Спасение датских евреев

Датскому движению сопротивления при помощи многих датских граждан удалось эвакуировать 7220 из 7800 датских евреев , а также 686 жен-неевреев морским путем в соседнюю нейтральную Швецию во время Второй мировой войны . [1] Арест и депортация датских евреев были заказаны немецким лидером Адольфом Гитлером , но усилия по их спасению начались раньше из-за утечки информации о планах 28 сентября 1943 года немецким дипломатом Георгом Фердинандом Дуквицем .
Спасение считается одной из крупнейших акций коллективного сопротивления агрессии в странах, оккупированных Германией во время Второй мировой войны. В результате спасения и последующего заступничества Дании в защиту 464 датских евреев, которые были захвачены и депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт в протекторате Богемия и Моравия , 99% еврейского населения Дании пережили Холокост . [1]
Приказ о депортации
[ редактировать ]Без отказа от сотрудничества датского правительства, которое могло бы им помешать, немецкие оккупанты Дании начали планировать депортацию в нацистские концентрационные лагеря примерно 7800 евреев в Дании. Немецкий дипломат Георг Фердинанд Дуквиц безуспешно пытался обеспечить безопасную гавань датским евреям в Швеции; Шведское правительство заявило Даквицу, что примет датских евреев только в том случае, если они будут одобрены нацистами, которые проигнорировали просьбу об одобрении.
28 сентября 1943 года Даквиц передал информацию о планах операции против датских евреев Гансу Хедтофту , председателю Датской социал-демократической партии . Хедтофт связался с Датским движением сопротивления и главой еврейской общины С.Б. Энрикесом, который, в свою очередь, предупредил исполняющего обязанности главного раввина Маркуса Мельхиора . На утренней службе 29 сентября, за день до службы Рош ха-Шана , раввин Мельхиор предупредил евреев о планируемых действиях Германии и призвал немедленно скрыться и распространить информацию среди своих еврейских друзей и родственников. Действия Германии по депортации датских евреев побудили датскую государственную церковь и все политические партии, за исключением пронацистской Национал-социалистической рабочей партии Дании (NSWPD), немедленно осудить эту акцию и поклясться в солидарности с еврейскими согражданами. Впервые они открыто выступили против оккупации. Сразу же датские епископы издали хюрдебрев — пастырское послание всем гражданам. Письмо было роздано всем датским служителям, чтобы его зачитали в каждой церкви в следующее воскресенье. Это само по себе было очень необычно, поскольку датская церковь децентрализована и аполитична.
Первые этапы спасения были импровизированными. Когда датские государственные служащие на нескольких уровнях в различных министерствах узнали о немецком плане арестовать всех датских евреев, они самостоятельно предприняли различные меры, чтобы найти евреев и спрятать их. Некоторые просто связывались с друзьями и просили их просмотреть телефонные книги и предупредить людей с еврейскими именами, чтобы они скрывались. Большинство евреев прятались в течение нескольких дней или недель, не зная своей судьбы.
Готовность и логистика Швеции
[ редактировать ]Хотя большинство датских евреев скрывались, большинство из них, вероятно, в конечном итоге были бы пойманы, если бы не был обеспечен безопасный проход в Швецию. Ранее Швеция принимала норвежских евреев, имеющих какое-то шведское отношение. Но действия по спасению норвежцев оказались не совсем эффективными из-за отсутствия опыта общения с властями Германии. Когда 29 августа в Дании было введено военное положение, Министерство иностранных дел Швеции (UD) осознало, что датские евреи находятся в непосредственной опасности. В письме от 31 августа шведский посол в Копенгагене получил разрешение от главного юриста Гёста Энгцелля (который представлял Швецию на Эвианской конференции 1938 года , посвященной обсуждению еврейских беженцев, бегущих от нацистского режима) на выдачу шведских паспортов для «спасения датских евреев и привезите их сюда». [2] 2 октября шведское правительство объявило в официальном заявлении, что Швеция готова принять всех датских евреев в Швеции. Это сообщение было параллельным ранее неофициальному заявлению, сделанному властям Германии в Норвегии. [2]
Евреев переправляли контрабандой из Дании через пролив Эресунн из Зеландии в Швецию — время разное, в зависимости от конкретного маршрута и погоды, но в среднем менее часа в неспокойном зимнем море. Некоторых перевозили на больших рыбацких лодках водоизмещением до 20 тонн, а других вывозили на свободу на весельных лодках или байдарках. Кетч «Альбатрос» был одним из кораблей, используемых для контрабанды евреев в Швецию. Некоторых беженцев переправляли контрабандой в грузовых железнодорожных вагонах на регулярных паромах между Данией и Швецией. Этот маршрут подходил для очень молодых и старых, которые были слишком слабы, чтобы вынести суровый морской переход. Боевики Датского движения сопротивления ворвались в пустые грузовые вагоны, опечатанные немцами после проверки, помогли беженцам сесть в вагоны, а затем снова опечатали вагоны поддельными или украденными немецкими печатями, чтобы предотвратить дальнейшую проверку.
