Белопавличи
42 ° 39' с.ш., 19 ° 01' в.д. / 42,650 ° с.ш., 19,017 ° в.д.

Белопавличи ( кириллица : Бьелопавличи , албанский : Palabardhi ; [ 1 ] произносится [bjelǒpaːv̞lit͡ɕi] ) — историческое племя (плема) албанского происхождения и долина в районе Брды , в Черногории , вокруг города Даниловград .
География
Часть серии о |
Племена Черногории |
---|
![]() |
Долина Белопавличи (также известная как долина реки Зета ) представляет собой полосу плодородной низменности, тянущуюся вдоль реки Зета и расширяющуюся в нижнем течении реки, вплоть до впадения в реку Морача недалеко от Подгорицы . Долина исторически была густонаселена, поскольку плодородные низменности редко встречаются в горной Черногории, и она служила коридором для автомобильного и железнодорожного сообщения между двумя крупнейшими черногорскими городами, Подгорицей и Никшичем . Крупнейшим поселением на равнине является город Даниловград , получивший название в честь князя Данило Петровича . Как ни странно, другая значительная равнина в Черногории, равнина Зета, была названа в честь реки Зета, хотя сама река Зета через нее не протекает.
Имя
Название происходит от полумифического прародителя племени, известного как Бижели Павле ( букв. « Белый Павел » ) на славянском языке. Название соответствует Палабарди (т.е. Пал Бардхи) с точно таким же значением на албанском языке, что подтверждается венецианским документом 17-го века, где Бьелопавличи записаны как Палабарди . [ 2 ] Белопавличи известны как Дукаджинцы ( от Дукаджина ) среди лужани , которые были местными славяноязычными жителями Даниловградской равнины до появления поселений Белопавличей в этом регионе. [ 3 ]
Устные традиции
Существует несколько версий подобных устных традиций и народных сказаний, записанных с конца 19 века о Белопавличах и их общем прародителе. Никаких фактических зафиксированных исторических сведений ни о какой такой фигуре не существует. Согласно устной традиции, записанной Шпиро Кулишичем, Бьелопавличи утверждают, что происходят от сына средневекового албанского дворянина Леке Дукаджини по имени Пал Барди ( Бьело Павле ). Традиция также утверждает родство с Гаши , которые изображаются как потомки брата Пала, Гаша или Гаврило . Однако, согласно альтернативной традиции, Леке Дукаджини родил двух сыновей: Николлу, от которого произошли Мирдита и Шала , и Пал Барди, от которого произошли Бьелопавличи и Гаши. [ 4 ] Другая подобная народная традиция считает их прародителем Биели Павле , который был сыном капетана Леки , переехавшего в Черногорию из Дукаджини (западное Косово ) в 15 веке после османского завоевания. В устных преданиях нет упоминаний о его этническом происхождении (серб или албанец). [ 3 ]
Дальнейшие гипотетические конструкции в 19 веке связывали его с сербским происхождением, соответствующим либо Бели Павлимиру 9 века, упомянутому в Хрониках священника Дукли , либо более позднему человеку из 13 века, связанному с домом Неманича , в то время как другие связывали его с албанским происхождением. Среди албанцев из Метохии считается, что его настоящее имя было Пал Барди и что он был сыном Леке Дукаджини. [ 5 ]
Происхождение
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Первоначально албанское племя , Белопавличи претерпело процесс постепенной культурной интеграции с соседним славянским населением. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Францисканский отчет 17 века иллюстрирует заключительные этапы их аккультурации. Его автор пишет, что Братоножичи , Пипери , Белопавличи и Кучи :
почти все они демонстрируют не что иное, как сербский обряд, а на иллрийском языке их можно назвать скорее скьявони, чем албанцами. Поскольку почти все они используют сербский обряд и иллирийский (южнославянский) язык, то вскоре их следует называть славянами , а не албанцами.
