Санджак
Санджак
| |
---|---|
![]() Карта Санджака | |
Страны | ![]() ![]() |
Крупнейший город | Нови-Пазар |
Область | |
• Общий | 8686 км 2 (3354 квадратных миль) |
Население | |
• Оценивать (2022) | 372,159 |
• | Сербский Санджак (233 091) Черногорский Санджак (139 068) |
Код ISO 3166 | СРБ MNE |
Регистрация автомобиля | НП, ТТ, СЖ, ПП, ПБ, НВ в ![]() ![]() |
Санджак ( сербская кириллица : Санджак ) — исторический город. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Геополитический регион, расположенный в юго-западной части Сербии и восточной части Черногории . [ 4 ] Название Санджак происходит от Санджака Нови-Пазара , бывшего османского административного района, основанного в 1865 году.
Регионом правили различные империи и королевства. В XII веке Санджак был частью средневекового сербского региона Рашка. Во время правления Османской империи на Балканах регион стал важным административным районом с Нови-Пазаром в качестве его административного центра. Санджак находился под австро-венгерской оккупацией между 1878 и 1909 годами, пока Османская империя не восстановила контроль над регионом в 1909 году. В 1912 году он был разделен между Королевством Черногория и Королевством Сербия .
Нови-Пазар является экономическим и культурным центром Санджака и самым густонаселенным городом региона. Санджак имеет разнообразный и сложный этнический и религиозный состав, со значительным мусульманским, православным и католическим населением. Боснийцы составляют этническое большинство в этом регионе.
Этимология
[ редактировать ]Сербско -хорватский термин Санджак ( сербская кириллица : Санџак ) является транскрипцией турецкого санджак ( санджак , «провинция»); [ 5 ] Санджак Нови-Пазара , известный на сербско-хорватском языке как Новопазарский санджак . Он также известен сербами как Рашка Санджак или .
География
[ редактировать ]Санджак простирается от юго-восточной границы Боснии и Герцеговины. [ 6 ] до границы с Косово [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и Албания [ 9 ] на площади около 8500 квадратных километров. Шесть муниципалитетов Санджака находятся в Сербии ( Нови-Пазар , Сеница , Тутин , Приеполе , Нова-Варош и Прибой) . [ 10 ] ) и семь в Черногории ( Плевля , Биело-Поле , Беране , Петница , Рожае , Гусинье и Плав) . [ 11 ] ). черногорский муниципалитет Андриевица Иногда частью Санджака также считается .
Самый густонаселенный муниципалитет региона - Нови-Пазар (100 410 человек), [ 12 ] в то время как другие крупные муниципалитеты: Плевля (31 060), [ 13 ] и Прибой (27 133). [ 12 ] В Сербии муниципалитеты Нови-Пазар и Тутин входят в состав района Рашка . [ 14 ] а муниципалитеты Сеница, Приеполье, Нова Варош и Прибой являются частью Златиборского района . [ 14 ]
История
[ редактировать ]Османское правление
[ редактировать ]Сербский деспотат был завоеван Османской империей в 1455 году. В эпоху Османской империи многие жители обратились в ислам. Обращение было вызвано рядом факторов, в основном экономических, поскольку мусульмане не платили джизью . [ 15 ] Мусульмане также имели привилегии по сравнению с христианами, которые не могли работать в администрации или давать показания в суде против мусульман. [ 16 ] Вторым фактором, способствовавшим исламизации, были миграции. Большой демографический сдвиг произошел после Великой турецкой войны . Часть славяноязычного православного населения была изгнана на север, а остальные христиане и мусульмане были изгнаны на территорию Османской империи. Земля, оставленная сербами, была заселена населением из соседних районов, которое либо было, либо стало мусульманином в Санджаке. Крупные миграции происходили на протяжении 18 и 19 веков. Третьим фактором исламизации было географическое положение Санджака, которое позволило ему стать торговым центром, способствуя обращению купцов. [ 17 ] Миграции племен в Санджак внесли большой вклад в его историю и самобытность, а также в культуру. [ 18 ] [ 19 ]

Вторая половина XIX века имела большое значение для формирования современной этнополитической ситуации в Санджаке. Австро-Венгрия поддержала отделение Санджака от Османской империи или, по крайней мере, его автономию внутри нее. Причина заключалась в том, чтобы не допустить объединения Сербии и Черногории и позволить Австро-Венгрии продолжить экспансию на Балканы. Согласно этим планам, Санджак рассматривался как часть Боснии и Герцеговины, а его мусульманское население играло значительную роль, давая австро-венграм предлог для защиты мусульманского меньшинства от православных сербов. [ 20 ]
В административном отношении он был частью Санджака Боснии до 1790 года, когда он стал отдельным Санджаком Нови-Пазара . [ нужна ссылка ] Однако в 1867 году он стал частью Боснийского вилайета , состоявшего из семи санджаков, включая санджак Нови-Пазара. Это привело к тому, что санджакские мусульмане отождествили себя с другими славянскими мусульманами в Боснии. [ 21 ]
