Jump to content

Тупи люди

(Перенаправлено с людей Тупи )
Тупи
Женщина Тупи Человек Тупи
Картина Альберта Экхаута с изображением тупи
Общая численность населения
1 000 000 (исторически), Потигуара 10 837, Тупинамба де Оливенса 3 000, Тупиниким 2 630, другие вымерли как племена, но кровные предки бразильского населения Пардо.
Регионы со значительной численностью населения
Центральная и прибрежная Бразилия
Языки
Языки тупи , позже общий язык , гораздо позже португальский.
Религия
Коренное население , позднее христианство
Родственные этнические группы
гуарани Племена

Народ тупи , подразделение языковых семей тупи-гуарани , был одной из крупнейших групп коренных народов в Бразилии до ее колонизации. Ученые полагают, что, когда они впервые поселились в тропических лесах Амазонки , примерно 2900 лет назад тупи начали мигрировать на юг и постепенно заняли атлантическое побережье юго-восточной Бразилии . [ 1 ]

Многие люди тупи сегодня слились с народом гуарани , образовав языки тупи-гуарани . Языки гуарани лингвистически отличаются от тупианских языков . [ 2 ]

Ареалы языков тупи и тупи-гуарани и ранние вероятные ареалы

Народ тупи населял 3/4 всего побережья Бразилии, когда туда впервые прибыли португальцы . В 1500 году их население оценивалось в 1 миллион человек, что почти равнялось населению Португалии того времени. Они были разделены на племена , каждое племя насчитывало от 300 до 2000 человек. Некоторые примеры этих племен: Тупиниким , Тупинамба , Потигуара , Табахара , Каэтес , Темимино , Тамойос . Тупи были искусными земледельцами ; они выращивали маниоку , кукурузу , сладкий картофель , фасоль , арахис , табак , тыкву , хлопок и многие другие. Не было единой идентичности тупи [ нужна ссылка ] несмотря на то, что они говорили на одном языке.

Европейская колонизация

[ редактировать ]

Обнаружив существование народа тупи, португальские поселенцы предположили, что у них нет какой-либо религии, и эта вера положила начало процессу ассимиляции тупи с христианством. [ 3 ] Поселенцы начали возводить деревни для тупи, известные как альдейас, с намерением более дисциплинированного религиозного обращения и институционализации европейских обычаев. [ 4 ] Помимо ассимиляции, тупи оказались полезными португальцам, которым требовалась рабочая сила для выращивания и транспортировки экспортной продукции. Такое использование ресурсов при сборе ресурсов привело к их окончательному порабощению и, в свою очередь, к распространению смертельных европейских болезней на плантациях, на которых они работали. [ 5 ] Такое сочетание факторов едва не привело к их полному уничтожению, за исключением нескольких изолированных сообществ. Остатки этих племен сегодня ограничены территориями коренных народов или в некоторой степени аккультурированы в доминирующее общество. [ 6 ]

Каннибализм

[ редактировать ]

Согласно первоисточникам преимущественно европейских писателей, тупи были разделены на несколько племен, которые постоянно воевали друг с другом. В этих войнах тупи обычно пытались захватить своих врагов, чтобы позже убить их в каннибалистических ритуалах. [ 6 ] Воинов , захваченных у других племен тупи, ели, так как они считали, что это приведет к поглощению и перевариванию их сил; таким образом, опасаясь поглотить слабость, они предпочитали приносить в жертву только воинов, которых считали сильными и храбрыми. Для воинов тупи, даже находясь в плену, было большой честью доблестно умереть в бою или проявить мужество во время празднеств, ведущих к жертвоприношению. [ 7 ] Также зафиксировано, что тупи поедают останки умерших родственников в знак почтения к ним. [ 8 ]

