Jump to content

Ора (мифология)

Ора
Группировка Легендарное существо
Похожие объекты Зана, Виторе, Мойра, Фатия, Мира, Норнны
Фольклор албанский
Страна Албания, Косово
Область Северная Албания, Косово
среда обитания Леса и горы, обитающие в ручьях, озерах и пещерах.

Ора албанская ( албанский : orë, определенная форма : ora, мн.ч .: orë/t) — мифологическая фигура , которой обладает каждый человек от рождения и связанная с человеческой судьбой и судьбой. [ 1 ] [ 2 ] Основная функция ора — поддерживать порядок во Вселенной и обеспечивать соблюдение ее законов. [ 3 ]

Ора считается своего рода личной богиней, принадлежащей только одному человеку. [ 4 ] Ора организуют аспект всего человечества, присутствуя при рождении каждого человека и плетя его будущее. [ 5 ] Ору, принадлежащую дому, часто представляют в виде змеи . [ 6 ]

Североалбанскую ора, наряду с заной , можно встретить в народных верованиях и устных эпосах гегских албанцев . Народные верования южных тоских албанцев обнаруживают сходные албанские мифологические образы судьбы и предназначения, Мира и Фатия . [ 7 ]

Географическое положение Оры

[ редактировать ]
Устье реки Дрин в природном парке Куне-Вайне-Тале в Албании.

Ора проживают к северу от реки Дрин в Северной Албании. [ 2 ] В Центральной Албании считалось, что ора присутствовали повсюду, «слушая благословения и проклятия людей, которые затем стремились быстро осуществить». [ 8 ] За пределами Центральной Албании орас живут в лесах и горах, в ручьях, озерах и пещерах. [ 2 ] Барон Франц Нопча связал термин «Ора» с древнегреческим Oreads , «нимфами гор». [ 2 ]

Отрывок из «Песен воинов пограничья» (Mujo's Ora's), переведенный Робертом Элси - [ 9 ]

Славянский воин Паджи Харамбаши ищет Муджо в горных хребтах и ​​встречает трех белоснежных Ора – защитников Муджо. [ 10 ]

«И, повернувшись, направился к высокогорным лугам, Но нигде на них Муджо не нашел. Гнев и ярость шкья овладели. Там, при луне, у края фонтана Повстречался он с тремя белоснежными орами. При свете луны они как будто играли».

«Ора Муджо», «Песни воинов-пограничников» . [ 9 ]

Появление

[ редактировать ]

В албанском фольклоре и поэзии Ора — это дух-защитник, которым обладает каждый человек с рождения. Внешний вид Ора меняется в зависимости от личности и качеств человека: «белая Ора для храбрых и трудолюбивых или черная Ора для ленивых и трусливых». [ 11 ]

В Северной Албании Орас представлены – подобно южноалбанской Фатии – как группа из трех мифологических богинь, которые собираются ночью, чтобы выполнить задачу «определения судьбы ребенка при рождении» и распределить свою благосклонность по отношению к ребенку. Жители гор Дукаджини верили, что существуют три типа Судьбы: «э Бардха (Белый) раздает удачу и желает людям добра, э Вердха (Желтый) раздает неудачи и накладывает злые заклинания, а э Зеза (Желтый) Черный), который решает смерть». [ 4 ]

Способность трансформироваться

[ редактировать ]

В албанском фольклоре и поэзии Ора могла принимать любую форму, какую им заблагорассудится, включая «птиц, зверей, женщин или змей». [ 12 ]

Змеиная форма

[ редактировать ]

В Северной Албании орасы «часто появляются в виде змей». — аналогично южноалбанскому божеству Виторе . И Ора, и Виторе «широко представлены как змея с золотыми рогами, приносящая золото». [ 4 ] Албанские истории описывают верования, связанные со змеем-защитником Орасом. Мифологический цикл «Деяний Муи» раскрывает способность Ора наделять героя сверхъестественными способностями и исцелением, находясь в образе змеи. [ 6 ]

Из албанской литературы в переводе Роберта Элси -

«Вы видите эту Ору, стоящую у моей постели?

