Jump to content

Сарамака

Сарамака
Мужчина Сарамака, фотография около 1910 года, из книги сэра Гарри Х. Джонсона «Негр в Новом Свете».
Общая численность населения
90,000 [1] (2013, оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Племенной ( Верхний Суринам и Брокопондо ) 28,500
Парамарибо и пригороды 29,000
Французская Гвиана 25,000
Нидерланды 7,500
Языки
Сарамаккан
Религия
Религия Сарамака , Христианство : Моравское, Католическое, Евангелическое.
Родственные этнические группы
Скан , Квинти
Дедушка народа Сарамака
Действующий президент
Альберт [ nl Абойкони [2]
с 2018 года
Резиденция Асиндоопо

Сарамака , Саамака или Сарамакка [примечание 1] являются одним из шести народов-маронов (ранее называвшихся «неграми Буша») в Республике Суринам и одним из народов-маронов во Французской Гвиане . В 2007 году Сарамака выиграла решение Межамериканского суда по правам человека в поддержку их земельных прав в Суринаме на земли, которые они исторически оккупировали, несмотря на претензии национального правительства. Это было знаковое решение для коренных народов мира. Они получили компенсацию за ущерб и управляют этим фондом для собственных целей развития.

Слово «бордовый» происходит от испанского cimarrón , которое произошло от аравакского корня . [3] Особенно с 1990 года некоторые из сарамака мигрировали во Французскую Гвиану из-за продолжительной гражданской войны в Суринаме. К началу 16 века термин «бордовый» ( cimarron ) использовался по всей Америке для обозначения рабов, сбежавших из рабства и создавших независимые сообщества, находящиеся вне контроля колонистов. [4]

Настройка и язык

[ редактировать ]

90 000 [1] Сарамака в Суринаме (некоторые из которых живут в соседней Французской Гвиане ) составляют одно меньшинство в этой многоэтнической стране. Сарамака вместе с другими маронами Суринама и Французской Гвианы: ндьюка (90 000), а также матавай , парамака , алуку и квинти (всего около 25 000).

После побега из рабства в 17 и 18 веках сарамака жили в основном вдоль реки Верхний Суринам и ее притоков, Гаанлио и Пикилио. С 1960-х годов они также живут вдоль реки Нижний Суринам в деревнях, построенных колониальным правительством и Alcoa , крупной алюминиевой компанией. Они были переселены, чтобы затопить примерно половину своей племенной территории для строительства гидроэлектростанции, построенной для снабжения электроэнергией алюминиевого завода . Сегодня около трети сарамака проживают во Французской Гвиане, большинство из которых мигрировали туда с 1990 года после войны в Суринаме. [5]

Сарамака и матавай (в центральном Суринаме) говорят на вариантах креольского языка, называемого сарамаккан . Ндьюка, Парамака и Алуку (в восточном Суринаме), а также несколько сотен квинти говорят на вариантах другого креольского языка, Ндюка . Оба языка исторически связаны со шранан-тонго , креольским языком прибрежного Суринама. Около 50 процентов сарамаккской лексики происходит из различных языков Западной и Центральной Африки, 20 процентов — из английского (языка первых колонистов Суринама), 20 процентов — из португальского (языка надзирателей и рабовладельцев на многих плантациях Суринама ), а остальные 10 процентов - из индейских языков и голландского языка (последние были позже колонистами). [6] Несмотря на лексические различия, грамматика напоминает грамматику других атлантических креолов и заимствована из западноафриканских моделей. [7]

Предки сарамака были среди тех африканцев, которые были проданы в качестве рабов на плантациях европейцам в Суринаме в конце 17 - начале 18 веков. [8] : 1  Происходя из разных народов Западной и Центральной Африки, говорящих на разных языках, они бежали в густой тропический лес – индивидуально, небольшими группами, а иногда и в крупных коллективных восстаниях. Почти 100 лет они боролись с тропическими лесами за свою независимость. Их так боялись, что на картах конца XVIII века были показаны оборонительные укрепления европейской колонии, предназначенные для защиты от их набегов. [9]

В 1762 году, за целый век до всеобщего освобождения рабов в Суринаме, мароны добились свободы и подписали договор с голландской короной, признающий их территориальные права и торговые привилегии. Сарамака проявляют большой интерес к истории лет своего становления; они сохраняют свою очень богатую устную традицию . Инновационные научные исследования конца 20-го века объединили устные и архивные свидетельства новой истории. [10] [8] [11] Как и другие суринамские мароны, сарамака жили почти как государство в государстве до середины 20 века, когда темпы внешних посягательств увеличились.

