Sverdlov -class cruiser
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2013 г. ) |
![]() Admiral Ushakov in 1981
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Sverdlov class |
Строители | |
Операторы | |
Предшественник | Чапаев класс |
Преемник | Знакомство с классом |
Построен | 1948–1959 |
В комиссии | 1952–1992 |
Планируется | 30 |
Завершенный | 14 |
Отменено | 16 |
Ушедший на пенсию | 13 |
Сохранился | |
Общие характеристики | |
Тип | Крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 22 м (72 фута 2 дюйма) |
Черновик | 6,9 м (22 фута 8 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 9000 миль (17000 км; 10000 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 1,250 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Крейсеры «Свердлов» типа , получившие советское обозначение проекта 68бис , были последними обычными артиллерийскими крейсерами, построенными для советского ВМФ . Они были построены в 1950-х годах и основывались на советских, немецких и итальянских проектах и концепциях, разработанных до Второй мировой войны . Они были модифицированы для улучшения их морских возможностей, что позволило им действовать на высоких скоростях в бурных водах Северной Атлантики . Конструкция несла обширный комплекс современного радиолокационного оборудования и зенитной артиллерии . Первоначально Советы планировали построить 40 кораблей этого класса для поддержки «Сталинград» класса линейных крейсеров и различных авианосцев .
Сталин вместе с руководством советского ВМФ хотел, чтобы корабль соответствовал военно-морской доктрине, ориентированной на три приоритета:
- поддерживая оборону советского побережья,
- действующие на военно-морских базах по всему миру, и
- защита советских интересов в Арктике , Балтике , Средиземноморье и Черном море .
Второстепенными задачами, предусмотренными для этого класса кораблей, были торговые рейды. [ 1 ] и политическое присутствие в странах третьего мира считали их устаревшими для ракетной эпохи (в которой оборонительные и противолодочные ресурсы были приоритетом) , но советский премьер Никита Хрущев и Генеральный штаб , которые неохотно уступали лишь некоторым крейсерам ограниченные роли в качестве флагманы стратегических и тактических военно-морских операций. В советском военно-морском флоте в 1959 году ведущие адмиралы все еще считали, что больше крупных крейсеров будут полезны в операциях, запланированных на Кубе, и в поддержку Индонезии.
» «Свердловы также представляли угрозу для британских и голландских военно-морских сил, у которых не было возможности круглосуточного круглосуточного авианосного наблюдения до спутникового наблюдения. [ нужна ссылка ]
Угроза крупных кораблей Королевскому флоту была для него полезна, поскольку оправдывала сохранение обычного флота, состоящего из военных кораблей и авианосцев, особенно для использования в Северной Атлантике. [ 2 ] В ответ на это было представлено Blackburn Buccaneer , палубный ударный самолет , который обладал характеристиками, необходимыми для сближения и атаки кораблей класса «Свердлов» на сверхмалой высоте, используя бомбардировочные атаки для доставки ядерных боеприпасов, оставаясь при этом за пределами эффективной 5-километровой зоны. дальность действия советских 100-мм (3,9 дюйма) и 37-мм (1,5 дюйма) орудий. Когда программа строительства была сокращена, а линейные крейсеры и авианосцы отменены, « Свердловы » остались опасно незащищенными при действиях в районах, находящихся вне прикрытия наземной авиации. Их второстепенная задача, действовавшая самостоятельно в качестве коммерческих рейдеров, также была поставлена под угрозу, поскольку в хорошую погоду они были чрезвычайно уязвимы для авианосных групп ВМС США, оснащенных современными ударными самолетами, и для оставшихся крейсеров классов «Балтимор » и «Де-Мойн» , оснащенных 8-дюймовые пушки. Последним артиллерийским крейсерам класса «Фиджи » и «Тайгер» , а также эсминцам ВМС США «Геринг » и «Форрест Шерман» не хватало брони и дальности полета. [ 3 ] и скорость, необходимая для противодействия Свердловым.
В 1954 году строительство класса «Свердлов» было отменено Хрущевым после постройки 14 корпусов. Два дополнительных корпуса были списаны на слипе, а четыре частично укомплектованных корабля «Свердлов» , спущенных на воду в 1954 году, были списаны в 1959 году. Корабли класса «Свердлов» оставались в строю до 1970-х годов, в течение которых они прошли ограниченную программу модернизации, прежде чем окончательно покинуть службу в конце 1980-х годов.