Она охраняет меня день и ночь.

Эта змея скользит по моим ранам, чтобы исцелить их.

Бог даровал мне возможность прийти мне на помощь».

— Роберт Элси [ 6 ]

Атрибуты

[ редактировать ]

В албанском фольклоре считалось, что каждому человеку при рождении присваивается Ора, поскольку было «столько же Ора, сколько людей». [ 4 ] Ора путешествует вместе со своим человеком и обеспечивает защиту. [ 13 ] Ора, похожие на древнегреческих Мойр , присутствуют при рождении каждого ребенка, определяя его судьбу и одновременно благословляя ребенка; «организация появления человечества». [ 7 ]

Судьба и судьба

[ редактировать ]

С рождением каждого ребенка многие оры собираются ночью у скал, чтобы решить, какие качества получит ребенок. [ 2 ] Альберт Доджа ссылается на исследования Максимилиана Ламбертца , показавшие, что лица орас меняются в зависимости от степени счастья, которое они даруют новорожденному ребенку. «Если бы Ора выла на человека, нити его судьбы оборвутся». [ 4 ] После того, как новорожденному был назначен Ора, его внешний вид будет меняться в зависимости от качеств ребенка; «белая Ора для храбрых или черная Ора для трусливых». [ 2 ]

Упоминания Ора в фольклоре и эпической поэзии

[ редактировать ]

Как обсуждал Роберт Элси; сказки и легенды в албанском фольклоре и поэзии раскрывают фундаментальную тему борьбы добра и зла, «отражение социальных ценностей, как мы их воспринимаем» (Элси, 2015). «Традиционно поется на крайнем севере Албании», [ 14 ] Албанская устная литература сохранила множество архаичных элементов, обнаруживая внутри себя следы греко-римской мифологии, включая мифическую Ору.

Песни воинов-пограничников

[ редактировать ]

«Песни воинов-пограничников», описанные Робертом Элси как один из «самых известных циклов албанских эпических стихов». [ 15 ] Самое раннее письменное описание эпоса было сделано в Северной Албании в начале двадцатого века францисканскими священниками, жившими в горах. (Осборн, 2015, стр. 14)

Раскрыты истории и приключения воина Гьето Башо Муджо и его брата Сокола во время их путешествия по Албании. Выявляется выраженная мифологическая составляющая в тексте, поскольку братья взаимодействуют с мистическими существами, которые помогают им на протяжении всего пути. [ 16 ] – одним из этих существ является Ора.

Орас Муджо

[ редактировать ]

Славянский воин Паджи Харамбаши встречает в горах трех белых ора, мистических существ, «которые веселятся и резвятся», когда он ищет Муджо. Паджи сделал Ору жертвой, сжимая и раздавливая его руку. Затем трое Ора обращаются за помощью к Муджо, чтобы отомстить Паджи. [ 16 ]

Отрывок из «Песен воинов-пограничников» (Mujo's Ora's), переведенный Робертом Элси -

«О, да, кому вы оказываете помощь?»

Затем один из них подошел к нему и заговорил с ним, говоря:

«Орас мы великого героя земного,

Мы оказываем помощь Гьето Басё Муджо!»

Велика была ярость, которую шкья испытывала к Муджо!

Схватив за руку одного из ора,

Он сжал его, сжал и раздробил на куски».

«Ора Муджо», «Песни воинов-пограничников» . [ 17 ]

Женитьба Халили

[ редактировать ]

Брат Муджо, Халили, отправляется на поиски единственной, на ком он хочет жениться, Тануши — дочери короля христианского царства. В своем путешествии он встречает Ора, который помогает ему и ведет к Тануше. [ 18 ] [ 19 ]

Отрывок из «Песен пограничных воинов» («Женитьба Халили») в переводе Роберта Элси –

«Я направляюсь в Царство Христиан,

Там я встречу некоего Вуке Харамбаши».

Горная ора тогда разразилась смехом,

Сам молодой человек был в недоумении и недоумевал

Что за существо стояло перед ним.

Ора повернулась и начала сообщать ему:

Вуке Харамбаши, с которым вы никогда не встретитесь

Для Царства христиан он давно ушел,

Но подойди сюда, молодой человек, в мою сторону…»

«Женитьба Халили», «Песни воинов-пограничников» . [ 20 ]

Муджо и Бехури

[ редактировать ]

В своем путешествии Муджо встречает Ора, который говорит ему, что он должен убить славянского воина Бехури. Во время дуэли Муджо и Бехури вмешивается Ора, направляя Муджо, чтобы отвлечь Бехури и использовать ядовитый кинжал, который Ора спрятал на Бехури, чтобы убить его. Под руководством Оры Муджо убивает своего соперника. [ 21 ] раскрывая способность Ора оказывать помощь и руководство назначенному ей человеку, когда он в этом нуждается.

Отрывок из «Песен воинов-пограничников» (Муджо и Бехури) в переводе Роберта Элси –

«В бегстве поспешила к нему ора…

«Ой, смотри, солнце!» кричи Бехури,

И когда он поворачивает голову, чтобы увидеть это,

Засунь руку ему в левый карман,

Там ты найдешь отравленный кинжал,

И если ты умело маневрируешь,

Шкья больше не будет на тебя смотреть.

«Муджо и Бехури», «Песни воинов-пограничников» . [ 22 ]

Зуку Байрактар

[ редактировать ]

Зуку Байрактар ​​берет в плен тайного любовника своей матери, славянского воина Балоза Седлия. Боясь силы Зуку, его мать предлагает ослепить сына. Зуку, над которым насмехаются и захватывают, ослепляет его мать. «Блуждая бесцельно по горам, слепой Зуку встречает ора, который с помощью трав возвращает ему зрение и велит ему отомстить». [ 23 ] В полночь Зуку убивает славянского воина Балоза Седлия и сжигает его мать заживо.

Отрывок из «Песен воинов пограничья» (Зуку Байрактар) в переводе Роберта Элси –

«Что касается моей матери, она ослепила меня.

Оры обратились к нему и ответили:

Ты должен дать честное слово,

Чтобы отомстить матери,

Мы вернем вам зрение,

И сделай свои глаза такими, какими они были у тебя когда-то».

«Зуку Байрактар», «Песни воинов-пограничников» . [ 24 ]

Суеверия и убеждения

[ редактировать ]

Дурной глаз

[ редактировать ]

Сири и Кек – «одно из проклятий Албании»; Дурной глаз. Злые орасы и черти появлялись по ночам, а затем исчезали с «первым криком петуха через два часа после полуночи, так как они были теперь бессильны». [ 25 ] По всей Албании люди носили множество видов амулетов, чтобы отогнать злых оров и дьяволов. Детям можно было привязать ко лбу монету или прикрепить к волосам детей и лошадей синие стеклянные бусы. [ 26 ] Эдит Дарем сообщает, что высушенная голова змеи, отрезанная большой серебряной меджидией (монетой), является «очень хорошим оберегом» от сглаза. Его обертывали серебряной медалью Святого Георгия, а затем благословляли священником, обеспечивая защиту от злых Орасов и дьяволов при ношении. [ 25 ]

Волшебная пещера

[ редактировать ]

Эдит Дарем сообщает о частых сверхъестественных событиях в городе Гьякова , Косово. На склоне горы, по дороге в Призрен, сохранилась пещера, которая уходит «на несколько миль под землю, а некоторые говорят, что даже под Дрин». В пещере остался большой заброшенный древний город с базаром, «наполненным всеми лучшими и лучшими фруктами, мясом, рыбой и прекрасными одеждами». [ 27 ] Злые оры, замаскированные под змей, охраняли пещеру; ибо если бы кто-нибудь прикоснулся к предметам в древнем городе, они «поглотили бы его во тьме». [ 27 ] Исследования Дарема в Албании показывают, что в течение многих лет ни один человек не рисковал проникнуть в пещеру.