В конце 1980-х годов гражданская война между маронами и военным правительством Суринама причинила значительные трудности сарамака и другим маронам. К середине 1989 года около 3000 Сарамака и 8000 Ндьюка проживали в качестве временных беженцев во Французской Гвиане. Доступ к внешнему миру был жестко ограничен для многих Сарамака на их родине. [12] Окончание войны в середине 1990-х годов положило начало периоду, когда национальное правительство в значительной степени игнорировало потребности Сарамака и других маронов, одновременно предоставляя крупные концессии на лесозаготовку и добычу полезных ископаемых иностранным транснациональным корпорациям (китайским, индонезийским, малазийским и другим) в традиционных Сарамака. территория. Они не проконсультировались с властями Сарамаки. [13]

Кроме того, в этот период произошли многочисленные социальные изменения как на побережье Суринама, так и на территории Сарамаки. Добровольцы Корпуса мира США жили и работали в деревнях Сарамака, а на реке Суринам прибыли бразильские золотоискатели. Такая экономическая деятельность, как проституция, азартные игры в казино и контрабанда наркотиков, стала основными отраслями промышленности в прибрежном Суринаме и сопровождала шахтеров во внутренние районы страны. [14]

В середине 1990-х годов Ассоциация властей Сарамаки подала жалобу в Межамериканскую комиссию по правам человека с просьбой защитить свои земельные права . В ноябре 2007 года Межамериканский суд по правам человека вынес решение в пользу народа Сарамака против правительства Суринама. [15] В этом знаковом решении, создающем прецедент для всех маронов и коренных народов Америки, сарамака были предоставлены коллективные права на земли, на которых их предки жили с начала 18 века, включая право принимать решения об эксплуатации природных ресурсов. такие как древесина и золото на этой территории. Кроме того, им была предоставлена ​​компенсация от правительства за ущерб, причиненный предыдущими грантами на древесину, предоставленными китайским компаниям. Эти средства были перечислены в специальный фонд развития , которым сейчас управляет Сарамака. [16] [15] [17]

Присутствие во Французской Гвиане

[ редактировать ]

Мароны Сарамака изначально жили в Суринаме . Впервые они прибыли во Французскую Гвиану в 19 веке в качестве грузовых судов во внутренние районы страны . Во время золотой лихорадки их услуги стали важны для экономики. В 1883 году губернатор Французской Гвианы и Гранман (верховный вождь) Сарамака подписали официальное соглашение о том, что Сарамака может оставаться во Французской Гвиане под законной властью Гранмана. Соглашения никогда не были расторгнуты и позволяют племени въезжать во Французскую Гвиану без риска депортации. [18] [19]

Пропитание, экономика и искусство

[ редактировать ]
Пример искусства народа Сарамака
Пример искусства народа Сарамака

Традиционные деревни, в которых в среднем проживает от 100 до 200 жителей, состоят из основной части родственников по материнской линии, а также некоторых жен и детей мужчин по происхождению. [20] Всегда расположенные рядом с рекой, для воды, транспорта и рыбалки, они состоят из беспорядочно расположенных небольших домов, открытых построек, одомашненных деревьев, редких курятников, различных святынь и разрозненных участков кустарника. (Напротив, так называемые деревни переселенцев, построенные для размещения 6000 Сарамака, перемещенных в результате строительства гидроэлектростанции, насчитывают до 2000 человек. Они расположены в виде сетки в европейском стиле , используемой в крупных городах Южной Америки. Во многих В некоторых случаях они располагались далеко от берега реки, что усложняло жизнь обитателям.) Садоводческие лагеря , включающие постоянные дома и святыни, расположены в нескольких часах езды на каноэ от каждой деревни. Их эксплуатируют небольшие группы женщин, связанных матрилинейными узами.

Из-за своих матрилинейных связей многие женщины имеют дом в родной деревне, другой - в садоводческом лагере, а третий - в деревне своего мужа. Мужчины делят свое время между несколькими разными домами, построенными в разное время для себя и для своих жен. Традиционные дома Сарамака компактны, достаточно широки, чтобы можно было привязать гамак, и ненамного длиннее спереди назад; со стенами из досок и плетеных пальмовых ветвей и традиционно крышами из соломы или, все чаще, из гофрированного металла . Они не имеют окон, но часто имеют искусно резные фасады . [21] После гражданской войны в Суринаме Сарамака построили все больше домов в прибрежном западном стиле. В них используется бетон не только дерево, но и , есть окна и более просторная планировка .

