Руководитель-Ламиста люди
ранее Ламас Руна или Джакваш [ 1 ] | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Провинция Сан-Мартин, Перу | |
16,000-24,000 (1989), [ 2 ] менее 33 331 (2017 г.) [ 3 ] | |
Языки | |
Название • Испанский |
Кичва -Ламиста Ламистас — коренной народ Перу . или Они живут в городе Ламас и связанных с ним сельскохозяйственных общинах в регионе Сан-Мартин , особенно в провинции Ламас . Они говорят на языке кичва и имеют традиционную культуру, сочетающую в себе элементы амазонского, андского и европейского происхождения. Перуанское правительство называет всех говорящих на языке кичва, проживающих в департаменте Сан-Мартин, «ламистами», но сами они проводят различие между народами лам , Сисы и реки Уальлага .
Имя
[ редактировать ]Название Кичва-Ламиста происходит от элемента Кичва , который является названием языка кечуа, на котором говорят в Амазонии. [ 4 ] и lamista , испанское прилагательное, обозначающее город Ламас. Также существуют варианты написания кечуа-ламиста и кичуа-ламиста , причем сама группа предпочитает варианты написания, в которых k. используется [ 5 ] группы В своей статье в 2020 году Франсуаза Барбира Фридман заявляет, что предпочтительный эндоним - Кешва Ламы . [ 6 ]
Правительство Перу использует термин «ламиста» для обозначения всего населения провинции Сан-Мартин, говорящего на языке кичва, но само оно различает жителей лам и жителей Сисы и нижнего течения реки Уальлага. [ 1 ]
Ламисты раньше называли себя Ламами Руна , что означает «Люди Лам», или Джакваш (иногда пишется как Ллакваш ). [ 7 ] [ 8 ] Джакваш сохранился как термин, используемый только в эзотерическом шаманском контексте. [ 6 ] Происхождение имени Ламас неясно, но Педро Вайс предположил, что оно, вероятно, было изобретено испанцами для обозначения некоторых деталей образа жизни или окружающей среды коренных жителей. [ 9 ]
Язык
[ редактировать ]Кичва-ламисты говорят на языке кечуа, который они кичва. называют [ 10 ] [ 3 ] С момента официальной регистрации кечуа в Перу в 1975 году кечуа Ламас/Сан-Мартин стал одним из шести региональных стандартных разновидностей кечуа. [ 11 ]
Вполне вероятно, что ламисты приобрели кичву в колониальный период и что она использовалась в качестве лингва-франка между различными этническими группами, присутствовавшими в сокращении лам. [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] Кечуа был рабочим языком иезуитских и францисканских миссий региона, однако их кечуа имел упрощенный и рудиментарный характер, и это существенно отличалось по грамматической и лексической сложности кичва. [ 3 ] Анаи Чапарро предполагает, что это делает маловероятным простое происхождение миссионерского языка кечуа. [ 3 ]
В 1940-х годах Вайс заметил, что ламисты отказывались изучать испанский язык, требуя от белых и метисов, желающих торговать с ними, изучать кичва. [ 8 ] В 1975 году все ламисты «немного говорили по-испански», однако основным языком общины оставался кичва. [ 12 ] Кальдерон Пачеко, писавший в 2000 году, заметил, что молодые ламисты хорошо говорили по-испански и что этот язык является частью дихотомии, проводимой кичва-ламистами между «дикостью» ( сельваджизмо ) и «цивилизацией», причем кичва ассоциируется с первым, а испанский - с последний. [ 5 ]
Классификация титулов
[ редактировать ]Среди лингвистов нет единого мнения о принадлежности ламиста кичва к языковой семье кечуа. [ 13 ] хотя его часто объединяют с кихос-кечуа как часть амазонской группы кечуа. [ 3 ] [ 13 ] Паркер сгруппировал его с кичва, на котором говорят в Эквадоре, Северном Перу и Колумбии , а также с кечуа Кахамарки и разновидностью, на которой говорят в Чачапояс. [ 13 ] Тореро отнес его к группе QIIB, тесно связанной с эквадорским кечуа, но более отдаленной от всех других разновидностей. [ 13 ] Серрон-Паломино во многом согласился с Тореро, но добавил Чачапояса в группу QIIB. [ 13 ] Исследование 2023 года, основанное на филогенетических методах, разделило центральные кечуа на единую северную и южную группу, которая затем была разделена на северные кечуа (Эквадор, Колумбия и Лорето, Перу), южные кечуа (Аякучо, Куско, Боливия) и сгруппированные ламиста и чачапояс кечуа. как третья независимая ветвь. [ 13 ]