Защита змей

[ редактировать ]

Альберт Доджа раскрывает представления о защитной «домашней змее» в албанской культуре и суевериях. Ни в коем случае нельзя тревожить змею, даже если она найдена в детской колыбели, поскольку «это ора принадлежит дому и ребенку». [ 6 ] Поскольку Ора обеспечивала защиту, их внешний вид в виде змеи также мог предсказывать несчастные события. Если вы пересеклись со змеей до восхода или после захода солнца, это «предвещает смерть кого-то из ваших родственников». [ 28 ]

Злой час

[ редактировать ]

В албанском фольклоре роль Ора обычно различается. Ора часто описывают как добрых мифологических персонажей, предлагающих свою защиту и помощь, но в некоторых сказках они изображаются как негативные и опасные существа. В Албании люди верили, что Ора защитят их, в то время как другие считали, что Ора опасны и преследуют злые цели. Дарем сообщает, что сверхъестественные события в Албании будут служить предостережением, поскольку многие отказываются путешествовать куда-либо рядом с районами, которые, как полагают, прокляты и / или защищены Ора. [ 27 ]

Сходства с другими мифологическими персонажами

[ редактировать ]

Албанские различия

[ редактировать ]

Североалбанские геги - Зана

[ редактировать ]

Зана северных албанцев - — мифологическая фигура в гегов народных верованиях и устных эпосах . Заны изображаются в виде горных нимф и, как и Ора, живут возле источников в горной местности Северной Албании. [ 29 ] Роберт Элси описал Зану как «муз гор» — ведь у каждой горы есть своя Зана. [ 29 ] Как показано в албанском эпосе, зана наблюдают за албанскими сражениями, предлагая свою помощь и защиту там, где это необходимо.

Три судьбы автора Александр Ротхауг

Отрывок из «Песен воинов-пограничников» (Halili Avenges Mujo), в переводе Роберта Элси –

«Водрузили героя и поставили его на ноги,

Они перевязали все его раны и исцелили все его недуги,

Вывели скакуна его и надели на него седло,

Герою вручили травы для ингаляций,

Возвращая ему всю его мощь и силу.

Муджо отправился на высокогорные пастбища,

Оставив своих спасителей, занасов, позади себя».

«Халили мстит за Муджо», «Песни воинов-пограничников» . [ 30 ]
Норны (1889) Йоханнеса Гертса .

Южноалбанские тоски – Фатия, Мира и Виторе.

[ редактировать ]

Виторе отождествляется с Фатией и Мирой в народных верованиях и фольклоре Южных Албаний. Виторе — домашнее божество, известное как «женщина, которая прядет». [ 7 ] – раскручивание судьбы каждого человека при его рождении. Виторе часто изображают в виде золотого рогатого змея, который обеспечивает защиту и приносит удачу семье дома, в котором он проживает. [ 7 ]

Фатия и Мира - это албанские мифологические персонажи Тоск, преследующие ту же цель, что и албанские Гег Ора и Зана. Оба встречаются в народных сказках и являются мифологическими фигурами судьбы и предназначения, часто изображаемыми в виде трех женских божеств.

Другие подобные цифры

[ редактировать ]

Греческие судьбы - Мойры

[ редактировать ]

Три судьбы греческой мифологии , Мойры , представлены аналогично Оре как три богини, определяющие человеческую судьбу. Их часто изображают прядущими, измеряющими и перерезающими нить, показывая их контроль над человеческой жизнью. Клото пряла нить жизни, определяя судьбу каждого человека, Лахесис измеряла нить, определяя, как долго продлится жизнь, а Атропос перерезала нить, обозначая конец жизни. [ 31 ] Мойры определяли судьбу каждого ребенка после его рождения, тогда как Ора ждали до «третьей ночи после рождения ребенка». [ 7 ]

Скандинавская мифология — Норны

[ редактировать ]

