Патрульный катер класса Кралевица
![]() ИН Доранг (311), ВМС Индонезии класса Кралевица | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Верфь Тито , Кралевица , ПР Хорватия , СРЮ Югославия |
Операторы | |
Преемник | Утренний урок |
Построен | 1951–1957 |
В комиссии | 1951 – конец 1980-х гг. |
Завершенный | 24 |
Ушедший на пенсию | 24 |
Общие характеристики (Первая серия) | |
Тип | Противолодочный патрульный катер |
Смещение | Стандарт: 195 тонн (192 длинных тонны; 215 коротких тонн) Полный: 220 тонн (217 длинных тонн; 243 коротких тонны) |
Длина | 41 м (134 футов 6 дюймов) |
Луч | 6,3 м (20 футов 8 дюймов) |
Черновик | 1,7 м (5 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность | 3000 л.с. (2200 кВт) |
Движение | 2 × вала 2 × дизельных двигателя |
Скорость | 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) |
Диапазон | 1000 миль (1900 км; 1200 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Вооружение |
Класс «Кралёвица» — класс больших противолодочных патрульных катеров, построенных для ВМС Югославии ( сербско-хорватский : Югославенска ратна морнарика — JRM) в 1950-х годах. Построенные на верфи Тито в Кралевице , 24 лодки этого класса были построены двумя сериями: первая с 1951 по 1954 год ( PBR-501 — PBR-512 ), а вторая с 1954 по 1957 год ( PBR-513 — PBR-524). ). Лодки второй серии, несмотря на схожесть компоновки, отличались несколько большим водоизмещением и более мощной механизацией.
Лодки первой серии были исключены из состава JRM в 1983–86 годах, а последние второй серии – в 1986–90 годах. Некоторое количество этих лодок было экспортировано в страны Движения неприсоединения : по две лодки в Бангладеш и Судан , шесть в Индонезию и одна лодка в Эфиопию . Они были выведены из эксплуатации в 1980-х годах, и последними действующими лодками оказались две, находящиеся на вооружении Индонезии, которые были выведены в резерв в 1989 году.
Описание и конструкция
[ редактировать ]24 лодки класса «Кралевица» были построены на верфи Тито двумя сериями. Первая серия, получившая на верфи обозначение Ч01, состояла из двенадцати лодок и строилась с 1951 по 1954 год ( ПБР-501 — ПБР-512 ). [ 1 ] Лодки этой серии имели длину 41 м (134 фута 6 дюймов), ширину 6,3 м (20 футов 8 дюймов) и осадку 1,7 м (5 футов 7 дюймов). Стандартное водоизмещение составляло 195 тонн (192 длинных тонны; 215 коротких тонн), а при полной загрузке - 220 тонн (217 длинных тонн; 243 коротких тонны). Силовая установка состояла из двух дизельных двигателей, приводящих в движение два вала, общей выходной мощностью 3000 л.с. (2200 кВт), обеспечивающих скорость 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час) и дальность полета 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль). на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 2 ]
Пушечное вооружение состояло из одной пушки калибра 3 дюйма/50 , одной 40-мм (1,6 дюйма) пушки и четырех одноствольных 20-мм (0,79 дюйма) пушек. Противолодочное вооружение состояло из двух метателей глубинных бомб Mark 6 (DC). , стойки постоянного тока и либо две мышеловки , либо один Hedgehog . В 1970-х годах первая серия подверглась модернизации, включавшей удаление. Орудие калибра 3 дюйма/50 заменено двумя пятиствольными реактивными установками РБУ-1200 советского производства с добавлением гидролокатора «Тамир-11» . [ 2 ]
Вторая серия, получившая обозначение Ч01/Б, также состояла из двенадцати лодок и строилась с 1954 по 1957 год ( ПБР-513 — ПБР-524 ). [ 1 ] Лодки этой серии отличались немного более длинным корпусом (43,1 м (141 фут 5 дюймов)) и большей осадкой 1,8 м (5 футов 11 дюймов). Мощность силовой установки была увеличена до 3400 л.с. (2500 кВт) для увеличения скорости на 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 2 ]
Лодки
[ редактировать ]Имя | Строитель | Ряд | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|
ПБР-501
|
Верфь Тито | I. серия № 01 |
1951
|
Пострадал в 1983–86 гг. |
ПБР-502
|
Передан Бангладеш в 1975 году. | |||
ПБР-503
|
1952
|
Пострадал в 1983–86 гг. | ||
ПБР-504
| ||||
ПБР-505
|
Передан Бангладеш в 1975 году. | |||
ПБР-506
|
Пострадал в 1983–86 гг. | |||
ПБР-507
|
1953
| |||
ПБР-508
| ||||
ПБР-509
|
Передан Эфиопии в 1975 году. | |||
ПБР-510
|
Пострадал в 1983–86 гг. | |||
ПБР-511
| ||||
ПБР-512
|
1954
|
Потоплен как корабль-мишень в 1983 году. | ||
ПБР-513
|
II. ряд Ч01/Б |
Переведен в Индонезию в 1958/59 году. | ||
ПБР-514
| ||||
ПБР-515
| ||||
ПБР-516
|
1955
| |||
ПБР-517
| ||||
ПБР-518
| ||||
ПБР-519
|
1956
|
Пострадал в 1983–90 гг. | ||
ПБР-520
| ||||
ПБР-521
| ||||
ПБР-522
|
Передан Судану в 1969 году. | |||
ПБР-523
| ||||
ПБР-524
|
1957
|
Пострадал в 1983–90 гг. |
Источники: Верфь Кралевица - Список поставленных судов 1946. - 2007 гг ., Гардинер (1995 , стр. 647).
История обслуживания
[ редактировать ]Лодки первой серии на вооружении JRM пострадали в период с 1983 по 1986 год. [ 2 ] Последняя лодка серии, PBR-512 , была выведена из эксплуатации в 1972 году и затоплена как корабль-мишень в 1983 году в окрестностях Которского залива . Лодка была атакована П-20 противокорабельной ракетой , у которой была снята боеголовка. После прямого попадания буксир попытался отбуксировать его на военно-морской ремонтный завод «Сава Ковачевич» в Тивате для ремонта и повторного использования в будущих военно-морских учениях. Однако во время буксировки лодка начала набирать воду через пробоину, пробитую ракетой. В конце концов лодку оторвали и затонули в бухте Жанич на глубину 25 м (82 фута). Благодаря удачному расположению и условиям для дайвинга затонувший корабль PBR-512 стал самым популярным местом для дайвинга в Черногории . [ 3 ] [ 4 ]
Лодки Kraljevica оказались наиболее широко экспортируемым классом кораблей, построенных СФР Югославии. Всего одиннадцать лодок было передано странам Движения неприсоединения, одним из основателей которого была Югославия. Первой страной, получившей лодки, была Индонезия , которая получила от PBR-513 до PBR-518 в 1958/59 году, за ней последовали PBR-522 и PBR-523 в Судан в 1969 году, PBR-502 и PBR-505 в Бангладеш и PBR. -509 в Эфиопию , последние два получили свои лодки в 1975 году. [ 2 ] лодки впервые получили числовые обозначения 310–312 диапазоне На и 314–316 в индонезийской службе . В ц. В 1976 году они были переименованы в Доранг (бывший PBR-513 ), Тодак (бывший PBR-514 ), Ладжанг (бывший PBR-515 ), Бубара (бывший PBR-516 ), Лемаданг (бывший PBR-517 ) и Крапу. (бывший ПБР-518 ). Бубара и Ладжанг были затоплены в 1970 году, за ними последовали Крапу в 1976 году и Лемаданг в 1984 году. Остальные две лодки, Доранг и Тодак , были выведены в резерв в 1989 году. [ 5 ] Две лодки на вооружении Бангладеш получили обозначения Karnaphuli (бывший PBR-502 ) и Tista (бывший PBR-505 ) и были списаны к 1988 году. [ 6 ] Два суданских катера, «Эль-Фашер» (бывший PBR-522 ) и «Эль-Хартум» (бывший PBR-523 ), были затоплены в 1981 году. [ 7 ] Единственная лодка на вооружении Эфиопии получила обозначение 51 (бывший PBR-509 ) и была выведена из эксплуатации к 1984 году. [ 8 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Верфь Кралевица - Список поставленных судов 1946. - 2007 гг .
- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер 1995 , стр. 647.
- ^ Патрульный катер PBR 512 — Патролац (Залив Жанич, Черногория) .
- ^ Грегович 2008 .
- ^ Гардинер 1995 , с. 181.
- ^ Гардинер 1995 , с. 23.
- ^ Гардинер 1995 , с. 442.
- ^ Гардинер 1995 , с. 90.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-85177-605-7 .
- Грегович, Саво (9 марта 2008 г.). «Музей на дне моря» (на сербском языке). Политика . Проверено 19 декабря 2020 г.
- «Патрульный катер PBR 512 - Патролац (Бухта Жанич, Черногория)» [Патрульный катер PBR 512 - Патролак (Бухта Жанич, Черногория)]. skolaronjenja.rs (на сербском языке) . Проверено 19 декабря 2020 г.
- «Верфь Кралевица - Список поставленных судов 1946. – 2007» (PDF) . brodkr.hr (на хорватском языке). Кралевицкая верфь. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2014 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .