Jump to content

Санджак

Координаты : 43 ° 09'47 "N 19 ° 46'30" E  /  43,16306 ° N 19,77500 ° E  / 43,16306; 19.77500
(Перенаправлено с Санджака )
Санджак
Санджак / Санджак ( сербско-хорватский )
Карта Санджака
Карта Санджака
Страны  Сербия
 Черногория
Крупнейший город Нови-Пазар
Область
• Общий 8686 км 2 (3354 квадратных миль)
Население
• Оценивать
(2022)
372,159
 • 
Сербский Санджак (233 091)
Черногорский Санджак (139 068)
Код ISO 3166 СРБ
MNE
Регистрация автомобиля НП, ТТ, СЖ, ПП, ПБ, НВ в  Сербия ПВ, БП, БА, АН, РО, ГС, ПТ в  Черногория

Санджак ( сербская кириллица : Санджак ) — исторический город. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Геополитический регион, расположенный в юго-западной части Сербии и восточной части Черногории . [ 4 ] Название Санджак происходит от Санджака Нови-Пазара , бывшего османского административного района, основанного в 1865 году.

Регионом правили различные империи и королевства. В XII веке Санджак был частью средневекового сербского региона Рашка. Во время правления Османской империи на Балканах регион стал важным административным районом с Нови-Пазаром в качестве его административного центра. Санджак находился под австро-венгерской оккупацией между 1878 и 1909 годами, пока Османская империя не восстановила контроль над регионом в 1909 году. В 1912 году он был разделен между Королевством Черногория и Королевством Сербия .

Нови-Пазар является экономическим и культурным центром Санджака и самым густонаселенным городом региона. Санджак имеет разнообразный и сложный этнический и религиозный состав, со значительным мусульманским, православным и католическим населением. Боснийцы составляют этническое большинство в этом регионе.

Этимология

[ редактировать ]

Сербско -хорватский термин Санджак ( сербская кириллица : Санџак ) является транскрипцией турецкого санджак ( санджак , «провинция»); [ 5 ] Санджак Нови-Пазара , известный на сербско-хорватском языке как Новопазарский санджак . Он также известен сербами как Рашка Санджак или .

География

[ редактировать ]

Санджак простирается от юго-восточной границы Боснии и Герцеговины. [ 6 ] до границы с Косово [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и Албания [ 9 ] на площади около 8500 квадратных километров. Шесть муниципалитетов Санджака находятся в Сербии ( Нови-Пазар , Сеница , Тутин , Приеполе , Нова-Варош и Прибой) . [ 10 ] ) и семь в Черногории ( Плевля , Биело-Поле , Беране , Петница , Рожае , Гусинье и Плав) . [ 11 ] ). черногорский муниципалитет Андриевица Иногда частью Санджака также считается .

Самый густонаселенный муниципалитет региона - Нови-Пазар (100 410 человек), [ 12 ] в то время как другие крупные муниципалитеты: Плевля (31 060), [ 13 ] и Прибой (27 133). [ 12 ] В Сербии муниципалитеты Нови-Пазар и Тутин входят в состав района Рашка . [ 14 ] а муниципалитеты Сеница, Приеполье, Нова Варош и Прибой являются частью Златиборского района . [ 14 ]

Османское правление

[ редактировать ]

Сербский деспотат был завоеван Османской империей в 1455 году. В эпоху Османской империи многие жители обратились в ислам. Обращение было вызвано рядом факторов, в основном экономических, поскольку мусульмане не платили джизью . [ 15 ] Мусульмане также имели привилегии по сравнению с христианами, которые не могли работать в администрации или давать показания в суде против мусульман. [ 16 ] Вторым фактором, способствовавшим исламизации, были миграции. Большой демографический сдвиг произошел после Великой турецкой войны . Часть славяноязычного православного населения была изгнана на север, а остальные христиане и мусульмане были изгнаны на территорию Османской империи. Земля, оставленная сербами, была заселена населением из соседних районов, которое либо было, либо стало мусульманином в Санджаке. Крупные миграции происходили на протяжении 18 и 19 веков. Третьим фактором исламизации было географическое положение Санджака, которое позволило ему стать торговым центром, способствуя обращению купцов. [ 17 ] Миграции племен в Санджак внесли большой вклад в его историю и самобытность, а также в культуру. [ 18 ] [ 19 ]

Санджак из Нови-Пазара в 1878 году.

