Китайский Гайанский
Общая численность населения | |
---|---|
1637 (0,18% от общей численности населения) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Джорджтаун и Энтерпрайз | |
Языки | |
Китайский и английский ( гайанский креольский ) | |
Религия | |
Римский католицизм , англиканство , евангелическое христианство , буддизм и китайская народная религия, включая ( даосизм и конфуцианство ) | |
Родственные этнические группы | |
Китайский Карибский бассейн |
Первое количество китайцев прибыло в Британскую Гвиану в 1853 году, составляя значительное меньшинство наемной рабочей силы. После заключения контракта многие из тех, кто остался в Гайане, стали известны как успешные торговцы розничной торговлей, в значительной степени интегрированные в местную культуру. Самым известным человеком китайского происхождения был бывший президент Гайаны Артур Чунг , который был первым президентом независимой Гайаны с 1970 по 1980 год и первым китайским главой государства неазиатской страны.
История
[ редактировать ]Четырнадцать тысяч китайцев прибыли в Британскую Гвиану в период с 1853 по 1879 год на 39 судах, отправленных из Гонконга чиновниками британского владычества , чтобы восполнить нехватку рабочей силы на сахарных плантациях, возникшую в результате отмены рабства. Меньшее количество прибыло в другие британские колонии, такие как Ямайка, Тринидад и Тобаго и Суринам . Китайцы добились значительных успехов в колонии, некоторые из них до эмиграции были христианами в Китае. [2] Некоторые, особенно в первые годы, были «отбросами Кантона — голыми птицами, бездельниками и бродягами», которые быстро покинули плантации и занялись бутлегерством , кражами со взломом и грабежами, содержали публичные дома и игорные дома. [3] Другие бежали из Кантона в результате конфликтов клановых войн Пунти-Хакка. [4] Большинство из них были обязаны работать на сахарных плантациях по пятилетним договорам (гражданско-правовым договорам, подкрепленным штрафными санкциями). [5]
Восемьдесят пять процентов этих китайских иммигрантов были мужчинами, оставшимися в Гайане, и большинство из них вернулись в Китай или эмигрировали в другие части Гвианы и Карибского бассейна после завершения или бегства от своих соглашений. Те, кто остался, вскоре занялись торговлей, эффективно конкурируя с португальцами и индоевропейцами. [ нужны разъяснения ] которые также поступили в качестве наемных рабочих в сектор розничной торговли. Лук-Лай сообщает о крупных китайских импортных и оптовых торговцах 1880-х годов, а также о том, что в 1890-х годах китайские «аптекари, мясники, торгаши, владельцы телег и лодок, парикмахеры, прачки и законные продавцы опиума и ганджи (марихуаны)» владели 50% акций. продовольственных магазинов и 90% винных магазинов. [6] К концу XIX века китайцы превзошли свою прежнюю репутацию преступников и стали считаться достойными, законопослушными и трудолюбивыми гражданами. [3] [7]
В отличие от других сообществ зарубежных китайцев , китайцы Гайаны быстро отказались от традиционных китайских обычаев, религии и языка. [8] Их активное принятие христианства резко контрастировало с сильной привязанностью других зарубежных китайских общин к своим исконным религиям и усилиям христианских миссионеров по обращению. [9] : 279 Многие из первого поколения китайских гайанцев были христианами, находясь в Китае, а большинство других быстро обратились в христианство по прибытии. Они построили и содержали свои собственные христианские церкви по всей колонии и платили своим катехизаторам, говорящим по-китайски. [3] В 1860 году г-н Лох Фук, приехавший из Китая для распространения Евангелия среди иммигрантов, основал Китайскую баптистскую церковь Британской Гвианы сначала в Питерс-Холле , а затем в Леоноре . [10] миссионер Англиканский У Тай Кам прибыл в колонию из Сингапура в 1864 году и успешно занимался прозелитизмом среди иммигрантов. [9] : 279 Он получил государственную стипендию как миссионер среди китайских иммигрантов и сыграл важную роль в основании китайского поселения в Хоптауне . Для тех, кому посчастливилось жениться на нескольких китаянках в колонии или мигрировать семьями, домашняя жизнь характеризовалась чувством воспитанности в семейных отношениях. В своих комнатах они всегда вешали занавески и украшали их зеркалами и картинками; их дома считались образцом чистоты и комфорта. [9] Потомки китайцев из Китая свободно говорили и писали по-английски, так что к 1920-м годам потребность в китайскоязычных пасторах отпала. [10] В первые годы 20-го века преуспевающие гайанские китайцы начали отправлять своих сыновей и дочерей в Англию для обучения в университетах. [5]
К середине двадцатого века потомки первых иммигрантов настолько полностью ассимилировались с основной британской колониальной культурой, что стали неинтересны антропологам. [7] Антрополог Мортон Фрид обнаружил, что они полностью чувствуют себя как дома в европейской культуре и ее местных проявлениях, без культа предков, без табличек предков, без церемониальных захоронений или постоянных записей генеалогии и без следов китайской медицины. Внуки и правнуки первых иммигрантов даже не знали китайских иероглифов в своих именах. Молодой антрополог с раздражением заявил: «Эти люди едва ли китайцы». [11]
Китайцы продолжали процветать в розничной торговле и внесли существенный вклад в разработку золотых, алмазных и бокситовых ресурсов колонии, а также в ее профессиональное сообщество, а также в ее политическую, религиозную и спортивную жизнь. Тремя столпами сообщества были Китайская ассоциация, Китайский спортивный клуб и Церковь Св. Спасителя, англиканский молитвенный дом, основанный, финансируемый и возглавляемый китайскими гайанцами. [12]
В 20-м веке произошла значительная эмиграция профессионального класса китайской Гайаны, и этот процесс ускорился после обретения независимости, в результате чего сегодня китайская Гайана представляет собой преимущественно диаспору. [13] В 2012 году 7,72% граждан Гайаны иностранного происхождения родились в Китае. [14]
Известные люди
[ редактировать ]- Энтони Чинн , актер
- Артур Чунг , президент Гайаны
- Дорин Чанг , первая леди Гайаны
- Джонатан Фу , этнический китаец, игрок в крикет, родившийся от отца-китайца и матери-индианки.
