Сабра (человек)
Сабра цабарим или цабар ( иврит : צַבָּר , множественное число: ) — современный еврейский термин, обозначающий любого еврея, родившегося в Израиле . Этот термин получил широкое распространение в 1930-х годах для обозначения еврея, родившегося в Израиле, в том числе в Палестине под британским мандатом и в Османской Сирии ; ср. Новый ишув и старый ишув , хотя он мог появиться и раньше. С момента создания Государства Израиль в 1948 году израильтяне использовали это слово для обозначения еврея, родившегося где-либо на Земле Израиля . [1] [2]
Этот термин относится к цепкому, колючему пустынному растению, известному на английском языке как опунция , с толстой кожицей, скрывающей сладкую и мягкую внутреннюю часть. Кактус сравнивают с израильскими евреями , которые якобы жесткие снаружи, но нежные и милые внутри. [3]
В 2010 году более 4 миллионов израильских евреев (70%) были сабрами, причем в эту категорию попадал еще больший процент израильской еврейской молодежи. [4] В 2015 году около 75% еврейского населения Израиля были коренными жителями. [5] [6] В 2024 году этот показатель увеличился до 80%. [7]
История
[ редактировать ]Этот термин получил широкое распространение среди ишува , или еврейского населения Палестины, в 1930-х годах. Считается, что это слово использовалось еще в начале 20-го века, когда оно использовалось для обозначения первого поколения коренных евреев, говорящих на иврите, созданных сионистским движением, детей иммигрантов Первой алии, которая началась. в 1881 году в Румынии . Это поколение туземцев называло себя « этрогим ». Термин «Цабар», возможно, использовался иммигрантами Второй и Третьей алии , первоначально как оскорбительный термин. [8] [9] [10] [11]
Изменение значения термина, чтобы подчеркнуть более мягкую внутреннюю часть, а не шероховатую, сделал журналист Ури Кесари, который сам был сабром. Кесари опубликовал эссе «Мы - листья Сабры!» 18 апреля 1931 года в газете Доар ха-Йом, в котором выступал против дискриминации, которой подвергались коренные жители со стороны новых иммигрантов. [12] [13] [14] [11] Перепись Палестины 1931 года показала, что из зарегистрированного еврейского населения в 174 610 человек 73 195 человек (42%) родились в Палестине. [15]
По мнению израильского социолога Оза Альмога, изучавшего социологическое развитие этого термина, первые признаки новой культуры появились примерно во время Первой мировой войны , когда дети иммигрантов Первой алии уже демонстрировали традиционные характеристики сабры. Авшалома Фейнберга называли «первой саброй». В 1920-е годы эта новая еврейская культура заметно зарождалась. Этот термин широко использовался в 1930-х и 1940-х годах, и он все больше становился престижным термином, поскольку сабра превратилась в культурного героя в израильской культуре. [11]
В это время в кибуцах и мошавах, а также в городских районах проживало большое количество коренных евреев, и в результате расцвела культура сабра. Альмог писал, что «по мере того, как формировались архетип и стереотип Сабры, студенты еврейских гимназий, молодые люди кибуцев и мошавов, а также члены молодежных движений и Пальмаха начали развивать осознание своей культурной уникальности. Они также произвели и отточенные символы местного статуса и своеобразный родной израильский стиль в языке, одежде и культуре коллективного досуга». Он утверждал, что идея о возникновении новой еврейской нации была широко распространена среди тель-авивской молодежи в начале 1940-х годов. [11]
В ноябре 1948 года, когда арабо-израильская война 1948 года находилась на завершающей стадии, Артур Кестлер опубликовал статью под названием «Израиль: коренное поколение», в которой он сравнивал сабров с еврейскими иммигрантами из Европы, арабских и мусульманских стран, которых он описывается как «потерянное поколение», написав, что «В своем ансамбле они образуют потерянное поколение Израиля, преходящую и аморфную массу, которой еще не хватает характера нации. Только коренная молодежь, рожденная и выросшая в стране, начинают вырисовываться первые намеки на будущий профиль Израиля как нации». [16]
Кестлер утверждал, что «по своему психическому складу средний молодой сабра бесстрашен до безрассудства, смел, экстравертирован и мало склонен к интеллектуальным занятиям, если не открыто презирает их» и что «взгляд сабры на мир неоднозначен». скорее провинциальным и гипершовинистическим. Вряд ли могло быть иначе в маленькой и незащищенной общине пионеров, которой приходилось защищать свое физическое существование и строить свое государство, несмотря на почти невероятные препятствия. Невозможно создать нацию без национализма». [17] В том же месяце Израиль провел свою первую перепись населения после обретения независимости. Перепись показала, что из 716 700 еврейского населения примерно 35% были коренными жителями. [18] [19]
