Югославский миноносец Т2
![]() Один из , Т2 близнецов кораблей- Т3 .
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | 77 Т, затем 77 |
Строитель | Триестинский технический завод |
Заложен | 24 августа 1913 г. |
Запущен | 30 января 1914 г. |
Введен в эксплуатацию | 11 августа 1914 г. |
Не работает | 1918 |
Судьба | Приписан к Королевству сербов, хорватов и словенцев. |
![]() | |
Имя | Т2 |
Приобретенный | Март 1921 г. |
Введен в эксплуатацию | 1923 |
Не работает | 1939 |
Судьба | Списано |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса 250т Т-группы Морской миноносец |
Смещение |
|
Длина | 57,84 м (189 футов 9 дюймов) |
Луч | 5,75 м (18 футов 10 дюймов) |
Черновик | 1,54 м (5 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Диапазон | 1000 миль (1900 км; 1200 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 41 офицер и зачислен |
Вооружение |
|
T2 — морской миноносец, находившийся на вооружении Королевского военно-морского флота Югославии с 1923 по 1939 год. Первоначально 77 T , торпедный катер водоизмещением 250 тонн ВМС Австро-Венгрии, построенный в 1914 году, был вооружен двумя 66-мм (2,6 дюйма) орудиями и четыре 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата и могли нести 10–12 морских мин . Она прошла действительную службу во время Первой мировой войны , выполняя по конвоированию , патрулированию, сопровождению, тралению и постановке задачи мин, противолодочным операциям и береговым бомбардировкам . В 1917 году суффиксы всех австро-венгерских миноносцев были удалены, и после этого он стал называться 77 . Судно находилось в Бокке-ди-Катаро во время недолгого мятежа австро-венгерских моряков в начале февраля 1918 года; члены ее экипажа подняли красный флаг , но никаких других мятежных действий не предприняли. 77 входил в состав эскорта австро-венгерского дредноута «Сент Иштван» во время боя, в результате которого этот корабль был потоплен итальянскими торпедными катерами в июне 1918 года.
После Австро-Венгрии поражения в 1918 году 77-й корабль был передан в состав ВМФ Королевства сербов, хорватов и словенцев , который позже стал Королевским югославским флотом, был переименован в Т2 и модернизирован по вооружению. В то время она и семь других лодок водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими судами молодых военно-морских сил. В межвоенный период военно- морской флот участвовал в учениях и походах в дружественные порты, но деятельность была ограничена сокращением военно-морских бюджетов. Изношенный за двадцать пять лет службы, Т2 был исключен из военно-морского реестра и списан в 1939 году.
Фон
[ редактировать ]В 1910 году Военно-морской технический комитет Австро-Венгрии инициировал проектирование и разработку 275-тонного ( 271 -тонного ) прибрежного торпедного катера , указав, что он должен развивать скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). на 10 часов. [ 1 ] [ 2 ] В то же время комитет опубликовал проектные параметры торпедного катера в открытом море или флота водоизмещением 500–550 т (490–540 длинных тонн), максимальной скоростью 30 узлов и дальностью плавания 480 морских миль (890 км; 550 миль). Эта конструкция должна была быть более крупным и лучше вооруженным судном, чем существующие австро-венгерские 400-тонные (390-тонные) Huszár класса эсминцы . [ 3 ] Спецификация торпедного катера для открытого моря была основана на ожидании, что пролив Отранто , где Адриатическое море встречается с Ионическим морем , будет заблокирован враждебными силами во время будущего конфликта. В таких обстоятельствах возникла бы потребность в торпедном катере, который мог бы выйти из базы ВМС Австро-Венгрии (нем. kaiserliche und königliche Kriegsmarine , венгерский: Császári és Királyi Haditengerészet ) на базе Бокке-ди-Катаро (Бокке или Которский