Единственный сохранившийся корабль этого класса — «Михаил Кутузов» — сохранился в Новороссийске .
История
[ редактировать ]В конце Второй мировой войны военно Иосиф Сталин запланировал масштабную модернизацию и расширение советского военно-морского флота, чтобы превратить его в глобальный -морской флот . Для сопровождения более тяжелых кораблей и ведущих эсминцев требовалось большое количество крейсеров. [ 4 ] построить улучшенный вариант довоенного «Чапаев» крейсера типа (проект 68) «Свердлов» Для ускорения производства было решено вместо совершенно нового проекта (проект 65) (проект 68Б). Проект класса «Свердлов» был официально утвержден 27 мая 1947 года. [ 5 ] [ 6 ] Некоторые источники утверждают, что первоначально планировалось построить 30 « Свердловов », но заказ был сокращен на пять в пользу трех «Сталинград» линейных крейсеров типа . [ 7 ] но другие утверждают, что общее число 30 включает пятерых Чапаевых . [ 8 ] Первые три корабля этого класса были названы в честь списанных кораблей класса «Чапаев» . [ 5 ] После смерти Сталина в 1953 году этот приказ сократился до 21. [ 5 ] После закладки первых 15 корпусов ВМФ СССР решило, что оставшиеся шесть кораблей будут достроены по модифицированному проекту (проект 68зиф) с обеспечением защиты от ядерных осадков , но ни один из них не был достроен. Были разработаны планы и созданы чертежи модернизации кораблей для поддержки возможностей крылатых ракет ; однако от этих планов отказались, и новое строительство было отменено в 1959 году. Недостроенные корабли, за исключением «Адмирала Корнилова» (который стал громадником ), были списаны к 1961 году. [ 5 ] [ 7 ]
Сокращение численности крейсерских сил противоречило мнению руководства ВМФ СССР, которое настаивало на том, что крейсеры по-прежнему предоставляют ценную возможность выступать в качестве командных кораблей для артиллерийской поддержки морских десантных операций. Они также думали, что обеспечат политическое присутствие в спорных регионах третьего мира, например, на Кубе и Индонезии. в 1962 году в наличии было больше ракет Свердлова Если бы во время кубинского ракетного кризиса , они бы наверняка были развернуты. советский ВМФ намеревался разместить в кубинских портах несколько старых крейсеров класса «Чапаев» . В случае успеха [ нужна ссылка ]
Эти корабли были превзойдены в качестве надводных боевых кораблей из-за отсутствия у них возможностей противокорабельных крылатых ракет. Ограниченная модернизация этих кораблей, все еще находившихся на вооружении в 1970-х годах, привела к тому, что они стали использоваться в качестве платформ поддержки артиллерийского огня . [ 9 ]
Стандартной советской практикой было переводить крейсера в резерв и выводить из него. К началу 1980-х годов большинство из них были переведены в резерв.
Сегодня из кораблей остался только один — « Михаил Кутузов» . Это корабль-музей в Новороссийске .
Дизайн
[ редактировать ]Крейсера типа «Свердлов» представляли собой улучшенную и несколько увеличенную версию класса «Чапаев» . Они имели то же основное вооружение, механизмы и бортовую защиту, что и более ранние корабли. Улучшения включали увеличенный запас топлива для увеличения дальности полета, цельносварной корпус, улучшенную подводную безопасность, а также увеличение зенитной артиллерии и радара.