Практика каннибализма среди тупи прославилась в Европе благодаря Гансу Штадену , немецкому солдату, моряку и наемнику, отправившемуся в Бразилию в поисках счастья, который был захвачен тупи в 1552 году. В своем отчете, опубликованном в 1557 году, он рассказывает, что тупи отнесли его в свою деревню, где, как утверждалось, его должны были сожрать на следующем празднике. Там он якобы завоевал дружбу могущественного вождя, которого вылечил от болезни и сохранил ему жизнь. [ 9 ]

Каннибалистические ритуалы среди тупи и других племен Бразилии неуклонно сокращались после контактов с европейцами и религиозного вмешательства. Например, когда Кабеса де Вака , испанский конкистадор , прибыл в Санта-Катарину в 1541 году, он попытался запретить каннибалистические практики от имени короля Испании . [ 10 ]

Поскольку наше понимание каннибализма тупи опирается в основном на первоисточники, написанные преимущественно европейскими писателями, само существование каннибализма оспаривается некоторыми в академических кругах. Уильям Аренс пытается дискредитировать рассказы Стадена и других авторов о каннибализме в своей книге «Миф о людоеде: антропология и антропофагия» , где он утверждает, что, говоря о тупинамба, «вместо того, чтобы иметь дело с примером серийного документирования каннибализма, мы более вероятно, что мы столкнемся только с одним источником сомнительных показаний, которые были почти дословно включены в письменные отчеты других лиц, утверждающих, что они являются очевидцами». [ 11 ]

Однако большинство бразильских ученых подтверждают центральное место каннибализма в культуре тупианцев. Антрополог Дарси Рибейро, которая глубоко изучила исторические сведения о тупи, сообщила, что народ каапор из языковой и культурной семьи тупи-гуарани подтвердил, что их предки практиковали антропофагические ритуалы, подобные тем, которые описаны в 16 веке. [ 12 ] Другие бразильские ученые критиковали Аренса за то, что они считали историческим отрицанием , а также за игнорирование важных источников ( письма иезуитов ) и исторических и антропологических исследований ( Вивейрос де Кастро , Флорестан Фернандес , Эстеван Пинту, Элен Кластр), многие из которых имеют дело непосредственно с коренными народами. народов, что указывает на то, что антропофагия прочно утвердилась как социальная и культурная практика. Его особенно критиковали [ кем? ] за попытку дискредитировать ассоциацию тупи с дикостью, не осознавая, что европейцы не смогли понять значение традиционных практик, таких как каннибализм, а путем быстрого полного отрицания их существования. [ 13 ]

Расовое смешение и кунхадизм

[ редактировать ]
Тупинамба по имени «Луи Анри», посетивший Людовика XIII в Париже в 1613 году, в Клоде д'Аббевиле , «История миссии » .

Многие коренные народы сыграли важную роль в формировании бразильского народа, но основной группой были тупи. Когда португальские исследователи прибыли в Бразилию в 16 веке, тупи были первой группой коренного населения, вступившей с ними в контакт. Вскоре начался процесс смешения португальских поселенцев и женщин из числа коренного населения. Португальские колонисты редко привозили женщин, что сделало местных женщин «племенной матрицей бразильского народа». [ 6 ] Когда прибыли первые европейцы, по колонии стало распространяться явление « куньядизм » (от португальского cunhado , «шурин»). Кунхадизм был старой местной традицией включения незнакомцев в свое сообщество. Туземцы предложили португальцам в жены девушку из числа коренного населения. Как только он согласился, он установил родственные узы со всеми туземцами племени. Полигиния , распространенная практика среди коренных народов Южной Америки, была быстро принята европейскими поселенцами. Таким образом, одинокий мужчина-европейец мог иметь десятки жён из числа коренного населения ( темерикос ). [ 6 ]

Альберт Экхаут : женщина смешанной расы ( мамелуко ) (около 1641–1644).

