Jump to content

Руководитель-Ламиста люди

Руководитель-Ламиста
ранее Ламас Руна или Джакваш [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Провинция Сан-Мартин, Перу
16,000-24,000 (1989), [ 2 ] менее 33 331 (2017 г.) [ 3 ]
Языки
Название Испанский

Кичва -Ламиста Ламистас коренной народ Перу . или Они живут в городе Ламас и связанных с ним сельскохозяйственных общинах в регионе Сан-Мартин , особенно в провинции Ламас . Они говорят на языке кичва и имеют традиционную культуру, сочетающую в себе элементы амазонского, андского и европейского происхождения. Перуанское правительство называет всех говорящих на языке кичва, проживающих в департаменте Сан-Мартин, «ламистами», но сами они проводят различие между народами лам , Сисы и реки Уальлага .

Название Кичва-Ламиста происходит от элемента Кичва , который является названием языка кечуа, на котором говорят в Амазонии. [ 4 ] и lamista , испанское прилагательное, обозначающее город Ламас. Также существуют варианты написания кечуа-ламиста и кичуа-ламиста , причем сама группа предпочитает варианты написания, в которых k. используется [ 5 ] группы В своей статье в 2020 году Франсуаза Барбира Фридман заявляет, что предпочтительный эндоним - Кешва Ламы . [ 6 ]

Правительство Перу использует термин «ламиста» для обозначения всего населения провинции Сан-Мартин, говорящего на языке кичва, но само оно различает жителей лам и жителей Сисы и нижнего течения реки Уальлага. [ 1 ]

Ламисты раньше называли себя Ламами Руна , что означает «Люди Лам», или Джакваш (иногда пишется как Ллакваш ). [ 7 ] [ 8 ] Джакваш сохранился как термин, используемый только в эзотерическом шаманском контексте. [ 6 ] Происхождение имени Ламас неясно, но Педро Вайс предположил, что оно, вероятно, было изобретено испанцами для обозначения некоторых деталей образа жизни или окружающей среды коренных жителей. [ 9 ]

Кичва-ламисты говорят на языке кечуа, который они кичва. называют [ 10 ] [ 3 ] С момента официальной регистрации кечуа в Перу в 1975 году кечуа Ламас/Сан-Мартин стал одним из шести региональных стандартных разновидностей кечуа. [ 11 ]

Вполне вероятно, что ламисты приобрели кичву в колониальный период и что она использовалась в качестве лингва-франка между различными этническими группами, присутствовавшими в сокращении лам. [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] Кечуа был рабочим языком иезуитских и францисканских миссий региона, однако их кечуа имел упрощенный и рудиментарный характер, и это существенно отличалось по грамматической и лексической сложности кичва. [ 3 ] Анаи Чапарро предполагает, что это делает маловероятным простое происхождение миссионерского языка кечуа. [ 3 ]

В 1940-х годах Вайс заметил, что ламисты отказывались изучать испанский язык, требуя от белых и метисов, желающих торговать с ними, изучать кичва. [ 8 ] В 1975 году все ламисты «немного говорили по-испански», однако основным языком общины оставался кичва. [ 12 ] Кальдерон Пачеко, писавший в 2000 году, заметил, что молодые ламисты хорошо говорили по-испански и что этот язык является частью дихотомии, проводимой кичва-ламистами между «дикостью» ( сельваджизмо ) и «цивилизацией», причем кичва ассоциируется с первым, а испанский - с последний. [ 5 ]

Классификация титулов

[ редактировать ]

Среди лингвистов нет единого мнения о принадлежности ламиста кичва к языковой семье кечуа. [ 13 ] хотя его часто объединяют с кихос-кечуа как часть амазонской группы кечуа. [ 3 ] [ 13 ] Паркер сгруппировал его с кичва, на котором говорят в Эквадоре, Северном Перу и Колумбии , а также с кечуа Кахамарки и разновидностью, на которой говорят в Чачапояс. [ 13 ] Тореро отнес его к группе QIIB, тесно связанной с эквадорским кечуа, но более отдаленной от всех других разновидностей. [ 13 ] Серрон-Паломино во многом согласился с Тореро, но добавил Чачапояса в группу QIIB. [ 13 ] Исследование 2023 года, основанное на филогенетических методах, разделило центральные кечуа на единую северную и южную группу, которая затем была разделена на северные кечуа (Эквадор, Колумбия и Лорето, Перу), южные кечуа (Аякучо, Куско, Боливия) и сгруппированные ламиста и чачапояс кечуа. как третья независимая ветвь. [ 13 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Ламисты считают себя потомками групп людей чанка и покра, которые бежали от завоевания инками своей родины в центральных Андах в 15 веке. [ 2 ] [ 3 ] [ 14 ] Эта традиция подтверждается существованием в Ламах квартала под названием Анкоуалло, который носит имя вождя чанка, побежденного Тупаком Юпанки . [ 3 ] Однако нет никаких упоминаний о какой-либо связи между ламами и Анкоуалло в Хрониках Сеспедеса Прието 17-го века или в хрониках иезуитов, относящихся к этому региону, а в исторических записях упоминается несколько различных пунктов назначения полета Чанки. [ 10 ] [ 3 ]

Альтернативная точка зрения, которой придерживаются современные ученые, изучающие эту группу, заключается в том, что ламиста возникли как слияние коренных народов Амазонии, проживавших в результате сокращения лам. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] После основания города Ламас в 1656 году испанцы поселили в его окрестностях шесть коренных народов: Табалосо, Ламы, Амасифуйнес, Каскабосоас, Хуамункос и Пайананцос. Позже к этим группам присоединились мюнхенцы и сучичи. [ 3 ] В этой модели распространение языка кичва происходит не за счет иммиграции из Анд, а за счет использования кечуа в качестве лингва-франка испанскими миссионерами. [ 2 ] Исследования групп крови ламиста, а также генетические данные показывают, что популяция в основном имеет амазонское происхождение, что подтверждает эту модель. [ 3 ] Несмотря на это, верования и материальная культура ламиста явно связаны с теми, что встречаются в Андском регионе. [ 2 ] Этот андский элемент, вероятно, усилился за счет иммиграции на территорию горных кечуа в период после обретения независимости. [ 10 ] Франсуаза Барбира-Фридман описывает их как «смешанную совокупность лесных и андских людей, которые стали своеобразным этническим меньшинством». [ 6 ]

Завоевание лам

[ редактировать ]

Первый контакт с испанцами в этом регионе произошел во время экспедиций из Мойобамбы и Чачапояса в конце 1530-х годов. [ 3 ] в течение следующего столетия эти контакты носили спорадический характер, и только в 1653–1656 годах регион был взят под контроль Испании экспедициями под руководством Мартина де ла Рива Эррера, коррехидора Кахамарки Однако и Чачапояса. [ 3 ] [ 10 ]

Первая экспедиция Ривы 1653 года имела целью «усмирение» рек Майо и нижнего течения Уальаги. [ 3 ] и его последующее использование в качестве перевалочного пункта на территорию дживароанцев , где, по его мнению, можно было найти золото. [ 10 ] Во время этой экспедиции он встретился с группами коренных жителей, представляющих шесть национальностей («шесть наций лам», см. Выше), и получил их подчинение без насилия. [ 10 ] Он основал два поселения на противоположных берегах реки Майо, в окрестностях нынешних Лам, и оставил двух коренных касиков , Оджанаста и Махуама. во главе поселений [ 3 ] [ 10 ] Это облегчило бы их интеграцию в колониальное общество и сделало бы возможным сбор дани в виде товаров и принудительного труда. [ 3 ] Во время этой экспедиции Рива планировал основать город на холме рядом с местом расположения современных лам, который он назовет Сан-Хосе-де-Ламас. [ 10 ]

В следующем году Рива получил известие, что индейцы сожгли свои поселения и отступили в лес. [ 10 ] Рива вернулся в регион с армией из 200 человек, захватив и публично повесив Манаму и вождя Сучичи в мае 1654 года. Он укрепил Сан-Хосе-де-Ламас и, используя его в качестве базы, захватил и повесил Оханасту в ноябре 1654 года. [ 10 ] Это ознаменовало завоевание Табалосо, Лам, Амасифуйнеса, Каскабосоаса, Хуамункоса и Паянанзо, а также некоторых групп их союзников Сучичи и Мюнхи; и их принудительное поселение в пуэбло-де-индиос под контролем Испании. [ 3 ] [ 10 ]

Колониальный период: 1656-1826 гг.

[ редактировать ]

В 1656 году был основан город Ламас (официально Сьюдад-дель-Триумфо-де-ла-Санта-Крус-де-лос-Мотилонес-и-Ламас). [ 10 ] [ 3 ] Завоеванное коренное население было насильственно распределено по трем деревням, окружающим новое поселение, которое само по себе было зарезервировано для испанцев и криоллосов , что привело к сокращению числа лам. [ 10 ] Индейцам были выделены отдельные кварталы, известные как касты , в зависимости от их племенного происхождения, расположенные вокруг нового испанского форта. [ 10 ] Коренное население было разделено на энкомьенды , которые были пожалованы 25 испанским гражданам лам. [ 10 ] Это налагало обязательство предоставлять энкомендеро рабочую силу и дань, которая в Ламах обычно представляла собой хлопок, поскольку никакие другие ценные продукты не выращивались. [ 10 ] Эта система создала ситуацию, при которой население лам оказалось в постоянном долгу перед испанскими горожанами. [ 10 ] и, следовательно, находится в подчиненном положении - особенность местной экономики, которая сохранялась до конца 20 века. [ 10 ] [ 2 ] Система энкомьенды также требовала приобщения коренного населения к католической вере и запрещала им покидать территорию города без разрешения энкомендеро. [ 3 ]

После интеграции в испанскую систему управления коренное население подверглось как европейскому, так и Андскому влиянию. [ 2 ] Они были вынуждены перенять андскую манеру одеваться. [ 3 ] в частности, хлопчатобумажная одежда, которая описывалась как «соответствующая моде инков», и использование пояса под названием «чумпи», украшение которого стало намного более сложным, чем оригинальный андский дизайн. [ 10 ] Они также переняли европейские методы хлопкоплетения, производя ткани, которые распространялись миссионерами в зонах, где не было текстильной промышленности. [ 10 ] Религиозное обучение местного населения проводилось на языке кечуа, лингва-франка перуанской Амазонии, используемом монахами-францисканцами и иезуитами, действующими в этом районе. По мнению Франсуазы Скаццоккио, вполне вероятно, что многоэтническое население лам в это время приняло кечуа для межгруппового общения, а затем быстро отказалось от родных языков, как это произошло в близлежащих редукциях Лагунас и Юримагуас . [ 10 ]

В колониальный период Ламы находились на границе иезуитских миссий Майнаса , простиравшихся на север до современного Эквадора, и францисканских миссий на реке Уальлага. [ 3 ] [ 10 ] Миссии иезуитов были убежищем для коренных жителей, желающих избежать условий эксплуатации, навязанных криоллами, которые часто проводили охотничьи экспедиции, чтобы вернуть беглых индейцев. [ 3 ] В этот период вокруг Лам происходили восстания коренного населения, которые были подавлены испанцами. [ 3 ] Ламисты играли важную военную роль в этот период, действуя как гребцы, так и солдаты в испанских экспедициях против других этнических групп. [ 14 ]

Контакт с испанцами привел к огромному числу погибших из-за эпидемий и насилия, связанного с «усмирением» туземцев. По оценкам иезуитских писателей, за период между завоеванием лам и 1750 годом коренное население региона вокруг лам сократилось на четыре пятых. [ 3 ] Дальнейшие эпидемии в середине-конце 18 века, наряду с изгнанием иезуитов и набегами португальских рабов, привели к почти полной депопуляции региона. [ 10 ]

город Тарапото В 1789 году по тому же образцу, что и Ламы, был основан . Центральный город, населенный испанцами и криоллосами, был окружен пригородами коренных общин-данников; в данном случае Сучичи, Коскоасас и Амасифуэнес. [ 10 ] Индейцы Лам и Тарапото пользовались большей степенью автономии в поздний колониальный период. На рубеже XIX века они начали формировать колонии вблизи своих охотничьих угодий, обычно в одном или двух днях пути от Ламы или Тарапото. К этим новым поселенцам, однажды обосновавшимся, обычно затем присоединялись Криолло, которые образовывали ядерные деревни рядом с колониями коренных народов и вступали в аналогичную модель эксплуатации, как в Ламах и Тарапото. [ 10 ]

Хотя коренные народы региона Ламы к концу колониального периода были более едиными с точки зрения языка, материальной культуры, соблюдения религиозных праздников и социального положения, их первоначальные племенные обозначения оставались важными. [ 10 ] Враждебность между различными группами, часто возникшая еще до завоевания, выходила на первый план в виде ритуального насилия в дни святых и других религиозных праздников. Обычно это происходило перед церковью в Ламасе и включало использование копий и камней, создавая такой беспорядок, что местные криолло забаррикадировались в своих домах. [ 10 ]

После обретения независимости: 1826–1975 гг.

