Югославский минный заградитель Змай
![]() Змай в первоначальном виде
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Дракон |
Операторы | |
Построен | 1928–1930 |
В комиссии | 1931–1944 |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Дракон |
Тезка | Дракон |
Строитель | Немецкая верфь , Гамбург , Германия |
Заложен | 1928 |
Запущен | 22 июня 1929 г. |
Завершенный | 20 августа 1930 г. |
Введен в эксплуатацию | 1931 |
реклассифицирован | Минный заградитель , 1937 год. |
Судьба | Захвачен итальянцами 17 апреля 1941 г. и вскоре передан немцам. |
![]() | |
Имя | дракон |
Тезка | Дракон |
Приобретенный | 17 апреля 1941 г. |
Переименован | Корабль 50 , 6 ноября 1942 г. |
реклассифицирован |
|
Ремонт | Апрель – август 1942 г. - минный заградитель. |
Судьба | Потоплен самолетом 22 сентября 1944 г., впоследствии сдан на слом. |
Общие характеристики | |
Тип | Тендер на гидросамолет |
Смещение | 1870 т (1840 длинных тонн ) |
Длина | 83 м (272 фута 4 дюйма) |
Луч | 13 м (42 фута 8 дюймов) |
Черновик | 4 м (13 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность | 3260 л.с. (2430 кВт ) |
Движение | 2 вала, 2 MAN дизельных двигателя |
Скорость | 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Диапазон | 4000 миль (7400 км; 4600 миль) |
Дополнить | 145 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × Гидросамолет |
Авиационные объекты | 1 × Перегрузочный кран |
Югославский минный заградитель «Змай» был построен в Веймарской Германии для Королевского военно-морского флота Югославии в конце 1920-х годов. Он был построен как тендер на гидросамолет , но, похоже, мало использовался в этой роли и был переоборудован в минный заградитель в 1937 году. Незадолго до вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года во время Второй мировой войны он заложил минные поля вдоль побережья. Побережье Далмации , что, возможно, непреднамеренно привело к затоплению двух югославских пассажирских судов. Слегка поврежденный итальянскими пикирующими бомбардировщиками , а затем захваченный итальянцами во время вторжения, он вскоре был передан немцам. Находясь на их службе, корабль был переименован в Drache , его зенитное (зенитное) вооружение было улучшено, и он использовался в качестве тендера для гидросамолетов, а затем и в качестве военного транспорта . В последней роли она участвовала в более чем дюжине конвоев между греческим портом Пирей и греческим островом Крит в период с декабря 1941 по март 1942 года.
В середине 1942 года корабль был переоборудован в минный заградитель, а его зенитное вооружение было усовершенствовано. Вскоре после повторного ввода в строй в августе он был переименован в Schiff 50 и использовался для оценки корабельного использования вертолетов для противолодочной борьбы и минной разведки . С середины марта по май 1943 года он использовался для сопровождения конвоев в Эгейском море . За это время она участвовала в перестрелке с всплывшей британской подводной лодкой , в которой получила повреждения, а несколько членов ее экипажа были убиты или ранены. Он продолжал действовать как военный транспорт и минный заградитель, установив несколько минных полей в Эгейском море. Одно минное поле, которое она заложила на Додеканесе в 1943 году, потопило одну британскую подводную лодку и два союзников эсминца , а также серьезно повредило третий эсминец. В 1944 году ее зенитное вооружение было дополнительно усилено, но это не помешало ей быть потопленной британской авиацией в сентябре, когда она стояла на якоре в порту Вати на острове Самос . Она была списана туда после окончания Второй мировой войны .
Описание
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Королевский военно-морской флот Югославии располагал рядом баз гидросамолетов на побережье Далмации Перед Второй мировой войной . Военно-морские власти определили, что корабль необходим для перевозки гидросамолетов между базами и спасения сбитых самолетов после операций, как это было необходимо во время Первой мировой войны . Они выбрали самый маленький корабль, способный перевозить припасы и запасные части для десяти гидросамолетов. [ 1 ] и военно-морской флот разместил заказ на немецкой верфи. По словам военно-морского историка Звонимира Фрейфогеля, югославы выбрали немецкого кораблестроителя потому, что немцы, возможно, субсидировали часть стоимости, а также из-за разногласий между югославскими военно-морскими авиаторами и их французскими и британскими коллегами относительно размера и роли нового корабля. . [ 2 ] Для нового корабля было выбрано имя Змай (Дракон) ( сербско-хорватская кириллица : Змај , [змай] ). [ 1 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Змая Компоновка была типичной для корабля этого типа: мостик располагался в центре приподнятого бака , а кормовая палуба была низкой и широкой для облегчения управления самолетом. [ 3 ] длина ее тела составляла 83 метра (272 фута 4 дюйма) Общая . У нее была ширина (42 фута 8 дюймов) и при глубокой нагрузке осадка 13 метров 4 метра (13 футов 1 дюйм). Водоизмещение ее составило 1870 метрических тонн (1840 длинных тонн ) при стандартной нагрузке . Змая Два гребных винта приводились в движение парой восьмицилиндровых четырехтактных MAN дизельных двигателей , максимальная мощность которых составляла 3260 лошадиных сил на валу (2430 кВт ). Этого было достаточно, чтобы разогнать ее до скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 4 ] В общей сложности он нес 140 тонн (140 длинных тонн) топлива, что давало ей запас хода в 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль). [ 1 ] Змая Экипаж насчитывал 145 офицеров и солдат. [ 5 ]
У нее отсутствовала традиционная воронка , поскольку воздухозаборники ее двигателя проходили через решетчатую грот-мачту на миделе корабля, которая также служила крановой стойкой. [ 3 ] Он был оснащен решетчатым краном для обслуживания самолетов грузоподъемностью 6500 кг (14300 фунтов). Змаю было предоставлено шесть лодок: две рядом с мостом с каждой стороны, две рядом с грот-мачтой, одна из которых была моторной, и две шлюпки на корме. Это был плохой корабль с мореходными качествами из-за сочетания высокого силуэта и малой осадки, что делало его очень восприимчивым к боковому ветру и затрудняло управление. [ 3 ]
Корабль был оснащен двумя одиночными » калибра 55 калибра и диаметром 83,5 мм (3,3 дюйма) Шкода зенитными (зенитными) орудиями « , по одному на баке и корме. Они имели максимальную высоту +85° и стреляли снарядом массой 10 кг (22 фунта) с начальной скоростью 800 м/с (2625 футов/с). Орудия имели скорострельность 12 выстрелов в минуту и максимальный потолок 11 300 м (37 100 футов). [ 6 ] Четыре 40-мм (1,6 дюйма) зенитных орудия Škoda 67-го калибра были установлены между мостиком и грот-мачтой в сдвоенной артиллерийской установке на каждом борту в миделе корабля . Они выпустили снаряд массой 0,95 кг (2,1 фунта) с начальной скоростью 950 м/с (3117 футов/с). [ 7 ] После переоборудования в минный заградитель в 1937 году Змай нес 100 мин. [ 8 ]
Единственный разобранный de Havilland DH.60 Moth гидросамолет хранился в трюме самолета между носовой надстройкой и грот-мачтой. Его компоненты должны были быть перемещены из трюма авиационным краном на кормовую палубу, где самолет можно было собрать. Тогда самолет отклонялся в сторону, откуда его можно было запустить. [ 9 ] Самолет сняли с корабля при переоборудовании его в минный заградитель. [ 3 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]югославский
[ редактировать ]Zmaj был построен компанией Deutsche Werft в Гамбурге , Германия. Из-за ограничений Версальского договора ее пришлось строить как невооруженное вспомогательное судно . Его киль был заложен в 1928 году, и он был спущен на воду 22 июня 1929 года. На пути в Югославию машинном отделении 9 сентября на корабле произошел сильный пожар в у Флашинга, Нидерланды , и он был вынужден вернуться в Гамбург для ремонта. Это заняло почти год, и 20 августа 1930 года он был принят Королевским военно-морским флотом Югославии. Наконец, «Змай» был введен в эксплуатацию в 1931 году после того, как он был вооружен и завершил оснащение в Которе . [ 1 ] [ 3 ]
По словам военно-морского историка Звонимира Фрейвогеля, Змай , похоже, мало использовалась в своей предполагаемой роли; только спасение ею перевернутой Дорнье Валь летающей лодки в Которском заливе Подтверждено в 1936 году. Далее он предполагает, что, возможно, именно поэтому в следующем году ее переоборудовали в минный заградитель. После своего переоборудования он совершил визиты в порты Пирей и Стамбул , Турция, в сопровождении эсминца «Дубровник» и подводных лодок «Храбри» и «Смели» . Змай служил флагманом флота в 1939 году, и ее команда стала свидетелем того, как новый эсминец «Любляна» сел на мель и затонул в январе 1940 года у узкого входа в гавань Шибеник . [ 8 ] Змай отправила свои лодки на помощь Любляны команде . Вскоре после этого инцидента Змай сама получила повреждения при выходе из гавани Шибеник, когда сильный северный ветер бора снес ее на камни, и командир эскадрильи приказал бросить якорь . Один гребной винт был поврежден, и вскоре он отплыл в Тиват в Которском заливе для ремонта. Фрейвогель считает вероятным, что инцидент способствовал облегчению командира эскадрильи. [ 10 ]
Незадолго до вторжения войск Оси в Югославию 6 апреля 1941 года Змай , [ 8 ] под командованием капитана Лео Заккарии. [ 11 ] установили оборонительные минные поля вдоль побережья Далмации и вблизи основных портов. Эти минные поля могли стать причиной гибели югославских пассажирских судов «Караджордже» и «Престолонаследик Петар» у Зларина . [ 8 ] Змай находился в Шибенике, когда началось вторжение, и был атакован там итальянскими Junkers Ju 87B «Picchiatello» пикирующими бомбардировщиками , но получил лишь незначительные повреждения. Он отплыл в Сплит , пытаясь присоединиться к зарождающемуся военно-морскому флоту Независимого государства Оси Хорватии , марионеточного государства , которое было создано 10 апреля, но было захвачено в Сплите итальянцами 17 апреля и передано немцам. вскоре после этого. [ 11 ] [ 12 ]
немецкий
[ редактировать ]Переименованный (военно-морским флотом) в Drache (« Дракон» немецкой Кригсмарине ) , он первоначально использовался для поддержки подразделений гидросамолетов Люфтваффе , но 7 августа 1941 года был переименован в авиационно-спасательный корабль ( нем . Flugzeugbergungsschiff ). Его вооружение было увеличено на два 2-местных самолета. сантиметра (0,8 дюйма) и одного 1,5-сантиметра (0,6 дюйма) зенитных орудий, а также стойки на десяток глубинных бомб . [ 8 ] В период с сентября по декабрь 1941 года «Змай» был поврежден в результате диверсии во время работ на верфи в Сплите. [ 13 ] он был переведен в Эгейское море и переклассифицирован в военный транспорт. 27 декабря [ 8 ] В период с декабря 1941 года по конец марта 1942 года он без происшествий использовался в качестве эскорта 13 конвоев между Пиреем и Критом. [ 14 ] Drache был модифицирован в Триесте в период с апреля по август 1942 года для службы в качестве минного заградителя. Ее существующее вооружение было заменено двумя 10,5-сантиметровыми (4,1 дюйма), пятью 3,7-сантиметровыми (1,5 дюйма) и шестью 2-см зенитными орудиями. [ 8 ] Вполне вероятно, что боеприпасов для ее первоначальных 83,5-мм орудий было недостаточно, и перевооружение было призвано облегчить пополнение запасов боеприпасов. [ 15 ] На кормовой палубе корабля было установлено четыре минных рельса, на которых можно было разместить до 120 мин, а еще 120 мин можно было нести внутри. Ее кран был заменен двумя вышками, а решетчатая грот-мачта была покрыта металлическими пластинами и напоминала воронку. Платформа размером 20 на 5 метров (65 футов 7 дюймов × 16 футов 5 дюймов) была построена за воронкой над главной палубой. [ 8 ]

Drache был повторно введен в строй 20 августа 1942 года под командованием корветтенкапитана Йоахима Вюннинга , а 6 ноября был переименован в Schiff 50 и служил в качестве военного транспорта, эскортного судна и охотника за подводными лодками в дополнение к своим обязанностям по постановке мин. [ 15 ] Первоначально корабль также использовался для корабельных испытаний с вертолетом Flettner Fl 282 Kolibri («Колибри»). Она использовала прототипы V6 и V10 с ноября по январь – февраль 1943 года. [ 4 ] они использовали небольшую платформу позади Для взлета и посадки трубы. Кригсмарине . хотели оценить свои возможности противолодочной борьбы и минной разведки, но визуальное обнаружение подводных лодок и мин оказалось возможным только в ясную погоду [ 4 ] 3 января он и Болгария были атакованы авиацией союзников в Эгейском море, но избежали повреждений. С 16 марта по май Schiff 50 сопровождал конвои, следовавшие между Грецией, Критом и Дарданеллами . Во время последней из этих миссий она сопровождала румынский пароход Alba Iulia из Дарданелл в Пирей, когда они были атакованы британской подводной лодкой HMS Parthian . Торпеды «Парфиана » промахнулись, но в последовавшем за этим надводном бою «Шифф-50» был поврежден Парфиана » « палубной пушкой , а несколько членов экипажа были убиты или ранены. «Парфянин» нырнул и спасся, когда приблизился итальянский эсминец «Кастельфидардо» . [ 15 ]
Schiff 50 проводил операции по постановке мин в Эгейском море, в том числе у Дарданелл, у Пирея и в Салоникском заливе , обычно действуя совместно с Болгарией . Она также участвовала в постановке мин у западного побережья Греции вместе с итальянскими минными заградителями Франческо Морозини и Барлеттой . После капитуляции Италии в сентябре 1943 года он использовался для перевозки войск при захвате греческого острова Кос у объединенных британских и итальянских войск 2–3 октября в ходе операции «Эйсбар». Затем Schiff 50 выполнил еще одну миссию по постановке мин в Эгейском море. корабль был атакован четырьмя истребителями британских Королевских ВВС Bristol Beaufighter у острова Сирос на Кикладах 26 сентября , но получил лишь незначительные повреждения от своих орудий. 8 октября он был безуспешно атакован британской подводной лодкой HMS Unruly , хотя ее спутник «Болгария » был потоплен. Самой успешной операцией Шиффа 50 было минное поле, установленное к востоку от островов Псеримос и Калимнос в Додеканесе для защиты немецких войск во время захват греческого острова Лерос у других объединенных британско-итальянских войск. британская подводная лодка HMS Trooper . Первой на этом минном поле 15 октября затонула [ 16 ] британский эсминец HMS Hurworth и греческий эсминец Adrias Тогда вечером 22 октября на это минное поле напоролись , перевозившие припасы и подкрепления для британских войск на Леросе. Адриасе оторвало лук, а Херворт затонул после того, как его разорвало пополам. Несмотря на серьезные повреждения, Адриас в конце концов смог вернуться в Александрию в Египте. Двумя ночами позже эсминец HMS Eclipse столкнулся с тем же минным полем, перевозя подкрепление на Лерос. Она подорвалась на мине, разломилась на две части и затонула через три минуты. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
С 12 по 22 декабря 1943 года Schiff 50 участвовал в двух конвоях, которые переправляли немецкие войска из Пирея на греческий остров Самос и возвращались с итальянскими военнопленными . Эти конвои сопровождали захваченные итальянские эсминцы Turbine и Francesco Crispi (обозначенные Torpedoboot Ausland (иностранный торпедный катер)), и переименованные в TA 14 и TA15 соответственно. Последний конвой дважды подвергался нападению неизвестной подводной лодки, которую прогнал ТА15 . Schiff 50 участвовала в следующем транспортном конвое войск из Пирея на остров Милос на Кикладах 11 и 12 января 1944 года, во время которого она и ее эскорт, захваченный итальянский эсминец San Martino , ныне TA17 , по ошибке обстреляли немецкие самолеты. За этим последовали две миссии по постановке мин: 15 и 16 января у острова Антимилос , к северу от Милоса, в сопровождении ТА17 ; и 23 и 24 января в проходах между островами Кеа , Китнос , Серифос и Сифнос в сопровождении ТА17 и захваченного Кастельфидардо. , теперь ТА16 . [ 20 ]

Schiff 50 было Зенитное вооружение усилено в 1944 году. По одной счетверенной 2-см установке Flakvierling 38 было установлено с каждой стороны мостика, всего на борту было тринадцать 2-см орудий. [ 4 ] остальные пять - в одиночных установках на кормовой палубе рядом с рельсами шахты. [ 21 ] Ее 10,5-сантиметровые орудия были заменены на более легкие 8,8-сантиметровые (3,5 дюйма) орудия, чтобы компенсировать увеличенный верхний вес. [ 4 ] 8 и 9 мая 1944 года Schiff 50 заложил оборонительное минное поле возле Пирея в сопровождении TA17 и захваченного итальянского эсминца Calatafimi , ныне TA19 , во время которого они были атакованы ракетами самолетов союзников, но их мощное зенитное вооружение отогнало нападавших. [ 20 ] Schiff 50 было Орудий недостаточно, чтобы спасти ее, когда она была атакована несколькими истребителями Bristol Beaufighter из 252-й эскадрильи RAF , когда она стояла на якоре в гавани Вати на Самосе во второй половине дня 22 сентября 1944 года. Она была подожжена, взорвалась и затонула через два часа. позже; одиннадцать членов ее экипажа, включая Вюннинга, погибли во время нападения. После окончания войны ее сдали на слом в Вати. [ 4 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель (2001), с. 48
- ^ Фрейвогель (2020), с. 220
- ^ Jump up to: а б с д и Фрейвогель (2020), с. 221
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фрейвогель (2001), с. 54
- ^ Фрейвогель (2020), с. 226
- ^ Гандер и Чемберлен (1979), с. 153
- ^ Грегер (1987), с. 348
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фрейвогель (2001), с. 53
- ^ Фрейвогель (2001), стр. 48, 53.
- ^ Фрейвогель (2020), стр. 222–223.
- ^ Jump up to: а б Фрейвогель (2020), с. 223
- ^ Фрейвогель и Растелли (2015), с. 97
- ^ Фрейвогель и Растелли (2015), с. 131
- ^ Фрейвогель (2020), стр. 223–224.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель (2020), с. 224
- ^ Фрейвогель (2020), стр. 224–225.
- ^ Английский (1987), стр. 40–41, 71.
- ^ Английский (1993), с. 67
- ^ Ровер (2005), стр. 281.
- ^ Jump up to: а б Фрейвогель (2020), с. 225
- ^ Фрейвогель (2020), стр. 225–226.
Ссылки
[ редактировать ]- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество . ISBN 0-905617-64-9 .
- Инглиш, Джон (1987). Охоты: история проектирования, разработки и карьеры 86 эсминцев этого класса, построенных для королевского и союзного военно-морского флота во время Второй мировой войны . Камбрия, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-44-4 .
- Фрейвогель, Звонимир (2001). «Королевский югославский тендер на гидросамолет и минный заградитель Змай». Военный корабль Интернешнл . XXXVIII (1): 46–55. ISSN 0043-0374 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Том. 1. Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-7892-44-9 .
- Гандер, Терри и Чемберлен, Питер (1979). Оружие Третьего рейха: Энциклопедический обзор всего стрелкового оружия, артиллерии и специального вооружения Сухопутных войск Германии 1939–1945 гг . Нью-Йорк: Даблдей . ISBN 0-385-15090-3 .
- Грегер, Рене (1987). «Югославские военно-морские орудия и рождение югославского флота». Военный корабль Интернешнл . XXIV (4): 342–349. ISSN 0043-0374 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-59114-119-2 .
- Тендеры на гидросамолеты
- корабли 1929 года
- Корабли постройки в Гамбурге
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Эгейском море
- Корабли, потопленные британской авиацией
- Военные корабли Югославии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Минные заградители Германии времен Второй мировой войны
- Военные корабли Германии
- Морские инциденты в сентябре 1944 г.
- Корабли противоминной обороны Югославии
- Корабли противоминной обороны Королевского военно-морского флота Югославии