Jump to content

Кончар Ракетный катер класса

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Шибеник (RTOP-21) ВМС Хорватии. Обратите внимание, что в отличие от других «Кончар» кораблей класса , «Шибеник» вооружен двумя RBS-15.
Обзор класса
Строители Верфь Тито Кралевица , Кралевица , СР Хорватия
Операторы
Преемник Королевский класс
В комиссии 1977 – настоящее время
Завершенный 6
Активный 3
Заложен 3
Общие характеристики (как завершено)
Тип Ракетный катер
Смещение Полный: 271 т (267 длинных тонн)
Длина 44,9 м (147 футов 4 дюйма)
Луч 8,4 м (27 футов 7 дюймов)
Черновик 2,6 м (8 футов 6 дюймов)
Движение
Скорость
  • Максимум: 38–40 узлов (70–74 км/ч; 44–46 миль в час)
  • Крейсерская: 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час)
Выносливость от 5 до 7 дней
Дополнить 30
Вооружение

Класс Кончар» « — класс из шести ракетных катеров, построенных для ВМС Югославии в конце 1970-х годов на верфи Тито в Кралевице , СР Хорватия . Лодки имели смесь западноевропейского и восточноевропейского оборудования, включая советские противокорабельные ракеты и шведские орудия.

Во время хорватской войны за независимость один корабль, «Владо Четкович» , был захвачен хорватскими войсками во время ремонта. В конечном итоге он был принят на вооружение ВМС Хорватии как Шибеник и используется до сих пор. Остальные пять кораблей были переброшены в Черногорию и поступили на вооружение нового ВМС Югославии, причем три из них были выведены из эксплуатации в начале 2000-х годов. Последние два корабля этого класса планируется переоборудовать в патрульные катера для службы в ВМС Черногории .

Описание

[ редактировать ]

Класс Кончара был разработан Институтом Бродарского (BI) из Загреба. Шестиместный корабль строился на верфи Тито в Кралевице с 1977 по 1979 год, все шесть кораблей были названы в честь Народных героев Югославии . Корабли имеют длину 44,9 м (147 футов 4 дюйма), ширину 8,4 м (27 футов 7 дюймов) и осадку 2,6 м (8 футов 6 дюймов). Корпус, аналогичный шведскому Spica классу , выполнен из стали с алюминиевой надстройкой . Водоизмещение при полной загрузке составляет 271 т (267 длинных тонн), экипаж состоит из 30 человек. [ 1 ] [ 2 ]

В качестве силовой установки в этом классе используется двигатель CODAG . Установленные на четырех валах два дизельных двигателя MTU 16V 538 TB91 используются для экономичного плавания, а две RR Marine Proteus 52 M газовые турбины используются для достижения высоких скоростей. Крейсерская скорость составляет 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час), а максимально достижимая скорость - 38–40 узлов (70–74 км/ч; 44–46 миль в час). Двигаясь со скоростью, близкой к максимальной, 38 узлов, корабли имеют максимальную дальность полета 380–490 морских миль (700–910 км; 440–560 миль). Приводимые в движение только дизельными двигателями и движущиеся со скоростью 22–23 узла (41–43 км/ч; 25–26 миль в час), они имеют дальность полета 780–870 морских миль (1440–1610 км; 900–1000 миль). точные цифры варьируются от источника к источнику. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Выдержка составляет от пяти до семи дней. [ 3 ] [ 5 ]

Пушечное вооружение этого класса состоит из двух орудий Bofors 57 мм (2,2 дюйма)/70 Mk1, установленных в носовой части и в кормовой части. На этапе разработки конструкторы планировали использовать Exocet в качестве основной системы вооружения французские противокорабельные ракеты . Однако из-за высокой цены, которую французы запросили за ракету, возможно, по политическим причинам, проект был изменен и вместо него были использованы два советских Р-20 (SS-N-2B). Меры самообороны включают две гранатометы Wallop Barricade . [ 6 ] [ 1 ]

