Югославский эсминец Загреб
![]() Загреба Однотипные корабли «Белоград» (справа) и «Дубровник» (слева) в Которском заливе после захвата Италией.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Загреб |
Тезка | Загреб |
Запущен | 30 марта 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | август 1939 г. |
Выведен из эксплуатации | 17 апреля 1941 г. |
Судьба | Затоплен экипажем 17 апреля 1941 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Белоград » Эсминец типа |
Смещение |
|
Длина | 98 м (321 фут 6 дюймов) |
Луч | 9,45 м (31 фут) |
Черновик | 3,18 м (10 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час) |
Дополнить | 145 |
Вооружение |
|
«Загреб» был вторым из трех «Белград», эсминцев класса построенных для Королевского военно-морского флота Югославии (КМ) в конце 1930-х годов. Он был спроектирован для использования в составе дивизии под командованием командира флотилии Дубровника и был первым военным кораблем, построенным в Королевстве Югославия . Загреб поступил на вооружение в августе 1939 года, был вооружен главной батареей из четырех 120-мм (4,7 дюйма) орудий в одиночных установках и имел максимальную скорость 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час).
Югославия вступила во Вторую мировую войну , когда Германии. под руководством державы Оси в апреле 1941 года вторглись 17 апреля Загреб был затоплен двумя ее офицерами в Которском заливе, чтобы предотвратить его захват приближающимися итальянскими войсками. Оба офицера погибли в результате взрыва затопленных зарядов. Французский фильм 1967 года Flammes sur l'Adriatique (« Огненное море Адриатики ») рассказал историю ее кончины и смерти двух офицеров. В 1973 году, в тридцатую годовщину образования Иосипом Броз Народного героя Тито югославского военно -морского флота, оба мужчины были посмертно награждены президентом орденом .
Фон
[ редактировать ]В начале 1930-х годов Королевский флот Югославии ( сербско-хорватский : Kraljevska mornarica ; сербо-хорватская кириллица : Kraljevska mornarica ; KM) реализовал концепцию лидера флотилии , которая включала строительство больших эсминцев, подобных британским Королевским флотом V и W времен Первой мировой войны. Эсминцы класса . [ 1 ] В межвоенном военном флоте Франции лидеры флотилий должны были действовать как полуфлотилии из трех кораблей или с одним лидером флотилии, действующим вместе с несколькими меньшими эсминцами. ХМ решил построить три таких лидера флотилии, корабли, которые могли бы развивать высокую скорость и обладать длительным сроком службы. Требование к выносливости отражало планы Югославии по переброске кораблей в центральное Средиземноморье , где они смогут взаимодействовать с французскими и британскими военными кораблями. Результатом этого стало строительство эсминца «Дубровник» в 1930–1931 годах. Вскоре после того, как ему был заказан, наступление Великой депрессии и сопутствующее экономическое давление привели к тому, что из запланированной полуфлотилии был построен только один корабль. [ 2 ] Британский дипломатический персонал сообщил, что, хотя три больших эсминца не собирались строить, намерение, чтобы Дубровник мог использовать несколько эсминцев меньшего размера, сохранялось. В 1934 году КМ решил приобрести три эсминца меньшего размера для работы в составе дивизии под командованием Дубровника . [ 3 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]Класс Белград» « был разработан на основе проекта французского эсминца, а второй корабль этого класса, «Загреб» , был построен на верфи «Ядранска бродоградилишта» в Сплите , Югославия, под контролем Франции. [ 4 ] Верфь, на которой она была построена, принадлежала совместно Ярроу и Шантье де ла Луар . [ 5 ] Корабль имел общую длину 98 м (321 фут 6 дюймов), ширину 9,45 м (31 фут) и нормальную осадку 3,18 м (10 футов 5 дюймов). Ее стандартное водоизмещение составляло 1210 тонн (1190 длинных тонн ), при полной загрузке — 1655 тонн (1629 длинных тонн) . Экипаж состоял из 145 офицеров и рядовых. [ 6 ] Корабль был оснащен Парсонс, паровыми турбинами с редуктором приводящими в движение два гребных винта , использующими пар, вырабатываемый тремя Ярроу водотрубными котлами . Ее турбины имели мощность 40 000–44 000 лошадиных сил на валу (30 000–33 000 кВт ), и она была спроектирована так, чтобы достигать максимальной скорости 38–39 узлов (70–72 км / ч; 44–45 миль в час), хотя она могла только достигать практической максимальной скорости 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час) в эксплуатации. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Она перевозила 120 т (120 длинных тонн) мазута . [ 6 ] недоступны Хотя данные по Загребу , ее родственный корабль «Белград» имел дальность действия 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль). [ 8 ]
Ее основное вооружение состояло из четырех Škoda 120 мм (4,7 дюйма) L/46. [ а ] сверхстрельные орудия в одиночных установках: две в носовой части надстройки и две в кормовой , защищенные орудийными щитами . [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] Ее дополнительное вооружение состояло из четырех 40-мм (1,6 дюйма) зенитных орудий Škoda в двух спаренных установках, расположенных по обе стороны кормовой палубы укрытия. [ 12 ] [ 13 ] Он также был оснащен двумя тройными установками 550-мм (22 дюйма) торпедных аппаратов и двумя пулеметами . [ 6 ] Ее систему управления огнем предоставила голландская фирма Hazemeyer. [ 10 ] В заводском состоянии он также мог нести 30 морских мин . [ 6 ]
