Китайские перуанцы
Перуанский китаец (Перуанский китаец) Тусан (родной) | |
---|---|
Общая численность населения | |
14 307 по самооценке происхождения 0,06% населения Перу [1] (2017) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Лима , Уачо , Ика , Пьюра , Уанкайо , Куско , Мойобамба , Тарапото , Икитос | |
Языки | |
Перуанский испанский , мандаринский диалект , хакка , кантонский диалект , хоккиен | |
Религия | |
В основном католицизм , протестантизм и буддизм. | |
Родственные этнические группы | |
Азиатские латиноамериканцы , азиатские перуанцы |
Китайские перуанцы | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | в Перу китайцы Зарубежные | ||
Упрощенный китайский | Зарубежные китайцы в Перу | ||
| |||
Тусан | |||
китайский | Родной | ||
Буквальный смысл | местный житель | ||
|
Китайские перуанцы , также известные как тусан ( заимствованное слово из китайского : 土生 ; пиньинь : tǔ shēng ; Джютпинг : tou2 saang1 ; букв. «Местный уроженец»), являются перуанскими гражданами, чьи предки прибыли из Китая.
Из-за аккультурации большинство китайских перуанцев в третьем и четвертом поколении не говорят на языке своих азиатских предков. Однако некоторые китайские перуанцы во втором поколении могут говорить на одном или нескольких вариантах китайского языка , которые могут включать мандаринский , кантонский диалект , хакка и миннан ( хоккиен ), в дополнение к испанскому .
За исключением преобладающих индейцев , метисов , белых и чернокожих популяций, китайцы, по оценкам, составляют менее 1% населения Перу. [2] По данным переписи населения 2017 года в Перу , только 14 307 человек заявили о тусанском или китайском происхождении. [3] Однако, по данным посольства, было подсчитано, что 15% (или 4 миллиона) из 30 миллионов перуанцев имели китайские корни и происхождение, что восходит к прибытию в XIX веке 100 000 китайских иммигрантов, которые мигрировали в Перу и вступили в отношения со многими перуанцами. женщины. [4] [5] [6]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Рабочих, которых отправляли с Испанских Филиппин в Акапулько через галеоны Манила-Акапулько, всех звали Чино («китайцы»), хотя на самом деле они были не только из Китая, но и из других мест, в том числе из того, что сегодня является самими Филиппинами , Японией , Малайзия , Индонезия , Восточный Тимор и другие страны, такие как Индия и Шри-Ланка . [7] : 12 [8] [9] [10] Филиппинцы составляли большую часть их населения. [11] Людей в этом сообществе разнообразных азиатов в Мексике испанцы называли «los indios chinos». [12] Большинство этих рабочих были мужчинами и были получены от португальских торговцев, которые получили их из португальских колониальных владений и аванпостов Estado da India , включавших части Индии, Бенгалии , Малакки , Индонезии, Нагасаки в Японии и Макао . [13] [14] Испания получила некоторых из этих кули из Мексики, где владение кули Чино означало высокий статус. [7] : 13 Записи трех японских кули, датированные 16 веком, по имени Гаспар Фернандес, Мигель и Вентура, которые оказались в Мексике, показывают, что они были куплены португальскими работорговцами в Японии, привезены в Манилу, откуда их владелец Перес отправил их в Мексику. [15] [16] [17] Некоторые из этих азиатских рабов были также привезены в Лиму в Перу , где было зафиксировано, что в 1613 году существовала небольшая община азиатов, состоящая из китайцев, японцев, филиппинцев, малайцев, камбоджийцев и других. [18] [19] [20] [21]
Китайские иммигранты , которые в 19 веке совершили четырехмесячную поездку из Макао (тогда территории Португалии), поселились в качестве рабочих по контракту или кули. За ним последовали и другие китайские кули из провинции Гуандун . 80 000 [22] до 100 000 [23] [22] Китайские рабочие-контрактники, 95% из которых были кантонцами и почти все мужчины, были отправлены в основном на сахарные плантации с 1849 по 1874 год, во время прекращения рабства . Они должны были обеспечивать постоянную рабочую силу на прибрежных рудниках, добывающих гуано , и особенно на прибрежных плантациях, где они стали основной рабочей силой (внося большой вклад в перуанский бум гуано ) до конца века. Хотя считалось, что кули превратились в фактических рабов, они также представляли собой исторический переход от рабства к свободному труду. Третья группа китайских рабочих заключила контракт на строительство железной дороги от Лимы до Ла-Оройи и Уанкайо . Китайским мигрантам было запрещено пользоваться кладбищами, предназначенными для католиков, и вместо этого их хоронили на местах захоронений до инков. [24] Между 1849 и 1874 гг. половина [23] [22] китайское население Перу погибло из-за жестокого обращения, истощения и самоубийств [23] вызвано принудительным трудом. [23] [22]
Среди почти полностью мужского населения китайских кули, мигрировавшего в Перу и на Кубу, почти не было женщин. [7] : 143 [25] Перуанские женщины были замужем за этими китайскими мигрантами-мужчинами. [26] [27] [28] [29] [30]
Межрасовые браки между кантонско-китайскими мужчинами и перуанскими женщинами были довольно многочисленными, что привело к появлению в Перу большого количества смешанных детей и людей с некоторым китайским происхождением. В Перу не преобладает расистское отношение к смешанным бракам между китайцами и некитайцами, поэтому количество межрасовых браков довольно велико. По данным одного источника, число рожденных детей смешанной расы составило 180 000 человек. Половина этого числа проживала только в Лиме, где соотношение китайских метисов и чистокровных китайцев составляло 90 000 к 15 000 (6:1). [31] По данным недавней переписи населения, насчитывается всего 14 307 перуанцев китайского происхождения (2017 г.). [1]
Многие перуанские женщины разного происхождения вышли замуж за этих китайских мигрантов-мужчин. Большинство женщин, вышедших замуж за китайцев, были американскими индейцами (включая метисов) и чернокожими. Некоторые белые женщины из низшего сословия также выходили замуж за китайцев, но в меньшем соотношении. [32] [33] [34] [35] [36] [37] Китайцы контактировали с перуанскими женщинами в городах; там они сформировали отношения и произвели на свет смешанных детей. Эти женщины были выходцами из Анд и прибрежных районов, а не из городов; в гасиендах на побережье в сельской местности молодые женщины индейского происхождения («туземцы») и серраны («горные») из Анд на работу приезжали . Китайские мужчины отдавали предпочтение этим коренным женщинам Анд, а не африканкам, в качестве брачных партнеров, а свахи устраивали общинные браки китайских мужчин с молодыми коренными народами и серранами . [38] Перуанцы вызвали расистскую реакцию на браки перуанских женщин и китайских мужчин. [39] Когда у коренных перуанских женщин ( cholas et Natives , Indias , Indígenas ) и китайских мужчин рождались смешанные дети, детей называли инджерто ; Как только появились эти инджерто , китайские мужчины стали искать девушек инджертаского происхождения в качестве брачных партнеров. Детей, рожденных от чернокожих матерей, не называли инджертос . [40] Перуанцы низшего класса вступали в сексуальные союзы или браки с китайскими мужчинами, а некоторые чернокожие и индийские женщины «спаривались» с китайцами, по словам Альфредо Сачетти, который утверждал, что это смешение привело к «прогрессирующему вырождению» китайцев. В Каса-Гранде горские индийские женщины и китайские мужчины участвовали в коллективных «массовых браках» друг с другом, заключавшихся в том, что горских женщин привозил китайская сваха после получения первоначального взноса. [41] [42]
В Перу и на Кубе некоторые индийские (коренные американцы), мулатки , черные и белые женщины вступали в плотские отношения или вступали в браки с китайскими мужчинами, причем о браках мулаток, черных и белых женщин сообщается в отчете Кубинской комиссии. сообщила, В Перу газета «Нью-Йорк Таймс» что чернокожие перуанские и индийские (коренные) женщины выходили замуж за китайцев ради собственной выгоды и в ущерб мужчинам, поскольку они доминировали и «подчиняли» китайских мужчин, несмотря на то, что рабочие контракт был аннулирован в результате бракосочетания, в результате чего роли в браке поменялись местами: перуанская женщина обладала супружеской властью, управляла семьей и делала китайских мужчин рабскими, послушными, «раболепными», «покорными» и «женственными» и командовала ими, сообщая, что «Время от времени... он [китаец] влюбляется в прелести какой-нибудь мрачной чола (коренной индианки и женщины-метисы) или