Альбона Минный заградитель класса
![]() Малинска на фотографии 1939 года. | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Ядранска Бродоградилишта , Кралевица , Королевство сербов, хорватов и словенцев / Королевство Югославия |
Операторы | |
Построен | 1920–1931 |
В комиссии | 1920–1963 |
Планируется | 14 |
Завершенный | 8 |
Отменено | 6 |
Потерянный | 5 |
Ушедший на пенсию | 3 |
Общие характеристики | |
Смещение | 128–145 т (126–143 длинных тонны ) (полная загрузка) |
Длина | 31,8 м (104 фута) ( оа ) |
Луч | 6,52 м (21,4 фута) |
Черновик | 1,4–1,7 м (4 фута 7 дюймов – 5 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 × тройного расширения паровые машины |
Скорость | 9–11 узлов (17–20 км/ч; 10–13 миль в час) |
Дополнить | 29 |
Вооружение |
|
Класс Альбона» « представлял собой корабли противоминной борьбы, использовавшиеся итальянским Regia Marina (Королевским флотом) и Королевским военно-морским флотом Югославии ( сербско-хорватская латынь : Kraljevska mornarica ; KM). было заложено четырнадцать кораблей год для ВМС Австро-Венгрии класса MT.130 Первоначально в период с 1917 по 1918 . Однако окончание Первой мировой войны и распад Австро-Венгрии были построены три корабля оставили их незавершенными до 1920 года, когда для Regia Marina . Эти корабли были вооружены двумя 76-мм (3 дюйма) орудиями. Еще пять кораблей были построены для КМ в 1931 году как Malinska или Marjan класс и были вооружены одним 66-мм (2,6 дюйма) двигателем. Все построенные корабли могли нести от 24 до 39 морских мин . Остальные корабли так и не были достроены.
Пять кораблей на вооружении КМ были захвачены итальянскими войсками во время вторжения стран Оси в Югославию , введены в эксплуатацию в Региа-Марина как Арбе класс и были перевооружены двумя 76-мм орудиями. Они участвовали в некоторых операциях против югославских партизан на побережье Далмации . После капитуляции Италии в сентябре 1943 года три корабля класса «Альбона» были захвачены немецкими войсками, причем все три были потеряны или затоплены позже в ходе войны. Из пяти бывших кораблей КМ один был захвачен и эксплуатировался Кригсмарине ( ВМС Германии), пока не был потерян. Другой был захвачен, но передан флоту немецко-фашистского марионеточного государства Итальянской Социальной Республики и затоплен немцами ближе к концу войны. Остальные три были возвращены КМ в изгнании на Мальте в конце 1943 года и прочесывали мины вокруг Мальты, пока не были переданы новому югославскому военно-морскому флоту (сербско-хорватская латынь: Югославенска ratna mornarica ; JRM) в августе 1945 года.
После войны три корабля вошли в состав JRM, и их обозначения несколько раз менялись. В октябре 1946 года двое из них были вовлечены в инцидент в канале Корфу , раннее столкновение в развивающейся холодной войне , когда они заложили мины в проливе Корфу по запросу Народной Социалистической Республики Албания . Необъявленное минное поле повредило два британских эсминца , в результате чего 44 человека погибли и еще 42 получили ранения. Инцидент привел к рассмотрению дела в Международном Суде и пятидесятилетнему замораживанию дипломатических отношений между Албанией и Великобританией, а Югославия так и не признала, что ее корабли заложили мины. Три оставшихся корабля пострадали в 1962 и 1963 годах.