Имя Номер вымпела [ 7 ] Тезка Строитель [ 2 ] Запущен [ 8 ] [ 1 ] Введен в эксплуатацию [ 8 ] [ 1 ] Судьба
Раде Кончар РТОП-401 Раде Кончар Верфь Тито Кралевица, Кралевица, СР Хорватия, СФР Югославия 16 октября 1976 г. апрель 1977 г. Снят со службы. Пришвартован в Баре со снятым оружием.
Владо Четкович РТОП-402 Владо Четкович 20 августа 1977 г. Март 1978 г. На вооружении ВМС Хорватии как RTOP-21 Шибеник. [ 4 ]
Рамиз Садику РТОП-403 Рамиз Садику 24 апреля 1978 г. Сентябрь 1978 г. списано [ 9 ]
Хасан Захирович-Лаца РТОП-404 Хасан Захирович-Лаца 9 ноября 1978 г. декабрь 1978 г. выведен из эксплуатации; на мертвом причале в Баре [ 10 ] [ 11 ]
Джордан Николов Орсе РТОП-405 Джордан Николов Орсе 26 апреля 1979 г. август 1979 г. На вооружении ВМС Черногории как P-105 Durmitor. [ 12 ] [ 13 ]
Анте Женщины РТОП-406 Анте Женщины 23 ноября 1979 г. ноябрь 1980 г. На вооружении ВМС Черногории. Ожидает переоборудования в патрульный катер [ 14 ] [ 13 ]

Служба ВМС Югославии

[ редактировать ]
Кормовая часть Шибеника . Видны две пусковые установки РБС-15 и ЗРК АК-630.

В конце 1980-х - начале 1990-х Раде Кончар и Владо Четкович прошли программу модернизации, которая включала снятие кормового 57-мм Bofors и установку советского АК-630 CIWS . В начале войны за независимость хорватской Владо Четкович был захвачен хорватскими войсками в Шибенике во время ремонта. Он был принят на вооружение ВМС Хорватии 28 сентября 1991 года как Шибеник (RTOP-21). Где-то между 1991 и 1994 годами Шибеник прошел ремонт, который включал демонтаж пусковых установок P-20 и установку двух установок для четырех RBS-15 противокорабельных ракет шведского производства. По состоянию на 2022 год Шибеник находится на действительной службе ВМС Хорватии. [ 1 ] [ 10 ] [ 5 ]

Остальная часть класса осталась в руках ВМС Югославии. 6 октября Хасан Захирович-Лаца вместе с типа «Кони» фрегатом «Копер» (VPBR-32) принял участие в битве при Задаре . Хорватские береговые батареи в этом районе использовали два трофейных 40-мм (1,6 дюйма) орудия «Бофорс», причем только одно из них было готово открыть огонь по кораблям. Первые пять-шесть выстрелов, выпущенных по Хасану Захировичу-Лаке, не попали в цель, после чего пистолет вышел из строя. После быстрого ремонта ракетный катер снова подвергся обстрелу: три снаряда попали в кормовую часть и не причинили повреждений, поскольку артиллерийского расчета не было бронебойных боеприпасов . в распоряжении [ 15 ] Два ракетных катера типа «Кончар» также приняли участие в битве при Далматинских каналах . Джордан Николов-Орче , действовавший под кодовым названием «Парак», и Анте Банина , под кодовым названием «Пакра», входили в состав тактической группы «Вис», которой было поручено обеспечить морскую блокаду города Сплит и близлежащих островов. . [ 16 ] Когда Югославская народная армия завершила свою кампанию в Хорватии , все корабли этого класса, за исключением Владо Четковича , были переброшены в Черногорию, где они были приняты на вооружение нового югославского военно-морского флота Сербии и Черногории . [ 10 ]

приняли участие три лодки этого класса В инциденте Lido II .

Во время войны в Косово лодки вместе с остальными военно-морскими силами не выходили в атаку на корабли НАТО, участвовавшие в кампании, из-за огромного неравенства сил и угрозы со стороны авиации НАТО. Им было приказано нанести ракетный удар, если представятся благоприятные условия, но они этого не сделали, поскольку корабли НАТО никогда не приближались к югославским берегам ближе, чем на максимальную дальность полета ракет лодок. Лодки приняли меры самосохранения, такие как маскировка, частая смена швартовок и укрытие в загонах для подводных лодок в Которском заливе , чтобы затруднить нацеливание авиации НАТО на них (чего, в конечном итоге, так и не произошло). Они также несколько раз вносили свой вклад в противовоздушную оборону своим вооружением: RTOP-405 сбила БПЛА недалеко от Рисана 1 июня 1999 года из своего пистолета Bofors. [ 17 ] [ 18 ]

Послевоенная служба

[ редактировать ]
Шибеник (слева) на военно-морской базе Лора рядом с двумя класса «Краль» ракетными катерами , «Краль Дмитрий Звонимир» (в центре) и «Краль Петар Крешимир IV» (справа).

