Далматинцы
История Далмации |
---|
![]() |
Дельматы иллирийских , альтернативно Далматы , в римский период были группой племен в Далмации , современной южной Хорватии и западной Боснии и Герцеговине . Регион Далмация получил свое название от этого племени.
Дельматы впервые упоминаются в исторических записях в 181 г. до н. э., когда после смерти своего правителя Плеврата III Иллирийского королевства они отказались признать правление его сына Генция и отделились. Они расширились и стали включать прибрежные иллирийские племена, такие как тариоты , хилли и нести, и увеличили свою территорию на север против либурни . Конфликт с римским экспансионизмом и его местными союзниками в восточной Адриатике начался в 156-55 гг. до н.э. Римско -далматинские войны продолжались до 33 г. до н.э., когда Октавиан (впоследствии император Август) установил римскую гегемонию в Далмации. Местная нестабильность и мелкие восстания продолжались в провинции Далмация и завершились Великим иллирийским восстанием в Далмации и тесно связавшим с собой Паннонию в 6 году нашей эры. В восстании, продолжавшемся три года, приняли участие более полумиллиона комбатантов, вспомогательных сил и гражданских лиц с обеих сторон. После этого некоторые дельматейские общины были переселены в северный район Санджака , а другие были переселены в некоторые части Каринтия предоставила рабочую силу для римских рудников. Поражение восстания положило начало интеграции Далмации, что, в свою очередь, привело к романизации региона в раннем средневековье.
Имя
[ редактировать ]Первоначальная форма названия племени — Delmatae , и имеет один и тот же корень с региональным названием Далмация и топонимом Delminium . [1] [2] [3] Считается, что оно связано с албанским словом «деле» и его вариантами, которые включают гегскую форму «дельме », что означает «овца», и с албанским термином «делмер » «пастух». [4] [5] [6] [7] [8] [9] По мнению Орла , гегская форма delme вряд ли имеет что-либо общее с названием Далмации , поскольку представляет собой вариант деле с *-mā , которое в конечном итоге происходит от протоалбанского *dailā . [10] Топонимы, связанные с этим названием, встречаются на всех территориях, населенных иллирийцами, включая главное поселение Дельматов, Дельминий и Далмана на территории современной Северной Македонии. [9] Средневековый славянский топоним Овче Поле («равнина овец» на южнославянском языке) в близлежащем регионе представляет собой связанное с ним более позднее развитие. [9] В Албании Дельвина представляет собой топоним, связанный с корнем *dele . [7] Форма Далматы и соответствующее региональное название Далмация являются более поздними вариантами, как уже отмечал Аппиан (2 век нашей эры). Его современник грамматист Велий Лонг в своем трактате об орфографии подчеркивает, что правильная форма Далмации — это Дельмация , и отмечает, что Марк Теренций Варрон , живший примерно за 2 столетия до Аппиана и Велиуса Лонгия, использовал форму Дельмация, поскольку она соответствовала главному поселению Далмации. племя Дельминиум . [11] Топоним Дувно является производным от Delminium на хорватском языке через промежуточную форму *Delminio в поздней античности. [3]
История
[ редактировать ]Дельматы появляются в исторических записях в 181 г. до н.э. Смерть Плеврата III, правителя Иллирийского королевства, и наследование его сына Гентия привели к тому, что Дельматы не признали его правление и полностью отделились. То же самое сделали даорсы . , жившие к югу от Дельматов На протяжении веков дельматы и ардиаи были среди иллирийских групп, которые расширили свою территорию на север за счет либурнов . Дельматы, возможно, первоначально были вытеснены к побережью из-за миграции кельтов в Паннонию. Страбон пишет, что территория Дельматов была разделена на внутреннюю часть (современное Трополье ) и прибрежную область Динарскими Альпами. Их столичное поселение Дельминиум располагалось недалеко от современного Томиславграда . [1]
Первая далматинская война в 156–155 гг. до н. э. завершилась разрушением столицы Дельминия консулом Сципионом Насика . Вторая далматинская война велась в 119–118 гг. до н. э. и, по-видимому, закончилась победой римлян, когда консул Л. Цецилий Метелл отпраздновал триумф в 117 г. до н. э. и принял свою фамилию Дельматик . Третья Далматинская война 78–76 до н. э. завершилась взятием Салоны (порт Солин недалеко от современного города Сплит ) проконсулом К. Косконием . [12]

Во время гражданской войны в Риме 49–44 гг. До н. э. дельматы поддерживали Помпея против прибрежных римских колоний, которые поддерживали Цезаря и постоянно сражались против цезарианских генералов Габиния и Ватиния . После поражения Помпея они продолжили борьбу с римскими легионами в Далмации. [13] Четвертый и последний 34–33 . гг в конфликт произошел Последние восстания Дельматов под руководством их федерального лидера Батона против римлян произошли в 12 г. до н.э., а Великое иллирийское восстание - в 6–9 г. н. э.; оба также потерпели неудачу и закончились окончательным умиротворением воинственных дельматов.