Вторая половина XIX века имела большое значение для формирования современной этнополитической ситуации в Санджаке. Австро-Венгрия поддержала отделение Санджака от Османской империи или, по крайней мере, его автономию внутри нее. Причина заключалась в том, чтобы не допустить объединения Сербии и Черногории и позволить Австро-Венгрии продолжить экспансию на Балканы. Согласно этим планам, Санджак рассматривался как часть Боснии и Герцеговины, а его мусульманское население играло значительную роль, давая австро-венграм предлог для защиты мусульманского меньшинства от православных сербов. [ 20 ]

В административном отношении он был частью Санджака Боснии до 1790 года, когда он стал отдельным Санджаком Нови-Пазара . [ нужна ссылка ] Однако в 1867 году он стал частью Боснийского вилайета , состоявшего из семи санджаков, включая санджак Нови-Пазара. Это привело к тому, что санджакские мусульмане отождествили себя с другими славянскими мусульманами в Боснии. [ 21 ]

Мусульманское население Санджака в конце девятнадцатого века составляло мусульманское население Санджака, говорящее на славянском и албанском языках. Говорящие на албанском языке постепенно мигрировали или были переселены в Косово и Македонию, в результате чего в остальной части региона осталось преимущественно славяноязычное население (за исключением юго-восточного угла Санджака, который в конечном итоге стал частью Косово). [ 22 ]

Некоторые члены албанских племен Шкрели (известных как Шкрели / сербский : Шкријељ ) и Кельменди начали мигрировать в нижние регионы Пештер и Санджак примерно в 1700 году. Вождь Кельменди принял ислам и пообещал обратить в него свой народ. Всего по этому случаю в район Пештера было переселено 251 кельмендское хозяйство (1987 человек), однако пять лет спустя часть ссыльных кельменди сумели пробиться обратно на родину, и в 1711 году они выслали большой разбойный отряд, чтобы привести вернули еще кого-то из Пештера. [ 23 ] Остальные Кельменди и Шкрели обратились в ислам и стали славяноязычными к 20 веку, и на сегодняшний день они идентифицируют себя как часть боснийской этнической принадлежности, хотя на плато Пештер они частично использовали албанский язык до середины 20 века. особенно в деревнях Угао , Борошица , Доличе и Градац . [ 24 ] Начиная с 18 века многие люди, происходящие из племени Хоти, мигрировали и живут в Санджаке, в основном в районе Тутина, но также и в Сенице. [ 25 ]

В октябре 1912 года, во время Первой Балканской войны , сербские и черногорские войска захватили Санджак, который затем был разделен между двумя странами. Это привело к перемещению многих славянских мусульман и албанцев, которые мигрировали в Турцию в качестве мухаджиров .

После войны Санджак вошел в состав вновь образованного Государства словенцев, хорватов и сербов . Этот регион служил мостом между мусульманами Запада в Боснии и Герцеговине и мусульманами Востока в Косово и Македонии. Однако славянские мусульмане Санджака пережили экономический спад из-за распада Османской империи, которая была их основным источником экономической стабильности. Кроме того, аграрная реформа, проведенная в Королевстве Югославия, ухудшила их экономическое положение, что привело к эмиграции мусульман из Санджака в Османскую империю. [ 26 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Во время Первой мировой войны Санджак был оккупирован Австро-Венгрией, как и в период с 1878 по 1908 год.

Во время Первой Балканской войны генерал Живкович приказал убить 950 албанских и турецких знатных людей в Сенице после того, как десять тысяч албанцев задержали продвижение сербских войск. [ нужна ссылка ]

В 1919 году в районах Рожае, Плав и Гусинье вспыхнуло албанское восстание, которое позже стало известно как Плавское восстание , боровшееся против включения Санджака в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В результате во время второй оккупации Рожае сербской армией , которая произошла в 1918-1919 годах, семьсот албанских граждан были убиты в Рожае. В 1919 году сербские войска атаковали албанское население в Плаве и Гусинье, которое обратилось за защитой к британскому правительству. После подавления восстания было убито около 450 местных мирных жителей. [ 30 ] Эти события привели к большому притоку албанцев, мигрирующих в Албанию . [ 31 ] [ 32 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Протекторат Албании в 1941 году.

