Датский фольклор

Часть серии о |
Культура Дании |
---|
Датский фольклор состоит из народных сказок , легенд , песен, музыки, танцев , народных верований , мифов и традиций, передаваемых жителями городов и деревень по всей стране, часто передаваемых из поколения в поколение из уст в уста . Как и в соседних странах, интерес к фольклору рос с появлением чувства национального самосознания в Дании XIX века. Исследователи путешествовали по стране, собирая бесчисленные народные сказки, песни и поговорки , наблюдая за традиционной одеждой в различных регионах. Фольклор сегодня является частью национального наследия, представленного, в частности, национальными и местными традициями, песнями, народными танцами и литературой.
История
[ редактировать ]Как и в остальной Европе, интерес к датскому фольклору был результатом национальных и международных тенденций начала 19 века. В частности, движение немецкого романтизма было основано на убеждении, что существует связь между языком, религией, традициями, песнями и историями и теми, кто их практиковал. Общие корни побуждали жителей страны разделять концепцию современной нации. Этот подход распространился на меньшие, угнетенные страны, политики и интеллектуалы которых работали над повышением осведомленности населения об общей этнической принадлежности . Это относилось к Дании после наполеоновских войн и потери Норвегии в 1814 году и, прежде всего, после потери Шлезвига Германией в 1864 году. Родилось новое осознание общего происхождения, побуждающее исследователей исследовать повседневную жизнь сельских жителей, одновременно когда сказки, поэзия, песни и верования начали исчезать. Документируя народную культуру , эти интеллектуалы полагали, что они сохранили актив, переданный по наследству. устная традиция со времен средневековья или даже раньше. [ 1 ]
Сегодня признано, что лишь часть источников можно проследить дальше, чем эпоха Возрождения . Более того, со временем традиции менялись, рождались новые тенденции. Исследования и архивы, собранные в 19 веке Сведом Грундтвигом , Хеннингом Фредериком Фейлбергом и Эвальдом Тан Кристенсеном, тем не менее, способствовали лучшему пониманию и пониманию датского фольклора. [ 1 ]
Музыка и народные танцы
[ редактировать ]На протяжении веков танцы составляли ключевую часть праздников в Дании. Праздничные собрания часто проходили в фермерских домах, где групповые танцы или ротационные последовательности давали возможность каждому присоединиться к ним, даже если комната была переполнена. [ 2 ] В 17 и 18 веках музыку в Дании в большинстве районов могли исполнять только официально назначенные городские музыканты ( stadsmusikanter ), которые играли вместе со своими учениками на семейных собраниях, местных праздниках и даже в церквях. [ 3 ] Однако было несколько исключений, в том числе Борнхольм , Амагер и Фано , которые сохранили свои традиции. Поскольку городские музыканты не любили традиционные инструменты, такие как барабаны , волынки и шарманки , скрипка все чаще использовалась для танцевальной музыки. [ 4 ]
Ко второй половине 17 века из Польши были введены парные танцы, особенно полс , вариант польки , за которым вскоре последовал менуэт . Танцы, ставшие популярными в 19 веке, включали вальс и датские варианты контра и кадрили, такие как хопса , рейнлендер , галоп , свейтрит и шоттиш . [ 5 ]
Принимавшие участие в празднествах облачались в свои лучшие воскресные костюмы, которые несколько различались от региона к региону, но неизменно шились в домашних условиях из льна, шерсти или льна. В середине XIX века и традиционные костюмы, и танцы начали вымирать. Но к началу 20 века, когда возобновился интерес к национальному наследию, ряд коллективов начал возрождать музыку, танцы и костюмы. В 1901 году в Копенгагене было основано Общество содействия датскому народному танцу ( Foreningen til Folkedansens Fremme ), которое привело к появлению местных танцевальных обществ по всей стране. [ 6 ] Сегодня насчитывается более 12 000 танцоров народных танцев, принадлежащих к 219 местным клубам, которые проводят курсы музыки, танцев и шитья. [ 2 ] [ 7 ]
Национальные костюмы
[ редактировать ]
Традиционные костюмы Дании, хотя и различаются от региона к региону, относятся примерно к периоду между 1750 и 1900 годами, когда одежду часто шили в домашних условиях из пряжи, полученной из шерсти или льна. В сельских общинах изготовление одежды как для членов семьи, так и для прислуги было важной частью повседневной жизни. Обычно их изготавливали из шерстяной ткани, ткали сами женщины или профессиональная ткачиха. Многие узоры, основанные на ограниченном диапазоне цветов растительных красителей, были распространены почти во всех частях страны. Различия в костюмах между регионами лучше всего можно увидеть в лучшем женском воскресном наряде, особенно в расположении вездесущего головного убора в виде чепчика или шарфа. Головной убор часто состоял из чепчика, куска полотна под ним и шарфа, удерживающего его на месте, либо из широкого кружева, либо из вышитого тюля . На острове Зеландия существовала традиция вышивать шляпки золотой и серебряной нитью. [ 2 ]
