Jump to content

СМС Корёс

СМС Корёс
цветная картина корабля, идущего по реке, с брызгами воды и горы на дальнем берегу.
Картина, изображающая СМС Кёрёша, бомбившего Белград в 1914 году.
История
Австро-Венгрия
Имя Круглый
Тезка Река Кёрёс
Заложен 30 марта 1890 г.
Запущен 5 февраля 1892 г.
Введен в эксплуатацию 21 апреля 1892 г.
Не работает 6 ноября 1918 г.
Судьба Передан Венгерской Народной Республике.
Примечания Корабль-близнец SMS Szamos был разобран и использован в качестве понтона.
Венгерская Народная Республика
Имя Круглый
Тезка Река Кёрёс
Приобретенный 6 ноября 1918 г.
Не работает 13 декабря 1918 г.
Судьба Приписан к Королевству сербов, хорватов и словенцев (KSCS).
Королевство Югославия
Имя Морава (Морава)
Тезка Река Морава
Приобретенный 1920
Судьба Затоплен экипажем 11/12 апреля 1941 г.
Независимое государство Хорватия
Имя Босния
Тезка Река Босна
Приобретенный Подняли и отремонтировали
Судьба Заминирован в июне 1944 г., поднят и разобран в 1945 г.
Общие характеристики
Класс и тип круглого класса Речной монитор
Смещение 448 тонн (441 длинная тонна)
Длина 54 м (177 футов 2 дюйма)
Луч 9 м (29 футов 6 дюймов)
Черновик 1,2 м (3 фута 11 дюймов)
Установленная мощность
Движение 2 паровые машины тройного расширения.
Скорость 10 узлов (19 км/ч)
Дополнить 77 офицеров и рядовых
Вооружение
Броня

СМС- раунд ( произносится [ˈkørøʃ] ) — название корабля речных «Körös» класса мониторов , построенных для австро-венгерского флота . Построенный в 1892 году, корабль входил в состав Дунайской флотилии и сражался с различными силами союзников от Белграда вниз по Дунаю до Черного моря во время Первой мировой войны . После непродолжительной службы в Венгерской Народной Республике в конце войны она была переведена в недавно созданное Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия) и переименована в Мораву . Она оставалась на службе в течение всего межвоенного периода , хотя бюджетные ограничения означали, что она не всегда была в полной боевой готовности.

Во время во время Второй мировой войны вторжения войск Оси « Морава в Югославию в апреле 1941 года » была флагманом 2-й дивизии минно-заграждения и действовала на реке Тиса . Она отбивалась от атак Люфтваффе и сбила один вражеский самолет, но была вынуждена отойти в Белград. Из-за высокого уровня реки и низких мостов навигация по мониторам была затруднена, и 11 апреля она была затоплена командой. Часть ее экипажа попыталась бежать через всю страну к южному побережью Адриатического моря, но большая часть сдалась 14 апреля. Остальные направились к Которскому заливу был захвачен итальянским XVII корпусом , который 17 апреля . Позже он был поднят ВМС Независимого государства Хорватия , марионеточного государства Оси, и продолжал служить в качестве Босны до июня 1944 года, когда он подорвался на мине и затонул.

Описание и конструкция

[ редактировать ]

Именной корабль Körös был типа речных мониторов построен для ВМС Австро-Венгрии Х. Шёнихеном . [ 1 ] Заложена . в Будапеште 30 марта 1891 года [ 2 ] Корёш и его однотипный корабль SMS Szamos удвоили размер Дунайской флотилии Австро-Венгрии . [ 3 ] Каждый из двух мониторов имел общую длину 54 м (177 футов 2 дюйма), ширину 9 м (29 футов 6 дюймов) и нормальную осадку 1,2 м (3 фута 11 дюймов). Ее водоизмещение составляло 448 тонн (441 длинная тонна), [ 1 ] а ее экипаж состоял из 77 офицеров и рядовых. [ 4 ] Корабль приводился в движение паром, вырабатываемым двумя котлами Ярроу, приводящими в движение две паровые машины тройного расширения . [ 1 ] и перевез 54 тонны (53 длинных тонны) угля. [ 5 ] Ее двигатели имели мощность 1200 л.с. (890 кВт), и она была рассчитана на максимальную скорость 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 6 ]

