Jump to content

Алук

Алук
Гранман Адам (1862 или 63 г.)
Общая численность населения
11,600 [1] (2018 г., оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Племенная Французская Гвиана
( Марипасула и Папайчтон )
6,600
Город Французской Гвианы
(в основном Сен-Лоран-дю-Марони )
3,200
На международном уровне 1,800
Языки
Алуку, французский
Религия
Винти
Родственные этнические группы
Вставать
Гранман из народа Алуку
Действующий президент
Иоахим-Джозеф Адочини [2]
с 1992 года
Резиденция Марипасула

Алуку живущая этническая группа бушиненге, в основном на берегу реки в Марипасуле на юго-западе Французской Гвианы . Группу иногда называют Бони , имея в виду лидера 18-го века Бокилифу Бони .

Алуку — этническая группа во Французской Гвиане , люди которой происходят от африканских рабов, бежавших в конце XVII — начале XVIII веков с голландских плантаций на территории, ныне известной как Суринам . [3] Вступив в брак с коренными американцами, в конце восемнадцатого века они первоначально поселились к востоку от реки Коттика , на территории нынешнего района Маровейн в Суринаме. [4] Первоначально их называли коттика-маронами. [5]

Бони Войс

[ редактировать ]

В 1760 году народ ндюка, живший неподалеку, подписал с колонистами мирный договор, предложив им территориальную автономию. [6] Алуку также желали мирного договора, однако Суринамское общество начало против них войну. [7] В 1768 году была обнаружена и разрушена первая деревня. [8]

В 1770 году к племени, которое в честь своего лидера стало известно как Бони, присоединились еще две группы маронов. [5] Бони использовал партизанскую тактику против колонистов и продолжал отступать в хорошо охраняемый форт Боко, расположенный на болоте. [9] 20 сентября 1772 г. [9] после семи месяцев боев армии из 300 освобожденных рабов наконец удалось захватить форт. [5] Алуку двинулись на юг и поселились вдоль реки Лава . [7] река, образующая границу между Французской Гвианой и Суринамом. Ндюка первоначально напали на них за вторжение на их территорию. В конце 1779 года между двумя племенами был подписан мирный договор, и Бони пообещал не совершать набегов на голландские плантации. [10] В мирный период к Алуку подошли французы, чтобы они поселились на реке Мана . Бони им не доверял и проигнорировал предложение. [11]

Мир сохранялся до 1788 года, когда подверглась нападению плантация Кларенбек. [10] В 1789 году [10] соседняя Ндюка объединилась с колонистами, [5] [7] а к 1791 году подполковник Бойтлер преследовал оставшихся Алуку из Суринама во Французскую Гвиану. [7] 19 февраля 1793 года Бокилифу Бони был убит Бэмби, вождем ндьюка. [5]

Лица без гражданства

[ редактировать ]

Между 1793 и 1837 годами Алуку поселились вокруг Гаа Дай . [12] В этот период существовали тесные контакты с индейским племенем вайана, причем два племени часто жили вместе в одних и тех же деревнях. [13] В 1815 году Алуку и Ваяна стали кровными братьями . [14]

В 1836 году на Алуку прибыл морской химик Ле При, находившийся в экспедиции к южной границе Французской Гвианы. Ле При притворился, что находится с официальной миссией, и заключил мирный договор от имени французского государства. Он также установил Gongo как granman . Ндюка Когда об этом услышал гранман Бейман, он вызвал Гонго и сказал ему, что договор неприемлем. Опасаясь французского вторжения, Биман мобилизовал свою армию. Такой поворот событий расстроил правительство Суринама, которое попросило Гонго отпустить свою армию и связаться с французским губернатором. 9 ноября 1836 года между Французской Гвианой и Суринамом было подписано соглашение, в котором говорилось, что Ле Приэ не имеет никакой власти и что Алуку должны покинуть территорию Франции и подчиниться Ндьюка. [15]

7 июля 1841 года к французскому губернатору была отправлена ​​делегация из 12 человек с просьбой разрешить поселиться на реке Ояпок . [12] однако 11 человек, включая Гранмана Гонго, были убиты. [16] Поэтому попытки дипломатии были оставлены, и часть племени обосновалась на реке Лава, где основали деревни Побианси. [12] Ассиси, Пуумофу и Кормонтибо . [17] В 1860 году ндюка, к столетнему юбилею своей автономии, подписали мирный договор с алуку в Альбине и разрешили им поселиться в Абуна-Сунге . [12] Пороги возле Абуна-Сунги образуют северную границу земель Алуку; южная граница - река Литани . [18]

Французский период

[ редактировать ]
Апату (1903)

