Мой телефон
Общая численность населения | |
---|---|
1,500 [ 1 ] (2006) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Французская Гвиана Суринам Бразилия | |
Языки | |
Мой телефон | |
Родственные этнические группы | |
Апараи |
Ваяна , (альтернативные названия: Аджана , Уайана , Алукуяна , Гуаке , Охана , Ояна , Оркокояна , Пирикси , Урукуэна Гвианского Вайано и др.) — карибоязычный народ, проживающий в юго-восточной части нагорья , региона, разделенного между Бразилией , Суринам и Французская Гвиана . В 1980 году, когда проводилась последняя перепись, ваяна насчитывала около 1500 особей, из которых 150 в Бразилии , среди апалаи , 400 в Суринаме и 1000 во Французской Гвиане , вдоль реки Марони . Около половины из них до сих пор говорят на своем родном языке .
История
[ редактировать ]Согласно как устным традициям, так и описаниям европейских исследователей 20-го века, ваяна сравнительно недавно возникла как самостоятельная группа; современные ваяны считаются объединением более мелких этнических групп, таких как упулуи, опагвана и кукуяна. [ 2 ] В восемнадцатом веке предки ваяны жили вдоль рек Пару и Яри в современной Бразилии, а также вдоль верхних притоков реки Ояпок , которая в настоящее время образует границу между Французской Гвианой и Бразилией. [ 3 ]
Первое зарегистрированное упоминание о племени произошло в 1769 году в деревне Ваяна. [ 4 ] К концу 18 века предки ваяны были вовлечены в почти непрерывную военную борьбу с народами тупи, такими как ваямпи , что заставило их пересечь горы Тумук-Хумак к верхним притокам реки Литани . [ 5 ] Примерно в то же время мароны Алуку , бежавшие с плантаций в Суринаме, были вытеснены вверх по реке Литани голландскими колониальными войсками при поддержке маронов Ндьюка , которые согласились на мир с колониальными властями в обмен на военную помощь против «вторжений» со стороны новые бордовые группы. С этого момента между Ваяной и Алуку развились интенсивные торговые отношения. [ 6 ] и оба племени часто жили вместе в одних и тех же деревнях. [ 7 ] В 1815 году Алуку и Ваяна стали кровными братьями . [ 8 ]
Со временем ваяна мигрировала вместе с алуку дальше вниз по течению рек Литани и Лава и в конечном итоге заняла свое современное место. Ндюка В 1865 году гранман Алаби пригласил группу ваянов, все еще жившую вдоль реки Пару в Бразилии, присоединиться к ним вдоль реки Тапанахони в Суринаме, вероятно, вдохновленный договоренностью с ваяной, которую имели Алуку. Эта конкретная группа до сих пор живет в деревнях вдоль рек Тапанахони и Палумеу. [ 6 ]
Несмотря на ограниченные контакты с посторонними, завезенные болезни опустошили племя в начале 20 века и сократили его население примерно до 500–600 человек. [ 9 ] Начиная с 1962 года, американские миссионеры из Вест-Индской миссии, которые ранее работали с Тирио , поощряли население концентрироваться в более крупных деревнях и обеспечивали доступ к здравоохранению, образованию и облегчали обращение населения. [ 10 ] Французская часть интерьера раньше была территорией Инини. [ 11 ] что позволило создать автономную и самодостаточную племенную систему для коренного населения без четких границ. [ 12 ] В 1968 году поселения Ваяна во Франции вошли в состав общинного круга Гранд-Санти - Папаихтон Французской Гвианы, который стал отдельными коммунами . год спустя [ 13 ] Наряду с коммуной возникла государственная структура и франчайзинг . [ 12 ] В конце 1980-х годов внутренняя война в Суринаме остановила развитие суринамской стороны, и многие бежали на французскую сторону границы. [ 14 ] Конец 20-го и начало 21-го века ознаменовали начало (эко)туризма, а также незаконной добычи золота. [ 15 ] Вместе с шахтерами появились бары, проституция и азартные игры. В основных французских СМИ коммуну Марипасула иногда называют «Дальним Западом» из-за высокого уровня преступности. [ 16 ] [ 17 ]
Общество и культура
[ редактировать ]Для общества ваяны характерна довольно низкая степень социального расслоения . Деревни часто состоят не более чем из одной большой семьи и довольно слабо связаны с соседними деревнями родственными узами, брачными обменами, общими ритуалами и торговлей. Миссионерам и представителям государства лишь частично удалось объединить ваянов в более крупные поселения, и, несмотря на то, что ваяны не являются такими кочевниками, как раньше, деревни ни в коем случае не являются постоянными и часто покидаются после смерти вождя. . [ 18 ]
Деревнями часто руководят шаманы или пияи , которые обеспечивают контакт Ваяны с миром духов и божеств, действуют как целители и с кем консультируются по вопросам охоты и рыбалки. Во многих деревнях Ваяны до сих пор есть общественные дома или тукусипаны .