Рыбаки брали за перевозку в среднем 1000 датских крон с человека, но некоторые брали до 50 000 крон. Среднемесячная заработная плата в то время составляла менее 500 крон, а половина спасенных евреев принадлежала к рабочему классу. Цены определялись рыночными принципами спроса и предложения, а также восприятием риска рыбаками. Датское движение сопротивления приняло активное участие в организации спасения и предоставлении финансирования, в основном за счет богатых датчан, которые пожертвовали на это дело большие суммы денег. В общей сложности спасение обошлось примерно в 20 миллионов крон, около половины из которых заплатили еврейские семьи, а половину - за счет пожертвований и сборов. [3]
2 октября трансляция шведского радио
[ редактировать ]Датский физик Нильс Бор , мать которого была еврейкой, решительно выступил в защиту своих соотечественников в личном обращении к шведскому королю и министрам правительства. [4] Король Густав V предоставил ему аудиенцию после убедительного звонка Греты Гарбо , знавшей Бора. [5] Его увезли в Швецию, правительство которой немедленно организовало его транспортировку в Соединенные Штаты для работы над тогда еще сверхсекретным Манхэттенским проектом . Когда Бор прибыл на шведскую землю, представители правительства сказали ему, что он должен немедленно сесть на самолет, направляющийся в Соединенные Штаты. Бор отказался. Он сказал чиновникам, а затем и королю, что до тех пор, пока Швеция не объявит по радио и в прессе, что ее границы будут открыты для приема датских евреев, он никуда не поедет. Бор сам писал об этих событиях. [6] По словам историка Ричарда Роудса , [4] 30 сентября Бор убедил Густава обнародовать готовность Швеции предоставить убежище, а 2 октября шведское радио сообщило, что Швеция готова принять еврейских беженцев. Родс и другие историки [4] интерпретировать действия Бора в Швеции как необходимый предвестник, без которого массовое спасение не могло бы произойти. Однако, по мнению Пола А. Левина, который вообще не упоминает фактор Бора, министерство иностранных дел Швеции действовало в соответствии с четкими инструкциями, данными намного ранее премьер-министром Пером Альбином Ханссоном и министром иностранных дел Кристианом Гюнтером , следуя политике, уже установленной в 1942 год. [7]
Спасения
[ редактировать ]В первые дни спасательной операции евреи перебрались во многочисленные рыбацкие гавани на датском побережье, чтобы дождаться прохода, но офицеры гестапо с подозрением относились к активности вокруг гаваней (и в ночь на 6 октября около 80 евреев были пойманы, прячась на чердаке церкви в Гиллелехе , где их укрытие предала датская девушка, влюбленная в немецкого солдата). [8] Последующие спасательные операции пришлось проводить из изолированных точек побережья. Ожидая своей очереди, евреи укрывались в лесах и коттеджах подальше от побережья, вне поля зрения гестапо.
Датская портовая полиция и гражданская полиция часто сотрудничали со спасательными операциями. На ранних этапах гестапо было недостаточно укомплектовано, и немецкая армия и флот были призваны подкрепить гестапо в его усилиях по предотвращению перевозок. Командующие местные немцы, исходя из своих политических расчетов и собственного бездействия, возможно, действительно способствовали побегу. [9] [10]
Неполный список датских спасателей и участников сопротивления
[ редактировать ]В то время как в список Яд Вашем попали лишь несколько датчан, в основном члены несопротивления, которых случайно знал еврей, которому он или она помогли, в спасении приняли участие несколько сотен, если не несколько тысяч, простых датчан. усилия. Чаще всего они работали в составе небольших стихийно организованных групп и «под прикрытием». Известные только по вымышленным именам, они, как правило, не могли быть опознаны теми, кому помогали, и, таким образом, не соответствовали критериям Яд Вашем для присвоения звания «Праведник народов мира». Ниже приводится неполный список некоторых наиболее значимых спасателей, как внутри формального движения сопротивления, так и за его пределами, чьи имена всплывали на протяжении многих лет: [11] [12] [13] [14] [15]
- Фанни Арнсков из датского отделения Международной женской лиги за мир и свободу
- Оге и Герда Бертельсен , спасатели, Герда была лидером группы Люнгбю.
- Эллен Кристенсен , боец сопротивления, спасатель, медсестра
- Кнуд Дайби
- Ричард и Вибеке Эге
- Эльсинорский швейный клуб ( датский : Helsingør Syklub ) возник, чтобы тайно переправлять евреев в безопасное место. [16]
- Йорген Герсфельт
- Гуннар Грегерсен
- Хильберт Хансен
- Штеффен Хансен
- Йорген Йенк
- Оле Липпманн
- Эйлер Хаубирк
- Будь Хельвигом
- Лейф Б. Хендиль , основавший Датско-шведскую службу по делам беженцев.
- Эрик Хусфельдт , лидер «Кольца Фруде Якобсена », член Датского совета свободы
- Сигне (Могенсен) Янсен
- Роберт Дженсен
- Эрлинг Киэр
- Элизабет Килер
- Йорген Килер
- Карл Хенрик Кёстер
- Гурли Ларсен
- Тормод Ларсен
- Йенс Лиллелунд из Хольгера Данске группы сопротивления
- Эбба Лунд
- Штеффен Лунд
- Эллен В. Нильсен
- Свенд Отто Нильсен («Джон»)
- Роберт Петерсен
- Генри Расмуссен
- Пол Кристиан Брандт Реберг
- Борге Рённе
- Найдите Сандгрена
- Оле Сешер
- Свен Зеехусен
- Лауст Соренсен
- Эрик Стермос
- Могенс Стаффельдт
- Хенни Сундинг
- Генри Томсен
«Праведник среди народов»
[ редактировать ]По своему первоначальному настоянию датское движение сопротивления только как коллективное усилие ; хотело, чтобы Яд Вашем в Израиле чествовал его как часть « Праведников народов мира » [17] лишь немногие из них были удостоены этой чести. Вместо этого спасение евреев Дании представлено в Яд Вашеме посадкой деревьев в честь короля и датского движения Сопротивления, а также настоящей рыбацкой лодки из датской деревни Гиллелехе. [18] Аналогичным образом, в Музее Холокоста США в Вашингтоне, округ Колумбия, в постоянной экспозиции находится настоящий спасательный катер, использовавшийся в нескольких переходах при спасении около 1400 евреев.
Георг Фердинанд Дуквиц , немецкий чиновник, который обнародовал информацию об облаве, также находится в списке Яд Вашем. [19] [20]
Аресты и депортация в Терезиенштадт.
[ редактировать ]В Копенгагене приказ о депортации был приведен в исполнение в еврейский Новый год , в ночь с 1 на 2 октября, когда немцы предполагали, что все евреи будут собраны дома. Облаву организовали СС , которые задействовали два полицейских батальона и около 50 датских добровольцев Ваффен СС, выбранных за их знание Копенгагена и Северной Зеландии. СС организовались в группы по пять человек, каждая из которых имела датчанина, автомобиль и список адресов для проверки. Большинство команд никого не нашли, но одна команда обнаружила четырех евреев по пятому проверенному адресу. Взятка в размере 15 000 крон была отклонена, а деньги уничтожены.
Из 580 датских евреев, не сумевших бежать в Швецию, 464 были арестованы.
Им разрешили взять с собой два одеяла, еду на три-четыре дня и небольшой чемодан. Их перевезли в гавань Лангелини , где их ждала пара больших кораблей. Один из датских членов Ваффен-СС считал, что евреев отправляют в Данциг . [21]
В конечном итоге датские евреи были отправлены в концентрационный лагерь Терезиенштадт в оккупированной немцами Чехословакии . После депортации этих евреев ведущие датские государственные служащие убедили немцев принять посылки с едой и лекарствами для заключенных; более того, Дания убедила немцев не депортировать датских евреев в лагеря смерти . Это было достигнуто за счет политического давления Дании с использованием Датского Красного Креста для частого наблюдения за состоянием датских евреев в Терезиенштадте. Всего в Терезиенштадте от болезней умер 51 датский еврей, в основном пожилые люди.
Спасение Фольке Бернадота
[ редактировать ]В апреле 1945 года, когда война подходила к концу, 425 выживших датских евреев (некоторые из них родились в лагере) были среди нескольких тысяч евреев, спасенных в результате операции под руководством Фольке Бернадота из Шведского Красного Креста , который организовал транспортировку интернировал норвежцев, датчан и западноевропейских заключенных из немецких концентрационных лагерей в больницы Швеции. Около 15 000 человек были доставлены в безопасное место на « Белых автобусах» экспедиции Бернадота. [22]
Последствия
[ редактировать ]Около 116 датских евреев оставались спрятанными в Дании до конца войны, некоторые умерли в результате несчастных случаев или покончили жизнь самоубийством, а горстка имела специальное разрешение остаться.
Потери среди датских евреев во время Холокоста были одними из самых низких среди оккупированных стран Европы. В Яд Вашем зарегистрировано только 102 еврея из Дании, убитых во время Холокоста . [ нужна ссылка ]
Неудачная попытка немецкой депортации и действия по спасению евреев стали важными шагами в увязывании движения сопротивления с более широкими антинацистскими настроениями в Дании. Во многих отношениях октябрь 1943 года и спасение евреев ознаменовали изменение в восприятии большинством людей войны и оккупации, тем самым дав «субъективно-психологическую» основу легенде.
Через несколько дней после облавы в небольшой статье в газете New York Daily News была опубликована история о ношении Звезды Давида. [ нужны разъяснения ] . Позже история приобрела популярность в Леона Юриса романе «Исход» и в его экранизации . Политический теоретик Ханна Арендт также упоминает об этом во время обсуждения Дании в своей книге репортажей « Эйхман в Иерусалиме» . [23]
Пояснения
[ редактировать ]
Были выдвинуты разные объяснения, объясняющие успех усилий по защите датского еврейского населения в свете меньшего успеха аналогичных операций в других местах оккупированной нацистами Европы: [10] [24] [25] [12]
- Полномочный представитель Германского рейха в Дании Вернер Бест , несмотря на то, что спровоцировал облаву посредством телеграммы, которую он отправил Гитлеру 8 октября 1943 года, не предпринял никаких действий для обеспечения ее соблюдения. Он знал о попытках Даквица отменить облаву и знал о потенциальном побеге евреев в Швецию, но закрывал на это глаза, как и Вермахт (который охранял датское побережье), чтобы сохранить отношения Германии с Данией. [26] По словам выжившего, Бест сам предупредил выжившего, чтобы тот бежал. [27]
- С логистической точки зрения операция была относительно простой. Еврейское население Дании было небольшим, как в относительном, так и в абсолютном выражении, и большинство датских евреев жили в Копенгагене или рядом с ним, всего в нескольких минутах морского путешествия от нейтральной Швеции (обычно от 5 до 10 километров (от 3 до 6 миль)). Хотя поездка на лодке была опасной, ее было легче скрыть, чем сопоставимое путешествие по суше.
- С середины XIX века особый тип романтического национализма в Дании развился . Черты этого национализма включали акцент на важности «малости», сплоченности сообществ и традиций - этот национализм во многом был ответом на неспособность Дании утвердиться в качестве великой державы и ее потери в войне канонерских лодок и Второй войне. из Шлезвига . Некоторые историки, такие как Лени Яхил ( «Спасение датского еврейства: испытание демократии» , 1969), полагают, что датская форма неагрессивного национализма, находящаяся под влиянием датского духовного лидера Н. Ф. С. Грундтвига , побудила датчан идентифицировать себя с тяжелым положением евреев, хотя мелкий антисемитизм присутствовал в Дании задолго до немецкого вторжения. [28]
- Еврейское население Дании уже давно полностью интегрировано в датское общество, и некоторые члены небольшой еврейской общины приобрели известность. Следовательно, большинство датчан восприняли действия нацистов против датских евреев как оскорбление всех датчан и сплотились на защиту граждан своей страны. [ нужна ссылка ]
- Депортация евреев из Дании произошла через год после депортации евреев из Норвегии . Это вызвало возмущение во всей Скандинавии, насторожило датских евреев и подтолкнуло шведское правительство объявить, что оно примет всех евреев, которым удастся спастись от нацистов. [29]
Популярная культура
[ редактировать ]- Фильмы
- Единственный путь , фильм 1970 года о побеге датских евреев в Швецию во время Второй мировой войны.
- Фильм «День октября 1991 года» о побеге датских евреев в Швецию во время Второй мировой войны.
- Чудо в полночь 1998 г. Американский телефильм о побеге датских евреев в Швецию во время Второй мировой войны.
