Сарамака
![]() Мужчина Сарамака, фотография около 1910 года, из книги сэра Гарри Х. Джонсона «Негр в Новом Свете». | |
Общая численность населения | |
---|---|
90,000 [1] (2013, оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Племенной ( Верхний Суринам и Брокопондо ) | 28,500 |
Парамарибо и пригороды | 29,000 |
Французская Гвиана | 25,000 |
Нидерланды | 7,500 |
Языки | |
Сарамаккан | |
Религия | |
Религия Сарамака , Христианство : Моравское, Католическое, Евангелическое. | |
Родственные этнические группы | |
Скан , Квинти |
Дедушка народа Сарамака | |
---|---|
Резиденция | Асиндоопо |
Сарамака , Саамака или Сарамакка [примечание 1] являются одним из шести народов-маронов (ранее называвшихся «неграми Буша») в Республике Суринам и одним из народов-маронов во Французской Гвиане . В 2007 году Сарамака выиграла решение Межамериканского суда по правам человека в поддержку их земельных прав в Суринаме на земли, которые они исторически оккупировали, несмотря на претензии национального правительства. Это было знаковое решение для коренных народов мира. Они получили компенсацию за ущерб и управляют этим фондом для собственных целей развития.
Слово «бордовый» происходит от испанского cimarrón , которое произошло от аравакского корня . [3] Особенно с 1990 года некоторые из сарамака мигрировали во Французскую Гвиану из-за продолжительной гражданской войны в Суринаме. К началу 16 века термин «бордовый» ( cimarron ) использовался по всей Америке для обозначения рабов, сбежавших из рабства и создавших независимые сообщества, находящиеся вне контроля колонистов. [4]
Настройка и язык
[ редактировать ]90 000 [1] Сарамака в Суринаме (некоторые из которых живут в соседней Французской Гвиане ) составляют одно меньшинство в этой многоэтнической стране. Сарамака вместе с другими маронами Суринама и Французской Гвианы: ндьюка (90 000), а также матавай , парамака , алуку и квинти (всего около 25 000).
После побега из рабства в 17 и 18 веках сарамака жили в основном вдоль реки Верхний Суринам и ее притоков, Гаанлио и Пикилио. С 1960-х годов они также живут вдоль реки Нижний Суринам в деревнях, построенных колониальным правительством и Alcoa , крупной алюминиевой компанией. Они были переселены, чтобы затопить примерно половину своей племенной территории для строительства гидроэлектростанции, построенной для снабжения электроэнергией алюминиевого завода . Сегодня около трети сарамака проживают во Французской Гвиане, большинство из которых мигрировали туда с 1990 года после войны в Суринаме. [5]
Сарамака и матавай (в центральном Суринаме) говорят на вариантах креольского языка, называемого сарамаккан . Ндьюка, Парамака и Алуку (в восточном Суринаме), а также несколько сотен квинти говорят на вариантах другого креольского языка, Ндюка . Оба языка исторически связаны со шранан-тонго , креольским языком прибрежного Суринама. Около 50 процентов сарамаккской лексики происходит из различных языков Западной и Центральной Африки, 20 процентов — из английского (языка первых колонистов Суринама), 20 процентов — из португальского (языка надзирателей и рабовладельцев на многих плантациях Суринама ), а остальные 10 процентов - из индейских языков и голландского языка (последние были позже колонистами). [6] Несмотря на лексические различия, грамматика напоминает грамматику других атлантических креолов и заимствована из западноафриканских моделей. [7]
История
[ редактировать ]Предки сарамака были среди тех африканцев, которые были проданы в качестве рабов на плантациях европейцам в Суринаме в конце 17 - начале 18 веков. [8] : 1 Происходя из разных народов Западной и Центральной Африки, говорящих на разных языках, они бежали в густой тропический лес – индивидуально, небольшими группами, а иногда и в крупных коллективных восстаниях. Почти 100 лет они боролись с тропическими лесами за свою независимость. Их так боялись, что на картах конца XVIII века были показаны оборонительные укрепления европейской колонии, предназначенные для защиты от их набегов. [9]
В 1762 году, за целый век до всеобщего освобождения рабов в Суринаме, мароны добились свободы и подписали договор с голландской короной, признающий их территориальные права и торговые привилегии. Сарамака проявляют большой интерес к истории лет своего становления; они сохраняют свою очень богатую устную традицию . Инновационные научные исследования конца 20-го века объединили устные и архивные свидетельства новой истории. [10] [8] [11] Как и другие суринамские мароны, сарамака жили почти как государство в государстве до середины 20 века, когда темпы внешних посягательств увеличились.