Фон
[ редактировать ]Австро -Венгерский флот относительно медленно приобретал специализированные суда противоминной борьбы . в основном использовались эсминцы и торпедные катера Для этих задач , но во время Первой мировой войны было заказано несколько классов малых минно-боевых кораблей, некоторые из которых были построены до конца войны. Класс более крупных кораблей противоминной борьбы был заказан на верфи Ganz & Danubius в Порто-Ре (ныне Кралевица ). [ 1 ] Всего было заложено с октября 1917 по сентябрь 1918 года четырнадцать кораблей класса МТ.130 . Изначально они проектировались как минные заградители . [ 2 ] но военно-морской флот приказал достроить первые шесть в качестве тральщиков . [ 1 ] В конечном итоге во время строительства все они были приспособлены для траления мин. К сентябрю 1918 года были спущены на воду только первые три, да и то они не были достроены до конца. Окончание Первой мировой войны и распад Австро-Венгрии оставили корабли на разных стадиях завершения, а сама верфь теперь является частью недавно образованного Королевства сербов, хорватов и словенцев (переименованного в Югославию в 1929 году). С созданием нового королевства верфь Ganz & Danubius стала Jadranska Brodogradilišta . [ 2 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]Корабли имели приподнятый бак , на котором предполагалось установить орудие. [ 1 ] Австро-венгерский проект предусматривал установку 47-мм (1,9 дюйма) орудия L/44. [ а ] [ 2 ] но фактические орудия, которые были установлены при постройке кораблей, различались между теми, которые были построены для итальянской Regia Marina (Королевский флот), и теми, которые были построены позже для Королевского югославского флота ( сербско-хорватский : Kraljevska mornarica ; KM). В кормовой части орудия на задней части бака располагались капитанская каюта по правому борту и кладовая по левому борту. Между ними находился камбуз , прямо под закрытым рулевым мостиком , увенчанным открытым ходовым мостиком, на котором был установлен прожектор. фок -мачта с « вороньим гнездом» К передней кромке ходового мостика крепилась . Сразу за мостиком находилась воронка , которая была выше в оригинальной конструкции и на кораблях, построенных для Regina Marina , и короче на кораблях, построенных для KM. В кормовой части трубы находился широкий квартердек , доходивший до кормы , где был установлен шахтный кран. На кораблях, построенных для КМ, к носовой части квартердека была пристроена рубка для корабельной канцелярии, а в центре квартердека установлена грот-мачта. Корабли, построенные для Regia Marina не имела рубки и грот-мачты, а в центре квартердека была установлена лебедка. Две корабельные шлюпки были закреплены на шлюпбалках по обе стороны квартердека. [ 4 ]
Под палубой в носовой части находились цистерны с питьевой водой, а в кормовой части располагались каюты для старшин по обе стороны от рундука якорной цепи . Сразу за каютами старшин находились матросские койки, а под ними располагались котловые цистерны с водой и топливом. Поперечная переборка между жилыми помещениями моряков служила опорой для орудия. Машинное отделение с котлом и двигателями располагалось под камбузом и закрывалось невысокой надстройкой с вентиляционными капотами. Машинное отделение было отделено от трюма переборкой, поддерживавшей рубку на кораблях «КМ». В корме располагалась мастерская. [ 4 ]
Корабли этого класса имели общую длину 31,8 метра (104 фута), длину между перпендикулярами 29,4 м (96 футов 5 дюймов), ширину 6,52 м (21,4 фута) и осадку 1,4 м (4 фута). 7 дюймов) в качестве тральщика и 1,7 м (5 футов 7 дюймов) в качестве минного заградителя. При полной загрузке они имели водоизмещение 128 тонн (126 длинных тонн ) в качестве тральщика и 145 тонн (143 длинных тонны) в качестве минного заградителя. [ 5 ] Они имели две вертикальные паровые машины тройного расширения, приводящие в движение по одному валу каждая. [ 6 ] с паром, вырабатываемым единственным котлом Ярроу, работающим на жидком топливе . Их двигатели имели номинальную мощность 280 лошадиных сил (210 кВт ) и максимальную скорость 11,6 узлов (21,5 км/ч; 13,3 миль в час). [ 2 ] [ 6 ] но корабли, построенные для Regia Marina, могли развивать максимальную скорость только 11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час). [ 7 ] Крейсерская скорость составляла 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час). В баках, расположенных под жилыми помещениями моряков, можно было перевозить до 4 тонн (3,9 длинных тонн) топлива. Корабли были очень маневренны благодаря отличному соотношению длины к ширине и расстоянию между винтами. Экипаж состоял из 29 офицеров и рядовых. [ 6 ]
Поскольку ни один из кораблей не был построен до конца Первой мировой войны, запланированные 47-мм орудия не были установлены ни на один из кораблей при постройке. Их также планировалось оснастить одним 8-мм (0,31 дюйма) пулеметом, установленным в кормовой части, и - когда они будут завершены как минные заградители - нести 24–39 мин, количество которых зависело от типов загруженных мин. [ 6 ] Три корабля, построенные для Regia Marina , включая класс Albona , были вооружены двумя 76-мм (3 дюйма) пушками Ansaldo Model 1915 L/30 , двумя 8-мм пулеметами, [ 8 ] и мог нести 34 мины. [ 7 ] Пять кораблей, построенных для KM как класса Malinska, изначально были вооружены одной Škoda L/30. 66-мм (2,6 дюйма) пушкой [ 9 ] [ 10 ] - получен из запасов бывшего ВМС Австро-Венгрии - и два пулемета и мог нести от 24 до 39 мин. [ 8 ] На кораблях, построенных как минные заградители, по обеим сторонам квартердека до самой кормы были установлены минные рельсы. [ 6 ] Позже на кораблях КМ были заменены 66-мм орудия на первоначально запланированные 47-мм орудия Škoda L/44. [ 11 ]
Первые три корабля класса, MT.130–132 58 RD , были построены на верфи Regia Marina в 1920 году как – RD 60 , а затем переоборудованы в минные заградители. 2 июля 1921 года они были названы классом «Альбона» и вошли в строй как «Альбона» , «Лаурана» и «Ровиньо» соответственно. [ 2 ] [ 9 ] Альбона была названа в честь итальянских городов в Истрии , Альбоны , Лаураны и Ровиньо . [ 12 ] Еще пять кораблей, МТ.133–137 . Малинска , были достроены на верфи в 1931 году для КМ – как « » [ 2 ] [ 9 ] или Марьяна класс [ 1 ] – и были введены в эксплуатацию как Марьян , Мосор , Малинска , Мельине и Млет соответственно. [ 13 ] Марьян был назван в честь холма возле Сплита , Мосор — в честь горного хребта недалеко от Сплита, Малинска — в честь города на далматинском острове Крк , Мельине — в честь города в Которском заливе , а Млет — в честь одноименного далматинского острова . [ 1 ] К октябрю 1918 года корпуса MT.138 – MT.143 были готовы на 45 процентов, но так и не были достроены. [ 2 ] [ 9 ]
Корабли
[ редактировать ]Австро-Венгерский обозначение [ 1 ] [ 2 ] |
Строитель [ 1 ] | Заложен [ 2 ] | Запущен [ 2 ] | Завершенный [ 2 ] | Завершено за [ 1 ] | Имя по завершении (тактическое обозначение) [ 13 ] |
---|---|---|---|---|---|---|
МТ.130 |
27 октября 1917 г. |
20 июля 1918 г. |
3 января 1920 г. |
Королевский флот |
Альбона
| |
МТ.131 |
30 октября 1917 г. |
24 августа 1918 г. |
7 февраля 1920 г. |
Лорана
| ||
МТ.132 |
3 ноября 1917 г. |
28 сентября 1918 г. |
16 июля 1920 г. |
Ровинь
| ||
МТ.133 |
6 ноября 1917 г. |
Неизвестный |
1931 |
Королевский югославский флот |
Марьян (Массачусетс)
| |
МТ.134 |
7 декабря 1917 г. |
Мосор (Миссури)
| ||||
МТ.135 |
8 декабря 1917 г. |
Малинска (Миннесота)
| ||||
МТ.136 |
29 декабря 1917 г. |
Мельине (Мэн)
| ||||
МТ.137 |
Млет (Монт)
| |||||
МТ.138 |
11 февраля 1918 г. |
Никогда не завершено |
– |
–
| ||
МТ.139 |
23 февраля 1918 г.
