Jump to content

Вай-вай люди

Вода-вода
Водяной-водяной человек
Общая численность населения
2,672
Регионы со значительной численностью населения
 Бразилия 2,502 (2014) [1]
 Гайана 170 (2006) [1]
Языки
язык вай вай
Различные местные языки
Религия
Христианство , Анимизм

Вай -вай (также пишется как Вайвай или Вай Вай говорящее на карибском языке ) — коренное население Гайаны , и северной Бразилии . Их общество состоит из различных равнинных лесных народов, которые сохранили большую часть своей культурной самобытности, за исключением христианства, которое было привнесено им в конце 1950-х годов.

Умана Яна в Джорджтауне, Гайана , получила свое название от Вай-Вай, что означает «место встречи».

Ранний контакт

[ редактировать ]

Исследователь сэр Роберт Шомбургк , возможно, был первым западным человеком, вступившим в контакт с Вай-Ваем в декабре 1837 года. Он нашел одну деревню на притоке реки Эссекебо, а также две другие на реке Мапуэра в Бразилии . Шомбургк описывает Вай-Вай как:

« Среднего роста, с кожей светлее, чем у Тарумаса, по общему виду и языку они очень напоминают Макуски. Войавайи — великие охотники и славятся своими собаками. По внешнему виду они обычно грязные » . [2]

В начале 20 века некоторые представители вай-вай в Бразилии двинулись дальше на север. Предполагается, что это произошло из-за эпидемии гриппа, почти истребившей племя Тарума. С 1933 по 1938 год люди Вай-Вай переместились глубже во внутренние районы Гайаны, чтобы избежать сотрудничества посторонних с Комиссией по установлению границы. [3]

География

[ редактировать ]
Регионы Гайаны.
Регионы Гайаны .

Вай-вай в Гайане живут на крайнем юге страны, недалеко от истоков реки Эссекибо . В Гайане, регионе страны, известном как Канашен , около 200 вай-вай . Это также общественная заповедная зона. [3]

В Бразилии насчитывается около 2000 вай-вай, и в основном они проживают на Терра Индигена Вай-вай, Терра Индигена Тромбетас-Мапуэра и Терра Индигена Нхамунда-Мапуэра. Они расположены в основном в северных штатах Рорайма и Пара. Поселения включают: Мапуэра в Пара и Хатапузине, Катуаль, Кобра, Пекено Параисо в Рорайме.

Культура

[ редактировать ]
Вода-ВодаHeadresp.
Головной убор Вай-Вай.

Хотя Вай Вай — отличные охотники, они также занимаются земледелием. Однако легкая и тонкая почва, с которой им приходится работать, и годовое количество осадков в 4 метра могут сильно затруднить производство достаточного количества пищи. Их традиционным методом ведения сельского хозяйства был метод « подсечь и поджечь ». [4]

Вай-Вай известны своим ткачеством. Они скручивают хлопок в пряжу для ткачества, но они (наряду с народами араваков и карибов ) известны своим плетением гамаков . Все гамаки сплетены на квадратных каркасах. [5] Другие их художественные навыки включают гончарное дело, плетеные гребни, костяные флейты и другие поделки.

Потребление мяса приматов является для вайвай предметом гордости, что отличает их как «настоящих» лесных людей» и отличает их от большинства других коренных народов Гайаны. [6] Охота на приматов может стать способом продемонстрировать мужественность и повысить шансы на помолвку. [6] Различные части тела приматов имеют различное неигровое применение: от метелки для хвоста саки до костяных наконечников стрел. [6]

Вай Вай любят играть на музыкальных инструментах, таких как гитары, флейты и ручные барабаны. Часто люди Вай Вай изготавливают свои флейты и барабаны из натуральных материалов, найденных в окружающих тропических лесах Амазонки.

Вай-Вай Женщины

[ редактировать ]

Женщины играют решающую роль в культуре Вай-Вай. С точки зрения концепций Вай-Вай, успех мужчин с точки зрения богатства и власти зависит от женского труда и воспроизводства. [7] Размер и стабильность деревни зависят от культурных ценностей и того, как завязаны отношения. Для вай-вай отношения между отцом и дочерью дают отцу чувство контроля над дочерью и зятем.

Размер деревни является показателем уровня политической силы и богатства и, следовательно, в значительной степени зависит от женщин в сообществе.

Мансия – брак. Для женщин брак не может состояться до тех пор, пока у них не наступит первая менструация примерно в тринадцатилетнем возрасте. Большинство женщин выходят замуж к семнадцати годам.

вайвай Считается, что яскомо , которого в литературе также называют знахарем или шаманом , способен совершать полет души . Полет души может выполнять несколько функций:

  • выздоровление
  • лететь в небо, чтобы посоветоваться с космологическими существами (Луной или братом Луны), чтобы дать имя новорожденному ребенку
  • полететь в пещеру гор пекари, чтобы попросить у отца пекари изобилие дичи
  • летать глубоко в реке, чтобы добиться помощи от других существ.

Таким образом, считается, что яскомо способен достичь неба, земли, воды, словом, каждой стихии. [8]

Западное влияние серьезно изменило их традиционную культуру и религию. Многие обратились в христианство. [9] В 1949 году многие жители вай-вай решили мигрировать в Бразилию после жестоких преследований, жестоких тюремных заключений и насильственной экстрадиции христианских миссионеров авторитарным правительством, которым в то время руководил Форбс Бернхэм. Многие миссионеры пользовались большим уважением среди большей части племени. Когда миссиям пришлось покинуть Гайану из-за того, что их виды на жительство не были продлены, 700 человек вай-вай последовали за ними в Бразилию. Около 150 человек вай-вай, оставшихся в Гайане, попали под влияние библейской пропаганды христианских братьев. [10]

говорят несколько тысяч человек На языке вай-вай , хотя говорящие на карибском языке индейцы вай-вай имеют близкое родство с другой амазонской группой, известной как арара .

Вай Вай имеют историю смешанных браков с другими группами коренных народов, говорящими на схожих языках. [11] [12]

Поселения

[ редактировать ]

Люди вай-вай разделены между современной Гайаной и Бразилией ( Рорайма ).

  • В Гайане они проживают в одной общине.
  • В Бразилии они проживают на трех территориях коренных народов. [13]
    • Территория коренных народов ВайВай площадью 405 698 га. Население 365 человек.
    • Территория коренных народов Тромбетас/Мапуэра расположена в южной части страны. Численность населения
    • Территория коренных народов Нхамунда-Мапуэра (совместно с народами хикскарьяна, катуэнаяна и каксуяна) с земельной площадью 1 049 520 га. Население 2293 человека.

Заповедник, принадлежащий общине Конашен

[ редактировать ]

Народ Вай-Вай в округе Конашен в Гайане создал первую в стране заповедную зону, находящуюся в собственности сообщества (COCA) . Эта территория юридически защищена постановлениями, принятыми парламентом Гайаны. 625 000 гектаров — это охраняемая территория, созданная при технической и финансовой поддержке Conservation International . Народ Вай-Вай получил официальное право собственности на эту землю в 2004 году и сотрудничал с Агентством по охране окружающей среды Гайаны и Министерством по делам индейцев над развитием COCA. Цель состоит в том, чтобы эта территория принесла экономическую выгоду Вай Ваю и защитила большую часть тропических лесов. Поскольку Вай Вай сохранили глубокие культурные и духовные связи с Землей, защита природных ресурсов и биоразнообразия в этом регионе является главной целью. [14]

Сообщество COCA открыто для посетителей со всего мира, и защита растений и животных играет важную роль в повседневной жизни Вай-Вай. Жители Вай-Вай говорят, что тропический лес производит воздух, которым они дышат, сохраняет почву на месте, чтобы не засорять водные пути, дает пищу (орехи, фрукты, свежую рыбу), является источником натуральных лекарств и многого другого. Район коренных народов Конашен в Южной Гайане является истоком реки Эссекибо. Эта река остается основным источником воды в Гайане и впадает в реки Кассикайтю, Камоа, Сипу и Чодикар. [15]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Вайвай» . Socio Ambiental (на португальском языке) . Проверено 28 февраля 2021 г.
  2. ^ Фок, Нилс (1963). ВайВай: Религия и общество амазонского племени . Копенгаген: Национальный музей. п. 115.
  3. ^ Jump up to: а б Эдвардс, В. (1979). «Этноистория индейцев в Гайане». Этноистория . 26 (2). Издательство Университета Дьюка: 161–175. дои : 10.2307/481091 . JSTOR   481091 . ( требуется регистрация )
  4. ^ Шенауэр, Норберт (2000). 6000 лет жилищного строительства . WW Нортон и компания. ISBN  978-0-393-73120-0 .
  5. ^ Рот, Уолтер (1929). «Ткачество в Южной Америке» . Американский антрополог . 31 (3). Издательство Blackwell: 560. doi : 10.1525/aa.1929.31.3.02a00300 . JSTOR   661291 . ( требуется регистрация )
  6. ^ Jump up to: а б с Шаффер, Кристофер А.; Мильштейн, Марисса С.; Сьюз, Филипп; Мараванару, Элиша; Юкума, Чаракура (28 февраля 2019 г.), «Управление охотой на приматов в заповедниках коренных народов Амазонки» , «Исследование и охрана приматов в антропоцене » , Cambridge University Press, стр. 74–98, doi : 10.1017/9781316662021.006 , ISBN  978-1-316-66202-1 , S2CID   134999758 , получено 7 апреля 2021 г.
  7. ^ Менторе, Джордж (1987). «Женщины вайвай: основа богатства и власти». Мужчина . Новая серия. 22 (3). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 511–527. дои : 10.2307/2802503 . JSTOR   2802503 . ( требуется регистрация )
  8. ^ Фок 1963: 16.
  9. ^ Гуппи, Николас (1958). «Вай-Вай:по лесам к северу от Амазонки» . Проверено 16 мая 2012 г.
  10. ^ Паласио, Джозеф (1992). «Путь к самопознанию среди коренных народов Карибского бассейна». Карибский ежеквартальный журнал . 38 (2/3): 55–72. дои : 10.1080/00086495.1992.11671762 . JSTOR   40654180 .
  11. ^ Каллегари-Жак, С.М. (1996). «Индейцы Вай Вай Южной Америки: история и генетика». Анналы биологии человека . 23 (3). Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул, Порту-Алегри, Бразилия: 189–201. дои : 10.1080/03014469600004422 . ПМИД   8807037 .
  12. ^ «Вай Вай, катавиец Гайаны, профиль этического народа» . Проект Джошуа . Проверено 16 мая 2012 г.
  13. ^ https://terrasindigenas.org.br/
  14. ^ «Интернационал Консервации» . Проверено 16 мая 2012 г.
  15. ^ «Биоразнообразие в заповеднике, принадлежащем общине Конашен, Гайана» (PDF) . Интернационал охраны природы. Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2010 г. Проверено 16 мая 2012 г.
  • Фок, Нильс (1963). Вайвай. Религия и общество амазонского племени . Записки Национального музея, Этнографическая серия, VIII. Копенгаген: Национальный музей Дании.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 633ff53c5a1f491201c01fa53be3cbc5__1719612840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/c5/633ff53c5a1f491201c01fa53be3cbc5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wai-wai people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)