Происхождение
[ редактировать ]Ламисты считают себя потомками групп людей чанка и покра, которые бежали от завоевания инками своей родины в центральных Андах в 15 веке. [ 2 ] [ 3 ] [ 14 ] Эта традиция подтверждается существованием в Ламах квартала под названием Анкоуалло, который носит имя вождя чанка, побежденного Тупаком Юпанки . [ 3 ] Однако нет никаких упоминаний о какой-либо связи между ламами и Анкоуалло в Хрониках Сеспедеса Прието 17-го века или в хрониках иезуитов, относящихся к этому региону, а в исторических записях упоминается несколько различных пунктов назначения полета Чанки. [ 10 ] [ 3 ]
Альтернативная точка зрения, которой придерживаются современные ученые, изучающие эту группу, заключается в том, что ламиста возникли как слияние коренных народов Амазонии, проживавших в результате сокращения лам. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] После основания города Ламас в 1656 году испанцы поселили в его окрестностях шесть коренных народов: Табалосо, Ламы, Амасифуйнес, Каскабосоас, Хуамункос и Пайананцос. Позже к этим группам присоединились мюнхенцы и сучичи. [ 3 ] В этой модели распространение языка кичва происходит не за счет иммиграции из Анд, а за счет использования кечуа в качестве лингва-франка испанскими миссионерами. [ 2 ] Исследования групп крови ламиста, а также генетические данные показывают, что популяция в основном имеет амазонское происхождение, что подтверждает эту модель. [ 3 ] Несмотря на это, верования и материальная культура ламиста явно связаны с теми, что встречаются в Андском регионе. [ 2 ] Этот андский элемент, вероятно, усилился за счет иммиграции на территорию горных кечуа в период после обретения независимости. [ 10 ] Франсуаза Барбира-Фридман описывает их как «смешанную совокупность лесных и андских людей, которые стали своеобразным этническим меньшинством». [ 6 ]
История
[ редактировать ]Завоевание лам
[ редактировать ]Первый контакт с испанцами в этом регионе произошел во время экспедиций из Мойобамбы и Чачапояса в конце 1530-х годов. [ 3 ] в течение следующего столетия эти контакты носили спорадический характер, и только в 1653–1656 годах регион был взят под контроль Испании экспедициями под руководством Мартина де ла Рива Эррера, коррехидора Кахамарки Однако и Чачапояса. [ 3 ] [ 10 ]
Первая экспедиция Ривы 1653 года имела целью «усмирение» рек Майо и нижнего течения Уальаги. [ 3 ] и его последующее использование в качестве перевалочного пункта на территорию дживароанцев , где, по его мнению, можно было найти золото. [ 10 ] Во время этой экспедиции он встретился с группами коренных жителей, представляющих шесть национальностей («шесть наций лам», см. Выше), и получил их подчинение без насилия. [ 10 ] Он основал два поселения на противоположных берегах реки Майо, в окрестностях нынешних Лам, и оставил двух коренных касиков , Оджанаста и Махуама. во главе поселений [ 3 ] [ 10 ] Это облегчило бы их интеграцию в колониальное общество и сделало бы возможным сбор дани в виде товаров и принудительного труда. [ 3 ] Во время этой экспедиции Рива планировал основать город на холме рядом с местом расположения современных лам, который он назовет Сан-Хосе-де-Ламас. [ 10 ]
В следующем году Рива получил известие, что индейцы сожгли свои поселения и отступили в лес. [ 10 ] Рива вернулся в регион с армией из 200 человек, захватив и публично повесив Манаму и вождя Сучичи в мае 1654 года. Он укрепил Сан-Хосе-де-Ламас и, используя его в качестве базы, захватил и повесил Оханасту в ноябре 1654 года. [ 10 ] Это ознаменовало завоевание Табалосо, Лам, Амасифуйнеса, Каскабосоаса, Хуамункоса и Паянанзо, а также некоторых групп их союзников Сучичи и Мюнхи; и их принудительное поселение в пуэбло-де-индиос под контролем Испании. [ 3 ] [ 10 ]
Колониальный период: 1656-1826 гг.
