Шерит ха-Плета
Часть серии о |
Холокост |
---|
![]() |
Шерит ха-Плета — еврейский термин, обозначающий евреев, переживших Холокост, живущих в лагерях для перемещенных лиц (ДП) , и организаций, которые они создали, чтобы действовать от их имени перед союзными властями . Они действовали с 27 мая 1945 по 1950–51 годы, когда закрылись последние лагеря для перемещенных лиц. [ 1 ] [ 2 ]
На иврите : שארית הפליטה , латинизировано : Шерит ха-Плетах означает выживший остаток и является термином из Книги Ездры и Первой книги Паралипоменон (см. Ездра 9:14 ; 1 Пар. 4:43 ).
В общей сложности более 250 000 выживших евреев провели несколько лет после своего освобождения в лагерях для перемещенных лиц или общинах в Германии , Австрии и Италии , поскольку они не могли или не хотели быть репатриированы в страны своего происхождения. Беженцы стали социально и политически организованными, выступая сначала за свои политические и человеческие права в лагерях, а затем за право эмигрировать в страны по своему выбору, предпочтительно в Подмандатную Палестину , управляемую Великобританией , США и Канаду.
Формирование лагерей для перемещенных лиц
[ редактировать ]
Стремясь уничтожить доказательства военных преступлений, нацистские власти и военные ускорили темпы убийств, вынудили жертв маршировать смертью и попытались депортировать многих из них подальше от быстро сокращающейся немецкой линии фронта. Когда немецкие военные усилия потерпели крах , выжившие, как правило, оставались одни, в поездах, на обочинах дорог и в лагерях . Концентрационные лагеря и лагеря смерти были освобождены союзными войсками на заключительных этапах войны, начиная с Майданека в июле 1944 года и Освенцима в январе 1945 года; Бухенвальд , Берген-Бельзен , Дахау , Маутхаузен и другие лагеря были освобождены в апреле и мае 1945 года. [ 3 ]
На момент безоговорочной капитуляции Германии 7 мая 1945 года в оккупационных зонах союзников находилось от 6,5 до 7 миллионов перемещенных лиц . [ 4 ] среди них около 55 000 [ 5 ] до 60 000 [ 6 ] Евреи. Подавляющее большинство перемещенных лиц-неевреев было репатриировано в течение нескольких месяцев. [ 7 ] Однако число еврейских вынужденных переселенцев впоследствии многократно выросло по мере того, как еврейские беженцы из Восточной Европы и советской зоны оккупации мигрировали на запад. По оценкам, в общей сложности более 250 000 еврейских вынужденных переселенцев проживали в лагерях или общинах в Германии, Австрии и Италии. [ 8 ] в период с 1945 по 1952 год. [ 9 ]
В первые недели после освобождения вооруженные силы союзников предоставили импровизированную помощь в виде жилья, еды и медицинской помощи. Большое количество беженцев находились в критическом состоянии из-за недоедания , жестокого обращения и болезней. Многие погибли, но медицинские материалы были реквизированы с военных складов и гражданских объектов Германии. Военные врачи, а также врачи из числа выживших использовали имеющиеся ресурсы, чтобы помочь большому числу людей восстановить свое физическое здоровье. первые настоящие похороны жертв Холокоста. В этот период при содействии союзных войск и военного духовенства состоялись [ нужна ссылка ]
Поначалу убежища также были импровизированными: беженцы различного происхождения размещались в заброшенных бараках, гостиницах, бывших концентрационных лагерях и частных домах. [ нужна ссылка ]
Когда Германия и Австрия перешли под военную администрацию союзников , командиры взяли на себя ответственность за безопасность и размещение всех перемещенных лиц. Союзники распределяли DP по национальности и изначально не признавали евреев как отдельную группу. Одним из важных последствий этой ранней точки зрения было то, что еврейские перемещенные лица иногда оказывались в одних и тех же помещениях с бывшими нацистскими пособниками . [ 10 ] [ 11 ] Кроме того, общая политика оккупационных сил союзников заключалась в том, чтобы как можно скорее репатриировать ПЛ в страну их происхождения, и исключениям не обязательно уделялось достаточно внимания; Политика репатриации различалась от места к месту, но еврейские переселенцы, для которых репатриация была проблематичной, были склонны оказаться под давлением с требованием вернуться домой. [ 12 ]