В конце 1980-х годов гражданская война между маронами и военным правительством Суринама причинила значительные трудности сарамака и другим маронам. К середине 1989 года около 3000 Сарамака и 8000 Ндьюка проживали в качестве временных беженцев во Французской Гвиане. Доступ к внешнему миру был жестко ограничен для многих Сарамака на их родине. [12] Окончание войны в середине 1990-х годов положило начало периоду, когда национальное правительство в значительной степени игнорировало потребности Сарамака и других маронов, одновременно предоставляя крупные концессии на лесозаготовку и добычу полезных ископаемых иностранным транснациональным корпорациям (китайским, индонезийским, малазийским и другим) в традиционных Сарамака. территория. Они не проконсультировались с властями Сарамаки. [13]
Кроме того, в этот период произошли многочисленные социальные изменения как на побережье Суринама, так и на территории Сарамаки. Добровольцы Корпуса мира США жили и работали в деревнях Сарамака, а на реке Суринам прибыли бразильские золотоискатели. Такая экономическая деятельность, как проституция, азартные игры в казино и контрабанда наркотиков, стала основными отраслями промышленности в прибрежном Суринаме и сопровождала шахтеров во внутренние районы страны. [14]
В середине 1990-х годов Ассоциация властей Сарамаки подала жалобу в Межамериканскую комиссию по правам человека с просьбой защитить свои земельные права . В ноябре 2007 года Межамериканский суд по правам человека вынес решение в пользу народа Сарамака против правительства Суринама. [15] В этом знаковом решении, создающем прецедент для всех маронов и коренных народов Америки, сарамака были предоставлены коллективные права на земли, на которых их предки жили с начала 18 века, включая право принимать решения об эксплуатации природных ресурсов. такие как древесина и золото на этой территории. Кроме того, им была предоставлена компенсация от правительства за ущерб, причиненный предыдущими грантами на древесину, предоставленными китайским компаниям. Эти средства были перечислены в специальный фонд развития , которым сейчас управляет Сарамака. [16] [15] [17]
Присутствие во Французской Гвиане
[ редактировать ]Мароны Сарамака изначально жили в Суринаме . Впервые они прибыли во Французскую Гвиану в 19 веке в качестве грузовых судов во внутренние районы страны . Во время золотой лихорадки их услуги стали важны для экономики. В 1883 году губернатор Французской Гвианы и Гранман (верховный вождь) Сарамака подписали официальное соглашение о том, что Сарамака может оставаться во Французской Гвиане под законной властью Гранмана. Соглашения никогда не были расторгнуты и позволяют племени въезжать во Французскую Гвиану без риска депортации. [18] [19]
Пропитание, экономика и искусство
[ редактировать ]
Традиционные деревни, в которых в среднем проживает от 100 до 200 жителей, состоят из основной части родственников по материнской линии, а также некоторых жен и детей мужчин по происхождению. [20] Всегда расположенные рядом с рекой, для воды, транспорта и рыбалки, они состоят из беспорядочно расположенных небольших домов, открытых построек, одомашненных деревьев, редких курятников, различных святынь и разрозненных участков кустарника. (Напротив, так называемые деревни переселенцев, построенные для размещения 6000 Сарамака, перемещенных в результате строительства гидроэлектростанции, насчитывают до 2000 человек. Они расположены в виде сетки в европейском стиле , используемой в крупных городах Южной Америки. Во многих В некоторых случаях они располагались далеко от берега реки, что усложняло жизнь обитателям.) Садоводческие лагеря , включающие постоянные дома и святыни, расположены в нескольких часах езды на каноэ от каждой деревни. Их эксплуатируют небольшие группы женщин, связанных матрилинейными узами.
Из-за своих матрилинейных связей многие женщины имеют дом в родной деревне, другой - в садоводческом лагере, а третий - в деревне своего мужа. Мужчины делят свое время между несколькими разными домами, построенными в разное время для себя и для своих жен. Традиционные дома Сарамака компактны, достаточно широки, чтобы можно было привязать гамак, и ненамного длиннее спереди назад; со стенами из досок и плетеных пальмовых ветвей и традиционно крышами из соломы или, все чаще, из гофрированного металла . Они не имеют окон, но часто имеют искусно резные фасады . [21] После гражданской войны в Суринаме Сарамака построили все больше домов в прибрежном западном стиле. В них используется бетон не только дерево, но и , есть окна и более просторная планировка .
