Jump to content

Далмат (яхта)

Далматин
СМС Далмат с гробами жертв Сараевского убийства на борту (1914 г.)
История
Имя Оссеро
Тезка Итальянское название Осора, Хорватия. [ 1 ]
Строитель Триестинский технический завод в Триесте
Запущен 1896
Выведен из эксплуатации 1899
Судьба Передан ВМС Австро-Венгрии.
История
Австро-Венгрия
Имя
  • Оссеро (1899-1901)
  • Далматинец (с 1901 г.)
Тезка
Приобретенный 1899
Выведен из эксплуатации 1920
Судьба Передан Королевству сербов, хорватов и словенцев (Югославия).
История
Королевство Югославия
Имя Далматин
Тезка Альтернативное название человека древнего Далматы . племени [ 2 ]
В эксплуатации 1920
Выведен из эксплуатации 1941
Судьба В плену у Италии
Италия
Имя Девочка
Тезка По-итальянски «фея» [ 3 ]
Приобретенный 1941
Выведен из эксплуатации 1943
Судьба Вернулся в Югославию
Королевство Югославия
Имя Деревня
Тезка Сербско-хорватский [ 4 ] и словенский [ 5 ] для "феи"
Приобретенный 1943
Выведен из эксплуатации 1945
Судьба Передан ВМС Югославии после войны.
Социалистическая Федеративная Республика Югославия
Имя
  • Орьен (1945–1954)
  • Истранка (с 1954 г.)
Тезка
Приобретенный 1945
Выведен из эксплуатации 1970
Судьба В частной собственности в Сплите
Общие характеристики
Смещение 260 длинных тонн (264 т )
Длина 44 метра (144 фута)
Луч 6,2 метра (20 футов)
Высота 3,5 метра (11 футов)
Установленная мощность 325 лошадиных сил (242 кВт)
Скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)

«Далмат » — яхта ВМС Австро-Венгрии , Королевского флота Югославии , Regia Marina и ВМС Югославии . Построенный как Ossero в Триесте в 1896 году, он был передан австро-венгерскому флоту в 1899 году и в 1901 году переименован в Dalmat . В 1914 году она помогла перевезти австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево. После убийства Фердинанда она отвезла его тело обратно в Триест. Далмат был передан Королевскому югославскому флоту в 1920 году после распада Австро-Венгрии . Она была захвачена странами Оси в 1941 году и служила итальянцам под именем Фата . Судно вернулось в состав ВМС Югославии в 1943 году после Кассибилского перемирия и было переименовано в Вила . Она оставалась на службе при коммунистическом правительстве Социалистической Федеративной Республики Югославии , будучи переименованной в Орьен в 1945 году и в Истранку в 1954 году. Где-то после 1972 года она была выведена из эксплуатации и стала плавучим рестораном. Он был выставлен на продажу в 1998 году, но лежал заброшенным на хорватской верфи, пока его не купил и не восстановил итальянский политик. Джанфранко Коцци . Коцци было отказано в разрешении вывести судно из Хорватии в 2003 году. Судно остается в гавани Сплита, где оно дважды затонуло из-за отсутствия технического обслуживания.

Строительство

[ редактировать ]

Яхту Ossero заказал эрцгерцог Австрии Карл Стефан , племянник императора Франца Иосифа I. [ 7 ] Он был построен из стали чешского производства на в Сан-Рокко, Триест верфи Stabilimento Tecnico Triestino , в 1896 году. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Ее размеры составляли 44 метра (144 фута) в длину, 6,2 метра (20 футов) в ширину и 3,5 метра (11 футов) в высоту. [ 7 ] Он был оснащен паровой силовой установкой и имел водоизмещение 260 длинных тонн (264 т ). [ 10 ] [ 7 ] Судно стало флагманом Императорского и Королевского яхт-клуба . [ 7 ]

Военная карьера

[ редактировать ]

В 1899 году он был передан в состав австро-венгерского флота и в 1901 году переименован в «Далмат» . Она служила королевской яхтой и флагманом губернатора Далмации. [ 7 ] [ 9 ] [ 8 ] [ 11 ] «Далмат» был первым кораблем в Адриатическом море , использовавшим беспроводной телеграф. [ 11 ] Наследник австро-венгерского престола австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд отправился в Боснию в 1914 году. После путешествия из Триеста в Плоче на борту линкора «Вирибус Юнитис» он перебрался в Далмат для путешествия по реке Неретва в Меткович , судно меньшего размера было больше подходит для речного путешествия. Фердинанд завершил свое дальнейшее путешествие в Сараево на поезде. [ 12 ] Фердинанд был убит в Сараево 28 июня , и часть пути его тело перевезли обратно в Триест на борту «Далмата» . [ 8 ]

Далмат служил в австро-венгерском флоте на протяжении всей Первой мировой войны . С 26 августа 1914 года она базировалась в Зеленике , Босния. С 1916 года — командный корабль подводных сил в Которе . [ 7 ] После послевоенного распада Австро-Венгрии она была передана Королевству сербов, хорватов и словенцев и служила одной из двух яхт (вторая — « Лада» ) в Королевском югославском флоте (государство было переименовано в Югославию в 1929 году). [ 9 ] [ 13 ] Во время Второй мировой войны она была захвачена войсками Оси и с 1941 года служила в Regia Marina под именем Фата . Она вернулась под контроль Югославии после Кассибилского перемирия 1943 года и была переименована в Вила . В 1945 году Югославия, которая тогда находилась под коммунистическим контролем как Социалистическая Федеративная Республика Югославия , переименовала судно в « Орьен» . В 1954 году ее снова переименовали, став « Истранкой» . [ 9 ] В выпуске журнала Jane's Fighting Ships 1972 года отмечалось, что он имел двигатель мощностью 325 лошадиных сил (242 кВт) и развивал скорость 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). [ 14 ]

Более поздняя история

[ редактировать ]

«Истранка» была выведена из эксплуатации в 1970 году. Позже она была куплена компанией Union Dalmacija [ hr ] и преобразована в плавучий ресторан под тем же названием и пришвартована у Riva [ hr ] набережной в Сплите . [ 15 ] [ 11 ] [ 7 ] В 1991 году она перестала использоваться как ресторан. [ 7 ] Истранка была выставлена ​​на продажу в 1998 году; [ 16 ] это последняя сохранившаяся королевская яхта империи Габсбургов . [ 8 ]

После того, как Union Dalmacija обанкротилась в 1990-х годах, судно было куплено Джанфранко Коцци , членом итальянского парламента от христианских демократов , владельцем бизнеса по оказанию портовых услуг и коллекционером военно-морских судов. [ 15 ] [ 8 ] Он обнаружил заброшенное судно на хорватской верфи и купил его за 500 000 евро. Коцци заявил, что потратил на восстановление судна 5 миллионов евро. Коцци планировал, что судно присоединится к его коллекции в Санто-Стефано-аль-Маре , но в 2003 году правительство Хорватии не позволило ему покинуть страну. [ 8 ] Правительство объявило судно национальным достоянием, несмотря на то, что оно никогда не служило под хорватским флагом. [ 8 ] [ 9 ]

Коцци заплатил за поддержание мореходности судна, но после его смерти техническое обслуживание прекратилось. [ 7 ] Судно затонуло у причала в Сплите, но было поднято 28 июня 2014 года, несмотря на то, что восстановление осложнялось его слабой конструкцией и слоем грязи. Хорватский морской музей проявил интерес к судну, но запросы в Министерство культуры не смогли обеспечить финансирование, и оно снова затонуло в декабре 2019 года. Морской музей провел элементарный ремонт, чтобы обезопасить судно, которое оставалось в собственности поместья Коцци. Поместье предложило корабль хорватскому правительству за 100 000 евро, но дело не было реализовано, поскольку музей изо всех сил пытался собрать средства, чтобы сделать его мореходным. [ 15 ] По состоянию на 2021 год Судно расположено в бассейне Каштела в северной части порта Сплит . [ 17 ]

  1. ^ Болдуин, Маршалл В. (11 ноября 2016 г.). История крестовых походов, том 1: первые сто лет . Издательство Пенсильванского университета. п. 639. ИСБН  978-1-5128-1864-2 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Шорс, Луи (1964). Энциклопедия Кольера: с библиографией и указателем . Издательская компания Кроуэлл-Коллиер. п. 663.
  3. ^ «Английский перевод слова фата » . Итальянско-английский словарь Коллинза.
  4. ^ Делаханти, Эндрю (23 октября 2008 г.). От Бонбона до Ча-ча: Оксфордский словарь иностранных слов и фраз . ОУП Оксфорд. п. 374. ИСБН  978-0-19-954369-4 .
  5. ^ Кропей, Моника (1 января 2012 г.). Сверхъестественные существа из словенских мифов и сказок . Издательство ЗРК. п. 223. ИСБН  978-961-254-428-7 .
  6. ^ Стопар, Иван; Кордеш, Леопольд (1993). Национальные костюмы Карниолы (и словенского) Гольдештейна. Артерия. п. 10.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Батричевич, Иво (18 декабря 2020 г.). «Неопределенная судьба партии. Последний корабль австро-венгерского флота когда-то принимал у себя европейскую элиту, а теперь гниет из-за неосторожности» . Дубровницкий дневник (на хорватском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Оуэн, Ричард (4 апреля 2003 г.). «Италия и Хорватия спорят из-за яхты Габсбургов» . «Таймс» (стр. 20) . № 67728 . Проверено 7 декабря 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель, Звонимир; Шротт, Карл (1999). «Комментарии и исправления: спросите Infoser: вопрос 6/97» . Военный корабль Интернешнл . 36 (2): 204. ISSN   0043-0374 . JSTOR   44890624 .
  10. ^ Военный корабль Интернешнл . Международная организация военно-морских исследований. 1982. с. 345.
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Корабль, на котором была согласована Первая мировая война, гниет в конце Сплита» . Морский HR (на хорватском языке). 19 ноября 2019 года . Проверено 7 декабря 2021 г.
  12. ^ Бридж, Адриан (5 февраля 2016 г.). «Столетие Первой мировой войны: последнее путешествие Франца Фердинанда» . Телеграф . Проверено 7 декабря 2021 г.
  13. ^ Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918-41» . Военный корабль Интернешнл . 19 (4): 347. ISSN   0043-0374 . JSTOR   44888337 .
  14. ^ Джейн, Фредерик Томас (1972). Боевые корабли Джейн . С. Лоу, Марстон и компания. п. 677.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Гашпар, Юрица (13 июля 2020 г.). «Историческому кораблю «Истранка» возвращено мореходное состояние – Предыстория охраняемого памятника культуры» . Морски HR (на хорватском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.
  16. ^ Де Бьязио, Стефано; Фрейвогель, Звонимир; Джонсон, Гарольд; Сиехе, Эрвин Ф.; Уэтерхорн, Арье (1998). «Дислокация бывших австро-венгерских военных кораблей» . Военный корабль Интернешнл . 35 (1): 100. ISSN   0043-0374 . JSTOR   44890026 .
  17. ^ Матич, Ядранка; Жижич, Дамир (11 апреля 2021 г.). «Архитекторы правят всем, что беспорядочно: посмотрите, почему рыбный порт Брижине всех волнует, он устойчив к Каштелской ривьере, несостоявшейся промышленности и нерегулируемому строительству]. Свободная Далмация (на хорватском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cfc168e2a51c39d12cb2546948bae03__1715850720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/03/8cfc168e2a51c39d12cb2546948bae03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dalmat (yacht) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)