Jump to content

Югославский минный заградитель Змай

Корабль в море на фоне гор
Змай в первоначальном виде
Обзор класса
Имя Дракон
Операторы
Построен 1928–1930
В комиссии 1931–1944
Завершенный 1
Потерянный 1
История
Королевство Югославия
Имя Дракон
Тезка Дракон
Строитель Немецкая верфь , Гамбург , Германия
Заложен 1928
Запущен 22 июня 1929 г.
Завершенный 20 августа 1930 г.
Введен в эксплуатацию 1931
реклассифицирован Минный заградитель , 1937 год.
Судьба Захвачен итальянцами 17 апреля 1941 г. и вскоре передан немцам.
Нацистская Германия
Имя дракон
Тезка Дракон
Приобретенный 17 апреля 1941 г.
Переименован Корабль 50 , 6 ноября 1942 г.
реклассифицирован
  • Авиационный спасательный корабль, 7 августа 1941 г.
  • Военный транспорт, 27 декабря 1941 г.
  • Минный заградитель, август 1942 г.
Ремонт Апрель – август 1942 г. - минный заградитель.
Судьба Потоплен самолетом 22 сентября 1944 г., впоследствии сдан на слом.
Общие характеристики
Тип Тендер на гидросамолет
Смещение 1870 т (1840 длинных тонн )
Длина 83 м (272 фута 4 дюйма)
Луч 13 м (42 фута 8 дюймов)
Черновик 4 м (13 футов 1 дюйм)
Установленная мощность 3260 л.с. (2430 кВт )
Движение 2 вала, 2 MAN дизельных двигателя
Скорость 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час)
Диапазон 4000 миль (7400 км; 4600 миль)
Дополнить 145
Вооружение
Самолет перевезен 1 × Гидросамолет
Авиационные объекты 1 × Перегрузочный кран

Югославский минный заградитель «Змай» был построен в Веймарской Германии для Королевского военно-морского флота Югославии в конце 1920-х годов. Он был построен как тендер на гидросамолет , но, похоже, мало использовался в этой роли и был переоборудован в минный заградитель в 1937 году. Незадолго до вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года во время Второй мировой войны он заложил минные поля вдоль побережья. Побережье Далмации , что, возможно, непреднамеренно привело к затоплению двух югославских пассажирских судов. Слегка поврежденный итальянскими пикирующими бомбардировщиками , а затем захваченный итальянцами во время вторжения, он вскоре был передан немцам. Находясь на их службе, корабль был переименован в Drache , его зенитное (зенитное) вооружение было улучшено, и он использовался в качестве тендера для гидросамолетов, а затем и в качестве военного транспорта . В последней роли она участвовала в более чем дюжине конвоев между греческим портом Пирей и греческим островом Крит в период с декабря 1941 по март 1942 года.

В середине 1942 года корабль был переоборудован в минный заградитель, а его зенитное вооружение было усовершенствовано. Вскоре после повторного ввода в строй в августе он был переименован в Schiff 50 и использовался для оценки корабельного использования вертолетов для противолодочной борьбы и минной разведки . С середины марта по май 1943 года он использовался для сопровождения конвоев в Эгейском море . За это время она участвовала в перестрелке с всплывшей британской подводной лодкой , в которой получила повреждения, а несколько членов ее экипажа были убиты или ранены. Он продолжал действовать как военный транспорт и минный заградитель, установив несколько минных полей в Эгейском море. Одно минное поле, которое она заложила на Додеканесе в 1943 году, потопило одну британскую подводную лодку и два союзников эсминца , а также серьезно повредило третий эсминец. В 1944 году ее зенитное вооружение было дополнительно усилено, но это не помешало ей быть потопленной британской авиацией в сентябре, когда она стояла на якоре в порту Вати на острове Самос . Она была списана туда после окончания Второй мировой войны .