На протяжении более двух столетий экономика основывалась на полной эксплуатации лесной среды и периодических рабочих поездках людей на побережье, чтобы привезти обратно западные товары. Для существования сарамака зависят от сменного ( подсечного ) садоводства, которым занимаются в основном женщины, охоты и рыбалки, которыми занимаются мужчины, а также женщин, собирающих дикие лесные продукты, такие как пальмовые орехи. Они импортировали несколько ключевых продуктов, таких как соль . Рис – наиболее возделываемая культура в сухой (горной) технике. культуры включают маниоку , таро , бамию , кукурузу , бананы тростник арахис , сахарный и Другие . одомашненные деревья, такие как кокос , апельсин , хлебное дерево , папайя и калебас В деревнях в основном выращивают . Рынков нет.

До конца 20-го века Сарамака производила большую часть своей материальной культуры, большая часть которой была украшена декоративными деталями. Женщины шили лоскутную и вышитую одежду, вырезали из калебаса чаши . Некоторые мужчины также производили корзины, а некоторые женщины занимались гончарным делом. Мужчины строили дома и каноэ. Кроме того, они вырезали широкий спектр деревянных предметов для домашнего использования, таких как табуретки, весла, подносы для просеивания , кухонные принадлежности и расчески. Сегодня все большее количество предметов, в том числе одежды, импортируется с побережья.

тела Рубцевание , практиковавшееся практически всеми женщинами Сарамака еще в 1970-х и 1980-х годах, к началу 21 века стало относительно редким явлением. Многочисленные жанры пения, танцев, игры на барабанах и рассказывания сказок продолжают оставаться яркой частью культуры Сарамака. [22]

После того, как мужчины расчистили и сожгли поля, садоводство превратилось в основном в женскую работу. Женщины выращивают и перерабатывают различные культуры, выбирая, какую из них развивать, чтобы сохранить предпочтительные качества. Они обрабатывают пищу для еды и хранения таких продуктов, как арахис. Они используют части растений для изготовления необходимых товаров.

Мужчины ведут охоту на дичь с ружьями ; они также занимаются большей частью рыбалки. Мужчины уже давно посвящают большую часть своей взрослой жизни зарабатыванию денег на работе в прибрежных Суринаме или Французской Гвиане. Это позволяет им покупать западные товары, которые считаются необходимыми для жизни в их родных деревнях, такие как дробовики и порох , инструменты, кастрюли, ткань, гамаки, мыло, керосин и ром . Во второй половине 20-го века во многих деревнях были открыты небольшие магазины, что сделало доступными больше товаров. Подвесные моторы , транзисторные радиоприемники и магнитофоны стали обычными предметами потребления. Сегодня сотовые телефоны повсеместно распространены; как мужчины, так и женщины значительно расширили общение с Парамарибо . Новые экономические возможности в золотодобывающей промышленности – добыча полезных ископаемых для мужчин и проституция для женщин – эксплуатируются.

Социальная организация

[ редактировать ]

Общество Сарамака прочно основано на системе матрилинейного родства . Клан ) – часто несколько тысяч особей – состоит из ( lo потомков по материнской линии первоначальной группы беглых рабов. Дети считаются рожденными в этом клане. Он подразделяется на роды ( пчелиные ) – обычно от 50 до 150 человек – происходящие от более поздней прародительницы. Несколько линий из одного клана составляют ядро ​​каждой деревни.

Материнские кланы ( lo ) владеют землей на основании претензий, выдвинутых в начале 18-го века, когда первые мароны бежали на юг, чтобы обрести свободу . Права на охоту и собирательство принадлежат членам клана коллективно. Внутри клана временные права на землепользование для ведения сельского хозяйства оговариваются старостами деревень. Создание переселенческих деревень в 1960-х годах привело к нехватке земли в некоторых регионах. Успех Сарамака в их иске против правительства Суринама теперь позволит им управлять своими землями с меньшим вмешательством извне.

Сложные брачные запреты (включая пчелиную экзогамию ) и предпочтения оговариваются посредством гадания . Демографический дисбаланс, вызванный трудовой миграцией, способствует широкому распространению многоженства . Хотя со-жены имеют равный статус, ожидается, что отношения между ними будут враждебными. Сарамака относятся к браку как к постоянному ухаживанию с частым обменом подарками, такими как мужская резьба по дереву и женское декоративное шитье. Хотя многие женщины живут в основном в деревне своего мужа, мужчины никогда не проводят больше нескольких дней в матрилинейной (родной) деревне жены. [23]

Каждый дом принадлежит отдельному мужчине или женщине, но большая часть социального взаимодействия происходит на открытом воздухе. Мужчины в каждой группе из нескольких домов, будь то члены пчел или временные посетители, едят вместе. Женщины этих же групп, будь то пчеловоды или постоянные жены пчелиных мужчин, проводят много времени в компании друг друга, часто также вместе занимаясь сельским хозяйством.