Во время Второй мировой войны Санджак был полем битвы нескольких фракций. В 1941 году регион был разделен между итальянским протекторатом Черногории, итальянским протекторатом над Королевством Албания и Территорией военного командующего в Сербии . [ 33 ] Мусульманское население в целом было настроено антипартизански. [ 34 ] Они были организованы в небольшие формирования, известные в историографии как Санджакское мусульманское ополчение . Эти формирования, в зависимости от их местоположения и региональной политики, были связаны с албанскими националистическими группами, связанными с Балли Комбетар в центральном и южном Санджаке, или с мусульманскими группами усташей на севере. Многие православные сербы организовались в сербские националистические четники . Позиция этих фракций по отношению к нацистским силам варьировалась от вооруженного сопротивления до открытого сотрудничества. Небольшие группы как православных сербов, так и мусульман организовались после 1943 года в югославский партизанский Антифашистский совет Народного освобождения Санджака. Каждая фракция добивалась включения Санджака в послевоенную ситуацию в отдельных государствах. Албанское ополчение боролось за включение в состав Великой Албании , а формирования усташей хотели, чтобы хотя бы часть Санджака присоединилась к боснийским мусульманам Независимого государства Хорватия. Внутри югославов мусульмане, сербы и черногорцы придерживались разных стратегий. Мусульмане хотели либо объединения с Боснией в рамках федеральной Югославии, либо создания автономного региона Санджак. Сербы и черногорцы хотели, чтобы эта территория либо полностью перешла к Сербии, либо к Черногории. [ 35 ]

Формальное разделение Санджака между сферами влияния Италии и Германии в значительной степени игнорировалось, поскольку местная политика определяла контроль над территорией. Приеполье , которое формально находилось в итальянской зоне правления в Черногории, фактически находилось под властью NDH , связанного с Сулеймана Пачариза , а Нови-Пазар в немецкой сфере возглавлял албанский националист Акиф Блута . Столкновения между албанцами и сербами на юге Санджака начались в апреле 1941 года. В других городах Санджака развернулись аналогичные бои между различными фракциями. Отто фон Эрдмансдорф , специальный посланник Германии в Санджаке, упомянул в своей переписке, что до 100 000 албанцев из Санджака хотели переселить из Сербии под юрисдикцию Албании. [ 36 ] Итальянские и немецкие войска рассматривали возможность обмена населением из Санджака в Косово, чтобы остановить межэтническое насилие между сербами и албанцами. Питер Пфайффер, дипломат министерства иностранных дел Германии, предупредил, что планы переселения вызовут большой раскол между немецкой армией и албанцами, и от них отказались. В ноябре 1941 года, когда столкновения продолжались, албанцы разгромили четников в битве при Нови-Пазаре . За боем последовали репрессии против сербов Нови-Пазара. В 1943 году силы четников, базирующиеся в Черногории, провели серию операций этнической чистки против мусульман в регионе Бихор на территории современной Сербии. В мае 1943 года около 5400 албанских мужчин, женщин и детей в Бихоре были убиты силами четников под командованием Павле Джуришича . [ 37 ] В ответ видные деятели региона опубликовали меморандум и объявили себя албанцами. Меморандум был отправлен премьер-министру Экрему Либохову , которого они попросили вмешаться, чтобы регион мог быть объединен с Албанским королевством. [ 38 ] По оценкам, во время войны в Санджаке четники и связанные с ними группировки убили в общей сложности 9000 мусульман. [ 39 ] Еврейская община Нови-Пазара первоначально не подвергалась преследованиям, поскольку в городе не было значительной концентрации немецких войск, но 2 марта 1942 года евреи города были схвачены немецкой армией и убиты в лагерях смерти (мужчины в Бубани и женщины и дети в Саймиште ). [ 40 ] [ 41 ]

В 1943 году был создан полицейский полк «Самообороны» СС «Санджак» , сформированный путем соединения трех батальонов албанских коллаборационистских войск с одним батальоном санджакского мусульманского ополчения . [ 42 ] [ 43 ] В какой-то момент в Сенице действовало около 2000 членов полка СС. [ 44 ] Ее лидером был Сулейман Пачарис . [ 45 ] исламский священнослужитель албанского происхождения. [ 46 ]

Территория под юрисдикцией Национального антифашистского совета Народного освобождения Санджака (ЗАВНОС), 1945 г.

Антифашистский совет народного освобождения Санджака (АВНОС) был основан 20 ноября 1943 года в Плевле . [ 47 ] В январе 1944 года Земельное собрание Черногории и Которского залива объявило Санджак частью будущей федеральной единицы Черногории. Однако в марте Коммунистическая партия выступила против этого, настаивая на том, чтобы решение по этому вопросу должны были принять представители Санджака в AVNOJ. [ 48 ] В феврале 1945 года президент AVNOJ принял решение выступить против автономии Санджака. AVNOJ объяснил, что у Санджака нет национальной основы для автономии, и выступает против распада сербско-черногорской целостности. [ 49 ] 29 марта 1945 года в Нови-Пазаре AVNOS приняла решение AVNOJ и разделилась между Сербией и Черногорией. [ 50 ] Санджак был разделен по демаркационной линии 1912 года. [ 49 ]

Югославская эпоха

[ редактировать ]

Экономически Санджак оставался неразвитым. У него было небольшое количество сырой нефти и низкодоходная промышленность. Грузы перевозились грузовиками по плохим дорогам. Для рабочей молодежи были открыты школы для студентов-предпринимателей, которые оставались бедными в общем образовании. В Санджаке не было ни факультета, ни даже кафедры или высшего учебного заведения. [ 26 ]

В Санджаке шел процесс индустриализации, во время которого в нескольких городах были открыты заводы, в том числе Нови-Пазар, Приеполье, Прибой , Иванград , а в районе Приеполя были открыты угольные шахты. Урбанизация вызвала серьезные социальные и экономические сдвиги. Многие люди уехали из деревень в города. Национальный состав городских центров был изменен в ущерб мусульманам, поскольку большинство жителей городов были сербами. Мусульмане продолжали терять свой экономический статус, продолжая тенденцию, унаследованную со времен распада Османской империи и аграрной реформы в Королевстве Югославия. [ 26 ] Эмиграция мусульман в Турцию также продолжалась, вызванная общей неразвитостью региона, несогласием с коммунистическими властями и недоверием к сербам и черногорцам, а также вследствие национализации и экспроприации собственности. Сербы из Санджака также переселились в более богатые регионы центральной Сербии, в Белград или Воеводину , а мусульмане перебрались в Боснию и Герцеговину . также [ 51 ]

Референдум об автономии 1991 г.

[ редактировать ]

С 25 по 27 октября 1991 года был проведен референдум об автономии Санджака , организованный Мусульманским национальным советом Санджака (MNVS), который состоял из Мусульманской партии демократического действия (ПДД) и других боснийских мусульманских организаций и партий. [ 52 ] Сербия объявила его незаконным. По данным ПДД, в референдуме приняли участие 70,2% населения, при этом 98,92% проголосовали за автономию. [ 53 ] [ 54 ]

Современный период

[ редактировать ]

Благодаря демократическим изменениям в Сербии в 2000 году этнические боснийцы получили возможность начать участвовать в политической жизни Сербии и Черногории, в том числе Расим Ляич , этнический боснийец, который был министром в правительстве Сербии и Черногории , и Рифат Растодер , кто является заместителем председателя парламента Черногории. Данные переписи населения показывают повальную эмиграцию всех национальностей из этого слаборазвитого региона. [ нужна ссылка ]

Демография

[ редактировать ]

Исторический

[ редактировать ]

Население санджака Нови-Пазара было этнически и религиозно разнообразным. В 1878-81 в санджаке поселились славяне-мусульмане- мухациры (беженцы) из территорий, вошедших в состав Черногории. Поскольку османские учреждения регистрировали только религиозную принадлежность, официальной османской статистики об этнической принадлежности не существует. Австрийские, болгарские и сербские консульства в этом районе представили свои собственные этнографические оценки санджака. В целом в регионе проживали три основные группы: православные сербы, албанцы-мусульмане и католики и славяне-мусульмане (отмеченные в современных источниках как боснийцы). Небольшие общины цыган, турок и евреев жили в основном в городах. Министерство иностранных дел Болгарии составило отчет в 1901-02 гг. Пять казав (районов) санджака Нови-Пазара в то время были: Акова , Сеница , Колашин , Нови-Пазар и Нова-Варош . По данным болгарского отчета, в каза Акова было 47 албанских деревень, в которых насчитывалось 1266 дворов. Сербы проживали в 11 деревнях, в которых было 216 дворов. [ 55 ] В городе Акова (Биело-Поле) проживало 100 албанских и сербских домохозяйств. Были также смешанные деревни, населенные как сербами, так и албанцами, в которых было 115 домохозяйств с 575 жителями. Казу Сеницы населяли в основном православные сербы (69 деревень с 624 дворами) и боснийские мусульмане (46 деревень с 655 дворами). В семнадцати деревнях проживали как православные сербы, так и боснийские мусульмане. Албанцы (505 дворов) проживали исключительно в городе Сеница . Каза Нови-Пазара имела 1749 дворов в 244 сербских деревнях и 896 дворов в 81 албанской деревне. В девяти деревнях, населенных как сербами, так и албанцами, было 173 двора. В городе Нови-Пазар насчитывалось в общей сложности 1749 сербских и албанских семей с 8745 жителями. [ 56 ] В казане Колашина было 27 албанских деревень с 732 дворами и 5 сербских деревень с 75 дворами. В административном центре каза, Шаховичи, проживало 25 албанских дворов. Согласно болгарскому отчету, в казы Нови Вароша было 19 сербских деревень с 298 домохозяйствами и «одна боснийская деревня с 200 домами». [ 57 ] В Нови-Вароше проживало 725 сербских и несколько албанских семей. [ 58 ]

Последняя официальная регистрация населения санджака Нови-Пазара перед Балканскими войнами была проведена в 1910 году. Османская перепись 1910 года зафиксировала 52 833 мусульман и 27 814 православных сербов. Около 65% населения составляли мусульмане и 35% сербские православные. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы. [ 59 ]

Последняя довоенная перепись населения Югославии 1931 года насчитала в Биело-Поле, Приеполе , Нова-Вароше, Плевле, Прибое, Сенице и Штавице общую численность населения 204 068 человек. В основном их считали православными сербами или черногорцами (56,48%) и боснийскими мусульманами (43,09%). [ 35 ]

Современный

[ редактировать ]

Санджак – очень этнически разнообразный регион. По данным переписи 1991 года , большинство боснийцев объявили себя этническими мусульманами . Однако по переписи 2002–2003 годов большинство из них объявили себя боснийцами. По-прежнему существует значительное меньшинство, которое идентифицирует себя как мусульмане (по этническому признаку). В Пештерском районе еще есть несколько албанских деревень (Бороштица, Доличе и Угао). [ 60 ] В прошлом в Санджаке проживало больше албанцев, однако из-за различных факторов, таких как миграция, ассимиляция, а также смешение, многие вместо этого идентифицируют себя как боснийцы. [ 18 ] [ 61 ] [ 62 ] Группы албанцев-католиков, поселившиеся в Тутине и Пештере в начале 18 века, в этот период были обращены в ислам. Их потомки составляют подавляющее большинство населения Тутина и плато Пештер . [ 63 ]

Славянский диалект Гусинье и Плава (иногда считающийся частью Санджака) демонстрирует очень сильное структурное влияние албанского языка. Его уникальность с точки зрения языкового контакта между албанцами и славянами объясняется тем, что большинство славяноязычных жителей сегодняшних Плава и Гусинье имеют албанское происхождение. [ 64 ]

Общая численность населения муниципалитета Санджак в Сербии и Черногории составляет около 385 666 человек. Многие жители Санджака идентифицируют себя как боснийцы . Они составляют 52,05% (197 754 человека) населения региона. Сербы составляют 30,03% (114 121), черногорцы 6,97% (26 494), этнические мусульмане 4,71% (17 879) и албанцы 1,06% (4035). Около 19 687 (5,18%) человек принадлежат к меньшим общинам или предпочли не заявлять о своей этнической принадлежности.

Муниципалитет Этническая принадлежность ( перепись 2022 г. (серб.) и перепись 2011 г. (монт.)) Общий
Боснийский % сербы % Черногорцы % мусульмане % албанцы % другие %
Нови Пазар (Сербия) 85,204 79.84 14,142 13.25 34 0.03 1,851 1.73 200 0.19 5,289 4.96 106,720
Биело Поле (Черногория) 12,592 27.34 16,562 35.96 8,808 19.13 5,985 13.00 57 0.12 2,047 4.45 46,051
Приеполье (Сербия) 12,842 39.87 14,961 46.44 37 0.11 1,945 6.04 10 0.03 2,419 7.51 32,214
Беране (Черногория) 6,021 17.72 14,592 42.95 8,838 26.02 1,957 5.76 70 0.21 2,492 7.34 33,970
Тутин (Сербия) 30,413 92.01 704 2.13 1 0.00 340 1.03 16 0.05 1,579 4.78 33,053
Плевля (Черногория) 2,128 6.91 17,569 57.07 7,494 24.34 1,739 5.65 17 0.06 1,839 5.97 30,786
Прибой (Сербия) 4,144 17.62 16,909 71.91 47 0.20 914 3.89 2 0.01 1,498 6.37 23,514
Сеница (Сербия) 17,665 73.35 3,861 16.03 3 0.01 1,069 4.44 26 0.11 1,459 6.06 24,083
Рожае (Черногория) 19,269 83.91 822 3.58 401 1.75 1,044 4.55 1,158 5.04 270 1.17 22,964
Нова Варош (Сербия) 673 4.98 11,901 88.11 9 0.07 308 2.28 4 0.03 612 4.53 13,507
Плав (Черногория) 6,803 51.90 2,098 16.00 822 6.27 727 5.55 2,475 18.88 183 1.40 13,108
Санджак 197,754 52.05 114,121 30.03 26,494 6.97 17,879 4.71 4,035 1.06 19,687 5.18 379,790

Религия в Санджаке также столь же разнообразна, как и этнический состав: большинство боснийцев являются мусульманами, а большинство сербов - православными христианами. Однако из-за длительной османской оккупации Санджак больше ориентирован на мусульман.


Муниципалитет Религия ( перепись 2022 г. (серб.) [ 65 ] и перепись 2011 г. (монт.) [ 66 ] ) Общий
мусульмане % православный % другие %
Нови Пазар (Сербия) 88,493 82.92 13,690 12.83 4,537 4.25 106,720
Биело Поле (Черногория) 19,640 42.65 24,462 53.12 1,949 4.23 46,051
Приеполье (Сербия) 15,066 46.77 14,941 46.38 2,207 6.85 32,214
Беране (Черногория) 9,502 27.97 23,287 68.55 1.181 3.48 33,970
Тутин (Сербия) 30,909 93.51 646 1.96 1,498 4.53 33,053
Плевля (Черногория) 5,039 16.37 24,346 79.08 1,401 4.55 30,786
Прибой (Сербия) 5,119 21.77 16,687 70.97 1,708 7.26 23,514
Сеница (Сербия) 18,860 78.31 3,808 15.81 1,415 5.88 24,083
Рожае (Черногория) 21,805 94.95 1,055 4.59 104 0.46 22,964
Нова Варош (Сербия) 1,069 7.91 11,742 86.93 696 5.15 13,507
Плав (Черногория) 10,046 76.64 2,815 21.48 247 1.88 13,108
Санджак 225,628 59.37 137,479 36.18 16,925 4.45 379,790

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Степанович, Деян (2012). «Регионы и территориальные автономии в Юго-Восточной Европе» . В Ганьоне, Ален-Г.; Китинг, Майкл (ред.). Политическая автономия и разделенные общества: воображение демократических альтернатив в сложных условиях . Пэлгрейв Макмиллан. п. 194. ИСБН  9780230364257 .
  2. ^ Рот, Клементина (2018). Почему нарративы истории имеют значение: сербские и хорватские политические дискурсы о европейской интеграции . Издательство «Номос» . п. 268. ИСБН  9783845291000 .
  3. ^ Дуда, Яцек (2011). «Исламское сообщество в Сербии – дело Санджака» . В Гораке-Сосновской, Катажина (ред.). Мусульмане в Польше и Восточной Европе: расширение европейского дискурса об исламе . Варшавский университет: факультет востоковедения. п. 327. ИСБН  9788390322957 .
  4. ^ Карен Давиша; Брюс Пэрротт (13 июня 1997 г.). Политика, власть и борьба за демократию в Юго-Восточной Европе . Издательство Кембриджского университета. стр. 175–. ISBN  978-0-521-59733-3 .
  5. ^ «Dictionary.com — статья Санджака» .
  6. ^ «Позиция муниципалитета Прибой» .
  7. ^ «Географическое положение муниципалитета Тутин» . 19 марта 2016 г.
  8. ^ «Географическое положение муниципалитета Рожае» .
  9. ^ Jump up to: а б «Профиль муниципалитета Плава» (PDF) .
  10. ^ «Территориальная организация Республики Сербия» .
  11. ^ «Территориальная организация Черногории» (PDF) .
  12. ^ Jump up to: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года в Республике Сербия» (PDF) .
  13. ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Черногории 2011 года» (PDF) .
  14. ^ Jump up to: а б «Правительство Республики Сербия – административные округа (регионы)» .
  15. ^ Горак-Сосновская 2011 , стр. 328.
  16. ^ Тодорович 2012 , с. 13.
  17. ^ Горак-Сосновская 2011 , стр. 328–329.
  18. ^ Jump up to: а б Мемуары Американского фольклорного общества . Издательство Техасского университета. 1954.
  19. ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-85772-586-8 .
  20. ^ Горак-Сосновская 2011 , стр. 329.
  21. ^ Тодорович 2012 , с. 11.
  22. ^ Драгостинова, Феодора; Хашамова, Яна (20 августа 2016 г.). За пределами мечети, церкви и государства: альтернативные повествования о нации на Балканах . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN  978-963-386-135-6 .
  23. ^ Элси 2015 , стр. 32.
  24. ^ Роберт Элси (30 мая 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. п. 81. ИСБН  978-1-78453-401-1 .
  25. ^ Бибер, Ахмет. «ИСТОРИЯ ЖАНРОВ В РАЙОНЕ БЕЛИМИЧА» . Фонд «Красивое слово».
  26. ^ Jump up to: а б с Хаджишехович, Батлер и Рисалуддин 2003 , с. 132.
  27. ^ Моррисон 2018 , с. 56.
  28. ^ Джузеппе Мотта, Меньше, чем нации: меньшинства Центральной и Восточной Европы после Первой мировой войны, Том 1 , Cambridge Scholars Publishing, 2013, стр. 11
  29. ^ Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Часть 1 , LIT Verlag Münster, 2008, стр. 221
  30. ^ Моррисон 2018 , с. 21.
  31. ^ Мулай, Клейда (22 февраля 2008 г.). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 33. ISBN  978-0-7391-4667-5 .
  32. ^ Банац, Иво (9 июня 2015 г.). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. стр. 298, просмотр фрагмента. ISBN  978-1-5017-0194-8 .
  33. ^ Заугг 2021 , с. 45.
  34. ^ Банак 1988 , с. 100.
  35. ^ Jump up to: а б Банак 1988 , с. 101
  36. ^ Заугг 2021 , с. 58.
  37. ^ Каба, Хамит (2013). «ДОКЛАД СТАВРО СКАНДИ ОСС В ВАШИНГТОН «АЛБАНИЯ ПОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПЦИЕЙ». СТАМБУЛ, 1944» . Исторические исследования (3–04): 275.
  38. ^ Джогович, Фехим (2020). "НЕСКОЛЬКО ДОКУМЕНТОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА АЛБАНИИ В ТИРАНЕ О ЧЕТНИЧЕСКОМ ГЕНОЦИДЕ МУСУЛЬМАН БИХОРЫ В ЯНВАРЕ 1943 ГОДА" . АЛМАНА - Журнал по изучению, представлению и защите культурного и исторического наследия боснийцев/мусульман (на боснийском языке) (85–86): 329–341. ISSN   0354-5342 .
  39. ^ Янкар-Вебстер 2010 , с. 70.
  40. ^ Гребле 2011 , с. 115.
  41. ^ Моисей 2011 , с. 94.
  42. ^ Глишич, Венцеслав (1970). Террор и преступления нацистской Германии в Сербии 1941-1944 гг . Работа. п. 215-й легион «Кремплера», состоящий из трех батальонов албанских квислинговских войск и мусульманского фашистского ополчения в Санджаке.
  43. ^ Муньос 2001 , с. 293.
  44. ^ Симпозиум деревенских дней Сретена Вукосавлевича . Муниципальное сообщество образования. 1978 г. до н.э. 160. В это время немцы располагали в районе Сеницы... и около 2000 добровольческого легиона СС Кремплера
  45. ^ «Мусульманское ополчение и легион Санджака» в журнале Axis Europa Magazine , Vol. II/III (№ 9), июль – август – сентябрь 1996 г., стр. 3–14.
  46. ^ Прсела, Джон; Гулдеску, Станко (1995). Операция «Бойня» . Издательство Дорранс.
  47. ^ Елич и Стругар 1985 , с. 82, 134.
  48. ^ Банак 1988 , с. 101.
  49. ^ Jump up to: а б Банак 1988 , с. 102.
  50. ^ Елич и Стругар 1985 , стр. 144.
  51. ^ Хаджишехович, Батлер и Рисалуддин 2003 , с. 133.
  52. ^ «Постсоветские государства». Радио Свободная Европа/Отчет об исследовании Радио Свобода . 1994. 25-27 октября 1991 г. прошел референдум о территориальной, культурной и политической автономии Санджака. Его спонсором был Мусульманский национальный совет, в который входила ПДД, Мусульманская боснийская организация.
  53. ^ Бугайский, Януш (2002). Политические партии Восточной Европы: Путеводитель по политике в посткоммунистическую эпоху . Я Шарп. п. 388. ИСБН  1-56324-676-7 .
  54. ^ Ошибка в шаблоне веб-архива: пустой URL-адрес.
  55. ^ Бартл 1968 , с. 63: Каза Белополье (Акова) насчитала 11 сербских деревень с 216 домами, 2 смешанные сербско-албанские деревни с 25 домами и 47 албанских деревень с 1266 домами. В самом Белополье проживало около 100 албанцев и сербов.
  56. ^ Бартл 1968 , с. 63: В городе Нови-Базар было 1749 сербских и албанских домов.
  57. ^ Бартл 1968 , с. 63: Каза Нови Варош насчитала 19 сербских деревень с 298 домами и 1 боснийскую деревню с 200 домами.
  58. ^ Бартл 1968 , с. 63
  59. ^ Бартл 1968 , с. 64: Население Санджак-Нови-Базара было исламизировано примерно на 65%. Большую часть мусульманского населения составляли албанцы.
  60. ^ Андреа Пьерони, Мария Елена Джусти и Кассандра Л. Куав (2011). « Межкультурная этнобиология на Западных Балканах: медицинская этноботаника и этнозоология среди албанцев и сербов на плато Пештер, Санджак, Юго-Западная Сербия » . Экология человека . 39 . (3): 335. «Нынешнее население албанских деревень частично «боснякизировано», поскольку за последние два поколения ряд албанских мужчин начали вступать в брак с (мусульманками) боснийскими женщинами Пештера. Это одна из причин, почему местные жители в Угао были объявлены «босняками» во время последней переписи 2002 года, а в Бороштице - просто «мусульманами». и в обоих случаях отказ от прежнего этнического ярлыка «албанцы», который эти деревни использовали при переписи, проведенной в «югославские» времена. Ряд наших информаторов подтвердили, что от самоотнесения «албанцы» отказались намеренно, чтобы избежать проблем. после югославских войн и связанных с ними насильственных вторжений сербских военизированных формирований в этот район, однако самое старшее поколение жителей деревни все еще свободно говорит на диалекте гегского албанского языка, который, по-видимому, им владеет. до сих пор игнорировались европейскими лингвистами, ни бывшие югославские, ни нынешние сербские власти никогда не доводили до сведения международных заинтересованных сторон присутствие албанского меньшинства в этом районе».
  61. ^ Банац, Иво (9 июня 2015 г.). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-1-5017-0194-8 .
  62. ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: краткая история . Интернет-архив. Лондон: Макмиллан. ISBN  978-0-333-66612-8 .
  63. ^ Велович Попович, Бояна М. (2021). «Морфологические особенности глагольных форм в речи Тутина, Нови-Пазара и Сеницы» [Морфологические особенности глагольных форм в речи Тутина, Нови-Пазара и Сеницы] (PDF) . Сербский диалектологический сборник (68): 197–199.
  64. ^ Мэтью С., Кертис (2012). Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование . Университет штата Огайо. п. 140.
  65. ^ «Поиск по базе данных распространения» . data.stat.gov.rs. ​Проверено 9 августа 2023 г.
  66. ^ «Статистическое управление Черногории – МОНСТАТ» . www.monstat.org . Проверено 9 августа 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

43 ° 09'47 "N 19 ° 46'30" E  /  43,16306 ° N 19,77500 ° E  / 43,16306; 19.77500

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0fb37403e9334a35b8ae334f526a96a__1722843060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/6a/c0fb37403e9334a35b8ae334f526a96a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sandžak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)