Тупи люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2010 г. ) |
![]() ![]() Картина Альберта Экхаута с изображением тупи | |
Общая численность населения | |
---|---|
1 000 000 (исторически), Потигуара 10 837, Тупинамба де Оливенса 3 000, Тупиниким 2 630, другие вымерли как племена, но кровные предки бразильского населения Пардо. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральная и прибрежная Бразилия | |
Языки | |
Языки тупи , позже общий язык , гораздо позже португальский. | |
Религия | |
Коренное население , позднее христианство | |
Родственные этнические группы | |
гуарани Племена |
Народ тупи , подразделение языковых семей тупи-гуарани , был одной из крупнейших групп коренных народов в Бразилии до ее колонизации. Ученые полагают, что, когда они впервые поселились в тропических лесах Амазонки , примерно 2900 лет назад тупи начали мигрировать на юг и постепенно заняли атлантическое побережье юго-восточной Бразилии . [ 1 ]
Многие люди тупи сегодня слились с народом гуарани , образовав языки тупи-гуарани . Языки гуарани лингвистически отличаются от тупианских языков . [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Народ тупи населял 3/4 всего побережья Бразилии, когда туда впервые прибыли португальцы . В 1500 году их население оценивалось в 1 миллион человек, что почти равнялось населению Португалии того времени. Они были разделены на племена , каждое племя насчитывало от 300 до 2000 человек. Некоторые примеры этих племен: Тупиниким , Тупинамба , Потигуара , Табахара , Каэтес , Темимино , Тамойос . Тупи были искусными земледельцами ; они выращивали маниоку , кукурузу , сладкий картофель , фасоль , арахис , табак , тыкву , хлопок и многие другие. Не было единой идентичности тупи [ нужна ссылка ] несмотря на то, что они говорили на одном языке.
Европейская колонизация
[ редактировать ]Обнаружив существование народа тупи, португальские поселенцы предположили, что у них нет какой-либо религии, и эта вера положила начало процессу ассимиляции тупи с христианством. [ 3 ] Поселенцы начали возводить деревни для тупи, известные как альдейас, с намерением более дисциплинированного религиозного обращения и институционализации европейских обычаев. [ 4 ] Помимо ассимиляции, тупи оказались полезными португальцам, которым требовалась рабочая сила для выращивания и транспортировки экспортной продукции. Такое использование ресурсов при сборе ресурсов привело к их окончательному порабощению и, в свою очередь, к распространению смертельных европейских болезней на плантациях, на которых они работали. [ 5 ] Такое сочетание факторов едва не привело к их полному уничтожению, за исключением нескольких изолированных сообществ. Остатки этих племен сегодня ограничены территориями коренных народов или в некоторой степени аккультурированы в доминирующее общество. [ 6 ]
Каннибализм
[ редактировать ]Согласно первоисточникам преимущественно европейских писателей, тупи были разделены на несколько племен, которые постоянно воевали друг с другом. В этих войнах тупи обычно пытались захватить своих врагов, чтобы позже убить их в каннибалистических ритуалах. [ 6 ] Воинов , захваченных у других племен тупи, ели, так как они считали, что это приведет к поглощению и перевариванию их сил; таким образом, опасаясь поглотить слабость, они предпочитали приносить в жертву только воинов, которых считали сильными и храбрыми. Для воинов тупи, даже находясь в плену, было большой честью доблестно умереть в бою или проявить мужество во время празднеств, ведущих к жертвоприношению. [ 7 ] Также зафиксировано, что тупи поедают останки умерших родственников в знак почтения к ним. [ 8 ]