залив). ) в пролив ночью, обнаружить и атаковать блокирующие корабли и вернуться в порт до утра. паровой турбины Для двигательной установки была выбрана мощность , так как дизелей необходимой мощности не было, а ВМС Австро-Венгрии не имели практического опыта эксплуатации турбоэлектрических лодок. [ 2 ] Несмотря на развитие этих идей, ВМС Австро-Венгрии затем попросили верфи представить предложения по лодке водоизмещением 250 тонн (250 длинных тонн) с максимальной скоростью 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час). [ 1 ] Stabilimento Tecnico Triestino (STT) из Триеста была выбрана для контракта на строительство восьми судов группы T, опередив еще одного участника тендера. [ 2 ] Обозначение Т-группы означало, что они были построены в Тристе. [ 4 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]Лодки Т-группы водоизмещением 250 тонн имели короткие приподнятые баки и открытый мостик , были быстрыми и маневренными, хорошо спроектированными для службы в Адриатике. [ 5 ] Они имели длину по ватерлинии 57,84 м (189 футов 9 дюймов), ширину 5,75 м (18 футов 10 дюймов) и нормальную осадку 1,54 м (5 футов 1 дюйм). Их проектное водоизмещение составляло 262 тонны (258 длинных тонн), а при полной загрузке — около 267,3 тонны (263 длинных тонны). [ 6 ] Лодки приводились в движение двумя «Парсонс», паровыми турбинами приводившими в движение два гребных винта , используя пар, вырабатываемый двумя Ярроу водотрубными котлами , один из которых сжигал мазут , а другой — уголь. [ 7 ] Котельных было две, одна за другой. [ 5 ] Турбины имели мощность на валу 5 000–5 700 лошадиных сил (3 700–4 300 кВт ) и были предназначены для движения лодок до максимальной скорости 28 узлов (52 км / ч; 32 миль в час), хотя максимальная скорость составляла 29,2 узлов (54,1 км / ч). ч; 33,6 миль в час). Они перевозили 18,2 т (17,9 длинных тонн) угля и 24,3 т (23,9 длинных тонн) мазута, что давало им дальность полета 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). ). [ 7 ] В группе Т была одна воронка , а не две, как в более поздних группах класса. [ 2 ] 79 T и остальные 250-тонные катера классифицировались ВМС Австро-Венгрии как торпедные катера для открытого моря, несмотря на то, что они были меньше первоначальной концепции прибрежного торпедного катера. [ 1 ] [ 8 ] Историк военно-морского флота Звонимир Фрейвогель утверждает, что такая ситуация была обычным явлением из-за экономности австро-венгерского флота. [ 1 ] Это были первые небольшие катера ВМС Австро-Венгрии, использовавшие турбины, и это способствовало постоянным проблемам с ними. [ 2 ] которые нужно было постепенно решать, как только они поступят на вооружение. [ 5 ] Экипаж состоял из трех офицеров и тридцати восьми рядовых. [ 9 ] Судно имело один 4-метровый (13 футов) ял в качестве корабельной шлюпки . [ 6 ]
Первоначально лодки должны были быть вооружены тремя Škoda 66 мм (2,6 дюйма) L/30. [ а ] орудия и три 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата, [ 2 ] но перед постройкой первой лодки это было изменено на два орудия и четыре торпедных аппарата, чтобы стандартизировать вооружение с последующей группой F. [ 4 ] диаметром 40 см (16 дюймов) был установлен прожектор Над мостом . [ 11 ] Торпедные аппараты устанавливались попарно: одна пара устанавливалась между полубаком и мостиком, а другая - на участке приподнятой надстройки над кормовым машинным отделением. [ 7 ] Они также могли нести 10–12 морских мин . [ 4 ]
