule] (in Russian). Ministry of Defence of the Russian Federation. 27 September 2017 . Retrieved 12 October 2017 .
- ^ «Передача линейного крейсера «Адмирал Нахимов» ВМФ России отложена — источник» . ТАСС . 7 апреля 2021 г. Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Куклычев Евгений (21 апреля 2023 г.). «Россия утилизирует самый большой в мире атомный военный корабль из-за затрат на монтаж» . Newsweek . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ "Источник опроверг данные о решении списать крейсер "Петр Великий" " [The source denied the information about the decision to write off the cruiser "Peter the Great"]. mil.press (in Russian). 18 July 2023 . Retrieved 4 August 2023 .
- ^ Jump up to: а б «Россия продолжает модернизацию своих атомных крейсеров типа «Киров» . Признание ВМФ . 5 февраля 2018 года . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Ramm, Alexey (18 April 2019). "Крейсерова соната: атомный флот отправят в утиль" [Cruiser Sonata: the nuclear fleet will be sent for scrap]. izvestia.ru (in Russian) . Retrieved 24 October 2019 .
- ^ «Надводные войска: Убить «Кировы», чтобы спасти флот» . Страница стратегии . 20 мая 2019 года . Проверено 24 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б "Атомный крейсер "Адмирал Лазарев" отправили на утилизацию" [Nuclear cruiser "Admiral Lazarev" sent for recycling]. Interfax (in Russian). 18 February 2021 . Retrieved 20 August 2021 .
- ^ Уайт, Райан (21 февраля 2021 г.). «Россия утилизирует атомный линейный крейсер «Адмирал Лазарев» . Военно-морской пост . Проверено 20 августа 2021 г.
- ↑ Гиперзвуковая ракета 3М22 «Циркон» проходит опытно-конструкторские испытания для крейсера типа «Киров» ВМФ России - Navyrecognition.com, 19 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Проект 1144.2 Киров – Список кораблей» . globalsecurity.org . 30 января 2016 года . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Уайт, Райан (6 мая 2021 г.). «Атомный линейный крейсер «Адмирал Лазарев» достигает конечного пункта назначения» . Военно-морской пост . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Управление советской разведки (15 сентября 1990 г.). Советский авианосец: торпедирован Перистройкой? (PDF) (Отчет). п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Боннер, Кит; Боннер, Кэролайн (2007). Военный корабль США «Айова» в войне . Зенит Пресс. ISBN 978-0-76032-804-0 .
- Брейер, Зигфрид (1992). Разработка советского военного корабля . Том. Я: 1917–1937. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Джексон, Роберт (2006). Энциклопедия военных кораблей: от Второй мировой войны до наших дней . Тандер-Бей Пресс. ISBN 1-59223-627-8 .
- Маклафлин, Стивен (2004). «Проект 69: Линейные крейсеры типа «Кронштадт». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . Том. 2004. Лондон: Морская пресса Конвея. стр. 99–117. ISBN 0-85177-948-4 .
- Маклафлин, Стивен (2006). «Проект 82: Сталинградский класс». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль . Том. 2006. Лондон: Конвей. стр. 102–123. ISBN 978-1-84486-030-2 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Миллер, Дэвид (2002). Иллюстрированный справочник военных кораблей с 1860 года по настоящее время . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 1-84065-260-8 . OCLC 59522373 .
- Миллер, Дэвид; Миллер, Крис (1986). Современный морской бой . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 0-86101-231-3 . OCLC 17397400 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 . ОСЛК 38581302 .