Корёс был вооружен двумя одноорудийными башнями калибра 120 мм (4,7 дюйма) / L35. [ а ] носовая и кормовая части , две сверхстрельные пушки калибра 66 мм (2,6 дюйма) /L42, зенитные защищенные орудийными щитами на носовой и кормовой части надстройки, и два пулемета . [ 4 ] [ 6 ] снарядами массой 26 кг (57 фунтов) Ее основные орудия стреляли бронебойными , фугасными, шрапнельными или осколочными на максимальную дальность 8,2 км (5,1 мили) на высоте 20°. Они могли опускаться до −6° и подниматься до +25°. [ 7 ] Ее броня состояла из пояса и переборок толщиной 50 мм (2,0 дюйма), брони палубы толщиной 19 мм (0,75 дюйма), а также брони боевой рубки и орудийной башни толщиной 75 мм (3,0 дюйма). [ 4 ] [ 6 ] Броню производил сталелитейный завод Витковица в Моравии . [ 8 ] Он был спущен на воду 5 февраля 1892 года и вступил в строй 21 апреля того же года. [ 4 ] Ее родственный корабль «Самос» был построен в 1893 году и был идентичен, за исключением брони толщиной 50 мм (2,0 дюйма) на ее боевой рубке. [ 6 ]

Ввод в эксплуатацию и Первая мировая война

[ редактировать ]

Сербская кампания

[ редактировать ]

В начале мировой войны Первой Кёрёш базировался в Земуне , чуть выше по течению от Белграда на Дунае. Ее командиром был Линиеншиффслейтенант. [ б ] (LSL) Йозеф Мейсбургер, [ 4 ] ее сопровождали еще три монитора и три патрульных катера . [ 10 ] Австро-Венгрия объявила войну Сербии 28 июля 1914 года, и в ту ночь флотилия произвела первые военные выстрелы по укреплениям на железнодорожном мосту Земун-Белград через реку Сава и на холме Топчидер , хотя Кёрёш изначально не участвовал. Мониторы уступили сербам в вооружении, и к августу они начали получать помощь от русских. Эта поддержка включала поставку и установку корабельных орудий, а также установку речных заграждений и мин . [ 11 ]

Австро-венгерская база в Земуне была ненадолго эвакуирована из-за сербской контратаки в сентябре. [ 12 ] 28 сентября Корёш вместе с монитором СМС Темеш , патрульным катером и тральщиком прорвался через минные поля на реке Сава недалеко от Белграда и двинулся вверх по течению, чтобы присоединиться к боям возле Шабаца . [ 13 ] В ноябре в Белград прибыла французская артиллерийская поддержка, поставив под угрозу стоянку монитора. [ 14 ] Тупиковая ситуация продолжалась до декабря 1914 года, когда сербы ненадолго эвакуировали Белград перед лицом австро-венгерского нападения, хотя Корёш не поддержал это действие. Менее чем через две недели австро-венграм пришлось уйти из Белграда, и вскоре он был отбит сербами при помощи России и Франции. Кёрёш продолжал действовать против Сербии и её союзников в Белграде до декабря, когда база Дунайской флотилии была отведена на зиму на север, в Петроварадин. [ 15 ]

В январе 1915 года британская артиллерия прибыла в Белград, еще больше укрепив его оборону. [ 16 ] 22 апреля 1915 года британский патрульный катер , доставленный по суше по железной дороге из Салоник, был использован для атаки на якорную стоянку Дунайской флотилии в Земуне, выпустив две торпеды . безуспешно [ 17 ] Болгария присоединилась к Центральным державам в сентябре 1915 года, и вскоре сербская армия столкнулась с подавляющим наземным вторжением Австро-Венгрии, Германии и Болгарии. 7 октября 3-я австро-венгерская армия атаковала Белград, и Кёрёш вместе с большей частью флотилии активно участвовал в поддержке переправ возле Белградской крепости и Ада-Циганлия . острова [ 18 ] Во время окончательного переправы через реку и поддержки образовавшегося плацдарма корабль оказал непосредственную поддержку, во время которой его штабель был подбит и поврежден. На следующий день Корёс помог СМС Эннсу , когда тот получил прямое попадание и начал набирать воду. [ 19 ]