Материнские принципы, опосредованные гаданием, определяют наследование материального и духовного имущества, а также политических должностей . Однако перед смертью мужчины часто передают специальные ритуальные сыну знания (а иногда и дробовик).

Каждый ребенок, проведя первые несколько лет со своей матерью, воспитывается отдельным мужчиной или женщиной (а не парой), назначенными пчелой ; девочек обычно воспитывают женщины, а мальчиков - мужчины. Хотя дети проводят большую часть времени с родственниками по материнской линии, отношения отца и ребенка теплые и крепкие. Гендерная идентичность формируется рано: дети берут на себя ответственность за гендерные задачи взрослых, как только у них появляется физическая возможность. Девочки часто выходят замуж в возрасте 15 лет, тогда как мальчики чаще вступают в брак в возрасте двадцати с небольшим лет, когда вступают в брак с первой женой.

Женщина обязана соблюдать уединение во время менструального цикла. Этот цикл считается временем нарушений и разрушения деревенского порядка. Женщинам не разрешается выполнять многие деревенские функции, и они сталкиваются с другими ограничениями во время менструального цикла. Выражение Сарамака «быть в менструальном уединении» то же самое, что и «быть в трауре». [24]

Политическая организация и социальный контроль

[ редактировать ]

Народом Сарамака, как и другими группами маронов, политически и формально управляют мужчины. Решение Межамериканского суда по правам человека от 2007 года помогает определить сферы влияния, в которых находится власть национального правительства и властей Сарамаки.

Сарамака Общество является эгалитарным , в котором родство составляет основу социальной организации . Никакие социальные или профессиональные классы не выделяются. консультируются посредством гадания Старейшинам оказывают особое уважение, и с предками ежедневно .

Протестантские миссионерские школы существовали в некоторых деревнях с 18 века. Государственные начальные школы появились в большинстве сел только в 1960-е годы. Школы полностью перестали функционировать во время гражданской войны в Суринаме в конце 1980-х годов и с тех пор были восстановлены лишь частично.

Начиная с договора 18-го века, у Сарамака был утвержденный правительством верховный вождь ( гаама ), а также ряд старост ( кабитени ) и помощников старосты ( басиа ). Традиционно роль этих чиновников в политическом и социальном контроле осуществлялась в контексте, изобилующем оракулами , одержимостью духами и другими формами гадания. Поскольку национальное правительство все чаще вмешивается в дела Сарамаки (и выплачивает политическим чиновникам номинальную зарплату), священная основа власти этих чиновников постепенно разрушается. Эти политические должности исторически контролируются и являются собственностью кланов ( LO ). В политической деятельности сильно доминируют мужчины.

Заседания совета ( кууту ) и сеансы гадания обеспечивают дополнительные возможности для решения социальных проблем. Палаверы могут включать в себя мужчин рода, деревни или всех Сарамака. Они решают проблемы, начиная от конфликтов, связанных с браком или приемом на воспитание, до земельных споров, политической преемственности или серьезных преступлений. Эти же проблемы, помимо болезней и других несчастий, обычно интерпретируются и посредством различных видов гадания. Во всех случаях консенсус достигается путем переговоров, часто при этом важную роль играют боги и предки. В одном из видов правосудия примирения виновные стороны обычно обязаны платить за свои проступки материальными подношениями роду обиженного человека. В XVIII веке людей, признанных виновными в колдовстве, иногда сжигали на кострах. Сегодня мужчин, пойманных на месте преступления с женой другого мужчины, либо избивают родственники женщины, либо заставляют заплатить им штраф.

За исключением споров о супружеской измене, которые иногда мобилизуют полный экипаж мужчин, жаждущих мести в публичной кулачной драке, конфликты внутри Сарамаки редко выходят за рамки личных отношений. Гражданская война, начавшаяся в 1986 году, в ходе которой мароны противостояли национальной армии Суринама, принесла серьезные изменения во внутренние деревни. Члены повстанческой армии « Джунгли Коммандос », почти все Ндьюка и Сарамака, научились пользоваться автоматическим оружием . Они привыкли к состоянию войны и грабежа. Их реинтеграция в общество Сарамака (и Ндьюка) была трудной, хотя их миграция на побережье и во Французскую Гвиану стала своего рода предохранительным клапаном , если не для принимающих территорий.

