Кончар Ракетный катер класса
![]() Шибеник (RTOP-21) ВМС Хорватии. Обратите внимание, что в отличие от других «Кончар» кораблей класса , «Шибеник» вооружен двумя RBS-15.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Верфь Тито Кралевица , Кралевица , СР Хорватия |
Операторы | |
Преемник | Королевский класс |
В комиссии | 1977 – настоящее время |
Завершенный | 6 |
Активный | 3 |
Заложен | 3 |
Общие характеристики (как завершено) | |
Тип | Ракетный катер |
Смещение | Полный: 271 т (267 длинных тонн) |
Длина | 44,9 м (147 футов 4 дюйма) |
Луч | 8,4 м (27 футов 7 дюймов) |
Черновик | 2,6 м (8 футов 6 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Выносливость | от 5 до 7 дней |
Дополнить | 30 |
Вооружение |
Класс Кончар» « — класс из шести ракетных катеров, построенных для ВМС Югославии в конце 1970-х годов на верфи Тито в Кралевице , СР Хорватия . Лодки имели смесь западноевропейского и восточноевропейского оборудования, включая советские противокорабельные ракеты и шведские орудия.
Во время хорватской войны за независимость один корабль, «Владо Четкович» , был захвачен хорватскими войсками во время ремонта. В конечном итоге он был принят на вооружение ВМС Хорватии как Шибеник и используется до сих пор. Остальные пять кораблей были переброшены в Черногорию и поступили на вооружение нового ВМС Югославии, причем три из них были выведены из эксплуатации в начале 2000-х годов. Последние два корабля этого класса планируется переоборудовать в патрульные катера для службы в ВМС Черногории .
Описание
[ редактировать ]Класс Кончара был разработан Институтом Бродарского (BI) из Загреба. Шестиместный корабль строился на верфи Тито в Кралевице с 1977 по 1979 год, все шесть кораблей были названы в честь Народных героев Югославии . Корабли имеют длину 44,9 м (147 футов 4 дюйма), ширину 8,4 м (27 футов 7 дюймов) и осадку 2,6 м (8 футов 6 дюймов). Корпус, аналогичный шведскому Spica классу , выполнен из стали с алюминиевой надстройкой . Водоизмещение при полной загрузке составляет 271 т (267 длинных тонн), экипаж состоит из 30 человек. [ 1 ] [ 2 ]
В качестве силовой установки в этом классе используется двигатель CODAG . Установленные на четырех валах два дизельных двигателя MTU 16V 538 TB91 используются для экономичного плавания, а две RR Marine Proteus 52 M газовые турбины используются для достижения высоких скоростей. Крейсерская скорость составляет 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час), а максимально достижимая скорость - 38–40 узлов (70–74 км/ч; 44–46 миль в час). Двигаясь со скоростью, близкой к максимальной, 38 узлов, корабли имеют максимальную дальность полета 380–490 морских миль (700–910 км; 440–560 миль). Приводимые в движение только дизельными двигателями и движущиеся со скоростью 22–23 узла (41–43 км/ч; 25–26 миль в час), они имеют дальность полета 780–870 морских миль (1440–1610 км; 900–1000 миль). точные цифры варьируются от источника к источнику. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Выдержка составляет от пяти до семи дней. [ 3 ] [ 5 ]