самбы (смешанной чернокожей женщины), обращается и присоединяется к Церкви, так что может вступите в брачные узы с смуглой сеньоритой». [43] «Смуглые девицы» (перуанские женщины) искали китайских мужчин в качестве мужей и считали их «добычей», потому что они считались «образцовыми мужьями, трудолюбивыми, нежными, верными и послушными» и «удобными в общении». дом», перуанские женщины стали «лучшей половиной», а не «более слабым сосудом», и будут командовать своими китайскими мужьями «в хорошем стиле» вместо того, чтобы относиться к ним одинаково, в то время как трудовой контракт китайского кули будет аннулирован брака, перуанская жена рассматривала аннулирование просто как то, что предыдущий «хозяин» передал ей власть над китайцем, когда она стала его «госпожой», держа его в «рабстве» у себя, быстро прекращая любые жалобы и предположения со стороны китайцев. мужчинам, что они будут иметь какую-либо власть в браке. [44]
Хотя китайские перуанцы были хорошо интегрированы в перуанское общество, начало их жизни было непростым. Во время Тихоокеанской войны китайские рабочие возглавили восстание в поддержку Чили против Перу. Перуанцы считали китайцев ответственными за вторжение чилийской армии, и это привело к первой в истории синофобии в Латинской Америке. Коренные перуанцы преследовали и убивали китайцев, и только в 1890-х годах антикитайские погромы прекратились. [45] [46] По оценкам, в одном из погромов 1881 года в долине Каньете было убито от 500 до 1500 китайцев. [47] Несмотря на это, китайцам было запрещено иммигрировать в страну до 1970-х годов. [48]
Другая группа китайских поселенцев прибыла после основания республики Сунь Ятсена в 1912 году, а еще одна — после установления коммунистического правления в 1949 году. Во время гражданской войны в Китае китайская община в Перу отождествляла себя с националистическим правительством. в Тайбэе, хотя со временем они вместо этого стали поддерживать правительство Пекина. [49]
В 1957 году носители кантонского диалекта составляли 85 процентов от общего числа китайских иммигрантов, остальные говорили на языке хакка. [50]
Эта статья является частью серии статей о |
Культура Перу |
---|
Портал Перу |
Современная иммиграция
[ редактировать ]Недавние китайские иммигранты поселились в Перу из Гонконга и Макао в 1997 и 1999 годах из-за опасений, что эти территории вернутся под коммунистическое правление, в то время как другие прибыли из других мест материкового Китая , Тайваня и китайских общин Юго-Восточной Азии, включая Малайзию. , Индонезия, Сингапур и Филиппины. Многие китайские индонезийцы приехали в Перу после антикитайских беспорядков и массовых убийств в этих странах в 1960-х, 1970-х и конце 1990-х годов. Благодаря этим недавним китайским иммигрантам Перу в настоящее время является домом для крупнейшей этнической китайской общины в Латинской Америке . [51]
Эмиграция
[ редактировать ]Многие китайские перуанцы покинули Перу в 1960-х и 1970-х годах. Большинство из них направились в Соединенные Штаты , где их называли американцами китайского происхождения или американцами перуанского происхождения китайского происхождения. [ нужна ссылка ]
Роль в экономике
[ редактировать ]После того, как их контракты закончились, многие из них взяли фамилию своих покровителей (одна из причин, по которой многие китайские перуанцы носят испанские фамилии). Некоторые освобожденные кули (а позже и иммигранты) основали множество малых предприятий. В их число входили чифас (китайско-перуанские рестораны - слово происходит от китайского термина 吃飯 ( пиньинь : chīfàn ; Jyutping : hek 3 фаан 6 ), что означает «есть рис или обедать»). Калле Капон, китайский квартал Лимы , также известный как Баррио Чино де Лима, стал одним из первых китайских кварталов Западного полушария . Китайские кули женились на перуанских женщинах, и многие китайские перуанцы сегодня имеют смешанное китайское, испанское, африканское или индейское происхождение. Китайские перуанцы также помогали в строительстве железной дороги и освоении тропических лесов Амазонки , где они вырубали каучуковые деревья, мыли золото, выращивали рис и торговали с местными жителями. они даже стали крупнейшей иностранной колонией в столице Амазонки Икитосе К концу века .
В 1942 году перуанец китайского происхождения Эразмо Вонг открыл небольшой магазин в жилом районе Лимы, который превратился в крупную сеть супермаркетов в Перу, известную как супермаркеты Вонг . супермаркеты Wong были приобретены чилийской транснациональной розничной компанией Cencosud Позже, 16 декабря 2007 года, , что помогло ей развиваться дальше.
Известные люди
[ редактировать ]Большинство потомков китайцев в Перу не носят китайской фамилии, поскольку их предки, когда они прибыли в Перу, были крещены или приняли фамилии своих покровителей, католических святых или какую-то очень распространенную кастильскую фамилию.
Политика и бизнес
[ редактировать ]
|
|
Развлечение
[ редактировать ]
|
|
Легкая атлетика
[ редактировать ]
|
|
Культура
[ редактировать ]
|
|
Другой
[ редактировать ]
|
|
См. также
[ редактировать ]- Азиатские латиноамериканцы
- Китайско-перуанские отношения
- Чайнатаун, Лима
- Чайнатауны в Латинской Америке
- История Перу
- Японские перуанцы
- Заграничные китайцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Перу: Социально-демографический профиль» (PDF) . Национальный институт статистики и информатики . п. 214.
- ^ «Всемирный справочник: Перу: Люди и общество» . www.cia.gov . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ «Перу: Социально-демографический профиль» (PDF) . Национальный институт статистики и информатики . п. 214.
- ^ Кроуфорд, Майкл Х. (8 ноября 2012 г.). Причины и последствия миграции населения: эволюционный взгляд . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01286-8 .
- ^ Роберт Эван Эллис (2009). Китай в Латинской Америке: Что и почему в твердом переплете . Боулдер, Колорадо: Издательство Линн Риннер . п. 272. ИСБН 978-1588266507 .
- ^ «Рисунок 4. Трудности, о которых сообщили перуанцы в принимающих странах, 2006 г.» . дои : 10.1787/717243165352 . Проверено 1 января 2022 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан, ред. (2010). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-18213-4 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Мэри Эррера-Собек, изд. (2012). Празднование латиноамериканского фольклора: энциклопедия культурных традиций . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 59. ИСБН 978-0-313-34339-1 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Вольфганг Биндер, изд. Рабство в Америке . Том 4. Кенигсхаузен и Нейман. п. 100. ИСБН 978-3-88479-713-6 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Арнольд Дж. Мигер (2008). Торговля кули: торговля китайскими рабочими в Латинскую Америку 1847-1874 гг . Арнольд Дж. Мигер. п. 194. ИСБН 978-1-4363-0943-1 . Проверено 8 января 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джеймс В. Рассел (2009). Формирование классов и рас в Северной Америке . Университет Торонто Пресс. п. 27. ISBN 978-0-8020-9678-4 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Мачука Чавес, Клаудия Паулина (осень – зима 2009 г.). «Мэр китайцев в провинции Колима в семнадцатом веке: система представительства в сфере торговли» (Мэр китайцев в провинции Колима в семнадцатом веке: система представительства в сфере торговли) (PDF) . Исторические письма (на испанском языке) (1). Сиесас Оэсте: 95–116. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года.