Описание

[ редактировать ]

Королевский военно-морской флот Югославии располагал рядом баз гидросамолетов на побережье Далмации Перед Второй мировой войной . Военно-морские власти определили, что корабль необходим для перевозки гидросамолетов между базами и спасения сбитых самолетов после операций, как это было необходимо во время Первой мировой войны . Они выбрали самый маленький корабль, способный перевозить припасы и запасные части для десяти гидросамолетов. [ 1 ] и военно-морской флот разместил заказ на немецкой верфи. По словам военно-морского историка Звонимира Фрейфогеля, югославы выбрали немецкого кораблестроителя потому, что немцы, возможно, субсидировали часть стоимости, а также из-за разногласий между югославскими военно-морскими авиаторами и их французскими и британскими коллегами относительно размера и роли нового корабля. . [ 2 ] Для нового корабля было выбрано имя Змай (Дракон) ( сербско-хорватская кириллица : Змај , [змай] ). [ 1 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Змая Компоновка была типичной для корабля этого типа: мостик располагался в центре приподнятого бака , а кормовая палуба была низкой и широкой для облегчения управления самолетом. [ 3 ] длина ее тела составляла 83 метра (272 фута 4 дюйма) Общая . У нее была ширина (42 фута 8 дюймов) и при глубокой нагрузке осадка 13 метров 4 метра (13 футов 1 дюйм). Водоизмещение ее составило 1870 метрических тонн (1840 длинных тонн ) при стандартной нагрузке . Змая Два гребных винта приводились в движение парой восьмицилиндровых четырехтактных MAN дизельных двигателей , максимальная мощность которых составляла 3260 лошадиных сил на валу (2430 кВт ). Этого было достаточно, чтобы разогнать ее до скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 4 ] В общей сложности он нес 140 тонн (140 длинных тонн) топлива, что давало ей запас хода в 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль). [ 1 ] Змая Экипаж насчитывал 145 офицеров и солдат. [ 5 ]

У нее отсутствовала традиционная воронка , поскольку воздухозаборники ее двигателя проходили через решетчатую грот-мачту на миделе корабля, которая также служила крановой стойкой. [ 3 ] Он был оснащен решетчатым краном для обслуживания самолетов грузоподъемностью 6500 кг (14300 фунтов). Змаю было предоставлено шесть лодок: две рядом с мостом с каждой стороны, две рядом с грот-мачтой, одна из которых была моторной, и две шлюпки на корме. Это был плохой корабль с мореходными качествами из-за сочетания высокого силуэта и малой осадки, что делало его очень восприимчивым к боковому ветру и затрудняло управление. [ 3 ]

Корабль был оснащен двумя одиночными » калибра 55 калибра и диаметром 83,5 мм (3,3 дюйма) Шкода зенитными (зенитными) орудиями « , по одному на баке и корме. Они имели максимальную высоту +85° и стреляли снарядом массой 10 кг (22 фунта) с начальной скоростью 800 м/с (2625 футов/с). Орудия имели скорострельность 12 выстрелов в минуту и ​​максимальный потолок 11 300 м (37 100 футов). [ 6 ] Четыре 40-мм (1,6 дюйма) зенитных орудия Škoda 67-го калибра были установлены между мостиком и грот-мачтой в сдвоенной артиллерийской установке на каждом борту в миделе корабля . Они выпустили снаряд массой 0,95 кг (2,1 фунта) с начальной скоростью 950 м/с (3117 футов/с). [ 7 ] После переоборудования в минный заградитель в 1937 году Змай нес 100 мин. [ 8 ]

Единственный разобранный de Havilland DH.60 Moth гидросамолет хранился в трюме самолета между носовой надстройкой и грот-мачтой. Его компоненты должны были быть перемещены из трюма авиационным краном на кормовую палубу, где самолет можно было собрать. Тогда самолет отклонялся в сторону, откуда его можно было запустить. [ 9 ] Самолет сняли с корабля при переоборудовании его в минный заградитель. [ 3 ]

Строительство и карьера

[ редактировать ]

югославский

[ редактировать ]

Zmaj был построен компанией Deutsche Werft в Гамбурге , Германия. Из-за ограничений Версальского договора ее пришлось строить как невооруженное вспомогательное судно . Его киль был заложен в 1928 году, и он был спущен на воду 22 июня 1929 года. На пути в Югославию машинном отделении 9 сентября на корабле произошел сильный пожар в у Флашинга, Нидерланды , и он был вынужден вернуться в Гамбург для ремонта. Это заняло почти год, и 20 августа 1930 года он был принят Королевским военно-морским флотом Югославии. Наконец, «Змай» был введен в эксплуатацию в 1931 году после того, как он был вооружен и завершил оснащение в Которе . [ 1 ] [ 3 ]