На протяжении более двух столетий экономика основывалась на полной эксплуатации лесной среды и периодических рабочих поездках людей на побережье, чтобы привезти обратно западные товары. Для существования сарамака зависят от сменного ( подсечного ) садоводства, которым занимаются в основном женщины, охоты и рыбалки, которыми занимаются мужчины, а также женщин, собирающих дикие лесные продукты, такие как пальмовые орехи. Они импортировали несколько ключевых продуктов, таких как соль . Рис – наиболее возделываемая культура в сухой (горной) технике. культуры включают маниоку , таро , бамию , кукурузу , бананы тростник арахис , сахарный и Другие . одомашненные деревья, такие как кокос , апельсин , хлебное дерево , папайя и калебас В деревнях в основном выращивают . Рынков нет.
До конца 20-го века Сарамака производила большую часть своей материальной культуры, большая часть которой была украшена декоративными деталями. Женщины шили лоскутную и вышитую одежду, вырезали из калебаса чаши . Некоторые мужчины также производили корзины, а некоторые женщины занимались гончарным делом. Мужчины строили дома и каноэ. Кроме того, они вырезали широкий спектр деревянных предметов для домашнего использования, таких как табуретки, весла, подносы для просеивания , кухонные принадлежности и расчески. Сегодня все большее количество предметов, в том числе одежды, импортируется с побережья.
тела Рубцевание , практиковавшееся практически всеми женщинами Сарамака еще в 1970-х и 1980-х годах, к началу 21 века стало относительно редким явлением. Многочисленные жанры пения, танцев, игры на барабанах и рассказывания сказок продолжают оставаться яркой частью культуры Сарамака. [22]
После того, как мужчины расчистили и сожгли поля, садоводство превратилось в основном в женскую работу. Женщины выращивают и перерабатывают различные культуры, выбирая, какую из них развивать, чтобы сохранить предпочтительные качества. Они обрабатывают пищу для еды и хранения таких продуктов, как арахис. Они используют части растений для изготовления необходимых товаров.
Мужчины ведут охоту на дичь с ружьями ; они также занимаются большей частью рыбалки. Мужчины уже давно посвящают большую часть своей взрослой жизни зарабатыванию денег на работе в прибрежных Суринаме или Французской Гвиане. Это позволяет им покупать западные товары, которые считаются необходимыми для жизни в их родных деревнях, такие как дробовики и порох , инструменты, кастрюли, ткань, гамаки, мыло, керосин и ром . Во второй половине 20-го века во многих деревнях были открыты небольшие магазины, что сделало доступными больше товаров. Подвесные моторы , транзисторные радиоприемники и магнитофоны стали обычными предметами потребления. Сегодня сотовые телефоны повсеместно распространены; как мужчины, так и женщины значительно расширили общение с Парамарибо . Новые экономические возможности в золотодобывающей промышленности – добыча полезных ископаемых для мужчин и проституция для женщин – эксплуатируются.
Социальная организация
[ редактировать ]Общество Сарамака прочно основано на системе матрилинейного родства . Клан ) – часто несколько тысяч особей – состоит из ( lo потомков по материнской линии первоначальной группы беглых рабов. Дети считаются рожденными в этом клане. Он подразделяется на роды ( пчелиные ) – обычно от 50 до 150 человек – происходящие от более поздней прародительницы. Несколько линий из одного клана составляют ядро каждой деревни.
Материнские кланы ( lo ) владеют землей на основании претензий, выдвинутых в начале 18-го века, когда первые мароны бежали на юг, чтобы обрести свободу . Права на охоту и собирательство принадлежат членам клана коллективно. Внутри клана временные права на землепользование для ведения сельского хозяйства оговариваются старостами деревень. Создание переселенческих деревень в 1960-х годах привело к нехватке земли в некоторых регионах. Успех Сарамака в их иске против правительства Суринама теперь позволит им управлять своими землями с меньшим вмешательством извне.