[ редактировать ]В 1656 году был основан город Ламас (официально Сьюдад-дель-Триумфо-де-ла-Санта-Крус-де-лос-Мотилонес-и-Ламас). [ 10 ] [ 3 ] Завоеванное коренное население было насильственно распределено по трем деревням, окружающим новое поселение, которое само по себе было зарезервировано для испанцев и криоллосов , что привело к сокращению числа лам. [ 10 ] Индейцам были выделены отдельные кварталы, известные как касты , в зависимости от их племенного происхождения, расположенные вокруг нового испанского форта. [ 10 ] Коренное население было разделено на энкомьенды , которые были пожалованы 25 испанским гражданам лам. [ 10 ] Это налагало обязательство предоставлять энкомендеро рабочую силу и дань, которая в Ламах обычно представляла собой хлопок, поскольку никакие другие ценные продукты не выращивались. [ 10 ] Эта система создала ситуацию, при которой население лам оказалось в постоянном долгу перед испанскими горожанами. [ 10 ] и, следовательно, находится в подчиненном положении - особенность местной экономики, которая сохранялась до конца 20 века. [ 10 ] [ 2 ] Система энкомьенды также требовала приобщения коренного населения к католической вере и запрещала им покидать территорию города без разрешения энкомендеро. [ 3 ]
После интеграции в испанскую систему управления коренное население подверглось как европейскому, так и Андскому влиянию. [ 2 ] Они были вынуждены перенять андскую манеру одеваться. [ 3 ] в частности, хлопчатобумажная одежда, которая описывалась как «соответствующая моде инков», и использование пояса под названием «чумпи», украшение которого стало намного более сложным, чем оригинальный андский дизайн. [ 10 ] Они также переняли европейские методы хлопкоплетения, производя ткани, которые распространялись миссионерами в зонах, где не было текстильной промышленности. [ 10 ] Религиозное обучение местного населения проводилось на языке кечуа, лингва-франка перуанской Амазонии, используемом монахами-францисканцами и иезуитами, действующими в этом районе. По мнению Франсуазы Скаццоккио, вполне вероятно, что многоэтническое население лам в это время приняло кечуа для межгруппового общения, а затем быстро отказалось от родных языков, как это произошло в близлежащих редукциях Лагунас и Юримагуас . [ 10 ]
В колониальный период Ламы находились на границе иезуитских миссий Майнаса , простиравшихся на север до современного Эквадора, и францисканских миссий на реке Уальлага. [ 3 ] [ 10 ] Миссии иезуитов были убежищем для коренных жителей, желающих избежать условий эксплуатации, навязанных криоллами, которые часто проводили охотничьи экспедиции, чтобы вернуть беглых индейцев. [ 3 ] В этот период вокруг Лам происходили восстания коренного населения, которые были подавлены испанцами. [ 3 ] Ламисты играли важную военную роль в этот период, действуя как гребцы, так и солдаты в испанских экспедициях против других этнических групп. [ 14 ]
Контакт с испанцами привел к огромному числу погибших из-за эпидемий и насилия, связанного с «усмирением» туземцев. По оценкам иезуитских писателей, за период между завоеванием лам и 1750 годом коренное население региона вокруг лам сократилось на четыре пятых. [ 3 ] Дальнейшие эпидемии в середине-конце 18 века, наряду с изгнанием иезуитов и набегами португальских рабов, привели к почти полной депопуляции региона. [ 10 ]
город Тарапото В 1789 году по тому же образцу, что и Ламы, был основан . Центральный город, населенный испанцами и криоллосами, был окружен пригородами коренных общин-данников; в данном случае Сучичи, Коскоасас и Амасифуэнес. [ 10 ] Индейцы Лам и Тарапото пользовались большей степенью автономии в поздний колониальный период. На рубеже XIX века они начали формировать колонии вблизи своих охотничьих угодий, обычно в одном или двух днях пути от Ламы или Тарапото. К этим новым поселенцам, однажды обосновавшимся, обычно затем присоединялись Криолло, которые образовывали ядерные деревни рядом с колониями коренных народов и вступали в аналогичную модель эксплуатации, как в Ламах и Тарапото. [ 10 ]
Хотя коренные народы региона Ламы к концу колониального периода были более едиными с точки зрения языка, материальной культуры, соблюдения религиозных праздников и социального положения, их первоначальные племенные обозначения оставались важными. [ 10 ] Враждебность между различными группами, часто возникшая еще до завоевания, выходила на первый план в виде ритуального насилия в дни святых и других религиозных праздников. Обычно это происходило перед церковью в Ламасе и включало использование копий и камней, создавая такой беспорядок, что местные криолло забаррикадировались в своих домах. [ 10 ]
После обретения независимости: 1826–1975 гг.
