Югославский эсминец Сплит
![]() Ранний профиль Сплита.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Расколоть |
Тезка | Город Сплит |
Строитель | Ярроу Судостроители , Сплит |
Заложен | июль 1939 г. |
Судьба | Захвачен во время строительства, 15 апреля 1941 г. |
![]() | |
Имя | Расколоть |
Запущен | Март 1950 г. |
Приобретенный | 27 октября 1944 г. |
Введен в эксплуатацию | 4 июля 1958 г. |
Выведен из эксплуатации | 1980 |
пораженный | 2 февраля 1984 г. |
Судьба | Списано , 1986 год. |
Общие характеристики (согласно проекту) [ 1 ] | |
Тип | Разрушитель |
Смещение | 2400 длинных тонн (2439 т ) ( стандарт ) |
Длина | 120 м (393 футов 8 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 11,3 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 3,48 м (11 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час) |
Вооружение |
|
Общие характеристики (как завершено) [ 2 ] | |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 3,7 м (12 футов 2 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 31,5 узла (58,3 км/ч; 36,2 миль в час) |
Дополнить | 240 |
Датчики и системы обработки | |
Вооружение |
|
Югославский эсминец «Сплит» — большой эсминец , спроектированный для Королевского военно-морского флота Югославии в конце 1930-х годов. Строительство началось в 1939 году, но незавершенным он был захвачен итальянцами во время вторжения в Югославию в апреле 1941 года. Корабль продолжали строить, за исключением короткого перерыва, но он не был завершен до того, как был затоплен после капитуляции Италии в сентябре 1943 года. . Немцы оккупировали Сплит и позже в том же году сняли эсминец с мели, но не предприняли никаких усилий для продолжения работ. Корабль был снова затоплен, прежде чем город был захвачен югославскими партизанами в конце 1944 года. Сплит снова был снят с мели, но новая Социалистическая Федеративная Республика Югославия мало что смогла с ним сделать, прежде чем раскол Тито и Сталина в 1948 году остановил большую часть работа. Помощь и оборудование из США и Великобритании наконец позволили завершить строительство через 20 лет после начала строительства. военно-морского флота служил флагманом Он был введен в строй в июле 1958 года и большую часть своей карьеры . Сплит стал учебным кораблем в конце 1970-х годов после взрыв котла . Он был выведен из эксплуатации в 1980 году и отправлен на слом шесть лет спустя.
Дизайн
[ редактировать ]В конце 1930-х годов югославский флот решил заказать один большой эсминец, а не повторную пару меньших «Белград», эсминцев класса потому что планировщики ВМФ не верили, что меньшие корабли смогут адекватно поддержать стратегию рейдов, которую он намеревался проводить в Югославии. событие войны с Италией. Штаб остановился на гораздо более крупном аналоге лидера флотилии «Дубровник» , который мог бы превзойти по вооружению любой итальянский эсминец, прикрыть отход и вернуться на базу рейдовых сил. Французская компания Ateliers et Chantiers de la Loire была выбрана и создала новый корабль на основе своего проекта эсминца водоизмещением 2610 метрических тонн (2570 длинных тонн ) Le Fantasque класса . Он был построен компанией Yarrow Shipbuilders на их верфи в Сплите и назван в честь места постройки. [ 3 ]
Югославы решили покупать компоненты у разных стран. Пары паровых турбин с редуктором и котлов Ярроу должны были обеспечить кораблю скорость 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) при мощности на валу 55 000 лошадиных сил (41 000 кВт ) и были закуплены в Великобритании. Система управления огнем с двумя директорами и радиостанциями были французскими. [ 4 ] тогда как вооружение было поставлено заводом «Шкода» из Чехословакии . [ 5 ]
Проектное вооружение корабля включало пять калибра 14-сантиметровых (5,5 дюйма) орудий калибра 67 миллиметров (1,6 дюйма) 56 калибра в одиночных установках, пять спаренных установок для зенитных (зенитных (зенитных) орудий , восемь 15-миллиметровых (0,6 дюйма) зенитных орудий. ) зенитные орудия ЗБ-60 в четырех спаренных артустановках, [ 6 ] [ 7 ] [ 5 ] диаметром 53,3 сантиметра (21 дюйм) и две тройные установки для торпедных аппаратов . [ 1 ]