Мусульманское население Санджака в конце девятнадцатого века составляло мусульманское население Санджака, говорящее на славянском и албанском языках. Говорящие на албанском языке постепенно мигрировали или были переселены в Косово и Македонию, в результате чего в остальной части региона осталось преимущественно славяноязычное население (за исключением юго-восточного угла Санджака, который в конечном итоге стал частью Косово). [ 22 ]
Некоторые члены албанских племен Шкрели (известных как Шкрели / сербский : Шкријељ ) и Кельменди начали мигрировать в нижние регионы Пештер и Санджак примерно в 1700 году. Вождь Кельменди принял ислам и пообещал обратить в него свой народ. Всего по этому случаю в район Пештера было переселено 251 кельмендское хозяйство (1987 человек), однако пять лет спустя часть ссыльных кельменди сумели пробиться обратно на родину, и в 1711 году они выслали большой разбойный отряд, чтобы привести вернули еще кого-то из Пештера. [ 23 ] Остальные Кельменди и Шкрели обратились в ислам и стали славяноязычными к 20 веку, и на сегодняшний день они идентифицируют себя как часть боснийской этнической принадлежности, хотя на плато Пештер они частично использовали албанский язык до середины 20 века. особенно в деревнях Угао , Борошица , Доличе и Градац . [ 24 ] Начиная с 18 века многие люди, происходящие из племени Хоти, мигрировали и живут в Санджаке, в основном в районе Тутина, но также и в Сенице. [ 25 ]
В октябре 1912 года, во время Первой Балканской войны , сербские и черногорские войска захватили Санджак, который затем был разделен между двумя странами. Это привело к перемещению многих славянских мусульман и албанцев, которые мигрировали в Турцию в качестве мухаджиров .
После войны Санджак вошел в состав вновь образованного Государства словенцев, хорватов и сербов . Этот регион служил мостом между мусульманами Запада в Боснии и Герцеговине и мусульманами Востока в Косово и Македонии. Однако славянские мусульмане Санджака пережили экономический спад из-за распада Османской империи, которая была их основным источником экономической стабильности. Кроме того, аграрная реформа, проведенная в Королевстве Югославия, ухудшила их экономическое положение, что привело к эмиграции мусульман из Санджака в Османскую империю. [ 26 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Санджак был оккупирован Австро-Венгрией, как и в период с 1878 по 1908 год.
Во время Первой Балканской войны генерал Живкович приказал убить 950 албанских и турецких знатных людей в Сенице после того, как десять тысяч албанцев задержали продвижение сербских войск. [ нужна ссылка ]
В 1919 году в районах Рожае, Плав и Гусинье вспыхнуло албанское восстание, которое позже стало известно как Плавское восстание , боровшееся против включения Санджака в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В результате во время второй оккупации Рожае сербской армией , которая произошла в 1918-1919 годах, семьсот албанских граждан были убиты в Рожае. В 1919 году сербские войска атаковали албанское население в Плаве и Гусинье, которое обратилось за защитой к британскому правительству. После подавления восстания было убито около 450 местных мирных жителей. [ 30 ] Эти события привели к большому притоку албанцев, мигрирующих в Албанию . [ 31 ] [ 32 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны Санджак был полем битвы нескольких фракций. В 1941 году регион был разделен между итальянским протекторатом Черногории, итальянским протекторатом над Королевством Албания и Территорией военного командующего в Сербии . [ 33 ] Мусульманское население в целом было настроено антипартизански. [ 34 ] Они были организованы в небольшие формирования, известные в историографии как Санджакское мусульманское ополчение . Эти формирования, в зависимости от их местоположения и региональной политики, были связаны с албанскими националистическими группами, связанными с Балли Комбетар в центральном и южном Санджаке, или с мусульманскими группами усташей на севере. Многие православные сербы организовались в сербские националистические четники . Позиция этих фракций по отношению к нацистским силам варьировалась от вооруженного сопротивления до открытого сотрудничества. Небольшие группы как православных сербов, так и мусульман организовались после 1943 года в югославский партизанский Антифашистский совет Народного освобождения Санджака. Каждая фракция добивалась включения Санджака в послевоенную ситуацию в отдельных государствах. Албанское ополчение боролось за включение в состав Великой Албании , а формирования усташей хотели, чтобы хотя бы часть Санджака присоединилась к боснийским мусульманам Независимого государства Хорватия. Внутри югославов мусульмане, сербы и черногорцы придерживались разных стратегий. Мусульмане хотели либо объединения с Боснией в рамках федеральной Югославии, либо создания автономного региона Санджак. Сербы и черногорцы хотели, чтобы эта территория либо полностью перешла к Сербии, либо к Черногории. [ 35 ]