[ редактировать ]К периоду независимости Перу ламисты сформировали группу с одним языком, которую посторонние идентифицировали как единую этническую группу, а не как «шесть наций» колониального периода. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] Однако, хотя ламисты утратили свои первоначальные племенные языки, все еще существовали табу на смешанные браки между разными пригородами лам, поскольку в каждом пригороде изначально проживало отдельное племя. [ 9 ] [ 10 ] Эти табу полностью исчезли только в середине 20 века. [ 9 ]
В 19 веке продолжалась географическая экспансия популяции ламиста в перуанской Амазонии. [ 9 ] [ 2 ] Это приняло форму создания новых сообществ [ 2 ] и миграции в общины, в которых они составляли этническое меньшинство. [ 9 ] В 1830-х годах кварталы Ламистаса можно было найти в Часуте (50 км от Ламы) и Токаче (150 км от Ламаса), причем Ламистас иногда занимал политические посты в первом. [ 9 ] В этот период Ламистас также занимался торговлей, путешествуя по более отдаленным местам, таким как Икитос на Амазонке и Уануко в Андах. [ 9 ] Они поставляли такие предметы, как хлопок, инструменты и, в частности, кураре — яд, который использовался на охоте, который они продолжали производить в коммерческих целях до 1980-х годов. [ 15 ]
Несмотря на эту экономическую роль, многие ламисты по-прежнему были вынуждены выполнять неоплачиваемую работу для своих покровителей из-за преобладания долгового рабства в регионе. [ 7 ] Часто это принимало форму носильщиков, переносящих на своих спинах товары или даже людей. [ 9 ] [ 7 ] Вайс сообщил, что носильщики Ламисты могли перевозить грузы весом до 60 килограммов на расстояние от 20 до 30 километров в день и что они часто брали грузы весом до 80 килограммов на более короткие расстояния. [ 9 ]
В XIX веке наблюдался рост требований к рабочей силе и налогам, предъявляемых к коренным народам региона местными и национальными властями, а также интенсификация использования долгов для получения от них рабочей силы белыми и метисами . Этот разрыв с колониальной системой обязательств, сложившейся в рамках миссионерской системы, привел к восстаниям в Сан-Хосе-де-Сиса в 1887 году и в деревне Чазута в 1893 году. [ 16 ] Эти изменения сопровождались массовой миграцией мужчин, часто вынужденной, в восточные регионы Перу, где из-за каучукового бума возник огромный спрос на рабочую силу . Условия, в которых этих мигрантов заставляли работать, часто были ужасающими. [ 16 ] Это снова привело к периоду депопуляции в районе Лам. [ 16 ]
Городской цикл
[ редактировать ]Депопуляция лесных массивов вокруг лам в 19 веке привела к экспансии ламистов, говорящих на языке кичва, на новые территории и основанию новых общин, которые больше не зависели от контактов с ламами. [ 2 ] Эти поселения затем привлекли миграцию криолло и метисов, что привело к созданию поблизости новых городских центров, воспроизводящих отношения пригородов Ламы кичва с центральными районами города, где доминируют белые. [ 3 ] [ 2 ] Затем Ламистас эмигрировал из города, чтобы основать новое поселение, и процесс начинался снова. [ 2 ] Этот метод колонизации известен на испанском языке как El ciclo llakta (испанский: el ciclo «цикл», кечуа: llakta «деревня»). [ 3 ] [ 10 ]
Цикл ллакта может остановиться по разным причинам на любой из трех своих фаз, но в течение 19 и 20 веков он был значительной силой для расширения культуры Ламиста. [ 2 ] Из ядра Ламы и зависимых от него поселений Ламистас мигрировали в регион вокруг Сан-Хосе-де-Сиса, где цикл происходил с 1850 по 1920 год. [ 3 ] В то же время в сторону Чазуты произошла отдельная волна экспансии. [ 3 ] В Хуанхуи цикл произошел несколько позже, с 1870 по 1920 год. [ 3 ] и частично было мотивировано желанием выращивать табак. [ 9 ] Наконец, территория вокруг Понго, ниже по течению от Чазуты на реке Уальяга, была колонизирована в период с 1950 по 1970 год. [ 3 ]
Новые второстепенные зоны расселения приобрели свою собственную культурную самобытность и сами стали стартовой площадкой для волн колонизации ламистов: [ 10 ] [ 2 ]
- Территория вокруг Кампанильи была колонизирована между 1920 и 1970 годами из ядра Сисы.
- Район реки Бьябо был колонизирован между 1950 и 1970 годами из ядра Хуанхуи.
- Район реки Поназа был колонизирован как Ламами, так и Бьябо после 1970 года.
- Пампа Эрмоса была колонизирована ламами и понго после 1970 года.
Экспансия жителей кичва лам в новые районы обычно проводилась группами из одного и того же пригорода и линии (см. Ниже), переселяющимися на определенную территорию, а не смесью семей разного происхождения. [ 3 ] Это может отражать частичное сохранение идентичности Ламаса, существовавшей до завоевания, где испанцы поселили каждую из «шести наций» в своих пригородах. [ 10 ]
Причины этих миграций были разнообразны. Уклонение от принудительного труда, навязанного региональными губернаторами, было сильным мотивирующим фактором, наряду с необходимостью избежать распрей между родственными группами. [ 3 ] Другие мигрировали по религиозным причинам, протестанты-евангелисты часто хотели избежать обязанностей, связанных с участием в братствах, отмечающих местные католические праздники. [ 3 ] Другие причины актуальны и сегодня; желание найти новые и обильные охотничьи угодья, потребность в новых сельскохозяйственных угодьях и отсутствие наследства для младших сыновей — все это по-прежнему остается мотивирующими факторами для миграции. [ 3 ]
Современное Перу: после 1975 г.