| |||||
МТ.140 |
август 1918 г.
| |||||
МТ.141 |
сентябрь 1918 г.
| |||||
МТ.142
| ||||||
МТ.143
|
История обслуживания
[ редактировать ]Альбона класс
[ редактировать ]Межвоенная Regia Marina стремилась приобрести минные заградители, и класс Albona был первым из нескольких классов кораблей противоминной борьбы, которые она получила. [ 7 ] Италия вступила во Вторую мировую войну в июне 1940 года, когда три корабля класса «Альбона» были переданы местному военно-морскому командованию Settore Alto Adriatico (Верхний Адриатический сектор), базирующемуся в Венеции , под командованием Аммираглио ди Дивизии ( адмирала дивизии ) Фердинандо. ди Савойя . [ 14 ] С июня 1940 года до вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года основной итальянский флот действовал в Средиземном море . Итальянцы считали Адриатическое море своим «задним двором», и не считали КМ опасным противником. Несмотря на значительную активность подводных лодок союзников в Адриатике после июня 1940 года, итальянцы продолжали использовать его для тренировок. [ 15 ] В период с 6 июня по 10 июля 1940 года три корабля класса «Альбона» вместе с Азио» класса минным заградителем « «Азио» и вспомогательным тральщиком «Сан-Гисто» заложили в северной Адриатике 21 оборонительное минное поле, состоящее из 769 мин. [ 16 ] В то время как британские и греческие подводные лодки действовали в Адриатике в этот период войны, подводные лодки союзников заложили там мало мин, причем единственные значительные работы проводились подводной Grampus класса лодкой-минером HMS Rorqual у итальянского порта Анкона и югославским острова Премуда и Сусак в северной Адриатике в конце января 1941 года. [ 17 ]
В 1941 году Лорана была оснащена дымовым аппаратом для помощи в защите Венеции. [ 18 ] К середине мая того же года Альбона и Ровиньо были переведены в греческие воды. [ 19 ] После итальянского перемирия в начале сентября 1943 года Альбона и Ровиньо были захвачены немцами на острове Сирос в Эгейском море 10 сентября. Они были переименованы в Netztender 57 и Netztender 56 соответственно, а их вооружение было улучшено. [ 18 ] С 19 июля по 4 сентября 1943 года Лаурана заложила оборонительный заграждение из 70 мин на Адриатике. [ 20 ] Лаурана была схвачена в Венеции 11 сентября и 30 сентября была передана немцам под своим итальянским именем. [ 18 ] хотя он все еще находился в Венеции, не действовал 10 октября и был готов к службе в составе 11-й флотилии безопасности Кригсмарине ( ВМС Германии) только после 8 ноября. [ 21 ] Она служила минным заградителем на Адриатике со своим итальянским вооружением. [ 18 ] [ 22 ]
Netztender 57 и Netztender 56 были затоплены немцами в Салониках 31 октября 1944 года при выходе из города, а Laurana была потоплена в Триесте бомбардировками британской авиации 20 февраля 1945 года и разбилась на части в 1949 году. [ 18 ] [ 23 ] [ 24 ]

Малинский класс
[ редактировать ]До 1941 года корабли класса «Малинска» вели относительно спокойную карьеру, служа учебными судами и тральщиками, приданными Командованию береговой обороны. [ 25 ] К 1936 году класс «Малинска» был классифицирован как минные заградители. [ 26 ] 26 января 1939 года Малинска под командованием Поручника Бойнога Брода II. Класе ( лейтенант-командир младшего ранга ) Александр Берич , у него вышел из строя котел, и его унесло ветром в сторону побережья к югу от Дубровника . Минный «Галеб» типа заградитель «Сокол» под командованием капитана фрегата « Капетан » Мирко Плейвейса вышел на помощь из Которского залива и отбуксировал его к надежному причалу. [ 25 ] В начале вторжения стран Оси в Югославию под руководством Германии пять кораблей класса «Малинска» были переданы в состав Командования береговой обороны и рассредоточены по трем секторам; Малинска в Сельце (Северный сектор), Мосор и Марьян в Шибенике (Центральный сектор), а также Млет и Мельине в Которском заливе (Южный сектор). [ 27 ] Корабли в Шибенике и Которском заливе были захвачены итальянцами в порту без происшествий. [ 25 ]