Сложные брачные запреты (включая пчелиную экзогамию ) и предпочтения оговариваются посредством гадания . Демографический дисбаланс, вызванный трудовой миграцией, способствует широкому распространению многоженства . Хотя со-жены имеют равный статус, ожидается, что отношения между ними будут враждебными. Сарамака относятся к браку как к постоянному ухаживанию с частым обменом подарками, такими как мужская резьба по дереву и женское декоративное шитье. Хотя многие женщины живут в основном в деревне своего мужа, мужчины никогда не проводят больше нескольких дней в матрилинейной (родной) деревне жены. [23]
Каждый дом принадлежит отдельному мужчине или женщине, но большая часть социального взаимодействия происходит на открытом воздухе. Мужчины в каждой группе из нескольких домов, будь то члены пчел или временные посетители, едят вместе. Женщины этих же групп, будь то пчеловоды или постоянные жены пчелиных мужчин, проводят много времени в компании друг друга, часто также вместе занимаясь сельским хозяйством.
Материнские принципы, опосредованные гаданием, определяют наследование материального и духовного имущества, а также политических должностей . Однако перед смертью мужчины часто передают специальные ритуальные сыну знания (а иногда и дробовик).
Каждый ребенок, проведя первые несколько лет со своей матерью, воспитывается отдельным мужчиной или женщиной (а не парой), назначенными пчелой ; девочек обычно воспитывают женщины, а мальчиков - мужчины. Хотя дети проводят большую часть времени с родственниками по материнской линии, отношения отца и ребенка теплые и крепкие. Гендерная идентичность формируется рано: дети берут на себя ответственность за гендерные задачи взрослых, как только у них появляется физическая возможность. Девочки часто выходят замуж в возрасте 15 лет, тогда как мальчики чаще вступают в брак в возрасте двадцати с небольшим лет, когда вступают в брак с первой женой.
Женщина обязана соблюдать уединение во время менструального цикла. Этот цикл считается временем нарушений и разрушения деревенского порядка. Женщинам не разрешается выполнять многие деревенские функции, и они сталкиваются с другими ограничениями во время менструального цикла. Выражение Сарамака «быть в менструальном уединении» то же самое, что и «быть в трауре». [24]
Политическая организация и социальный контроль
[ редактировать ]Народом Сарамака, как и другими группами маронов, политически и формально управляют мужчины. Решение Межамериканского суда по правам человека от 2007 года помогает определить сферы влияния, в которых находится власть национального правительства и властей Сарамаки.
Сарамака Общество является эгалитарным , в котором родство составляет основу социальной организации . Никакие социальные или профессиональные классы не выделяются. консультируются посредством гадания Старейшинам оказывают особое уважение, и с предками ежедневно .
Протестантские миссионерские школы существовали в некоторых деревнях с 18 века. Государственные начальные школы появились в большинстве сел только в 1960-е годы. Школы полностью перестали функционировать во время гражданской войны в Суринаме в конце 1980-х годов и с тех пор были восстановлены лишь частично.
Начиная с договора 18-го века, у Сарамака был утвержденный правительством верховный вождь ( гаама ), а также ряд старост ( кабитени ) и помощников старосты ( басиа ). Традиционно роль этих чиновников в политическом и социальном контроле осуществлялась в контексте, изобилующем оракулами , одержимостью духами и другими формами гадания. Поскольку национальное правительство все чаще вмешивается в дела Сарамаки (и выплачивает политическим чиновникам номинальную зарплату), священная основа власти этих чиновников постепенно разрушается. Эти политические должности исторически контролируются и являются собственностью кланов ( LO ). В политической деятельности сильно доминируют мужчины.
Заседания совета ( кууту ) и сеансы гадания обеспечивают дополнительные возможности для решения социальных проблем. Палаверы могут включать в себя мужчин рода, деревни или всех Сарамака. Они решают проблемы, начиная от конфликтов, связанных с браком или приемом на воспитание, до земельных споров, политической преемственности или серьезных преступлений. Эти же проблемы, помимо болезней и других несчастий, обычно интерпретируются и посредством различных видов гадания. Во всех случаях консенсус достигается путем переговоров, часто при этом важную роль играют боги и предки. В одном из видов правосудия примирения виновные стороны обычно обязаны платить за свои проступки материальными подношениями роду обиженного человека. В XVIII веке людей, признанных виновными в колдовстве, иногда сжигали на кострах. Сегодня мужчин, пойманных на месте преступления с женой другого мужчины, либо избивают родственники женщины, либо заставляют заплатить им штраф.
За исключением споров о супружеской измене, которые иногда мобилизуют полный экипаж мужчин, жаждущих мести в публичной кулачной драке, конфликты внутри Сарамаки редко выходят за рамки личных отношений. Гражданская война, начавшаяся в 1986 году, в ходе которой мароны противостояли национальной армии Суринама, принесла серьезные изменения во внутренние деревни. Члены повстанческой армии « Джунгли Коммандос », почти все Ндьюка и Сарамака, научились пользоваться автоматическим оружием . Они привыкли к состоянию войны и грабежа. Их реинтеграция в общество Сарамака (и Ндьюка) была трудной, хотя их миграция на побережье и во Французскую Гвиану стала своего рода предохранительным клапаном , если не для принимающих территорий.
Система убеждений
[ редактировать ]Каждый аспект жизни Сарамаки основан на различных религиозных верованиях. [25] Такие решения, как расчистить сад или построить дом, предпринять ли путешествие или как бороться с воровством или прелюбодеянием, принимаются по согласованию с деревенскими божествами, предками, лесными духами и змеиными богами . Способы общения с этими силами варьируются от одержимости духами и консультаций с оракулами до толкования снов. Богов и духов, которые постоянно присутствуют в повседневной жизни, также почитают посредством частых молитв , возлияний , пиршеств и танцев.
Ритуалы , связанные с рождением, смертью и другими жизненными событиями, обширны, как и ритуалы, относящиеся к более приземленным действиям, от охоты на тапира до посадки рисового поля. Сегодня около 25 процентов жителей Сарамаки являются номинальными христианами – в основном моравцами (некоторые с середины 18 века), а другие – католиками . Все чаще некоторые обращаются в евангелизм того или иного рода.
Мир Сарамака населен множеством сверхъестественных существ: от локальных лесных духов и богов, обитающих в телах змей, стервятников , ягуаров и других животных, до предков, речных богов и духов-воинов. В рамках этих категорий каждому сверхъестественному существу присваивается имя, индивидуализация и особые отношения с живыми людьми. Эти существа, тесно вовлеченные в текущие события повседневной жизни, общаются с людьми главным образом посредством гадания и одержимости духами. Кунус - это духи-мстители людей или богов, с которыми поступили несправедливо при жизни и которые обязуются вечно мучить потомков по материнской линии и близких родственников по материнской линии своего обидчика. Большая часть ритуальной жизни Сарамаки посвящена их умиротворению. Сарамака верят, что все зло возникает в результате действий человека; не только каждое несчастье, болезнь или смерть проистекают из конкретного прошлого проступка, но и каждое преступление, будь то против людей или богов, имеет конечные последствия. Позорные поступки мертвых ежедневно вторгаются в жизнь живых; Любая болезнь или несчастье требует гадания, которое быстро выявляет конкретный прошлый поступок, вызвавший его. Благодаря исполнению обряды , предки говорят, боги танцуют, и мир снова становится правильным.
Отдельные специалисты, контролирующие обряды, контролируют основные святыни, принадлежащие деревням и кланам , которые обслуживают большое количество клиентов, а также различные категории богов одержимости и различные виды мелких предсказаний. Эти специалисты обычно перед смертью передают свои знания избранным людям. Большая часть Сарамака обладает каким-то специализированным ритуальным опытом, который они время от времени применяют. Им платят одеждой, ромом или, все чаще, наличными.
Сарамаки Церемониальная жизнь не определяется календарем, а скорее регулируется возникновением тех или иных несчастий, интерпретируемых посредством гадания. К наиболее важным церемониям относятся похороны и умиротворение предков, публичные обряды исцеления, ритуалы в честь куну (в частности, змеиных богов и лесных духов), а также назначение политических чиновников.
Считается, что каждый случай заболевания имеет конкретную причину, которую можно определить только посредством гадания. Выявленные причины варьируются от куну происхождения до колдовства , от нарушения табу до недовольства предков. Как только причина известна, проводятся обряды, чтобы умилостивить обиженного бога или предка (или иным образом исправить социальный дисбаланс). С 1960-х годов западные миссионерские клиники и больницы использовались большинством Сарамака в качестве дополнения к их собственной практике исцеления. Во время гражданской войны в Суринаме 1980-х и 1990-х годов большая часть этих объектов была разрушена. С тех пор они были восстановлены лишь частично.
Мертвые играют активную роль в жизни живых. Святыни предков – по несколько на деревню – являются местом частых молитв и возлияний, поскольку с умершими консультируются по поводу текущих деревенских проблем. Смерть вызывает серию сложных ритуалов, которые длятся около года и завершаются окончательным переходом умершего к статусу предка. Первоначальные обряды, которые проводятся в течение периода от одной недели до трех месяцев, в зависимости от важности умершего, заканчиваются захоронением трупа в тщательно сконструированном гробу, наполненном личными вещами. Эти обряды включают в себя гадание на гробе (чтобы проконсультироваться с духом умершего) путем ношения его на головах двух мужчин, пиры в честь предков, ночные барабанные/песно-танцевальные представления и рассказывание народных сказок . [26] Несколько месяцев спустя проводятся «вторые похороны», чтобы отметить окончание периода траура и навсегда изгнать призрак умершего из деревни. Эти обряды включают в себя крупнейшие общественные собрания в Сарамаке, а также включают в себя ночные выступления с барабанами, песнями и танцами. По их завершении умерший переходил из царства живых в царство предков.
Изоляция
[ редактировать ]Народ Сарамака за пределами Гаан Лио жил в относительной изоляции и как неконтактная группа людей с момента побега их предка из рабства в восемнадцатом веке. [27] Во второй половине 1993 года местный независимый миссионер по имени Стив Гросеклоуз и небольшая группа мужчин Сарамака из других, менее отдаленных деревень, отважились преодолеть главный барьер под названием Тапа Вата Сула, что переводится как «Закрытые пороги». Эта первоначальная экскурсия привела к последующим поездкам и положила начало постепенному притоку возрастающего внешнего влияния в последующие годы. [27] Местный житель Сарамаки по имени Помпея покинул одну из деревень, с которыми не связались, чтобы посетить столицу Парамарибо в начале того же года. Его знание деревень за пределами Тапа Вата Сула сделало его неоценимым гидом во время первых поездок в этот район.
Этнографические исследования
[ редактировать ]Этнографию сарамака впервые провели американцы Мелвилл и Фрэнсис Херсковиц (в течение двух лет 1928 и 1929 гг.). [28] [29] Американцы Ричард и Салли Прайс также изучали людей (периодически с 1966 года по настоящее время: в Суринаме до 1986 года, а затем во Французской Гвиане ). Эти полевые исследования конца 20-го века дополняют современные полевые исследования, проводимые среди других групп суринамских маронов, такие как этнография Ндюка голландских ученых Бонно Тодена ван Вельзена и его партнерши Инеке ван Ветеринг . [30] [31]
Эдвард К. Грин , американский медицинский антрополог, проводил полевые исследования среди матавай в период с 1970 по 1973 год, с тех пор периодически посещая их. Его докторская диссертация была посвящена изменениям, происходившим тогда в системе матрилинейного родства и местных духовных верованиях. Он стал известен своей работой над процессами, связанными со СПИДом и заболеваниями, передающимися половым путем, особенно в африканских странах, а также использованием местных целителей.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Начиная с середины 2010 года люди, ранее известные как «Сарамака», начали идентифицировать себя в своих официальных документах на английском языке как «Саамака», чтобы соответствовать своему собственному произношению.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Прайс (2013). «Демографический взрыв маронов: Суринам и Гайана» . Новый путеводитель по Вест-Индии . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids, том 87: выпуск 3-4. 87 (3–4): 323–327. дои : 10.1163/22134360-12340110 . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Альберт Абойкони теперь официально является бабушкой Саамаки» . Звездные новости . 12 августа 2018 г. . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Арром, Хосе (1986). «Симаррон: заметки о его первой документации и его вероятном происхождении». Испанский журнал американской антропологии . 13 :13–30.
- ^ Прайс, Ричард, изд. (1996). Общества маронов: общины рабов-повстанцев в Америке (3-е изд.). Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. xi-xii . ISBN 978-0801854965 .
- ^ Прайс, Ричард; Прайс, Салли (2003). Мароны . Шатонеф-ле-Руж: ветер из других мест. ISBN 978-2911412226 .
- ^ Ричард Прайс, Путешествия с Туем: история, память и афроамериканское воображение , Чикаго: University of Chicago Press, 2008, стр. 436.
- ^ Мигге, Беттина, изд. (2007). «Влияние субстрата на креолов Суринама» (PDF) . Журнал пиджина и креольского языка . 22 (1).
- ^ Jump up to: а б Прайс, Ричард (1983). Убить гидру: голландские колониальные взгляды на войны Сарамаки . Анн-Арбор, Мичиган: Карома. ISBN 9780897200660 .
- ^ «Отрывок из голландской карты, изображающей колонию Суринам» . Цифровая всемирная библиотека . Библиотека Конгресса. 1777 год . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Прайс, Ричард (1983). Впервые: Историческое видение афроамериканского народа . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801829857 .
- ^ Прайс, Ричард (1995). Мир Алаби . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801838620 .
- ^ Полиме, Томас; ван Велцен, ХЮЭ Тоден (1988). Беженцы, повстанцы и другие: мароны Восточного Суринама, 1986–1988 гг . Утрехт: Институт культурной антропологии. ISBN 9789070955229 .
- ^ Камбель, Эллен-Роуз; Маккей, Фергюс (1999). Права коренных народов и маронов Суринама . Копенгаген: Международная рабочая группа по делам коренных народов. ISBN 978-8790730178 .
- ^ Уэстолл, Эндрю (2008). Речные кости: спотыкаясь о Эдеме в джунглях Суринама . Торонто, Канада: Эмблема. ISBN 978-0771088759 .
- ^ Jump up to: а б «Дело народа сарамака против Суринама, решение от 28 ноября 2007 г.» (PDF) . Межамериканский суд по правам человека (Межамериканский суд по правам человека) . Проверено 21 мая 2009 г.
- ^ Прайс, Ричард (2012). Суд над правами человека «Воинов тропического леса» . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812221374 .
- ^ Бруннер, Лизл (1 октября 2008 г.). «Рост прав народов в Америке: решение Межамериканского суда по правам человека по делу народа Сарамака». Китайский журнал международного права . 7 (3): 699–711. дои : 10.1093/chinesejil/jmn031 .
- ^ Прайс, Ричард (2002). Сарамака-мароны на бразильской границе . Неосвобожденные пространства: беглецы из рабства и общины маронов в Америке. Вильямсбург, Вирджиния: Колледж Уильяма и Мэри . стр. 1–2.
- ^ Йерри Урбан (2016). «Конвенции между Францией и маронами Суринама. Вклад в изучение средних позиций после рабства» . История правосудия . 26 (26): 201–221. дои : 10.3917/rhj.026.0201 .
- ^ Прайс, Ричард (1975). Социальная структура Сарамаки: анализ общества маронов в Суринаме . Рио-Пьедрас: Институт карибских исследований Университета Пуэрто-Рико. ISBN 9788439938507 .
- ^ Прайс, Салли; Прайс, Ричард (1999). Маронское искусство: культурная жизнеспособность в африканской диаспоре . Бостон: Beacon Press. ISBN 9780807085509 .
- ^ Примеры популярных песен, рабочих песен, пьес для фортепиано, детских загадок, языка барабанов на говорящем барабане apínti и многого другого см. Прайс, Ричард; Прайс, Салли (1977). Музыка из Сарамаки: динамичная афроамериканская традиция (компакт-диск). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт / Folkways Recordings. OCLC 50625762 .
- ^ Прайс, Салли (1984). Соженки и калебасы . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472100453 .
- ^ Прайс, Салли (1996). Со-жены и калебасы . США: Издательство Мичиганского университета. стр. xi – xii.
- ^ Ричард Прайс, Путешествия с Той: история, память и афроамериканское воображение , Чикаго, University of Chicago Press, 2008.
- ^ Прайс, Ричард; Билби, Салли Прайс (1991). Два вечера в Сарамаке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226680613 .
- ^ Jump up to: а б «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПУТЕШЕСТВУ ПАМЯТИ: НАРОД САРАМАКА (САРАМАККАН): БЕССТРАШНОЕ СУРИНАМСКОЕ САМОЕ КРУПНЕЙШЕЕ КРАСОВОЕ ПЛЕМЯ» . ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПОЛОСЕ ПАМЯТИ . 25 июня 2013 г. Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ Мелвилл Дж. Херсковиц; Фрэнсис С. Херсковиц (1934). Судьба повстанцев: среди негров Буша в Голландской Гвиане . Нью-Йорк и Лондон: МакГроу-Хилл. ОСЛК 1114525 .
- ^ Прайс, Ричард; Прайс, Салли (2003). Корень корней: или как возникла афроамериканская антропология . Чикаго, Иллинойс: Колючая парадигма. ISBN 9780972819626 .
- ^ Вельцен, фургон HUE Thoden; Ветеринг, В. ван (1988). Великий Отец и опасность: религиозные культы, материальные силы и коллективные фантазии в мире суринамских маронов . Дордрехт, Голландия: Публикации Foris. ISBN 9789067652346 .