В 1891 году российскому царю Александру III было поручено определить границу между Французской Гвианой и Суринамом. Обе страны пообещали уважать права племен, живущих на островах. [19] поэтому племена, живущие на реке, должны были выбрать свою национальность. В Парамарибо была созвана встреча с бабушкой Очи, чтобы убедить алуку стать гражданами Нидерландов. [19] Алуку выбрал французское гражданство 25 мая 1891 года. [17] Один из старейшин Алуку сказал следующие слова: «Господин, когда у тебя есть курица, которую ты никогда не кормишь, а твой сосед заботится о животном, думаешь ли ты, что животное останется с тобой, или ты думаешь, что оно уйдет? и пойти к соседу? Что ж, то же самое относится и к нам». [20]

До распада территории Инини в 1969 году Алуку жили автономно практически без вмешательства французского правительства. [3] Наряду с созданием коммун возникла государственная структура и франчайзинг . [3] Это привело к тому, что две несовместимые системы (традиционное правительство и коммуны) существуют бок о бок, где коммуны продолжают брать верх. [21] Самое главное, это привело к концентрации в более крупных деревнях и почти полному заброшению мелких поселений. [3]

Папайчтон

В феврале 2018 года был создан Большой совет американских индейцев и маронов (Великий традиционный совет индейцев и маронов), в состав которого вошли шесть капитанов алуку и два лидера алуку. [22] Одной из главных проблем, поднятых в 2009 году, стало отсутствие традиционных лидеров на рабочих заседаниях муниципального совета . [23]

Алуку Гранман раньше проживал в Папайчтоне . В 1992 году было установлено два Гранмана , [24] Поль Дуду, который был бабушкой в ​​Папайчтоне до своей смерти в 2014 году, [25] и Иоахим-Джозеф Адочини, который был выбран путем выборов, а не по материнской линии. [26] Адочини проживает в Марипасуле . [2]

Поселения

[ редактировать ]
Поселения Алуку. Кормонтибо и Агуде находятся между Коттикой и Папайхтоном. Зеленые - поселения меньшинств.

В конце восемнадцатого века у алуку были поселения в районе Сен-Лоран-дю-Марони , Апату и Гран-Санти . [3]

Основные населенные пункты находятся в графстве Марипасула , в состав которого входят:

Большая часть населения Алуку проживает в городских районах Сен-Лоран-дю-Марони, Кайенна , Матури и Куру во Французской Гвиане. [28] Многие алуку в Сен-Лоран-дю-Марони живут во временных «деревнях» за пределами города без какой-либо инфраструктуры. [29] Численность городского населения в 2018 году оценивалась в 3200 человек. [1]

Экономика и сельское хозяйство

[ редактировать ]

Традиционно люди Алуку жили натуральным сельским хозяйством , охотой, собирательством и рыболовством. Товары первой необходимости приобретались путем торговли с соседними маронами и коренными племенами. [3] Было моральное обязательство делиться между кланом. [30] Вокруг основных поселений было много небольших деревень с фермами, чтобы предотвратить истощение почвы. [3]

Они частично адаптировались к современности, приняв участие в рыночной экономике и обществе потребления. Некоторых нанимают в армию в качестве водителей речных лодок. По словам Бернара Дельпеша, алуку претерпели «дестабилизацию основного традиционного материала, культурную трансформацию, изменившую правила коллективной жизни». [31]

Традиционной религией маронов была Винти , синтез африканских религиозных традиций. [32] Среди народов матавай и сарамака в Суринаме миссионерская деятельность Моравской церкви с использованием миссионеров-маронов [33] привело к массовому обращению в христианство. Во Французской Гвиане иезуиты действовали под руководством индейских племен, однако появление европейских болезней вынудило иезуитов прекратить свою деятельность в 1763 году. [34] Отсутствие миссионерской деятельности среди Алуку сохранило Винти как доминирующую религию. [32]

Главным богом у алуку является Одун, выделяют четыре пантеона, мистических духов, играющих неотъемлемую роль в повседневной жизни. Погребальный обряд очень обширен. [35] и может длиться много месяцев. [32]

Алук
Алуку или Бони
Родной для Французская Гвиана , Суринам
Носители языка
в. 6000 (2002) [36]
английский креольский
Коды языков
ИСО 639-3
глоттолог aluk1239
IETF djk-aluku

Алуку (также Алуку Тонго [37] ) — одноименный термин для их языка. Ричард Прайс подсчитал, что в 2002 году на нем выступало около 6000 человек. [36] Многие из его носителей также владеют французским языком на двух языках.

Язык алуку представляет собой креольский английский (унаследованный от британских колоний, пришедших на смену голландцам в Суринаме), а также голландский, множество африканских языков и, [38] в последнее время французский. [3] Язык произошел от плантационного креольского языка, который в настоящее время известен как Сранан Тонго , однако около 1712 года эта ветвь изменилась и развивалась отдельно. [37]

Он родственен и взаимопонятен языкам, на которых говорят народы памака и ндюка . [39] Основное отличие заключается в используемой фонологической системе и лексике. [37]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Цена 2018 г. , Таблица 1.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Заявление Гаанмана Иоахима-Джозефа Адочини, верховного вождя народа алуку (бони)» . Смитсоновский институт . 1992 год . Проверено 31 июля 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Алуку и коммуны во Французской Гвиане» . Культурное выживание . Сентябрь 1989 года . Проверено 21 июля 2020 г.
  4. ^ Вим Хугберген, (2015), Войны Бони, Сопротивление рабов, Marronage и Guerrilla, Вако, Парамарибо, стр. 71 (на голландском языке)
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и «Бони (ок. 1730–1793), лидер восстаний рабов в Суринаме» . Is History (на голландском языке) . Проверено 21 июля 2020 г.
  6. ^ «Ндьюкский договор 1760 года: разговор с Гранманом Газоном» . Культурное выживание (на голландском языке). 28 апреля 2010 года . Проверено 21 июля 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д «Энциклопедия Нидерландской Вест-Индии - Страница 154 - Бошнегеры» (PDF) . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1916 год . Проверено 21 июля 2020 г.
  8. ^ Доббелейр 2008 , стр. 13.
  9. ^ Перейти обратно: а б «В поисках форта Боко» . Трау (на голландском языке) . Проверено 22 июля 2020 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Грут 1970 , с. 294.
  11. ^ Флери 2018 , с. 23.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д «История Бони в Гайане в Суринаме» . nofi.media (на французском языке) . Проверено 22 июля 2020 г.
  13. ^ Флери 2018 , с. 30.
  14. ^ Флери 2018 , с. 32.
  15. ^ Шолтенс 1994 , с. 29.
  16. ^ Шолтенс 1994 , с. 30.
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Курс Ла Источник» . Parc-Amazonien-Guyane (на французском языке) . Проверено 1 июня 2020 г.
  18. ^ Гюлен Диалло-Бургиньон и Ян Хирон (2001). «Технико-экономическое обоснование фермы по производству пищевой рыбы в Папайхтоне» (на французском языке). Кофрепреш. п. 10 . Проверено 25 июня 2022 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Шолтенс 1994 , с. 63.
  20. ^ Шолтенс 1994 , с. 65: «Сэр, если у вас есть курица, которая никогда вас не кормит, и ваш сосед принимает близко к сердцу судьбу животного, думаете ли вы, что животное останется с вами, или вы тоже этому не верите? что оно оставит вас и уйдет своему соседу? Ну, то же самое и у нас».
  21. ^ Шолтенс 1994 , с. 117.
  22. ^ Прайс 2018 , стр. 275–283.
  23. ^ «Пришло время подвести итоги Великому традиционному совету» . Гайана 1-я (на французском языке) . Проверено 27 июля 2020 г.
  24. ^ Басаргетт и Ди Мео 2008 , с. 57.
  25. ^ «Смерть Гран Мана Поля Дуду: соболезнования» . Блада (на французском языке) . Проверено 26 июля 2020 г.
  26. ^ Шолтенс 1994 , с. 120.
  27. ^ Шолтенс 1994 , стр. 65–68.
  28. ^ Кеннет М. Билби (1990). Переделка Алуку: культура, политика и маронская этническая принадлежность во французской Южной Америке . Международный университет микрофильмов . Проверено 21 июля 2020 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  29. ^ Дельпеч 1993 , с. 187.
  30. ^ Дельпеч 1993 , с. 178.
  31. ^ Дельпеч 1993 , с. 175.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Ричард Прайс (1987). «Энциклопедия религий» (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
  33. ^ «Креольский барабан» . Цифровая библиотека голландской литературы . 1975 год . Проверено 24 мая 2020 г.
  34. ^ «Гид Камопи» . Petit Futé (на французском языке) . Проверено 3 июня 2020 г.
  35. ^ «Алуку» . Население Гайаны (на французском языке) . Проверено 23 июля 2020 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б «Глава обзора: Ненги» . Apics Online.info . Проверено 22 июля 2020 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Беттина Мигге (сентябрь 2003 г.). «Grammaire du nengee: Введение в языки aluku, ndyuka et pamaka» . Исследовательские ворота (на французском языке) . Проверено 23 июля 2020 г.
  38. ^ Борхес 2014 , с. 188.
  39. ^ Борхес 2014 , стр. 97–98.
  40. ^ «Бони (ок. 1730–1793), лидер восстаний рабов в Суринаме» . Is History (на голландском языке) . Проверено 9 февраля 2021 г.
  41. ^ Билби, Кеннет М. (2004). «Исследователь как герой: «Фидель Апату» во французской пустыне» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids. 78 (3–4). Издательство «Брилл»: 197–227. дои : 10.1163/13822373-90002512 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  42. ^ «Бокс: Якобин Йома, экс-чемпион Европы, осужден за вождение в нетрезвом виде» . Radio France Internationale (на французском языке). 16 октября 2009 года . Проверено 10 февраля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fa73fde1e4a6796d84bf3c26fe84535__1719070260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/35/5fa73fde1e4a6796d84bf3c26fe84535.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aluku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)