[ редактировать ]

К периоду независимости Перу ламисты сформировали группу с одним языком, которую посторонние идентифицировали как единую этническую группу, а не как «шесть наций» колониального периода. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] Однако, хотя ламисты утратили свои первоначальные племенные языки, все еще существовали табу на смешанные браки между разными пригородами лам, поскольку в каждом пригороде изначально проживало отдельное племя. [ 9 ] [ 10 ] Эти табу полностью исчезли только в середине 20 века. [ 9 ]

В 19 веке продолжалась географическая экспансия популяции ламиста в перуанской Амазонии. [ 9 ] [ 2 ] Это приняло форму создания новых сообществ [ 2 ] и миграции в общины, в которых они составляли этническое меньшинство. [ 9 ] В 1830-х годах кварталы Ламистаса можно было найти в Часуте (50 км от Ламы) и Токаче (150 км от Ламаса), причем Ламистас иногда занимал политические посты в первом. [ 9 ] В этот период Ламистас также занимался торговлей, путешествуя по более отдаленным местам, таким как Икитос на Амазонке и Уануко в Андах. [ 9 ] Они поставляли такие предметы, как хлопок, инструменты и, в частности, кураре — яд, который использовался на охоте, который они продолжали производить в коммерческих целях до 1980-х годов. [ 15 ]

Несмотря на эту экономическую роль, многие ламисты по-прежнему были вынуждены выполнять неоплачиваемую работу для своих покровителей из-за преобладания долгового рабства в регионе. [ 7 ] Часто это принимало форму носильщиков, переносящих на своих спинах товары или даже людей. [ 9 ] [ 7 ] Вайс сообщил, что носильщики Ламисты могли перевозить грузы весом до 60 килограммов на расстояние от 20 до 30 километров в день и что они часто брали грузы весом до 80 килограммов на более короткие расстояния. [ 9 ]

В XIX веке наблюдался рост требований к рабочей силе и налогам, предъявляемых к коренным народам региона местными и национальными властями, а также интенсификация использования долгов для получения от них рабочей силы белыми и метисами . Этот разрыв с колониальной системой обязательств, сложившейся в рамках миссионерской системы, привел к восстаниям в Сан-Хосе-де-Сиса в 1887 году и в деревне Чазута в 1893 году. [ 16 ] Эти изменения сопровождались массовой миграцией мужчин, часто вынужденной, в восточные регионы Перу, где из-за каучукового бума возник огромный спрос на рабочую силу . Условия, в которых этих мигрантов заставляли работать, часто были ужасающими. [ 16 ] Это снова привело к периоду депопуляции в районе Лам. [ 16 ]

Городской цикл

[ редактировать ]

Депопуляция лесных массивов вокруг лам в 19 веке привела к экспансии ламистов, говорящих на языке кичва, на новые территории и основанию новых общин, которые больше не зависели от контактов с ламами. [ 2 ] Эти поселения затем привлекли миграцию криолло и метисов, что привело к созданию поблизости новых городских центров, воспроизводящих отношения пригородов Ламы кичва с центральными районами города, где доминируют белые. [ 3 ] [ 2 ] Затем Ламистас эмигрировал из города, чтобы основать новое поселение, и процесс начинался снова. [ 2 ] Этот метод колонизации известен на испанском языке как El ciclo llakta (испанский: el ciclo «цикл», кечуа: llakta «деревня»). [ 3 ] [ 10 ]

Цикл ллакта может остановиться по разным причинам на любой из трех своих фаз, но в течение 19 и 20 веков он был значительной силой для расширения культуры Ламиста. [ 2 ] Из ядра Ламы и зависимых от него поселений Ламистас мигрировали в регион вокруг Сан-Хосе-де-Сиса, где цикл происходил с 1850 по 1920 год. [ 3 ] В то же время в сторону Чазуты произошла отдельная волна экспансии. [ 3 ] В Хуанхуи цикл произошел несколько позже, с 1870 по 1920 год. [ 3 ] и частично было мотивировано желанием выращивать табак. [ 9 ] Наконец, территория вокруг Понго, ниже по течению от Чазуты на реке Уальяга, была колонизирована в период с 1950 по 1970 год. [ 3 ]

Новые второстепенные зоны расселения приобрели свою собственную культурную самобытность и сами стали стартовой площадкой для волн колонизации ламистов: [ 10 ] [ 2 ]

  • Территория вокруг Кампанильи была колонизирована между 1920 и 1970 годами из ядра Сисы.
  • Район реки Бьябо был колонизирован между 1950 и 1970 годами из ядра Хуанхуи.
  • Район реки Поназа был колонизирован как Ламами, так и Бьябо после 1970 года.
  • Пампа Эрмоса была колонизирована ламами и понго после 1970 года.