Система убеждений

[ редактировать ]

Каждый аспект жизни Сарамаки основан на различных религиозных верованиях. [25] Такие решения, как расчистить сад или построить дом, предпринять ли путешествие или как бороться с воровством или прелюбодеянием, принимаются по согласованию с деревенскими божествами, предками, лесными духами и змеиными богами . Способы общения с этими силами варьируются от одержимости духами и консультаций с оракулами до толкования снов. Богов и духов, которые постоянно присутствуют в повседневной жизни, также почитают посредством частых молитв , возлияний , пиршеств и танцев.

Ритуалы , связанные с рождением, смертью и другими жизненными событиями, обширны, как и ритуалы, относящиеся к более приземленным действиям, от охоты на тапира до посадки рисового поля. Сегодня около 25 процентов жителей Сарамаки являются номинальными христианами – в основном моравцами (некоторые с середины 18 века), а другие – католиками . Все чаще некоторые обращаются в евангелизм того или иного рода.

Мир Сарамака населен множеством сверхъестественных существ: от локальных лесных духов и богов, обитающих в телах змей, стервятников , ягуаров и других животных, до предков, речных богов и духов-воинов. В рамках этих категорий каждому сверхъестественному существу присваивается имя, индивидуализация и особые отношения с живыми людьми. Эти существа, тесно вовлеченные в текущие события повседневной жизни, общаются с людьми главным образом посредством гадания и одержимости духами. Кунус - это духи-мстители людей или богов, с которыми поступили несправедливо при жизни и которые обязуются вечно мучить потомков по материнской линии и близких родственников по материнской линии своего обидчика. Большая часть ритуальной жизни Сарамаки посвящена их умиротворению. Сарамака верят, что все зло возникает в результате действий человека; не только каждое несчастье, болезнь или смерть проистекают из конкретного прошлого проступка, но и каждое преступление, будь то против людей или богов, имеет конечные последствия. Позорные поступки мертвых ежедневно вторгаются в жизнь живых; Любая болезнь или несчастье требует гадания, которое быстро выявляет конкретный прошлый поступок, вызвавший его. Благодаря исполнению обряды , предки говорят, боги танцуют, и мир снова становится правильным.

Отдельные специалисты, контролирующие обряды, контролируют основные святыни, принадлежащие деревням и кланам , которые обслуживают большое количество клиентов, а также различные категории богов одержимости и различные виды мелких предсказаний. Эти специалисты обычно перед смертью передают свои знания избранным людям. Большая часть Сарамака обладает каким-то специализированным ритуальным опытом, который они время от времени применяют. Им платят одеждой, ромом или, все чаще, наличными.

Сарамаки Церемониальная жизнь не определяется календарем, а скорее регулируется возникновением тех или иных несчастий, интерпретируемых посредством гадания. К наиболее важным церемониям относятся похороны и умиротворение предков, публичные обряды исцеления, ритуалы в честь куну (в частности, змеиных богов и лесных духов), а также назначение политических чиновников.

Считается, что каждый случай заболевания имеет конкретную причину, которую можно определить только посредством гадания. Выявленные причины варьируются от куну происхождения до колдовства , от нарушения табу до недовольства предков. Как только причина известна, проводятся обряды, чтобы умилостивить обиженного бога или предка (или иным образом исправить социальный дисбаланс). С 1960-х годов западные миссионерские клиники и больницы использовались большинством Сарамака в качестве дополнения к их собственной практике исцеления. Во время гражданской войны в Суринаме 1980-х и 1990-х годов большая часть этих объектов была разрушена. С тех пор они были восстановлены лишь частично.

Мертвые играют активную роль в жизни живых. Святыни предков – по несколько на деревню – являются местом частых молитв и возлияний, поскольку с умершими консультируются по поводу текущих деревенских проблем. Смерть вызывает серию сложных ритуалов, которые длятся около года и завершаются окончательным переходом умершего к статусу предка. Первоначальные обряды, которые проводятся в течение периода от одной недели до трех месяцев, в зависимости от важности умершего, заканчиваются захоронением трупа в тщательно сконструированном гробу, наполненном личными вещами. Эти обряды включают в себя гадание на гробе (чтобы проконсультироваться с духом умершего) путем ношения его на головах двух мужчин, пиры в честь предков, ночные барабанные/песно-танцевальные представления и рассказывание народных сказок . [26] Несколько месяцев спустя проводятся «вторые похороны», чтобы отметить окончание периода траура и навсегда изгнать призрак умершего из деревни. Эти обряды включают в себя крупнейшие общественные собрания в Сарамаке, а также включают в себя ночные выступления с барабанами, песнями и танцами. По их завершении умерший переходил из царства живых в царство предков.

Изоляция

[ редактировать ]

Народ Сарамака за пределами Гаан Лио жил в относительной изоляции и как неконтактная группа людей с момента побега их предка из рабства в восемнадцатом веке. [27] Во второй половине 1993 года местный независимый миссионер по имени Стив Гросеклоуз и небольшая группа мужчин Сарамака из других, менее отдаленных деревень, отважились преодолеть главный барьер под названием Тапа Вата Сула, что переводится как «Закрытые пороги». Эта первоначальная экскурсия привела к последующим поездкам и положила начало постепенному притоку возрастающего внешнего влияния в последующие годы. [27] Местный житель Сарамаки по имени Помпея покинул одну из деревень, с которыми не связались, чтобы посетить столицу Парамарибо в начале того же года. Его знание деревень за пределами Тапа Вата Сула сделало его неоценимым гидом во время первых поездок в этот район.

Этнографические исследования

[ редактировать ]

Этнографию сарамака впервые провели американцы Мелвилл и Фрэнсис Херсковиц (в течение двух лет 1928 и 1929 гг.). [28] [29] Американцы Ричард и Салли Прайс также изучали людей (периодически с 1966 года по настоящее время: в Суринаме до 1986 года, а затем во Французской Гвиане ). Эти полевые исследования конца 20-го века дополняют современные полевые исследования, проводимые среди других групп суринамских маронов, такие как этнография Ндюка голландских ученых Бонно Тодена ван Вельзена и его партнерши Инеке ван Ветеринг . [30] [31]

