Алук
![]() Гранман Адам (1862 или 63 г.) | |
Общая численность населения | |
---|---|
11,600 [1] (2018 г., оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Племенная Французская Гвиана ( Марипасула и Папайчтон ) | 6,600 |
Город Французской Гвианы (в основном Сен-Лоран-дю-Марони ) | 3,200 |
На международном уровне | 1,800 |
Языки | |
Алуку, французский | |
Религия | |
Винти | |
Родственные этнические группы | |
Вставать |
Гранман из народа Алуку | |
---|---|
с 1992 года | |
Резиденция | Марипасула |
Алуку живущая — этническая группа бушиненге, в основном на берегу реки в Марипасуле на юго-западе Французской Гвианы . Группу иногда называют Бони , имея в виду лидера 18-го века Бокилифу Бони .
История
[ редактировать ]Алуку — этническая группа во Французской Гвиане , люди которой происходят от африканских рабов, бежавших в конце XVII — начале XVIII веков с голландских плантаций на территории, ныне известной как Суринам . [3] Вступив в брак с коренными американцами, в конце восемнадцатого века они первоначально поселились к востоку от реки Коттика , на территории нынешнего района Маровейн в Суринаме. [4] Первоначально их называли коттика-маронами. [5]
Бони Войс
[ редактировать ]В 1760 году народ ндюка, живший неподалеку, подписал с колонистами мирный договор, предложив им территориальную автономию. [6] Алуку также желали мирного договора, однако Суринамское общество начало против них войну. [7] В 1768 году была обнаружена и разрушена первая деревня. [8]
В 1770 году к племени, которое в честь своего лидера стало известно как Бони, присоединились еще две группы маронов. [5] Бони использовал партизанскую тактику против колонистов и продолжал отступать в хорошо охраняемый форт Боко, расположенный на болоте. [9] 20 сентября 1772 г. [9] после семи месяцев боев армии из 300 освобожденных рабов наконец удалось захватить форт. [5] Алуку двинулись на юг и поселились вдоль реки Лава . [7] река, образующая границу между Французской Гвианой и Суринамом. Ндюка первоначально напали на них за вторжение на их территорию. В конце 1779 года между двумя племенами был подписан мирный договор, и Бони пообещал не совершать набегов на голландские плантации. [10] В мирный период к Алуку подошли французы, чтобы они поселились на реке Мана . Бони им не доверял и проигнорировал предложение. [11]
Мир сохранялся до 1788 года, когда подверглась нападению плантация Кларенбек. [10] В 1789 году [10] соседняя Ндюка объединилась с колонистами, [5] [7] а к 1791 году подполковник Бойтлер преследовал оставшихся Алуку из Суринама во Французскую Гвиану. [7] 19 февраля 1793 года Бокилифу Бони был убит Бэмби, вождем ндьюка. [5]
Лица без гражданства
[ редактировать ]Между 1793 и 1837 годами Алуку поселились вокруг Гаа Дай . [12] В этот период существовали тесные контакты с индейским племенем вайана, причем два племени часто жили вместе в одних и тех же деревнях. [13] В 1815 году Алуку и Ваяна стали кровными братьями . [14]
В 1836 году на Алуку прибыл морской химик Ле При, находившийся в экспедиции к южной границе Французской Гвианы. Ле При притворился, что находится с официальной миссией, и заключил мирный договор от имени французского государства. Он также установил Gongo как granman . Ндюка Когда об этом услышал гранман Бейман, он вызвал Гонго и сказал ему, что договор неприемлем. Опасаясь французского вторжения, Биман мобилизовал свою армию. Такой поворот событий расстроил правительство Суринама, которое попросило Гонго отпустить свою армию и связаться с французским губернатором. 9 ноября 1836 года между Французской Гвианой и Суринамом было подписано соглашение, в котором говорилось, что Ле Приэ не имеет никакой власти и что Алуку должны покинуть территорию Франции и подчиниться Ндьюка. [15]
7 июля 1841 года к французскому губернатору была отправлена делегация из 12 человек с просьбой разрешить поселиться на реке Ояпок . [12] однако 11 человек, включая Гранмана Гонго, были убиты. [16] Поэтому попытки дипломатии были оставлены, и часть племени обосновалась на реке Лава, где основали деревни Побианси. [12] Ассиси, Пуумофу и Кормонтибо . [17] В 1860 году ндюка, к столетнему юбилею своей автономии, подписали мирный договор с алуку в Альбине и разрешили им поселиться в Абуна-Сунге . [12] Пороги возле Абуна-Сунги образуют северную границу земель Алуку; южная граница - река Литани . [18]
Французский период
[ редактировать ]
В 1891 году российскому царю Александру III было поручено определить границу между Французской Гвианой и Суринамом. Обе страны пообещали уважать права племен, живущих на островах. [19] поэтому племена, живущие на реке, должны были выбрать свою национальность. В Парамарибо была созвана встреча с бабушкой Очи, чтобы убедить алуку стать гражданами Нидерландов. [19] Алуку выбрал французское гражданство 25 мая 1891 года. [17] Один из старейшин Алуку сказал следующие слова: «Господин, когда у тебя есть курица, которую ты никогда не кормишь, а твой сосед заботится о животном, думаешь ли ты, что животное останется с тобой, или ты думаешь, что оно уйдет? и пойти к соседу? Что ж, то же самое относится и к нам». [20]
До распада территории Инини в 1969 году Алуку жили автономно практически без вмешательства французского правительства. [3] Наряду с созданием коммун возникла государственная структура и франчайзинг . [3] Это привело к тому, что две несовместимые системы (традиционное правительство и коммуны) существуют бок о бок, где коммуны продолжают брать верх. [21] Самое главное, это привело к концентрации в более крупных деревнях и почти полному заброшению мелких поселений. [3]
В феврале 2018 года был создан Большой совет американских индейцев и маронов (Великий традиционный совет индейцев и маронов), в состав которого вошли шесть капитанов алуку и два лидера алуку. [22] Одной из главных проблем, поднятых в 2009 году, стало отсутствие традиционных лидеров на рабочих заседаниях муниципального совета . [23]
Алуку Гранман раньше проживал в Папайчтоне . В 1992 году было установлено два Гранмана , [24] Поль Дуду, который был бабушкой в Папайчтоне до своей смерти в 2014 году, [25] и Иоахим-Джозеф Адочини, который был выбран путем выборов, а не по материнской линии. [26] Адочини проживает в Марипасуле . [2]
Поселения
[ редактировать ]В конце восемнадцатого века у алуку были поселения в районе Сен-Лоран-дю-Марони , Апату и Гран-Санти . [3]
Основные населенные пункты находятся в графстве Марипасула , в состав которого входят:
- муниципалитеты и город Марипасула и столица Папайчтон , а также традиционные деревни Кормонтибо , Ассиси, Лока, Табики, Нуво Вакапу и Агуде (Бонивиль) во Французской Гвиане; и
- Коттика , Суринам. [17] Заброшен во время Бониских войн, но переселен в 1902 году. [27]
Большая часть населения Алуку проживает в городских районах Сен-Лоран-дю-Марони, Кайенна , Матури и Куру во Французской Гвиане. [28] Многие алуку в Сен-Лоран-дю-Марони живут во временных «деревнях» за пределами города без какой-либо инфраструктуры. [29] Численность городского населения в 2018 году оценивалась в 3200 человек. [1]
Экономика и сельское хозяйство
[ редактировать ]Традиционно люди Алуку жили натуральным сельским хозяйством , охотой, собирательством и рыболовством. Товары первой необходимости приобретались путем торговли с соседними маронами и коренными племенами. [3] Было моральное обязательство делиться между кланом. [30] Вокруг основных поселений было много небольших деревень с фермами, чтобы предотвратить истощение почвы. [3]
Они частично адаптировались к современности, приняв участие в рыночной экономике и обществе потребления. Некоторых нанимают в армию в качестве водителей речных лодок. По словам Бернара Дельпеша, алуку претерпели «дестабилизацию основного традиционного материала, культурную трансформацию, изменившую правила коллективной жизни». [31]
Религия
[ редактировать ]Традиционной религией маронов была Винти , синтез африканских религиозных традиций. [32] Среди народов матавай и сарамака в Суринаме миссионерская деятельность Моравской церкви с использованием миссионеров-маронов [33] привело к массовому обращению в христианство. Во Французской Гвиане иезуиты действовали под руководством индейских племен, однако появление европейских болезней вынудило иезуитов прекратить свою деятельность в 1763 году. [34] Отсутствие миссионерской деятельности среди Алуку сохранило Винти как доминирующую религию. [32]
Главным богом у алуку является Одун, выделяют четыре пантеона, мистических духов, играющих неотъемлемую роль в повседневной жизни. Погребальный обряд очень обширен. [35] и может длиться много месяцев. [32]
Язык
[ редактировать ]Алук | |
---|---|
Алуку или Бони | |
Родной для | Французская Гвиана , Суринам |
Носители языка | в. 6000 (2002) [36] |
английский креольский
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | – |
глоттолог | aluk1239 |
IETF | djk-aluku |
Алуку (также Алуку Тонго [37] ) — одноименный термин для их языка. Ричард Прайс подсчитал, что в 2002 году на нем выступало около 6000 человек. [36] Многие из его носителей также владеют французским языком на двух языках.
Язык алуку представляет собой креольский английский (унаследованный от британских колоний, пришедших на смену голландцам в Суринаме), а также голландский, множество африканских языков и, [38] в последнее время французский. [3] Язык произошел от плантационного креольского языка, который в настоящее время известен как Сранан Тонго , однако около 1712 года эта ветвь изменилась и развивалась отдельно. [37]
Он родственен и взаимопонятен языкам, на которых говорят народы памака и ндюка . [39] Основное отличие заключается в используемой фонологической системе и лексике. [37]
Известные люди
[ редактировать ]- Бони (~ 1730–1793), борец за свободу и лидер партизан. [40]
- Апату (1833–1908), капитан Апату . [41]
- Якобин Йома (1966), профессиональный боксер. [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Цена 2018 г. , Таблица 1.
- ^ Перейти обратно: а б «Заявление Гаанмана Иоахима-Джозефа Адочини, верховного вождя народа алуку (бони)» . Смитсоновский институт . 1992 год . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Алуку и коммуны во Французской Гвиане» . Культурное выживание . Сентябрь 1989 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Вим Хугберген, (2015), Войны Бони, Сопротивление рабов, Marronage и Guerrilla, Вако, Парамарибо, стр. 71 (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Бони (ок. 1730–1793), лидер восстаний рабов в Суринаме» . Is History (на голландском языке) . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ «Ндьюкский договор 1760 года: разговор с Гранманом Газоном» . Культурное выживание (на голландском языке). 28 апреля 2010 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Энциклопедия Нидерландской Вест-Индии - Страница 154 - Бошнегеры» (PDF) . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1916 год . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Доббелейр 2008 , стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б «В поисках форта Боко» . Трау (на голландском языке) . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грут 1970 , с. 294.
- ^ Флери 2018 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д «История Бони в Гайане в Суринаме» . nofi.media (на французском языке) . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Флери 2018 , с. 30.
- ^ Флери 2018 , с. 32.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 29.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с «Курс Ла Источник» . Parc-Amazonien-Guyane (на французском языке) . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ Гюлен Диалло-Бургиньон и Ян Хирон (2001). «Технико-экономическое обоснование фермы по производству пищевой рыбы в Папайхтоне» (на французском языке). Кофрепреш. п. 10 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шолтенс 1994 , с. 63.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 65: «Сэр, если у вас есть курица, которая никогда вас не кормит, и ваш сосед принимает близко к сердцу судьбу животного, думаете ли вы, что животное останется с вами, или вы тоже этому не верите? что оно оставит вас и уйдет своему соседу? Ну, то же самое и у нас».