Класс «Свердлов» водоизмещением 13 600 тонн стандартное и 16 640 тонн при полной загрузке. Их общая длина составляла 210 м (690 футов) и длина по ватерлинии 205 м (673 фута). Они имели ширину 22 м (72 фута) и осадку 6,9 м (23 фута), а их численность обычно составляла 1250 человек. Корпус представлял собой полностью сварную новую конструкцию, корабли имели двойное дно на протяжении более 75% длины. Корабль также имел 23 водонепроницаемые переборки . было У Свердлова шесть котлов, обеспечивающих паром две паровые турбины с редуктором , вырабатывающие на своих валах 118 100 лошадиных сил (88 100 кВт). Это дало кораблям максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час). Крейсеры имели дальность плавания 9000 морских миль (17000 км; 10000 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 5 ]
Свердлов» Основное вооружение крейсеров типа « включало двенадцать орудий Б-38 калибра 152 мм (6 дюймов)/57, установленных в четырех трехместных башнях Мк5- бис . У них также было двенадцать 100-мм (4 дюйма)/56 калибров образца 1934 года в шести спаренных установках СМ-5-1. Что касается зенитного вооружения, крейсеры имели тридцать два 37-мм (1,5 дюйма) зенитных орудия в шестнадцати спаренных установках, а также были оснащены десятью 533-мм (21 дюйм) торпедными аппаратами в двух установках по пять в каждой. [ 5 ]
» «Свердловы 100 мм (4 дюйма) имели поясную броню толщиной и бронепалубу толщиной 50 мм (2 дюйма ) . Башни были защищены бронёй толщиной 175 мм (7 дюймов), а боевая рубка — броней 150 мм (5,9 дюйма). [ 5 ]
Полный радиолокационный комплекс крейсеров включал один радар воздушного поиска «Big Net» или «Top Trough», один радар воздушного поиска «High Sieve» или «Low Sieve», один радар воздушного поиска «Knife Rest» и один «Slim Net». РЛС воздушного поиска. В качестве навигационной РЛС у них была одна модель «Дон-2» или «Нептун». Для целей управления огнем корабли были оснащены двумя радарами «Солнечный козырек», двумя 152-мм артиллерийскими радарами «Top Bow» и восемью артиллерийскими радарами «Egg Cup». Для радиоэлектронного противодействия корабли были оснащены двумя системами РЭБ «Watch Dog». [ 5 ]
Модификации
[ редактировать ]К началу 1960-х годов со всех кораблей этого класса сняли торпедные аппараты. В 1957 году на «Адмирале Нахимове» была КСЩ ( по классификации НАТО : SS-N-1 «Скруббер») установлена пусковая установка противокорабельной ракеты взамен башен «А» и «Б». Модификация получила обозначение Проект 68ЭР . Эта пробная установка оказалась неудачной, и в 1961 году корабль был выведен из эксплуатации и использовался в качестве корабля-мишени. [ 5 ]
У Дзержинского была пусковая установка зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) для ракеты М-2 «Волхов-М» (ЗРК-Н-2 «Руководство»), которая в 1960–62 годах заменила третью, или «Х», башню главного калибра, с обозначение Проект 70Э . [ 5 ] [ 10 ] Это преобразование также считалось неудачным. [ нужна ссылка ] и никакие дальнейшие корабли не были переоборудованы. [ 5 ] Поскольку вся ракетная установка находилась над бронепалубой, а сама ракета, созданная на базе С-75 «Двина» (СА-2 «Руководство»), работала на жидком топливе (кислота/ керосин ), это представляло бы серьезную опасность для корабль в действии. [ нужна ссылка ]
Жданов и Сенявин были переоборудованы в командные корабли в 1971 году путем замены башни «Х» на дополнительное размещение и электронику, четырех спаренных 30-мм пушек АК-230 и 4К33 «Оса-М» (ЗРК-4 «Геккон»). ЗРК-система. Сенявин также приказал убрать башню «Y», чтобы освободить место для вертолетной площадки и ангара, а также установить четыре дополнительные установки АК-230 на ракетный комплекс «Оса-М». Жданов и Сенявин получили обозначения соответственно проекта 68У1 и проекта 68У2 . [ 5 ]