- Датское решение: Спасение евреев в Дании Документальный фильм 2003 года о побеге датских евреев в Швецию во время Второй мировой войны.
- «Через воды» , фильм 2016 года, основанный на реальной истории Нильса Бёрге Лунда Фердинандсена, спасавшего датских евреев во время Второй мировой войны.
- Книги
- «Ночь наблюдения» (1967) Эллиота Арнольда, историческое художественное произведение о побеге датских евреев в Швецию во время Второй мировой войны. [30]
- Просчитай звезды (1989), историческое художественное произведение о побеге датских евреев в Швецию во время Второй мировой войны.
См. также
[ редактировать ]- Дания во Второй мировой войне
- Спасение болгарских евреев
- История евреев
- Военные преступления нацистов
- Хедвиг Дельбо , агент гестапо.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гольдбергер 1987 , стр. XX, 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левин, Пол А. От безразличия к активизму: шведская дипломатия и Холокост: 1938–1944 , Упсала, 1996.
- ^ «Помощь датским евреям – почему так много людей помогли и каков был риск?» . folkedrab.dk. 23 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2016 г. Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Каждая из этих цитат описывает политическую деятельность Бора в эпоху нацизма.
- Нильс Бор: Собрание сочинений. Политическая арена (1934–1961) , Нильс Бор, Леон Розенфельд, Финн Аасеруд, Elsevier, 2005, стр. 14.
- Спасение датских евреев: моральное мужество в условиях стресса , Лео Голдбергер , издательство Нью-Йоркского университета, 1987, стр. 10
- Уничтожение европейских евреев . Рауль Хильберг, издательство Йельского университета , 2003, том. 2, с. 596
- Время Нильса Бора в физике, философии и политике . Авраам Пайс , Clarendon Press, Оксфорд, 1991, с. 488
- Боец Сопротивления: личная история датского Сопротивления . Йорген Килер, Gefen Publishing House Ltd, 2001, стр. 91–93.
- ^ Брет, Дэвид. Гарбо: Божественная Звезда . Робсон Пресс, 2013.
- ^ Бор, Нильс ; Аасеруд, Финн (2005). Политическая арена (1934-1961) . Эльзевир. стр. 14. ISBN 978-0-444-51336-6 . Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ Гольдбергер 1987 , с. 10 .
- ↑ Кристиан Торцен, Гиллелехе, октябрь 1943 г. , Копенгаген: Фремад, 1970 г.
- ^ Паулссен Гуннар С (1995). «Мост через Эресунн: историография изгнания евреев из оккупированной нацистами Дании». Дж. Созерцание. Хист . 30 (3): 431–464. дои : 10.1177/002200949503000304 . S2CID 162324125 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ганс Кирхгоф (1995). «Дания: свет во тьме Холокоста? Ответ Гуннару С. Паулссону». Журнал современной истории . 30 (3): 465–479. дои : 10.1177/002200949503000305 . JSTOR 261158 . S2CID 154067012 .
- ^ Флендер, Гарольд. Спасение в Дании , WH Allen, Лондон, 1963 год.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гольдбергер 1987 .
- ^ Детлефсен, Хенрик. Незаконные шведские маршруты , Издательство Университета Оденсе, Оденсе, Дания, 1993 г.
- ^ Вернер, Эмми Э. Заговор порядочности , Westview Press, 2002
- ^ «Modstandsdatabasen — Forside» . modstand.natmus.dk . Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Энн Байерс (2011). Спасение датских евреев: героическая история Холокоста . Enslow Publishers, Inc., стр. 57–66. ISBN 978-0-7660-3321-4 .
- ^ «Спасение евреев Дании – www.yadvashem.org» . www.yadvashem.org . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Сопротивление и спасение — www.yadvashem.org» . www.yadvashem.org . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Германия - Даквиц, Георг Фердинанд
- ^ Альтернативную интерпретацию роли Даквица в спасении датских евреев см.: [1] Архивировано 18 июля 2014 г. в Wayback Machine Vilhjálmsson, Vilhjálmur Ö. «Ich weiss, was ich zu tun habe» РАМБАМ 15 :2006
- ^ Кристенсен, CB ; Поульсен, Северная Каролина; Смит, П.С., Под свастикой и Даннеброгом: датчане в Ваффен СС 1940–45 , стр. 254–257, Aschehoug , 2006 (твердый переплет, ISBN 978-87-11-11843-6 ). (на датском языке)
- ^ «Граф Фольке Бернадот» . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Арендт, Ханна (2006). Эйхман в Иерусалиме: доклад о банальности зла . Пингвин. п. 171 . ISBN 978-0-14-303988-4 . Проверено 28 июня 2018 г.
Когда немцы довольно осторожно подошли к ним с вопросом о введении желтого значка, им просто сказали, что первым его будет носить король...
- ^ Лени Яхил, Спасение датского еврейства, Испытание демократии , 1966 г.
- ↑ Йорген Хэструп, Til Landets beste , 1966.
- ↑ Датский еврейский музей. Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Бодин Сапфир, Александр (21 октября 2018 г.). «Наводка от нациста, который спас моих бабушку и дедушку» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Баксер, Эндрю. «Спасение и культурный контекст во время Холокоста: грундтвигианский национализм и спасение датских евреев». Шофар 19(2), 2001.
- ^ Еврейский музей в Стокгольме
- ^ ×
Ссылки
[ редактировать ]- Бак, Софи Лене: Не о чем говорить: опыт датских евреев во время войны . Университет Чикаго (Museum Tuscalum Press), 2010 г., ISBN 978 87 635 3958 6 .
- Бертельсен, Оге. Октябрь 43-го . Нью-Йорк: Патнэм, 1954.
- Баксер, Эндрю. «Спасение и культурный контекст во время Холокоста: грундтвигианский национализм и спасение датских евреев». Шофар 19(2), 2001. JSTOR 42943190 .
- Гольдбергер, Лео, изд. (1987). Спасение датских евреев: моральное мужество в условиях стресса . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-3010-2 .
- Гульманн, Сорен и Карина Сёби Мэдсен. Эльсинорский швейный клуб . Издательство «Фантастические истории», 2018. ISBN 978 87 996656 2 4 .
- Герберт, Ульрих : Лучшие биографические исследования радикализма, мировоззрения и разума 1903–1989 гг . Докторская диссертация. Дитц, Бонн, 1996 г., ISBN 3-8012-5030-X .
- Килер, Йорген. Почему мы это сделали . [Почему мы это сделали?]. Копенгаген, Дания, Гильдендал, 1993 г.
- Левин, Пол А. (1996). От безразличия к активизму: шведская дипломатия и Холокост 1938–1944 гг . Уппсала.
- Лампе, Дэвид (1957). Датское Сопротивление . Нью-Йорк: Ballantine Books.
- Лампе, Дэвид (1957). Дикая Канарейка: История сопротивления в Дании . Лондон: Касселл.
- Пундик, Герберт : Бегство датских евреев в Швецию в 1943 году . Хусум, 1995. ISBN 3-88042-734-8 .
- Пундик, Герберт (1998). В Дании этого не могло случиться: бегство евреев в Швецию в 1943 году . Хьюлетт, Нью-Йорк: Гефен.
- Стреде, Теркель (1993). Октябрь 1943 года: Спасение датских евреев от уничтожения . с Х. Ровсингом Олсеном. Копенгаген: Королевское министерство иностранных дел Дании: Музей датского сопротивления 1940–1945 гг.
- Вильялмссон, Вильялмур Орн (2006) «Ich weiss, was ich zu tun habe» . Рамбам 15 :2006 (аннотация на английском языке в конце статьи).
- Вильялмссон, Вильялмур Орн и Блюдников, Бент. «Спасение, изгнание и сотрудничество: трудности Дании в прошлом во время Второй мировой войны» . Обзор еврейских политических исследований 18:3–4 (осень 2006 г.).
- Вернер, Эмми Э. (2002). Заговор порядочности: спасение датских евреев во время Второй мировой войны . Боулдер, Колорадо: Westview Press.
- Яхиль, Лени (1969). Спасение датского еврейства: испытание демократии . Перевод Морриса Граделя. Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мемориальный музей Холокоста США: спасение евреев Дании
- «Судьба датских евреев»
- Дания и Холокост - статья Кэрол Риттнер в ресурсном центре Яд Вашем
- Спасение, изгнание и сотрудничество: трудности Дании с прошлым Второй мировой войны. (Вильялмур Орн Вильялмссон и Бент Блюдников)
- Наводка от нациста, который спас моих бабушку и дедушку
- 1943 год в Дании.
- Датское движение сопротивления
- Датские Праведники народов мира
- Эвакуация во время Второй мировой войны
- Еврейская датская история
- Еврейская шведская история
- Спасение евреев во время Холокоста
- Швеция во Второй мировой войне
- Холокост в Дании
- Холокост и Швеция
- Оппозиция антисемитизму в Дании