[ редактировать ]В семидесятых и восьмидесятых годах в регионе Сан-Мартин произошел бум производства риса и кукурузы, что привело к значительному вырубке лесов. [ 3 ] Это сократило популяцию охотничьих видов и привело к перемещению коренного населения на более маргинальные сельскохозяйственные угодья, что отрицательно сказалось на качестве питания и затруднило поддержание образа жизни коренных народов. Однако этот бум зависел от субсидий сельскохозяйственному производству, которые были отменены в середине 1980-х годов, в результате чего регион стал открытым для массового расширения незаконного производства коки . [ 3 ] [ 7 ]
Наличие выращивания коки увеличило внутреннюю миграцию в этот район и привлекло повстанческие группы, особенно ТАРМ . [ 3 ] Это еще больше ограничило традиционный охотничий образ жизни ламиста как из-за присутствия повстанцев и наркоторговцев, так и из-за опасности нападения со стороны перуанских военных . [ 3 ] [ 7 ] Вайна Пурина , территория, имеющая мифологическое и практическое значение для Ламиста, использовалась перуанской армией в качестве места захоронения тел своих жертв. [ 3 ] [ 7 ]
В постконфликтный период правительство Перу предприняло ряд мер, направленных на сокращение вырубки лесов, которая негативно повлияла на Ламистас. [ 7 ] В 2005 году была создана региональная заповедная зона Кордильера-Эскалера, которая без каких-либо предварительных общественных консультаций объявила охоту и сельское хозяйство на ее территории уголовным преступлением. [ 3 ] [ 7 ] Эта территория издавна использовалась Ламистас для охоты и мелкого земледелия и содержит места ритуального и мифологического значения. [ 3 ] Несмотря на это, семьи кичва из нескольких мест были привлечены к ответственности за сохранение своей традиционной сельскохозяйственной деятельности на охраняемой территории. [ 3 ] [ 7 ]
Официальное признание общин Ламиста правительством происходит медленно. Хотя правительство Перу создало правовую категорию коренной общины в Ley de Comunidades Nativas 1974 года , первые 14 поселений Ламиста, получившие этот статус, получили его только в 1997 году. [ 7 ] По словам антрополога Анаи Чапарро, наблюдается нежелание называть группы Ламиста коренными общинами, отчасти потому, что это может привести к тому, что они претендуют на права на территорию в пределах региональных заповедников. [ 3 ] В период с 2001 по 2016 год ни одна община Ламиста не получила статуса коренной общины и связанных с ней прав. [ 3 ] Однако в последующие годы наблюдается усиление стремления Ламистаса к признанию, при этом общины прибегают как к протестам, так и к судебным искам в своих попытках получить этот статус. [ 3 ]
Культура
[ редактировать ]Культура кичва-ламиста объединяет элементы амазонского, андского и европейского происхождения. [ 2 ] что они предпочитают кукурузу маниоку Их сельскохозяйственная практика типично амазонская, за исключением того , . [ 8 ] но их традиционные ремесла демонстрируют влияние Анд, [ 2 ] [ 10 ] и исторически они были разделены на части, подобные тем, что встречаются в Андах. [ 14 ] Их религиозные убеждения якобы католические, но также присутствуют сильные элементы кечуа и амазонок. [ 2 ]
Образцы проживания, пропитание и рацион питания
[ редактировать ]Ламисты впервые появились в районе Вайку в городе Ламас и до сих пор сохраняют сильное присутствие в городе. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ] Ламисты практикуют многолокальное проживание, обычно проводя неделю либо на охоте, либо в своих чакрах (кечуа и амазонский испанский язык , возделываемая территория, обычно далекая от основного места жительства), но возвращаясь в городскую резиденцию на выходные и религиозные праздники. [ 3 ] [ 2 ] [ 8 ] В Ламах этот дом обычно находится в Вайку, а чакры расположены в дне или двух пути от города, в других, более сельских поселениях, Чакры могут находиться всего в нескольких часах езды от основного места жительства. [ 2 ]