- ^ Шолтенс 1994 , с. 117.
- ^ Прайс 2018 , стр. 275–283.
- ^ «Пришло время подвести итоги Великому традиционному совету» . Гайана 1-я (на французском языке) . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Басаргетт и Ди Мео 2008 , с. 57.
- ^ «Смерть Гран Мана Поля Дуду: соболезнования» . Блада (на французском языке) . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 120.
- ^ Шолтенс 1994 , стр. 65–68.
- ^ Кеннет М. Билби (1990). Переделка Алуку: культура, политика и маронская этническая принадлежность во французской Южной Америке . Международный университет микрофильмов . Проверено 21 июля 2020 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Дельпеч 1993 , с. 187.
- ^ Дельпеч 1993 , с. 178.
- ^ Дельпеч 1993 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричард Прайс (1987). «Энциклопедия религий» (PDF) . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ «Креольский барабан» . Цифровая библиотека голландской литературы . 1975 год . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ «Гид Камопи» . Petit Futé (на французском языке) . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ «Алуку» . Население Гайаны (на французском языке) . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Глава обзора: Ненги» . Apics Online.info . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Беттина Мигге (сентябрь 2003 г.). «Grammaire du nengee: Введение в языки aluku, ndyuka et pamaka» . Исследовательские ворота (на французском языке) . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Борхес 2014 , с. 188.
- ^ Борхес 2014 , стр. 97–98.
- ^ «Бони (ок. 1730–1793), лидер восстаний рабов в Суринаме» . Is History (на голландском языке) . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Билби, Кеннет М. (2004). «Исследователь как герой: «Фидель Апату» во французской пустыне» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids. 78 (3–4). Издательство «Брилл»: 197–227. дои : 10.1163/13822373-90002512 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Бокс: Якобин Йома, экс-чемпион Европы, осужден за вождение в нетрезвом виде» . Radio France Internationale (на французском языке). 16 октября 2009 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Басаржетт, Денис; Ди Мео, Гай (2008). «Ограничения французской коммунальной модели в Гайане: случай Марипасулы» . Cahiers d'Outre-Mer (на французском языке). 61 (241–242): 49–80. дои : 10.4000/com.3273 .
- Борхес, Роджер (2014). Жизнь языка. Динамика языковых контактов в Суринаме (PDF) (Диссертация). Утрехт: Университет Радбауд в Неймегене.
- Дельпеч, Бернар (1993). «Алуку Гайаны в переломный момент: от натурального хозяйства к обществу потребления» . Зарубежные блокноты . Les Cahiers d’Outre-Mer № 182 (на французском языке). 46 (182): 175–193. дои : 10.3406/caoum.1993.3478 . Проверено 23 июля 2020 г.
- Доббелейр, Селин (2008). Политическая мобилизация и организация пяти этнических групп в Суринаме (PDF) (на голландском языке). Гентский университет.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - Флери, Мари (2018). «Гаан Мавина, маруини (верхние марони) в центре истории черных маронов Бони / Алуку и американских индейцев Ваяна» . Журнал этноэкологии . Revue d’ethnoecologie 13, 2018 (на французском языке) (13). doi : 10.4000/ethnoecologie.3534 . S2CID 165599187 .
- Гроот, Сильвия, де (1970). «Восстание Черных Охотников. Последствия Боннийских войн 1788-1809 гг.» . Цифровая библиотека голландской литературы . Путеводитель (на голландском языке).
{{cite magazine}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Прайс, Ричард (2018). «Мароны в Гайане» . Новый путеводитель по Вест-Индии . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids, том 92: выпуск 3-4. 92 (3–4). Издательство Brill: 275–283. дои : 10.1163/22134360-09203001 .
- Шолтенс, Бен (1994). Мароны и правительство в Суринаме . Университет Радбауд в Неймегене (Диссертация) (на голландском языке). Парамарибо: Департамент культурных исследований/Минов. ISBN 9991410155 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с людьми Алуку, на Викискладе?