Важным влиянием на личность Сабра считалось участие в национальных молодежных движениях, таких как Ханоар Хаовед Вехаломед , Хашомер Хацаир и Хацофим , с последующим повсеместным участием в военной службе для обоих полов. [20]
Массовая иммиграция в Израиль евреев из мусульманских стран в 1950-е годы, проникновение западной культуры и прежде всего американской культуры, а также социальные и политические изменения, произошедшие после Шестидневной войны и Войны Судного дня , привели к упадку использования этого термина после 1970-х годов. Те, кто родился в стране после обретения независимости в 1948 году, стали известны как «Дор ха-Медина» ( иврит : דור המדינה ), или «Поколение государственности», и комментаторы культуры в основном описывали их как менее мотивированных резким национализмом и/ или социализм поколений, существовавших до обретения независимости, и более того, благодаря общему культурному прагматизму и чувствительности к массовой культурной продукции западных держав. [21]
С созданием Государства Израиль в мае 1948 года последовала крупномасштабная еврейская иммиграция из Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, что значительно увеличило еврейское население. В результате количество коренных евреев в процентах от населения снизилось с 35% в 1948 году до 25% в 1951 году. По мере того как волна иммиграции сходила на нет, процент коренного еврейского населения постепенно увеличивался по мере увеличения родились дети, многие из которых были у иммигрантов, прибывших после обретения независимости. Процент коренного еврейского населения достиг 33% в 1956 году, 38% в 1961 году и 40% в 1965 году. [22]
В культуре
[ редактировать ]Сабра получила художественно-символическое изображение в виде иллюстрированного персонажа « Срулик », который носит шорты , сандалии и шляпу Тембель , созданную художником-карикатуристом Дошем . Еще один такой персонаж — персонаж израильского детского телевидения Кишкашта , говорящий антропоморфный кактус; растение является еще одним символом Сабры. [23]
Английская форма слова Sabra использовалась израильскими производителями, которые хотели маркировать свою продукцию как узнаваемую израильскую продукцию, которая продается на зарубежных рынках. В результате были созданы « Сабра ликер » и «Сабра спорт», спортивная модель « Сусситы ». Крупнейшим в мире производителем хумуса по состоянию на 2009 год является американская компания Sabra Dipping Company . [24]
В популярной культуре эпизод американского сериала «Субботним вечером в прямом эфире » содержал скетч под названием «Сабра цена правильная», в котором Том Хэнкс выступал в качестве приглашенного ведущего. Эскиз был написан Робертом Шмигелем и представляет собой пародию на евреев, родившихся в Израиле, заключающих сделки с людьми, которые считают, что это шоу - « Цена правильная» . В скетче персонаж Хэнкса «Ури Шуринсон» и другая Сабра обманывают участников, заставляя их покупать некачественные товары. В число продуктов входят радиочасы Summit, спутниковая антенна Pinnacle, представляющая собой v-антенну, беспроводной телефон, представляющий собой неисправный дисковый телефон, микроволновая печь, являющаяся тостером, проигрыватель компакт-дисков, представляющий собой детскую банку, и неисправный зуммер от само игровое шоу, за которое они угадывают цену, а не выигрывают ее. Эскиз завершается арабом, которого изображает Дана Карви , который торгуется так же, как Сабра, и в середине спора они все «дискотеют», как завершается скетч. [25]
Marvel Comics создала супергероя по имени Сабра (альтер-эго Рут Бэт-Серафа) в 1980-х годах. [ нужна ссылка ]
В политике
[ редактировать ]Первым сабром , осуществлявшим полномочия премьер -министра Израиля, был Игаль Аллон , исполнявший обязанности премьер-министра с февраля по март 1969 года. Он родился в Кфар-Таворе . [26] Первым сабром, который занимал пост премьер-министра, а не исполнял обязанности премьер-министра, был Ицхак Рабин , который сначала занимал этот пост в 1974–77 годах, а затем снова в 1992–1995 годах. [27]
С тех пор, как Рабин впервые занял свой пост, сменилось еще четыре премьер-министра- сабры : нынешний премьер-министр Биньямин Нетаньяху является первым премьер-министром- саброй , родившимся в современном государстве после провозглашения независимости Израиля в 1948 году. Впервые он вступил в должность в 1996 году. перед уходом с поста в 1999 году и возвращением в 2009 году. [28] Эхуд Барак , Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт родились на территории, которая сейчас является территорией Государства Израиль, в период мандата.
Первым сабром , ставшим президентом Израиля, был Ицхак Навон , родившийся в Иерусалиме . Первой саброй, родившейся после провозглашения независимости Израиля и осуществлявшей полномочия президента Израиля, была Далия Ицик . Первым сабром, родившимся после провозглашения независимости Израиля и ставшим президентом Израиля, а не исполняющим обязанности президента, стал действующий президент Исаак Герцог . Он первый сын бывшего президента Израиля, ставший президентом.
Лидеры поколения государственности
[ редактировать ]Помимо того, что Нетаньяху был первым представителем поколения государственности, занявшим пост премьер-министра, Авраам Бург , спикер Кнессета в 1999–2003 годах, был первым спикером, родившимся в современном государстве с 1948 года. Первый представитель поколения государственности Исполняющим обязанности президента была Далия Ицик, а действующим президентом - Исаак Герцог. Нафтали Беннет и Яир Лапид , бывшие премьер-министры, также родились в современном государстве.
См. также
[ редактировать ]- Сабра (комиксы)
- Культура Израиля
- Израильские евреи
- Кибуц
- Мошав
- Мускулистый иудаизм
- Отрицание диаспоры
- Срулик
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Апель, Дора (2012). Военная культура и конкурс изображений . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса . п. 196. ИСБН 978-0-8135-5396-2 .
Однако израильтяне также воспринимают кактус как символ своей связи с землей, а слово «сабра» , означающее еврея, родившегося на территории Израиля, происходит от арабского «сабр» .
- ^ Кашль, Эльке (2003). Танец и аутентичность в Израиле и Палестине: представление нации . Лейден, Нидерланды и Бостон, Массачусетс: Brill Publishers . п. 60. ИСБН 978-90-04-13238-2 .
Сабра относится ко всем евреям, которые не являются иммигрантами, но родились в исторической Палестине/Израиле.
- ^ «Твёрдый снаружи, мягкий внутри и вымерший?» . Исраэль Хайом . 12 ноября 2013 г.
- ^ «Израилю 62 года: население 7 587 000 человек — Новости Израиля, Ynetnews» . Ynet.co.il. 18 апреля 2010 г.
- ^ «В Израиле проживает 8 345 000 человек» . Инетньюс . 22 апреля 2015 г.
- ^ День независимости Израиля 2019 г. (PDF) (Отчет). Центральное статистическое бюро Израиля. 6 мая 2019 года . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ День независимости Израиля 2024 г. (PDF) (Отчет). Центральное статистическое бюро Израиля . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Цабар Балашон - детектив на иврите
- ^ Розенталь, Рувик: Словарь сленга (иврит)
- ^ «JewishPost.com — Миф об израильской сабре» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Альмог, Оз . 2000. Сабра – создание нового еврея. Отпечаток Фонда С. Марка Тапера в иудаике. Беркли: Издательство Калифорнийского университета
- ^ Цабар Балашон - детектив на иврите
- ^ Розенталь, Рувик: Словарь сленга (иврит)
- ^ «JewishPost.com — Миф об израильской сабре» .
- ^ «Британская перепись населения Палестины 1931 года» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Израиль: Коренное поколение | 1940-1949 | Хранитель века» . www.theguardian.com . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Израиль: Коренное поколение | 1940-1949 | Хранитель века» . www.theguardian.com . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Последняя статистика населения Израиля» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Еврейское и нееврейское население Израиля/Палестины (с 1517 г. по настоящее время)» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Израиль: Меч и Арфа: Мистика насилия и Мистика искупления; Спорные темы в израильском обществе , Фердинанд Цвейг, Fairleigh Dickinson Univ Press, 1970, стр. 6
- ^ Аншель Пфеффер (25 февраля 2011 г.). «Иерусалим и Вавилон / Возвращение к истоку всего» . Гаарец .
- ^ Кляйнбергер, Аарон Ф: Общество, школы и прогресс в Израиле: Содружество и Международная библиотека: Образование и образовательные исследования , стр. 48
- ^ Персико, Томер (23 февраля 2019 г.). «Как родился новый израильский иудаизм» . Гаарец . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Авив Леви (25 ноября 2009 г.). Рост продаж хумуса Strauss в США: захвачено 40% рынка . Глобусы (на иврите) . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ «Сабра Цена права - Видео» . Метакафе.com . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Аллон станет первой Саброй в истории Израиля, которая станет премьер-министром» . Еврейское телеграфное агентство. 27 февраля 1969 года.
- ^ «4 ноября 1995 года: день смерти Сабры» . Гаарец. 4 ноября 2015 г.
- ^ «Израильский Биньямин Нетаньяху: коммандос стал премьер-министром» . Би-би-си . 18 марта 2015 г.