Она была заложена в 1936 году. [ 10 ] [ 14 ] и спущен на воду 30 марта 1938 года. [ 6 ] «Загреб» был первым военным кораблем, построенным в Югославии. [ 15 ] За церемонией ее спуска на воду наблюдала жена министра армии и флота. [ 5 ] и по этому случаю был объявлен государственный праздник. [ 15 ] Эсминец вошел в состав КМ в августе 1939 года. [ 13 ]
Карьера
[ редактировать ]Во время вторжения войск Оси были переданы в состав 1- й в Югославию в апреле 1941 года Загреб и Белград торпедной дивизии со штаб-квартирой в Которском заливе . [ 16 ] С момента начала войны 6 апреля воздушные атаки Оси на корабли и береговые объекты в Которском заливе, но, несмотря на промахи, Загреб не пострадал ни от одной бомбы. В течение нескольких дней после вторжения «Загреб» и другие корабли были перевезены в разные места залива и замаскированы. 16 апреля экипажу корабля сообщили о скорой капитуляции югославских вооруженных сил и приказали больше не оказывать противнику сопротивления. Получив это известие, большая часть экипажа покинула корабль. На следующий день, когда итальянские войска приблизились к Которскому заливу, два младших офицера, Милан Спасич и Сергей Машера , заставили капитана и оставшуюся команду покинуть корабль и установили заряды для затопления , чтобы предотвратить ее захват. Оба офицера погибли в результате взрывов. [ 17 ] [ 18 ] Большая часть корабля затонула, а оставшиеся на поверхности части сгорели в последующие дни. [ 19 ] Останки Спасича были выброшены на берег 21 апреля, а 5 мая итальянские войска устроили им полноценные военные похороны. Отрубленную голову Машеры также вынесло на берег и тайно похоронили местные жители. [ 17 ]
Разрушение Загреба было изображено во французском фильме 1967 года Flammes sur l'Adriatique ( «Огненное море Адриатики ») режиссера Александра Астрюка с Жераром Барре в главной роли . Фильм частично снимался на натуре в Югославии и был выпущен во Франции в 1968 году. [ 20 ] В 1973 году, в тридцатую годовщину создания югославского военно-морского флота , президент Югославии и партизан лидер военного времени Иосип Броз Тито посмертно наградил обоих офицеров орденом Народного героя за проявленное мужество. В середине 1980-х годов голова Машеры была обнаружена и опознана судебно-медицинской экспертизой, после чего похоронена на кладбище в Любляне (на территории современной Словении ). [ 17 ] Часть Загреба носа выставлена в Морском музее Черногории в Которе . [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Фрейвогель 2014 , с. 83.
- ^ Фрейвогель 2014 , с. 84.
- ^ Джарман 1997a , с. 543.
- ^ Шено 1980 , стр. 357–358.
- ^ Перейти обратно: а б Великобритания и Восток 1938 , с. 388.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шено 1980 , с. 357.
- ^ Престон, Джордан и Дент 2005 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Лентон 1975 , с. 106.
- ^ Фридман 2011 , с. 294.
- ^ Перейти обратно: а б с Джарман 1997а , с. 738.
- ^ Кэмпбелл 1985 , с. 394.
- ^ Freivogel & Grobmeier 2006 , с. 362.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 1988 , с. 312.
- ^ Чернуски и О'Хара 2005 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Джарман 1997b , с. 92.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с Лукович 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Морской музей Черногории 2007г .
- ^ Кафе дель Черногория 2017 .
- ^ Французская синематека 2001 .
Ссылки
[ редактировать ]Книги, журналы и новости
[ редактировать ]- «Пополнение флота Югославии» . Великобритания и Восток . Лондон: Бриттен. 1938. OCLC 183360562 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-329-2 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент О. (2005). «Звездный раскол » . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 97–110. ISBN 978-1-84486-003-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Фрейвогель, Звонимир (2014). «От Глазго до Генуи под тремя флагами - лидер югославской флотилии Дубровник» (PDF) . Военный сборник . 4 (2). Сочи, Российская Федерация: Академическое издательство Исследователь: 83–88. ISSN 2309-6322 . Проверено 25 октября 2014 г.
- Фрейвогель, Звонимир и Гробмайер, А.Х. (2006). «Вопрос 36/05: Вооружение югославского эсминца «Сплит ». Военный корабль Интернешнл . XLIII (4): 362. ISSN 0043-0374 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940-1945 гг . Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-7892-44-9 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997а). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Великобритания: Издания Кембриджского архива. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997б). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 3. Слау, Великобритания: Издания Кембриджского архива. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Лентон, ХТ (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Престон, Энтони ; Джордан, Джон и Дент, Стивен (2005). Военный корабль . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-84486-003-6 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-326-7 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- « Пламя Адриатики (1967) – Александр Астрюк» [ Адриатическое море огня (1967) – Александр Астрюк] (на французском языке). Французская синематека . 2001 . Проверено 7 ноября 2016 г.
- «Как героически погибли в Боке офицеры Спасич и Мазера» [Как героически погибли в Боке офицеры Спасич и Мазера]. Кафе дель Монтенегро (на сербско-хорватском языке). 17 апреля 2017 года . Проверено 25 января 2020 г.
- Лукович, Синиша (2016). « Загреб» умирает, «Загреб» не сдается» [«Загреб» умирает, «Загреб» не сдается]. Новости онлайн (на сербско-хорватском языке). Новости. Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 5 ноября 2016 г.
- «Первая и Вторая мировые войны» . Морской музей Черногории . 2007 . Проверено 25 января 2020 г.