Кунхадизмо использовался для набора рабочей силы. У португальцев могло быть много темерико и, следовательно, огромное количество родственников из числа коренного населения, которые были вынуждены работать на него, особенно для того, чтобы вырезать пау-бразиль и доставлять его на корабли на побережье. В процессе образовалось крупное смешанное население ( мамелоку ), которое фактически оккупировало Бразилию. Без практики кунхадизма португальская колонизация была непрактичной. Число португальских мужчин в Бразилии было очень небольшим, а португальских женщин было еще меньше. Распространение людей смешанной расы в утробе женщин из числа коренного населения привело к оккупации территории и закреплению португальского присутствия в регионе. [ 6 ]

Влияние в Бразилии

[ редактировать ]

Хотя популяция тупи в значительной степени исчезла из-за европейских болезней , к которым они не имели сопротивления, или из-за рабства, большая популяция тупи по материнской линии занимала большую часть территории Бразилии, принося древние традиции в несколько точек страны. Дарси Рибейро писала, что черты лица первых бразильцев были гораздо больше тупи, чем португальских, и даже язык, на котором они говорили, был языком на основе тупи, названным Нхеенгату или Língua Geral , лингва-франка в Бразилии до 18 века. [ 6 ] Регион Сан-Паулу был самым большим по распространению мамелукосов, которые в 17 веке под названием Бандейрантес распространились по всей территории Бразилии, от тропических лесов Амазонки до крайнего юга . Они были ответственны за широкое распространение иберийской культуры во внутренних районах Бразилии. Они аккультурировали коренные племена, жившие изолированно, и принесли язык колонизатора, еще не португальский, а сам Нхеенгату, в самые негостеприимные уголки колонии. В некоторых регионах Амазонки до сих пор говорят на языке нхеенгату, хотя аборигены, говорящие на языке тупи, там не жили. Язык нхеенгату, как и в других регионах страны, был завезен сюда Бандейрантесом из Сан-Паулу в 17 веке. Образ жизни Старых Паулистов почти можно было спутать с образом жизни Туземцев. В семье говорили только на языке нхеенгату. Земледелие, охота, рыболовство и сбор фруктов также основывались на местных традициях. Что отличало Старый Паулистас из Тупи пользовался одеждой, солью, металлическими инструментами, оружием и другими европейскими предметами. [ 6 ]

Вождь Тупиниким ( Касике ) в Бразилиа , 2007 год.

Когда эти области большого влияния тупи начали интегрироваться в рыночную экономику , бразильское общество постепенно начало терять свои характеристики тупи. Португальский язык стал доминирующим, а Língua Geral практически исчез. Деревенские местные методы производства были заменены европейскими, чтобы повысить возможности экспорта . [ 6 ] Бразильский португальский впитал много слов из Тупи. Некоторые примеры португальских слов, произошедших от Тупи: мигау, мирим, пунш, тыкать, тикиньо, перерека, броненосец . Названия некоторых представителей местной фауны, таких как ара ара »), кайман («южноамериканский аллигатор »), тукан тукан »), и флоры – например, маниока маниок ») и ананас ананас ») – также произошли от языка тупи. На языке тупи назван ряд мест и городов современной Бразилии ( Итакуакесетуба , Пиндамонхангаба , Каруару , Ипанема ). Антропонимы включают Убирахара , Убирата , Моэма , Джуссара , Джурема , Джанаина . [ 14 ] Фамилии тупи существуют, но они не подразумевают какого-либо реального происхождения тупи; скорее, они были приняты как способ продемонстрировать бразильский национализм. [ 15 ]

Племя Тупинамба вымышленно изображено в Нельсона Перейры душ Сантуша сатирическом фильме 1971 года «Как вкусен был мой маленький француз» ( Como Era Gostoso o Meu Francês ). Его название также адаптировано наукой: Tupinambis — это род тегу , возможно, самых известных ящериц Бразилии.

В честь народа тупи было названо крупное морское нефтяное месторождение Тупи, открытое у берегов Бразилии в 2006 году.

Гуарани языках — это другая коренная группа, населяющая южную Бразилию, Уругвай, Парагвай, Боливию и северную Аргентину и говорящая на отдельных гуарани , но они принадлежат к той же языковой семье, что и тупи.

