тапирап
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2018 г. ) |
![]() Девушка-тапирапе раскрашивает свое тело | |
Общая численность населения | |
---|---|
655 (2010) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Язык тапирапе | |
Религия | |
Анимизм , Шаманизм | |
Родственные этнические группы | |
другие тупи - народы гуарани |
Тапирапе — коренной народ Бразилии, переживший европейское завоевание и последующую колонизацию, сохранивший большую часть своей культуры и обычаев. Проживая глубоко в тропических лесах Амазонки , они практически не контактировали с европейцами примерно до 1910 года, и эти контакты были спорадическими до 1950-х годов.
Основные отчеты о тапирапе были написаны антропологами Гербертом Бальдусом (1899–1970) и Чарльзом Уэгли (1913–1991), а также группой под названием «Маленькие сестры Иисуса» , монахинями, которые занимались тапирапе с 1953 года. [ 2 ]
Происхождение и распространение
[ редактировать ]Уогли предположил, что тапирапе произошли от тупинамбы , населявших часть побережья Бразилии в 1500 году, поскольку оба племени говорят на языке тупи. [ нужен лучший источник ] . По мере того как европейцы расширяли свой контроль, предполагалось, что некоторые тупинамбы бежали вглубь страны, в конечном итоге достигнув участка тропического леса в 11 градусах широты к югу от экватора, недалеко от реки Амазонки . К 1900 году в пяти деревнях Тапирапе, расположенных на 50 и 51 градусе долготы, проживало около 1500 человек.
Спорадические контакты с европейскими бразильцами начались в 1910 году; они привезли железные инструменты и товары для торговли. Европейские бразильцы заразили их множеством болезней: корью, эпидемическим паротитом и простудой. Американка Элизабет Килгор Стин [ 3 ] : 36 ночевал в Тампитаве, одной из пяти деревень, в 1930 году. [ 4 ] Она вернулась с рядом образцов материальной культуры тапирапе, хранящихся в Музее американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия.
К 1939 году эпидемии и стычки с соседними племенами сократили население одной деревни, Тапиитава, до 187 человек; к 1953 году остался только 51 человек. В том же году « Маленькие сестры» начали свою миссию среди них, а бразильское правительство учредило неподалеку пост Службы защиты индейцев . Население начало восстанавливаться и к 1976 году достигло 136 человек.
Экономическая система
[ редактировать ]Тапирапе поддерживали себя за счет подсечно-огневого садоводства , охоты и рыболовства. Участки леса были вырублены, а затем сожжены, чтобы получить плодородную почву, которую посадили один или два раза, прежде чем переместить ее на другой участок. Каждый бревенчатый дом Тапирапе, в котором проживало четыре или пять семей, связанных материнскими узами, имел сад; однако сельскохозяйственные и охотничьи продукты могли быть разделены между людьми из других домов.
Такие предметы, как инструменты, гамаки, корзины, бусины и т. д., находились в индивидуальной собственности. Использовалось несколько механизмов распределения объектов. За свои услуги шаманам и акушеркам обычно платили товарами, которые также служили для заключения мира. Ежегодная церемония обмена подарками служила для того, чтобы разделить награду между менее удачливыми. Во время этой церемонии все мужчины в деревне имели возможность сделать глоток «бад кави», напитка, вызывающего сильную тошноту. Богатые люди обычно предпочитали не пробовать его, но им приходилось дарить подарки тем, кто пробовал. Менее удачливые люди обычно пили, чтобы получить пожертвования.
Социальная организация
[ редактировать ]У каждого бревенчатого дома был руководитель; эти лидеры не были организованы в сельский совет и не избирали деревенского старосту. Бревенчатые дома были расположены овальной формацией вокруг таканы — своего рода мужского клуба и дома шести птичьих обществ, каждое из которых было названо в честь вида птиц. Мужчины проводят часть дня в Такане . Членство в Обществе птиц осуществляется по родительской линии; таким образом, каждое такое общество смешивало людей из нескольких бревенчатых домов и служило средством интеграции населения. Общества птиц организовывали групповые охоты и групповые экспедиции по расчистке садов. И мужчины, и женщины принадлежали к одной из немногих праздничных групп, используемых для обмена едой на деревенской площади.
После женитьбы мужчины переезжали жить в семьи жены. Половой акт продолжался и после беременности , часто не с мужем, а с другими мужчинами, поскольку считалось, что ребенок станет сильнее, если у него будет больше спермы . Тапирапе была одной из немногих местных культур, где взрослые мужчины могли вступать в эгалитарные гомосексуальные отношения, при этом ни один из них не брал на себя роль женщины. [ 5 ] [ нужны разъяснения ]
Дети пользовались значительной свободой; после того, как мальчики станут подростками, они смогут начать ходить в Такану . Когда они стали взрослыми, была проведена церемония совершеннолетия. Тапирапе проводило жесткую политику контроля рождаемости . Ни одна пара не могла родить более трех детей и не более двух детей одного пола. Это осуществлялось путем немедленного детоубийства всех лишних новорожденных. Причиной такой политики они назвали просто экономику: учитывая их технологии и средства к существованию, они подсчитали, что ни один мужчина не может содержать и должным образом заботиться более чем о трех детях. [ нужна ссылка ]
Эстетика тела
[ редактировать ]Тапирапе не носили никакой одежды в повседневной жизни ; однако мужчины были покрыты небольшим конусом, прикрепленным к крайней плоти . Женщины присели на корточки и сели, сдвинув ноги вместе. И женщины, и мужчины разрисовывали свои тела различными рисунками в зависимости от возраста и пола. На особых церемониях и танцах они носили юбки, браслеты и браслеты. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]
Религия Тапирапе была основана на шаманизме . Они верили, что их шаманы могут общаться с самыми разными духами, от добрых до недоброжелательных. Считалось, что духи живут в Такане циклически; каждый «принадлежал» к определенному обществу птиц. Когда присутствовал один из духов, два члена соответствующего Общества Птиц выдавали себя за духа и присоединялись к нему, надевая специальную маску и другие предметы одежды, пока все их тело не было закрыто; Затем они ходили танцевать по деревне и получали хороший кави ( напиток из маниоки ) из каждого бревенчатого дома.