Кичва живут в высокогорном лесу Сан-Мартин, на границе амазонской и Андской зон Перу. [ 15 ] Регион холмистый, высота над уровнем моря варьируется от 400 до 2500 м, и через него протекает множество рек разного размера. [ 1 ] Таким образом, он обеспечивает различные микроклиматы, каждый из которых позволяет выращивать разные культуры. Многие семьи Ламиста пользуются этим, приобретая, одалживая или арендуя землю в различных микроклиматах, чтобы выращивать более широкий ассортимент продукции. [ 7 ] Ламисты практикуют подсечно-огневое земледелие и совмещение культур , когда на одном поле выращивают несколько разных видов. [ 8 ] Культуры, которые они выращивают для собственного потребления, включают: кукурузу , бананы , фасоль , тыкву , маниок , саша инчик , арахис , рис , голубиный горох , Talinum метельчатый , Colocasia sp и хлопок . [ 8 ] Товарные культуры включают кофе и ананас . [ 8 ] Они также разводили кур и свиней. [ 17 ] для бытового и коммерческого использования. [ 8 ] Основными продуктами питания общины являются чича (кукурузное пиво), вареные бананы и вареная фасоль. [ 8 ]
Ламисты также совершают охотничьи поездки в лес для добычи мяса диких животных . Их предпочтительные сезоны охоты — это карнавал в феврале и период фестиваля Санта-Роза в августе, когда животные сыты из-за обилия диких фруктов. [ 7 ] Их любимая дичь - белогубый пекари , олени и черепахи, хотя они ловят и другие виды, и любую птицу можно поймать в качестве дополнения к рациону во времена, когда сельскохозяйственное производство находится на низком уровне. [ 8 ] С 1970-х годов дикая дичь стала составлять меньшую часть их рациона, поскольку вырубка лесов и чрезмерная охота привели к сокращению численности животных. [ 8 ] [ 17 ]
Ламисты также употребляли в пищу соленую рыбу , особенно бокачико и арапайму , которую ловили во время сезонных охотничьих экспедиций. [ 17 ] Однако дневной белок ламистаса обычно получали из участков вторичного леса , где охотились на улиток, мелкую рыбу, ящериц и некоторых насекомых. [ 17 ] Также собирали пальмовые орехи , которые составляли важную часть традиционного рациона. [ 17 ]
Ламистасу свойственно пить кофе, травяные настои, масато (если оно доступно) и чича. [ 17 ] Масато — это пиво из маниока, которое готовят женщины Ламиста, которые жуют маниок, а затем выплевывают его в большую кастрюлю для брожения. [ 17 ]
Родословные
[ редактировать ]Ламисты разделены на семейные группы, которые Шеллеруп называет линиями передачи . [ 8 ] Каждая линия живет в соответствующем секторе пригорода лам Вайку. [ 8 ] Вайс заявил, что раньше эти линии были эндогамными , но браки между родословными уже имели место к 1940-м годам. [ 9 ] [ 8 ] Это социальное разделение, возможно, берет свое начало в колониальный период, когда в сокращении лам присутствовало восемь этнических групп, каждой из которых была выделена определенная территория проживания. [ 10 ] [ 9 ] Скаццоккио утверждает, что в колониальный период система племенных союзов и вражды, существовавшая до завоевания, оставалась в силе, при этом основной антагонизм существовал между линией Сала, потомками Табалосо, и Амасифуэнами и их союзниками Сангама. [ 10 ] Это привело к вооруженным конфликтам между родословными/этническими группами во время религиозных праздников, особенно в Корпус-Кристи . [ 10 ] Скаццоккио считал табу на смешанные браки и следы враждебности, сохранявшиеся до 1970-х годов, продолжением этой внутриэтнической вражды. [ 10 ]
Современные линии Ламиста. [ 8 ] | Линии передачи присутствовали у лам в 1959 году. [ 9 ] | Этнические группы, присутствовавшие в Ламах в 1656 году. [ 3 ] |
---|---|---|
Амасифуэн | Амасифуэн | Амасифуйнес |
Кашике | Войны | Каскабосоас |
Война | Ишуизас | Хуамунькос |
Салас (ранее Табалосос) | Пашанаки | Ламы |
Сангама | Номера | Мюнхен |
Шупингауа | Сангам | Паянанцос |
Синарауа | Шупинауас | Сучичис |
Тапуллима | Синарауас | Табалосос |
Хуаман (в Памашто) | Тапуллимас | |
Ишиза (больше не проживает в Вайку) | Туаманас | |
Пашанаси (в Пачилле и Урко Пате) |
Экспансия Ламиста из города Ламас на новые территории с конца 18 века до 1970-х годов осуществлялась по линии происхождения. Поселенцы из определенного сектора Вайку и, следовательно, одной и той же линии, колонизировали определенную территорию как группу. [ 8 ] По мнению Скаццочио, первоначальная экспансия ламистов отражала районы происхождения этнических групп, от которых они произошли; Салас, Ишиза, Саталая и Сабойя в направлении реки Сиса, Амасифуэнес на западном берегу средней части Уальлага и Сангама на севере в направлении Часуты. [ 10 ] [ 8 ] Шеллеруп отмечает, что ишизы больше не встречаются в Ламах, и что эти модели миграции больше не актуальны на рубеже 21 века. [ 8 ]
Религия и ритуал
[ редактировать ]Ламисты преимущественно католики . [ 15 ] хотя в некоторых общинах есть протестанты-евангелисты. [ 3 ] В дополнение к этому ламисты занимаются шаманскими практиками и придерживаются нехристианских верований, касающихся сверхъестественных существ. [ 15 ]