- ^ Ветеринг, фургон HUE Thoden; Велцен, В. ван Вельцен (2004). В тени оракула: религия как политика в обществе суринамских маронов . Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 9781577663232 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бруннер, Лизл. 2008. «Рост прав народов в Америке: решение Межамериканского суда по правам человека по делу народа Сарамака». Китайский журнал международного права 7:699-711.
- «Дело народа сарамака против Суринама». Межамериканский суд по правам человека (серия C). № 172 (28 ноября 2007 г.)
- Грин, Эдвард К. Мароны Матавай: Афроамериканское общество, развивающееся в культуре (докторская диссертация, Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки, 1974). Доступно в университетских микрофильмах, Анн-Арбор, Мичиган, 1974.
- Грин, Эдвард К., «Ром: деньги специального назначения в обществе матавай», Социальные и экономические исследования, Vol. 25, № 4, стр. 411–417, 1976.
- Грин, Эдвард К., «Расщепление линии Матавай», Bijdragen Tot de Taal Land En Volkenkunde (Вклад в лингвистику и этнологию, Нидерланды), Vol.133, стр. 136–154, 1977.
- Грин, Эдвард К., «Социальный контроль в племенной Африке», Anthropological Quarterly, Vol 50 (3), стр. 107–116, 1977.
- Грин, Эдвард К., «Винти и христианство: исследование религиозных изменений», «Этноистория», том 25, № 3, стр. 251–276, 1978;
- Херсковиц, Мелвилл Дж. и Фрэнсис С. Херсковиц. 1934. Судьба повстанцев: среди негров Буша в Голландской Гвиане . Нью-Йорк и Лондон: МакГроу-Хилл.
- Камбель, Эллен-Роуз и Фергус Маккей. 1999. Права коренных народов и маронов в Суринаме . Копенгаген, Международная рабочая группа по делам коренных народов.
- Мигге, Беттина (ред.). 2007. «Влияние субстрата на креолов Суринама». Специальный выпуск журнала пиджин и креольских языков 22 (1).
- Полиме, TS и HUE Тоден ван Вельцен. 1998. Беженцы, повстанцы и другие: мароны Восточного Суринама, 1986–1988 годы . Утрехт: Институт культурной антропологии.
- Прайс, Ричард. 1975. Социальная структура Сарамаки: анализ общества маронов в Суринаме . Рио-Пьедрас, Пуэрто-Рико: Институт карибских исследований.
- Прайс, Ричард. 1983. Впервые: историческое видение афроамериканского народа . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Прайс, Ричард. 1983. Убить гидру: голландские колониальные взгляды на войны Сарамаки . Анн-Арбор: Карома.
- Прайс, Ричард. 1990. Мир Алаби . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Ричард Прайс (ред.). 1996. Общества маронов: повстанческие рабские общины в Америке . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 3-е издание.
- Прайс, Ричард. 2002. «Мароны в Суринаме и Гайане: сколько и где». Новый путеводитель по Вест-Индии 76:81-88.
- Прайс, Ричард. 2008. Путешествие с Той: история, память и афроамериканское воображение . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Прайс, Ричард. 2011. Воины тропического леса: Права человека под судом . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- Прайс, Ричард и Салли Прайс. 1977. «Музыка Сарамаки: динамичная афроамериканская традиция», Вашингтон, округ Колумбия, Smithsonian Folkways Recording FE 4225.
- Прайс, Ричард и Салли Прайс. 1991. Два вечера в Сарамаке . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Прайс, Ричард и Салли Прайс. 2003. Мароны . Шатонеф-ле-Руж: Ветры из других мест.
- Прайс, Ричард и Салли Прайс. 2003. Корень корней, или Как возникла афроамериканская антропология . Чикаго: Prickly Paradigm Press.
- Прайс, Салли. 1984. Совместные жены и калебасы . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Прайс, Салли и Ричард Прайс. 1999. Маронское искусство: культурная жизнеспособность в африканской диаспоре . Бостон: Beacon Press.
- Тоден ван Вельцен, ХЮЭ, и В. ван Ветеринг. 1988. Великий Отец и опасность: религиозные культы, материальные силы и коллективные фантазии в мире суринамских маронов . Дордрехт: Форис.
- Тоден ван Вельцен, ХЮЭ, и В. ван Ветеринг. 2004. В тени оракула: религия как политика в суринамском обществе маронов . Лонг-Гроув: Уэйвленд.
- Уэстолл, Эндрю. 2008. Речные кости: спотыкаясь о Эдеме в джунглях Суринама . Торонто: Эмблемы.