«Белоград » Эсминец типа
![]() Именной корабль класса «Белград » (справа) и лидер флотилии Дубровник в Которском заливе после захвата Италией в апреле 1941 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Белград класс |
Строители | |
Операторы | |
Предшественник | Дубровник |
Преемник | Расколоть |
Построен | 1937–1939 |
В эксплуатации | 1939–1945 |
Планируется | 3 |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 3 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Разрушитель |
Смещение |
|
Длина | 98 м (321 фут 6 дюймов) |
Луч | 9,45 м (31 фут 0 дюймов) |
Черновик | 3,18 м (10 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час) |
Диапазон | 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) |
Дополнить | 145 |
Вооружение |
|
класса «Белград» Королевского Эсминцы состояли из трех кораблей, построенных для флота Югославии в конце 1930-х годов и являлись вариантом французского «Бурраск» класса . Белград был построен во Франции, а Загреб и Любляна — в Королевстве Югославия . В январе 1940 года «Любляна» наткнулась на риф у порта Шибеник под руководством Германии. и все еще находилась в ремонте, когда в апреле 1941 года началось вторжение стран Оси в Югославию Во время вторжения «Загреб» был затоплен , чтобы предотвратить его захват, а два других корабля были захвачены итальянцами. Королевский флот Италии использовал Белград и Любляну в качестве эскорта конвоев между Италией, Эгейским морем и Северной Африкой под названиями Себенико и Лубиана соответственно. Лубиана погибла в Тунисском заливе в апреле 1943 года; Себенико был захвачен немцами в сентябре 1943 года после капитуляции Италии и впоследствии использовался ВМС Германии как TA43 . О судьбе ТА43 имеются противоречивые сведения , но он был потерян в последние недели войны.
В 1967 году был снят французский фильм о затоплении Загреба . В 1973 году президент Югославии и партизан лидер военного времени Иосип Броз Тито посмертно наградил двух офицеров, затопивших Загреб, орденом Народного героя .
Фон
[ редактировать ]После распада Австро-Венгерской империи в результате Первой мировой войны было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). корабли бывшего австро-венгерского флота Австро-Венгрия передала новому государству . Королевство Италия было этим недовольно и убедило союзников разделить австро-венгерские корабли между державами-победительницами. В результате единственными современными морскими судами, оставшимися в составе КСКС, стали 12 миноносцев , [ 1 ] и ей пришлось строить свои военно-морские силы практически с нуля. [ 2 ]
Название государства было изменено на Королевство Югославия в 1929 году. В начале 1930-х годов Югославский Королевский флот ( сербско-хорватская латынь : Kraljevska mornarica ; сербско-хорватская кириллица : Краљевска морнарица ; KM) придерживался концепции лидера флотилии , которая предполагало строительство больших эсминцев, времен Первой мировой войны подобных эсминцам Королевского флота V и W , [ 3 ] и опирался на опыт французского военно-морского флота во время Адриатической кампании Первой мировой войны . [ 4 ] В межвоенном военном флоте Франции эти корабли предназначались для работы с меньшими эсминцами или в виде полуфлотилий из трех кораблей. Королевский военно-морской флот Югославии решил построить три таких лидера флотилии, корабли, которые могли бы развивать высокую скорость и обладать длительным сроком службы. Требования к выносливости отражали планы Югославии по переброске кораблей в центральное Средиземноморье , где они смогут действовать вместе с французскими и британскими военными кораблями. Результатом этого стало строительство эсминца «Дубровник» в 1930–1931 годах. Вскоре после того, как он был заказан, начало Великой депрессии означало, что был построен только один корабль из запланированной полуфлотилии. [ 5 ]
Несмотря на то, что два других запланированных больших эсминца не собирались строить, идея о том, что «Дубровник» может действовать с несколькими эсминцами меньшего размера, сохранялась. В 1934 году, опираясь на специальный кредит в 500 миллионов динаров на программу расширения и модернизации, [ 4 ] КМ решил приобрести три таких эсминца для действия в составе дивизии под командованием Дубровника . [ 6 ] Класс «Белград» представлял собой вариант французского «Бурраск» класса , который имел сильную главную батарею, которой мешала низкая скорострельность, и в сочетании со слабым противолодочным комплексом. Французская конструкция также была тяжелой, а носовая часть корпуса была слишком узкой, что приводило к намоканию бака при любом состоянии моря . Эти характеристики сочетались с ограниченной выносливостью . [ 4 ]
Имя корабля этого класса, Beograd , было построено Ateliers et Chantiers de la Loire в Нанте , Франция, тогда как остальные корабли этого класса, Zagreb и Ljubljana , были построены Jadranska brodogradilišta в Сплите , Югославия, под контролем Франции. Еще два корабля этого класса планировались, но не были построены. [ 7 ] Верфь Jadranska brodogradilišta в Кралевице отвечала за строительство и поставку котлов и другого оборудования. [ 4 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]Корабли имели общую длину 98 м (321 фут 6 дюймов), ширину 9,45 м (31 фут 0 дюймов) и нормальную осадку 3,18 м (10 футов 5 дюймов). Их стандартное водоизмещение составляло 1210 тонн (1190 длинных тонн) с увеличением до 1655 тонн (1629 длинных тонн) при полной загрузке. [ 8 ] Белград работал на паровых турбинах Curtis , а Загреб и Любляна использовали Parsons паровые турбины . Независимо от используемых турбин, они приводили в движение два гребных винта, используя пар, вырабатываемый тремя Ярроу водотрубными котлами . Их турбины имели мощность 40 000–44 000 л.с. (30 000–33 000 кВт) и были предназначены для движения кораблей с максимальной скоростью 38–39 узлов (70–72 км / ч; 44–45 миль в час), хотя они были всего лишь способен развивать практическую максимальную скорость 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час) в эксплуатации. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Они перевезли 120 тонн (120 длинных тонн) мазута , [ 8 ] что давало им радиус действия 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль). [ 9 ] Их экипажи насчитывали 145 человек личного состава, включая офицеров и рядовых. [ 8 ]
Основное вооружение состояло из четырех Škoda L/46. 120-мм (4,7 дюйма) [ а ] сверхстрелковые орудия в одиночных установках: две в носовой части надстройки и две в кормовой , защищенные орудийными щитами . [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] Вспомогательное вооружение состояло из четырех зенитных орудий Škoda калибра 40 мм (1,6 дюйма) L/67. [ 13 ] в двух спаренных артиллерийских установках, расположенных по обе стороны кормовой палубы укрытия. [ 14 ] Корабли также были оснащены двумя тройными установками 550-мм (22 дюйма) торпедных аппаратов и двумя пулеметами . [ 8 ] Их системы управления огнем предоставила голландская фирма Hazemayer. [ 11 ] В состоянии постройки они также могли нести 30 морских мин . [ 8 ]
Корабли
[ редактировать ]Корабль | Строитель [ 8 ] | Заложен [ 15 ] [ 11 ] | Запущен [ 8 ] | Введен в эксплуатацию [ 14 ] | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Белград | Мастерские и верфи Луары , Нант | 1936 | 23 декабря 1937 г. | 28 апреля 1939 г. | |
Загреб | Адриатические верфи , Сплит | 30 марта 1938 г. | август 1939 г. |
| |
Любляна | 28 июня 1938 г. | декабрь 1939 г. |
Услуга
[ редактировать ]На момент начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года введены только Белград и Загреб были в строй , а Любляна была введена в строй через три месяца после начала войны. Их единственная значительная довоенная задача была выполнена Белградом в мае 1939 года и включала транспортировку большой части золотого запаса Югославии в Соединенное Королевство на хранение. [ 19 ] 24 января 1940 года Любляна наткнулась на риф у югославского порта Шибеник . Борт корпуса был пробит, и, несмотря на попытки доставить корабль в порт, он затонул недалеко от берега, а часть экипажа уплыла в безопасное место. Один член экипажа погиб, а капитан был арестован до завершения расследования. [ 20 ]
Югославия была вторгнута державами Оси под руководством Германии Когда 6 апреля 1941 года , Белград и Загреб были переданы в состав 1-й торпедной дивизии в Которском заливе вместе с Дубровником . [ 21 ] но Любляна все еще ремонтировалась в Шибенике. [ 16 ] [ 22 ] 9 апреля «Белграду» и другим судам было поручено поддержать атаку на итальянский анклав Зара на побережье Далмации , но военно-морская часть атаки была прервана, когда «Белград» получил повреждение двигателя в результате попадания итальянских самолетов в результате попадания в него. Она вернулась в Которский залив для ремонта. [ 14 ] Белград и Любляна были захвачены в порту итальянскими войсками 17 апреля. [ 22 ] [ 23 ] но в тот же день двое Загреба офицеров затопили ее, чтобы предотвратить ее захват, и были убиты в результате взрывов. [ 24 ]
Находившиеся на итальянской службе Белград и Любляна были отремонтированы, перевооружены и переименованы в Себенико и Лубиану соответственно. Себенико был введен в состав Королевского военно-морского флота Италии в августе 1941 года, а Лубиана - в октябре или ноябре 1942 года. Они оба служили в основном в качестве сопровождения конвоев между Италией, Эгейским морем и Северной Африкой , при этом Себенико выполнил более 100 миссий по сопровождению конвоев за два года. период. Ни один корабль не участвовал в каких-либо заметных действиях. [ 16 ] [ 22 ] [ 25 ] [ 26 ] 1 апреля 1943 года «Лубиана» была потоплена британской авиацией у побережья Туниса. [ 27 ] или сел на мель в Тунисском заливе и пропал. [ 16 ] [ 18 ] Себенико был захвачен немцами в Венеции после итальянского перемирия в сентябре 1943 года в поврежденном состоянии. Он был отремонтирован, перевооружен, переименован в ТА43 и поступил на вооружение Кригсмарине (ВМС Германии). [ 9 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] TA43 выполнял функции сопровождения и минирования в северной части Адриатического моря , но практически не участвовал в боевых действиях. [ 30 ] [ 31 ] Один источник утверждает, что он был поврежден артиллерийским огнем 30 апреля 1945 года в Триесте , а затем затоплен. [ 27 ] другие предполагают, что она была затоплена 1 мая. [ 16 ] [ 17 ]
В 1967 году был снят французский фильм Flammes sur l'Adriatique («Огненное море Адриатики»), в котором рассказывается о затоплении Загреба и приведших к нему событиях. [ 32 ] В 1973 году президент Югославии и партизан лидер военного времени Иосип Броз Тито посмертно наградил орденом Народного героя двух офицеров, затопивших Загреб . [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Шено 1980 , с. 355.