- Хилтон Чеонг-Лин , гонконгский политик
- Сандра Грейнджер , первая леди Гайаны
- Роберт Виктор Эван Вонг , политик, инженер-строитель, бизнесмен, владелец ранчо
- Фрэнк Вун-А-Тай , инструктор карате Шотокан.
- Дж. Рэймонд Чанг , канадский бизнесмен и филантроп.
- Central Cee , британский рэпер
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2012 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2021 г. Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Брайан Л. Мур (1987). Раса, власть и социальная сегментация в колониальном обществе: Гайана после рабства, 1838–1891 гг . Том. 4 карибских исследований (иллюстрированное издание). Издательство Гордон и Бреч Сайенс. п. 181. ИСБН 9780677219806 . ISSN 0275-5793 . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Кирк, Генри (1898). Двадцать пять лет в Британской Гвиане . Лондон: Sampson Low, Marston & Co., стр 207–212 . . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Лай, Уолтон Лук (2003). Наемный труд, карибский сахар: китайские и индийские мигранты в Британскую Вест-Индию, 1838-1918 гг . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 40–42. ISBN 978-0801877469 .
- ^ Jump up to: а б Клементи, Сесил (1915). Китайцы в Британской Гвиане (PDF) . Карибская пресса для правительства Гайаны. ISBN 978-1-907493-10-2 . Проверено 31 октября 2015 г.
- ^ Лай, Уолтон Лук (2003). Наемный труд, карибский сахар: китайские и индийские мигранты в Британскую Вест-Индию, 1838-1918 гг . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 40–42. ISBN 978-0801877469 .
- ^ Jump up to: а б Холл, Лаура (1999). Рустомджи-Кернс, Рошни (ред.). Метод проб и ошибок: представления о недавнем прошлом во встречах: люди азиатского происхождения в Америке . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-8476-9144-6 .
- ^ Китайцы в англоязычных странах Карибского бассейна - Родство
- ^ Jump up to: а б с Брайан Л. Мур (1995). Культурная власть, сопротивление и плюрализм: колониальная Гайана, 1838–1900 гг . Том. 22 исследования Макгилла-Куина по этнической истории (иллюстрированное издание). McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 272–286. ISBN 9780773513549 . ISSN 0846-8869 . Проверено 6 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Чепмен, Э.А. (1955). История «Братьев» в Британской Гвиане (Первое изд.). Новый Амстердам, Бербис. Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 5 ноября 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фрид, Мортон (март 1956 г.). «Некоторые наблюдения о китайцах в Британской Гвиане». Социально-экономические исследования . 5 (1): 59, 64, 66, 70. JSTOR 27851052 .
- ^ Лай, Уолтон Лук (1998). Китайцы в Вест-Индии 1806-1995: документальная история . Мона, Кингстон, Джамия: The Press Univ. Вест-Индии. ISBN 9766400210 .
- ^ Трев Сью-А-Куан, Кейн Роверс: Истории китайской гайанской диаспоры, Cane Press (Ванкувер, 2012)
- ^ «Сборник 1: Национальные демографические тенденции: размер и рост страны» (PDF) . Июнь 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 января 2021 г. Проверено 18 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холл, Лаура Джейн (1995), Китайцы в Гайане: создание креольской общины , доктор философии. диссертация, Беркли: Калифорнийский университет, OCLC 34438537
- Мур, Брайан Л. (1988), «Поселение китайцев в Гайане в девятнадцатом веке», Джонсон, Ховард (ред.), После пересечения границы: иммигранты и меньшинства в карибском креольском обществе , Routledge, стр. 41–56. , ISBN 978-0-7146-3357-2