Наследие

[ редактировать ]

Народ тупи оказал большое культурное влияние на страны, в которых они населяли. Бесчисленное количество людей, улиц, кварталов, городов, рек, животных, фруктов, растений, футбольных клубов, компаний в Бразилии, Боливии, Парагвае, Аргентине и Уругвае названы на гуарани. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Топонимы тупи-гуарани в других странах :

Народ тупи проживал почти на всей территории Южной Америки , за исключением Чили . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Кабуре , Аракуа Нора Ара (птицы ), Кагуа , Маракай Котенок котенок »), Кагуа, Кагуай, Ягуаратал, Кайгуа, Карапита, Ягуаракуаль, Кагуапире, Карупано, Джагуарапаро, Карупе , Ирапа, ( Ирапа «все ручьи») Табай , город («маленький город»), Уракоа, Арагуита, Тукупита Ред басс красный омар »), Гуарапо, Джагуарама ( земля ягуаров»), Туха, ​​Куягуа, Чивакоа , Урукуре « Чагуарамас Мукурагуа, Куара, Тукани Тукан («маленький тукан»). "), Жакук, Чуругуара , Такуато Тагуато («сокол»), Агвай, Парагвай на Парагвайском полуострове («короновидный или коронообразный»).

Аракака , Кариакай Кариа'й кайса («преграда храбрых») Игуапа Игуапа («все бухты»)

Кайенна , францизация названия Kỹiña («средний перец чили» )

Парамарибо Парама Иво («вниз по морю»). (Имеется в виду Карибское море , поскольку Суринам, хотя и является частью Карибского моря , находится недалеко от дельты Амазонки , в южной части Атлантического океана).

Буритика Мбурити ка («из гибкого Маврикия »), Итуанго , Апиа , Ибаге плоды («упавшие плоды или кожура фруктов»), Аквата, Араука , Тибакуй, Мокоа, Эль-Хагуа, Игуамби, Итагуи («со скал»), Якаре , Терангуара, Чачаги, Мост Аранда , Катамбуко, Агуайо

Ipetí ypetĩ («утиный клюв»)

Эль-Агуай- Агуай («фруктовое дерево»)

Уркуки, Тимбуяку, Амбуки, Тимбире

Aguaytía Aguai'ty («плантация агуаи»), Курияка, Имамбари

Якуиба , Параимири, Итаимбезе , Камин, Сайпур, Капиренда, Италия, Ибамирагера, Карандайти, Ипагуасу, , Тимбой, Карапари , Урубича , Куругуакуа , Гуанай , Ягуар и Рогагуа Абапо

Такуарембо , Паи Санду , Чапикуй («изношенный»), Саранди Йи Саранди Йи кусты Йи » ), Ипора Спа («красивый водопой»), Эль Омбу , Якуй (Прыжок), Саранди из Йи Арапей Саранди из Арапей кусты реки ежедневных задач »), Саранди Гранде , Итусаинго и Айгуа