Пушечное вооружение этого класса состоит из двух орудий Bofors 57 мм (2,2 дюйма)/70 Mk1, установленных в носовой части и в кормовой части. На этапе разработки конструкторы планировали использовать Exocet в качестве основной системы вооружения французские противокорабельные ракеты . Однако из-за высокой цены, которую французы запросили за ракету, возможно, по политическим причинам, проект был изменен и вместо него были использованы два советских Р-20 (SS-N-2B). Меры самообороны включают две гранатометы Wallop Barricade . [ 6 ] [ 1 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Номер вымпела [ 7 ] | Тезка | Строитель [ 2 ] | Запущен [ 8 ] [ 1 ] | Введен в эксплуатацию [ 8 ] [ 1 ] | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Раде Кончар | РТОП-401 | Раде Кончар | Верфь Тито Кралевица, Кралевица, СР Хорватия, СФР Югославия | 16 октября 1976 г. | апрель 1977 г. | Снят со службы. Пришвартован в Баре со снятым оружием. |
Владо Четкович | РТОП-402 | Владо Четкович | 20 августа 1977 г. | Март 1978 г. | На вооружении ВМС Хорватии как RTOP-21 Шибеник. [ 4 ] | |
Рамиз Садику | РТОП-403 | Рамиз Садику | 24 апреля 1978 г. | Сентябрь 1978 г. | списано [ 9 ] | |
Хасан Захирович-Лаца | РТОП-404 | Хасан Захирович-Лаца | 9 ноября 1978 г. | декабрь 1978 г. | выведен из эксплуатации; на мертвом причале в Баре [ 10 ] [ 11 ] | |
Джордан Николов Орсе | РТОП-405 | Джордан Николов Орсе | 26 апреля 1979 г. | август 1979 г. | На вооружении ВМС Черногории как P-105 Durmitor. [ 12 ] [ 13 ] | |
Анте Женщины | РТОП-406 | Анте Женщины | 23 ноября 1979 г. | ноябрь 1980 г. | На вооружении ВМС Черногории. Ожидает переоборудования в патрульный катер [ 14 ] [ 13 ] |
Услуга
[ редактировать ]Служба ВМС Югославии
[ редактировать ]
В конце 1980-х - начале 1990-х Раде Кончар и Владо Четкович прошли программу модернизации, которая включала снятие кормового 57-мм Bofors и установку советского АК-630 CIWS . В начале войны за независимость хорватской Владо Четкович был захвачен хорватскими войсками в Шибенике во время ремонта. Он был принят на вооружение ВМС Хорватии 28 сентября 1991 года как Шибеник (RTOP-21). Где-то между 1991 и 1994 годами Шибеник прошел ремонт, который включал демонтаж пусковых установок P-20 и установку двух установок для четырех RBS-15 противокорабельных ракет шведского производства. По состоянию на 2022 год Шибеник находится на действительной службе ВМС Хорватии. [ 1 ] [ 10 ] [ 5 ]
Остальная часть класса осталась в руках ВМС Югославии. 6 октября Хасан Захирович-Лаца вместе с типа «Кони» фрегатом «Копер» (VPBR-32) принял участие в битве при Задаре . Хорватские береговые батареи в этом районе использовали два трофейных 40-мм (1,6 дюйма) орудия «Бофорс», причем только одно из них было готово открыть огонь по кораблям. Первые пять-шесть выстрелов, выпущенных по Хасану Захировичу-Лаке, не попали в цель, после чего пистолет вышел из строя. После быстрого ремонта ракетный катер снова подвергся обстрелу: три снаряда попали в кормовую часть и не причинили повреждений, поскольку артиллерийского расчета не было бронебойных боеприпасов . в распоряжении [ 15 ] Два ракетных катера типа «Кончар» также приняли участие в битве при Далматинских каналах . Джордан Николов-Орче , действовавший под кодовым названием «Парак», и Анте Банина , под кодовым названием «Пакра», входили в состав тактической группы «Вис», которой было поручено обеспечить морскую блокаду города Сплит и близлежащих островов. . [ 16 ] Когда Югославская народная армия завершила свою кампанию в Хорватии , все корабли этого класса, за исключением Владо Четковича , были переброшены в Черногорию, где они были приняты на вооружение нового югославского военно-морского флота Сербии и Черногории . [ 10 ]
приняли участие три лодки этого класса В инциденте Lido II .