Формальное разделение Санджака между сферами влияния Италии и Германии в значительной степени игнорировалось, поскольку местная политика определяла контроль над территорией. Приеполье , которое формально находилось в итальянской зоне правления в Черногории, фактически находилось под властью NDH , связанного с Сулеймана Пачариза , а Нови-Пазар в немецкой сфере возглавлял албанский националист Акиф Блута . Столкновения между албанцами и сербами на юге Санджака начались в апреле 1941 года. В других городах Санджака развернулись аналогичные бои между различными фракциями. Отто фон Эрдмансдорф , специальный посланник Германии в Санджаке, упомянул в своей переписке, что до 100 000 албанцев из Санджака хотели переселить из Сербии под юрисдикцию Албании. [ 36 ] Итальянские и немецкие войска рассматривали возможность обмена населением из Санджака в Косово, чтобы остановить межэтническое насилие между сербами и албанцами. Питер Пфайффер, дипломат министерства иностранных дел Германии, предупредил, что планы переселения вызовут большой раскол между немецкой армией и албанцами, и от них отказались. В ноябре 1941 года, когда столкновения продолжались, албанцы разгромили четников в битве при Нови-Пазаре . За боем последовали репрессии против сербов Нови-Пазара. В 1943 году силы четников, базирующиеся в Черногории, провели серию операций этнической чистки против мусульман в регионе Бихор на территории современной Сербии. В мае 1943 года около 5400 албанских мужчин, женщин и детей в Бихоре были убиты силами четников под командованием Павле Джуришича . [ 37 ] В ответ видные деятели региона опубликовали меморандум и объявили себя албанцами. Меморандум был отправлен премьер-министру Экрему Либохову , которого они попросили вмешаться, чтобы регион мог быть объединен с Албанским королевством. [ 38 ] По оценкам, во время войны в Санджаке четники и связанные с ними группировки убили в общей сложности 9000 мусульман. [ 39 ] Еврейская община Нови-Пазара первоначально не подвергалась преследованиям, поскольку в городе не было значительной концентрации немецких войск, но 2 марта 1942 года евреи города были схвачены немецкой армией и убиты в лагерях смерти (мужчины в Бубани и женщины и дети в Саймиште ). [ 40 ] [ 41 ]
В 1943 году был создан полицейский полк «Самообороны» СС «Санджак» , сформированный путем соединения трех батальонов албанских коллаборационистских войск с одним батальоном санджакского мусульманского ополчения . [ 42 ] [ 43 ] В какой-то момент в Сенице действовало около 2000 членов полка СС. [ 44 ] Ее лидером был Сулейман Пачарис . [ 45 ] исламский священнослужитель албанского происхождения. [ 46 ]

Антифашистский совет народного освобождения Санджака (АВНОС) был основан 20 ноября 1943 года в Плевле . [ 47 ] В январе 1944 года Земельное собрание Черногории и Которского залива объявило Санджак частью будущей федеральной единицы Черногории. Однако в марте Коммунистическая партия выступила против этого, настаивая на том, чтобы решение по этому вопросу должны были принять представители Санджака в AVNOJ. [ 48 ] В феврале 1945 года президент AVNOJ принял решение выступить против автономии Санджака. AVNOJ объяснил, что у Санджака нет национальной основы для автономии, и выступает против распада сербско-черногорской целостности. [ 49 ] 29 марта 1945 года в Нови-Пазаре AVNOS приняла решение AVNOJ и разделилась между Сербией и Черногорией. [ 50 ] Санджак был разделен по демаркационной линии 1912 года. [ 49 ]
Югославская эпоха
[ редактировать ]Экономически Санджак оставался неразвитым. У него было небольшое количество сырой нефти и низкодоходная промышленность. Грузы перевозились грузовиками по плохим дорогам. Для рабочей молодежи были открыты школы для студентов-предпринимателей, которые оставались бедными в общем образовании. В Санджаке не было ни факультета, ни даже кафедры или высшего учебного заведения. [ 26 ]
В Санджаке шел процесс индустриализации, во время которого в нескольких городах были открыты заводы, в том числе Нови-Пазар, Приеполье, Прибой , Иванград , а в районе Приеполя были открыты угольные шахты. Урбанизация вызвала серьезные социальные и экономические сдвиги. Многие люди уехали из деревень в города. Национальный состав городских центров был изменен в ущерб мусульманам, поскольку большинство жителей городов были сербами. Мусульмане продолжали терять свой экономический статус, продолжая тенденцию, унаследованную со времен распада Османской империи и аграрной реформы в Королевстве Югославия. [ 26 ] Эмиграция мусульман в Турцию также продолжалась, вызванная общей неразвитостью региона, несогласием с коммунистическими властями и недоверием к сербам и черногорцам, а также вследствие национализации и экспроприации собственности. Сербы из Санджака также переселились в более богатые регионы центральной Сербии, в Белград или Воеводину , а мусульмане перебрались в Боснию и Герцеговину . также [ 51 ]
Референдум об автономии 1991 г.
[ редактировать ]С 25 по 27 октября 1991 года был проведен референдум об автономии Санджака , организованный Мусульманским национальным советом Санджака (MNVS), который состоял из Мусульманской партии демократического действия (ПДД) и других боснийских мусульманских организаций и партий. [ 52 ] Сербия объявила его незаконным. По данным ПДД, в референдуме приняли участие 70,2% населения, при этом 98,92% проголосовали за автономию. [ 53 ] [ 54 ]
Современный период
[ редактировать ]Благодаря демократическим изменениям в Сербии в 2000 году этнические боснийцы получили возможность начать участвовать в политической жизни Сербии и Черногории, в том числе Расим Ляич , этнический боснийец, который был министром в правительстве Сербии и Черногории , и Рифат Растодер , кто является заместителем председателя парламента Черногории. Данные переписи населения показывают повальную эмиграцию всех национальностей из этого слаборазвитого региона. [ нужна ссылка ]
Демография
[ редактировать ]Исторический
[ редактировать ]Население санджака Нови-Пазара было этнически и религиозно разнообразным. В 1878-81 в санджаке поселились славяне-мусульмане- мухациры (беженцы) из территорий, вошедших в состав Черногории. Поскольку османские учреждения регистрировали только религиозную принадлежность, официальной османской статистики об этнической принадлежности не существует. Австрийские, болгарские и сербские консульства в этом районе представили свои собственные этнографические оценки санджака. В целом в регионе проживали три основные группы: православные сербы, албанцы-мусульмане и католики и славяне-мусульмане (отмеченные в современных источниках как боснийцы). Небольшие общины цыган, турок и евреев жили в основном в городах. Министерство иностранных дел Болгарии составило отчет в 1901-02 гг. Пять казав (районов) санджака Нови-Пазара в то время были: Акова , Сеница , Колашин , Нови-Пазар и Нова-Варош . По данным болгарского отчета, в каза Акова было 47 албанских деревень, в которых насчитывалось 1266 дворов. Сербы проживали в 11 деревнях, в которых было 216 дворов. [ 55 ] В городе Акова (Биело-Поле) проживало 100 албанских и сербских домохозяйств. Были также смешанные деревни, населенные как сербами, так и албанцами, в которых было 115 домохозяйств с 575 жителями. Казу Сеницы населяли в основном православные сербы (69 деревень с 624 дворами) и боснийские мусульмане (46 деревень с 655 дворами). В семнадцати деревнях проживали как православные сербы, так и боснийские мусульмане. Албанцы (505 дворов) проживали исключительно в городе Сеница . Каза Нови-Пазара имела 1749 дворов в 244 сербских деревнях и 896 дворов в 81 албанской деревне. В девяти деревнях, населенных как сербами, так и албанцами, было 173 двора. В городе Нови-Пазар насчитывалось в общей сложности 1749 сербских и албанских семей с 8745 жителями. [ 56 ] В казане Колашина было 27 албанских деревень с 732 дворами и 5 сербских деревень с 75 дворами. В административном центре каза, Шаховичи, проживало 25 албанских дворов. Согласно болгарскому отчету, в казы Нови Вароша было 19 сербских деревень с 298 домохозяйствами и «одна боснийская деревня с 200 домами». [ 57 ] В Нови-Вароше проживало 725 сербских и несколько албанских семей. [ 58 ]
Последняя официальная регистрация населения санджака Нови-Пазара перед Балканскими войнами была проведена в 1910 году. Османская перепись 1910 года зафиксировала 52 833 мусульман и 27 814 православных сербов. Около 65% населения составляли мусульмане и 35% сербские православные. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы. [ 59 ]
Последняя довоенная перепись населения Югославии 1931 года насчитала в Биело-Поле, Приеполе , Нова-Вароше, Плевле, Прибое, Сенице и Штавице общую численность населения 204 068 человек. В основном их считали православными сербами или черногорцами (56,48%) и боснийскими мусульманами (43,09%). [ 35 ]
Современный
[ редактировать ]Санджак – очень этнически разнообразный регион. По данным переписи 1991 года , большинство боснийцев объявили себя этническими мусульманами . Однако по переписи 2002–2003 годов большинство из них объявили себя боснийцами. По-прежнему существует значительное меньшинство, которое идентифицирует себя как мусульмане (по этническому признаку). В Пештерском районе еще есть несколько албанских деревень (Бороштица, Доличе и Угао). [ 60 ] В прошлом в Санджаке проживало больше албанцев, однако из-за различных факторов, таких как миграция, ассимиляция, а также смешение, многие вместо этого идентифицируют себя как боснийцы. [ 18 ] [ 61 ] [ 62 ] Группы албанцев-католиков, поселившиеся в Тутине и Пештере в начале 18 века, в этот период были обращены в ислам. Их потомки составляют подавляющее большинство населения Тутина и плато Пештер . [ 63 ]
Славянский диалект Гусинье и Плава (иногда считающийся частью Санджака) демонстрирует очень сильное структурное влияние албанского языка. Его уникальность с точки зрения языкового контакта между албанцами и славянами объясняется тем, что большинство славяноязычных жителей сегодняшних Плава и Гусинье имеют албанское происхождение. [ 64 ]
Общая численность населения муниципалитета Санджак в Сербии и Черногории составляет около 385 666 человек. Многие жители Санджака идентифицируют себя как боснийцы . Они составляют 52,05% (197 754 человека) населения региона. Сербы составляют 30,03% (114 121), черногорцы 6,97% (26 494), этнические мусульмане 4,71% (17 879) и албанцы 1,06% (4035). Около 19 687 (5,18%) человек принадлежат к меньшим общинам или предпочли не заявлять о своей этнической принадлежности.
Муниципалитет | Этническая принадлежность ( перепись 2022 г. (серб.) и перепись 2011 г. (монт.)) | Общий | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Боснийский | % | сербы | % | Черногорцы | % | мусульмане | % | албанцы | % | другие | % | ||
Нови Пазар (Сербия) | 85,204 | 79.84 | 14,142 | 13.25 | 34 | 0.03 | 1,851 | 1.73 | 200 | 0.19 | 5,289 | 4.96 | 106,720 |
Биело Поле (Черногория) | 12,592 | 27.34 | 16,562 | 35.96 | 8,808 | 19.13 | 5,985 | 13.00 | 57 | 0.12 | 2,047 | 4.45 | 46,051 |
Приеполье (Сербия) | 12,842 | 39.87 | 14,961 | 46.44 | 37 | 0.11 | 1,945 | 6.04 | 10 | 0.03 | 2,419 | 7.51 | 32,214 |
Беране (Черногория) | 6,021 | 17.72 | 14,592 | 42.95 | 8,838 | 26.02 | 1,957 | 5.76 | 70 | 0.21 | 2,492 | 7.34 | 33,970 |
Тутин (Сербия) | 30,413 | 92.01 | 704 | 2.13 | 1 | 0.00 | 340 | 1.03 | 16 | 0.05 | 1,579 | 4.78 | 33,053 |
Плевля (Черногория) | 2,128 | 6.91 | 17,569 | 57.07 | 7,494 | 24.34 | 1,739 | 5.65 | 17 | 0.06 | 1,839 | 5.97 | 30,786 |
Прибой (Сербия) | 4,144 | 17.62 | 16,909 | 71.91 | 47 | 0.20 | 914 | 3.89 | 2 | 0.01 | 1,498 | 6.37 | 23,514 |
Сеница (Сербия) | 17,665 | 73.35 | 3,861 | 16.03 | 3 | 0.01 | 1,069 | 4.44 | 26 | 0.11 | 1,459 | 6.06 | 24,083 |
Рожае (Черногория) | 19,269 | 83.91 | 822 | 3.58 | 401 | 1.75 | 1,044 | 4.55 | 1,158 | 5.04 | 270 | 1.17 | 22,964 |
Нова Варош (Сербия) | 673 | 4.98 | 11,901 | 88.11 | 9 | 0.07 | 308 | 2.28 | 4 | 0.03 | 612 | 4.53 | 13,507 |
Плав (Черногория) | 6,803 | 51.90 | 2,098 | 16.00 | 822 | 6.27 | 727 | 5.55 | 2,475 | 18.88 | 183 | 1.40 | 13,108 |
Санджак | 197,754 | 52.05 | 114,121 | 30.03 | 26,494 | 6.97 | 17,879 | 4.71 | 4,035 | 1.06 | 19,687 | 5.18 | 379,790 |
Религия в Санджаке также столь же разнообразна, как и этнический состав: большинство боснийцев являются мусульманами, а большинство сербов - православными христианами. Однако из-за длительной османской оккупации Санджак больше ориентирован на мусульман.
Муниципалитет | Религия ( перепись 2022 г. (серб.) [ 65 ] и перепись 2011 г. (монт.) [ 66 ] ) | Общий | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
мусульмане | % | православный | % | другие | % | ||
Нови Пазар (Сербия) | 88,493 | 82.92 | 13,690 | 12.83 | 4,537 | 4.25 | 106,720 |
Биело Поле (Черногория) | 19,640 | 42.65 | 24,462 | 53.12 | 1,949 | 4.23 | 46,051 |
Приеполье (Сербия) | 15,066 | 46.77 | 14,941 | 46.38 | 2,207 | 6.85 | 32,214 |
Беране (Черногория) | 9,502 | 27.97 | 23,287 | 68.55 | 1.181 | 3.48 | 33,970 |
Тутин (Сербия) | 30,909 | 93.51 | 646 | 1.96 | 1,498 | 4.53 | 33,053 |
Плевля (Черногория) | 5,039 | 16.37 | 24,346 | 79.08 | 1,401 | 4.55 | 30,786 |
Прибой (Сербия) | 5,119 | 21.77 | 16,687 | 70.97 | 1,708 | 7.26 | 23,514 |
Сеница (Сербия) | 18,860 | 78.31 | 3,808 | 15.81 | 1,415 | 5.88 | 24,083 |
Рожае (Черногория) | 21,805 | 94.95 | 1,055 | 4.59 | 104 | 0.46 | 22,964 |
Нова Варош (Сербия) | 1,069 | 7.91 | 11,742 | 86.93 | 696 | 5.15 | 13,507 |
Плав (Черногория) | 10,046 | 76.64 | 2,815 | 21.48 | 247 | 1.88 | 13,108 |
Санджак | 225,628 | 59.37 | 137,479 | 36.18 | 16,925 | 4.45 | 379,790 |
-
Этническая карта Санджака (включая Плав и Андриевицу ) по данным переписи 2002 года в Сербии и переписи 2003 года в Черногории. Примечание: на карте показано этническое большинство населения в муниципалитетах.
-
Этническая карта Санджака (за исключением Плава и Андриевицы ) по данным переписи населения 2002 года в Сербии и переписи 2003 года в Черногории. Примечание: на карте показано этническое большинство населения в населенных пунктах.
Галерея
[ редактировать ]-
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла, Рас близ Нови-Пазара , 8-9 век
-
Стари Рас Крепость возле Нови-Пазара , 8 век.
-
Джурджеви Ступови Монастырь , недалеко от Нови-Пазара , 12 век.
-
Монастырь Сопочани , 13 век.
-
Мечеть Хусейн-паши, Плевля.
-
Стена, построенная в период Османской империи в Нови-Пазаре.
-
Нова Варош и 1930-е годы
-
Кучанская мечеть , Рожае , 1830 г.
-
Нова Варош в 2004 году. Центр
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Степанович, Деян (2012). «Регионы и территориальные автономии в Юго-Восточной Европе» . В Ганьоне, Ален-Г.; Китинг, Майкл (ред.). Политическая автономия и разделенные общества: воображение демократических альтернатив в сложных условиях . Пэлгрейв Макмиллан. п. 194. ИСБН 9780230364257 .
- ^ Рот, Клементина (2018). Почему нарративы истории имеют значение: сербские и хорватские политические дискурсы о европейской интеграции . Издательство «Номос» . п. 268. ИСБН 9783845291000 .
- ^ Дуда, Яцек (2011). «Исламское сообщество в Сербии – дело Санджака» . В Гораке-Сосновской, Катажина (ред.). Мусульмане в Польше и Восточной Европе: расширение европейского дискурса об исламе . Варшавский университет: факультет востоковедения. п. 327. ИСБН 9788390322957 .
- ^ Карен Давиша; Брюс Пэрротт (13 июня 1997 г.). Политика, власть и борьба за демократию в Юго-Восточной Европе . Издательство Кембриджского университета. стр. 175–. ISBN 978-0-521-59733-3 .
- ^ «Dictionary.com — статья Санджака» .
- ^ «Позиция муниципалитета Прибой» .
- ^ «Географическое положение муниципалитета Тутин» . 19 марта 2016 г.
- ^ «Географическое положение муниципалитета Рожае» .
- ^ Jump up to: а б «Профиль муниципалитета Плава» (PDF) .
- ^ «Территориальная организация Республики Сербия» .
- ^ «Территориальная организация Черногории» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года в Республике Сербия» (PDF) .
- ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Черногории 2011 года» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Правительство Республики Сербия – административные округа (регионы)» .
- ^ Горак-Сосновская 2011 , стр. 328.
- ^ Тодорович 2012 , с. 13.
- ^ Горак-Сосновская 2011 , стр. 328–329.
- ^ Jump up to: а б Мемуары Американского фольклорного общества . Издательство Техасского университета. 1954.
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85772-586-8 .
- ^ Горак-Сосновская 2011 , стр. 329.
- ^ Тодорович 2012 , с. 11.
- ^ Драгостинова, Феодора; Хашамова, Яна (20 августа 2016 г.). За пределами мечети, церкви и государства: альтернативные повествования о нации на Балканах . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-386-135-6 .
- ^ Элси 2015 , стр. 32.
- ^ Роберт Элси (30 мая 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. п. 81. ИСБН 978-1-78453-401-1 .
- ^ Бибер, Ахмет. «ИСТОРИЯ ЖАНРОВ В РАЙОНЕ БЕЛИМИЧА» . Фонд «Красивое слово».
- ^ Jump up to: а б с Хаджишехович, Батлер и Рисалуддин 2003 , с. 132.
- ^ Моррисон 2018 , с. 56.
- ^ Джузеппе Мотта, Меньше, чем нации: меньшинства Центральной и Восточной Европы после Первой мировой войны, Том 1 , Cambridge Scholars Publishing, 2013, стр. 11
- ^ Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Часть 1 , LIT Verlag Münster, 2008, стр. 221
- ^ Моррисон 2018 , с. 21.
- ^ Мулай, Клейда (22 февраля 2008 г.). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 33. ISBN 978-0-7391-4667-5 .
- ^ Банац, Иво (9 июня 2015 г.). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. стр. 298, просмотр фрагмента. ISBN 978-1-5017-0194-8 .
- ^ Заугг 2021 , с. 45.
- ^ Банак 1988 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Банак 1988 , с. 101
- ^ Заугг 2021 , с. 58.
- ^ Каба, Хамит (2013). «ДОКЛАД СТАВРО СКАНДИ ОСС В ВАШИНГТОН «АЛБАНИЯ ПОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПЦИЕЙ». СТАМБУЛ, 1944» . Исторические исследования (3–04): 275.
- ^ Джогович, Фехим (2020). "НЕСКОЛЬКО ДОКУМЕНТОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА АЛБАНИИ В ТИРАНЕ О ЧЕТНИЧЕСКОМ ГЕНОЦИДЕ МУСУЛЬМАН БИХОРЫ В ЯНВАРЕ 1943 ГОДА" . АЛМАНА - Журнал по изучению, представлению и защите культурного и исторического наследия боснийцев/мусульман (на боснийском языке) (85–86): 329–341. ISSN 0354-5342 .
- ^ Янкар-Вебстер 2010 , с. 70.
- ^ Гребле 2011 , с. 115.
- ^ Моисей 2011 , с. 94.
- ^ Глишич, Венцеслав (1970). Террор и преступления нацистской Германии в Сербии 1941-1944 гг . Работа. п. 215-й
легион «Кремплера», состоящий из трех батальонов албанских квислинговских войск и мусульманского фашистского ополчения в Санджаке.
- ^ Муньос 2001 , с. 293.
- ^ Симпозиум деревенских дней Сретена Вукосавлевича . Муниципальное сообщество образования. 1978 г. до н.э. 160.
В это время немцы располагали в районе Сеницы... и около 2000 добровольческого легиона СС Кремплера
- ^ «Мусульманское ополчение и легион Санджака» в журнале Axis Europa Magazine , Vol. II/III (№ 9), июль – август – сентябрь 1996 г., стр. 3–14.
- ^ Прсела, Джон; Гулдеску, Станко (1995). Операция «Бойня» . Издательство Дорранс.
- ^ Елич и Стругар 1985 , с. 82, 134.
- ^ Банак 1988 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Банак 1988 , с. 102.
- ^ Елич и Стругар 1985 , стр. 144.
- ^ Хаджишехович, Батлер и Рисалуддин 2003 , с. 133.
- ^ «Постсоветские государства». Радио Свободная Европа/Отчет об исследовании Радио Свобода . 1994.
25-27 октября 1991 г. прошел референдум о территориальной, культурной и политической автономии Санджака. Его спонсором был Мусульманский национальный совет, в который входила ПДД, Мусульманская боснийская организация.
- ^ Бугайский, Януш (2002). Политические партии Восточной Европы: Путеводитель по политике в посткоммунистическую эпоху . Я Шарп. п. 388. ИСБН 1-56324-676-7 .
- ^ Ошибка в шаблоне веб-архива: пустой URL-адрес.
- ^ Бартл 1968 , с. 63: Каза Белополье (Акова) насчитала 11 сербских деревень с 216 домами, 2 смешанные сербско-албанские деревни с 25 домами и 47 албанских деревень с 1266 домами. В самом Белополье проживало около 100 албанцев и сербов.
- ^ Бартл 1968 , с. 63: В городе Нови-Базар было 1749 сербских и албанских домов.
- ^ Бартл 1968 , с. 63: Каза Нови Варош насчитала 19 сербских деревень с 298 домами и 1 боснийскую деревню с 200 домами.
- ^ Бартл 1968 , с. 63
- ^ Бартл 1968 , с. 64: Население Санджак-Нови-Базара было исламизировано примерно на 65%. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы.
- ^ Андреа Пьерони, Мария Елена Джусти и Кассандра Л. Куав (2011). « Межкультурная этнобиология на Западных Балканах: медицинская этноботаника и этнозоология среди албанцев и сербов на плато Пештер, Санджак, Юго-Западная Сербия » . Экология человека . 39 . (3): 335. «Нынешнее население албанских деревень частично «боснякизировано», поскольку за последние два поколения ряд албанских мужчин начали вступать в брак с (мусульманками) боснийскими женщинами Пештера. Это одна из причин, почему местные жители в Угао были объявлены «босняками» во время последней переписи 2002 года, а в Бороштице - просто «мусульманами». и в обоих случаях отказ от прежнего этнического ярлыка «албанцы», который эти деревни использовали при переписи, проведенной в «югославские» времена. Ряд наших информаторов подтвердили, что от самоотнесения «албанцы» отказались намеренно, чтобы избежать проблем. после югославских войн и связанных с ними насильственных вторжений сербских военизированных формирований в этот район, однако самое старшее поколение жителей деревни все еще свободно говорит на диалекте гегского албанского языка, который, по-видимому, им владеет. до сих пор игнорировались европейскими лингвистами, ни бывшие югославские, ни нынешние сербские власти никогда не доводили до сведения международных заинтересованных сторон присутствие албанского меньшинства в этом районе».
- ^ Банац, Иво (9 июня 2015 г.). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-0194-8 .
- ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: краткая история . Интернет-архив. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-333-66612-8 .
- ^ Велович Попович, Бояна М. (2021). «Морфологические особенности глагольных форм в речи Тутина, Нови-Пазара и Сеницы» [Морфологические особенности глагольных форм в речи Тутина, Нови-Пазара и Сеницы] (PDF) . Сербский диалектологический сборник (68): 197–199.
- ^ Мэтью С., Кертис (2012). Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование . Университет штата Огайо. п. 140.
- ^ «Поиск по базе данных распространения» . data.stat.gov.rs. Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ «Статистическое управление Черногории – МОНСТАТ» . www.monstat.org . Проверено 9 августа 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бартл, Питер (1968). Албанские мусульмане в период движения за национальную независимость (1878-1912) . Отто Харрасовиц Верлаг.
- Банак, Иво (1988). Со Сталиным против Тито: коминформистский раскол в югославском коммунизме . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801421861 .
- Горак-Сосновская, Катажина (2011). Мусульмане в Польше и Восточной Европе: расширение европейского дискурса об исламе . Варшава: Факультет востоковедения Варшавского университета. ISBN 978-8390322957 .
- Гребл, Эмили (2011). Сараево, 1941–1945: мусульмане, христиане и евреи в гитлеровской Европе . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801461217 .
- Гребл, Эмили (2021). Мусульмане и создание современной Европы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0197538807 .
- Хаджишехович, Муневера; Батлер, Томас Дж.; Рисалуддин, Саба (2003). Мусульманка в Югославии Тито . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 1585443042 .
- Елич, Иван; Стругар, Новак (1985). Война и революция в Югославии, 1941-1945 гг . Белград: Социалистическая мысль и практика.
- Мойзес, Пол (2011). Балканские геноциды: Холокост и этнические чистки в двадцатом веке . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1442206632 .
- Моррисон, Кеннет (2018). Национализм, идентичность и государственность в постюгославской Черногории . Издательство Блумсбери. ISBN 9781474235204 .
- Янкар-Вебстер, Барбара (2010). «Женщины в югославском национально-освободительном движении». В Рамете, Сабрина (ред.). Гендерная политика на Западных Балканах: женщины и общество в Югославии и государствах-преемниках Югославии . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0271043067 .
- Джон Д. Тредуэй (1983). Сокол и орел: Черногория и Австро-Венгрия, 1908-1914 гг . Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-146-9 .
- Заугг, Франциска Анна (2021). Вербовка в Ваффен-СС в Юго-Восточной Европе: идеи, идеалы и реалии многоэтнической армии . Де Грютер. ISBN 978-3110730777 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Санджак
- Исторические регионы Сербии
- Исторические регионы Черногории
- География Шумадии и Западной Сербии
- Страны и территории, где боснийский язык является официальным языком
- Граница Черногории и Сербии
- Граница Боснии и Герцеговины и Сербии
- Граница Боснии и Герцеговины и Черногории
- Граница Косово и Черногории
- Граница Косово и Сербии
- Албанские общины в Сербии