Jump to content

Белопавличи

Координаты : 42 ° 39' с.ш., 19 ° 01' в.д.  /  42,650 ° с.ш., 19,017 ° в.д.  / 42,650; 19 017
Страница полузащищена

42 ° 39' с.ш., 19 ° 01' в.д.  /  42,650 ° с.ш., 19,017 ° в.д.  / 42,650; 19 017

Вид из монастыря Острог на равнину Белопавличи.

Белопавличи ( кириллица : Бьелопавличи , албанский : Palabardhi ; [ 1 ] произносится [bjelǒpaːv̞lit͡ɕi] ) — историческое племя (плема) албанского происхождения и долина в районе Брды , в Черногории , вокруг города Даниловград .

География

Долина Белопавличи (также известная как долина реки Зета ) представляет собой полосу плодородной низменности, тянущуюся вдоль реки Зета и расширяющуюся в нижнем течении реки, вплоть до впадения в реку Морача недалеко от Подгорицы . Долина исторически была густонаселена, поскольку плодородные низменности редко встречаются в горной Черногории, и она служила коридором для автомобильного и железнодорожного сообщения между двумя крупнейшими черногорскими городами, Подгорицей и Никшичем . Крупнейшим поселением на равнине является город Даниловград , получивший название в честь князя Данило Петровича . Как ни странно, другая значительная равнина в Черногории, равнина Зета, была названа в честь реки Зета, хотя сама река Зета через нее не протекает.

Имя

Название происходит от полумифического прародителя племени, известного как Бижели Павле ( букв. « Белый Павел » ) на славянском языке. Название соответствует Палабарди (т.е. Пал Бардхи) с точно таким же значением на албанском языке, что подтверждается венецианским документом 17-го века, где Бьелопавличи записаны как Палабарди . [ 2 ] Белопавличи известны как Дукаджинцы ( от Дукаджина ) среди лужани , которые были местными славяноязычными жителями Даниловградской равнины до появления поселений Белопавличей в этом регионе. [ 3 ]

Устные традиции

Существует несколько версий подобных устных традиций и народных сказаний, записанных с конца 19 века о Белопавличах и их общем прародителе. Никаких фактических зафиксированных исторических сведений ни о какой такой фигуре не существует. Согласно устной традиции, записанной Шпиро Кулишичем, Бьелопавличи утверждают, что происходят от сына средневекового албанского дворянина Леке Дукаджини по имени Пал Барди ( Бьело Павле ). Традиция также утверждает родство с Гаши , которые изображаются как потомки брата Пала, Гаша или Гаврило . Однако, согласно альтернативной традиции, Леке Дукаджини родил двух сыновей: Николлу, от которого произошли Мирдита и Шала , и Пал Барди, от которого произошли Бьелопавличи и Гаши. [ 4 ] Другая подобная народная традиция считает их прародителем Биели Павле , который был сыном капетана Леки , переехавшего в Черногорию из Дукаджини (западное Косово ) в 15 веке после османского завоевания. В устных преданиях нет упоминаний о его этническом происхождении (серб или албанец). [ 3 ]

Дальнейшие гипотетические конструкции в 19 веке связывали его с сербским происхождением, соответствующим либо Бели Павлимиру 9 века, упомянутому в Хрониках священника Дукли , либо более позднему человеку из 13 века, связанному с домом Неманича , в то время как другие связывали его с албанским происхождением. Среди албанцев из Метохии считается, что его настоящее имя было Пал Барди и что он был сыном Леке Дукаджини. [ 5 ]

Происхождение

Первоначально албанское племя , Белопавличи претерпело процесс постепенной культурной интеграции с соседним славянским населением. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Францисканский отчет 17 века иллюстрирует заключительные этапы их аккультурации. Его автор пишет, что Братоножичи , Пипери , Белопавличи и Кучи :

почти все они демонстрируют не что иное, как сербский обряд, а на иллрийском языке их можно назвать скорее скьявони, чем албанцами. Поскольку почти все они используют сербский обряд и иллирийский (южнославянский) язык, то вскоре их следует называть славянами , а не албанцами.