Югославский упор на противовоздушную оборону означал, что в Сплите могла быть только одна труба, чтобы дать орудиям как можно больше свободы для стрельбы, а это требовало, чтобы котельные располагались рядом с машинным отделением . Это делало корабль уязвимым для попадания единственной торпеды в машинное отделение, что могло обездвижить его. [ 8 ]
Строительство
[ редактировать ]Корабль был заложен в июле 1939 года, спуск на воду запланирован на следующий год, а завершение строительства - к концу 1942 года. К тому времени, когда итальянцы присоединились к немцам во время вторжения во Францию в мае 1940 года, всего 600 метрических тонн (590 длинных тонн) корабля были заложены в июле 1939 года. Было доставлено 1100 метрических тонн (1083 длинных тонны) материала, необходимого для ее запуска. Британское правительство наложило эмбарго на ее оборудование в 1940 году, несмотря на протесты Франции, когда оно обнаружило тайные контакты между югославским и советским правительствами. Шведское правительство наложило эмбарго на оружие Bofors из-за войны, а немецкий контроль над заводом Škoda Works означал, что югославам пришлось приостановить строительство Сплита . [ 9 ]
Когда 14 апреля 1941 года город Сплит был захвачен итальянцами, корпус остался неповрежденным, и Regia Marina решила достроить корабль после задержки в несколько месяцев. Они переименовали корабль в Спалато , итальянское название города Сплит. было заказано новое оборудование У Франко Този , а также пять орудий 45 калибра 13,5 см (5,3 дюйма) , столько 37-мм (1,5 дюйма) зенитных орудий Breda, сколько можно было установить, и четыре спаренные установки для 20-мм (0,8 дюйма) легких орудий Breda. Зенитные орудия заменили чешское и шведское оружие. Один торпедный аппарат был снят и итальянцы планировали добавить метатели глубинных бомб и стойки, емкость на 40 мин и радар EC-3 ter Gufo . [ 10 ]
Корабль был слегка поврежден диверсантами в декабре, что помешало прогрессу, и Regia Marina решила приостановить строительство в апреле 1942 года, поскольку до завершения строительства оставалось почти два года. К концу 1942 года нехватка эсминцев на Regia Marina достигла такой степени, что требовались все возможные корпуса, и строительство возобновилось в приоритетном порядке. Это позволило спустить его на воду 18 июля 1943 года, но вскоре после этого смена итальянского руководства привела к тому, что в августе любые дальнейшие работы были приостановлены, а ресурсы, использованные при ее строительстве, были перенаправлены на завершение строительства большой группы небольших деревянных тральщиков . Во время боев между немцами и итальянцами после капитуляции Италии 9 сентября «Спалато» был затоплен в гавани Сплита 24 сентября. Через три дня немцы оккупировали Сплит, через несколько недель сняли корабль с мели и лишили его всего ценного материала. В рамках своей стратегии выжженной земли , покидая Сплит, немцы затопили Спалато и разрушили верфь до того, как югославские партизаны заняли порт 27 октября 1944 года. [ 11 ]
Послевоенное завершение
[ редактировать ]новому коммунистическому правительству Югославии После окончания войны не хватало каких-либо крупных военных кораблей, и оно решило возродить Сплит в качестве центрального элемента своего нового военно-морского флота. Югославский военно-морской флот заказал запасные части для техники у Франко Този и в 1948 году связался с компанией «Шкода», чтобы получить ее оригинальное основное вооружение, которое переждало войну на складе . Повреждение верфи означало, что военно-морскому флоту пришлось отбуксировать корабль на верфь Кварнер (ранее Cantieri navali del Quarnaro ) в Риеке . Однако вскоре после этого раскол Тито и Сталина лишил корабль основного вооружения и технической помощи, необходимой для его достройки. [ 12 ]
