Jump to content

Югославский миноносец Т2

Т2
черно-белая фотография небольшого корабля на ходу.
Один из , Т2 близнецов кораблей- Т3 .
История
Австро-Венгрия
Имя 77 Т, затем 77
Строитель Триестинский технический завод
Заложен 24 августа 1913 г.
Запущен 30 января 1914 г.
Введен в эксплуатацию 11 августа 1914 г.
Не работает 1918
Судьба Приписан к Королевству сербов, хорватов и словенцев.
Королевство Югославия
Имя Т2
Приобретенный Март 1921 г.
Введен в эксплуатацию 1923
Не работает 1939
Судьба Списано
Общие характеристики
Класс и тип класса 250т Т-группы Морской миноносец
Смещение
Длина 57,84 м (189 футов 9 дюймов)
Луч 5,75 м (18 футов 10 дюймов)
Черновик 1,54 м (5 футов 1 дюйм)
Установленная мощность
Движение
Скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час)
Диапазон 1000 миль (1900 км; 1200 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час)
Дополнить 41 офицер и зачислен
Вооружение

T2 — морской миноносец, находившийся на вооружении Королевского военно-морского флота Югославии с 1923 по 1939 год. Первоначально 77 T , торпедный катер водоизмещением 250 тонн ВМС Австро-Венгрии, построенный в 1914 году, был вооружен двумя 66-мм (2,6 дюйма) орудиями и четыре 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата и могли нести 10–12 морских мин . Она прошла действительную службу во время Первой мировой войны , выполняя по конвоированию , патрулированию, сопровождению, тралению и постановке задачи мин, противолодочным операциям и береговым бомбардировкам . В 1917 году суффиксы всех австро-венгерских миноносцев были удалены, и после этого он стал называться 77 . Судно находилось в Бокке-ди-Катаро во время недолгого мятежа австро-венгерских моряков в начале февраля 1918 года; члены ее экипажа подняли красный флаг , но никаких других мятежных действий не предприняли. 77 входил в состав эскорта австро-венгерского дредноута «Сент Иштван» во время боя, в результате которого этот корабль был потоплен итальянскими торпедными катерами в июне 1918 года.

После Австро-Венгрии поражения в 1918 году 77-й корабль был передан в состав ВМФ Королевства сербов, хорватов и словенцев , который позже стал Королевским югославским флотом, был переименован в Т2 и модернизирован по вооружению. В то время она и семь других лодок водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими судами молодых военно-морских сил. В межвоенный период военно- морской флот участвовал в учениях и походах в дружественные порты, но деятельность была ограничена сокращением военно-морских бюджетов. Изношенный за двадцать пять лет службы, Т2 был исключен из военно-морского реестра и списан в 1939 году.

В 1910 году Военно-морской технический комитет Австро-Венгрии инициировал проектирование и разработку 275-тонного ( 271 -тонного ) прибрежного торпедного катера , указав, что он должен развивать скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). на 10 часов. [ 1 ] [ 2 ] В то же время комитет опубликовал проектные параметры торпедного катера в открытом море или флота водоизмещением 500–550 т (490–540 длинных тонн), максимальной скоростью 30 узлов и дальностью плавания 480 морских миль (890 км; 550 миль). Эта конструкция должна была быть более крупным и лучше вооруженным судном, чем существующие австро-венгерские 400-тонные (390-тонные) Huszár класса эсминцы . [ 3 ] Спецификация торпедного катера для открытого моря была основана на ожидании, что пролив Отранто , где Адриатическое море встречается с Ионическим морем , будет заблокирован враждебными силами во время будущего конфликта. В таких обстоятельствах возникла бы потребность в торпедном катере, который мог бы выйти из базы ВМС Австро-Венгрии (нем. kaiserliche und königliche Kriegsmarine , венгерский: Császári és Királyi Haditengerészet ) на базе Бокке-ди-Катаро (Бокке или Которский залив). ) в пролив ночью, обнаружить и атаковать блокирующие корабли и вернуться в порт до утра. паровой турбины Для двигательной установки была выбрана мощность , так как дизелей необходимой мощности не было, а ВМС Австро-Венгрии не имели практического опыта эксплуатации турбоэлектрических лодок. [ 2 ] Несмотря на развитие этих идей, ВМС Австро-Венгрии затем попросили верфи представить предложения по лодке водоизмещением 250 тонн (250 длинных тонн) с максимальной скоростью 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час). [ 1 ] Stabilimento Tecnico Triestino (STT) из Триеста была выбрана для контракта на строительство восьми судов группы T, опередив еще одного участника тендера. [ 2 ] Обозначение Т-группы означало, что они были построены в Тристе. [ 4 ]

Описание и конструкция

[ редактировать ]

Лодки Т-группы водоизмещением 250 тонн имели короткие приподнятые баки и открытый мостик , были быстрыми и маневренными, хорошо спроектированными для службы в Адриатике. [ 5 ] Они имели длину по ватерлинии 57,84 м (189 футов 9 дюймов), ширину 5,75 м (18 футов 10 дюймов) и нормальную осадку 1,54 м (5 футов 1 дюйм). Их проектное водоизмещение составляло 262 тонны (258 длинных тонн), а при полной загрузке — около 267,3 тонны (263 длинных тонны). [ 6 ] Лодки приводились в движение двумя «Парсонс», паровыми турбинами приводившими в движение два гребных винта , используя пар, вырабатываемый двумя Ярроу водотрубными котлами , один из которых сжигал мазут , а другой — уголь. [ 7 ] Котельных было две, одна за другой. [ 5 ] Турбины имели мощность на валу 5 000–5 700 лошадиных сил (3 700–4 300 кВт ) и были предназначены для движения лодок до максимальной скорости 28 узлов (52 км / ч; 32 миль в час), хотя максимальная скорость составляла 29,2 узлов (54,1 км / ч). ч; 33,6 миль в час). Они перевозили 18,2 т (17,9 длинных тонн) угля и 24,3 т (23,9 длинных тонн) мазута, что давало им дальность полета 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). ). [ 7 ] В группе Т была одна воронка , а не две, как в более поздних группах класса. [ 2 ] 79 T и остальные 250-тонные катера классифицировались ВМС Австро-Венгрии как торпедные катера для открытого моря, несмотря на то, что они были меньше первоначальной концепции прибрежного торпедного катера. [ 1 ] [ 8 ] Историк военно-морского флота Звонимир Фрейвогель утверждает, что такая ситуация была обычным явлением из-за экономности австро-венгерского флота. [ 1 ] Это были первые небольшие катера ВМС Австро-Венгрии, использовавшие турбины, и это способствовало постоянным проблемам с ними. [ 2 ] которые нужно было постепенно решать, как только они поступят на вооружение. [ 5 ] Экипаж состоял из трех офицеров и тридцати восьми рядовых. [ 9 ] Судно имело один 4-метровый (13 футов) ял в качестве корабельной шлюпки . [ 6 ]

Первоначально лодки должны были быть вооружены тремя Škoda 66 мм (2,6 дюйма) L/30. [ а ] орудия и три 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата, [ 2 ] но перед постройкой первой лодки это было изменено на два орудия и четыре торпедных аппарата, чтобы стандартизировать вооружение с последующей группой F. [ 4 ] диаметром 40 см (16 дюймов) был установлен прожектор Над мостом . [ 11 ] Торпедные аппараты устанавливались попарно: одна пара устанавливалась между полубаком и мостиком, а другая - на участке приподнятой надстройки над кормовым машинным отделением. [ 7 ] Они также могли нести 10–12 морских мин . [ 4 ]

Четвертый в своем классе, проект 77 Т был заложен 24 августа 1913 года, спущен на воду 30 января 1914 года. [ 4 ] и завершен и введен в эксплуатацию 11 августа 1914 года. [ 4 ] [ 12 ] До ее ввода входил один 8-мм (0,31 дюйма) пулемет Schwarzlose M.7/12. в строй в состав вооружения всех лодок этого класса для зенитной работы Были установлены четыре точки крепления, чтобы пулемет можно было установить в наиболее эффективном положении в зависимости от ожидаемого направления атаки. [ 13 ] До октября 1915 года лодка была окрашена в черный цвет, но с этого момента ее окрасили в светло-серо-голубой цвет. [ 6 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

С началом Первой мировой войны 28 июля 1914 года 77 Т входил в состав 1-й торпедной группы 3-й торпедной дивизии 1-й австро-венгерской флотилии кораблей. [ 14 ] которым руководил крейсер-разведчик «Сайда» под командованием Линиеншиффскапитана (капитана) Генриха Зейтца при поддержке плавбазы «Гаа» . [ 15 ] Первоначальная концепция эксплуатации лодок класса 250т заключалась в том, что они должны были плавать флотилией в тылу крейсерского боевого порядка и должны были вмешиваться в бой только в случае выведения из строя линкоров, вокруг которых был построен строй, или атаковать поврежденные линкоры противника. [ 16 ] Когда был отдан приказ о торпедной атаке, ее должен был возглавить крейсер-разведчик при поддержке двух эсминцев для отражения любых торпедных катеров противника. Атаку должна была нанести группа из четырех-шести миноносцев под руководством командующего флотилией. [ 17 ]

В годы войны 77 Т использовались для конвоирования , патрулирования, сопровождения и разминирования задач, противолодочных операций , [ 2 ] и по береговой бомбардировке . миссии [ 18 ] 77 T был переведен в Себенико 16 августа. [ 19 ] В начале сентября австро-венгерское командование получило сведения о том, что итальянский добровольческий корпус планировал высадиться на побережье Далмации или Истрии участвовала в безрезультатном патрулировании у Себенико и Зары , а 1-я торпедная флотилия в период с 19 по 24 сентября . По словам военно-морского историка Звонимира Фрейвогеля, это была дезинформация , которая якобы исходила от французов и была направлена ​​​​на то, чтобы удержать австро-венгерский флот в боевой готовности, пока французы беспрепятственно проводили операции в южной Адриатике. [ 20 ] Вечером 3 ноября 1-я торпедная флотилия вышла из Себенико, чтобы совершить ночную торпедную атаку французского флота, который 31 октября начал свой седьмой рейд на Адриатику. К тому времени, когда они достигли угрожаемых районов, французы отступили, поскольку у них заканчивался уголь. [ 21 ] 6 ноября 77 T провел патрулирование у далматинского острова Ластово и 23 декабря вернулся на главную базу флота в Поле в верхней Адриатике. [ 19 ]

10 мая 1915 года, накануне объявления Италией войны Австро-Венгрии, 77 T прочесали подходы к итальянскому порту Анкона на наличие мин. [ 19 ] Во второй половине дня 23 мая почти весь австро-венгерский флот вскоре после этого покинул Полу, чтобы немедленно нанести ответный удар итальянским городам и поселкам вдоль Адриатического побережья, стремясь воспрепятствовать наземному и морскому транспорту между южной Италией и северными регионами этой страны. Страна, которая должна была стать театром наземных операций. Флот разделился на шесть групп с множеством целей вдоль и поперек побережья. [ 22 ] 24 мая 1915 года 77 Т и семь других лодок водоизмещением 250 т участвовали в бомбардировке Анконы , в ходе которой был обстрелян итальянские береговые цели, причем 77 Т участвовали в операции против самой Анконы. [ 23 ] 77 T заложила оборонительные мины у далматинского порта Сплит 6 июня. [ 24 ] В ночь с 18 на 19 июня отдельные австро-венгерские военно-морские оперативные группы атаковали Венецию и Римини , при этом дальнее прикрытие обеспечивала группа под руководством Сайды и крейсера-разведчика «Гельголанд» в составе трех эсминцев и пяти лодок водоизмещением 250 тонн, одной из них 77 т . Около Сан-Бенедетто-дель-Тронто эта группа перехватила и потопила итальянский пароход «Грация» . [ 25 ] Сразу после этой операции 77 Т прошел ремонт в Поле. [ 24 ] 23 июля 77 T и еще один катер водоизмещением 250 тонн участвовали в еще одной береговой бомбардировке под руководством Гельголанда против Ортоны на центральном Адриатическом побережье Италии. [ 26 ] [ б ] 77 T участвовал в атаке на цепь островов Пелагоса в центре Адриатики 28 июля. [ 24 ] 17 августа 1-я торпедная флотилия вновь обстреляла Пелагосу, а 77 Т входила в состав соединения под руководством Сайды, которому было поручено защищать южные подходы к островам от подводных лодок противника. Успех этой бомбардировки, уничтожившей единственный источник питьевой воды, заставил итальянцев покинуть Пелагосу. [ 28 ] 77 T снова обстреляли Пелагосу 9 сентября. В сентябре она осуществляла патрулирование между островами Ластово, Пелагоса и Бишево и итальянским портом Бари . [ 24 ]

В конце ноября 1915 года австро-венгерский флот перебросил силы из Полы в Каттаро на юге Адриатики; в эту группу вошли шесть из восьми торпедных катеров Т-группы. Этим силам было поручено поддерживать постоянное патрулирование побережья Албании и препятствовать любым транспортным средствам с войсками, пересекающим границу из Италии. [ 29 ] После атаки на Дураццо в Албании, в ходе которой два австро-венгерских эсминца были потоплены после того, как отклонились от расчищенной полосы движения через минное поле, 30 декабря 77 Т и четыре других лодки класса 250 т были отправлены на юг вместе с крейсером-разведчиком Новара для укрепления боевого духа. и попытаться предотвратить переброску захваченного экипажа одного из эсминцев в Италию. Никаких итальянских кораблей обнаружено не было, и на следующий день группа вернулась в Бокке. [ 30 ]

17 января 1916 года 77 T спасли поврежденный австро-венгерский гидросамолет недалеко от черногорского прибрежного города Петровац и отбуксировали его в Бокке. [ 24 ] 22 февраля «77 Т» и два других катера водоизмещением 250 тонн в сопровождении «Кайман» торпедного катера класса заложили минное поле возле черногорского порта Антивари . Когда австро-венгерские войска приблизились к Дураццо с суши, союзники начали эвакуацию по морю, и австро-венгерские военно-морские силы были отправлены в попытку воспрепятствовать. 24 февраля «Гельголанд» четыре эсминца «77 Т» и пять других лодок водоизмещением 250 тонн были отправлены на перехват четырех итальянских эсминцев, прикрывающих эвакуацию, но не смогли их обнаружить. [ 31 ] С 11 марта по 2 мая 77 T прошел дальнейший ремонт в Поле и 4 мая был переведен в Бокке. [ 24 ] В ночь с 31 мая на 1 июня Tátra класса эсминцы Orjen и Balaton в сопровождении 77 T и двух других лодок водоизмещением 250 тонн совершили набег на заграждение Отранто , военно-морскую блокаду союзников пролива Отранто. Орьен потопил британский дрифтер «Бенефисент» , но как только была поднята тревога, австро-венгерские войска отступили. [ 32 ] [ 33 ] 77 T заминировали у мыса Родони – к северу от Дураццо – 29 июня и вернулись в Полу в июле. В ночь с 23 на 24 сентября 77-тонный катер и три других 250-тонных катера заминировали у устья реки По недалеко от Венеции . 12 октября 77 T был атакован вражеской авиацией примерно в 19 км (12 милях) к западу от маяка Пинида на восточном побережье Истрии . [ 24 ]

В 1917 году одно из 77 66-мм орудий Т , возможно, размещалось на зенитной установке. По словам военно-морского историка Звонимира Фрейвогеля, источники различаются в зависимости от того, были ли эти установки добавлены ко всем лодкам этого класса, а также к тому, были ли эти установки добавлены к носовой или кормовой пушке. [ 34 ] 3 февраля 1917 года ее перевели в Бокке, а четыре дня спустя она доставила немецкого визеадмирала Гуго Крафта в Полу для проверки. Во время шторма 8 февраля член экипажа выпал за борт в заливе Кварнер и утонул. [ 24 ] 21 мая суффикс всех австро-венгерских миноносцев был удален, и после этого они назывались только по цифрам. [ 2 ] 77 был снова переведен в Бокке 17 августа. [ 24 ] 23 сентября 1917 года 77-й и еще один катер водоизмещением 250 тонн устанавливали минное поле у ​​Градо в северной Адриатике, когда у них произошла короткая встреча с Королевского военно-морского флота Италии (итал. Regia Marina ) моторным торпедным катером MAS . [ 35 ] В течение 1917 года 77 провели две операции по тралению и сопровождали тридцать шесть конвоев. [ 24 ]