Четвертый в своем классе, проект 77 Т был заложен 24 августа 1913 года, спущен на воду 30 января 1914 года. [ 4 ] и завершен и введен в эксплуатацию 11 августа 1914 года. [ 4 ] [ 12 ] До ее ввода входил один 8-мм (0,31 дюйма) пулемет Schwarzlose M.7/12. в строй в состав вооружения всех лодок этого класса для зенитной работы Были установлены четыре точки крепления, чтобы пулемет можно было установить в наиболее эффективном положении в зависимости от ожидаемого направления атаки. [ 13 ] До октября 1915 года лодка была окрашена в черный цвет, но с этого момента ее окрасили в светло-серо-голубой цвет. [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны 28 июля 1914 года 77 Т входил в состав 1-й торпедной группы 3-й торпедной дивизии 1-й австро-венгерской флотилии кораблей. [ 14 ] которым руководил крейсер-разведчик «Сайда» под командованием Линиеншиффскапитана (капитана) Генриха Зейтца при поддержке плавбазы «Гаа» . [ 15 ] Первоначальная концепция эксплуатации лодок класса 250т заключалась в том, что они должны были плавать флотилией в тылу крейсерского боевого порядка и должны были вмешиваться в бой только в случае выведения из строя линкоров, вокруг которых был построен строй, или атаковать поврежденные линкоры противника. [ 16 ] Когда был отдан приказ о торпедной атаке, ее должен был возглавить крейсер-разведчик при поддержке двух эсминцев для отражения любых торпедных катеров противника. Атаку должна была нанести группа из четырех-шести миноносцев под руководством командующего флотилией. [ 17 ]
В годы войны 77 Т использовались для конвоирования , патрулирования, сопровождения и разминирования задач, противолодочных операций , [ 2 ] и по береговой бомбардировке . миссии [ 18 ] 77 T был переведен в Себенико 16 августа. [ 19 ] В начале сентября австро-венгерское командование получило сведения о том, что итальянский добровольческий корпус планировал высадиться на побережье Далмации или Истрии участвовала в безрезультатном патрулировании у Себенико и Зары , а 1-я торпедная флотилия в период с 19 по 24 сентября . По словам военно-морского историка Звонимира Фрейвогеля, это была дезинформация , которая якобы исходила от французов и была направлена на то, чтобы удержать австро-венгерский флот в боевой готовности, пока французы беспрепятственно проводили операции в южной Адриатике. [ 20 ] Вечером 3 ноября 1-я торпедная флотилия вышла из Себенико, чтобы совершить ночную торпедную атаку французского флота, который 31 октября начал свой седьмой рейд на Адриатику. К тому времени, когда они достигли угрожаемых районов, французы отступили, поскольку у них заканчивался уголь. [ 21 ] 6 ноября 77 T провел патрулирование у далматинского острова Ластово и 23 декабря вернулся на главную базу флота в Поле в верхней Адриатике. [ 19 ]
10 мая 1915 года, накануне объявления Италией войны Австро-Венгрии, 77 T прочесали подходы к итальянскому порту Анкона на наличие мин. [ 19 ] Во второй половине дня 23 мая почти весь австро-венгерский флот вскоре после этого покинул Полу, чтобы немедленно нанести ответный удар итальянским городам и поселкам вдоль Адриатического побережья, стремясь воспрепятствовать наземному и морскому транспорту между южной Италией и северными регионами этой страны. Страна, которая должна была стать театром наземных операций. Флот разделился на шесть групп с множеством целей вдоль и поперек побережья. [ 22 ] 24 мая 1915 года 77 Т и семь других лодок водоизмещением 250 т участвовали в бомбардировке Анконы , в ходе которой был обстрелян итальянские береговые цели, причем 77 Т участвовали в операции против самой Анконы. [ 23 ] 77 T заложила оборонительные мины у далматинского порта Сплит 6 июня. [ 24 ] В ночь с 18 на 19 июня отдельные австро-венгерские военно-морские оперативные группы атаковали Венецию и Римини , при этом дальнее прикрытие обеспечивала группа под руководством Сайды и крейсера-разведчика «Гельголанд» в составе трех эсминцев и пяти лодок водоизмещением 250 тонн, одной из них 77 т . Около Сан-Бенедетто-дель-Тронто эта группа перехватила и потопила итальянский пароход «Грация» . [ 25 ] Сразу после этой операции 77 Т прошел ремонт в Поле. [ 24 ] 23 июля 77 T и еще один катер водоизмещением 250 тонн участвовали в еще одной береговой бомбардировке под руководством Гельголанда против Ортоны на центральном Адриатическом побережье Италии. [ 26 ] [ б ] 77 T участвовал в атаке на цепь островов Пелагоса в центре Адриатики 28 июля. [ 24 ] 17 августа 1-я торпедная флотилия вновь обстреляла Пелагосу, а 77 Т входила в состав соединения под руководством Сайды, которому было поручено защищать южные подходы к островам от подводных лодок противника. Успех этой бомбардировки, уничтожившей единственный источник питьевой воды, заставил итальянцев покинуть Пелагосу. [ 28 ] 77 T снова обстреляли Пелагосу 9 сентября. В сентябре она осуществляла патрулирование между островами Ластово, Пелагоса и Бишево и итальянским портом Бари . [ 24 ]
В конце ноября 1915 года австро-венгерский флот перебросил силы из Полы в Каттаро на юге Адриатики; в эту группу вошли шесть из восьми торпедных катеров Т-группы. Этим силам было поручено поддерживать постоянное патрулирование побережья Албании и препятствовать любым транспортным средствам с войсками, пересекающим границу из Италии. [ 29 ] После атаки на Дураццо в Албании, в ходе которой два австро-венгерских эсминца были потоплены после того, как отклонились от расчищенной полосы движения через минное поле, 30 декабря 77 Т и четыре других лодки класса 250 т были отправлены на юг вместе с крейсером-разведчиком Новара для укрепления боевого духа. и попытаться предотвратить переброску захваченного экипажа одного из эсминцев в Италию. Никаких итальянских кораблей обнаружено не было, и на следующий день группа вернулась в Бокке. [ 30 ]
17 января 1916 года 77 T спасли поврежденный австро-венгерский гидросамолет недалеко от черногорского прибрежного города Петровац и отбуксировали его в Бокке. [ 24 ] 22 февраля «77 Т» и два других катера водоизмещением 250 тонн в сопровождении «Кайман» торпедного катера класса заложили минное поле возле черногорского порта Антивари . Когда австро-венгерские войска приблизились к Дураццо с суши, союзники начали эвакуацию по морю, и австро-венгерские военно-морские силы были отправлены в попытку воспрепятствовать. 24 февраля «Гельголанд» четыре эсминца «77 Т» и пять других лодок водоизмещением 250 тонн были отправлены на перехват четырех итальянских эсминцев, прикрывающих эвакуацию, но не смогли их обнаружить. [ 31 ] С 11 марта по 2 мая 77 T прошел дальнейший ремонт в Поле и 4 мая был переведен в Бокке. [ 24 ] В ночь с 31 мая на 1 июня Tátra класса эсминцы Orjen и Balaton в сопровождении 77 T и двух других лодок водоизмещением 250 тонн совершили набег на заграждение Отранто , военно-морскую блокаду союзников пролива Отранто. Орьен потопил британский дрифтер «Бенефисент» , но как только была поднята тревога, австро-венгерские войска отступили. [ 32 ] [ 33 ] 77 T заминировали у мыса Родони – к северу от Дураццо – 29 июня и вернулись в Полу в июле. В ночь с 23 на 24 сентября 77-тонный катер и три других 250-тонных катера заминировали у устья реки По недалеко от Венеции . 12 октября 77 T был атакован вражеской авиацией примерно в 19 км (12 милях) к западу от маяка Пинида на восточном побережье Истрии . [ 24 ]
В 1917 году одно из 77 66-мм орудий Т , возможно, размещалось на зенитной установке. По словам военно-морского историка Звонимира Фрейвогеля, источники различаются в зависимости от того, были ли эти установки добавлены ко всем лодкам этого класса, а также к тому, были ли эти установки добавлены к носовой или кормовой пушке. [ 34 ] 3 февраля 1917 года ее перевели в Бокке, а четыре дня спустя она доставила немецкого визеадмирала Гуго Крафта в Полу для проверки. Во время шторма 8 февраля член экипажа выпал за борт в заливе Кварнер и утонул. [ 24 ] 21 мая суффикс всех австро-венгерских миноносцев был удален, и после этого они назывались только по цифрам. [ 2 ] 77 был снова переведен в Бокке 17 августа. [ 24 ] 23 сентября 1917 года 77-й и еще один катер водоизмещением 250 тонн устанавливали минное поле у Градо в северной Адриатике, когда у них произошла короткая встреча с Королевского военно-морского флота Италии (итал. Regia Marina ) моторным торпедным катером MAS . [ 35 ] В течение 1917 года 77 провели две операции по тралению и сопровождали тридцать шесть конвоев. [ 24 ]
1 февраля 1918 года в Бокке вспыхнул мятеж среди моряков некоторых кораблей австро-венгерского флота на якорной стоянке Дженовичи , в основном из-за плохого питания, отсутствия сменной униформы и припасов, а также недостаточного отпуска, хотя плохое состояние Австро-венгерская экономика и ее влияние на их семьи также были фактором. 77 присутствовал на якорной стоянке, [ 36 ] и один из членов ее экипажа поднял красный флаг , но старший офицер приказал спустить флаг. Командир группы из четырех 250-тонных лодок, в том числе 77 , для зажигания котлов, намеревался приказать лодкам покинуть окрестности Санкт-Георга и Гяа , которые оба контролировались мятежниками, но мятежники приказали потушить пожары в котлах. На следующий день, в отсутствие ее командира, на 77-й вновь был поднят красный флаг . Другие торпедные катера последовали примеру 77-го дивизиона , но к 3 февраля восстание закончилось, и восставшие моряки были сняты со всех пострадавших судов. Через пять дней 77-й был переведен в Полу для ремонта, но к 14–15 февраля снова был в строю, преследуя подводную лодку противника. [ 37 ]
К 1918 году союзники усилили продолжающуюся блокаду пролива Отранто, как и предполагал австро-венгерский флот. становилось все труднее В результате немецким и австро-венгерским подводным лодкам проходить через пролив в Средиземное море . В ответ на эти блокады новый командующий австро-венгерским флотом контрадмирал Миклош Хорти решил начать атаку на защитников союзников с помощью линкоров, крейсеров-разведчиков и эсминцев. [ 38 ] В ночь с 8 на 9 июня 1918 года Хорти покинул Полу на линкорах-дредноутах «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» . Около 23:00 9 июня, после некоторых трудностей с открытием заграждения гавани , дредноуты «Сент Иштван» и «Тегеттофф » [ 39 ] в сопровождении одного эсминца и шести торпедных катеров, в том числе 77 , также покинули Полу и взяли курс на Слано , к северу от Рагузы , для встречи с Хорти в рамках подготовки к скоординированной атаке на заграждение Отранто. Около 03:15 10 июня, [ с ] Возвращаясь после спокойного патрулирования у побережья Далмации, два итальянских катера MAS, MAS 15 и MAS 21 , заметили дым от австро-венгерских кораблей. [ 41 ] С выключенными двигателями две итальянские лодки ждали, пока пройдут головные корабли правого эскорта, Huszár эсминец класса Velebit и 77 , прежде чем начать атаку. [ 42 ] Обе лодки успешно преодолели заслон эскорта и разделились, чтобы индивидуально атаковать дредноуты. MAS 21 атаковала Тегеттофф , но ее торпеды промахнулись. [ 41 ] Под командованием Луиджи Риццо MAS 15 в 03:25 выпустила две торпеды, обе из которых попали в Сент-Иштвана . Обе лодки уклонились от преследования. Попадания торпеды на Сент-Иштван произошли рядом с ее котельными , которые затопило, отключив питание насосов. Сент-Иштван перевернулся менее чем через три часа после торпеды. [ 40 ] 77 человек помогли спасти выживших из Сент-Иштвана . [ 37 ] Эта катастрофа фактически положила конец действиям австро-венгерского флота на Адриатике на оставшиеся месяцы войны. [ 43 ]
Вскоре после этого события Линиеншиффслейтенант Армин Павич принял командование 77-м дивизией – Павич дослужился до звания контрадмирала в межвоенном Королевском югославском флоте ( сербско-хорватская латынь : Kraljevska mornarica , KM; Краљевска морнарица). В течение 1918 года 77 выполнили семь противолодочных вылетов, шесть операций по тралению и сопровождали двадцать три конвоя. [ 37 ] Поскольку в ноябре приближался конец войны и Австро-Венгерская империя распалась , 1 ноября лодка была передана Государству словенцев, хорватов и сербов . [ 44 ] который был недолговечным фрагментом империи, которая объединилась с Королевством Сербия и Королевством Черногория 1 декабря , став Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года - Королевством Югославия). [ 45 ]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Австро-Венгерская империя запросила мира в ноябре 1918 года, и 77 человек пережили войну нетронутыми. [ 2 ] Сразу после капитуляции Австро-Венгрии французские войска оккупировали Каттаро, который союзники рассматривали как австро-венгерскую территорию. [ 46 ] Во время французской оккупации захваченные корабли австро-венгерского флота, пришвартованные в Каттаро, были заброшены, а оригинальные торпедные аппараты 77 -го были уничтожены или повреждены французскими войсками. [ 47 ] В 1920 году по условиям прошлогоднего Сен-Жермен-ан-Леского договора , официально положившего конец участию оставшейся части Австрии в Первой мировой войне, она была передана Королевству сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия). [ 48 ] Вместе с тремя другими 250-тонными лодками Т-группы, 76 , 78 и 79 , и четырьмя 250-тонными лодками F-группы она служила в составе КМ. Захвачен в марте 1921 года, когда французские войска отступили. [ 47 ] [ 48 ] в службе КМ 77 был переименован в Т2 . [ 4 ]
На момент формирования военно-морского флота она и другие семь лодок водоизмещением 250 тонн были единственными современными морскими судами в КМ. [ 49 ] Новые торпедные аппараты такого же размера были заказаны на заводе «Стройне Товарне» в Любляне . [ 9 ] На вооружении КМ предполагалось заменить одно или оба орудия на каждой лодке класса 250 т на более длинное 66-мм орудие Škoda L/45, и, по словам Фрейвогеля, это включало переднее орудие на Т2 . Он также был оснащен одним или двумя Zbrojovka 15-мм (0,59 дюйма) пулеметами . На службе КМ экипаж увеличился до 52 человек, [ 9 ] и она была введена в строй в 1923 году. [ 50 ] В 1925 году учения проводились у берегов Далмации с участием большей части КМ. [ 51 ] Т2 прошел ремонт в 1927 году. [ 50 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что югославские корабли мало участвовали в учениях, маневрах или артиллерийских тренировках из-за сокращения бюджета. [ 52 ] К 1939 году максимальная скорость, достигнутая классом 250 тонн на вооружении Югославии, снизилась до 24 узлов (44 км / ч; 28 миль в час). [ 9 ] и в том же году Т2 была исключена из военно-морского реестра из-за возраста и списана на слом . вскоре [ 50 ] [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ L/30 обозначает длину ствола пистолета. В данном случае орудие L/30 имеет калибр 30 , то есть длина ствола в 30 раз превышала диаметр его канала ствола. [ 10 ]
- ^ По словам Чернуски и О'Хары, в операции 23 июля участвовало 74 T и 78 T в береговой бомбардировке и десантной операции под руководством Саиды против Сан-Бенедетто-дель-Тронто, Ортоны и Термоли . [ 27 ] Фрейвогель утверждает, что отдельная группа эсминцев атаковала Термоли и Кампомарино , а десант из еще двух эсминцев перерезал телеграфный кабель на островах Тремити , и не упоминает о причастности Сайды . [ 26 ]
- ^ Источники расходятся во мнениях относительно точного времени, когда произошло нападение. Сьече утверждает, что момент обстрела «Сент Иштвана» был 03:15 ; [ 40 ] Сокол утверждает, что время было 03:30. [ 39 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель 2022 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гардинер 1985 , с. 339.
- ^ Фрейвогель 2022 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грегер 1976 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2020 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2022 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2020 , стр. 102–103.
- ^ О'Хара, Уорт и Диксон, 2013 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 103.
- ^ Фридман 2011 , с. 294.
- ^ Freivogel 2022 , стр. 64–65.
- ^ Фрейвогель 2022 , с. 63.
- ^ Фрейвогель 2022 , с. 67.
- ^ Грегер 1976 , стр. 11–12.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 70.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 68.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 69.
- ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2022 , с. 76.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 100.
- ^ Freivogel 2019 , стр. 119–120.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 168.
- ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фрейвогель 2022 , с. 77.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Фрейвогель 2019 , с. 185.
- ^ Чернуски и О'Хара 2015 , с. 169.
- ^ Freivogel 2019 , стр. 188–189.
- ^ Халперн 2012 , с. 229.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 211.
- ^ Freivogel 2019 , стр. 221–222.
- ^ Халперн 1987 , с. 151.
- ^ Халперн 2015 , с. 279.
- ^ Фрейвогель 2022 , с. 66.
- ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 67.
- ^ Freivogel 2019 , стр. 358–360.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2022 , с. 78.
- ^ Сокол 1968 , с. 133–134.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 135.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 380.
- ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 75.
- ^ Фрейвогель 2020 , с. 10.
- ^ Рамет 2006 , стр. 42–44.
- ^ Джуканович 2023 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Фрейвогель 2020 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Вего 1982 , с. 345.
- ^ Шено 1980 , с. 355.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2020 , с. 104.
- ^ Джарман 1997a , с. 733.
- ^ Джарман 1997b , с. 451.
- ^ Грегер 1976 , с. 60.
Ссылки
[ редактировать ]- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2015). «Морская война на Адриатике, часть I: 1914–1916». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Блумсбери. стр. 161–173. ISBN 978-1-84486-295-5 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2016). «Морская война на Адриатике, часть II: 1917–1918». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016 года . Лондон: Блумсбери. стр. 62–75. ISBN 978-1-84486-438-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Джуканович, Бойка (2023). Исторический словарь Черногории . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-5381-3915-8 .
- Фрейвогель, Звонимир (2019). Великая война в Адриатическом море 1914–1918 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-40-8 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Том. 1. Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фрейвогель, Звонимир (2022). Австро-венгерские миноносцы в Первой мировой войне . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-366-036-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Халперн, Пол Г. , изд. (1987). Королевский флот в Средиземноморье, 1915–1918 гг . Олдершот, Великобритания: Темпл Смит, издательство Gower. ISBN 978-0-566-05488-4 .
- Халперн, Пол Г. (2012). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-266-6 .
- Халперн, Пол Г. (2015). Морская война в Средиземноморье: 1914-1918 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-317-39186-9 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997а). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Великобритания: Издания Кембриджского архива. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997б). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Великобритания: Издания Кембриджского архива. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард и Диксон, В. (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-269-3 .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . XXVII (2): 112–146. ISSN 0043-0374 .
- Сокол, Энтони Юджин (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 978-0-87021-292-5 . ОСЛК 1912 года .
- Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4): 342–361. ISSN 0043-0374 .