Далмат (яхта)
![]() СМС Далмат с гробами жертв Сараевского убийства на борту (1914 г.)
| |
История | |
---|---|
Имя | Оссеро |
Тезка | Итальянское название Осора, Хорватия. [ 1 ] |
Строитель | Триестинский технический завод в Триесте |
Запущен | 1896 |
Выведен из эксплуатации | 1899 |
Судьба | Передан ВМС Австро-Венгрии. |
История | |
![]() | |
Имя |
|
Тезка |
|
Приобретенный | 1899 |
Выведен из эксплуатации | 1920 |
Судьба | Передан Королевству сербов, хорватов и словенцев (Югославия). |
История | |
![]() | |
Имя | Далматин |
Тезка | Альтернативное название человека древнего Далматы . племени [ 2 ] |
В эксплуатации | 1920 |
Выведен из эксплуатации | 1941 |
Судьба | В плену у Италии |
![]() | |
Имя | Девочка |
Тезка | По-итальянски «фея» [ 3 ] |
Приобретенный | 1941 |
Выведен из эксплуатации | 1943 |
Судьба | Вернулся в Югославию |
![]() | |
Имя | Деревня |
Тезка | Сербско-хорватский [ 4 ] и словенский [ 5 ] для "феи" |
Приобретенный | 1943 |
Выведен из эксплуатации | 1945 |
Судьба | Передан ВМС Югославии после войны. |
![]() | |
Имя |
|
Тезка |
|
Приобретенный | 1945 |
Выведен из эксплуатации | 1970 |
Судьба | В частной собственности в Сплите |
Общие характеристики | |
Смещение | 260 длинных тонн (264 т ) |
Длина | 44 метра (144 фута) |
Луч | 6,2 метра (20 футов) |
Высота | 3,5 метра (11 футов) |
Установленная мощность | 325 лошадиных сил (242 кВт) |
Скорость | 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
«Далмат » — яхта ВМС Австро-Венгрии , Королевского флота Югославии , Regia Marina и ВМС Югославии . Построенный как Ossero в Триесте в 1896 году, он был передан австро-венгерскому флоту в 1899 году и в 1901 году переименован в Dalmat . В 1914 году она помогла перевезти австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево. После убийства Фердинанда она отвезла его тело обратно в Триест. Далмат был передан Королевскому югославскому флоту в 1920 году после распада Австро-Венгрии . Она была захвачена странами Оси в 1941 году и служила итальянцам под именем Фата . Судно вернулось в состав ВМС Югославии в 1943 году после Кассибилского перемирия и было переименовано в Вила . Она оставалась на службе при коммунистическом правительстве Социалистической Федеративной Республики Югославии , будучи переименованной в Орьен в 1945 году и в Истранку в 1954 году. Где-то после 1972 года она была выведена из эксплуатации и стала плавучим рестораном. Он был выставлен на продажу в 1998 году, но лежал заброшенным на хорватской верфи, пока его не купил и не восстановил итальянский политик. Джанфранко Коцци . Коцци было отказано в разрешении вывести судно из Хорватии в 2003 году. Судно остается в гавани Сплита, где оно дважды затонуло из-за отсутствия технического обслуживания.
Строительство
[ редактировать ]Яхту Ossero заказал эрцгерцог Австрии Карл Стефан , племянник императора Франца Иосифа I. [ 7 ] Он был построен из стали чешского производства на в Сан-Рокко, Триест верфи Stabilimento Tecnico Triestino , в 1896 году. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Ее размеры составляли 44 метра (144 фута) в длину, 6,2 метра (20 футов) в ширину и 3,5 метра (11 футов) в высоту. [ 7 ] Он был оснащен паровой силовой установкой и имел водоизмещение 260 длинных тонн (264 т ). [ 10 ] [ 7 ] Судно стало флагманом Императорского и Королевского яхт-клуба . [ 7 ]
Военная карьера
[ редактировать ]В 1899 году он был передан в состав австро-венгерского флота и в 1901 году переименован в «Далмат» . Она служила королевской яхтой и флагманом губернатора Далмации. [ 7 ] [ 9 ] [ 8 ] [ 11 ] «Далмат» был первым кораблем в Адриатическом море , использовавшим беспроводной телеграф. [ 11 ] Наследник австро-венгерского престола австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд отправился в Боснию в 1914 году. После путешествия из Триеста в Плоче на борту линкора «Вирибус Юнитис» он перебрался в Далмат для путешествия по реке Неретва в Меткович , судно меньшего размера было больше подходит для речного путешествия. Фердинанд завершил свое дальнейшее путешествие в Сараево на поезде. [ 12 ] Фердинанд был убит в Сараево 28 июня , и часть пути его тело перевезли обратно в Триест на борту «Далмата» . [ 8 ]
Далмат служил в австро-венгерском флоте на протяжении всей Первой мировой войны . С 26 августа 1914 года она базировалась в Зеленике , Босния. С 1916 года — командный корабль подводных сил в Которе . [ 7 ] После послевоенного распада Австро-Венгрии она была передана Королевству сербов, хорватов и словенцев и служила одной из двух яхт (вторая — « Лада» ) в Королевском югославском флоте (государство было переименовано в Югославию в 1929 году). [ 9 ] [ 13 ] Во время Второй мировой войны она была захвачена войсками Оси и с 1941 года служила в Regia Marina под именем Фата . Она вернулась под контроль Югославии после Кассибилского перемирия 1943 года и была переименована в Вила . В 1945 году Югославия, которая тогда находилась под коммунистическим контролем как Социалистическая Федеративная Республика Югославия , переименовала судно в « Орьен» . В 1954 году ее снова переименовали, став « Истранкой» . [ 9 ] В выпуске журнала Jane's Fighting Ships 1972 года отмечалось, что он имел двигатель мощностью 325 лошадиных сил (242 кВт) и развивал скорость 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). [ 14 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]«Истранка» была выведена из эксплуатации в 1970 году. Позже она была куплена компанией Union Dalmacija и преобразована в плавучий ресторан под тем же названием и пришвартована у Riva набережной в Сплите . [ 15 ] [ 11 ] [ 7 ] В 1991 году она перестала использоваться как ресторан. [ 7 ] Истранка была выставлена на продажу в 1998 году; [ 16 ] это последняя сохранившаяся королевская яхта империи Габсбургов . [ 8 ]
После того, как Union Dalmacija обанкротилась в 1990-х годах, судно было куплено Джанфранко Коцци , членом итальянского парламента от христианских демократов , владельцем бизнеса по оказанию портовых услуг и коллекционером военно-морских судов. [ 15 ] [ 8 ] Он обнаружил заброшенное судно на хорватской верфи и купил его за 500 000 евро. Коцци заявил, что потратил на восстановление судна 5 миллионов евро. Коцци планировал, что судно присоединится к его коллекции в Санто-Стефано-аль-Маре , но в 2003 году правительство Хорватии не позволило ему покинуть страну. [ 8 ] Правительство объявило судно национальным достоянием, несмотря на то, что оно никогда не служило под хорватским флагом. [ 8 ] [ 9 ]
Коцци заплатил за поддержание мореходности судна, но после его смерти техническое обслуживание прекратилось. [ 7 ] Судно затонуло у причала в Сплите, но было поднято 28 июня 2014 года, несмотря на то, что восстановление осложнялось его слабой конструкцией и слоем грязи. Хорватский морской музей проявил интерес к судну, но запросы в Министерство культуры не смогли обеспечить финансирование, и оно снова затонуло в декабре 2019 года. Морской музей провел элементарный ремонт, чтобы обезопасить судно, которое оставалось в собственности поместья Коцци. Поместье предложило корабль хорватскому правительству за 100 000 евро, но дело не было реализовано, поскольку музей изо всех сил пытался собрать средства, чтобы сделать его мореходным. [ 15 ] По состоянию на 2021 год [update]Судно расположено в бассейне Каштела в северной части порта Сплит . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Болдуин, Маршалл В. (11 ноября 2016 г.). История крестовых походов, том 1: первые сто лет . Издательство Пенсильванского университета. п. 639. ИСБН 978-1-5128-1864-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Шорс, Луи (1964). Энциклопедия Кольера: с библиографией и указателем . Издательская компания Кроуэлл-Коллиер. п. 663.
- ^ «Английский перевод слова фата » . Итальянско-английский словарь Коллинза.
- ^ Делаханти, Эндрю (23 октября 2008 г.). От Бонбона до Ча-ча: Оксфордский словарь иностранных слов и фраз . ОУП Оксфорд. п. 374. ИСБН 978-0-19-954369-4 .
- ^ Кропей, Моника (1 января 2012 г.). Сверхъестественные существа из словенских мифов и сказок . Издательство ЗРК. п. 223. ИСБН 978-961-254-428-7 .
- ^ Стопар, Иван; Кордеш, Леопольд (1993). Национальные костюмы Карниолы (и словенского) Гольдештейна. Артерия. п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Батричевич, Иво (18 декабря 2020 г.). «Неопределенная судьба партии. Последний корабль австро-венгерского флота когда-то принимал у себя европейскую элиту, а теперь гниет из-за неосторожности» . Дубровницкий дневник (на хорватском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Оуэн, Ричард (4 апреля 2003 г.). «Италия и Хорватия спорят из-за яхты Габсбургов» . «Таймс» (стр. 20) . № 67728 . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель, Звонимир; Шротт, Карл (1999). «Комментарии и исправления: спросите Infoser: вопрос 6/97» . Военный корабль Интернешнл . 36 (2): 204. ISSN 0043-0374 . JSTOR 44890624 .
- ^ Военный корабль Интернешнл . Международная организация военно-морских исследований. 1982. с. 345.
- ^ Перейти обратно: а б с «Корабль, на котором была согласована Первая мировая война, гниет в конце Сплита» . Морский HR (на хорватском языке). 19 ноября 2019 года . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Бридж, Адриан (5 февраля 2016 г.). «Столетие Первой мировой войны: последнее путешествие Франца Фердинанда» . Телеграф . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918-41» . Военный корабль Интернешнл . 19 (4): 347. ISSN 0043-0374 . JSTOR 44888337 .
- ^ Джейн, Фредерик Томас (1972). Боевые корабли Джейн . С. Лоу, Марстон и компания. п. 677.
- ^ Перейти обратно: а б с Гашпар, Юрица (13 июля 2020 г.). «Историческому кораблю «Истранка» возвращено мореходное состояние – Предыстория охраняемого памятника культуры» . Морски HR (на хорватском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Де Бьязио, Стефано; Фрейвогель, Звонимир; Джонсон, Гарольд; Сиехе, Эрвин Ф.; Уэтерхорн, Арье (1998). «Дислокация бывших австро-венгерских военных кораблей» . Военный корабль Интернешнл . 35 (1): 100. ISSN 0043-0374 . JSTOR 44890026 .
- ^ Матич, Ядранка; Жижич, Дамир (11 апреля 2021 г.). «Архитекторы правят всем, что беспорядочно: посмотрите, почему рыбный порт Брижине всех волнует, он устойчив к Каштелской ривьере, несостоявшейся промышленности и нерегулируемому строительству]. Свободная Далмация (на хорватском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.