После захвата Белграда флотилия направилась вниз по течению к Оршове недалеко от венгерско-румынской границы и ждала, пока нижняя часть Дуная будет очищена от мин. Затем он сопровождал серию конвоев с боеприпасами по Дунаю в Лом , откуда они были переброшены на болгарскую железнодорожную систему для отправки в Османскую империю . [ 20 ]

Румынская кампания

[ редактировать ]

В ноябре 1915 года Корёш и другие мониторы были собраны в Рущуке , Болгария. [ 20 ] Позиция Румынии была неопределенной; Центральные державы знали, что румыны вели переговоры о вступлении в войну на противостоящей стороне Антанты . Чтобы защитить 480-километровую (300 миль) границу Дуная между Румынией и Болгарией, флотилия создала защищенную базу в канале Белене . [ 21 ] Когда румыны вступили в войну 27 августа 1916 года, мониторы снова оказались в Рущуке и были немедленно атакованы тремя импровизированными торпедными катерами, действовавшими из румынского речного порта Джурджу . Выпущенные торпеды не попали в мониторы, но попали в зажигалку с топливом. Второй дивизии мониторов, состоящей из Кёрёша и трёх других наблюдателей, было поручено обстрелять Джурджу. В результате обстрела были подожжены резервуары для хранения нефти, а также железнодорожная станция и склады , а также потоплено несколько румынских лихтеров. Пока шла атака, Первая дивизия мониторов сопровождала корабли снабжения обратно на якорную стоянку Белене. Затем « Корёш » и ее спутники уничтожили два румынских патрульных катера и импровизированный минный заградитель на обратном пути в Белене. За этим последовали набеги наблюдателей как к востоку, так и к западу от Белене, в ходе которых Турну Мэгуреле и Зимнича . были обстреляны [ 22 ]

В апреле 1918 года «Корёс» вместе с тремя другими мониторами, двумя патрульными катерами и буксиром были сформированы в Flottenabteilung Wulff (Дивизия флота Вульф) под командованием Flottenkapitän ( капитан флота ) Олава Вульфа. Flottenabteilung Wulff была отправлена ​​через устье Дуная и через Черное море в Одессу , где провела несколько месяцев, поддерживая австро-венгерские войска, обеспечивающие соблюдение мирного соглашения с Россией. Он вернулся на Дунай в конце августа и бросил якорь в Брэиле 12 сентября . 16 октября Корёш и остальная часть Первой дивизии мониторов отплыли из Брэилы в Белене. В течение нескольких недель Дунайская флотилия была занята защитой австро-венгерских войск, отступающих к Будапешту, сражаясь с французскими и нерегулярными сербскими силами при их отступлении; флотилия прибыла в Белене 6 ноября. [ 23 ]

Межвоенный период и Вторая мировая война

[ редактировать ]
черно-белая фотография корабля, стоящего у причала
Морава и 1924 год.

После перемирия на Вилле Джусти, подписанного австро-венграми 3 ноября 1918 года, Корёш находился в ведении военно-морского флота Венгерской Народной Республики с 6 ноября по 13 декабря. [ 24 ] Затем в 1918–1919 годах его экипаж состоял из моряков недавно созданного Королевства сербов, хорватов и словенцев (KSCS, позже Королевства Югославия). По условиям Сен-Жермен-ан-Леского договора, заключенного в сентябре 1919 года, Körös был передан KSCS вместе с рядом других судов, включая три других речных монитора, но официально был передан ВМФ KSCS и переименован в Морава в 1920 году. [ 25 ] Ее однотипный корабль «Самос» был разобран и использован в качестве понтона . [ 6 ] В 1925–26 годах «Морава» была переоборудована, но к следующему году только два из четырех речных мониторов ВМФ КСКС постоянно оставались в полной боевой готовности. [ 26 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что югославские корабли мало занимались артиллерийской подготовкой, а также мало учениями и маневрами из-за сокращения бюджета. [ 27 ]