История
Первое упоминание о Белопавличах содержится в письме сербской канцелярии в Дубровнике в 1411 году. Документ представляет собой жалобу народа Рагузы , адресованную Елене Балшич , о грабежах, совершенных Белопавличами вместе с Озриничами , Мазнице и Малоншичами. , о рагузских торговцах, проходящих через Зету , пока они возвращались из Сербии . [ 12 ]
После османского завоевания Верхней Зеты в 1474 году и последующего падения Скутари в 1479 году [ 13 ] Белопавличи упоминаются как отдельная нахия в 1485 году после недавно созданного Санджака Скутари . Их территория тогда состояла из 3 поселений, насчитывающих в общей сложности 159 дворов: Мартиничи (35 дворов), Димитровичи (95) и Вражнегрнци (29). [ 14 ] [ 15 ] Антропонимия, зафиксированная в нахии Белопавличи, преимущественно принадлежала к славянской ономастической сфере, хотя меньшинство глав домохозяйств носил албанские или смешанные албанско-славянские личные имена. В отличие от многих других самых северных нахий Санджака Скутари в Черногории, где преобладала славянская антропонимия, меньшинство глав домохозяйств из нахии Белопавличи все еще носили албанские антропонимы в последующих регистрах 16 века. [ 16 ] На основании архивных материалов Селами Пулаха считал такие регионы, как Белопавличи, зонами этнолингвистического контакта между албанцами и славяноязычными группами в средневековый период. [ 17 ] В 1496 году османы окончательно включили Зету в состав своей империи. [ 13 ]
Сожжение останков святого Саввы после Банатского восстания спровоцировало сербов в других регионах на восстание против османов. [ 18 ] В 1596 году восстание вспыхнуло на равнине Белопавличи, затем распространилось на Дробняци, Никшич , Пиву и Гацко (см. Сербское восстание 1596—97 ). Оно было подавлено из-за отсутствия иностранной поддержки. [ 19 ]
В 1612 году султан отправил сына Мехмет-паши в Подгорицу для подавления народных восстаний. Паша оставался в Подгорице три месяца, а затем решил опустошить Белопавличи, взяв в рабство 80 женщин и детей, поджег деревню и украл животных. Мужчины прятались в других деревнях, и после нападения османских солдат соплеменники напали и убили 300 сипахов , украденных у них лошадей и багаж. [ 20 ] В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ Белопавличи вместе с племенами Кучи, Пипери, Васоевичи , Кастрати , Кельменди , Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». На своих общих собраниях, таких как Конвенция Кучи , лидеры приносили клятву беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи на севере. высокогорье когда-либо снова. Их восстание носило освободительный характер. [ 10 ] Они договорились с восставшими о 1000 дукатов и 12 рабах. [ 20 ] Венецианец Мариано Болицца ( Флорида, май 1614 г.) записал, что этот регион находился под командованием османской армии в Подгорице. Было 800 вооруженных людей Белопавличи ( итал . Biellopaulichi ), которыми командовали Ненека Латинович и Братич Томашевич. Позже в том же году Белопавличи, Кучи, Пипери и Кельменди направили письмо королям Испании и Франции, утверждая, что они независимы от османского владычества и не платят дань империи. [ 4 ] Когда паша Герцеговины атаковал город Котор в 1657 году, племена Кельменди и Белопавличи также участвовали в этой битве на стороне венецианцев. Котор отбил осаду, но вскоре восстание против османов было подавлено. [ 6 ]
Бьелопавличи упоминаются в османском историческом отчете Мустафы Наимы как одна из албанских общин, поднявших восстание против османских властей в период с 1637 по 1638 год. Согласно отчету, Белопавличи и Пипери сначала подчинились и оказали поддержку османским войскам под командованием Вучо Мехмед-паши в его кампании против Кельменди, хотя последние позже снова подняли восстание. Население нахии Белопавличи описано в отчете как албанское. [ 21 ]
В 1774 году, в том же месяце смерти Щепана Мали , [ 22 ] Мехмед-паша Бушати напал на Кучи и Белопавличи, [ 23 ] но потерпел решительное поражение и вернулся в Скутари. [ 22 ] Князь-епископ Петр I (годы правления 1782-1830) вел успешную кампанию против в 1819 бея Боснии году; отражение османского вторжения из Албании во время русско-турецкой войны (1828–29) привело к признанию суверенитета Черногории над Пипери. [ 24 ] Петру I удалось объединить Пипери и Белопавличи с Черногорией. [ 24 ] и когда Белопавличи и остальные Холмы (Семь холмов) были объединены в государство Петра, образовалось государство, официально названное «Черная гора (Черногория) и холмы». [ 25 ] В 1847 году разразилась гражданская война, в которой Пипери, Кучи, Белопавличи и Црмница стремились противостоять растущей централизованной власти нового князя Черногории; сепаратисты были подавлены, а их зачинщики расстреляны. [ 26 ] На фоне Крымской войны в