Вай-вай люди
![]() Водяной-водяной человек | |
Общая численность населения | |
---|---|
2,672 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 2,502 (2014) [1] |
![]() | 170 (2006) [1] |
Языки | |
язык вай вай Различные местные языки | |
Религия | |
Христианство , Анимизм |
Вай -вай (также пишется как Вайвай или Вай Вай говорящее на карибском языке ) — коренное население Гайаны , и северной Бразилии . Их общество состоит из различных равнинных лесных народов, которые сохранили большую часть своей культурной самобытности, за исключением христианства, которое было привнесено им в конце 1950-х годов.
Умана Яна в Джорджтауне, Гайана , получила свое название от Вай-Вай, что означает «место встречи».
Ранний контакт
[ редактировать ]Исследователь сэр Роберт Шомбургк , возможно, был первым западным человеком, вступившим в контакт с Вай-Ваем в декабре 1837 года. Он нашел одну деревню на притоке реки Эссекебо, а также две другие на реке Мапуэра в Бразилии . Шомбургк описывает Вай-Вай как:
- « Среднего роста, с кожей светлее, чем у Тарумаса, по общему виду и языку они очень напоминают Макуски. Войавайи — великие охотники и славятся своими собаками. По внешнему виду они обычно грязные » . [2]
В начале 20 века некоторые представители вай-вай в Бразилии двинулись дальше на север. Предполагается, что это произошло из-за эпидемии гриппа, почти истребившей племя Тарума. С 1933 по 1938 год люди Вай-Вай переместились глубже во внутренние районы Гайаны, чтобы избежать сотрудничества посторонних с Комиссией по установлению границы. [3]
География
[ редактировать ]
Вай-вай в Гайане живут на крайнем юге страны, недалеко от истоков реки Эссекибо . В Гайане, регионе страны, известном как Канашен , около 200 вай-вай . Это также общественная заповедная зона. [3]
В Бразилии насчитывается около 2000 вай-вай, и в основном они проживают на Терра Индигена Вай-вай, Терра Индигена Тромбетас-Мапуэра и Терра Индигена Нхамунда-Мапуэра. Они расположены в основном в северных штатах Рорайма и Пара. Поселения включают: Мапуэра в Пара и Хатапузине, Катуаль, Кобра, Пекено Параисо в Рорайме.
Культура
[ редактировать ]Хотя Вай Вай — отличные охотники, они также занимаются земледелием. Однако легкая и тонкая почва, с которой им приходится работать, и годовое количество осадков в 4 метра могут сильно затруднить производство достаточного количества пищи. Их традиционным методом ведения сельского хозяйства был метод « подсечь и поджечь ». [4]
Вай-Вай известны своим ткачеством. Они скручивают хлопок в пряжу для ткачества, но они (наряду с народами араваков и карибов ) известны своим плетением гамаков . Все гамаки сплетены на квадратных каркасах. [5] Другие их художественные навыки включают гончарное дело, плетеные гребни, костяные флейты и другие поделки.
Потребление мяса приматов является для вайвай предметом гордости, что отличает их как «настоящих» лесных людей» и отличает их от большинства других коренных народов Гайаны. [6] Охота на приматов может стать способом продемонстрировать мужественность и повысить шансы на помолвку. [6] Различные части тела приматов имеют различное неигровое применение: от метелки для хвоста саки до костяных наконечников стрел. [6]
Вай Вай любят играть на музыкальных инструментах, таких как гитары, флейты и ручные барабаны. Часто люди Вай Вай изготавливают свои флейты и барабаны из натуральных материалов, найденных в окружающих тропических лесах Амазонки.
Вай-Вай Женщины
[ редактировать ]Женщины играют решающую роль в культуре Вай-Вай. С точки зрения концепций Вай-Вай, успех мужчин с точки зрения богатства и власти зависит от женского труда и воспроизводства. [7] Размер и стабильность деревни зависят от культурных ценностей и того, как завязаны отношения. Для вай-вай отношения между отцом и дочерью дают отцу чувство контроля над дочерью и зятем.
Размер деревни является показателем уровня политической силы и богатства и, следовательно, в значительной степени зависит от женщин в сообществе.
Свадьба
[ редактировать ]Мансия – брак. Для женщин брак не может состояться до тех пор, пока у них не наступит первая менструация примерно в тринадцатилетнем возрасте. Большинство женщин выходят замуж к семнадцати годам.
Религия
[ редактировать ]вайвай Считается, что яскомо , которого в литературе также называют знахарем или шаманом , способен совершать полет души . Полет души может выполнять несколько функций:
- выздоровление
- лететь в небо, чтобы посоветоваться с космологическими существами (Луной или братом Луны), чтобы дать имя новорожденному ребенку
- полететь в пещеру гор пекари, чтобы попросить у отца пекари изобилие дичи
- летать глубоко в реке, чтобы добиться помощи от других существ.
Таким образом, считается, что яскомо способен достичь неба, земли, воды, словом, каждой стихии. [8]
Западное влияние серьезно изменило их традиционную культуру и религию. Многие обратились в христианство. [9] В 1949 году многие жители вай-вай решили мигрировать в Бразилию после жестоких преследований, жестоких тюремных заключений и насильственной экстрадиции христианских миссионеров авторитарным правительством, которым в то время руководил Форбс Бернхэм. Многие миссионеры пользовались большим уважением среди большей части племени. Когда миссиям пришлось покинуть Гайану из-за того, что их виды на жительство не были продлены, 700 человек вай-вай последовали за ними в Бразилию. Около 150 человек вай-вай, оставшихся в Гайане, попали под влияние библейской пропаганды христианских братьев. [10]
Язык
[ редактировать ]говорят несколько тысяч человек На языке вай-вай , хотя говорящие на карибском языке индейцы вай-вай имеют близкое родство с другой амазонской группой, известной как арара .