- ^ Оропеза Кереси, Дебора (июль – сентябрь 2011 г.). «Азиатское рабство в вице-королевстве Новая Испания, 1565-1673» ( PDF) . История Мексики (на испанском языке). LXI (1). Колледж Мексики: 20–21. ISSN 0185-0172 . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ Оропеза, Дебора (осень – зима 2009 г.). «Основные идеи об азиатском рабстве в Новой Испании» ( PDF) . История Мексики (на испанском языке) (1). Встреча мексиканцев 2010 г. (Азиатское рабство в наместничестве Новая Испания, 1565–1673 гг.): 2. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 г.
- ^ «Японские рабы, увезенные в Мексику в 16 веке» . Ёмиури Симбун . 14 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2016 года . Проверено 8 января 2016 г. - через Asiaone News.
- ^ Торрес, Ида (14 мая 2013 г.). «Записи показывают, что японские рабы пересекли Тихий океан и попали в Мексику в 16 веке» . Япония Дейли Пресс . Архивировано из оригинала 31 января 2016 года . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Престон Фро (15 мая 2013 г.). «В Мексику в цепях: Повесть о трёх японских рабах XVI века» . Ракетные новости 24 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Лесли Бетелл, изд. (1984). Кембриджская история Латинской Америки . Колониальная Латинская Америка. Том. II. Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 978-0-521-24516-6 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Игнасио Лопес-Кальво (2013). Близость взгляда: написание Nikkei в Перу . Издательство Университета Аризоны. п. 134. ИСБН 978-0-8165-9987-5 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Дирк Хёрдер (2002). Культуры в контакте: мировые миграции во втором тысячелетии . Издательство Университета Дьюка. п. 200. ИСБН 0-8223-8407-8 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Фернандо Ивасаки Каути (2005). Дальний Восток и Перу в 16 веке . Редакционный фонд ПУКП. п. 293. ИСБН 978-9972-42-671-1 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кац, Бриджит. «Останки китайских рабочих XIX века найдены в пирамиде в Перу» . Смитсоновский институт.com . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хван, Джастина. «Китайцы в Перу в 19 веке» . Университет Брауна . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г.
- ^ «Перу обнаружило на территории доинкской эпохи могилу 16 китайских мигрантов» . Физика.орг . 24 августа 2017 г.
Китайцев подвергали дискриминации даже после смерти: их приходилось хоронить на местах, существовавших до инков, после того как им запретили посещать кладбища, предназначенные для католиков.
- ^ Адам МакКаун (2001). Сети китайских мигрантов и культурные изменения: Перу, Чикаго и Гавайи, 1900-1936 гг . Издательство Чикагского университета. п. 47. ИСБН 978-0-226-56025-0 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Роберт Г. Ли (1999). Восточные жители: американцы азиатского происхождения в популярной культуре . Издательство Университета Темпл. п. 75 . ISBN 1439905711 . Проверено 17 мая 2014 г.
китайские перуанские женщины.
- ^ Чи-Бенг Тан (2004). Китайцы за рубежом: сравнительные проблемы культуры . Издательство Гонконгского университета. п. 47. ИСБН 978-962-209-661-5 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Жозефина Д. Ли; Имоджен Л. Лим; Юко Мацукава (2002). Повторное собирание ранней азиатской Америки: очерки истории культуры . Издательство Университета Темпл. стр. 181–. ISBN 978-1-4399-0120-5 .
- ^ Уолтон Лук Лай (1998). Китайцы в Вест-Индии, 1806–1995: Документальная история . Университет Вест-Индии Пресс. п. 8. ISBN 978-976-640-021-7 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Майкл Дж. Гонсалес (2014). Плантационное сельское хозяйство и социальный контроль на севере Перу, 1875–1933 гг . Издательство Техасского университета. п. 139. ИСБН 978-1-4773-0602-4 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Хун Лю (2006). Китайцы за рубежом: Библиотека Рутледжа современного Китая . Абингдон: Рутледж . ISBN 978-0415338585 .
- ^ Роберт Г. Ли (1999). Восточные жители: американцы азиатского происхождения в популярной культуре . Издательство Университета Темпл. п. 75 . ISBN 978-1-4399-0571-5 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Чи-Бенг Тан (2004). Китайцы за рубежом: сравнительные проблемы культуры (иллюстрированное издание). Издательство Гонконгского университета. п. 47. ИСБН 978-962-209-661-5 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Жозефина Д. Ли; Имоджен Л. Лим; Юко Мацукава (2002). Повторное собирание ранней азиатской Америки: очерки истории культуры . Издательство Университета Темпл. п. 181. ИСБН 978-1-4399-0120-5 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Уолтон Лук Лай (1998). Китайцы в Вест-Индии, 1806–1995: Документальная история . Уолтон Лук Лай (иллюстрированный ред.). Пресс, Университет Вест-Индии. п. 8. ISBN 978-976-640-021-7 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Майкл Дж. Гонсалес (2014). Плантационное сельское хозяйство и социальный контроль на севере Перу, 1875–1933 гг . Издательство Техасского университета. ISBN 978-1-4773-0602-4 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Ватт Стюарт (2018). Китайское рабство в Перу: история китайских кули в Перу, 1849–1874 гг . Забытые книги. ISBN 978-1527808904 .
- ^ Изабель Лозан-Эррера (2010). Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан (ред.). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Названия электронных книг Brill. БРИЛЛ. п. 144. ИСБН 978-9004182134 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Изабель Лозан-Эррера (2010). Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан (ред.). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Названия электронных книг Brill. БРИЛЛ. п. 145. ИСБН 978-9004182134 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Изабель Лозан-Эррера (2010). Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан (ред.). Китайцы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна . Названия электронных книг Brill. БРИЛЛ. п. 146. ИСБН 978-9004182134 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Майкл Дж. Гонсалес (2014). Плантационное сельское хозяйство и социальный контроль на севере Перу, 1875–1933 гг . Издательство Техасского университета. ISBN 978-1477306024 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Майкл Дж. Гонсалес (1985). Плантационное сельское хозяйство и социальный контроль на севере Перу, 1875–1933 гг . Названия электронных книг Brill. Том. 62 Техасской панамериканской серии. Издательство Техасского университета. п. 100. ИСБН 029276491X . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Эллиот Янг (2014). Чужая нация: китайская миграция в Америке от эпохи кули до Второй мировой войны . Серия Дэвида Дж. Вебера по истории New Borderlands. Том. 4: Краткая история современного мира Уайли Блэквелла. Книги прессы UNC. п. 82. ИСБН 978-1-4696-1296-6 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Торговля кули: Рабство настоящего - Транспортное движение в Перу - Найм кули - Ужасы среднего прохода, судьба кули» . Нью-Йорк Таймс . 28 июня 1873 года. Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2015 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Тейлор, Льюис. Крестьянские восстания коренных народов в Перу в 1880-е годы.
- ^ Бонилья, Ираклион. 1978. Национальная и колониальная проблема в Перу. Прошлое и настоящее
- ^ Тинсман, Хайди (октябрь 2019 г.). «Рассказ о китайской резне во время южноамериканской войны на Тихом океане» . Журнал азиатско-американских исследований . 22 (3): 277–313. дои : 10.1353/jaas.2019.0038 . S2CID 208688727 .