- ^ Новак 2004 , с. 234.
- ^ Фрейвогель 2014 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 71.
- ^ Фрейвогель 2014 , с. 84.
- ^ Джарман 1997 , с. 543.
- ^ Jump up to: а б с д Шено 1980 , стр. 357–358.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шено 1980 , с. 357.
- ^ Jump up to: а б с Лентон 1975 , с. 106.
- ^ Престон, Джордан и Дент 2005 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Джарман 1997 , с. 738.
- ^ Кэмпбелл 1985 , с. 394.
- ^ Freivogel & Grobmeier 2006 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б с Уитли 1988 , с. 312.
- ^ Чернуски и О'Хара 2005 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брешия 2012 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Браун 1995 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Браун 1995 , с. 83.
- ^ Хоптнер 1963 , с. 156.
- ↑ The Examiner , 26 сентября 1940 г. , с. 1.
- ^ Нихорстер 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Шено 1980 , с. 301.
- ^ Браун 1995 , с. 44.
- ^ Морской музей Черногории 2007 .
- ^ Уитли 1988 , с. 186.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , стр. 193 и 203.
- ^ Jump up to: а б с Шено 1980 , с. 358.
- ^ Браун 1995 , с. 94.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 231.
- ^ О'Хара 2013 , стр. 181.
- ^ Уитли 1988 , с. 80.
- ^ Французская синематека 2001 .
- ^ Лукович 2016 .
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Браун, Дэвид (1995). Потери кораблей во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-914-7 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-329-2 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент О. (2005). «Звездный раскол » . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. стр. 97–110. ISBN 978-1-84486-003-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Хоптнер, Джейкоб Б. (1963). Югославия в кризисе, 1934–1941 гг . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. OCLC 310483760 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Лентон, ХТ (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон, Англия: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Новак, Грга (2004). Адриатическое море в конфликтах и битвах на протяжении веков [ Адриатическое море в конфликтах и битвах на протяжении веков ] (на хорватском языке). Том. 2. Сплит, Хорватия: Марьян пресс. ISBN 978-953-214-222-8 .
- О'Хара, Винсент (2013). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-397-3 .
- Престон, Энтони; Джордан, Джон и Дент, Стивен (2005). Военный корабль . Лондон, Англия: Conway Maritime Press.
- Ровер, Юрген и Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-326-7 .
Периодические издания
[ редактировать ]- Фрейвогель, Звонимир (2014). «От Глазго до Генуи под тремя флагами - лидер югославской флотилии Дубровник» (PDF) . Военный сборник . 4 (2): 83–88. Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- Фрейвогель, Звонимир и Гробмайер, А.Х. (2006). «Вопрос 36/05: Вооружение югославского эсминца «Сплит ». Военный корабль Интернешнл . XLIII (4): 362. ISSN 0043-0374 .
- «Югославский эсминец попал в риф: погиб только один член экипажа» . Ревизор . Лонсестон, Тасмания. 26 января 1940 г. с. 1 . Проверено 29 сентября 2013 г.
Веб-сайты
[ редактировать ]- « Пламя Адриатики (1967) – Александр Астрюк» [ Адриатическое море огня (1967) – Александр Астрюк]. Французская синематека . 2001 . Проверено 7 ноября 2016 г.
- Лукович, Синиша (2016). « Загреб» умирает, «Загреб» не сдается» [«Загреб» умирает, «Загреб» не сдается]. Новости онлайн . Новости. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года . Проверено 5 ноября 2016 г.
- Нихорстер, доктор Лео (2016). «Приказ о боевых действиях на Балканах Королевского военно-морского флота Югославии от 6 апреля 1941 года» . Доктор Лео Нихорстер . Проверено 4 ноября 2016 г.
- «Первая и Вторая мировые войны» . Морской музей Черногории. 2007 . Проверено 25 сентября 2013 г.