Ëпутоп
[ редактировать ]Совершеннолетие долгое время было связано с ритуалом под названием «путоп» или «мараке» , в котором плетеный каркас, полный жалящих муравьев или ос, прикладывался к телам мальчиков и девочек-подростков, которые после церемонии выходили взрослыми мужчинами и женщинами. В то время как старшие Ваяны все еще в некоторой степени определяют свою ваяну по количеству «путопов», которые они прошли в течение своей жизни, многие молодые Ваяны отвергают необходимость прохождения «путопа», чтобы стать ценным членом общества. В результате сегодня происходит мало церемоний «путоп» . [ 19 ] Одна из последних церемоний «путопа» состоялась в 2004 году в деревне Талхувен и была организована Аймавале Опойя, внуком лидера ваяны Джаномале, по согласованию с французским кинорежиссером Жаном-Филиппом Изелем, снявшим документальный фильм об этом ритуале. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Несмотря на свое исчезновение, «Эпутоп» был внесен в список нематериального культурного наследия, составленный Министерством культуры Франции в 2011 году.
Политическая организация
[ редактировать ]Гранд Ваяны | |
---|---|
Суринам | |
Действующий президент Аптук Ноевахе с 1976 года [ 23 ] | |
Резиденция | Пилеувиме |
Французская Гвиана | |
Действующий президент Амайпоти с 1985 года [ 24 ] | |
Резиденция | Растирание |
До контактов с миссионерами и представителями штатов ваяны не признавали форму лидерства, выходящую за пределы деревенского уровня. Однако суринамские, французские и бразильские государства предпочли централизовать свои отношения с ваяной и с этой целью назначили капитанов, старших капитанов и гранманов среди лидеров ваяны. Поскольку концепция верховного вождя противоречит идеям политической организации Ваяны, власть этих вождей за пределами их собственных деревень часто ограничена. [ 25 ] [ 26 ]
В Суринаме Кананоэ Апетина был назначен «главным капитаном» ваяны на реке Тапанахони в 1937 году, а Джаномале был назначен «главным капитаном» ваяны на реках Лава и Литани в 1938 году. После смерти Джаномале в 1958 году Анапайке был назначен его преемником и служил лидером ваяны на суринамском берегу реки Лава, пока не умер в 2003 году. [ 27 ] Канану Апетина умер в 1975 году, и его сменил Аптук Ноевахе , который был признан правительством Суринама гранманом всей Ваяны в Суринаме до своей смерти в 2023 году. Нынешним главным капитаном на реке Лава является Ипомади Пеленапин , который был установлен в августе 2005 года. [ 26 ]
Нынешним гранманом Ваяны во Французской Гвиане является Амайпоти, сын первого гранмана Твенке, который проживает в деревне Кулумули . [ 28 ]
Современные поселения
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хемскерк и др. 2007 , с. 74.
- ^ Выше 2006 г. , с. 59.
- ^ Выше 2006 г. , с. 63.
- ^ Выше 2006 г. , с. 283.
- ^ Выше 2006 г. , стр. 63, 67.
- ^ Jump up to: а б Выше 2006 г. , с. 77.
- ^ Флери 2018 , с. 30.
- ^ Флери 2018 , с. 32.
- ^ Выше 2006 г. , с. 44.
- ^ Выше 2006 г. , с. 45.
- ^ «Создание территории во Французской Гвиане» . Официальный журнал Французской Гвианы через Национальную библиотеку Франции (на французском языке). 18 июня 1930 года . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Алуку и коммуны во Французской Гвиане» . Культурное выживание . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ «Курс Ла Источник» . Parc-Amazonien-Guyane (на французском языке) . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Выше 2006 г. , с. 46.
- ^ Выше 2006 г. , с. 47.
- ^ «Налить Ор де Марипасула» . Le Monde.fr (на французском языке). 6 июля 2001 года . Проверено 6 июня 2020 г.
Фар-Уэст находится в первом абзаце, который можно прочитать бесплатно.
- ^ «Гайана: исцелитесь в самом сердце Амазонки» . Rose Up (на французском языке). 2 декабря 2019 г.
- ^ «Ваяна: общественная организация» . Коренные народы Бразилии . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Выше 2006 г. , стр. 147–156.
- ^ Выше 2006 г. , с. 154.
- ^ " " Ëputop, un maraké wayana "Un Film de Jean-Philippe Isel" . Блада.com . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Эпутоп, мараке вайана» . Телерама.fr . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Выше 2006 г. , с. 108.
- ^ Шапюи 2007 , с. 184.
- ^ «Ваяна: политическая организация» . Коренные народы Бразилии . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Выше 2006 г. , с. 243.
- ^ Выше 2006 г. , с. 168.
- ^ Флери, Опойя и Алоике 2016 , стр. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и «Села и сельские власти» . Ассоциация лидеров деревень коренных народов Суринама (на голландском языке) . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Человек 2009 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б с Человек 2009 , с. 394.
- ^ Дуин 2009 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Человек 2009 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Хемскерк и др. 2007 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Иори ван Вельтем Линке (2018). «Территориальное и экологическое управление на землях коренных народов реки Пару-де-Лесте: коллективная проблема на севере бразильской Амазонки» . Университет Бразилиа (на португальском языке). п. 71 . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Характеристика DSEI Амапа и севера Пара в соответствии с Уведомлением о публичном вызове № 2/2017 (пункт 3.1)» (PDF) . порталarquivos.saude.gov.br . 30 июня 2016 года . Проверено 17 мая 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Али, Маурицио и Айлинкай, Родика. (2013). « Обучение и рост в коренной Амазонии. Система образования общин Французской Гайаны Ваяна-Апалаи ». Procedia — Социальные и поведенческие науки ( Elsevier ), 106 (10): 1742–1752. ISSN 1877-0428 . дои : 10.1016/j.sbspro.2013.12.196
- Бовен, Карин М. (2006). Выживание в приграничной зоне: процессы перемен среди ваянов в Суринаме и Французской Гвиане (PDF) . Амстердам: Издательство Розенберга.
- Шапюи, Жан (2007). Конечный цветок. Экулунпи тихмелэ. Эссе этносоциогенеза Ваяны (PDF) (Диссертация) (на французском языке). Орлеан: Университетские прессы.
- Дуин, Ренцо Себастьян (2009). Социально-политические ландшафты Ваяны: мультискалярная региональность и временность в Гвиане (PDF) . Университет Флориды.
- Флери, Мари (2018). «Гаан Мавина, маруини (верхние марони) в центре истории чернокожих маронов Бони / Алуку и американских индейцев Ваяна» . Журнал этноэкологии . Revue d’ethnoécologie, 13, 2018 г. (на французском языке) (13). doi : 10.4000/ethnoecologie.3534 .
- Флери, Мари; Опоя, Тасикале; Алоике, Вайсо (2016). «Французский Les Wayana de Guyane по следам истории» (PDF) . Ревю д'этноэкологии . 9 (9). doi : 10.4000/ethnoecologie.2711 .
- Хемскерк, Марике; Дельвуа, Катя; Нурдам, Дирк; Теуниссен, Питер (2007). Базовое исследование Ваяны: взгляд на устойчивые средства к существованию коренных народов Ваяна, живущих в Пулеовиме (Апетина), Палумеу и Кавемхакане (Анапаике) и их окрестностях на юго-востоке Суринама (PDF) . Парамарибо: Команда охраны природы Амазонки, Суринам.
- Рикардо, Карлос Альберто, изд. (1983). Коренные народы Бразилии, том. 3: Амапа / к северу от Пара (PDF) . Сан-Паулу: CEDI.
- Ван Велтем, Люсия Хусак (1976). «Графические изображения Ваяны-Апараи» (PDF) . Бюллетень Museo Paraense Эмилио Гоэльди . 64 :1–19 . Проверено 6 марта 2018 г.
- Ван Велтем, Люсия Хусак (1980). «Парк коренных народов Тумукумаке» (PDF) . Бюллетень Museo Paraense Эмилио Гоэльди . 76 :1–31 . Проверено 6 марта 2018 г.
- Ван Велтем, Люсия Хусак (1990). «Ваяна, воды, рыба и рыбалка» (PDF) . Бюллетень Параэнсского музея Эмилио Гоэльди. Серия «Антропология» . 6 (1): 107–116 . Проверено 6 марта 2018 г.
- Ван Велтем, Люсия Хусак (2009). «Женщины из воска, глины и арума: творческие принципы и изготовление материалов среди ваяны» . Мана . 15 (1): 213–236. дои : 10.1590/S0104-93132009000100008 .
- Ван Велтем, Люсия Хусак (2010a). «Аборигенное искусство: заметки о логике тел и артефактов» . Избранные тексты популярной культуры и искусства . 7 (1): 19–29. дои : 10.12957/tecap.2010.12052 .
- Ван Велтем, Люсия Хусак (2010b). «Оригиналы» и «импортированные»: упоминания об изъятии Ваяной материальных благ». Индиана . 27 : 141–159. дои : 10.18441/ind.v27i0.141-159 .
- Ван Велтем, Люсия Хусак (2014). «Змеи Арума. Производство и эстетика среди ваянов (ваханов) в Восточной Амазонии» . PROA: Журнал антропологии и искусства . 5 (1) . Проверено 6 марта 2018 г.
- Ван Велтем, Люсия Хусак; Ван Велтем Линке, Иори Леонель Х. (2010). Книга графического искусства Ваяны и Апараи: Waiana anon imelikut pampila – Aparai zonony imenuru papeh (PDF) . Рио-де-Жанейро: Музей Индии – FUNAI / IEPÉ. ISBN 978-85-85986-29-2 .
- «Мой телефон» . Этнолог.com.
- Уилберт, Йоханнес; Левинсон, Дэвид (1994). Энциклопедия мировых культур . Том 7: Южная Америка. Бостон: ГК Холл. ISBN 0-8161-1813-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Девиллерс, Кэрол (январь 1983 г.). «Какое будущее для ваянов?». Нэшнл Географик . Том. 163, нет. 1. С. 66–83. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .