Сцены с людьми
Общая численность населения | |
---|---|
1,000 [1] (2014 г., оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Битагрон и Хейдоти , Суринам | 300 |
Языки | |
Квинти , Сранан Тонго , голландский | |
Религия | |
Христианство, главным образом Моравская церковь | |
Родственные этнические группы | |
Сарамака , Матавай , Ндьюкас |
Гранд народа Квинти | |
---|---|
Действующий президент с 2020 года Лемон Клеменс | |
Резиденция | Битагрон |
Квинти — маронский народ , потомки беглых африканских рабов, живущий в лесистой местности Суринама на берегу реки Коппенам , и одноименный термин для их языка, на котором говорят менее 300 человек. [2] Их язык — креольский, основанный на английском языке с голландским , португальским и другими влияниями. Он похож на языки, на которых говорят мароны Алуку и Парамаккан . [3] и отделился от Сранан Тонго в середине 18 века. [4] В 2014 году население Квинти составляло около 300 человек. [1] и придерживаться Моравской Церкви . [5]
История
[ редактировать ]Есть два возможных происхождения народа квинти. В одном устном отчете упоминается восстание рабов Бербис в 1763 году в Гайане , в другом упоминается плантация в округе Пара . [6] Племя первоначально возглавлял Боку, который умер в 1765 году. [7] Боку сменил Кофи, который считается братом Бони . [8] Племя было известно с начала 18 века, и квинти совершили несколько набегов на плантации. [9]
19 сентября 1762 года голландцы подписали мирный договор с Сарамакой . [10] В 1769 году матавай отделились от сарамака и попросили правительство предоставить оружие против квинти, совершивших набег на плантацию Онорибо в ноябре 1766 года. [9] В конце 18 века это племя неоднократно подвергалось нападениям со стороны матавай или колонистов. [11] В 1850-х годах [7] Квинти заключили мирный договор с гранманами матавай и поселились среди матавай в Бовен Сарамакке . [12] В настоящее время есть две деревни, в которых проживают оба племени. [13] Другая часть племени поселилась на реке Коппенам , где они основали Коппенкризи (христиане Коппенам). Позже деревня была заброшена, и были основаны деревни Битагрон и Кайманстон. [14]
В XIX веке это племя практически не упоминалось до тех пор, пока в 1887 году не был подписан мирный договор с правительством Суринама. [11] Договор назначал Аламуна главным капитаном, а не гранманом . Договор дает ему контроль над квинти, живущими вдоль реки Коппенаме, а квинти, живущие на реке Сарамакка, остаются под властью матавай. [15] В 1894 году зона контроля была разграничена вокруг Битагрона и Кайманстона. [15] из-за близлежащих концессий на лес и балату . Также был установлен постхаудер (держатель поста), представляющий правительство. [16] До начала 20 века здесь проходила тропа, соединяющая обе стороны, но она вышла из употребления и была освоена джунглями. [17]
В 1970 году, когда правительство Нидерландов организовало хорошо опубликованный тур с участием пяти суринамских маронов в Гану и другие африканские страны, квинти не были приглашены. [18] В 1978 году Матеус Корнеллс Маркус был назначен главным капитаном «Битагрона» . [19] В 1987 году во время Суринамской внутренней войны Битагрон был частично разрушен в ходе боев с « Джунглевым коммандос» . [20] Позже другие деревни были изолированы от внешнего мира Тукаяна Амазонас . [19] Остальные деревни находились на территории Матавай и находились под контролем Лаванти Агубаки, который был в союзе с Тукаяна Амазонас. 30 сентября 1989 года квинти объявили, что больше не признают Лаванти, и потребовали гранмана для своей нации. [19] В 2002 году Андре Матиас был первым вождем племени, правившим в качестве гранмана всеми деревнями, за исключением тех, где квинти составляли меньшинство; [21] он умер в 2018 году. [22] Ремон Клеменс был назван гранманом в 2020 году. [23]
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия маронов — Винти . На общей территории с матаваями Моравская церковь добилась большого успеха после того, как Йоханнес Кинг , матавай, стал их первым маронским миссионером. [24] Моравская церковь управляла миссией в Кайманстоне. [25] а в 1920-х годах католическая церковь начала миссионерскую деятельность в районе Коппенама. [26]
Деревни
[ редактировать ]Квинти составляют меньшинство в следующих деревнях: [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Прайс (2013). «Демографический взрыв маронов: Суринам и Гайана» . Новый путеводитель по Вест-Индии . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids, том 87: выпуск 3-4. 87 (3–4): 323–327. дои : 10.1163/22134360-12340110 . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Борхес 2014 , с. 195.
- ^ Хугберген 1992 , с. 123.
- ^ Борхес 2014 , с. 188.
- ^ Альберт Хельман (1977). «Культурная мозаика Суринама» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке) . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Хугберген 1992 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Шолтенс 1994 , с. 32.
- ^ Эльст 1973 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Хугберген 1992 , с. 42.
- ^ «В приговоре Сарамаки столкнулись две правовые системы Суринама» . Дагблад Суринам (на голландском языке) . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хугберген 1992 , с. 52.
- ^ де Бит 1981 , с. 40.
- ^ де Бит 1981 , с. 11.
- ^ Эльст 1973 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Шолтенс 1994 , с. 33.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Эльст 1973 , с. 9.
- ^ Эльст 1973 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Шолтенс 1994 , с. 126.
- ^ «Виссембуржуа в самом сердце джунглей Суринама...» Амапа3 (на французском языке) . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «Комиссия Квинти должна помочь умершему вождю племени Квинти» . Новости GFC через News Suriname (на голландском языке) . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Глава Квинти Андре Матиас скончался; РО получает отчет» . Суринамский Вестник (на голландском языке) . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Пинас, Джейсон (23 ноября 2020 г.). «Гранман призывает к ускоренному развитию района Квинти» . Де Варе Тийд (на голландском языке). Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ «Креольский барабан» . Цифровая библиотека голландской литературы . 1975 год . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Эльст 1973 , с. 15.
- ^ Эльст 1973 , с. 16.
- ^ Мигге и Леглиз, 2013 , с. 83.
- ^ де Бит, Крис (1981). «Люди между ними: мароны Матавай Суринама» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке) . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Борхес 2014 , с. 181.
Библиография
[ редактировать ]- Борхес, Роджер (2014). Жизнь языка Динамика языковых контактов в Суринаме (PDF) (Диссертация). Утрехт: Университет Радбауд в Неймегене.
- Эльст, Дирк ван дер (1973). «Коппенаме Квинти: Заметки об афроамериканском племени в Суринаме» . Путеводитель по Новой Вест-Индии – 15 класс. Университет Флориды.
- Хугберген, Вим (1 января 1992 г.). «Происхождение суринамских квинти-маронов» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Новый путеводитель по Вест-Индии . 66 (1–2): 27–59. дои : 10.1163/13822373-90002003 .
- Грин, ЕС (1974). Мароны Матавай: культурное афроамериканское общество (докторская диссертация). Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки.
- Мигге, Беттина; Леглиз, Изабель (2013). Изучение языка в многоязычном контексте: вариации, взаимодействие и идеология в языковой документации . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Шолтенс, Бен (1994). Мароны и правительство в Суринаме . Университет Радбауд в Неймегене (Диссертация) (на голландском языке). Парамарибо: Департамент культурных исследований/Минов. ISBN 9991410155 .