Торпедный катер типа «Шершень»
![]() Египетский миноносец советского проекта 206 (класс «Шершень») со снятыми торпедными аппаратами.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс Шершень (проект 206) |
Строители | |
Операторы | см. ниже |
Преемник | Турья класс |
Построен | 1960–1970 |
Завершенный | 123 |
Общие характеристики | |
Тип | Торпедный катер |
Смещение |
|
Длина | 34,08 м (111 футов 10 дюймов) |
Луч | 6,72 м (22 фута 1 дюйм) |
Черновик | 1,46–1,5 м (4 фута 9 дюймов – 4 фута 11 дюймов) [ 1 ] |
Движение | Дизель-Директ: 3 дизеля М503А, 3 вала, 3-лопастные винты фиксированного шага; 12500 л.с. (9300 кВт ) |
Скорость | 45 узлов (83 км/ч; 52 мили в час) |
Диапазон | 500 миль (930 км; 580 миль) при 35 узлах (65 км/ч; 40 миль в час) |
Дополнить | 24 |
Датчики и системы обработки | Радар: «Горшок-барабан», «Высокий столб», «Наклон барабана». |
Вооружение |
|
Класс «Шершень» — это отчетное название НАТО для класса торпедных катеров, построенных для советского ВМФ и союзников. Советское обозначение — проект 206 «Шторм» .
Разработка
[ редактировать ]Лодки проекта 183 , получившие обозначение ТКА ( рус. Торпедный Катер ; англ. Торпедный Каттер ), проектировались как простые быстроходные ударные суда, пригодные для дешевого изготовления и простого обслуживания. Разработка нового класса, задуманного как преемник миноносцев проекта 183 «Большевик», началась в 1956 году. Как и другие подобные катера, они должны были использоваться вблизи побережья, в хорошую погоду и под дружественным прикрытием с воздуха. [ 2 ]
Первая лодка была построена на Ярославском судостроительном заводе и принята в состав ВМФ СССР в октябре 1960 года. Производство также было организовано на Средне-Невском и Сосновском судостроительных заводах, всего на всех трех заводах было построено 80 лодок. Упрощенная экспортная версия получила обозначение Проект 206Э (обозначение НАТО «Мол»). Тито Помимо советских верфей, верфь в Кралевице в СФР Югославии по лицензии построила десять оригинальных кораблей проекта 206 для югославского военно-морского флота . [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Лодки класса «Шершень» имеют длину 34,7 метра (114 футов), ширину 6,7 м (22 фута) и осадку 1,46–1,5 м (4,8–4,9 фута). Стандартное водоизмещение составляет 129 тонн (127 длинных тонн), а полное водоизмещение варьируется от 161 до 170 тонн (от 158 до 167 длинных тонн ), в зависимости от источника и конфигурации корабля.
Силовая установка основана на трех дизельных двигателях М-503А мощностью 4000 лошадиных сил (3000 кВт ) каждый, установленных на трех валах . Максимально достижимая скорость составляет 45 узлов (83 км/ч; 52 мили в час). При устойчивой скорости 42 узла (78 км/ч; 48 миль в час) «Шершени» имеют запас хода 460 морских миль (850 км; 530 миль) и 850 морских миль (1570 км; 980 миль) при движении с крейсерской скоростью 30. узлы (56 км/ч; 35 миль в час). Электроэнергия также обеспечивается тремя дизель-генераторами мощностью 28 кВт (38 л.с.). Лодки имеют автономность до пяти дней и могут загружать 30 тонн (30 длинных тонн) топлива. Экипаж состоит из 20–21 человека, включая двух офицеров.
Основное вооружение класса состояло из четырех торпедных аппаратов ОТА-53-206М , расположенных по бортам. Торпеды диаметром 533 миллиметра (21 дюйм) выбрасывались пороховым зарядом и, в зависимости от версии, имели элементарную способность самонаведения или двигались только по прямой. Информация о наземном поиске и прицеливании для торпедной атаки была получена радаром MR-102 Баклан (обозначение НАТО: «Pot Drum») с дальностью поиска 18–20 миль (33–37 км; 21–23 мили). [ 4 ] Оборонительное вооружение состоит из двух АК-230 CIWS , расположенных на носу и корме и управляемых МР-104 « Рысь » (обозначение НАТО: «Drum Tilt») РЛС с максимальной дальностью сопровождения 12,31 морских миль (22,80 км; 14,17 миль). . [ 5 ] Дополнительное вооружение, которое можно было нести, включало двенадцать глубинных бомб ББ-1 или шесть морских мин .
Операторы
[ редактировать ]Проект 206
[ редактировать ]ВМФ СССР . Всего с 1960 по 1970 год для ВМФ СССР было построено 87 лодок. Лодки строились на верфях в Зеленодольске и Ярославле .

Лодки проекта 206 экспортировались в:
Ангола – 4 лодки.
Болгария - 7 лодок, сданы в 1970 г. Списаны и сданы на слом в 1992 г.
Камбоджа – 1 единица; бывший вьетнамский, бывший СССР подаренный Вьетнамом в 1998 году. Торпедных аппаратов и стоек постоянного тока нет. Из-за ремонта перед передачей это одно из наиболее действующих подразделений ВМС Камбоджи.
Кабо-Верде - 2 единицы, бывшие советские лодки переданы в дар СССР в 1979 году. Новые бортовые номера - 451 и 452. Оба поставлены со снятыми торпедными аппаратами. Выброшен в конце 1980-х годов.
Республика Конго - 1 единица, поставлена в 1979 г. Лодка бывшая советская, перед передачей с нее были сняты торпедные аппараты. К концу 1980-х годов он вышел из строя.
Египет – 6 лодок (В строю), 7 единиц: бортовые номера 751, 752, 753, 755, 757, 759, 761; переведен из СССР в 1967–1968 гг. 752 был удален после Войны Судного дня. В 1987 году 751 и 753 были отремонтированы на верфи Исмаилия в Египте; с добавлением Thompson-CSF DR875 ESM. Торпедные аппараты остальных четырех были заменены на береговые реактивные системы залпового огня БМ-21 по обе стороны мостика, а в кормовой ванне добавлен ЗРК ЗРК SA-N-5 «Грааль». В конце 1990-х годов эти шесть катеров были преобразованы в портовые патрульные катера, оснащенные только артиллерийскими орудиями, а торпеды, РСЗО и ЗРК были удалены.
Восточная Германия – 18 лодок. Восточногерманские лодки были поставлены без стоек глубинных бомб. Номера на вымпелах регулярно менялись. Трое из класса всегда выполняли обучающую роль и имели номер «S». Корабли, приписанные к 6-й флотилии, базировались в Дранске. Первый был поставлен в октябре 1968 года, последний — в октябре 1971 года. Фольксмарине Восточной Германии активно использовало этот тип и держало его на вооружении вместе с предполагаемой заменой — ракетными катерами класса «Оса I». Их начали выводить из эксплуатации в 1984 году, а последние четыре были выведены в начале 1990 года, за восемь месяцев до распада самой Восточной Германии.
Гвинея - 3 единицы, поставлены в 1978 и 1979 годах. Перед передачей торпедные аппараты удалены. Все они были выброшены к 1993 году.
Гвинея-Бисау - 1 единица, бывшая советская лодка передана СССР в дар в декабре 1978 года, с удаленными торпедными аппаратами и стойками постоянного тока. Вскоре после перевода он вышел из строя и, возможно, так и не был полностью работоспособен.
Вьетнам – 16 единиц, переданы из СССР в 1973–1980 годах. Выводить из эксплуатации начали примерно в 2000 году, и к июлю 2006 года в строю осталось всего четыре. На уцелевших частях установлены счетверенные ЗРК малой дальности SA-N-5.
Югославия – 14 единиц; четыре построены в СССР, а остальные по лицензии на верфи Тито в Югославии. Два из них были захвачены Хорватией в 1991 году, а один из них был потоплен в качестве цели ВМС Хорватии в 1994 году. Остальные 12 были выведены из эксплуатации в 1993 году.
Проект 206Э
[ редактировать ]Упрощенная версия проекта 206Э, известная в НАТО как класс «Мол» , строилась на экспорт. Одна лодка была сохранена Советским Союзом для обучения иностранных экипажей.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Куа Жан. Боевые флоты мира 1982/1983 гг., их корабли, самолеты и вооружение Париж: Editions Maritimes et d'Outre-Mer, 1981 г. ISBN 0-87021-125-0 Номер карточки каталога Библиотеки Конгресса: 78-50192 Стр.4
- ^ Гардинер 1995 , стр. 418.
- ^ Кралевица .
- ^ Полмар 1991 , с. 405.
- ^ Фридман 2006 , с. 282.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт, изд. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Лондон: Conway Maritime. ISBN 0851776051 . OCLC 34284130 .
- Полмар, Норман (1991). Путеводитель Военно-морского института по Советскому ВМФ . Аннаполис , Мэриленд : Военно-морской институт США . ISBN 978-0870212413 .
- Фридман, Норман (2006). Путеводитель военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения . Лондон: Издательство Военно-морского института. ISBN 9781557502629 .
- Руководство по опознаванию надводных кораблей ВМФ СССР . Вашингтон, округ Колумбия : Агентство военной разведки . Сентябрь 1982 г. ASIN B000JLEGTQ .
- «Верфь Кралевица - Список поставленных судов 1946. – 2007» (PDF) . Кралевицкая верфь. Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2009 года . Проверено 13 марта 2014 г.