Октябрьская Революция была переоборудована увеличенным мостом в 1977 году, адмирал Ушаков и Александр Суворов такую же модификацию получили в 1979 году, а позже — Михаил Кутузов . На этих кораблях были сняты четыре спаренные 37-мм установки и добавлены восемь 30-мм установок АК-230. Эти корабли получили обозначение проекта 68А . [ 5 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Русское имя | Строитель | Заложен | Запущен | Завершенный | Судьба | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Sverdlov | Свердлов | Балтийский завод , Ленинград. | 15 октября 1949 г. | 5 июля 1950 г. | 15 мая 1952 г. | Пораженный 1989 год | Назван в честь Якова Свердлова . 14 февраля 1978 года он был выведен в резерв и дислоцирован в Лиепае. 30 мая 1989 года выведен из эксплуатации и в 1990 году отбуксирован в Кронштадт. В начале 1991 года он был продан индийской компании на металлолом, а в октябре 1993 года отбуксирован в Индию и сдан на слом. [ 11 ] |
Zhdanov | Жданов | Балтийский завод, Ленинград. | 11 февраля 1950 г. | 27 декабря 1950 г. | 31 декабря 1952 г. | Пораженный 1991 год | Назван в честь Андрея Жданова . Он был преобразован в командный корабль с удаленной башней «X», замененной офисными помещениями и добавленной дополнительной электроникой. Затем в 1991 году его списали на слом. |
Admiral Ushakov | Адмирал Ушаков | Балтийский завод, Ленинград. | 31 августа 1950 г. | 29 сентября 1951 г. | 8 сентября 1953 г. | Пораженный 1987 год | Назван в честь Федора Фёдоровича Ушакова . Списан в 1987 году |
Aleksandr Suvorov | Александр Суворов | Балтийский завод, Ленинград. | 26 февраля 1951 г. | 15 мая 1952 г. | 31 декабря 1953 г. | Пораженный 1990 год | Назван в честь русского генерала Александра Суворова . Списан в 1990 году. |
Адмирал Сенявин | Адмирал Сенявин | Балтийский завод, Ленинград. | 31 октября 1951 г. | 22 декабря 1952 г. | 30 ноября 1954 г. | Пораженный 1991 год | Назван в честь Дмитрия Сенявина . Переоборудован в командный корабль со снятыми кормовыми башнями и заменены вертолетным ангаром и офисными помещениями, списан в 1991 году. |
Dmitry Pozharsky | Дмитрий Пожарский | Балтийский завод, Ленинград. | 31 марта 1952 г. | 25 июня 1953 г. | 31 декабря 1954 г. | В резерв 1979г. [ 12 ] | Назван в честь патриота Дмитрия Пожарского . Разбит в 1987 г. Продан на слом в 1990 г. [ 12 ] |
Кронштадт | Кронштадт | Балтийский завод, Ленинград. | Октябрь 1953 г. | 11 сентября 1954 г. | — | Расставание, 1961 год. | Назван в честь города Кронштадта. |
Таллинн | Таллинн | Балтийский завод, Ленинград. | 1953 | 11 сентября 1954 г. | — | Расставание, 1961 год. | Назван в честь города Таллинна. |
Varyag | Варяг | Балтийский завод, Ленинград. | декабрь 1952 г. | 5 июня 1956 г. | — | Расставание, 1961 год. | Назван в честь варягов или викингов. |
Ordzhonikidze | Орджоникидзе | Адмиралтейский завод , Ленинград. | 19 октября 1949 г. | 17 сентября 1950 г. | 30 июня 1952 г. | Расставание, 1972 год. | Назван в честь Серго Орджоникидзе . Продан в Индонезию в 1962 году, повторно введен в строй KRI Irian в 1963 году. Продан на металлолом Тайваню в 1972 году. Британский водолаз Лайонел Крэбб пропал в 1956 году при тайном осмотре этого корабля для МИ-6, когда он стоял в порту Портсмутской гавани . |
Александр Невский | Александр Невский | Адмиралтейский завод, Ленинград. | 30 мая 1950 г. | 7 июня 1951 г. | 31 декабря 1952 г. | Пораженный 1989 год | Назван в честь Александра Невского . Списан в 1989 г. |
Admiral Lazarev | Адмирал Лазарев | Адмиралтейский завод, Ленинград. | 6 февраля 1951 г. | 29 июня 1952 г. | 30 декабря 1952 г. | Списан в 1986 г. [ 12 ] | Назван в честь Михаила Петровича Лазарева . Продан на металлолом в 1991 году. [ 12 ] |