Барбира Фридман пишет, что Ламистас практиковал охоту за головами как ритуал достижения совершеннолетия для молодых людей. Однако это заменили убийством ягуара или прохождением военной службы в перуанской армии. [ 18 ]
Шаманские практики
[ редактировать ]Ламистас — специалисты по шаманизму, известному как медицина коры деревьев («путь Палерос » ). [ 18 ] Это предполагает создание тонизирующих средств, лекарств и эликсиров с использованием коры деревьев, которые классифицируются в зависимости от их роста и свойств корней, сока, коры и семян. [ 18 ] Как и другие народы Амазонки, ламисты приписывают истоки своих шаманских способностей радужной анаконде. [ 18 ]
Шаманы Ламисты используют как табак, так и аяуаску в ритуальных целях и должны соблюдать строгий режим поста или воздержания, прежде чем производить определенные препараты. [ 6 ] [ 17 ] [ 18 ] Шаманы также отвечали за производство кураре — опасного процесса, требующего экспертных знаний. [ 15 ]
Шаманами могут стать как мужчины, так и женщины, хотя, по оценкам Барбира-Фриман, шаманами являются менее 1% женщин, а соотношение шаманов-мужчин и женщин составляет 15 к 1. [ 18 ] Женщины-шаманы имеют ограниченный диапазон способностей; они не могут посылать патогенные магические дротики, чтобы навредить своим врагам, и не принимают аяуаску. [ 18 ]
Считается, что женщины более уязвимы для нападений сверхъестественных существ, особенно водных духов, особенно во время кормления грудью или менструации. [ 18 ] Женщинам также запрещено обращаться с «главными растениями», такими как аяуаска и табак, и заниматься любой шаманской деятельностью во время менструации. Это связано с точкой зрения Ламисты, согласно которой проницаемость тела является источником физических и духовных болезней, а менструация и лактация рассматриваются как моменты особой проницаемости. [ 18 ]
Шаман Ламиста занимался торговлей и обменом магическими предметами с шаманами других групп, например чолонов и дживароанцев. [ 15 ] Эти визиты иногда включали периоды обучения новым формам медицины у шамана другой группы в отношениях мастера и ученика. Иногда это приводило к браку с одной из дочерей шамана, что было одной из немногих ситуаций, когда ламисты практикуют экзогамию. [ 15 ] Ламисты до сих пор разыскивают равнинных шаманов, чтобы приобрести знания о медицине водных растений, обменять на собственные лекарства из коры. [ 18 ]
Католические фестивали
[ редактировать ]Участие в католических религиозных праздниках представляет собой наиболее публичное проявление этнической идентичности кичва. [ 14 ] Самым важным фестивалем является ежегодное празднование праздника Санта-Роза Райми в Ламасе, которое длится 10 дней в конце августа и привлекает участников и зрителей со всего Сан-Мартина и за его пределами. [ 14 ] Фестиваль включает в себя застолья, живую музыку и танцы, а кульминацией является мероприятие под названием пато типина (исп. «pato» = утка, на языке кечуа «типина» = разрушение). [ 14 ] В этом мероприятии, основанном на европейских традициях, таких как испанская коррида де галлос , молодые люди пытаются оторвать голову утке, привязанной к вершине двух длинных шестов. [ 14 ] Типичная музыка фестиваля — это флейта и барабанная музыка, а танцы — это, как правило, местный вариант национального танца Перу — маринера . [ 14 ] Фестиваль проводится и организуется одной из восьми линий передачи ламистов на основе ежегодной ротации, при этом в качестве покровителей выбираются четыре видных представителя принимающей линии этого года. [ 14 ] Подготовка фестиваля может занять четыре года и является чрезвычайно дорогостоящей, поскольку посетители используют сети покровительства, услуг и семейных обязательств, а также значительные экономические ресурсы, чтобы получить необходимые ресурсы и рабочую силу. [ 14 ]