Черногории возникла политическая проблема; Данило I Дядя , Георгий , призывал к новой войне против османов, но австрийцы посоветовали Данило не брать в руки оружие. [ 27 ] Против Данило был сформирован заговор во главе с его дядями Георгием и Перо . Ситуация достигла апогея, когда османы разместили войска вдоль границы Герцеговины, провоцируя горцев. [ 27 ] Некоторые призывали к нападению на Бар , другие совершили набег на Герцеговину, и недовольство подданных Данило выросло настолько, что Пипери, Кучи и Белопавличи, недавние и все еще необъединенные приобретения, провозгласили себя независимым государством в июле 1854 года. [ 27 ] В «Уложении» Данило I , датированном 1855 годом, он прямо заявляет, что является «князем (князем, князем) и господарем (господином) Вольной Черной горы (Черногория) и Холмов». [ 28 ] Данило был вынужден принять меры против повстанцев в Брде , некоторые повстанцы перешли на территорию Османской империи, а некоторые подчинились и должны были заплатить за вызванную ими гражданскую войну. [ 27 ] Князь Данило был убит в августе 1860 года при посадке на корабль в Которском порту . Убийце, вождю Белопавличи Тодору Кадичу, как сообщается, в совершении убийства помогали австрийские власти. Некоторые предполагают, что между ними была личная вражда, тот факт, что у Данило был роман с женой Тодора, и продолжающееся жестокое обращение с племенем Белопавличи со стороны охранников Данило и его войск. [ 29 ]
Во время правления Николы I Петровича-Негоша у Белопавличей были плохие отношения с принцем, которые еще больше ухудшились после 1908 года, когда видный член племени Андрия Радович был приговорен к 15 годам тюремного заключения во время судебного процесса по делу о взрыве в Цетинье . [ 30 ]
Несмотря на то, что Бьелопавличи принадлежали к племени Брда, они были одними из первых в этом районе, которые стали подданными князя-епископа Черногории в конце 18 века. [ 31 ] отсюда их решительная поддержка независимости страны в 2006 году. [ 32 ]
Семьи и известные люди

Все семьи имеют славу Паращевы Балканской ( св. Петьки ).
- Братства
- Вражегмци и Мартиничи происходят от Бубы Щепановича.
- Павковичи, потомки Павко Митровича.
- Брайович, потомок Брайо Павковича.
- Петрушиновичи, потомки Петра Митровича.
- Матияшевичи и Томашевичи происходят от Николы Митровича.
- Калезичи, потомки Калета Митровича.
- Лужани , уроженцы
Известные люди, родившиеся или происходящие из Белопавличи, включают:
- Илья Гарашанин , сербский государственный деятель, премьер-министр, защитник Конституции , создатель « Начертаний» .
- Веселин Джуранович , югославский политик-коммунист.
- Милутин Гарашанин , сербский политик, занимавший пост премьер-министра Сербии.
- Драган Йочич , бывший министр внутренних дел Сербии.
- Йовица Станишич , глава Службы государственной безопасности (СГБ) Министерства внутренних дел Сербии.
- Андрия Радович , политик и государственный деятель.
- Благое Йовович , член партизанского, а затем и четнического движения.
- Васос Мавровуниотис , черногорский генерал греческой революции.
- Милутин Савич , сербский революционер.
- Баджо Станишич , офицер Королевской югославской армии.
- Зорица Павичевич , югославский гандболист, участвовал в летних Олимпийских играх 1984 года.
- Воислав Брайович , сербский актер.
- Зоран Калезич , черногорский певец.
- Борислав Йовавонич , писатель, поэт и литературный критик.
- Арсо Милатович , дипломат, посол Югославии в Албании, Румынии и Польше
Ссылки
- ^ Колеса 2017 , с. 369.
- ^ Кулишич, Спиро (1980). Об этногенезе черногорцев (на черногорском языке). Победить. п. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность балканского патриархата . Бёлау Верлаг Вена. п. 156. ИСБН 3205055454 .
- ^ Перейти обратно: а б Кулишич 1980 , с. 41.
- ^ Неделькович, Саша (2007). , кровь и слезы Честь ( на сербском языке). Белград: Златни змай. стр. 97–98. ISBN 9788683495269 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэйхью, Теа Перинчич (1 января 2008 г.). Далмация между османским и венецианским правлением: Контадо ди Зара, 1645–1718 гг .
- ^ Элси, Роберт (30 мая 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-78453-401-1 .
- ^ Мулич, Юсуф (2005). « О некоторых особенностях, связанных с процессом принятия ислама в Боснии и приписываемых ему неточностях » . Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 23-24 : 184. «В переписях арбаны числились вместе с валахами. Это затрудняет рассмотрение возможных различий в принятии ислама валахами и арбанами. Только в случае племен, которые явно как известно, как Арбанас, можно было определить частоту принятия ислама (Белопавличи, Бирманцы, Груде, Хоти, Клименте/Кельменд, Кучи, Матура, Мэн, Малоншичи/Малонзе, Матаруже и Шкриели). Матаруже/Матаронге и Шкриель).]"