Вай Вай имеют историю смешанных браков с другими группами коренных народов, говорящими на схожих языках. [11] [12]
Поселения
[ редактировать ]Люди вай-вай разделены между современной Гайаной и Бразилией ( Рорайма ).
- В Гайане они проживают в одной общине.
- Конашенская индейская община с официально зарегистрированной земельной площадью 648 860 га. Население 201 человек.
- В Бразилии они проживают на трех территориях коренных народов. [13]
- Территория коренных народов ВайВай площадью 405 698 га. Население 365 человек.
- Территория коренных народов Тромбетас/Мапуэра расположена в южной части страны. Численность населения
- Территория коренных народов Нхамунда-Мапуэра (совместно с народами хикскарьяна, катуэнаяна и каксуяна) с земельной площадью 1 049 520 га. Население 2293 человека.
Заповедник, принадлежащий общине Конашен
[ редактировать ]Народ Вай-Вай в округе Конашен в Гайане создал первую в стране заповедную зону, находящуюся в собственности сообщества (COCA) . Эта территория юридически защищена постановлениями, принятыми парламентом Гайаны. 625 000 гектаров — это охраняемая территория, созданная при технической и финансовой поддержке Conservation International . Народ Вай-Вай получил официальное право собственности на эту землю в 2004 году и сотрудничал с Агентством по охране окружающей среды Гайаны и Министерством по делам индейцев над развитием COCA. Цель состоит в том, чтобы эта территория принесла экономическую выгоду Вай Ваю и защитила большую часть тропических лесов. Поскольку Вай Вай сохранили глубокие культурные и духовные связи с Землей, защита природных ресурсов и биоразнообразия в этом регионе является главной целью. [14]
Сообщество COCA открыто для посетителей со всего мира, и защита растений и животных играет важную роль в повседневной жизни Вай-Вай. Жители Вай-Вай говорят, что тропический лес производит воздух, которым они дышат, сохраняет почву на месте, чтобы не засорять водные пути, дает пищу (орехи, фрукты, свежую рыбу), является источником натуральных лекарств и многого другого. Район коренных народов Конашен в Южной Гайане является истоком реки Эссекибо. Эта река остается основным источником воды в Гайане и впадает в реки Кассикайтю, Камоа, Сипу и Чодикар. [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Вайвай» . Socio Ambiental (на португальском языке) . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Фок, Нилс (1963). ВайВай: Религия и общество амазонского племени . Копенгаген: Национальный музей. п. 115.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, В. (1979). «Этноистория индейцев в Гайане». Этноистория . 26 (2). Издательство Университета Дьюка: 161–175. дои : 10.2307/481091 . JSTOR 481091 . ( требуется регистрация )
- ^ Шенауэр, Норберт (2000). 6000 лет жилищного строительства . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-73120-0 .
- ^ Рот, Уолтер (1929). «Ткачество в Южной Америке» . Американский антрополог . 31 (3). Издательство Blackwell: 560. doi : 10.1525/aa.1929.31.3.02a00300 . JSTOR 661291 . ( требуется регистрация )
- ^ Jump up to: а б с Шаффер, Кристофер А.; Мильштейн, Марисса С.; Сьюз, Филипп; Мараванару, Элиша; Юкума, Чаракура (28 февраля 2019 г.), «Управление охотой на приматов в заповедниках коренных народов Амазонки» , «Исследование и охрана приматов в антропоцене » , Cambridge University Press, стр. 74–98, doi : 10.1017/9781316662021.006 , ISBN 978-1-316-66202-1 , S2CID 134999758 , получено 7 апреля 2021 г.
- ^ Менторе, Джордж (1987). «Женщины вайвай: основа богатства и власти». Мужчина . Новая серия. 22 (3). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 511–527. дои : 10.2307/2802503 . JSTOR 2802503 . ( требуется регистрация )
- ^ Фок 1963: 16.
- ^ Гуппи, Николас (1958). «Вай-Вай:по лесам к северу от Амазонки» . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ Паласио, Джозеф (1992). «Путь к самопознанию среди коренных народов Карибского бассейна». Карибский ежеквартальный журнал . 38 (2/3): 55–72. дои : 10.1080/00086495.1992.11671762 . JSTOR 40654180 .
- ^ Каллегари-Жак, С.М. (1996). «Индейцы Вай Вай Южной Америки: история и генетика». Анналы биологии человека . 23 (3). Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул, Порту-Алегри, Бразилия: 189–201. дои : 10.1080/03014469600004422 . ПМИД 8807037 .
- ^ «Вай Вай, катавиец Гайаны, профиль этического народа» . Проект Джошуа . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ https://terrasindigenas.org.br/
- ^ «Интернационал Консервации» . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Биоразнообразие в заповеднике, принадлежащем общине Конашен, Гайана» (PDF) . Интернационал охраны природы. Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2010 г. Проверено 16 мая 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фок, Нильс (1963). Вайвай. Религия и общество амазонского племени . Записки Национального музея, Этнографическая серия, VIII. Копенгаген: Национальный музей Дании.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биоразнообразие в заповеднике Конашен, принадлежащем общине, Гайана
- «Mongabay.com Гайана — География» .
- «Индейские культуры — индейцы Вай Вай» . Проверено 16 мая 2012 г.
- «Общая таблица коренных народов Бразилии» . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года.
- Онлайн-словарь языка Вай-Вай от IDS (выберите простой или расширенный просмотр)