Югославы повторно спустили на воду Сплит в марте 1950 года, чтобы освободить стапель , но никаких других работ проведено не было. В 1953 году произошло сближение Югославии с НАТО , и американцы и англичане согласились помочь достроить корабль. Заказанное ранее оборудование «Тоси» использовалось для других кораблей, поэтому британцы согласились поставить ей двигательную установку, а американцы предоставили корабельное вооружение, оборудование для управления огнем и электронику. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Сплит имел общую длину 120 метров (393 фута 8 дюймов), ширину 12 метров (39 футов 4 дюйма) и осадку 3,7 метра (12 футов 2 дюйма). Водоизмещение кораблей составляет 2400 метрических тонн (2362 длинных тонны) при стандартной загрузке и 3000 метрических тонн (2953 длинных тонны) при глубокой загрузке . Он был оснащен двумя паровыми турбинами с редуктором Парсонс , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, подаваемый двумя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины были рассчитаны на мощность 50 000 лошадиных сил на валу (37 000 кВт), что позволяло кораблю двигаться со скоростью 31,5 узла (58,3 км / ч; 36,2 миль в час). Сплит перевозил 590 метрических тонн (581 длинную тонну) мазута , хотя его дальность полета неизвестна, а экипаж состоял из 240 человек. [ 7 ]
Основное вооружение « Сплита» орудий 38 калибра состояло из четырёх 5-дюймовых (13 см) в одиночных установках, по одной сверхстрелковой паре в носовой и кормовой части надстройки. Ее зенитное вооружение состояло из четырех спаренных и четырех одиночных установок для лицензионных 40-мм зенитных орудий Bofors . Корабль нес один пятерный комплект 21-дюймовых торпедных аппаратов и сохранял вместимость 40 мин. Для противолодочной борьбы «Сплит» был оснащен двумя «Hedgehog минометами Spigot» , шестью метателями глубинных бомб и двумя стойками для глубинных бомб. Корабль был оснащен Мк 37 наводкой управления огнем 5-дюймовых орудий и наводкой зенитных орудий Мк 51. Директор Mk 37 был оснащен радиолокационной станцией управления огнем Mk 12 и радиолокационной станцией определения высоты Mk 22 . СК и СГ-1 Поисковые радары дополнили ее радиолокационный комплекс. [ 2 ]
Услуга
[ редактировать ]Строительство шло черепашьими темпами, и корабль наконец был сдан в эксплуатацию 4 июля 1958 года, хотя вошел в строй только в 1959 году. Он сразу же стал флагманом военно-морского флота и сохранял эту позицию на протяжении большей части своей карьеры. Сплит оказался тяжеловесным , ближнебойным, медленным и очень стесненным в обслуживании. В 1963 году он случайно столкнулся с бывшим итальянским миноносцем «Биоково» , настолько сильно повредив последний, что его сразу же исключили из списков ВМФ . В конце 1970-х годов в результате взрыва одного из Сплита главных паропроводов котла погибли все мужчины, дежурившие в котельной. Котел не ремонтировали, и скорость была ограничена 24 узлами (44 км/ч; 28 миль в час). Впоследствии корабль стал стационарным учебным кораблем. [ 13 ] Выведен из эксплуатации в 1980 году, сбит 2 февраля 1984 года и сдан на слом в 1986 году. [ 14 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чернуски и О'Хара, стр. 100–101
- ^ Перейти обратно: а б с Чернуски и О'Хара, с. 107
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 99–100
- ^ Чернуски и О'Хара, с. 100
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель и Гробмайер, с. 362
- ^ Уитли, с. 313
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер и др., с. 643
- ^ Чернуски и О'Хара, с. 101
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 101–102
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 102–103
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 103–106
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 106–107
- ^ Чернуски и О'Хара, стр. 107–108
- ^ Фрейвогель, стр. 428–429.
Библиография
[ редактировать ]- Фрейвогель, Звонимир (1994). «Утилизация различных боевых кораблей». Военный корабль Интернешнл . XXXI (4). ISSN 0043-0374 .
- Фрейвогель, Звонимир и Гробмайер, А.Х. (2006). «Вопрос 36/05: Вооружение югославского эсминца «Сплит ». Военный корабль Интернешнл . XLIII (4): 362. ISSN 0043-0374 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент О. (2005). «Звездный раскол » . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон: Конвей. стр. 97–110. ISBN 1-84486-003-5 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .