Марокканские евреи в Израиле
Общая численность населения | |
---|---|
900,000 [а] [1] [2] 472 800 (родившиеся в Марокко или от отца марокканского происхождения) [б] [3] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Иерусалим , Хайфа , Тель-Авив , Нетания , Ашдод , Кирьят-Шмона и многие другие места. | |
Языки | |
Иврит (Основной язык для всех поколений); Старшее поколение: марокканские берберы ; иудео-берберский ; марокканский арабский ; иудео-марокканский арабский ; марокканский французский ; Марокканское ладино | |
Религия | |
иудаизм |
Марокканские евреи в Израиле — это иммигранты и потомки иммигрантов из марокканских еврейских общин , которые сейчас проживают на территории государства Израиль . По данным переписи населения Израиля 2019 года, насчитывается 472 800 евреев, родившихся в Марокко или имеющих отца марокканского происхождения. [3] хотя, по данным Всемирной федерации марокканского еврейства, почти один миллион израильских евреев являются марокканцами или марокканского происхождения, что делает их второй по величине общиной в стране. [4]
Зарегистрировано, что 274 180 человек эмигрировали из Марокко в Израиль в период с создания государства в 1948 году по 2016 год. [5]
История
[ редактировать ]До создания Государства Израиль растущее французское влияние в Марокко в начале 20 века побуждало марокканских евреев поступать во французские школы, получать французское образование и интегрироваться во французскую культуру до 1940 года, когда вступили в силу законы Виши и запретил евреям посещать французские школы. После Второй мировой войны и создания государства Израиль еврейские сионистские организации призвали многие еврейские семьи покинуть Марокко, и они легально мигрировали в Израиль с одобрения тогдашнего французского правления. После войны многие молодые марокканские евреи смело мигрировали в Израиль и присоединились к силам « Гахал », участвовавшим в арабо-израильской войне 1948 года .
До подписания Фесского договора , который предусматривал защиту марокканских евреев Францией, происходил массовый бегство евреев из крупных городов, таких как Фес , Мекнес , Рабат и Марракеш, в небольшие города и деревни, окружающие города. Перенаселенность, ухудшение финансового положения и необходимость тайно молиться заставили некоторые молодые семьи эмигрировать в Израиль или переехать в Тунис ; который проводил более либеральную политику в отношении евреев. [ нужна ссылка ] Слухи и письма, которые начали приходить в синагоги, рассказывали о евреях, мигрирующих в Израиль и поселившихся в нем, воодушевляя евреев Магриба . Первой общиной, которая сделала этот шаг, были евреи Феса, жившие недалеко от главной синагоги Феса. Около 60–80 молодых семей мигрировали с 1908 по 1918 год и поселились в основном в Иерусалиме и Тверии . Среди первых семей, поселившихся в Иерусалиме, были; Охана и Зана, Мимеран, Тургеман и Айфрага. Братья Айфрага, бывшие банкирами в Фесе, не смогли адаптироваться к жизни в Израиле; они попрощались со своими двоюродными братьями, семьей Зейн, в 1918 году и переехали во Францию, а затем в Канаду, поскольку Марокко больше не было вариантом, поскольку первоначальный отъезд из Марокко был воспринят большинством марокканских евреев и неевреев как подстрекательство к мятежу. Семьи Давид, Зейн и Тургеман жили в еврейском квартале, в то время как остальные семьи жили в Мишканоте (англ. «резиденция») и Суккот Шалом (англ. «палатка мира»).
Миграция осуществлялась в основном через Тунис, а оттуда в Израиль использовались небольшие лодки. Летом 1911 года родился мальчик; Моше Везана родился в семье Симхи (Пирчи) и Давида на борту корабля, направлявшегося в Израиль. По прибытии в порт Яфо в честь ребенка Брит Милу отпраздновали . Мальчик, который был сыном в семье «Муграби», иногда записывался как уроженец Туниса, а иногда как уроженец Израиля. Все остальные восемь братьев родились в Старом городе Иерусалима . Это была большая семья Муграби; самые крупные из них, жившие в стенах Старого города, до их побега в Катамон из-за арабо-израильской войны 1948 года . Еврейская община Магриба между первой и третьей миграциями была небольшой. Ведущими общинами в Иерусалиме были в основном общины, иммигрировавшие из Ирака, Ирана, Бухары и Йемена. [ нужна ссылка ]
После войны в Палестине 1947–1949 годов и из-за внутренних распрей 1950-х годов в следующие несколько десятилетий наблюдались волны эмиграции марокканских евреев в Израиль. [6] Марокканские евреи эмигрировали по разным причинам. Некоторые эмигрировали в Израиль по религиозным причинам, некоторые опасались преследований, а другие уехали в поисках лучших экономических перспектив, чем в постколониальном Марокко. С каждой арабо-израильской войной напряженность между арабами-мусульманами и евреями росла, вызывая еще большую эмиграцию марокканских евреев. Ко времени войны Судного дня в 1973 году большая часть еврейского населения Марокко эмигрировала в Израиль. [7]
Марокко когда-то представляло крупнейшую еврейскую общину в мусульманском мире. Однако примерно со времени создания современного государства Израиль, до середины 1970-х годов, почти 90% марокканских евреев совершили алию и эмигрировали в Израиль. [8] До 1945 года еврейская эмиграция из Марокко была редкостью. Частично это было связано с отсутствием стрессовых факторов, побуждающих уехать. Евреи в Марокко чувствовали, что у них есть политическая безопасность и благоприятные экономические возможности. Они не хотели переезжать в контролируемую Великобританией Израиль-Палестину, где политический ландшафт и экономические условия были более нестабильными. Британцы ограничили еврейскую иммиграцию, что усложнило этот процесс и создало дальнейшее препятствие. Кроме того, власти Французского Марокко работали над нейтрализацией усилий сионистов, когда интерес к сионизму распространялся по всей Европе.
В 1947–1948 годах интерес к алие стал очевиден у значительной части марокканского еврейства. Одной из причин этого было недовольство обращением французского правительства с марокканскими евреями. В частности, был отказ рассмотреть вопрос о предоставлении образованным евреям французского гражданства, что привело к стремлению к большей свободе и лучшему представительству в правительстве. Кроме того, во многих местах, где нынешняя система, включая AIU , потерпела неудачу, возникли регионы массовой бедности. Наряду с этим существовал эмоциональный импульс, подогреваемый ростом популярности сионизма среди марокканских евреев. Это было результатом большей ясности в отношении жизнеспособности еврейского государства в Палестине.
В этот ранний период иммиграции большая часть иммиграции осуществлялась незаконно со стороны эмиссаров Моссада ЛеАлия Бет и Еврейского агентства . Марокканские евреи были переправлены контрабандой в Марокко через границу в Уджда . Оттуда их перевезли в пересыльные лагеря. Лишь три корабля смогли уйти. Первые два содержались на Кипре до обретения Израилем независимости, а последний оставил только 44 эмигранта из-за активности, обнаруженной французскими марокканскими властями. В результате вся эта нелегальная эмиграционная операция была прекращена. Следствием этой деятельности стал рост антисемитизма в Марокко. Примечательным инцидентом стал погром в Уджде и окрестностях . 7 июня 1948 года 43 еврея были убиты местными мусульманами, разочарование которых усилилось французскими марокканскими властями. [9]
Эмиграция при Хасане II Марокко
[ редактировать ]Политика изменилась с приходом к власти Хасана II Марокко в 1961 году. Хасан согласился принять крупную награду на душу населения от международной еврейской общины за каждого еврея, эмигрировавшего из Марокко, и в соответствии с этим соглашением евреям была предоставлена свобода эмигрировать. В период с 1961 по 1967 год Марокко покинуло около 120 000 евреев. Шестидневная война 1967 года привела к новой волне эмиграции евреев из Марокко, прежде всего во Францию, но также в Канаду, США, Израиль и другие страны. [10]
Марокканские евреи в Израиле пользовались меньшей мобильностью: 51 процент были «синими воротничками» в 1961 году и 54 процента уже в 1981 году. [11]
Катастрофа «Эгоз» корабля
[ редактировать ]В 1961 году корабль «Егоз» («орех»), на котором находились 44 нелегальных иммигранта, затонул в море по пути в Израиль. После затопления Эгоза массовый исход евреев из порта Касабланки был осуществлен на Марокко было оказано давление, и с королем Хасаном II был подписан секретный договор, в результате чего под руководством генерала Уфкира . Некоторые евреи приехали в Израиль, а некоторые мигрировали во Францию и другие страны. [ нужна ссылка ]
В политическом отношении марокканские евреи склонны поддерживать Ликуд. [12] [13] или Шас .
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Отношения Израиля и Марокко
- История евреев в Марокко
- Арабский язык в Израиле
- Еврейские этнические подразделения
- Североафриканские сефарды
Примечания
[ редактировать ]- ^ По данным BBC на арабском языке в 2004 году. По оценкам Всемирной федерации марокканского еврейства, по состоянию на 2019 год их число составило около 1 миллиона.
- ^ По состоянию на 2010 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Марокканские евреи и двойная лояльность » . BBC на арабском языке . 21 декабря 2005 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ↑ Марокканское еврейство в Израиле собирается отметить 60-летие алии , The Джерузалем Пост (25 августа 2019 г.).
- ^ Jump up to: а б «Евреи по странам происхождения и возрасту, 2010 г.» . Центральное статистическое бюро Израиля . Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 г. Проверено 6 декабря 2022 г.
- ↑ Марокканское еврейство в Израиле собирается отметить 60-летие алии (25 августа 2019 г.).
- ^ «Одна статистика в день: большинство марокканских евреев живут в Израиле» . Давар . Апрель 2021 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ «ИММИГРАНТЫ ПО ПЕРИОДУ ИММИГРАЦИИ, СТРАНЕ РОЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДНЕЙ СТРАНЕ ПРОЖИВАНИЯ» (PDF) . CBS, Статистический обзор Израиля . Правительство Израиля. 2009.
- ^ «Марокканский фильм ищет уехавших евреев» . Инетньюс . 3 марта 2013 г.
- ^ «Алия марокканского еврейства (1954-1955)» . Министерство алии и интеграции . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Ласкиер, Майкл М. (1989). «Еврейская эмиграция из Марокко в Израиль: политика правительства и позиция международных еврейских организаций, 1949-56». Ближневосточные исследования . 25 (3): 323–362. дои : 10.1080/00263208908700785 . JSTOR 4283316 .
- ^ «ИММИГРАНТЫ ПО ПЕРИОДУ ИММИГРАЦИИ, СТРАНЕ РОЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДНЕЙ СТРАНЕ ПРОЖИВАНИЯ» (PDF) . Правительство Израиля . 2009.
- ^ Элиэзер Бен-Рафаэль и Стивен Шарот, Этническая принадлежность, религия и класс в израильском обществе , Кембридж: Cambridge University Press, 1991, 67.
- ^ «Израильская партия «Новые лейбористы»» . Экономист . 26 октября 2017 г.
- ^ «Будут ли марокканские евреи в Израиле голосовать за лейбористов на выборах 2019 года? | Саад Геррауи | AW» .