Во время войны в Косово лодки вместе с остальными военно-морскими силами не выходили в атаку на корабли НАТО, участвовавшие в кампании, из-за огромного неравенства сил и угрозы со стороны авиации НАТО. Им было приказано нанести ракетный удар, если представятся благоприятные условия, но они этого не сделали, поскольку корабли НАТО никогда не приближались к югославским берегам ближе, чем на максимальную дальность полета ракет лодок. Лодки приняли меры самосохранения, такие как маскировка, частая смена швартовок и укрытие в загонах для подводных лодок в Которском заливе , чтобы затруднить нацеливание авиации НАТО на них (чего, в конечном итоге, так и не произошло). Они также несколько раз вносили свой вклад в противовоздушную оборону своим вооружением: RTOP-405 сбила БПЛА недалеко от Рисана 1 июня 1999 года из своего пистолета Bofors. [ 17 ] [ 18 ]
Послевоенная служба
[ редактировать ]
В середине 1990-х годов «Рамиз Садику» был поставлен в док для капитального ремонта и реконструкции. Однако из-за нехватки средств работы так и не были завершены, лодку списали и в итоге продали на металлолом. [ 10 ] [ 19 ] Надстройка, двигательная установка, датчики и системы вооружения лодки были демонтированы, после чего новый владелец перевез лодку в подземный военно-морской док на полуострове Луштица . Лодка простояла там несколько лет, прежде чем из-за ухудшения состояния она затонула в доке. Обломок был поднят в 2014 году и отбуксирован в Зеленику, где его разобрали на более мелкие сегменты, которые затем перевезли на сталелитейный завод в Никшиче. [ 20 ]
В июне 2006 года Хасан Захирович-Лака отплыл из Бока-Которской в Италию для участия в международных военно-морских учениях «Адрион Ливекс 06». Лодка покинула порт под флагом ВМС Сербии и Черногории, но поскольку Черногория объявила о своей независимости 6 июня, когда лодка еще находилась на учениях, Хасан Захирович-Лаца стал первым кораблем за пределами черногорских вод, поднявшим флаг Черногории. новая страна. [ 19 ] Позже в том же году лодка была выведена из эксплуатации вместе с первой лодкой этого класса, Rade Končar . [ 10 ] Последний был продан Кении в 2014 году по неизвестной цене. ВМС Кении планируют снять с лодки орудия и системы управления огнем, которые затем будут отремонтированы и установлены на морском патрульном судне KNS Jasiri . Ожидается, что сам «Раде Кончар» будет перестроен и использован ВМФ в качестве патрульного катера. Судьба Хасана Захировича-Лаки остается неизвестной. [ 19 ]

В 2013 году Министерство обороны Черногории выпустило Стратегический обзор обороны Черногории ( Strategijski pregled odbrane Crne Gore ), в котором указывалось, что до тех пор, пока не будут выделены достаточные средства для приобретения новых патрульных катеров, ВМС Черногории модифицируют два «Кончара». Ракетные катера класса РТОП-405 и РТОП-406 для использования в качестве патрульных катеров. [ 13 ] В феврале 2014 года стало известно, что министерство обороны Черногории выбрало институт Бродарского из Загреба для создания проектной документации по модификации ракетных катеров. По плану, лодки будут лишены ракетных пусковых установок и кормовой пушки Бофорс, чтобы можно было использовать надувную лодку с жестким корпусом. [ 21 ] носить с собой. РТОП-405 был переоборудован в патрульный катер и переименован в Р-105 «Дурмитор». [ 22 ] Переоборудование РТОП-406 в стандарт патрульного катера еще не началось. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сондерс 2004 , с. 652.
- ^ Перейти обратно: а б Верфь Кралевица – Список поставленных судов 1946. – 2007 гг .
- ^ Перейти обратно: а б Корабли флота HRM участвуют в учениях «Фиблекс» .
- ^ Перейти обратно: а б Флот HRM .
- ^ Перейти обратно: а б Вертхайм 2007 , с. 146.
- ^ Елавич 2003 .