В середине 1990-х годов «Рамиз Садику» был поставлен в док для капитального ремонта и реконструкции. Однако из-за нехватки средств работы так и не были завершены, лодку списали и в итоге продали на металлолом. [ 10 ] [ 19 ] Надстройка, двигательная установка, датчики и системы вооружения лодки были демонтированы, после чего новый владелец перевез лодку в подземный военно-морской док на полуострове Луштица . Лодка простояла там несколько лет, прежде чем из-за ухудшения состояния она затонула в доке. Обломок был поднят в 2014 году и отбуксирован в Зеленику, где его разобрали на более мелкие сегменты, которые затем перевезли на сталелитейный завод в Никшиче. [ 20 ]

В июне 2006 года Хасан Захирович-Лака отплыл из Бока-Которской в ​​Италию для участия в международных военно-морских учениях «Адрион Ливекс 06». Лодка покинула порт под флагом ВМС Сербии и Черногории, но поскольку Черногория объявила о своей независимости 6 июня, когда лодка еще находилась на учениях, Хасан Захирович-Лаца стал первым кораблем за пределами черногорских вод, поднявшим флаг Черногории. новая страна. [ 19 ] Позже в том же году лодка была выведена из эксплуатации вместе с первой лодкой этого класса, Rade Končar . [ 10 ] Последний был продан Кении в 2014 году по неизвестной цене. ВМС Кении планируют снять с лодки орудия и системы управления огнем, которые затем будут отремонтированы и установлены на морском патрульном судне KNS Jasiri . Ожидается, что сам «Раде Кончар» будет перестроен и использован ВМФ в качестве патрульного катера. Судьба Хасана Захировича-Лаки остается неизвестной. [ 19 ]

РТОП-405 на вооружении ВМС Черногории, фото 2015 года.

В 2013 году Министерство обороны Черногории выпустило Стратегический обзор обороны Черногории ( Strategijski pregled odbrane Crne Gore ), в котором указывалось, что до тех пор, пока не будут выделены достаточные средства для приобретения новых патрульных катеров, ВМС Черногории модифицируют два «Кончара». Ракетные катера класса РТОП-405 и РТОП-406 для использования в качестве патрульных катеров. [ 13 ] В феврале 2014 года стало известно, что министерство обороны Черногории выбрало институт Бродарского из Загреба для создания проектной документации по модификации ракетных катеров. По плану, лодки будут лишены ракетных пусковых установок и кормовой пушки Бофорс, чтобы можно было использовать надувную лодку с жестким корпусом. [ 21 ] носить с собой. РТОП-405 был переоборудован в патрульный катер и переименован в Р-105 «Дурмитор». [ 22 ] Переоборудование РТОП-406 в стандарт патрульного катера еще не началось. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сондерс 2004 , с. 652.
  2. ^ Перейти обратно: а б Верфь Кралевица – Список поставленных судов 1946. – 2007 гг .
  3. ^ Перейти обратно: а б Корабли флота HRM участвуют в учениях «Фиблекс» .
  4. ^ Перейти обратно: а б Флот HRM .
  5. ^ Перейти обратно: а б Вертхайм 2007 , с. 146.
  6. ^ Елавич 2003 .
  7. ^ Гардинер 1995 , стр. 647.
  8. ^ Перейти обратно: а б Сондерс 2004 , с. 163.
  9. ^ Лукович и 28 октября 2011 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Шоштарич и 7 августа 2008 г.
  11. ^ «Оборона с моря без единого настоящего корабля: правительство решило продать ракетный катер № 406» [Оборона с моря без единого настоящего корабля: правительство решило продать ракетный катер № 406]. Vijesti.me (на черногорском языке). 4 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2023 года . Проверено 9 августа 2022 г.
  12. ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Стратегический обзор обороны Черногории .
  14. ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
  15. ^ Кларица и 5 октября 2010 г.
  16. ^ Бернадич 2013 .
  17. ^ «ВМС ЮГОСЛАВИИ В ЗАЩИТЕ ОТ АГРЕССИИ НАТО: Опыт и уроки, извлеченные при защите Адриатики» . 24 января 2018 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2023 г. Проверено 18 декабря 2020 г.
  18. ^ «Битва в Адриатическом море, которой не было: как югославский флот планировал нападение на корабли НАТО в 1999 году» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Лукович и 17 ноября 2014 г.
  20. Лукович и 11 декабря 2014 г.
  21. ^ Крнич и 14 февраля 2014 г.
  22. ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .
  23. ^ "Морнарика опет извисила, а само "Дурмитор" борбено способан" . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 16 февраля 2020 г. .

Новостные репортажи

[ редактировать ]

Другие источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd0148f98c3e8925539a5ee54ba17f7a__1707839100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/7a/cd0148f98c3e8925539a5ee54ba17f7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Končar-class missile boat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)