Практика каннибализма среди тупи прославилась в Европе благодаря Гансу Штадену , немецкому солдату, моряку и наемнику, отправившемуся в Бразилию в поисках счастья, который был захвачен тупи в 1552 году. В своем отчете, опубликованном в 1557 году, он рассказывает, что тупи отнесли его в свою деревню, где, как утверждалось, его должны были сожрать на следующем празднике. Там он якобы завоевал дружбу могущественного вождя, которого вылечил от болезни и сохранил ему жизнь. [ 9 ]
Каннибалистические ритуалы среди тупи и других племен Бразилии неуклонно сокращались после контактов с европейцами и религиозного вмешательства. Например, когда Кабеса де Вака , испанский конкистадор , прибыл в Санта-Катарину в 1541 году, он попытался запретить каннибалистические практики от имени короля Испании . [ 10 ]
Поскольку наше понимание каннибализма тупи опирается в основном на первоисточники, написанные преимущественно европейскими писателями, само существование каннибализма оспаривается некоторыми в академических кругах. Уильям Аренс пытается дискредитировать рассказы Стадена и других авторов о каннибализме в своей книге «Миф о людоеде: антропология и антропофагия» , где он утверждает, что, говоря о тупинамба, «вместо того, чтобы иметь дело с примером серийного документирования каннибализма, мы более вероятно, что мы столкнемся только с одним источником сомнительных показаний, которые были почти дословно включены в письменные отчеты других лиц, утверждающих, что они являются очевидцами». [ 11 ]
Однако большинство бразильских ученых подтверждают центральное место каннибализма в культуре тупианцев. Антрополог Дарси Рибейро, которая глубоко изучила исторические сведения о тупи, сообщила, что народ каапор из языковой и культурной семьи тупи-гуарани подтвердил, что их предки практиковали антропофагические ритуалы, подобные тем, которые описаны в 16 веке. [ 12 ] Другие бразильские ученые критиковали Аренса за то, что они считали историческим отрицанием , а также за игнорирование важных источников ( письма иезуитов ) и исторических и антропологических исследований ( Вивейрос де Кастро , Флорестан Фернандес , Эстеван Пинту, Элен Кластр), многие из которых имеют дело непосредственно с коренными народами. народов, что указывает на то, что антропофагия прочно утвердилась как социальная и культурная практика. Его особенно критиковали [ кем? ] за попытку дискредитировать ассоциацию тупи с дикостью, не осознавая, что европейцы не смогли понять значение традиционных практик, таких как каннибализм, а путем быстрого полного отрицания их существования. [ 13 ]
Расовое смешение и кунхадизм
[ редактировать ]
Многие коренные народы сыграли важную роль в формировании бразильского народа, но основной группой были тупи. Когда португальские исследователи прибыли в Бразилию в 16 веке, тупи были первой группой коренного населения, вступившей с ними в контакт. Вскоре начался процесс смешения португальских поселенцев и женщин из числа коренного населения. Португальские колонисты редко привозили женщин, что сделало местных женщин «племенной матрицей бразильского народа». [ 6 ] Когда прибыли первые европейцы, по колонии стало распространяться явление « куньядизм » (от португальского cunhado , «шурин»). Кунхадизм был старой местной традицией включения незнакомцев в свое сообщество. Туземцы предложили португальцам в жены девушку из числа коренного населения. Как только он согласился, он установил родственные узы со всеми туземцами племени. Полигиния , распространенная практика среди коренных народов Южной Америки, была быстро принята европейскими поселенцами. Таким образом, одинокий мужчина-европейец мог иметь десятки жён из числа коренного населения ( темерикос ). [ 6 ]
Кунхадизмо использовался для набора рабочей силы. У португальцев могло быть много темерико и, следовательно, огромное количество родственников из числа коренного населения, которые были вынуждены работать на него, особенно для того, чтобы вырезать пау-бразиль и доставлять его на корабли на побережье. В процессе образовалось крупное смешанное население ( мамелоку ), которое фактически оккупировало Бразилию. Без практики кунхадизма португальская колонизация была непрактичной. Число португальских мужчин в Бразилии было очень небольшим, а португальских женщин было еще меньше. Распространение людей смешанной расы в утробе женщин из числа коренного населения привело к оккупации территории и закреплению португальского присутствия в регионе. [ 6 ]
Влияние в Бразилии
[ редактировать ]Хотя популяция тупи в значительной степени исчезла из-за европейских болезней , к которым они не имели сопротивления, или из-за рабства, большая популяция тупи по материнской линии занимала большую часть территории Бразилии, принося древние традиции в несколько точек страны. Дарси Рибейро писала, что черты лица первых бразильцев были гораздо больше тупи, чем португальских, и даже язык, на котором они говорили, был языком на основе тупи, названным Нхеенгату или Língua Geral , лингва-франка в Бразилии до 18 века. [ 6 ] Регион Сан-Паулу был самым большим по распространению мамелукосов, которые в 17 веке под названием Бандейрантес распространились по всей территории Бразилии, от тропических лесов Амазонки до крайнего юга . Они были ответственны за широкое распространение иберийской культуры во внутренних районах Бразилии. Они аккультурировали коренные племена, жившие изолированно, и принесли язык колонизатора, еще не португальский, а сам Нхеенгату, в самые негостеприимные уголки колонии. В некоторых регионах Амазонки до сих пор говорят на языке нхеенгату, хотя аборигены, говорящие на языке тупи, там не жили. Язык нхеенгату, как и в других регионах страны, был завезен сюда Бандейрантесом из Сан-Паулу в 17 веке. Образ жизни Старых Паулистов почти можно было спутать с образом жизни Туземцев. В семье говорили только на языке нхеенгату. Земледелие, охота, рыболовство и сбор фруктов также основывались на местных традициях. Что отличало Старый Паулистас из Тупи пользовался одеждой, солью, металлическими инструментами, оружием и другими европейскими предметами. [ 6 ]

Когда эти области большого влияния тупи начали интегрироваться в рыночную экономику , бразильское общество постепенно начало терять свои характеристики тупи. Португальский язык стал доминирующим, а Língua Geral практически исчез. Деревенские местные методы производства были заменены европейскими, чтобы повысить возможности экспорта . [ 6 ] Бразильский португальский впитал много слов из Тупи. Некоторые примеры португальских слов, произошедших от Тупи: мигау, мирим, пунш, тыкать, тикиньо, перерека, броненосец . Названия некоторых представителей местной фауны, таких как ара (« ара »), кайман («южноамериканский аллигатор »), тукан (« тукан »), и флоры – например, маниока (« маниок ») и ананас (« ананас ») – также произошли от языка тупи. На языке тупи назван ряд мест и городов современной Бразилии ( Итакуакесетуба , Пиндамонхангаба , Каруару , Ипанема ). Антропонимы включают Убирахара , Убирата , Моэма , Джуссара , Джурема , Джанаина . [ 14 ] Фамилии тупи существуют, но они не подразумевают какого-либо реального происхождения тупи; скорее, они были приняты как способ продемонстрировать бразильский национализм. [ 15 ]
Племя Тупинамба вымышленно изображено в Нельсона Перейры душ Сантуша сатирическом фильме 1971 года «Как вкусен был мой маленький француз» ( Como Era Gostoso o Meu Francês ). Его название также адаптировано наукой: Tupinambis — это род тегу , возможно, самых известных ящериц Бразилии.
В честь народа тупи было названо крупное морское нефтяное месторождение Тупи, открытое у берегов Бразилии в 2006 году.
Гуарани языках — это другая коренная группа, населяющая южную Бразилию, Уругвай, Парагвай, Боливию и северную Аргентину и говорящая на отдельных гуарани , но они принадлежат к той же языковой семье, что и тупи.