Шаманов вызывали для лечения болезней. Шаман глотал большое количество табака, вызывая, таким образом, своего рода трансовое состояние. Затем он выпускал дым на больного человека, выполняя массаж, чтобы заставить злого духа или какой-либо предмет покинуть тело. Если несколько родственников умерли от болезни, шамана обычно обвиняли в колдовстве и даже могли убить родственники умерших родственников. Шаманов также вызывали, чтобы передать дух ребенку, который должен был родиться; шаман видел сны в духе, находясь в трансовом состоянии. Они очищали сельскохозяйственные и охотничьи продукты. Шаманы после смерти отправлялись в Шаманскую деревню.
У Тапирапе была богатая мифология. Раньше культурными героями были очень могущественные шаманы, оказавшие ценные услуги.
1940-1970 гг.
[ редактировать ]Уэгли возвращался, чтобы посетить Тапирапе в 1953, 1957, а затем в 1965 году. Он сообщает об изменениях, внесенных в культуру Тапирапе по мере того, как на них вторгалась окружающая бразильская культура. Контроль рождаемости посредством детоубийства был ужасной политикой перед лицом серийных эпидемий . «Маленькие сестры» смогли положить конец этой практике примерно к 1954 году. Шаман был убит в 1964 году в отместку за аналогичное убийство, произошедшее 20 лет назад. Убийца был доставлен в бразильскую полицию и провел три месяца в ожидании суда; но после того, как судья узнал о причине убийства и рассмотрел все культурные аспекты, он решил оправдать убийцу и приказал ему вернуться в свою деревню.
К 1965 году тапирапе были сконцентрированы в Новой деревне, созданной правительством Бразилии для их защиты, недалеко от торгового поста; это увеличило контакты с другими народами и способствовало культурному влиянию. Бревенчатые дома уменьшились в размерах, и некоторые из них превратились в односемейные дома, построенные из строительного раствора. Общества Такана и Птицы все еще существовали, хотя деятельность Такана теперь включала производство артефактов для торговли. Некоторые женщины начали носить юбки и блузки, а мужчины стали носить шорты, по крайней мере, при приеме посетителей или торговле товарами. На вечеринках стала звучать бразильская музыка, а алкоголь стал обычным явлением, несмотря на решительные протесты со стороны «Маленьких сестер» и офицеров защиты индейцев. Хотя система подарков сохранилась, некоторые мужчины владели бразильскими банкнотами и начали понимать их ценность.
Часть земли была выделена правительством Бразилии в исключительное пользование Тапирапе; однако влиятельные земельные компании уже претендовали на эту землю. Уогли цитирует речь тапирапе на Первой ассамблее вождей коренных народов в 1974 году: [ 3 ] : 125
(…) Ранчо окружают нас (…) земельные компании отбирают всю нашу землю. Почему белые хотели нас усмирить? Что потом произойдет с нами среди белых, работающих на белых, которые хотят отобрать нашу землю? Означает ли это, что индейцы должны ничего не иметь и покончить с индейцами? Прибыли белые и решили, что индейцы могут найти другое место для жизни. Куда нам идти? Индеец живет там, где знает. Если он переедет в другое место, на берег реки, на холмы, в низину, это нехорошо.
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тапирапе: Введение». Povos Indígenas no Brasil. (получено 4 декабря 2011 г.)
- ^ Шапиро, Джудит Р. (Джудит Рэй) (1979). Тапирапе в эпоху реконструкции . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-04714-2 .
- ^ Jump up to: а б Уэгли, Чарльз (1983). Приветствие слез: индейцы тапирапе Центральной Бразилии . Уэйвленд Пресс. ISBN 978-0-88133-030-4 .
- ^ Стин, Элизабет (сентябрь 1931 г.). Гребля на собственном каноэ. Хорошая уборка, с. 46 .
- ^ Хинш, Брет (31 декабря 1990 г.). Страсти обрезанного рукава . Издательство Калифорнийского университета. стр. 205–216. ISBN 978-0-520-91265-6 . Проверено 18 января 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Болдуин, Герберт (1970). Тапирапе: племя тупи в центральной Бразилии . Сан-Паулу: издатель национальной издательской компании Университета Сан-Паулу. 1970.
- Уэгли, Чарльз (1977). Приветствие слез: индейцы тапирапе Центральной Бразилии . Вейвленд Пресс 1983. ISBN 0-88133-030-2 .