- ^ Драконы в стране Кондора: написание Тусана в Перу
- ^ Чжан, Сяосюй (19 сентября 2022 г.). «Политическая идентичность китайских иммигрантов в Перу со страной их происхождения: начало 1970-х годов» . Иберо-Американские исследования . 4 (2): 30–38. дои : 10.55704/ias.v4i2.04 . S2CID 252402046 .
- ^ «Китайцы в Перу». Чао . Том. 3. Подвальная мастерская, Incorporated. 1974. с. 35.
...но в 1957 году 85 процентов населения говорили на кантонском диалекте, а остальные говорили на языке хакка.
- ^ Акино, Карлос (10 августа 2014 г.). «Перу и страны Азии» . Эль Перуано (на испанском языке). Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 29 марта 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аффинь, Тони и Пей-те Лиен. «Люди азиатского происхождения в Америке: теоретические последствия расы и политики». Журнал Амеразия 28.2 (2002): 1-27.
- Клейтон, Лоуренс А. «Китайский наемный труд в Перу». История сегодня (июнь 1980 г.), Том. 30 Выпуск 6, стр. 19–23.
- Ху-Дехарт, Эвелин. «Китайцы Перу, Кубы и Мексики». в Кембриджском обзоре мировой миграции (1995): 220–222.
- Ху-ДеХарт, Эвелин. «Кули, лавочники, пионеры: китайцы Мексики и Перу (1849–1930)». Журнал Амеразия 15.2 (1989): 91–116.
- Де Тразенье Гранда, Фернандо (1994), В стране песчаных холмов: размышления о китайской иммиграции в Перу XIX века с точки зрения закона , Лима: Pontificia Universidad Católica del Perú, ISBN 978-84-89309-82-1 , OCLC 31349975
- В переводе на китайский как Чжу Би [Чжу Би] «Зимняя сладость» [Ла Мэй] (1999), Мечты о песчаном королевстве: судьба наемных китайских рабочих в Перу (на упрощенном китайском языке), World Relations Press, ISBN 978-7-5012-1182-1 , OCLC 237047875
- Лопес-Кальво, Игнасио, Драконы в стране Кондора: написание Тусана в Перу (University of Arizona Press, 2014)
- Лопес-Кальво, Игнасио (весна 2008 г.), Ху-деХарт, Эвелин; Лопес, Кэти (ред.), «Китайско-перуанская идентичность и сообщество как тюрьма: представление Сиу Кам Веном самоэксплуатации и других стратегий выживания» , Afro-Hispanic Review , 27 (1): 73–90
- Лаусен-Эррера, Изабель. «Китайцы в Перу и меняющаяся перуанская китайская община (а)». В Journal of Chinese Overseas , 7 (2011), стр. 69–113. Доступно онлайн .
- Ли, Рэйчел. «Азиатско-американское культурное производство в азиатско-тихоокеанской перспективе». граница 2 26.2 (1999): 231–254. онлайн
- Мартин, Доротея. «Китайский наемный труд в Перу в девятнадцатом веке». Журнал Ассоциации историков Северной Каролины (апрель 2010 г.), Vol. 18, стр. 34-45.
- Мелилло, Эдвард Д. «Первая зеленая революция: долговая кабала и развитие торговли азотными удобрениями, 1840–1930». Американский исторический обзор 117.4 (2012): 1028-1060 онлайн [ мертвая ссылка ] .
- Нарваес, Бенхамин Н. «Становление китайско-перуанским: китайцы после заключения договора в Перу девятнадцатого века». Азиатский журнал латиноамериканских исследований 29.3 (2016): 1-27. онлайн
- Римнер, Штеффен. «Китайский аболиционизм: китайская образовательная миссия в Коннектикуте, на Кубе и Перу». Журнал глобальной истории 11.3 (2016): 344–364.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- APCH.com , Перуанская китайская ассоциация (официальный сайт)
- Newworlder.com , Происхождение: Ломо Сальтадо.