[ 11 ]

История

Первое упоминание о Белопавличах содержится в письме сербской канцелярии в Дубровнике в 1411 году. Документ представляет собой жалобу народа Рагузы , адресованную Елене Балшич , о грабежах, совершенных Белопавличами вместе с Озриничами , Мазнице и Малоншичами. , о рагузских торговцах, проходящих через Зету , пока они возвращались из Сербии . [ 12 ]

После османского завоевания Верхней Зеты в 1474 году и последующего падения Скутари в 1479 году [ 13 ] Белопавличи упоминаются как отдельная нахия в 1485 году после недавно созданного Санджака Скутари . Их территория тогда состояла из 3 поселений, насчитывающих в общей сложности 159 дворов: Мартиничи (35 дворов), Димитровичи (95) и Вражнегрнци (29). [ 14 ] [ 15 ] Антропонимия, зафиксированная в нахии Белопавличи, преимущественно принадлежала к славянской ономастической сфере, хотя меньшинство глав домохозяйств носил албанские или смешанные албанско-славянские личные имена. В отличие от многих других самых северных нахий Санджака Скутари в Черногории, где преобладала славянская антропонимия, меньшинство глав домохозяйств из нахии Белопавличи все еще носили албанские антропонимы в последующих регистрах 16 века. [ 16 ] На основании архивных материалов Селами Пулаха считал такие регионы, как Белопавличи, зонами этнолингвистического контакта между албанцами и славяноязычными группами в средневековый период. [ 17 ] В 1496 году османы окончательно включили Зету в состав своей империи. [ 13 ]

Сожжение останков святого Саввы после Банатского восстания спровоцировало сербов в других регионах на восстание против османов. [ 18 ] В 1596 году восстание вспыхнуло на равнине Белопавличи, затем распространилось на Дробняци, Никшич , Пиву и Гацко (см. Сербское восстание 1596—97 ). Оно было подавлено из-за отсутствия иностранной поддержки. [ 19 ]

В 1612 году султан отправил сына Мехмет-паши в Подгорицу для подавления народных восстаний. Паша оставался в Подгорице три месяца, а затем решил опустошить Белопавличи, взяв в рабство 80 женщин и детей, поджег деревню и украл животных. Мужчины прятались в других деревнях, и после нападения османских солдат соплеменники напали и убили 300 сипахов , украденных у них лошадей и багаж. [ 20 ] В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ Белопавличи вместе с племенами Кучи, Пипери, Васоевичи , Кастрати , Кельменди , Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». На своих общих собраниях, таких как Конвенция Кучи , лидеры приносили клятву беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи на севере. высокогорье когда-либо снова. Их восстание носило освободительный характер. [ 10 ] Они договорились с восставшими о 1000 дукатов и 12 рабах. [ 20 ] Венецианец Мариано Болицца ( Флорида, май 1614 г.) записал, что этот регион находился под командованием османской армии в Подгорице. Было 800 вооруженных людей Белопавличи ( итал . Biellopaulichi ), которыми командовали Ненека Латинович и Братич Томашевич. Позже в том же году Белопавличи, Кучи, Пипери и Кельменди направили письмо королям Испании и Франции, утверждая, что они независимы от османского владычества и не платят дань империи. [ 4 ] Когда паша Герцеговины атаковал город Котор в 1657 году, племена Кельменди и Белопавличи также участвовали в этой битве на стороне венецианцев. Котор отбил осаду, но вскоре восстание против османов было подавлено. [ 6 ]

Бьелопавличи упоминаются в османском историческом отчете Мустафы Наимы как одна из албанских общин, поднявших восстание против османских властей в период с 1637 по 1638 год. Согласно отчету, Белопавличи и Пипери сначала подчинились и оказали поддержку османским войскам под командованием Вучо Мехмед-паши в его кампании против Кельменди, хотя последние позже снова подняли восстание. Население нахии Белопавличи описано в отчете как албанское. [ 21 ]