Группа далматинцев
[ редактировать ]
Во времена Римской империи далматы сформировали многочисленные римские вспомогательные силы :
- 1-я группа далматинцев
- 1-й отряд дельматов проехал милю
- Группа II далматинцев
- 3-й кавалерийский полк Дельматского кр пф
- Группа IV далматинцев
- Группа 5 далматинцев
- Группа V Дельматарум cR
- Отряд 6-й кавалерийской дивизии Дельматов.
- Отряд 7-й кавалерийской дивизии Дельматов.
- А позже далматинские всадники
Культура
[ редактировать ]Археология и ономастика показывают, что дельматы были родственны восточным иллирийцам и северным паннонам . [14] Племя подверглось кельтскому влиянию. [15] [16] Одно из далматинских племен называлось Баридусты. [17] который позже был поселен в римской Дакии. Плиний Старший также упомянул Тариотов и их территорию Тариоту, которая описывалась как древний регион. Тариоты считаются частью Дельматов. [18] [19]
Археологические находки позволяют предположить, что их материальная культура была более примитивной, чем у окружающих древних племен, особенно по сравнению с древнейшими либурнами . Только производство оружия у них было достаточно развитым. Их элита имела только каменные дома, но многочисленные делматские пастухи все же селились в естественных пещерах, и характерной деталью их обычной одежды была меховая шапка.
Их кочевое общество имело сильную патриархальную структуру, состоящую в основном из пастухов, воинов и их вождей. Их основной работой было обширное скотоводство и повторяющиеся грабежи других окружающих племен и прибрежных городов на Адриатике.
Религия
[ редактировать ]Главным коллективным божеством Дельматической федерации был их пастырский бог Сильванус, которого они называли Видасус. [20] Его божественной женой была Тана. [21] Дельматская богиня, в основном сравнимая с римской Дианой и греческой Артемидой. Их частые рельефы, часто сопровождаемые нимфами, частично сохранились и сегодня в некоторых скалах Далмации; в Имотской долине также был раскопан их храм, использовавшийся с 4 по 1 век до нашей эры. Третьим важным из Дельматов был бог войны Арматус , сравнимый с римским Марсом и греческим Аресом. Их плохим божеством был небесный Дракон. [ нужна ссылка ] пожирающий солнце или луну во время затмений.
Для патриархальных дельматов был весьма специфичен сильный культ оружия, и в их мужских гробницах широко присутствует различное оружие (что редко встречается у соседних народов, например либурнов, япидов и т. д.). Их обычные могилы находились под каменными курганами курганного типа. Согласно классическим римским сообщениям (Muzic 1998), кочевники-дельматы были чрезвычайно суеверны и испытывали примитивный панический страх. [ нужна ссылка ] от всех небесных явлений: любой взгляд на ночные звезды был для них запрещен из-за страха верной смерти, а в случае солнечных или лунных затмений они повторяли громадный коллективный вой из-за немедленного конца света, совершали истерические самоубийства и т. д.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уилкс 1996 , с. 188.
- ^ Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Серия «История и культура». Нойес Пресс. п. 197. ИСБН 0-8155-5052-9 .
- ^ Jump up to: а б Шимунович 2013 , стр. 164.
- ^ Уилкс 1996 , с. 244
- ^ Дуриданов 2002 , с. 952: Дальмион, Дельминион (Птолемей) цу альб. Дельме
- ^ Шашель Кос 1993 , с. 119: В доисторический и классический периоды не было ничего необычного в том, что народы имели имена, происходящие от животных, так что название Delmatae считается родственным албанскому delme, овца.
- ^ Jump up to: а б Шютц 2006 , с. 127: «Название иллирийского племени далматин/Дельмата, территория Далмации/Дельмации, иллирийского города Дельминий/Дальмион, а также название современных географических единиц Дельвина и Дельвинаки связаны с албанскими словами dele (множественное число delme) 'овца', delmer 'пастух' Страбон К названию иллирийского города Дельмиона он добавляет этот эпитет "...πεδιον μελωβοτον...", т.е. "овеечная равнина".
- ^ Морич 2012 , стр. 63: «сегодня преобладает интерпретация, согласно которой корень их имени происходит от слова, родственного албанскому delë, delmë, то есть «овца»»
- ^ Jump up to: а б с Дуриданов 1975 , с. 25
- ^ Орел, Владимир (1998). Албанский этимологический словарь . Издательство «Брилл» . стр. 58–59. ISBN 978-9004110243 .
dele f, pl dele, dhen, dhën 'овца'. Гегский вариант delme представляет собой образование в *-mā (и вряд ли имеет что-либо общее с названием Далмации Паке MEYER Wb. 63 и ÇABEJ St. I 111). Слово основано на PAlb *dailā «овца» < «сосать грудь» и связано с различными производными от IE *dhē(i)- «кормить грудью» (MEYER Wb. 63, Alb. St. III 29 оперирует с *dailjā < И.Э. *dhailiā или *dhoiliā), ср., в частности, Arm dayl 'молозиво' < И.Э. *dhailo-.
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 303.
- ^ Дзино 2010 , с. 68.
- ^ Уилкс 1996 , с. 196
- ^ Иллирийцы Дж. Дж. Уилкса, 1996, ISBN 0-631-19807-5 , с. 70, «... о Паннонии (1959) и Верхней Мезии (1970). Дуйе Рендич-Миочевич опубликовал несколько исследований названий с территории Дельматов, ...»
- ^ Оксфордский классический словарь Саймона Хорнблауэра и Энтони Спофорта, 2003, стр. 426.
- ^ Справочник по словарю Римской империи в мягкой обложке Оксфорда, ISBN 0195102339 , 1995, с. 202, «Связь с народами Иллирийского царства и с кельтскими племенами дельматов…»
- ^ Римская Дакия: создание провинциального общества У. С. Хэнсон, Ян Хейнс, 2004, с. 22: «За пределами основных городских центров наиболее подтвержденная группа гражданских иммигрантов — это члены далматинских племен, таких как баридусты».
- ^ Милетич 2008a , стр. 7.
- ^ Катани 2008 , с. 77
- ^ Иллирийцы Дж. Дж. Уилкса, 1996, ISBN 0-631-19807-5 , с. 247, "...Смерть у иллирийцев 247 тождества Сильвана и Дианы, знакомое сочетание по многим посвящениям на территории Дельматов. Иногда имя местного божества фиксируется только в латинской форме, например,... "
- ^ Уилкс. «К северу от Япода алтари Видасу и Тане, посвященные горячим источникам Топуско, свидетельствуют о местных римских иллирийцах...»
Библиография
[ редактировать ]- Катани, Лоренцо (2008). «Археологические и исторические заметки о Кастеллуме Тариона в римскую эпоху» [Археологические и исторические заметки о Кастеллуме Тариона в римскую эпоху]. Журнал археологии и истории Далмации (на хорватском и английском языках). 101 (1). Сплит: 75–86.
- Зино, Дэниел (2010). Иллирик в римской политике, 229 г. до н.э. – 68 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521194198 .
- Дуриданов, Иван (2002). «Иллириец». В Бистере Феликс Дж.; Грамшаммер-Холь, Дагмар; Хейнольдт, Анке (ред.). Лексикон языков Восточной Европы (PDF) . Визер Верлаг. ISBN 978-3-85129-510-8 .
- Дуриданов, Иван (1975). Гидронимия системы Вардар как исторический источник (PDF) . Бёлау Верлаг. ISBN 3412839736 .
- Милетич, Ален (2008a). «Салтус Тариотарум» . Opvscvla Archaeologica (на хорватском и английском языках). 32 (1): 7–20.
- Морич, Ивана (2012). «Обычаи Дельматы» . Ростра . 5 (5). Университет Задара.
- Шашель Кос, Марьета (1993). «Кадм и Гармония в Иллирии» . Археологический журнал . 44 : 113–136.
- Шашель Кос, Марьета (2005). Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении. ISBN 961616936X .
- Шютц, Иштван (2006) [2002]. Белые пятна на Балканах (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Баласси. ISBN 9635064721 .
- Шимунович, Петар (2013). «Доримские топонимы в современной (и исторической) Хорватии» . Folia Onomastica Croatica (22): 147–214.
- Уилкс, Джон (1962). «Исследования в римской провинции Далмация» (PDF) . Даремский университет.
- Уилкс, Джон (1996). Иллирийцы . Уайли. ISBN 978-0631146711 .