По словам военно-морского историка Звонимира Фрейвогеля, Змай , похоже, мало использовалась в своей предполагаемой роли; только спасение ею перевернутой Дорнье Валь летающей лодки в Которском заливе Подтверждено в 1936 году. Далее он предполагает, что, возможно, именно поэтому в следующем году ее переоборудовали в минный заградитель. После своего переоборудования он совершил визиты в порты Пирей и Стамбул , Турция, в сопровождении эсминца «Дубровник» и подводных лодок «Храбри» и «Смели» . Змай служил флагманом флота в 1939 году, и ее команда стала свидетелем того, как новый эсминец «Любляна» сел на мель и затонул в январе 1940 года у узкого входа в гавань Шибеник . [ 8 ] Змай отправила свои лодки на помощь Любляны команде . Вскоре после этого инцидента Змай сама получила повреждения при выходе из гавани Шибеник, когда сильный северный ветер бора снес ее на камни, и командир эскадрильи приказал бросить якорь . Один гребной винт был поврежден, и вскоре он отплыл в Тиват в Которском заливе для ремонта. Фрейвогель считает вероятным, что инцидент способствовал облегчению командира эскадрильи. [ 10 ]

Незадолго до вторжения войск Оси в Югославию 6 апреля 1941 года Змай , [ 8 ] под командованием капитана Лео Заккарии. [ 11 ] установили оборонительные минные поля вдоль побережья Далмации и вблизи основных портов. Эти минные поля могли стать причиной гибели югославских пассажирских судов «Караджордже» и «Престолонаследик Петар» у Зларина . [ 8 ] Змай находился в Шибенике, когда началось вторжение, и был атакован там итальянскими Junkers Ju 87B «Picchiatello» пикирующими бомбардировщиками , но получил лишь незначительные повреждения. Он отплыл в Сплит , пытаясь присоединиться к зарождающемуся военно-морскому флоту Независимого государства Оси Хорватии , марионеточного государства , которое было создано 10 апреля, но было захвачено в Сплите итальянцами 17 апреля и передано немцам. вскоре после этого. [ 11 ] [ 12 ]

немецкий

[ редактировать ]

Переименованный (военно-морским флотом) в Drache Дракон» немецкой Кригсмарине ) , он первоначально использовался для поддержки подразделений гидросамолетов Люфтваффе , но 7 августа 1941 года был переименован в авиационно-спасательный корабль ( нем . Flugzeugbergungsschiff ). Его вооружение было увеличено на два 2-местных самолета. сантиметра (0,8 дюйма) и одного 1,5-сантиметра (0,6 дюйма) зенитных орудий, а также стойки на десяток глубинных бомб . [ 8 ] В период с сентября по декабрь 1941 года «Змай» был поврежден в результате диверсии во время работ на верфи в Сплите. [ 13 ] он был переведен в Эгейское море и переклассифицирован в военный транспорт. 27 декабря [ 8 ] В период с декабря 1941 года по конец марта 1942 года он без происшествий использовался в качестве эскорта 13 конвоев между Пиреем и Критом. [ 14 ] Drache был модифицирован в Триесте в период с апреля по август 1942 года для службы в качестве минного заградителя. Ее существующее вооружение было заменено двумя 10,5-сантиметровыми (4,1 дюйма), пятью 3,7-сантиметровыми (1,5 дюйма) и шестью 2-см зенитными орудиями. [ 8 ] Вполне вероятно, что боеприпасов для ее первоначальных 83,5-мм орудий было недостаточно, и перевооружение было призвано облегчить пополнение запасов боеприпасов. [ 15 ] На кормовой палубе корабля было установлено четыре минных рельса, на которых можно было разместить до 120 мин, а еще 120 мин можно было нести внутри. Ее кран был заменен двумя вышками, а решетчатая грот-мачта была покрыта металлическими пластинами и напоминала воронку. Платформа размером 20 на 5 метров (65 футов 7 дюймов × 16 футов 5 дюймов) была построена за воронкой над главной палубой. [ 8 ]

Масштабная модель зеленого мини-вертолета.
Модель Fl 282 в Музее вертолетов Бюкебурга.