Shcherbakov | Щербаков | Адмиралтейский завод, Ленинград. | июнь 1951 г. | 17 марта 1954 г. | — | Расставание, 1961 год. | Назван в честь советского политика и писателя Александра Щербакова. |
Дзержинский | Дзержинский | Николаев | 31 декабря 1948 г. | 31 августа 1950 г. | 18 августа 1952 г. | Пораженный 1989 год | Назван в честь революционера и руководителя первой советской тайной полиции Феликса Эдмундовича Дзержинского . 19 февраля 1980 года она была выведена в запас и дислоцирована в Севастополе; Списан 12 октября 1988 г.; 1988-1989 гг. сдан на слом в Инкермане. [ 11 ] |
Admiral Nakhimov | Адмирал Нахимов | Николаев | 27 июня 1950 г. | 29 июня 1951 г. | 27 марта 1953 г. | Пораженный 1961 год | Назван в честь адмирала Павла Нахимова . Перевооружен в корабль для испытаний управляемых ракет в конце 1950-х годов, корабль-мишень - 1961 г. |
Mikhail Kutuzov | Михаил Кутузов | Николаев | 23 февраля 1951 г. | 29 ноября 1952 г. | 30 февраля 1954 г. | Корабль-музей | Named after Russian field marshal Mikhail Illarionovich Kutuzov . Museum ship at Novorossiysk |
Admiral Kornilov | Адмирал Корнилов | Николаев | 6 ноября 1951 г. | 17 марта 1954 г. | — | Халк ПКЗ 130, 1957 г. | Named after 19th century admiral Vladimir Kornilov |
Oktyabrskaya Revolyutsia (ex- Molotovsk ) | Октябрьская Революция | Северодвинск | 15 июля 1952 г. | 25 мая 1954 г. | 30 ноября 1954 г. | Пораженный 1987 год | Назван в честь Октябрьской революции . Списан в 1987 году |
Мурманск | Мурманск | Северодвинск | 28 января 1953 г. | 24 апреля 1955 г. | 22 сентября 1955 г. | Пораженный 1992 год | Назван в честь города Мурманска . Выведен из эксплуатации в конце 1980-х годов. В декабре 1994 года она села на мель в Хасвике, Норвегия, по пути в Индию, чтобы сдать металлолом. |
Архангельск | Архангельск | Северодвинск | 1954 | — | — | Расставание, 1961 год. | Назван в честь города Архангельска. |
Владивосток | Владивосток | Северодвинск | 1955 | — | — | Расставание, 1961 год. | назван в честь города Владивостока |
Галерея
[ редактировать ]-
Ту-95 «Медведь» пролетает над «Свердлов» , 1975 год. крейсером типа
-
Dmitry Pozharsky (1968)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кларк, Алекс (12 мая 2014 г.). «Крейсеры типа «Свердлов» и ответ Королевского флота» . Глобальная морская история . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Гибсон, Крис (2015). Бытие Нимрода . Публикации Хикоки. стр. 17, 41–42. ISBN 978-190210947-3 .
- ^ Д.К. Браун. «Восстановление РН. Проектирование военных кораблей с 1945 года». Сифорт (2012), стр. 48 и А. Кларк. «Крейсеры «Свердлов» и ответ РН». Британская военно-морская история, 5 декабря 2015 г.
- ^ Гардинер и Чамбли, стр. 340–341.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Гардинер и Чамбли, с. 379
- ^ Яровой и Грегер, стр. 154–155.
- ^ Перейти обратно: а б Яровой и Грегер, с. 155
- ^ Гардинер и Чамбли, стр. 341, 379.
- ^ Крис Бишоп и Тони Каллен (1988). Энциклопедия мировой морской державы . Книги Полумесяца. п. 81 . ISBN 0517653427 .
- ^ Яровой и Грегер, с. 158
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Холм, класс Свердлова , по состоянию на май 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Холм 2014 .
- Холм, Майкл (12 мая 2014 г.). «Класс Свердлова» . Советские Вооруженные Силы 1945-91 Организация и боевой порядок . Проверено 29 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Яровой, В.В.; Грегер, Рене (1994). «Советские крейсера классов «Чапаев» и «Свердлов ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль 1994 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 147–158. ISBN 0-85177-630-2 .
- Маклафлин, Стивен (2007). «Вопрос 37/04: Советский ракетный крейсер «Адмирал Нахимов ». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 334–338. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]