- ^ Гардинер 1995 , стр. 647.
- ^ Перейти обратно: а б Сондерс 2004 , с. 163.
- ^ Лукович и 28 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шоштарич и 7 августа 2008 г.
- ^ «Оборона с моря без единого настоящего корабля: правительство решило продать ракетный катер № 406» [Оборона с моря без единого настоящего корабля: правительство решило продать ракетный катер № 406]. Vijesti.me (на черногорском языке). 4 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2023 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Стратегический обзор обороны Черногории .
- ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
- ^ Кларица и 5 октября 2010 г.
- ^ Бернадич 2013 .
- ^ «ВМС ЮГОСЛАВИИ В ЗАЩИТЕ ОТ АГРЕССИИ НАТО: Опыт и уроки, извлеченные при защите Адриатики» . 24 января 2018 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2023 г. Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Битва в Адриатическом море, которой не было: как югославский флот планировал нападение на корабли НАТО в 1999 году» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лукович и 17 ноября 2014 г.
- ↑ Лукович и 11 декабря 2014 г.
- ^ Крнич и 14 февраля 2014 г.
- ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
- ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
Ссылки
[ редактировать ]
Книги
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-85177-605-7 .
- Сондерс, Стивен (2004). Боевые корабли Джейн 2004–2005 гг . Джейнс Информационная Группа Лимитед. ISBN 0-7106-2623-1 . ОЛ 7790644М .
- Вертхайм, Эрик (2007). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира, 15-е издание: Их корабли, самолеты и системы . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-955-2 . Архивировано из оригинала 12 августа 2023 года . Проверено 9 ноября 2016 г.
Новостные репортажи
[ редактировать ]- Бернадич, Степан (октябрь 2013 г.). « Прощай без звуков сирены». Хрватский войник (на хорватском языке) (432). Министерство обороны . ISSN 1333-9036 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года.
- Кларица, Синиша (5 октября 2010 г.). «Дни гордости и славы – как гвардейцы бежали с канонерских лодок из Задара» [Дни гордости и славы – как гвардейцы бежали с канонерских лодок из Задара]. Список Задарского . Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
- Крнич, Денис (14 февраля 2014 г.). «Институт Бродарского из Загреба обновляет черногорские канонерские лодки» [Институт Бродарского из Загреба обновляет черногорские ракетные катера]. Свободная Далмация . Архивировано из оригинала 14 апреля 2014 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
- Лукович, Синиша (28 октября 2011 г.). «Якорная стоянка Луштица приходит в упадок, хотя она должна использоваться Военно-морским флотом». Новости . Архивировано из оригинала 14 апреля 2014 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
- Шоштарич, Эдуард (7 августа 2008 г.). «Битва за парусник «Ядран» » . Национальный . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 31 января 2014 г.
- Лукович, Синиша (17 ноября 2014 г.). «Армия Черногории продала Кении ракетный катер». Новости . Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 г.
- Лукович, Синиша (11 декабря 2014 г.). «Исчезает еще один военный корабль бывшего югославского флота» [Исчезает еще один военный корабль бывшего югославского флота]. Новости . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Корабли флота HRM на учениях «Фиблекс » . Хорватский войник . Архивировано из оригинала 8 февраля 2010 года . Проверено 6 апреля 2014 г.
- «Флотила HRM» [Военно-морская флотилия]. Вооруженные силы Республики Хорватия . Архивировано из оригинала 26 июня 2004 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- Елавич, Тино (декабрь 2003 г.). «Разматранджа о ЮНА» [Размышления о ЮНА]. Полемос . VI (11–12). Хорватская социологическая ассоциация: 163–175. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 17 марта 2014 г.
- «Верфь Кралевица – Список поставленных судов 1946. – 2007» (PDF) . Кралевицкая верфь. Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2009 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- « Стратегический обзор обороны Черногории». Министерство обороны . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 10 апреля 2014 г.