Генерал Джордж Паттон , командующий Третьей армией США и военный губернатор Баварии, где проживало большинство еврейских перемещенных лиц, был известен тем, что проводил жесткую и неизбирательную политику репатриации. [ 13 ] [ 14 ] Однако его подход вызвал возражения со стороны самих беженцев, а также со стороны американских военных и гражданских сторон, сочувствующих их тяжелому положению. В начале июля 1945 года Паттон издал директиву, согласно которой вся территория Мюнхена должна была быть очищена от перемещенных лиц с целью их репатриации. Джозеф Даннер , американский офицер, который в гражданскую жизнь был профессором политологии, направил военным властям меморандум с протестом против этого приказа. Когда 90 грузовиков Третьей армии прибыли в Бухберг , чтобы перевезти туда беженцев, они отказались двигаться, ссылаясь на записку Даннера. На основании этих усилий и вопиющих антисемитских высказываний Паттон был освобожден от этой должности. [ 15 ]
Отчет Харрисона
[ редактировать ]К июню 1945 года в Соединенных Штатах уже распространились сообщения о перенаселенности и недостаточности припасов в лагерях для перемещенных лиц, а также о жестоком обращении с выжившими евреями со стороны армии США. Американские еврейские лидеры, в частности, чувствовали себя обязанными действовать. [ 16 ] [ 17 ] Американец Эрл Дж. Харрисон был послан президентом Трумэном для расследования условий жизни «нерепатриируемых» в лагерях для перемещенных лиц. Прибыв в Германию в июле, он провел несколько недель, посещая лагеря, и 24 августа представил свой окончательный отчет. В отчете Харрисона, среди прочего, говорилось, что:
- Вообще говоря... многие еврейские перемещенные лица и другие лица, которые, возможно, не смогут репатриироваться, живут под охраной за заборами из колючей проволоки, в лагерях нескольких видов (построенных немцами для рабов и евреев), включая некоторые из наиболее печально известных из в концентрационных лагерях, среди многолюдных, часто антисанитарных и вообще мрачных условий, в полном безделье, без возможности, кроме как исподтишка, общаться с внешним миром, ожидая, надеясь на какое-нибудь слово поддержки и действия в от их имени....
- ...Хотя и наблюдается заметное улучшение здоровья людей, переживших нацистскую программу голода и преследований, существует множество печальных случаев недоедания как среди госпитализированных, так и среди общего населения лагерей... во многих лагерях и центрах включая те, где наблюдаются серьезные случаи голодания, наблюдается заметная и серьезная нехватка необходимых медикаментов...
- ...многие из еврейских перемещенных лиц в конце июля не имели никакой одежды, кроме своей концентрационной лагерной одежды - довольно отвратительного эффекта полосатой пижамы - в то время как другие, к их огорчению, были вынуждены носить немецкую форму СС. Сомнительно, какую одежду они ненавидят больше...
- ...Большая часть того немногого, что было сделано [для воссоединения семей], представляло собой неформальные действия самих перемещенных лиц с помощью преданных армейских капелланов, часто раввинов, и Американского объединенного распределительного комитета...
- ...Первая и самая очевидная потребность этих людей - это признание их фактического статуса, и под этим я имею в виду их статус как евреев... Хотя, по общему признанию, обычно нежелательно выделять определенные расовые или религиозные группы из их национальных категорий, правда в том, что нацисты делали это так долго, что была создана группа с особыми потребностями...
- ...Их желание покинуть Германию является неотложным.... Они хотят, чтобы их эвакуировали в Палестину сейчас, точно так же, как другие национальные группы репатриируются в свои дома... Палестина, хотя и является очевидным выбором большинства, не является единственное названное место возможной эмиграции. Некоторые, но число их невелико, желают эмигрировать в Соединенные Штаты, где у них есть родственники, другие — в Англию, Британские доминионы или в Южную Америку...
- ...Поэтому ни один другой вопрос не является столь важным с точки зрения евреев в Германии и Австрии, а также тех, кто в других местах познал ужасы концентрационных лагерей, как решение палестинского вопроса...
- ...При нынешнем положении вещей мы, похоже, обращаемся с евреями так же, как с ними обращались нацисты, за исключением того, что мы не истребляем их. Они в больших количествах находятся в концентрационных лагерях под нашей военной охраной, а не в войсках СС. [ 18 ]
Отчет Харрисона был встречен с ужасом в Вашингтоне, и его контраст с позицией Паттона в конечном итоге способствовал тому, что Паттон был освобожден от своего командования в Германии в сентябре 1945 года. [ нужна ссылка ]
Рост лагерей
[ редактировать ]Число беженцев в лагерях для перемещенных лиц продолжало расти, поскольку к перемещенным евреям, находившимся в Западной Европе в конце войны, присоединились сотни тысяч беженцев из Восточной Европы. Многие из них были польскими евреями, первоначально репатриированными. Почти 90% из примерно 200 000 польских евреев, переживших войну в Советском Союзе, предпочли вернуться в Польшу в соответствии с советско-польскими соглашениями о репатриации . [ 19 ] Но евреи, вернувшиеся в свои прежние дома в Польше, встретили в целом враждебный прием со стороны своих соседей-неевреев. С осени 1944 года по лето 1946 года около 600 евреев были убиты в ходе антиеврейских беспорядков в различных городах и поселках. [ 20 ] включая инциденты в Кракове около 20 августа 1945 года; [ 21 ] Сосновец , 25 октября; и Люблин — 19 ноября. Самым примечательным стал погром в Кельце 4 июля 1946 года, в котором было убито 42 еврея. [ 22 ] В течение 1946 года бегство еврейских беженцев из Восточной Европы на Запад привело к массовому исходу, который пополнил ряды переселенцев в Германии и Австрии, особенно в зоне США. [ 23 ]
Хотя в период с 1945 по 1948 год действовали сотни лагерей для перемещенных лиц, беженцы в основном содержались отдельно, причем несколько лагерей были посвящены евреям. Эти лагеря различались по условиям содержания беженцев, способу управления ими и составу их населения. [ нужна ссылка ]
В американском секторе еврейская община во многих лагерях быстро организовалась в целях представительства и защиты. В британском секторе большинство беженцев были сконцентрированы в лагере для перемещенных лиц Берген-Бельзен и находились под более строгим контролем. [ нужна ссылка ]
Гуманитарные услуги в лагерях для перемещенных лиц
[ редактировать ]Союзники начали готовиться к гуманитарным последствиям войны, когда она еще продолжалась, с основания 9 ноября 1943 года Управления ООН по оказанию помощи и восстановлению (ЮНРРА) . организационные проблемы и коррупция. [ 24 ] Военные власти в любом случае не хотели передавать значительную ответственность за центры сбора ДП гражданской организации, пока не стало ясно, что возникнет необходимость размещения и ухода за ДП в течение длительного периода времени. [ 24 ] [ 25 ] В тот момент, когда оно должно было начать свою работу, ЮНРРА было крайне недоукомплектовано кадрами ввиду большего, чем ожидалось, количества ПЛ, а дополнительный персонал, который был набран в спешке, был плохо обучен. [ 26 ] Летом 1945 года агентство начало отправлять сотрудников на места; его миссия была задумана главным образом как поддержка процесса репатриации, включая предоставление медицинских услуг и обеспечение адекватного питания, а также удовлетворение потребностей ПЛ в комфорте и развлечениях; однако зачастую он не выполнял этих функций. [ 27 ] По состоянию на 15 ноября 1945 года ЮНРРА официально взяло на себя ответственность за управление лагерями, оставаясь при этом в целом подчиненным военным, которые продолжали обеспечивать жилье и безопасность в лагерях, а также доставку продовольствия, одежды и медикаментов. запасы. Со временем UNRRA дополнило последние базовые услуги услугами здравоохранения и социального обеспечения, местами отдыха, программами самопомощи и профессиональной ориентацией. [ 28 ]
К тому времени, когда ЮНРРА взяло на себя бразды правления лагерями, еврейские ДП уже начали выбирать своих собственных представителей и открыто заявляли о своем стремлении к самоуправлению. Однако, поскольку лагерные комитеты еще не играли официально санкционированной роли, степень их власти и влияния зависела сначала от позиции конкретного директора UNRRA в данном лагере. [ 29 ]
UNRRA действовало в основном до конца 1946 года и свернуло свою деятельность к середине 1947 года. В конце 1947 года новая организация-преемница, Международная организация беженцев (IRO) , поглотила часть персонала UNRRA и взяла на себя его обязанности, но с особым упором на обратились к переселению, а также заботе о наиболее уязвимых ПЛ, а не к репатриации. [ 30 ]
Ряд других организаций играли активную роль в формирующейся еврейской общине в лагерях для перемещенных лиц. Американский еврейский объединенный распределительный комитет («Джойнт») предоставил финансовую поддержку и поставки из американских источников; в британском секторе Еврейский отряд помощи действовал как британский эквивалент Джойнта; и ОРТ организовал многочисленные курсы профессионального и другого обучения. [ нужна ссылка ]
От представительства к автономии
[ редактировать ]Беженцы, оказавшиеся во временных, немногочисленных помещениях под военной охраной, вскоре выступили против иронического характера своего освобождения, ссылаясь на часто повторяемый лозунг «От Дахау до Фельдафинга ». [ 31 ] В каждом лагере были созданы рабочие комитеты, и 1 июля 1945 года комитеты встретились на учредительном заседании федерации лагерных комитетов евреев-переселенцев в Фельдафинге. На заседании также присутствовали представители Еврейской бригады и военной администрации союзников. Результатом этого стало формирование временного совета и исполнительного комитета под председательством Залмана Гринберга . Попытка Паттона репатриировать еврейских беженцев привела к решению внутри Шерит ха-Плета определить свою собственную судьбу. Различные лагерные комитеты созвали Всеобщую конференцию выживших евреев, конференцию для всего Шерит ха-Плета в лагере Сент-Оттилиен, на которой присутствовали делегаты, представляющие переживших Холокост из сорока шести лагерей для перемещенных лиц как в американской, так и в британской зонах Оккупированные Германия и Австрия. Делегаты приняли программу из четырнадцати пунктов, устанавливающую широкий мандат, включая создание еврейского государства в Палестине с признанием ООН, компенсацию жертвам, участие в судебных процессах над нацистскими военными преступниками, архивирование исторических записей и полную автономию для комитеты. Однако после конференции организации выживших в американской и британской зонах остались отдельными, а американский и британский секторы разработали независимые организационные структуры. [ 32 ] [ 2 ] [ 1 ]
Центр британского сектора в Германии находился в лагере для перемещенных лиц Берген-Бельзен , где Йозеф Розенсафт был инициатором создания Центрального комитета по делам перемещенных лиц в британской зоне . В американском секторе Залман Гринберг , Самуэль Грингауз и другие возглавили формирование Центрального комитета освобожденных евреев , который должен был открыть офисы сначала в бывшем Немецком музее , а затем на Зибертштрассе 3 в Мюнхене . [ нужна ссылка ]
Перед центральными организациями еврейских беженцев стояло огромное количество задач, среди которых:
- Обеспечение здоровых и достойных условий жизни для беженцев, проживающих в различных лагерях и объектах.
- Установление политической легитимности для себя путем создания конституции с политическим процессом с дебатами, выборами и т. д.
- Содействие и поощрение религиозного, образовательного и культурного самовыражения в лагерях
- Обеспечение занятости беженцев, но не на предприятиях, которые могли бы внести вклад в экономику Германии.
- Содействие абсорбции в лагерной инфраструктуре «новых» беженцев, прибывающих из Восточной Европы.
- Разрешение острых, а иногда и жестоких споров между лагерями и немецкой полицией.