1 февраля 1918 года в Бокке вспыхнул мятеж среди моряков некоторых кораблей австро-венгерского флота на якорной стоянке Дженовичи , в основном из-за плохого питания, отсутствия сменной униформы и припасов, а также недостаточного отпуска, хотя плохое состояние Австро-венгерская экономика и ее влияние на их семьи также были фактором. 77 присутствовал на якорной стоянке, [ 36 ] и один из членов ее экипажа поднял красный флаг , но старший офицер приказал спустить флаг. Командир группы из четырех 250-тонных лодок, в том числе 77 , для зажигания котлов, намеревался приказать лодкам покинуть окрестности Санкт-Георга и Гяа , которые оба контролировались мятежниками, но мятежники приказали потушить пожары в котлах. На следующий день, в отсутствие ее командира, на 77-й вновь был поднят красный флаг . Другие торпедные катера последовали примеру 77-го дивизиона , но к 3 февраля восстание закончилось, и восставшие моряки были сняты со всех пострадавших судов. Через пять дней 77-й был переведен в Полу для ремонта, но к 14–15 февраля снова был в строю, преследуя подводную лодку противника. [ 37 ]

К 1918 году союзники усилили продолжающуюся блокаду пролива Отранто, как и предполагал австро-венгерский флот. становилось все труднее В результате немецким и австро-венгерским подводным лодкам проходить через пролив в Средиземное море . В ответ на эти блокады новый командующий австро-венгерским флотом контрадмирал Миклош Хорти решил начать атаку на защитников союзников с помощью линкоров, крейсеров-разведчиков и эсминцев. [ 38 ] В ночь с 8 на 9 июня 1918 года Хорти покинул Полу на линкорах-дредноутах «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» . Около 23:00 9 июня, после некоторых трудностей с открытием заграждения гавани , дредноуты «Сент Иштван» и «Тегеттофф » [ 39 ] в сопровождении одного эсминца и шести торпедных катеров, в том числе 77 , также покинули Полу и взяли курс на Слано , к северу от Рагузы , для встречи с Хорти в рамках подготовки к скоординированной атаке на заграждение Отранто. Около 03:15 10 июня, [ с ] Возвращаясь после спокойного патрулирования у побережья Далмации, два итальянских катера MAS, MAS 15 и MAS 21 , заметили дым от австро-венгерских кораблей. [ 41 ] С выключенными двигателями две итальянские лодки ждали, пока пройдут головные корабли правого эскорта, Huszár эсминец класса Velebit и 77 , прежде чем начать атаку. [ 42 ] Обе лодки успешно преодолели заслон эскорта и разделились, чтобы индивидуально атаковать дредноуты. MAS 21 атаковала Тегеттофф , но ее торпеды промахнулись. [ 41 ] Под командованием Луиджи Риццо MAS 15 в 03:25 выпустила две торпеды, обе из которых попали в Сент-Иштвана . Обе лодки уклонились от преследования. Попадания торпеды на Сент-Иштван произошли рядом с ее котельными , которые затопило, отключив питание насосов. Сент-Иштван перевернулся менее чем через три часа после торпеды. [ 40 ] 77 человек помогли спасти выживших из Сент-Иштвана . [ 37 ] Эта катастрофа фактически положила конец действиям австро-венгерского флота на Адриатике на оставшиеся месяцы войны. [ 43 ]