- ^ Беришай, Антон Коле (1995). Исламизация – семя раздора или единственный путь спасения албанцев? . Университет Джорджа Фокса. п. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Колеса 2017 , стр. 368–369.
- ^ Чуфи, Голубь (2013). «Албано-черногорские взаимодействия в средние века». В Рамадже, Альберт (ред.). Poeta nascitur, Historicalus Fit - Ad Honorem Zef Mirdita (на албанском языке). Св. Галлен: Альбанский институт. п. 132.
Примечательно, что францисканский текст ок. XVII, после утверждения, что племена Пайпер, Братониш, Белопавлик и Куч были албанскими, добавляет, что: «однако, поскольку почти все они следуют сербскому (православному) обряду и используют иллирийский (славянский) язык, очень скоро будут называться славян больше, чем албанцев»
- ^ Стоянович, Любомир, изд. (1929). Старые сербские грамоты и грамоты на сербском языке ( ). Том. Я/1. Белград: Сербская королевская академия. п. 387.
- ^ Перейти обратно: а б Златар, Зденко (2007). Поэтика славянства: мифопоэтические основы Югославии . Том. 2. Питер Лэнг. п. 460. ИСБН 978-0-8204-8135-7 .
- ^ Пулаха, Селами (1974). Регистрационная книга санджака Шкодры за 1485 год (на албанском языке). Тирана: Академия наук Республики Албания. стр. 123–125.
- ^ Джурджев, Бранислав (1984). Происхождение и развитие горских, черногорских и герцеговинских племен (на сербском языке). Титоград: Черногорская академия наук и искусств. стр. 44.
- ^ Пулаха, Селами (1983). Албанское население Косово на протяжении столетия. XV-XVI: (исследования и документы) . Тирана: Академия наук Республики Албания: Институт истории. стр. 55, 73.
- ^ Пулаха 1974 , с. 42.
- ^ Батакович 1996 , с. 33.
- ^ Чорович, Владимир (2001) [1997]. «Поворот в позиции сербов» . История сербского народа (на сербском языке). Белград : Янус.
- ^ Перейти обратно: а б Мариано Болицца
- ^ Пулаха, Селами (1978). Отношение албанского народа к османскому владычеству с ок. XVI до начала века. xviii: Османские документы . Тирана: Академия наук Республики Албания: Институт истории. стр. 110–4.
- ^ Перейти обратно: а б Рекорды . Цетиньское историческое общество. 1939.
В том же месяце, когда был убит Щепан, визирь Скадара Мехмед-паша Бушатлия напал на Куче, но был отбит с большими потерями и вернулся в Скадар.
- ^ Анналы Матицы Сербской . В Сербской национальной кооперативной типографии. 1898.
В 1774 году визирь Скадарского Мехмед-паша Бушатлия напал на Куче и Белопавлича, которые призвали на помощь черногорцев, из-за чего завязалась большая битва между Черногорией и Арбанией, и Арбаны отступили...
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, с. 142
- ^ Этнографический институт (Сербская академия наук и искусств) (1952). Специальные выпуски, тома 4-8 . Научная работа. п. 101.
Когда при Петре I Белопавлия, а затем и остальная Брда вошли в состав Черногорского государства, то официально "Черногория и Брда"
- ^ Миллер, с. 144
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллер, с. 218
- ^ Сотворение, 7–12 . Рим. 1984 г. до н.э. 1422 г.
Историческую действительность Черногории и Холмов нельзя игнорировать, что видно из названия Кодекса Данило I, принятого в 1855 г., который гласит: «КОДЕКС ДАНИЛО И КНЯЗИ И ВЛАДЫКИ СВОБОДНОЙ ЧЕРНОГОРИИ И ХОЛМЫ».
- ^ Срджа Павлович (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание единого южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. стр. 39–. ISBN 978-1-55753-465-1 .
- ^ Иво Банац (1988). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-9493-1 . [ нужна страница ]
- ^ Златар, Зденко (2007). Поэтика славянства: мифопоэтические основы Югославии . Том. 1. Питер Лэнг . п. 52. ИСБН 978-0-8204-8118-0 .
- ^ Срджа Павлович (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание единого южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. п. 143.
Источники
- Батакович, Душан Т. (1996). Сербы Боснии и Герцеговины: история и политика . Ассоциация Диалог. ISBN 9782911527104 .
- Кола, Азета (25 февраля 2017 г.). «От централизации Светлейшего к саморегулирующемуся Кануну: усиление кровных уз и возникновение великих албанских племен, 15-17 века» . Акта Хистриа .
- Уильям Миллер (12 октября 2012 г.). Османская империя и ее преемники 1801-1927 гг . Рутледж. ISBN 978-1-136-26046-9 .