Наследие
[ редактировать ]Народ тупи оказал большое культурное влияние на страны, в которых они населяли. Бесчисленное количество людей, улиц, кварталов, городов, рек, животных, фруктов, растений, футбольных клубов, компаний в Бразилии, Боливии, Парагвае, Аргентине и Уругвае названы на гуарани. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Топонимы тупи-гуарани в других странах :
Народ тупи проживал почти на всей территории Южной Америки , за исключением Чили . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Кабуре , Аракуа Нора Ара (птицы ), Кагуа , Маракай Котенок (« котенок »), Кагуа, Кагуай, Ягуаратал, Кайгуа, Карапита, Ягуаракуаль, Кагуапире, Карупано, Джагуарапаро, Карупе , Ирапа, ( Ирапа «все ручьи») Табай , город («маленький город»), Уракоа, Арагуита, Тукупита Ред басс (« красный омар »), Гуарапо, Джагуарама ( земля ягуаров»), Туха, Куягуа, Чивакоа , Урукуре « Чагуарамас Мукурагуа, Куара, Тукани Тукан («маленький тукан»). "), Жакук, Чуругуара , Такуато Тагуато («сокол»), Агвай, Парагвай на Парагвайском полуострове («короновидный или коронообразный»).
- ( Венесуэльские штаты с названиями происхождения тупи; Апуре Апире («Край, кончик, конец или граница»), Арагуа Ара гуа («Ары Ара (птица) »), Ла Гуайра Гуайрака («Дельфин»), Яракуй Харара мертв ( "падающая жарарака "))
Гайана
[ редактировать ]Аракака , Кариакай Кариа'й кайса («преграда храбрых») Игуапа Игуапа («все бухты»)
Кайенна , францизация названия Kỹiña («средний перец чили» )
Суринам
[ редактировать ]Парамарибо Парама Иво («вниз по морю»). (Имеется в виду Карибское море , поскольку Суринам, хотя и является частью Карибского моря , находится недалеко от дельты Амазонки , в южной части Атлантического океана).
Буритика Мбурити ка («из гибкого Маврикия »), Итуанго , Апиа , Ибаге плоды («упавшие плоды или кожура фруктов»), Аквата, Араука , Тибакуй, Мокоа, Эль-Хагуа, Игуамби, Итагуи («со скал»), Якаре , Терангуара, Чачаги, Мост Аранда , Катамбуко, Агуайо
Панама
[ редактировать ]Ipetí ypetĩ («утиный клюв»)
Эль-Агуай- Агуай («фруктовое дерево»)
Эквадор
[ редактировать ]Уркуки, Тимбуяку, Амбуки, Тимбире
Перу
[ редактировать ]Aguaytía Aguai'ty («плантация агуаи»), Курияка, Имамбари
Боливия
[ редактировать ]Якуиба , Параимири, Итаимбезе , Камин, Сайпур, Капиренда, Италия, Ибамирагера, Карандайти, Ипагуасу, , Тимбой, Карапари , Урубича , Куругуакуа , Гуанай , Ягуар и Рогагуа Абапо
Уругвай
[ редактировать ]Такуарембо , Паи Санду , Чапикуй («изношенный»), Саранди Йи Саранди Йи (« кусты Йи » ), Ипора Спа («красивый водопой»), Эль Омбу , Якуй (Прыжок), Саранди из Йи Арапей Саранди из Арапей (« кусты реки ежедневных задач »), Саранди Гранде , Итусаинго и Айгуа
Известные люди тупи
[ редактировать ]- Катарина Парагуасу , 1528—1586 гг.
- Арарибойя , основатель Нитерой, Бразилия
- Кунхамбебе
- Алекс Перейра
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Отход тупи-гуарани с Амазонки мог произойти 2900 лет назад». порталsorocabano.com.br (на бразильском португальском языке). 30 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2011 г.
- ^ Роуз, Майкл; Мехия, Герман Р. (2019). Атлас и обзор истории Латинской Америки (2-е изд.). Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781138089068 .
- ^ Пасифи, Серджио Дж. (1955). Копия письма короля Португалии, отправленного королю Кастилии относительно путешествия и успеха Индии (новое изд.). Университет Миннесоты Пресс. стр. 3–25. ISBN 978-1-4529-3685-7 .
- ^ де ла Роза, Александр Коэльо (2019). «Марианские острова как часть всемирного христианского проекта». Собирание душ: иезуитские миссии и миссионеры в Океании (1668–1945) . Брилл. стр. 9–17. дои : 10.1163/9789004394872_002 . hdl : 20.500.12657/53792 . ISBN 978-90-04-39485-8 . JSTOR 10.1163/j.ctv2gjx0d5.5 .
- ^ Хокинс, Кристина (2017). «Тупинамба». Латиноамериканская история и культура: Энциклопедия доколониальной Латинской Америки (предыстория до 1550-х годов) (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-1-4381-6344-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дарси Рибейро – O Povo Brasileiro, Vol. 07, 1997 (1997), стр. от 28 до 33; 72–75 и 95–101».
- ^ « Немец в стране каннибалов». revazodehistoria.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 30 октября 2016 г.
- ^ Агнолин, Адоне. Аппетит антропологии . Сан-Паулу, Редакционная ассоциация Humanitas, 2005. с. 285.
- ^ Стаден, Ганс. Две поездки в Бразилию: первые записи о Бразилии. Порту-Алегри: L&PM, 2011, с. 51-52
- ^ « Музей искусства и происхождения» [Музей искусства и происхождения]. faperj.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 12 августа 2022 г.
- ^ Аренс, В. (1980). Миф о людоеде: антропология и антропофагия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-502793-8 . [ нужна страница ]
- ^ Миндлин, Бетти (1998). «Индийские дневники: Стервятники Каапор» . Бразильский журнал социальных наук . 13 (36). дои : 10.1590/S0102-69091998000100017 .
- ^ Мораес, Калеу Нильсон (24 октября 2012 г.). « Каннибал раскололся пополам: взгляды на жертвоприношения, каннибализм и антропофагию в тупинологической литературе» (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2023 г.
- ^ «КОРЕННЫЕ ИМЕНА – ТУПИ И ДРУГИЕ» . mésornome.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 г. Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Сержио Кабрал (1 января 1997 г.). Антониу Карлос Жобим: биография . Люмиар Редактор. п. 39 . ISBN 978-85-85426-42-2 .
- ^ «Слова гуарани в современных местах: Ибера, Игуасу и за его пределами» . Sayhueque.com.ar . 01.11.2017. Архивировано из оригинала 19 января 2021 г. Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ Пазмино, Патрисия (29 января 2015 г.). «Языки коренных народов: богатое культурное наследие» . Немецкая волна (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 августа 2015 г. Проверено 29 января 2015 г.
- ^ Франзин, Адриана (29 октября 2015 г.). «Словами коренных народов называют большинство растений и животных в Бразилии» [Имена коренных народов: узнайте значение этих слов]. Empresa Brasil de Comunicação (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 г. Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Биду, Жуан (11 ноября 2020 г.). « Народные имена: узнайте значение этих слов». terra.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 14 ноября 2020 г. Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «Великая нация гуарани, которую не победило завоевание Америки и поэтому сохранила свою культуру, вспоминают на улицах столицы]. asuncion.gov.py (на испанском языке). 20 октября 2022 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ «История» [История]. Misiones.tur.ar (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 г. Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Кандела, Уильям; Мелия, Бартомеу (15 мая 2015 г.). «Языки и народы тупи-гуарани в источниках шестнадцатого и семнадцатого веков» . Меланжи Дома Веласкесов (45–1): 57–7 дои : 10.4000/mcv.6129 .
- ^ Лопес Мазз, Джозеф М.; Лопес Кабрал, Дью М. (сентябрь 2020 г.). «Присутствие групп гуарани на нынешней территории Уругвая» Журнал антропологической археологии . 59 : 101193. дои : 10.1016/j.ja.2020.101193 .
- ^ «В поисках происхождения языков коренных народов Южной Америки» . Университет Эберхарда Карлса в Тюбингене . 15 июня 2023 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2023 г. Проверено 15 июня 2023 г.