Торпедный катер класса П 6
![]() Торпедный катер P 6 ВМС Египта, около 1967 г.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Проект 183 «Большевик». |
Строители |
|
Операторы |
|
Предшественник | П 4 класс |
Преемник |
|
Подклассы |
|
Построен | 1949-1960 (Советский Союз) |
Завершенный | ~421 (Советский Союз) [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Тип | Моторный торпедный катер |
Смещение | 67,1 длинных тонны (68,2 т ) |
Длина | 25,5 м (83 фута 8 дюймов) |
Луч | 6,18 м (20 футов 3 дюйма) |
Черновик | 1,24 м (4 фута 1 дюйм) |
Движение | 4 советских дизеля М-50Т , 4800 л.с. (3579 кВт), 4 вала |
Скорость | 43 узла (80 км/ч; 49 миль в час) |
Диапазон | 1000 миль (1900 км; 1200 миль) |
Дополнить | 14 |
Датчики и системы обработки | 1 × советский навигационный радар I диапазона «Зарница» («Скин Голова») |
Вооружение |
|
Торпедный катер типа П-6 , советское обозначение проекта 183 «Большевик» — советский моторный торпедный катер с деревянным корпусом, произведенный вскоре после Второй мировой войны . Они были вооружены двумя спаренными 25-мм автоматическими пушками и двумя 533-мм (21,0 дюйма) торпедами. [ 2 ] [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Большой торпедный катер, разработанный вскоре после Второй мировой войны , торпедные катера проекта 183 «Большевик» созданы под влиянием американских моторных торпедных катеров «Воспер» , «Элко » и «Хиггинс» , поставленных в Советский Союз по ленд-лизу . Разработка велась на верфи № 5 в Ленинграде и имела полуглиссирующий корпус с резкими линиями по сравнению с более ранними с полным аквапланированием, советскими конструкциями такими как Г-5 или проект 123-бис . Лодка была сделана из дерева, оснащена четырьмя дизельными двигателями М-50 и могла развивать максимальную скорость 43 узла (80 км/ч; 49 миль в час). [ 3 ]
Корабли были вооружены двумя спаренными 25-мм автопушками с боезапасом 2000 снарядов, двумя 533-мм торпедными аппаратами и восемью глубинными бомбами. Дополнительно морские мины на замену торпедных аппаратов могли быть приняты .
Проект 183 использовался в качестве основы для множества производных проектов, таких как ракетный катер проекта 183-Р , первый серийный ракетный катер, который также совершил первый боевой удар противокорабельной ракетой, подводная лодка проекта 199. Вариант «Охотник» , оснащенный гидролокатором для пограничников, и китайский Тип 55А , канонерская лодка, оснащенная орудиями большего калибра. [ 3 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Первый торпедный катер Р 6 был поставлен в 1949 году, строительство велось тремя верфями, всего было построено около 420 катеров. Корабли нравились своим экипажам, и большая их часть была экспортирована в союзные страны. К 1980-м годам большинство кораблей было выведено из эксплуатации. [ 3 ] Некоторые из них были переоборудованы в пассажирские или транспортные суда. [ 1 ]
В 1953 году Китайская Народная Республика купила у Советского Союза 39 торпедных катеров Р 6 и планировала построить свои собственные. Советский Союз оказал помощь в запуске местного производства, где он известен как торпедный катер Тип 02, всего было построено 63–80 лодок. Некоторые корабли были построены со стальными корпусами вместо деревянных, поскольку было трудно найти подходящую древесину. Корабли участвовали в действиях против ВМС Китайской Республики и к 1990-м годам все были выведены из эксплуатации. [ 5 ] [ 6 ]
Египет приобрел около 46 единиц в 1956-1970 годах. Они видели действия против Израиля в Шестидневной войне , в том числе действия, когда израильский эсминец «Элиат» и сопровождающие его торпедные катера потопили два катера P 6. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- Проект 183 : по классификации НАТО: класс P 6 .
- Проект 183-А : Экспериментальный миноносец с корпусом из арктилита (разновидность древесно-композитного материала).
- Проект 183-Т : отчетное название НАТО: класс P 8 , экспериментальный торпедный катер P 6 с дополнительным газотурбинным двигателем, способный развивать скорость 49,7 узла.
- Проект 183-ТК : отчетное название НАТО: класс P 10 , серийная версия P 8, способная развивать скорость 48,5 узлов.
- Проект 183-У : Экспериментальный миноносец с четырьмя торпедными аппаратами и более мощными дизелями, способный развивать скорость до 47 узлов.
- Проект 183-Ц — Катер-дистанционная радиоуправляемая мишень с системой дистанционного управления «Кварц-49».
- Проект 183-КУЦ : Катер управления целеуказанием.
- Проект 183-Э : Экспериментальный ракетный катер с двумя ракетами П-15, предшественник класса «Комар».
- Проект 183-Р : отчетное название НАТО: класс «Комар» , первый тип ракетного катера серийного производства.
- Проект 199 : Охотник за подводными лодками, построенный для Пограничных войск КГБ , оснащенный гидролокатором. [ 3 ] [ 1 ]
Китайские варианты
[ редактировать ]- Тип 6602/Тип 02 : китайское обозначение проекта 183.
- Тип 6702 : Лодки типа 6602, переоборудованные под стальной корпус.
- Тип 7102II : лодки типа 6602 со стальным корпусом.
- Тип 55А : отчетное название НАТО: класс Шаньтоу , вариант канонерской лодки со стальным корпусом, вооруженный двумя спаренными 37-мм пушками и двумя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами.
Египетские варианты
[ редактировать ]- Проект 183 с БМ-21 : 12 египетских P 6 были модифицированы РСЗО «Град» , заменившей кормовую пушку и торпедные аппараты, а также другим радаром. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Проект 183» . RussianShips.info . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Торпедный катер класса П 6
- ^ Jump up to: а б с д и «Большие миноносцы типа «Большевик» . Атринафлот.narod.ru . Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Проект 183 Класс Большевик» . Сайт WeaponSystems.net . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ «Деревянный миноносец типа 6602» . Хайджун360 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ «Торпедный катер П-4/П-6» . Хайджун360 . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Рахав, Эли (март 1986 г.). «Война ракетных катеров: израильский стиль» . Военно-морской институт США . Проверено 6 февраля 2023 г.