В скандинавской мифологии норны были «сверхъестественными женщинами , которые управляли судьбами мужчин». [ 32 ] Как обсуждал Снорри Стурлусон , Норны были тремя «девами, чьи имена — Урд, Верданди и Скульд». [ 33 ] означает прошлое, настоящее и будущее. Эти девушки будут формировать жизнь каждого рожденного ребенка, назначая каждому разную судьбу – подобно Ора. Хорошие норны, которые родились хорошо, создают хорошую жизнь, в то время как плохие норны несут ответственность за несчастья в жизни людей. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Люркер 2005 , с. 143.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элси 2001 , стр. 194.
  3. ^ Доджа 2005 , с. 459.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Доджа 2005 , с. 457.
  5. ^ Доджа 2005 , стр. 456, 459.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Доджа 2005 , с. 458.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Доджа 2005 , с. 456.
  8. ^ Элси 2001 , стр. 195.
  9. ^ Перейти обратно: а б Элси и Мэти-Хек 2004 , стр. 31–33, 55, 67, 125–131
  10. ^ Осборн, Л. (2015). Древнегреческая мифология в современном албанском эпосе, «Песни пограничных воинов», стр. 14–18. Фейетвилл: Университет Арканзаса.
  11. ^ Люркер 2005 , с. 143
  12. ^ Дарем, М., Эдит (1909). Высокая Албания . Центр албанских исследований. стр. 61, 152. ISBN.  9781365913099 .
  13. ^ Элси 2010 , стр. 340.
  14. ^ Сивачки Ана В. (2013). Специфические начальные (вводные) формулы в албанских (десятисложных) песнях воинов-пограничников . Институт Балканика. п. 113
  15. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , с. xi.
  16. ^ Перейти обратно: а б Осборн, Л. (2015). Древнегреческая мифология в современном албанском эпосе «Песни воинов-пограничников» [PDF] с. 15. Фейетвилл: Университет Арканзаса.
  17. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , с. 33.
  18. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , с. 55.
  19. ^ Осборн, Л. (2015). Древнегреческая мифология в современном албанском эпосе «Песни воинов-пограничников» [PDF] с. 17. Фейетвилл: Университет Арканзаса.
  20. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , с. 67.
  21. ^ Осборн, Л. (2015). Древнегреческая мифология в современном албанском эпосе «Песни воинов-пограничников» [PDF] (стр. 18). Фейетвилл: Университет Арканзаса
  22. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , стр. 125–131.
  23. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , с. 171
  24. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , с. 181
  25. ^ Перейти обратно: а б Дарем, Эдит М. (1909). Высокая Албания . Лондон: Центр албанских исследований. п. 61. ИСБН  9781365913099 .
  26. ^ Элси 2010 , стр. 131.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Дарем, Эдит (1901). Высокая Албания . Лондон: Центр албанских исследований. п. 152. ИСБН  9781365913099 .
  28. ^ Дэниелс, Кора Линн; Стеванс, CM (2003). Энциклопедия суеверий, фольклора и оккультных наук мира (том II) . Университетское издательство Тихоокеанского региона. п. 694. ИСБН  9781410209153 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Элси 2010 , стр. 496.
  30. ^ Элси и Мэти-Хек 2004 , с. 309.
  31. ^ Александр, Скай (2014). Феи: мифы, легенды и знания . Ф&В Медиа, Инкорпорейтед. стр. 197–198. ISBN  9781440573057 .
  32. ^ Перейти обратно: а б Бьок, Джесси (2004). Скандинавский эпос о Сигурде Драконоборце . Великобритания: Пингвин. ISBN  9780141921556 .
  33. ^ Стурлусон, Снорри (1992). Прозаическая Эдда: Сказки из скандинавской мифологии . Издательство Калифорнийского университета. п. 44. ИСБН  9780520234772 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 075a0994cf8149ed384c29a98e97811d__1723059420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/1d/075a0994cf8149ed384c29a98e97811d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ora (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)