Известные люди тупи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Отход тупи-гуарани с Амазонки мог произойти 2900 лет назад». порталsorocabano.com.br (на бразильском португальском языке). 30 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2011 г.
  2. ^ Роуз, Майкл; Мехия, Герман Р. (2019). Атлас и обзор истории Латинской Америки (2-е изд.). Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781138089068 .
  3. ^ Пасифи, Серджио Дж. (1955). Копия письма короля Португалии, отправленного королю Кастилии относительно путешествия и успеха Индии (новое изд.). Университет Миннесоты Пресс. стр. 3–25. ISBN  978-1-4529-3685-7 .
  4. ^ де ла Роза, Александр Коэльо (2019). «Марианские острова как часть всемирного христианского проекта». Собирание душ: иезуитские миссии и миссионеры в Океании (1668–1945) . Брилл. стр. 9–17. дои : 10.1163/9789004394872_002 . hdl : 20.500.12657/53792 . ISBN  978-90-04-39485-8 . JSTOR   10.1163/j.ctv2gjx0d5.5 .
  5. ^ Хокинс, Кристина (2017). «Тупинамба». Латиноамериканская история и культура: Энциклопедия доколониальной Латинской Америки (предыстория до 1550-х годов) (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN  978-1-4381-6344-4 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дарси Рибейро – O Povo Brasileiro, Vol. 07, 1997 (1997), стр. от 28 до 33; 72–75 и 95–101».
  7. ^ « Немец в стране каннибалов». revazodehistoria.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 30 октября 2016 г.
  8. ^ Агнолин, Адоне. Аппетит антропологии . Сан-Паулу, Редакционная ассоциация Humanitas, 2005. с. 285.
  9. ^ Стаден, Ганс. Две поездки в Бразилию: первые записи о Бразилии. Порту-Алегри: L&PM, 2011, с. 51-52
  10. ^ « Музей искусства и происхождения» [Музей искусства и происхождения]. faperj.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 12 августа 2022 г.
  11. ^ Аренс, В. (1980). Миф о людоеде: антропология и антропофагия . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-502793-8 . [ нужна страница ]
  12. ^ Миндлин, Бетти (1998). «Индийские дневники: Стервятники Каапор» . Бразильский журнал социальных наук . 13 (36). дои : 10.1590/S0102-69091998000100017 .
  13. ^ Мораес, Калеу Нильсон (24 октября 2012 г.). « Каннибал раскололся пополам: взгляды на жертвоприношения, каннибализм и антропофагию в тупинологической литературе» (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2023 г.
  14. ^ «КОРЕННЫЕ ИМЕНА – ТУПИ И ДРУГИЕ» . mésornome.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 г. Проверено 10 июня 2009 г.
  15. ^ Сержио Кабрал (1 января 1997 г.). Антониу Карлос Жобим: биография . Люмиар Редактор. п. 39 . ISBN  978-85-85426-42-2 .
  16. ^ «Слова гуарани в современных местах: Ибера, Игуасу и за его пределами» . Sayhueque.com.ar . 01.11.2017. Архивировано из оригинала 19 января 2021 г. Проверено 1 ноября 2017 г.
  17. ^ Пазмино, Патрисия (29 января 2015 г.). «Языки коренных народов: богатое культурное наследие» . Немецкая волна (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 августа 2015 г. Проверено 29 января 2015 г.
  18. ^ Франзин, Адриана (29 октября 2015 г.). «Словами коренных народов называют большинство растений и животных в Бразилии» [Имена коренных народов: узнайте значение этих слов]. Empresa Brasil de Comunicação (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 г. Проверено 29 октября 2015 г.
  19. ^ Биду, Жуан (11 ноября 2020 г.). « Народные имена: узнайте значение этих слов». terra.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 14 ноября 2020 г. Проверено 11 ноября 2020 г.
  20. ^ «Великая нация гуарани, которую не победило завоевание Америки и поэтому сохранила свою культуру, вспоминают на улицах столицы]. asuncion.gov.py (на испанском языке). 20 октября 2022 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 20 октября 2022 г.
  21. ^ «История» [История]. Misiones.tur.ar (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 г. Проверено 1 января 2023 г.
  22. ^ Кандела, Уильям; Мелия, Бартомеу (15 мая 2015 г.). «Языки и народы тупи-гуарани в источниках шестнадцатого и семнадцатого веков» . Меланжи Дома Веласкесов (45–1): 57–7 дои : 10.4000/mcv.6129 .
  23. ^ Лопес Мазз, Джозеф М.; Лопес Кабрал, Дью М. (сентябрь 2020 г.). «Присутствие групп гуарани на нынешней территории Уругвая» Журнал антропологической археологии . 59 : 101193. дои : 10.1016/j.ja.2020.101193 .
  24. ^ «В поисках происхождения языков коренных народов Южной Америки» . Университет Эберхарда Карлса в Тюбингене . 15 июня 2023 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2023 г. Проверено 15 июня 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88f567a12dc169ffd97bf7fbe42f427e__1720403580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/7e/88f567a12dc169ffd97bf7fbe42f427e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)