Северным сектором командовал теперь уже — Капетан бойног брода ( капитан ) Плейвейс, который был этническим словенцем . Когда 10 апреля было объявлено о создании фашистского марионеточного государства Оси , Независимого Государства Хорватия (NDH), Плейвейс решил принять меры против связанного с этим восстания этнических хорватских офицеров в соседней Цриквенице , с которым он, как словенец и лояльный югославский морской офицер не испытывал симпатий. В ходе акции Плейвейса против хорватских офицеров Петар Милутин Кватерник был убит . Кватерник был братом Славко Кватерника , высокопоставленного члена ультранационалистического движения усташей , который объявил о создании NDH при поощрении и поддержке Германии. Учитывая, что Королевская югославская армия отступала, а Сельце не удалось защитить от наступающих итальянцев, Плейвейс принял решение затопить семь подконтрольных ему югославских прибрежных пассажирских пароходов, стоявших на якоре в бухте Климно на острове Крк. Они затонули всего на глубине 2 м (6 футов 7 дюймов), что позволило итальянцам легко их спасти позже. Плейвейс сел на борт Малинска и приказал ей, военно-морскому буксиру «Сильни» и двум катерам Финансовой гвардии идти на юг вдоль побережья. К тому времени, когда Малинска достигла устья реки Зрманья недалеко от Задара , другие лодки уже разошлись, и из-за мелкой осадки Малинска смогла пройти по реке до Оброваца , где она была затоплена 13 апреля. Впоследствии Плейвейс бежал в аннексированную Италией провинцию Любляна , где он избежал каких-либо последствий своих действий во время вторжения стран Оси. После войны его прославляли как героя югославской войны. [ 25 ]
Малинска была воспитана итальянцами и назначена Арбе вместе с Ульяно (бывшим Марьяном ), Шолтой (бывшим Мельине ), Меледой (бывшим Млетом ) и Пасманом (бывшим Мосором ). [ 9 ] используя итальянские названия островов Раб , Углян , Шолта , Млет и Пашман . [ 1 ] На итальянской службе корабли были известны как класс Arbe . [ 7 ] Итальянцы сняли с кораблей грот-мачты, [ 1 ] сняли 47-мм орудия и установили две 76-мм пушки Ansaldo Model 15 L/30, как на классе Albona . Они также установили 8-мм крупнокалиберный пулемет Breda M37 на обоих крыльях мостика . [ 25 ] Они могли нести 30 мин. [ 7 ]
28 декабря 1942 года югославские партизаны основали свою первую военно-морскую базу в Подгоре на побережье Далмации. С этой базы молодой партизанский флот атаковал и захватил пять прибрежных пароходов в течение следующих нескольких дней . 1 января 1943 года «Ульяно» и «Пасман » вместе с захваченным югославским миноносцем Т5 , патрульным кораблем и вооруженным буксиром атаковали Подгору с моря, и на берег был высажен итальянский десант. Итальянские войска были отброшены партизанской 4-й Далматинской бригадой. Через три дня операцию повторили с добавлением поддержки с воздуха, но запланированную вторую высадку отменили. [ 28 ] В апреле 1943 года «Ульяно» и «Пасман» находились под командованием Маридалмазии (морского командования Далмации) вместе с пятью захваченными югославскими торпедными катерами водоизмещением 250 тонн и различными судами меньшего размера. [ 29 ]
«Арбе» находился на ремонте в Генуе, когда был захвачен немцами во время капитуляции Италии в сентябре 1943 года, но не был принят ими в эксплуатацию. [ 25 ] Вместо этого в декабре 1943 года он был передан флоту немецко-фашистского марионеточного государства Итальянской Социальной Республики. Он был затоплен во время отступления немцев из города 24 апреля 1945 года. [ 23 ] и был восстановлен и списан после войны. Ульяно , Солта и Меледа бежали к союзникам во время капитуляции Италии и в конце концов добрались до Мальты . [ 25 ] Солта и Меледа были возвращены итальянцами КМ в изгнании 7 декабря 1943 года, а Ульяно был возвращен 16 февраля 1944 года; [ 30 ] все вернулись к своим прежним именам. [ 9 ] Они смывали мины у Мальты в 1944 и 1945 годах и в августе того же года были переданы новому югославскому военно-морскому флоту (сербско-хорватский: Югославенска ратна морнарика ; JRM). [ 31 ]
Пасман был захвачен немцами в Шибенике после капитуляции Италии, но поначалу не был в рабочем состоянии. [ 13 ] [ 32 ] К 8 ноября 1943 года он был почти готов к службе в составе 11-й охранной флотилии. [ 33 ] 20 декабря его принял экипаж немецкого десантного корабля SF 193 , потопленного британскими торпедными катерами возле острова Муртер 18 декабря. [ 13 ] На немецкой службе «Пасман» имел экипаж из 26 немецких и 4 хорватских моряков. [ 6 ] Предполагалось передать «Пасман» ВМФ NDH , и 29 декабря он отплыл в Пулу через Задар для дальнейшего ремонта, отбуксированный прибрежным пароходом «Гвидо Бруннер» из-за плохой погоды. Когда погода улучшилась, Пасман продолжил путь в одиночку и покинул Задар в 17:00 31 декабря. Из-за плохой видимости в морском тумане Пасман застрял в бухте на острове Ист вскоре после того, как покинул Задар. Экипаж не смог ее освободить, и 5 января 1944 года экипаж партизанского вооруженного корабля NB 3 Jadran захватил немецкий и хорватский экипаж. Немцы планировали спасти экипаж с помощью операции с участием 50–60 военнослужащих, перевезенных и поддержанных немецким миноносцем ТА22 (бывший итальянский миноносец «Джузеппе Миссори» ) и двумя другими кораблями, «Медея» и «Скарпанто» . Эту операцию из-за плохой погоды отложили на 9 января, а когда немцы наконец высадились на Ист, они не смогли обнаружить Пасмана экипаж , но взяли в Пулу в качестве заложников 54 жителя острова мужского пола. [ 34 ] Пасман остался на I-м и был поражен 13 января. [ 13 ] а ее обломки были сданы на слом на месте в 1954 году. [ 9 ]
Послевоенная служба
[ редактировать ]После войны Marjan , Meljine и Mljet были введены в состав JRM как M1 , M2 и M3 соответственно. Позже они были переименованы в M201, затем в M31 (бывший M1 ), M202 , затем в M32 (бывший M2 ) и M203 , затем в M33 (бывший M3 ). [ 35 ] Все три корабля были перевооружены двумя 20-мм (0,79 дюйма) зенитными орудиями Breda L65 , оснащенными механическим тральщиком MDL-2 и могли нести до 24 мин SAG-2. Их экипаж увеличился до 30 человек. [ 35 ] В послевоенное время двигатели кораблей этого класса могли развивать мощность всего 150 л.с. (110 кВт), при максимальной скорости 8,5 узлов (15,7 км/ч; 9,8 миль в час) и крейсерской скорости 7 узлов (13 км/ч; 8,1 миль в час). Их дальность действия составляла 360 миль (670 км; 410 миль) на скорости 8,5 узлов и 420 миль (780 км; 480 миль) на скорости 7 узлов. Перевезено до 13 т (13 длинных тонн; 14 коротких тонн) нефти и 8 т (7,9 длинных тонн; 8,8 коротких тонн) котельной воды. [ 6 ] [ 36 ]
В 1946 году М2 и М3 были вовлечены в один из первых международных инцидентов холодной войны , когда они заминировали пролив Корфу по запросу Народной Социалистической Республики Албания . 22 октября того же года флотилия британских эсминцев вошла на необъявленное минное поле, и классов S и T эсминцы HMS Saumarez и классов U и V эсминцы HMS Volage были серьезно повреждены. [ 37 ] Сорок четыре офицера и солдата были убиты или пропали без вести, сорок два получили ранения. «Сумарез» был поврежден и не подлежал ремонту, но «Волаж» в конечном итоге был снова введен в строй в качестве противолодочного фрегата . Инцидент привел к рассмотрению в Международном Суде дела против Албании и дипломатическому замораживанию отношений между Великобританией и Албанией, которое было окончательно разрешено только в 1996 году. [ 38 ] Правительство Югославии так и не признало, что М2 и М3 заложили мины. [ 36 ]
M33 был забит в 1962 году. M31 служил учебным кораблем Juraj Carić. был забит в 1963 году и продан Морской средней школе в Сплите, где до 1972 года M32 также был забит в 1963 году и продан муниципальному совету Вела Лука на остров Корчула . [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фрейвогель 2020 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Грегер 1976 , с. 92.
- ^ Фридман 2011 , с. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2020 , стр. 212–213.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 212 и 216.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрейвогель 2020 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брешия 2012 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Freivogel 2020 , стр. 213 и 216.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Твардовский 1980 , стр. 358.
- ^ Вего 1982 , с. 356.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 213, 216 и 344.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 349–350, 352.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель 2020 , с. 215.
- ^ Брешия 2012 , с. 44.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 27.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 22.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фраккароли 1985 , стр. 280–281.
- ^ Алексиадес 2015 , Приложение C.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , стр. 223–224.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , стр. 183 и 186.
- ^ Лентон 1975 , с. 372.
- ^ Перейти обратно: а б Додсон и Кант 2020 , с. 286.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 334.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрейвогель 2020 , с. 214.
- ^ Вего 1982 , с. 350.
- ^ Нихорстер 2019 .
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , стр. 128–129.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 130.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 104.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 214 и 219.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , стр. 169 и 186.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 183.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , стр. 261–262.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2021 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2021 , с. 195.
- ^ Freivogel 2021 , стр. 194–195.
- ^ Винн 2001 , с. 224.
Ссылки
[ редактировать ]- Алексиадес, Платон (2015). Цель Коринфский канал: 1940–1944 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-2756-1 .
- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Додсон, Эйден; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-4199-8 .
- Фраккароли, Альдо (1985). "Италия". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 252–290. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-7892-44-9 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фрейвогель, Звонимир (2021). Боевые корабли ВМС Югославии 1945–1991 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-366-006-6 .
- Фридман, Норман (2011). Военно-морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех народов (Иллюстрированный справочник) . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон, Великобритания: Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Лентон, Генри Тревор (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Нихорстер, Лео (2019). «Боевой порядок Балканских операций, Командование береговой обороны, Королевский флот Югославии, 6 апреля 1941 года» . Архивировано из оригинала 10 октября 2023 года . Проверено 28 мая 2019 г.
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Твардовский, Марек (1980). "Югославия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 355–359. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4): 342–361. ISSN 0043-0374 .
- Винн, Филип Э. (2001). «Инцидент на канале Корфу» . В Куке, Бернард А. (ред.). Европа с 1945 года: Энциклопедия . Том. 1. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-8153-1336-6 . Проверено 7 октября 2023 г.
- Инцидент на проливе Корфу
- Корабли противоминной обороны Королевского военно-морского флота Югославии
- Корабли противоминной обороны Югославии
- Корабли противоминной обороны ВМС Югославии
- Военные корабли Югославии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны.