Ivan Susanin -class patrol ship
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Адмиралтейский завод , Ленинград. |
Операторы | |
Предшественник | Проект 52К |
Преемник | |
Построен | 1972–1981 |
В комиссии | 1972 – настоящее время |
Завершенный | 8 |
Активный | 4 |
Списано | 4 |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Тип | Ледокольный сторожевой корабль |
Смещение |
|
Длина | 70 м (230 футов) |
Луч | 18,1 м (59 футов) |
Черновик | 6,5 м (21 фут) |
Установленная мощность | 3×13Д100 (3×1800 л.с.) |
Движение | Дизель-электрический ; два вала (2 × 2400 л.с.) |
Скорость | 15,4 узла (28,5 км/ч; 17,7 миль в час) |
Диапазон |
|
Выносливость | 50 дней |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | |
Авиационные объекты | Вертолетная площадка для Ка -25 или Ка-27 |
«Иван Сусанин» Класс , также известный под советским обозначением «Проект 97П» (русский: 97П ), представляет собой серию ледокольных патрульных кораблей, построенных для Советского ВМФ и Советских Пограничных войск и сегодня эксплуатируемых ВМФ России и Береговой охраной Пограничной службы России. ФСБ .
По состоянию на 2024 год [update] четыре сторожевых корабля типа «Иван Сусанин» В строю остаются : «Иван Сусанин» на Тихоокеанском флоте [ 2 ] и Руслан с Северным флотом , [ 3 ] оба со снятым вооружением, [ 4 ] и Нева и Волга с Пограничной службой ФСБ. [ 5 ] [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]В середине 1950-х годов Советский Союз начал разработку новой конструкции дизель-электрического ледокола на базе парового ледокола « Эйсбар», построенного в 1942 году , для удовлетворения потребностей как гражданских, так и военно-морских операторов. Построенные в различных конфигурациях до начала 1980-х годов ледоколы проекта 97 и их модификации стали самым крупным и долговечным классом ледоколов и ледокольных судов, построенных в мире. [ 1 ]
Проект 97П (русский: 97П ) был разработан как ответ на возобновившийся интерес советского ВМФ и советских пограничных войск к ледокольным патрульным кораблям после того, как ледоколы береговой охраны США и Канады стали чаще появляться вблизи северных морских границ страны. Новые ледокольные патрульные корабли были необходимы, поскольку существующие советские военные корабли не могли действовать в покрытых льдом водах, а большие ледоколы, помимо того, что были безоружны и управлялись гражданскими лицами, не могли отвлекаться от своей основной задачи по сопровождению торговых судов. ЦКБ «Айсберг» выбрало в качестве основы проекта существующий проект 97 с учетом положительного опыта эксплуатации и трудностей, связанных с разработкой нового проекта. [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]70 метров (230 футов) длиной и шириной 18,1 метра (59 футов) Патрульные корабли класса «Иван Сусанин» немного больше ледоколов, на которых они базируются. Полностью загруженные суда всасывают 6,5 метров (21,3 фута) воды и имеют водоизмещение при полной загрузке 3710 тонн (3650 длинных тонн). Корпус, заимствованный у старого ледокола шведской постройки, имеет круглый мидель с выраженным перекатом и практически без плоского днища и бортов; это делает корабли неудобными для экипажа в сильном волнении, несмотря на наличие двух цистерн гашения крена. Увеличенная рубка построена из алюминиево-магниевого сплава для уменьшения веса и вмещает 10 офицеров и 113 членов экипажа. [ 1 ]
Патрульные корабли типа «Иван Сусанин» имеют ту же дизель-электрическую установку, что и другие варианты проекта 97. мощностью 1800 л.с. (1300 кВт) Их 10-цилиндровые 13D100 двухтактные оппозитные главные дизельные двигатели на самом деле представляют собой переработанные дизельные двигатели Fairbanks Morse 38 8-1/8, производимые Заводом Малышева в Украинской Советской Социалистической Республике . Двигатели соединены с генераторами постоянного тока с двойным якорем (2 × 625 кВтэ ), которые обеспечивают мощность маршевых двигателей постоянного тока мощностью 2400 л.с. (1800 кВт), приводящих в движение два четырехлопастных гребных винта фиксированного шага длиной 3,5 метра (11 футов) в корме. Хотя патрульные корабли не были оснащены третьим гребным винтом в носовой части, как ледоколы, на которых они базировались, поскольку считалось, что он подвержен повреждениям в арктических ледовых условиях, они все же могут разбивать лед толщиной до 70 сантиметров (28 дюймов). Кроме того, на кораблях имеется пять судовых служебных дизель-генераторов 6Ч2Б/34. [ 1 ]
Все сторожевые корабли типа «Иван Сусанин» изначально были вооружены спаренной 76-мм палубной пушкой АК-726 и двумя 30-мм АК-630 комплексами ближнего боя , но позже это вооружение было снято с кораблей ВМФ. В отличие от ледоколов, они оборудованы вертолетной площадкой над кормовой палубой для вертолетов Ка -25 или Ка-27 . [ 4 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Имя(а) | Тезка (а) | номер ИМО | Номер двора | Заложен | Запущен | Завершенный | В эксплуатации | Статус или судьба | Изображение | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ivan Susanin (Russian: Иван Сусанин ) | Ivan Susanin | 02650 | 31 июля 1972 г. | 28 февраля 1973 г. | 30 декабря 1973 г. | 1973 – настоящее время | В эксплуатации | ![]() |
[ 2 ] | |
Aysberg (Russian: Айсберг ) | По-русски " айсберг " | 02651 | 17 октября 1973 г. | 27 апреля 1974 г. | 25 декабря 1974 г. | 1974–2006 | Сломанный | [ 7 ] | ||
Ruslan (Russian: Руслан ) | Руслан | 02652 | 26 декабря 1973 г. | 28 мая 1974 г. | 26 сентября 1975 г. | 1975 – настоящее время | В эксплуатации | [ 3 ] | ||
Anadyr (Russian: Анадырь ; 1992–2015) Имени XXV съезда КПСС (русский: Имени XXV съезда КПСС ; 1976–1992) Dnepr (Russian: Днепр ; 1976) |
Анадырь 25-й съезд КПСС. Dnepr River |
02653 | 16 июля 1975 г. | 14 февраля 1976 г. | 30 сентября 1976 г. | 1976–2015 | Сломанный | ![]() |
[ 8 ] | |
Dunay (Russian: Дунай ) | Река Дунай | 02654 | 24 декабря 1976 г. | 5 августа 1977 г. | 31 декабря 1977 г. | 1977–2017 | Сломанный | [ 9 ] | ||
Neva (Russian: Нева ) | Река Нева | 02655 | 23 ноября 1977 г. | 28 июля 1978 г. | 27 декабря 1978 г. | 1978 – настоящее время | В эксплуатации | ![]() |
[ 5 ] | |
Volga (Russian: Волга ) | Река Волга | 8640246 | 02656 | 27 февраля 1979 г. | 19 апреля 1980 г. | 26 декабря 1980 г. | 1980 – настоящее время | В эксплуатации | ![]() |
[ 6 ] [ 10 ] |
Murmansk (Russian: Мурманск ; 1996–2013) Irtysh (Russian: Иртыш ; 1992–1996) Имени XXVI съезда КПСС (русский: Имени XXVI съезда КПСС ; 1981–1992) |
Мурманск Irtysh River 26-й съезд КПСС. |
02657 | 22 апреля 1980 г. | 3 июля 1981 г. | 25 декабря 1981 г. | 1981–2013 | Сломанный | [ 11 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Кузнецов 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б «Иван Сусанин» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Руслан» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Кузнецов 2009 , стр. 22–29.
- ^ Перейти обратно: а б «Нева» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Волга» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 18 февраля 2019 года.
- ^ «Айсберг» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года.
- ^ «Анадырь» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года.
- ^ «Дунай» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 года.
- ^ « Волга (8640246)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ «Мурманск» . ФлотФото . Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Kuznetsov, Nikita Anatolyevich (2009), "От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта»: Ледоколы проекта 97 и их модификации" , Морская коллекция (in Russian), no. 8 (119), Moscow: Моделист-конструктор
- Гардинер, Роберт, изд. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Лондон: Conway Maritime. ISBN 0-85177-605-1 . OCLC 34284130 . Также опубликовано как Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис , Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-132-7 . OCLC 34267261 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Ледоколы — проект 97» . Russianships.info . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- (на русском языке) Warships.ru .
- (на английском языке) Hazegray.org .