6 апреля 1941 года, когда во время Второй мировой войны Германии под руководством началось вторжение войск Оси в Югославию , Морава базировалась в Старой Каниже на реке Тиса в качестве флагмана 2-й дивизии минно-заграждения. [ 28 ] Эти силы отвечали за венгерскую границу и находились под оперативным контролем 7-й пехотной дивизии Потиска . [ 29 ] Остальная часть 2-й минно-заградительной дивизии состояла из речного буксира Р-XXI , речного транспорта «Сента» и нескольких мобилизованных таможенных катеров. [ 28 ] базировался южнее, на реке Тиса, в Сенте . [ 29 ] 7 апреля Морава отошла к Сенте, где подверглась нападению немецкой авиации. По словам ее командира Поручника бойног брода. [ с ] Божидар Арангелович и ее экипаж сбили один немецкий самолет и захватили Люфтваффе оберстлейтенанта . [ 31 ] [ д ] 10 апреля Мораве было приказано отступить в соответствии с отступлением 2-й группы армий Королевской югославской армии из Бачки и Бараньи . [ 33 ] Вечером 11 апреля Морава бросила якорь в месте слияния Дуная и Савы недалеко от Белграда вместе со своими товарищами-наблюдателями Вардаром и Савой , и Арангелович принял командование флотилией. Три капитана посовещались и решили затопить свои суда из-за высокого уровня воды в реках и низких мостов, что означало недостаточное пространство для свободного плавания наблюдателей. Экипажи мониторов были перегружены на два буксира, но когда один из буксиров проходил под железнодорожным мостом, подрывные заряды на мосту взорвались преждевременно, и мост упал на буксир. Из 110 офицеров и солдат, находившихся на борту судна, 95 погибли. [ 34 ] [ 35 ]

После затопления мониторов около 450 офицеров и солдат с « Моравы» и различных других речных судов собрались в Обреноваце и были вооружены только личным оружием и некоторыми пулеметами, снятыми с затопленных судов, и двинулись в сторону Которского залива на юге Адриатики. в двух группах. [ 36 ] Более крупная из двух групп добралась до Сараево только 14 апреля, прежде чем сдалась. [ 37 ] Меньшая группа пробралась к Которскому заливу и была захвачена итальянским XVII корпусом . 17 апреля [ 38 ]