Drache был повторно введен в строй 20 августа 1942 года под командованием корветтенкапитана Йоахима Вюннинга , а 6 ноября был переименован в Schiff 50 и служил в качестве военного транспорта, эскортного судна и охотника за подводными лодками в дополнение к своим обязанностям по постановке мин. [ 15 ] Первоначально корабль также использовался для корабельных испытаний с вертолетом Flettner Fl 282 Kolibri («Колибри»). Она использовала прототипы V6 и V10 с ноября по январь – февраль 1943 года. [ 4 ] они использовали небольшую платформу позади Для взлета и посадки трубы. Кригсмарине . хотели оценить свои возможности противолодочной борьбы и минной разведки, но визуальное обнаружение подводных лодок и мин оказалось возможным только в ясную погоду [ 4 ] 3 января он и Болгария были атакованы авиацией союзников в Эгейском море, но избежали повреждений. С 16 марта по май Schiff 50 сопровождал конвои, следовавшие между Грецией, Критом и Дарданеллами . Во время последней из этих миссий она сопровождала румынский пароход Alba Iulia из Дарданелл в Пирей, когда они были атакованы британской подводной лодкой HMS Parthian . Торпеды «Парфиана » промахнулись, но в последовавшем за этим надводном бою «Шифф-50» был поврежден Парфиана » « палубной пушкой , а несколько членов экипажа были убиты или ранены. «Парфянин» нырнул и спасся, когда приблизился итальянский эсминец «Кастельфидардо» . [ 15 ]

Schiff 50 проводил операции по постановке мин в Эгейском море, в том числе у Дарданелл, у Пирея и в Салоникском заливе , обычно действуя совместно с Болгарией . Она также участвовала в постановке мин у западного побережья Греции вместе с итальянскими минными заградителями Франческо Морозини и Барлеттой . После капитуляции Италии в сентябре 1943 года он использовался для перевозки войск при захвате греческого острова Кос у объединенных британских и итальянских войск 2–3 октября в ходе операции «Эйсбар». Затем Schiff 50 выполнил еще одну миссию по постановке мин в Эгейском море. корабль был атакован четырьмя истребителями британских Королевских ВВС Bristol Beaufighter у острова Сирос на Кикладах 26 сентября , но получил лишь незначительные повреждения от своих орудий. 8 октября он был безуспешно атакован британской подводной лодкой HMS Unruly , хотя ее спутник «Болгария » был потоплен. Самой успешной операцией Шиффа 50 было минное поле, установленное к востоку от островов Псеримос и Калимнос в Додеканесе для защиты немецких войск во время захват греческого острова Лерос у других объединенных британско-итальянских войск. британская подводная лодка HMS Trooper . Первой на этом минном поле 15 октября затонула [ 16 ] британский эсминец HMS Hurworth и греческий эсминец Adrias Тогда вечером 22 октября на это минное поле напоролись , перевозившие припасы и подкрепления для британских войск на Леросе. Адриасе оторвало лук, а Херворт затонул после того, как его разорвало пополам. Несмотря на серьезные повреждения, Адриас в конце концов смог вернуться в Александрию в Египте. Двумя ночами позже эсминец HMS Eclipse столкнулся с тем же минным полем, перевозя подкрепление на Лерос. Она подорвалась на мине, разломилась на две части и затонула через три минуты. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

С 12 по 22 декабря 1943 года Schiff 50 участвовал в двух конвоях, которые переправляли немецкие войска из Пирея на греческий остров Самос и возвращались с итальянскими военнопленными . Эти конвои сопровождали захваченные итальянские эсминцы Turbine и Francesco Crispi (обозначенные Torpedoboot Ausland (иностранный торпедный катер)), и переименованные в TA 14 и TA15 соответственно. Последний конвой дважды подвергался нападению неизвестной подводной лодки, которую прогнал ТА15 . Schiff 50 участвовала в следующем транспортном конвое войск из Пирея на остров Милос на Кикладах 11 и 12 января 1944 года, во время которого она и ее эскорт, захваченный итальянский эсминец San Martino , ныне TA17 , по ошибке обстреляли немецкие самолеты. За этим последовали две миссии по постановке мин: 15 и 16 января у острова Антимилос , к северу от Милоса, в сопровождении ТА17 ; и 23 и 24 января в проходах между островами Кеа , Китнос , Серифос и Сифнос в сопровождении ТА17 и захваченного Кастельфидардо. , теперь ТА16 . [ 20 ]

Корабль в море недалеко от города; корабль окружен дымом и струями воды от взрывов
Schiff 50 под атакой Beaufighters 22 сентября 1944 года в Вати.