- Управление общественным имиджем перемещенных лиц, особенно в отношении на черном рынке деятельности
- Пропаганда иммиграционных направлений для беженцев, в частности, в Палестину под британским мандатом, а также в США, Австралию и другие страны. [ нужна ссылка ]
Военные власти поначалу не хотели официально признавать центральные комитеты официальными представителями еврейских беженцев в лагерях для перемещенных лиц, хотя сотрудничество и переговоры носили характер фактического признания их мандата. В конце концов, 7 сентября 1946 года на встрече во Франкфурте американские военные власти признали Центральный комитет освобожденных евреев законной стороной в вопросе еврейских перемещенных лиц в американском секторе. [ нужна ссылка ]
Политическая активность
[ редактировать ]У людей Шерит ха-Плета было общее то, что в первую очередь сделало их жертвами, но в остальном они представляли собой разнородную группу. Их мировоззрение, потребности и стремления сильно различались. Были строго соблюдающие евреи, а также люди, ранее ассимилированные светской культурой. Религиозные убеждения простирались от ревизионистской группы до лейбористских сионистов и даже идеологических коммунистов . Хотя идиш был общим языком внутри сообщества, люди приезжали практически со всех уголков Европы. [ нужна ссылка ]
Шли оживленные политические дебаты, включающие сатиру, политические кампании и время от времени резкость. Рост числа газет на идише в лагерях подлил масла в огонь политической культуре. [ нужна ссылка ]
Политическая среда общины менялась за годы ее существования. В первые год-два оно было преимущественно сосредоточено на улучшении условий в лагерях и утверждении легитимности сообщества как автономного образования. Со временем акцент сместился на продвижение сионистских целей по разрешению иммиграции в Палестину под британским мандатом; политические разногласия внутри Шерит ха-Плета отражали те, которые наблюдались в самом ишуве . [ нужна ссылка ]
На каждом шагу община выражала свое несогласие и возмущение британскими ограничениями на иммиграцию евреев в Палестину. В британском секторе протесты приблизились к уровню гражданского неповиновения; в американском секторе предпринимались попытки применить политическое давление для смягчения этих ограничений. Отношения между Шерит ха-Плета и британскими властями оставались напряженными до тех пор, пока Государство Израиль не было сформировано . Это достигло апогея, когда генерал-лейтенант сэр Фредерик Э. Морган – тогдашний руководитель операций UNRRA в Германии – заявил, что приток еврейских беженцев из Восточной Европы является «не чем иным, как умелой кампанией антибританской агрессии со стороны Сиона». при содействии и подстрекательстве России... [что означает] смерть британцам». (Моргану разрешили остаться на своем посту после этого комментария, но он был уволен, когда позже сделал аналогичные комментарии). [ нужна ссылка ]
В конце 1945 года UNRRA провело несколько опросов среди еврейских беженцев, попросив их указать предпочтительное место эмиграции. Среди населения в 19 000 человек 18 700 назвали «Палестину» своим первым выбором, а 98% также назвали «Палестину» своим вторым выбором. В лагере в Фюрте респондентов попросили не указывать Палестину в качестве первого и второго выбора, и 25% респондентов тогда написали «крематорий». [ 33 ]
Все это время « Шерит ха-Плета» сохраняла тесные отношения с политическим руководством ишува, что спровоцировало несколько визитов Давида Бен-Гуриона и других сионистских лидеров. Несмотря на официальное отделение от комитетов, тайная иммиграция в Палестину пользовалась значительной поддержкой «Алия Бет» среди беженцев через программы ; и молчаливая поддержка этой деятельности также среди американских, UNRRA, Joint и других организаций. Делегация (в составе Норберта Вольхейма , Сэмюэля Шлюмовица , Бориса Плискина и Леона Реттера вылетела в Соединенные Штаты, чтобы собрать средства для общества, апеллируя к чувству гордости за «школы, построенные для наших детей, четыре тысячи пионеров на фермах». ...тысячи молодых людей в ремесленных училищах... самопожертвование врачей, учителей, писателей... демократизация... с трудом завоеванная автономия", [ 34 ] а также встретился с должностными лицами военного министерства США и сэром Рафаэлем Саленто по поводу создания Международной организации по делам беженцев . [ нужна ссылка ]
Со временем Шерит ха-Плета приобрела характеристики самостоятельного государства. Он координировал усилия с политическим руководством ишува и Соединенных Штатов, образуя временный треугольник власти внутри еврейского мира. Оно направило свою делегацию на XXII Сионистский конгресс в Базеле . [ нужна ссылка ]
Сообщество, стремящееся к собственному распаду
[ редактировать ]За исключением 10 000–15 000 человек, которые после войны решили поселиться в Германии (см. Центральный совет евреев Германии ), подавляющее большинство еврейских перемещенных лиц в конечном итоге покинули лагеря и поселились в других местах. Около 136 000 поселились в Израиле, 80 000 в США, а также значительное количество в Канаде и Южной Африке. [ 9 ]
Хотя община создала многие институты, характеризующие прочное общество, и фактически стала доминировать над целой частью Мюнхена, первостепенной задачей было найти новые дома для беженцев. Чтобы подчеркнуть это, многие лидеры эмигрировали при первой же возможности. Как открытое лоббирование, так и подпольная миграция были направлены на открытие неограниченной иммиграции в Палестину. И лагеря в значительной степени опустели после создания государства Израиль, и многие беженцы немедленно присоединились к недавно сформированным Силам обороны Израиля для участия в арабо-израильской войне 1948 года . [ нужна ссылка ]
Центральный комитет американского сектора объявил о своем роспуске 17 декабря 1950 года в Немецком музее в Мюнхене. Из первоначальной группы, основавшей комитет, только раввин Самуэль Сниг для роспуска остался . Все остальные уже эмигрировали, большинство из них в Израиль. Раввин Сниг остался, чтобы завершить первое полное издание Талмуда, опубликованное в Европе после Холокоста, так называемый Талмуд выживших . [ нужна ссылка ]
Последний лагерь для перемещенных лиц, Ференвальд , закрылся в феврале 1957 года, и к тому времени в нем проживали только так называемые «тяжелые» заболевшие, пожилые люди и инвалиды из-за болезней. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Самоубийства среди выживших были предметом некоторых разногласий среди израильских медицинских работников. В 1947 году доктор Аарон Персиковиц , гинеколог, переживший концентрационный лагерь Дахау, прочитал лекцию под названием «Психологическое состояние нового иммигранта», в которой сказал: «Пережившие Холокост не совершают самоубийства; они героически доказывают непрерывность Еврейский народ». По словам профессора Йорама Барака, это заявление стало «признанным национальным мифом ». Барак говорит: «Сами выжившие также не хотели, чтобы их клеймили как «больных, слабых и сломленных»; скорее, они хотели присоединиться к мифу о героическом сабре , который совсем недавно вел славную войну за независимость против врага». [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Шеарит Хаплета (Выживший остаток)» (PDF) . Центр просвещения о Холокосте . Иерусалим: Яд Вашем . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кенигседер, Анжелика; Ветцель, Джулиана (2001). В ожидании надежды: еврейские перемещенные лица в Германии после Второй мировой войны . Перевод Бродвина, Джона А. Эванстона, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 80–82, 90, 93–94. ISBN 978-0-8101-1477-7 . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Мемориальный музей Холокоста США. « Освобождение ». Энциклопедия Холокоста . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Кенигседер, Анжелика и Джулиана Ветцель. В ожидании надежды: еврейские перемещенные лица в Германии после Второй мировой войны . Пер. Джон А. Бродвин. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 2001. 15.
- ^ Бергер, Джозеф (2007). «Перемещенные лица». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 5 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. п. 684. ИСБН 978-0-02-866097-4 . Бергер цитирует историка Иегуду Бауэра, который подсчитал, что в общей сложности 200 000 евреев вышли живыми из концентрационных лагерей.
- ^ Пинсон, Коппель С. «Еврейская жизнь в освобожденной Германии: исследование еврейских DP». Еврейские социальные исследования 9.2 (апрель 1947 г.): 101–126; здесь: 103.
- ↑ По данным Кёнигседера и Ветцеля (стр. 15), в сентябре 1945 года оставалось в общей сложности около миллиона DP, которые по разным причинам, таким как политические разногласия с новым режимом на их родине или страх перед преследованием, были считается «не подлежащим репатриации».
- ↑ Лагеря для перемещенных лиц и центры Хачшара в Италии после войны , Яд Вашем . веб-сайт
- ^ Перейти обратно: а б «Перемещенные лица» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 16.
- ^ Манковиц, Зеев В. Жизнь между памятью и надеждой: пережившие Холокост в оккупированной Германии. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2002. 13.
- ^ Манковиц, 12-16.
- ^ Манковиц, 16.
- ^ Бреннер, Майкл. После Холокоста: восстановление жизни евреев в послевоенной Германии. Пер. Барбара Харшав. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1997. 15.
- ^ Юрген Маттеус (ред.). Подойдя к пережившему Освенцим: свидетельства о Холокосте и его трансформации. Издательство Оксфордского университета, 2008. 88.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 31.
- ^ Манковиц, 52-53.
- ^ Отчет Эрла Г. Харрисона . Цитируется в Мемориальном музее Холокоста США, «Ресурсы», «Возрождение жизни: еврейские перемещенные лица, 1945–1951 годы » [онлайн-выставка]. Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ Кенигседер, Анжелика и Джулиана Ветцель. В ожидании надежды: еврейские перемещенные лица в Германии после Второй мировой войны . Пер. Джон А. Бродвин. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 2001. 45.
- ^ Энгель, Дэвид. «Польша с 1939 года» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ « Серьезные антиеврейские волнения в Кракове; местный совет обвиняет реакционных поляков ». Еврейское телеграфное агентство , 21 августа 1945 года.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 46.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 43.
- ^ Перейти обратно: а б Шепард, Бен. Долгая дорога домой: последствия Второй мировой войны . Нью-Йорк: Кнопф, 2011. 138–164.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 28.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 28-29.
- ^ Шепард, 140, 145-146.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 29-30.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 97.
- ^ Кенигседер и Ветцель, 64-65.
- ^ Лео Вальдер Шварц. Искупители: Сага 1945–1952 годов . Нью-Йорк: Фаррар Штраус и Янг, 1953. 19.
- ^ Манковиц, Зеев (2002). Жизнь между памятью и надеждой: пережившие Холокост в оккупированной Германии . Издательство Кембриджского университета. п. 49. ИСБН 978-1-139-43596-3 . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Марк Вайман: ПЛ: Перемещенные лица Европы, 1945–1951 . Итака, 1989 и 1998. Издательство Корнельского университета.
- ^ Борис Плискин и др.: Оценка программы AJDC в оккупированной Америкой зоне Германии с момента ее создания до января 1947 года . Американский объединенный распределительный комитет
- ^ «Исследование: люди, пережившие Холокост, в 3 раза чаще пытаются покончить жизнь самоубийством» . Гаарец . 10 августа 2005 г. Проверено 16 апреля 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анжелика Кенигседер и Юлиана Ветцель: В ожидании надежды: еврейские перемещенные лица в Германии после Второй мировой войны . Эванстон, Иллинойс, 2001. Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1477-1
- Лео В. Шварц: Искупители: Сага 1945–1952 годов . Нью-Йорк, 1953. Фаррар, Штраус и Янг.
- Марк Вайман: Перемещенные лица Европы, 1945–1951 гг . Итака, 1989 и 1998. Издательство Корнельского университета.
- Эли Барнави (ред.): Исторический атлас еврейского народа . Нью-Йорк, 1992. Schocken Books.
- Юлиана Ветцель, «Непростое существование: евреи, выжившие в Германии после 1945 года», в: Ханна Шисслер (редактор), « Чудесные годы». История культуры Западной Германии 1949–1968 гг ., Принстон, Оксфорд, 2000 г., стр. 131–144;
- Анжелика Кенигседер и Джулиана Ветцель, «Лагерь для военнопленных 1945–1950: Британская секция», в: Эрик Сомерс / Рене Кок (ред.) Еврейские перемещенные лица в лагере Берген-Бельзен 1945–1950 , Waanders Publishers Zwolle 2003, S. 42- 55.
- Зеев В. Манковиц, Жизнь между памятью и надеждой, Пережившие Холокост в оккупированной Германии , Издательство Кембриджского университета, 348 страниц, ISBN 0-521-81105-8 , ISBN 978-0-521-81105-7
- Ха-Дима («Слеза») Рафаэля Олевского, опубликованная издательством «Иргун Шеерит Хаплета Берген-Бельзен Бе-Исраэль», Тель-Авив, 1983. ISBN 978-965-91217-0-0
- Франсуаза Узан, « » , Восстановление еврейской идентичности в лагерях для перемещенных лиц в Германии Бюллетень Французского исследовательского центра в Иерусалиме , том. 14, 2004, с. 98–111
- «Жизнь возрождается: еврейские перемещенные лица 1945-1951» . Мемориальный музей Холокоста США . Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 21 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список лагерей для перемещенных лиц
- Еврейская виртуальная библиотека: лагеря для перемещенных лиц
- Муки освобождения и уцелевшие остатки на Яд Вашем сайте
- Возвращение к жизни в лагерях для перемещённых лиц: визуальная ретроспектива на сайте Яд Вашем
- Музей Холокоста США: Последствия
- Нюрнбергский институт нацистских исследований и еврейской истории XX века e. V. Еврейские лагеря и общины для перемещенных лиц в зоне США / Еврейские лагеря и общины для перемещенных лиц в зоне США (www.after-the-shoah.org) (двуязычная онлайн-энциклопедия).
- Кнаб, Флориан К. « Перемещенные лица в оккупированной послевоенной Германии ». Шоа.де
- «Воля к жизни» - журнал Time, 12 июля 1947 г.
- Путеводитель по коллекции фотографий лагерей и центров для перемещенных лиц (RG 294.5), Институт еврейских исследований YIVO, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- Путеводитель по коллекции плакатов лагерей и центров для перемещенных лиц (RG 294), Институт еврейских исследований YIVO, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.