Эдвард К. Грин , американский медицинский антрополог, проводил полевые исследования среди матавай в период с 1970 по 1973 год, с тех пор периодически посещая их. Его докторская диссертация была посвящена изменениям, происходившим тогда в системе матрилинейного родства и местных духовных верованиях. Он стал известен своей работой над процессами, связанными со СПИДом и заболеваниями, передающимися половым путем, особенно в африканских странах, а также использованием местных целителей.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Начиная с середины 2010 года люди, ранее известные как «Сарамака», начали идентифицировать себя в своих официальных документах на английском языке как «Саамака», чтобы соответствовать своему собственному произношению.
  1. ^ Jump up to: а б Ричард Прайс (2013). «Демографический взрыв маронов: Суринам и Гайана» . Новый путеводитель по Вест-Индии . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids, том 87: выпуск 3-4. 87 (3–4): 323–327. дои : 10.1163/22134360-12340110 . Проверено 25 июля 2020 г.
  2. ^ «Альберт Абойкони теперь официально является бабушкой Саамаки» . Звездные новости . 12 августа 2018 г. . Проверено 14 декабря 2021 г.
  3. ^ Арром, Хосе (1986). «Симаррон: заметки о его первой документации и его вероятном происхождении». Испанский журнал американской антропологии . 13 :13–30.
  4. ^ Прайс, Ричард, изд. (1996). Общества маронов: общины рабов-повстанцев в Америке (3-е изд.). Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. xi-xii . ISBN  978-0801854965 .
  5. ^ Прайс, Ричард; Прайс, Салли (2003). Мароны . Шатонеф-ле-Руж: ветер из других мест. ISBN  978-2911412226 .
  6. ^ Ричард Прайс, Путешествия с Туем: история, память и афроамериканское воображение , Чикаго: University of Chicago Press, 2008, стр. 436.
  7. ^ Мигге, Беттина, изд. (2007). «Влияние субстрата на креолов Суринама» (PDF) . Журнал пиджина и креольского языка . 22 (1).
  8. ^ Jump up to: а б Прайс, Ричард (1983). Убить гидру: голландские колониальные взгляды на войны Сарамаки . Анн-Арбор, Мичиган: Карома. ISBN  9780897200660 .
  9. ^ «Отрывок из голландской карты, изображающей колонию Суринам» . Цифровая всемирная библиотека . Библиотека Конгресса. 1777 год . Проверено 26 мая 2013 г.
  10. ^ Прайс, Ричард (1983). Впервые: Историческое видение афроамериканского народа . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  9780801829857 .
  11. ^ Прайс, Ричард (1995). Мир Алаби . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  9780801838620 .
  12. ^ Полиме, Томас; ван Велцен, ХЮЭ Тоден (1988). Беженцы, повстанцы и другие: мароны Восточного Суринама, 1986–1988 гг . Утрехт: Институт культурной антропологии. ISBN  9789070955229 .
  13. ^ Камбель, Эллен-Роуз; Маккей, Фергюс (1999). Права коренных народов и маронов Суринама . Копенгаген: Международная рабочая группа по делам коренных народов. ISBN  978-8790730178 .
  14. ^ Уэстолл, Эндрю (2008). Речные кости: спотыкаясь о Эдеме в джунглях Суринама . Торонто, Канада: Эмблема. ISBN  978-0771088759 .
  15. ^ Jump up to: а б «Дело народа сарамака против Суринама, решение от 28 ноября 2007 г.» (PDF) . Межамериканский суд по правам человека (Межамериканский суд по правам человека) . Проверено 21 мая 2009 г.
  16. ^ Прайс, Ричард (2012). Суд над правами человека «Воинов тропического леса» . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. ISBN  9780812221374 .
  17. ^ Бруннер, Лизл (1 октября 2008 г.). «Рост прав народов в Америке: решение Межамериканского суда по правам человека по делу народа Сарамака». Китайский журнал международного права . 7 (3): 699–711. дои : 10.1093/chinesejil/jmn031 .
  18. ^ Прайс, Ричард (2002). Сарамака-мароны на бразильской границе . Неосвобожденные пространства: беглецы из рабства и общины маронов в Америке. Вильямсбург, Вирджиния: Колледж Уильяма и Мэри . стр. 1–2.
  19. ^ Йерри Урбан (2016). «Конвенции между Францией и маронами Суринама. Вклад в изучение средних позиций после рабства» . История правосудия . 26 (26): 201–221. дои : 10.3917/rhj.026.0201 .
  20. ^ Прайс, Ричард (1975). Социальная структура Сарамаки: анализ общества маронов в Суринаме . Рио-Пьедрас: Институт карибских исследований Университета Пуэрто-Рико. ISBN  9788439938507 .
  21. ^ Прайс, Салли; Прайс, Ричард (1999). Маронское искусство: культурная жизнеспособность в африканской диаспоре . Бостон: Beacon Press. ISBN  9780807085509 .
  22. ^ Примеры популярных песен, рабочих песен, пьес для фортепиано, детских загадок, языка барабанов на говорящем барабане apínti и многого другого см. Прайс, Ричард; Прайс, Салли (1977). Музыка из Сарамаки: динамичная афроамериканская традиция (компакт-диск). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт / Folkways Recordings. OCLC   50625762 .
  23. ^ Прайс, Салли (1984). Соженки и калебасы . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN  9780472100453 .
  24. ^ Прайс, Салли (1996). Со-жены и калебасы . США: Издательство Мичиганского университета. стр. xi – xii.
  25. ^ Ричард Прайс, Путешествия с Той: история, память и афроамериканское воображение , Чикаго, University of Chicago Press, 2008.
  26. ^ Прайс, Ричард; Билби, Салли Прайс (1991). Два вечера в Сарамаке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226680613 .
  27. ^ Jump up to: а б «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПУТЕШЕСТВУ ПАМЯТИ: НАРОД САРАМАКА (САРАМАККАН): БЕССТРАШНОЕ СУРИНАМСКОЕ САМОЕ КРУПНЕЙШЕЕ КРАСОВОЕ ПЛЕМЯ» . ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПОЛОСЕ ПАМЯТИ . 25 июня 2013 г. Проверено 7 октября 2015 г.
  28. ^ Мелвилл Дж. Херсковиц; Фрэнсис С. Херсковиц (1934). Судьба повстанцев: среди негров Буша в Голландской Гвиане . Нью-Йорк и Лондон: МакГроу-Хилл. ОСЛК   1114525 .
  29. ^ Прайс, Ричард; Прайс, Салли (2003). Корень корней: или как возникла афроамериканская антропология . Чикаго, Иллинойс: Колючая парадигма. ISBN  9780972819626 .
  30. ^ Вельцен, фургон HUE Thoden; Ветеринг, В. ван (1988). Великий Отец и опасность: религиозные культы, материальные силы и коллективные фантазии в мире суринамских маронов . Дордрехт, Голландия: Публикации Foris. ISBN  9789067652346 .
  31. ^ Ветеринг, фургон HUE Thoden; Велцен, В. ван Вельцен (2004). В тени оракула: религия как политика в обществе суринамских маронов . Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press. ISBN  9781577663232 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бруннер, Лизл. 2008. «Рост прав народов в Америке: решение Межамериканского суда по правам человека по делу народа Сарамака». Китайский журнал международного права 7:699-711.
  • «Дело народа сарамака против Суринама». Межамериканский суд по правам человека (серия C). № 172 (28 ноября 2007 г.)
  • Грин, Эдвард К. Мароны Матавай: Афроамериканское общество, развивающееся в культуре (докторская диссертация, Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки, 1974). Доступно в университетских микрофильмах, Анн-Арбор, Мичиган, 1974.
  • Грин, Эдвард К., «Ром: деньги специального назначения в обществе матавай», Социальные и экономические исследования, Vol. 25, № 4, стр. 411–417, 1976.
  • Грин, Эдвард К., «Расщепление линии Матавай», Bijdragen Tot de Taal Land En Volkenkunde (Вклад в лингвистику и этнологию, Нидерланды), Vol.133, стр. 136–154, 1977.
  • Грин, Эдвард К., «Социальный контроль в племенной Африке», Anthropological Quarterly, Vol 50 (3), стр. 107–116, 1977.
  • Грин, Эдвард К., «Винти и христианство: исследование религиозных изменений», «Этноистория», том 25, № 3, стр. 251–276, 1978;
  • Херсковиц, Мелвилл Дж. и Фрэнсис С. Херсковиц. 1934. Судьба повстанцев: среди негров Буша в Голландской Гвиане . Нью-Йорк и Лондон: МакГроу-Хилл.
  • Камбель, Эллен-Роуз и Фергус Маккей. 1999. Права коренных народов и маронов в Суринаме . Копенгаген, Международная рабочая группа по делам коренных народов.
  • Мигге, Беттина (ред.). 2007. «Влияние субстрата на креолов Суринама». Специальный выпуск журнала пиджин и креольских языков 22 (1).
  • Полиме, TS и HUE Тоден ван Вельцен. 1998. Беженцы, повстанцы и другие: мароны Восточного Суринама, 1986–1988 годы . Утрехт: Институт культурной антропологии.
  • Прайс, Ричард. 1975. Социальная структура Сарамаки: анализ общества маронов в Суринаме . Рио-Пьедрас, Пуэрто-Рико: Институт карибских исследований.
  • Прайс, Ричард. 1983. Впервые: историческое видение афроамериканского народа . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  • Прайс, Ричард. 1983. Убить гидру: голландские колониальные взгляды на войны Сарамаки . Анн-Арбор: Карома.
  • Прайс, Ричард. 1990. Мир Алаби . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  • Ричард Прайс (ред.). 1996. Общества маронов: повстанческие рабские общины в Америке . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 3-е издание.
  • Прайс, Ричард. 2002. «Мароны в Суринаме и Гайане: сколько и где». Новый путеводитель по Вест-Индии 76:81-88.
  • Прайс, Ричард. 2008. Путешествие с Той: история, память и афроамериканское воображение . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Прайс, Ричард. 2011. Воины тропического леса: Права человека под судом . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
  • Прайс, Ричард и Салли Прайс. 1977. «Музыка Сарамаки: динамичная афроамериканская традиция», Вашингтон, округ Колумбия, Smithsonian Folkways Recording FE 4225.
  • Прайс, Ричард и Салли Прайс. 1991. Два вечера в Сарамаке . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Прайс, Ричард и Салли Прайс. 2003. Мароны . Шатонеф-ле-Руж: Ветры из других мест.
  • Прайс, Ричард и Салли Прайс. 2003. Корень корней, или Как возникла афроамериканская антропология . Чикаго: Prickly Paradigm Press.
  • Прайс, Салли. 1984. Совместные жены и калебасы . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
  • Прайс, Салли и Ричард Прайс. 1999. Маронское искусство: культурная жизнеспособность в африканской диаспоре . Бостон: Beacon Press.
  • Тоден ван Вельцен, ХЮЭ, и В. ван Ветеринг. 1988. Великий Отец и опасность: религиозные культы, материальные силы и коллективные фантазии в мире суринамских маронов . Дордрехт: Форис.
  • Тоден ван Вельцен, ХЮЭ, и В. ван Ветеринг. 2004. В тени оракула: религия как политика в суринамском обществе маронов . Лонг-Гроув: Уэйвленд.
  • Уэстолл, Эндрю. 2008. Речные кости: спотыкаясь о Эдеме в джунглях Суринама . Торонто: Эмблемы.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fc09141273a47defd19c0684adb1cbf__1711661340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/bf/2fc09141273a47defd19c0684adb1cbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saramaka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)