Юбки или нижние юбки были длинными, носили слоями и неизменно покрывались фартуком из тонкого шелка или вышитым мюли . Верхнюю часть тела прикрывала тканевая кофта или блузка. В некоторых регионах носили облегающий лиф, застегивавшийся на крючки или зашнурованный спереди. Юбки, куртки и лифы имели края и украшались плоской или узорчатой шелковой лентой, а легкие шарфы носили на шее, закрывая плечи и горло. Как и женская, мужская одежда шилась в основном из льна и шерсти, но бриджи до колен часто были кожаными. Длинные белые шерстяные чулки домашней вязки доходили выше колена. Помимо длинных рубашек мужчины носили несколько маек и курток. У зажиточных выставлялись пуговицы из серебра, хотя обычно они были из жести или даже рога. И мужчины, и женщины обычно носили сабо, мужчины часто носили длинные кожаные сапоги, а мужчины и женщины носили кожаные туфли с пряжкой спереди. [ 2 ]
Художник Фредерик Кристиан Лунд , путешествовавший по Дании в качестве солдата Первой Шлезвигской войны , увлекся зарисовкой людей в местных костюмах в различных частях страны. В 1864 году он завершил свою коллекцию из 31 цветного эскиза, опубликовав их в виде цветных литографий в Danske Nationaldragter (Датские национальные костюмы). [ 8 ]
-
Фермер из Зеландии
-
Женщина из Хаудрупа
-
Девушка из Хедебо
-
Девушка из Сковшоведа
-
Женщина из Борнхольма
Народные сказки и легендарные персонажи
[ редактировать ]
В 1817 году историк искусства и писатель Юст Матиас Тиле на общественных началах начал работу по каталогизации в Королевской библиотеке Копенгагена, где составил небольшой труд под названием Prøver af danske Folkesagn («Образцы датских народных сказок»). Это должно было привести к гораздо более значительным исследованиям, частично вдохновленным сборниками сказок братьев Гримм , а частично растущим интересом Дании к романтизму. Он путешествовал по стране, записывая и описывая легенды, заручившись поддержкой таких влиятельных деятелей, как историк литературы Расмус Ньеруп, написавший предисловие, подчеркивающее многогранное значение предприятия. Его четырехтомный сборник датских народных сказок ( Danske Folkesagn ) был опубликован между 1819 и 1823 годами. Манера, в которой он излагал рассказы, записывая рассказы местных жителей, с которыми он встречался, послужила примером и рабочим методом для последующей работы Свенд Грундтвиг , Эвальд Тан Кристенсен , Аксель Ольрик и Ханс Эллекильде который в дальнейшем документировал легенды и народные сказки по всей Дании. Как и предвидел Нюреп, у работы было дополнительное измерение: «Предоставление материала для поэтов и тем для дальнейшего развития». Его коллекция действительно оказала глубокое влияние на Золотой век Дании , вдохновив на создание Ганса Христиана Андерсена сказок Стена Стенсена Блихера , рассказов Йохана Людвига Хейберга , пьес Кристиана Винтера . и поэзии [ 9 ] Действительно, он заложил основы современного прорыва в Дании и регионального литературного движения, которое доминировало в элитных литературных кругах позднее в XIX веке. [ 10 ]
Многочисленные датские народные сказки содержат мифические фигуры, такие как тролли , эльфы , гоблины и твари , а также фигуры из скандинавской мифологии . Ниссе . — особенно известная легендарная фигура в датском фольклоре, по-видимому, восходящая к дохристианским временам, когда считалось, что существуют домашние боги Другие скандинавские страны также имеют аналогичные цифры и имеют сходство с английскими пирожными и хобами . Просто Матиас Тиле собрал легенды о ниссе в своей книге Danske Folkesagn (Датские народные сказки) (1819–1823), которая побудила таких художников, как Йохан Томас Лундбай, изобразить юлениссе (Рождественский ниссе) позже, в 19 веке. Одетый в серое, с остроконечной красной кепкой, он был не выше 10-летнего мальчика. Традиционно на каждой ферме был свой ниссе, живший на чердаке или в конюшне. Существа были бы полезны, если бы с ними обращались должным образом, например, давая им на ночь миску каши с куском сливочного масла, но, если такое лечение не удастся, они также могут причинить беспокойство. [ 11 ] [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «История коллекции». Архивировано 23 ноября 2011 г. в Wayback Machine , датский Folkemindesamling . (на датском языке) Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Национальная одежда и народные танцы». Архивировано 8 октября 2011 г. в Wayback Machine , Министерство иностранных дел Дании . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ "Stadsmusikanter". Архивировано 4 августа 2012 г. в archive.today , Королевская библиотека . (на датском языке) Проверено 24 ноября 2011 г.
- ^ Кудаль, Йенс Хенрик. 1997. «Влияние Stadsmusikant на народную музыку» в Дорис Стокманн и Йенс Хенрик Кудал (редакторы). 1997. Исторические исследования народной и традиционной музыки: Исследовательская группа ICTM по историческим источникам народной музыки, отчет конференции, Копенгаген, 24–28 апреля 1995 г. Музей Тускуланум Пресс.
- ^ Хеннинг Уруп, «Предпосылки, источники и особенности датской скрипичной музыки» в «Musik og forskning 2», 1976, Копенгаген (на датском языке) . Проверено 24 ноября 2011 г.
- ^ «Танец». Архивировано 26 апреля 2012 г. в Wayback Machine , архив Dansk Folkemindesamling . (на датском языке) Проверено 24 ноября 2011 г.
- ^ «Национальная ассоциация датских народных танцоров». Архивировано 10 марта 2016 г. в Wayback Machine , Национальная ассоциация датских народных танцоров . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Фриц Лилбек, «Historimaler FC Lund: Danske Nationaldragter» . Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine . (на датском языке) Проверено 24 ноября 2011 г.
- ^ "Р. Ньеруп" , Немецкие доги . (на датском языке) Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ «Сайты (пере)коллекции: цифровой подход к пяти рассказчикам в фольклорной коллекции Эвальда Тан Кристенсена». Архивировано 26 апреля 2012 г. в Wayback Machine , Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе . Проверено 23 ноября 2011 г.
- ^ "Nisse" , Den Store Danske , (на датском языке), дата обращения 23 ноября 2011 г.
- ^ «Санта-Клаус» , Немецкие доги . (на датском языке) Проверено 23 ноября 2011 г.
Литература
[ редактировать ]- Бэй, Йенс Кристиан, тр. Датские сказки: сборник популярных рассказов и сказок на датском языке Свенда Грундтвига, Э. Т. Кристенсена, Ингвора Бондесена и Л. Бадде. Нью-Йорк: Харпер и братья, 1899.
- Грундтвиг, Свен, колл. Датские сказки . Тр. Джесси Грант Крамер. Бостон: Компания Четырех Морей, 1912.
- Кудаль, Йенс Хенрик. 1997. Влияние "Stadsmusikant" на народную музыку в Дорис Стокманн и Йенс Хенрик Кудал (редакторы). 1997. Исторические исследования народной и традиционной музыки: Исследовательская группа ICTM по историческим источникам народной музыки, отчет конференции, Копенгаген, 24–28 апреля 1995 г. Музей Тускуланум Пресс.
- Лундинг, Астрид. « Система сказок в фольклорном сборнике Копенгагена ». В: Folklore Fellows Communications (FFC) № 2. 1910.
- Тангерлини, Тимоти Р. 2013. Датские народные сказки, легенды и другие истории . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс.
- Винтер, Матиас . Danske Folkeeventyr, самледе. (Сборник датских народных сказок) . Хёбехавн: 1823 г.