Вскоре после этого события Линиеншиффслейтенант Армин Павич принял командование 77-м дивизией – Павич дослужился до звания контрадмирала в межвоенном Королевском югославском флоте ( сербско-хорватская латынь : Kraljevska mornarica , KM; Краљевска морнарица). В течение 1918 года 77 выполнили семь противолодочных вылетов, шесть операций по тралению и сопровождали двадцать три конвоя. [ 37 ] Поскольку в ноябре приближался конец войны и Австро-Венгерская империя распалась , 1 ноября лодка была передана Государству словенцев, хорватов и сербов . [ 44 ] который был недолговечным фрагментом империи, которая объединилась с Королевством Сербия и Королевством Черногория 1 декабря , став Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года - Королевством Югославия). [ 45 ]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]

Австро-Венгерская империя запросила мира в ноябре 1918 года, и 77 человек пережили войну нетронутыми. [ 2 ] Сразу после капитуляции Австро-Венгрии французские войска оккупировали Каттаро, который союзники рассматривали как австро-венгерскую территорию. [ 46 ] Во время французской оккупации захваченные корабли австро-венгерского флота, пришвартованные в Каттаро, были заброшены, а оригинальные торпедные аппараты 77 -го были уничтожены или повреждены французскими войсками. [ 47 ] В 1920 году по условиям прошлогоднего Сен-Жермен-ан-Леского договора , официально положившего конец участию оставшейся части Австрии в Первой мировой войне, она была передана Королевству сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия). [ 48 ] Вместе с тремя другими 250-тонными лодками Т-группы, 76 , 78 и 79 , и четырьмя 250-тонными лодками F-группы она служила в составе КМ. Захвачен в марте 1921 года, когда французские войска отступили. [ 47 ] [ 48 ] в службе КМ 77 был переименован в Т2 . [ 4 ]

На момент формирования военно-морского флота она и другие семь лодок водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими судами в КМ. [ 49 ] Новые торпедные аппараты такого же размера были заказаны на заводе «Стройне Товарне» в Любляне . [ 9 ] На вооружении КМ предполагалось заменить одно или оба орудия на каждой лодке класса 250 т на более длинное 66-мм орудие Škoda L/45, и, по словам Фрейвогеля, это включало переднее орудие на Т2 . Он также был оснащен одним или двумя Zbrojovka 15-мм (0,59 дюйма) пулеметами . На службе КМ экипаж увеличился до 52 человек, [ 9 ] и она была введена в строй в 1923 году. [ 50 ] В 1925 году учения проводились у берегов Далмации с участием большей части КМ. [ 51 ] Т2 прошел ремонт в 1927 году. [ 50 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что югославские корабли мало участвовали в учениях, маневрах или артиллерийских тренировках из-за сокращения бюджета. [ 52 ] К 1939 году максимальная скорость, достигнутая классом 250 тонн на вооружении Югославии, снизилась до 24 узлов (44 км / ч; 28 миль в час). [ 9 ] и в том же году Т2 была исключена из военно-морского реестра из-за возраста и списана на слом . вскоре [ 50 ] [ 53 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ L/30 обозначает длину ствола пистолета. В данном случае орудие L/30 имеет калибр 30 , то есть длина ствола в 30 раз превышала диаметр его канала ствола. [ 10 ]
  2. ^ По словам Чернуски и О'Хары, в операции 23 июля участвовало 74 T и 78 T в береговой бомбардировке и десантной операции под руководством Саиды против Сан-Бенедетто-дель-Тронто, Ортоны и Термоли . [ 27 ] Фрейвогель утверждает, что отдельная группа эсминцев атаковала Термоли и Кампомарино , а десант из еще двух эсминцев перерезал телеграфный кабель на островах Тремити , и не упоминает о причастности Сайды . [ 26 ]
  3. ^ Источники расходятся во мнениях относительно точного времени, когда произошло нападение. Сьече утверждает, что момент обстрела «Сент Иштвана» был 03:15 ; [ 40 ] Сокол утверждает, что время было 03:30. [ 39 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель 2022 , с. 60.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гардинер 1985 , с. 339.
  3. ^ Фрейвогель 2022 , с. 59.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Грегер 1976 , с. 58.
  5. ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2020 , с. 102.
  6. ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2022 , с. 65.
  7. ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2020 , стр. 102–103.
  8. ^ О'Хара, Уорт и Диксон, 2013 , стр. 26–27.
  9. ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 103.
  10. ^ Фридман 2011 , с. 294.
  11. ^ Freivogel 2022 , стр. 64–65.
  12. ^ Фрейвогель 2022 , с. 63.
  13. ^ Фрейвогель 2022 , с. 67.
  14. ^ Грегер 1976 , стр. 11–12.
  15. ^ Фрейвогель 2019 , с. 70.
  16. ^ Фрейвогель 2019 , с. 68.
  17. ^ Фрейвогель 2019 , с. 69.
  18. ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 171.
  19. ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2022 , с. 76.
  20. ^ Фрейвогель 2019 , с. 100.
  21. ^ Freivogel 2019 , стр. 119–120.
  22. ^ Фрейвогель 2019 , с. 168.
  23. ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 168.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фрейвогель 2022 , с. 77.
  25. ^ Фрейвогель 2019 , с. 182.
  26. ^ Jump up to: а б Фрейвогель 2019 , с. 185.
  27. ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 169.
  28. ^ Freivogel 2019 , стр. 188–189.
  29. ^ Халперн 2012 , с. 229.
  30. ^ Фрейвогель 2019 , с. 211.
  31. ^ Freivogel 2019 , стр. 221–222.
  32. ^ Халперн 1987 , с. 151.
  33. ^ Халперн 2015 , с. 279.
  34. ^ Фрейвогель 2022 , с. 66.
  35. ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 67.
  36. ^ Freivogel 2019 , стр. 358–360.
  37. ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2022 , с. 78.
  38. ^ Сокол 1968 , с. 133–134.
  39. ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 134.
  40. ^ Jump up to: а б Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
  41. ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 135.
  42. ^ Фрейвогель 2019 , с. 380.
  43. ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 75.
  44. ^ Фрейвогель 2020 , с. 10.
  45. ^ Рамет 2006 , стр. 42–44.
  46. ^ Джуканович 2023 , с. 11.
  47. ^ Jump up to: а б Фрейвогель 2020 , с. 12.
  48. ^ Jump up to: а б Вего 1982 , с. 345.
  49. ^ Шено 1980 , с. 355.
  50. ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2020 , с. 104.
  51. ^ Джарман 1997a , с. 733.
  52. ^ Джарман 1997b , с. 451.
  53. ^ Грегер 1976 , с. 60.
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2015). «Морская война на Адриатике, часть I: 1914–1916». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Блумсбери. стр. 161–173. ISBN  978-1-84486-295-5 .
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2016). «Морская война на Адриатике, часть II: 1917–1918». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016 года . Лондон: Блумсбери. стр. 62–75. ISBN  978-1-84486-438-6 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Джуканович, Бойка (2023). Исторический словарь Черногории . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  978-1-5381-3915-8 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2019). Великая война в Адриатическом море 1914–1918 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-40-8 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Том. 1. Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-72-9 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2022). Австро-венгерские миноносцы в Первой мировой войне . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-366-036-9 . {{cite book}}: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка )
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Аллан. ISBN  978-0-7110-0623-2 .
  • Халперн, Пол Г. , изд. (1987). Королевский флот в Средиземноморье, 1915–1918 гг . Олдершот, Великобритания: Темпл Смит, издательство Gower. ISBN  978-0-566-05488-4 .
  • Халперн, Пол Г. (2012). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-266-6 .
  • Халперн, Пол Г. (2015). Морская война в Средиземноморье: 1914-1918 гг . Лондон: Рутледж. ISBN  978-1-317-39186-9 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997а). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Великобритания: Издания Кембриджского архива. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997б). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Великобритания: Издания Кембриджского архива. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард и Диксон, В. (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-269-3 .
  • Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-34656-8 .
  • Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . XXVII (2): 112–146. ISSN   0043-0374 .
  • Сокол, Энтони Юджин (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  978-0-87021-292-5 . ОСЛК   1912 года .
  • Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4): 342–361. ISSN   0043-0374 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0abf90939415d698e9f88f2ab571b58__1724883300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/58/d0abf90939415d698e9f88f2ab571b58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav torpedo boat T2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)