В 1774 году, в том же месяце смерти Щепана Мали , [ 22 ] Мехмед-паша Бушати напал на Кучи и Белопавличи, [ 23 ] но потерпел решительное поражение и вернулся в Скутари. [ 22 ] Князь-епископ Петр I (годы правления 1782-1830) вел успешную кампанию против в 1819 бея Боснии году; отражение османского вторжения из Албании во время русско-турецкой войны (1828–29) привело к признанию суверенитета Черногории над Пипери. [ 24 ] Петру I удалось объединить Пипери и Белопавличи с Черногорией. [ 24 ] и когда Белопавличи и остальные Холмы (Семь холмов) были объединены в государство Петра, образовалось государство, официально названное «Черная гора (Черногория) и холмы». [ 25 ] В 1847 году разразилась гражданская война, в которой Пипери, Кучи, Белопавличи и Црмница стремились противостоять растущей централизованной власти нового князя Черногории; сепаратисты были подавлены, а их зачинщики расстреляны. [ 26 ] На фоне Крымской войны в Черногории возникла политическая проблема; Данило I Дядя , Георгий , призывал к новой войне против османов, но австрийцы посоветовали Данило не брать в руки оружие. [ 27 ] Против Данило был сформирован заговор во главе с его дядями Георгием и Перо . Ситуация достигла апогея, когда османы разместили войска вдоль границы Герцеговины, провоцируя горцев. [ 27 ] Некоторые призывали к нападению на Бар , другие совершили набег на Герцеговину, и недовольство подданных Данило выросло настолько, что Пипери, Кучи и Белопавличи, недавние и все еще необъединенные приобретения, провозгласили себя независимым государством в июле 1854 года. [ 27 ] В «Уложении» Данило I , датированном 1855 годом, он прямо заявляет, что является «князем (князем, князем) и господарем (господином) Вольной Черной горы (Черногория) и Холмов». [ 28 ] Данило был вынужден принять меры против повстанцев в Брде , некоторые повстанцы перешли на территорию Османской империи, а некоторые подчинились и должны были заплатить за вызванную ими гражданскую войну. [ 27 ] Князь Данило был убит в августе 1860 года при посадке на корабль в Которском порту . Убийце, вождю Белопавличи Тодору Кадичу, как сообщается, в совершении убийства помогали австрийские власти. Некоторые предполагают, что между ними была личная вражда, тот факт, что у Данило был роман с женой Тодора, и продолжающееся жестокое обращение с племенем Белопавличи со стороны охранников Данило и его войск. [ 29 ]

Во время правления Николы I Петровича-Негоша у Белопавличей были плохие отношения с принцем, которые еще больше ухудшились после 1908 года, когда видный член племени Андрия Радович был приговорен к 15 годам тюремного заключения во время судебного процесса по делу о взрыве в Цетинье . [ 30 ]

Несмотря на то, что Бьелопавличи принадлежали к племени Брда, они были одними из первых в этом районе, которые стали подданными князя-епископа Черногории в конце 18 века. [ 31 ] отсюда их решительная поддержка независимости страны в 2006 году. [ 32 ]

Семьи и известные люди

Илья Гарашанин

Все семьи имеют славу Паращевы Балканской ( св. Петьки ).

Братства
  • Вражегмци и Мартиничи происходят от Бубы Щепановича.
  • Павковичи, потомки Павко Митровича.
    • Брайович, потомок Брайо Павковича.
  • Петрушиновичи, потомки Петра Митровича.
  • Матияшевичи и Томашевичи происходят от Николы Митровича.
  • Калезичи, потомки Калета Митровича.
  • Лужани , уроженцы

Известные люди, родившиеся или происходящие из Белопавличи, включают:

Ссылки

  1. ^ Колеса 2017 , с. 369.
  2. ^ Кулишич, Спиро (1980). Об этногенезе черногорцев (на черногорском языке). Победить. п. 41.
  3. ^ Перейти обратно: а б Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность балканского патриархата . Бёлау Верлаг Вена. п. 156. ИСБН  3205055454 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Кулишич 1980 , с. 41.
  5. ^ Неделькович, Саша (2007). , кровь и слезы Честь ( на сербском языке). Белград: Златни змай. стр. 97–98. ISBN  9788683495269 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Мэйхью, Теа Перинчич (1 января 2008 г.). Далмация между османским и венецианским правлением: Контадо ди Зара, 1645–1718 гг .
  7. ^ Элси, Роберт (30 мая 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Академик Блумсбери. ISBN  978-1-78453-401-1 .
  8. ^ Мулич, Юсуф (2005). « О некоторых особенностях, связанных с процессом принятия ислама в Боснии и приписываемых ему неточностях » . Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 23-24 : 184. «В переписях арбаны числились вместе с валахами. Это затрудняет рассмотрение возможных различий в принятии ислама валахами и арбанами. Только в случае племен, которые явно как известно, как Арбанас, можно было определить частоту принятия ислама (Белопавличи, Бирманцы, Груде, Хоти, Клименте/Кельменд, Кучи, Матура, Мэн, Малоншичи/Малонзе, Матаруже и Шкриели). Матаруже/Матаронге и Шкриель).]"
  9. ^ Беришай, Антон Коле (1995). Исламизация – семя раздора или единственный путь спасения албанцев? . Университет Джорджа Фокса. п. 7.
  10. ^ Перейти обратно: а б Колеса 2017 , стр. 368–369.
  11. ^ Чуфи, Голубь (2013). «Албано-черногорские взаимодействия в средние века». В Рамадже, Альберт (ред.). Poeta nascitur, Historicalus Fit - Ad Honorem Zef Mirdita (на албанском языке). Св. Галлен: Альбанский институт. п. 132. Примечательно, что францисканский текст ок. XVII, после утверждения, что племена Пайпер, Братониш, Белопавлик и Куч были албанскими, добавляет, что: «однако, поскольку почти все они следуют сербскому (православному) обряду и используют иллирийский (славянский) язык, очень скоро будут называться славян больше, чем албанцев»
  12. ^ Стоянович, Любомир, изд. (1929). Старые сербские грамоты и грамоты на сербском языке ( ). Том. Я/1. Белград: Сербская королевская академия. п. 387.
  13. ^ Перейти обратно: а б Златар, Зденко (2007). Поэтика славянства: мифопоэтические основы Югославии . Том. 2. Питер Лэнг. п. 460. ИСБН  978-0-8204-8135-7 .
  14. ^ Пулаха, Селами (1974). Регистрационная книга санджака Шкодры за 1485 год (на албанском языке). Тирана: Академия наук Республики Албания. стр. 123–125.
  15. ^ Джурджев, Бранислав (1984). Происхождение и развитие горских, черногорских и герцеговинских племен (на сербском языке). Титоград: Черногорская академия наук и искусств. стр. 44.
  16. ^ Пулаха, Селами (1983). Албанское население Косово на протяжении столетия. XV-XVI: (исследования и документы) . Тирана: Академия наук Республики Албания: Институт истории. стр. 55, 73.
  17. ^ Пулаха 1974 , с. 42.
  18. ^ Батакович 1996 , с. 33.
  19. ^ Чорович, Владимир (2001) [1997]. «Поворот в позиции сербов» . История сербского народа (на сербском языке). Белград : Янус.
  20. ^ Перейти обратно: а б Мариано Болицца
  21. ^ Пулаха, Селами (1978). Отношение албанского народа к османскому владычеству с ок. XVI до начала века. xviii: Османские документы . Тирана: Академия наук Республики Албания: Институт истории. стр. 110–4.
  22. ^ Перейти обратно: а б Рекорды . Цетиньское историческое общество. 1939. В том же месяце, когда был убит Щепан, визирь Скадара Мехмед-паша Бушатлия напал на Куче, но был отбит с большими потерями и вернулся в Скадар.
  23. ^ Анналы Матицы Сербской . В Сербской национальной кооперативной типографии. 1898. В 1774 году визирь Скадарского Мехмед-паша Бушатлия напал на Куче и Белопавлича, которые призвали на помощь черногорцев, из-за чего завязалась большая битва между Черногорией и Арбанией, и Арбаны отступили...
  24. ^ Перейти обратно: а б Миллер, с. 142
  25. ^ Этнографический институт (Сербская академия наук и искусств) (1952). Специальные выпуски, тома 4-8 . Научная работа. п. 101. Когда при Петре I Белопавлия, а затем и остальная Брда вошли в состав Черногорского государства, то официально "Черногория и Брда"
  26. ^ Миллер, с. 144
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Миллер, с. 218
  28. ^ Сотворение, 7–12 . Рим. 1984 г. до н.э. 1422 г. Историческую действительность Черногории и Холмов нельзя игнорировать, что видно из названия Кодекса Данило I, принятого в 1855 г., который гласит: «КОДЕКС ДАНИЛО И КНЯЗИ И ВЛАДЫКИ СВОБОДНОЙ ЧЕРНОГОРИИ И ХОЛМЫ».
  29. ^ Срджа Павлович (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание единого южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. стр. 39–. ISBN  978-1-55753-465-1 .
  30. ^ Иво Банац (1988). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-9493-1 . [ нужна страница ]
  31. ^ Златар, Зденко (2007). Поэтика славянства: мифопоэтические основы Югославии . Том. 1. Питер Лэнг . п. 52. ИСБН  978-0-8204-8118-0 .
  32. ^ Срджа Павлович (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание единого южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. п. 143.

Источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f39ef738eaf01eafccbc2f4f2a57ae86__1711826340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/86/f39ef738eaf01eafccbc2f4f2a57ae86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bjelopavlići - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)