Общины Ламисты также обычно отмечают карнавал в феврале или начале марта, день Святого Иоанна в июне и день покровителя своей местной общины. [ 14 ] В некоторых общинах Ламиста также отмечается День мертвых , в котором участвуют участники, замаскированные под души, вернувшиеся из мертвых. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чапарро, Анаи (2021). «Территориальные сети: отношения воспитания Кичва Ламиста и Сан-Мартина как «зеленого региона» » . Антропологика . 39 (46): 37–79. doi : 10.18800/anthropologica.202101.002 . S2CID 238721800 . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Фли Капелли, Альваро (1989). «Можно ли определить этнические границы? Случай кечуа-ламистас департамента Сан-Мартин» Амазонка Перуанская 9 (17): 77–96.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является Чапарро, Анаи (2021). «Кичва Сан-Мартина: влияние территориальной динамики в бассейнах рек Майо и Уальлага». В Главном управлении санации аграрной собственности и сельского кадастра Министерства аграрного развития и ирригации (ред.). ТЕРРИТОРИИ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПЕРУАНСКОЙ АМАЗОНКИ (PDF) . Лима: Главное управление санитарного состояния аграрной собственности и сельского кадастра Министерства аграрного развития и ирригации. стр. 107–120 . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Лимерик, Николас (2018). «Кичва или кечуа? Конкурирующие алфавиты, политические истории и сложное чтение на языках коренных народов» . Сравнительный обзор образования . 62 (1): 103–124. дои : 10.1086/695487 . S2CID 149389068 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кальдерон Пачеко, Луи (2000). «Кичуа-Ламистас: полевой опыт » Археология и общество (13): 199–208. doi : 10.15381/archaeolsoc.2000n13.e13129 . Получено 7 июня.
- ^ Jump up to: а б с д Барбара Фридман, Франсуаза (2020). «Табак и шаманское агентство в Верхней Амазонке: исторические и современные перспективы» . В Расселе, Эндрю; Рахман, Элизабет (ред.). Главное растение: табак в низменностях Южной Америки . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 63–89. ISBN 9781000183115 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Анахи, Чапарро (2021). «Обитаемая территория и территория справа: размышления о прогулке по Кичва Ламиста» . Журнал антропологии и социологии: Virajes . 23 (1): 118–147 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Шеллеруп, Инге (1999). «Вайко-ламы: община кечуа в Сельва-Альта на севере Перу подвергается изменениям». Geografisk Tidsskrift, Датский географический журнал (специальный выпуск, 1): 199–207.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Вайс, Питер (1959). «Ламы — загадочный и легендарный народ, живущий в Уальаге: история и обычаи» . Коренные жители Перу . 8 (18–19): 13–26 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Скаццоккио, Франсуаза (1981). «Завоевание Мотилонами Центральной Уальаги в 17-18 веках» . Бюллетень Французского института Андских исследований . 10 (3–4): 99–111. дои : 10.3406/bifea.1981.1541 . S2CID 254306993 . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Кинг, Кендалл; Хорнбергер, Нэнси (2006). «Кечуа как лингва франка». Ежегодный обзор прикладной лингвистики (26): 177–194.
- ^ Рибейро, Дарси; Мудрая, Мэри Рут (1978). Этнические группы перуанской Амазонии . Пятое: Летний институт лингвистики. стр. 100-1 165–166.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блюм, Фредерик; Барриентос, Чарльз; Ингунза, Адриан; Пуарье, Зоя (2023). «Филолингвистическая классификация языковой семьи кечуа» Индиана .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Калликотт, Кристина Мария (2020). МУЗЫКА, РАСТЕНИЯ И МЕДИЦИНА: ЛАМИСТА ШАМАНИЗМ В ЭПОХУ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ . Докторская диссертация, Университет Флориды.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Скаццоккио, Франсуаза (1978). «Кураре убивает, лечит и связывает: изменение и сохранение индийской торговли в ответ на ситуацию контакта в северо-западной Монтане» . Кембриджская антропология . 4 (3): 29–57. JSTOR 23816282 . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Барклай, Федерика (2001). «Изменения и преемственность в колониальном пакте в Амазонии. Случай индейцев часутас Средней Уаллага в конце XIX века» . Бюллетень Французского института андских исследований . 30 (2): 187–210. дои : 10.4000/bifea.6994 . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крегер, Аксель; Барбара-Фридман, Франсуаза (2020). «Здоровье и болезни в Верхней Амазонке» . Полевые тетради . 29 (2): e180512. дои : 10.11606/issn.2316-9133.v29i2pe180512 . S2CID 234460916 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Барбара-Фридман, Франсуаза (2010). «Шаманские растения и пол в целебном лесу». Ин Сюй, Элизабет; Харрис, Стивен (ред.). Растения, здоровье и исцеление: на стыке этноботаники и медицинской антропологии . Книги Бергана. стр. 135–178. ISBN 9781845458218 . Проверено 2 июля 2023 г.