Schiff 50 было Зенитное вооружение усилено в 1944 году. По одной счетверенной 2-см установке Flakvierling 38 было установлено с каждой стороны мостика, всего на борту было тринадцать 2-см орудий. [ 4 ] остальные пять - в одиночных установках на кормовой палубе рядом с рельсами шахты. [ 21 ] Ее 10,5-сантиметровые орудия были заменены на более легкие 8,8-сантиметровые (3,5 дюйма) орудия, чтобы компенсировать увеличенный верхний вес. [ 4 ] 8 и 9 мая 1944 года Schiff 50 заложил оборонительное минное поле возле Пирея в сопровождении TA17 и захваченного итальянского эсминца Calatafimi , ныне TA19 , во время которого они были атакованы ракетами самолетов союзников, но их мощное зенитное вооружение отогнало нападавших. [ 20 ] Schiff 50 было Орудий недостаточно, чтобы спасти ее, когда она была атакована несколькими истребителями Bristol Beaufighter из 252-й эскадрильи RAF , когда она стояла на якоре в гавани Вати на Самосе во второй половине дня 22 сентября 1944 года. Она была подожжена, взорвалась и затонула через два часа. позже; одиннадцать членов ее экипажа, включая Вюннинга, погибли во время нападения. После окончания войны ее сдали на слом в Вати. [ 4 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель (2001), с. 48
  2. ^ Фрейвогель (2020), с. 220
  3. ^ Jump up to: а б с д и Фрейвогель (2020), с. 221
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Фрейвогель (2001), с. 54
  5. ^ Фрейвогель (2020), с. 226
  6. ^ Гандер и Чемберлен (1979), с. 153
  7. ^ Грегер (1987), с. 348
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фрейвогель (2001), с. 53
  9. ^ Фрейвогель (2001), стр. 48, 53.
  10. ^ Фрейвогель (2020), стр. 222–223.
  11. ^ Jump up to: а б Фрейвогель (2020), с. 223
  12. ^ Фрейвогель и Растелли (2015), с. 97
  13. ^ Фрейвогель и Растелли (2015), с. 131
  14. ^ Фрейвогель (2020), стр. 223–224.
  15. ^ Jump up to: а б с Фрейвогель (2020), с. 224
  16. ^ Фрейвогель (2020), стр. 224–225.
  17. ^ Английский (1987), стр. 40–41, 71.
  18. ^ Английский (1993), с. 67
  19. ^ Ровер (2005), стр. 281.
  20. ^ Jump up to: а б Фрейвогель (2020), с. 225
  21. ^ Фрейвогель (2020), стр. 225–226.
  • Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество . ISBN  0-905617-64-9 .
  • Инглиш, Джон (1987). Охоты: история проектирования, разработки и карьеры 86 эсминцев этого класса, построенных для королевского и союзного военно-морского флота во время Второй мировой войны . Камбрия, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-44-4 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2001). «Королевский югославский тендер на гидросамолет и минный заградитель Змай». Военный корабль Интернешнл . XXXVIII (1): 46–55. ISSN   0043-0374 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Том. 1. Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-72-9 .
  • Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-7892-44-9 .
  • Гандер, Терри и Чемберлен, Питер (1979). Оружие Третьего рейха: Энциклопедический обзор всего стрелкового оружия, артиллерии и специального вооружения Сухопутных войск Германии 1939–1945 гг . Нью-Йорк: Даблдей . ISBN  0-385-15090-3 .
  • Грегер, Рене (1987). «Югославские военно-морские орудия и рождение югославского флота». Военный корабль Интернешнл . XXIV (4): 342–349. ISSN   0043-0374 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN  1-59114-119-2 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8fe292776547d8d4d941de9dbc92b54__1695920040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/54/e8fe292776547d8d4d941de9dbc92b54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav minelayer Zmaj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)