Позже Морава была поднята и отремонтирована военно-морским флотом Оси марионеточного государства , Независимого государства Хорватия , в котором она выполняла функции Босны . Она служила вместе со своим товарищем-надзирателем Савой , который также был поднят и отремонтирован, но сохранил ее имя. Вместе с шестью трофейными моторными лодками и десятью вспомогательными судами они составляли речную полицию хорватского государства. [ 39 ] Босна входила в состав 2-й патрульной группы командования Речной флотилии со штабом в Земуне. [ 40 ] Он подорвался на мине недалеко от Босански-Нови на реке Уна и затонул в июне 1944 года. [ 41 ] В следующем году ее подняли и расстались . [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ L/35 обозначает длину пистолета. В данном случае орудие L/35 имеет 35-й калибр, то есть длина орудия в 35 раз превышала диаметр его канала ствола.
  2. ^ Эквивалент гауптмана ( капитана ) австро-венгерской армии. [ 9 ]
  3. ^ Эквивалент ВМС США лейтенанта-командующего . [ 30 ]
  4. ^ Оберстлейтенант был эквивалентен подполковнику США армии . [ 32 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Грегер 1976 , стр. 138–139.
  2. ^ Фрейвогель 2020 , с. 199.
  3. ^ Сондхаус 1994 , с. 87.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Павлик, Крист и Винклер 1989 , стр. 44.
  5. ^ Информационная группа Джейн, 1989 , с. 315.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Грегер 1976 , с. 139.
  7. ^ Фридман 2011 , с. 290.
  8. ^ Сондхаус 1994 , с. 126.
  9. ^ Дик 1990 , Введение.
  10. ^ Халперн 2012 , с. 262.
  11. ^ Халперн 2012 , стр. 263–265.
  12. ^ Халперн 2012 , с. 263.
  13. ^ Халперн 2012 , стр. 263–264.
  14. ^ Халперн 2012 , с. 265.
  15. ^ Халперн 2012 , стр. 265–266.
  16. ^ Халперн 2012 , с. 266.
  17. ^ Халперн 2012 , стр. 270–271.
  18. ^ Халперн 2012 , с. 272.
  19. ^ Халперн 2012 , с. 273.
  20. ^ Jump up to: а б Халперн 2012 , с. 274.
  21. ^ Халперн 2012 , с. 275.
  22. ^ Халперн 2012 , с. 277.
  23. ^ Халперн 2012 , стр. 284–286.
  24. ^ Чонкарети и Бенчур 1992 , стр. 123 и 132.
  25. ^ Гардинер 1985 , с. 426.
  26. ^ Джарман 1997a , с. 732.
  27. ^ Джарман 1997b , с. 451.
  28. ^ Jump up to: а б Нихорстер 2013а .
  29. ^ Jump up to: а б Терзич 1982 , с. 168.
  30. ^ Нихорстер 2013b .
  31. ^ Терзич 1982 , с. 313.
  32. ^ Штейн 1984 , с. 295.
  33. ^ Терзич 1982 , с. 375.
  34. ^ Терзич 1982 , стр. 391–392.
  35. ^ Шено 1980 , с. 357.
  36. ^ Терзич 1982 , с. 432.
  37. ^ Терзич 1982 , стр. 432 и 405.
  38. ^ Терзич 1982 , с. 457.
  39. ^ Шено 1980 , стр. 357 и 359.
  40. ^ Нихорстер 2013c .
  41. ^ Клуб военно-морских рекордов 1968 , с. 333.
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Чонкарети, Карой; Бенчур, Ласло (1992). Военно-морская гвардия на реке Дунай и Дунайская флотилия Королевского венгерского флота (1870–1945)] на венгерском языке ) ( . Будапешт, Венгрия: Издательство Zrínyy. ISBN  978-963-327-153-7 .
  • Дик, Иштван (1990). За пределами национализма: социальная и политическая история офицерского корпуса Габсбургов, 1848–1918 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-992328-1 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918-1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-72-9 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон, Англия: Аллан. ISBN  978-0-7110-0623-2 .
  • Халперн, Пол Г. (2012) [1994]. Военно-морская история Первой мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-266-6 .
  • Информационная группа Джейн (1989) [1946/47]. Боевые корабли Джейн времен Второй мировой войны . Лондон, Англия: Студийные издания. ISBN  978-1-85170-194-0 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997а). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997б). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Павлик, Джордж; Кристиан, Хайнц; Винклер, Герберт (1989). Дунайская флотилия КуК 1870–1918 [ Дунайская флотилия КуК 1870–1918 ] (на немецком языке). Грац, Австрия: H. Weishaupt Verlag. ISBN  978-3-900310-45-5 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN  978-1-55753-034-9 .
  • Штейн, Джордж Х. (1984). Ваффен СС: гитлеровская элитная гвардия на войне, 1939–45 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-9275-4 .
  • Терзич, Велимир (1982). Распад Королевства Югославии в 1941 году: причины и последствия поражения ) PDF ( ( на сербско-хорватском языке). Том. 2. Белград, Югославия: Народная книга. OCLC   10276738 .

Периодические издания

[ редактировать ]
  • Клуб военно-морских рекордов (1968). «Югославские мониторы». Военный корабль Интернешнл . 5 . Толедо, Огайо : Международная организация военно-морских исследований: 333. OCLC   1647131 .

Веб-сайты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e40dc147efa77e0f75737e7c5cb92ae3__1726187220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/e3/e40dc147efa77e0f75737e7c5cb92ae3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Körös - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)