Экспансия жителей кичва лам в новые районы обычно проводилась группами из одного и того же пригорода и линии (см. Ниже), переселяющимися на определенную территорию, а не смесью семей разного происхождения. [ 3 ] Это может отражать частичное сохранение идентичности Ламаса, существовавшей до завоевания, где испанцы поселили каждую из «шести наций» в своих пригородах. [ 10 ]

Причины этих миграций были разнообразны. Уклонение от принудительного труда, навязанного региональными губернаторами, было сильным мотивирующим фактором, наряду с необходимостью избежать распрей между родственными группами. [ 3 ] Другие мигрировали по религиозным причинам, протестанты-евангелисты часто хотели избежать обязанностей, связанных с участием в братствах, отмечающих местные католические праздники. [ 3 ] Другие причины актуальны и сегодня; желание найти новые и обильные охотничьи угодья, потребность в новых сельскохозяйственных угодьях и отсутствие наследства для младших сыновей — все это по-прежнему остается мотивирующими факторами для миграции. [ 3 ]

Современное Перу: после 1975 г.

[ редактировать ]

В семидесятых и восьмидесятых годах в регионе Сан-Мартин произошел бум производства риса и кукурузы, что привело к значительному вырубке лесов. [ 3 ] Это сократило популяцию охотничьих видов и привело к перемещению коренного населения на более маргинальные сельскохозяйственные угодья, что отрицательно сказалось на качестве питания и затруднило поддержание образа жизни коренных народов. Однако этот бум зависел от субсидий сельскохозяйственному производству, которые были отменены в середине 1980-х годов, в результате чего регион стал открытым для массового расширения незаконного производства коки . [ 3 ] [ 7 ]

Наличие выращивания коки увеличило внутреннюю миграцию в этот район и привлекло повстанческие группы, особенно ТАРМ . [ 3 ] Это еще больше ограничило традиционный охотничий образ жизни ламиста как из-за присутствия повстанцев и наркоторговцев, так и из-за опасности нападения со стороны перуанских военных . [ 3 ] [ 7 ] Вайна Пурина , территория, имеющая мифологическое и практическое значение для Ламиста, использовалась перуанской армией в качестве места захоронения тел своих жертв. [ 3 ] [ 7 ]

В постконфликтный период правительство Перу предприняло ряд мер, направленных на сокращение вырубки лесов, которая негативно повлияла на Ламистас. [ 7 ] В 2005 году была создана региональная заповедная зона Кордильера-Эскалера, которая без каких-либо предварительных общественных консультаций объявила охоту и сельское хозяйство на ее территории уголовным преступлением. [ 3 ] [ 7 ] Эта территория издавна использовалась Ламистас для охоты и мелкого земледелия и содержит места ритуального и мифологического значения. [ 3 ] Несмотря на это, семьи кичва из нескольких мест были привлечены к ответственности за сохранение своей традиционной сельскохозяйственной деятельности на охраняемой территории. [ 3 ] [ 7 ]

Официальное признание общин Ламиста правительством происходит медленно. Хотя правительство Перу создало правовую категорию коренной общины в Ley de Comunidades Nativas 1974 года , первые 14 поселений Ламиста, получившие этот статус, получили его только в 1997 году. [ 7 ] По словам антрополога Анаи Чапарро, наблюдается нежелание называть группы Ламиста коренными общинами, отчасти потому, что это может привести к тому, что они претендуют на права на территорию в пределах региональных заповедников. [ 3 ] В период с 2001 по 2016 год ни одна община Ламиста не получила статуса коренной общины и связанных с ней прав. [ 3 ] Однако в последующие годы наблюдается усиление стремления Ламистаса к признанию, при этом общины прибегают как к протестам, так и к судебным искам в своих попытках получить этот статус. [ 3 ]

Культура

[ редактировать ]

Культура кичва-ламиста объединяет элементы амазонского, андского и европейского происхождения. [ 2 ] что они предпочитают кукурузу маниоку Их сельскохозяйственная практика типично амазонская, за исключением того , . [ 8 ] но их традиционные ремесла демонстрируют влияние Анд, [ 2 ] [ 10 ] и исторически они были разделены на части, подобные тем, что встречаются в Андах. [ 14 ] Их религиозные убеждения якобы католические, но также присутствуют сильные элементы кечуа и амазонок. [ 2 ]

Образцы проживания, пропитание и рацион питания

[ редактировать ]
На карте изображен город Ламас, имеющий форму трапеции, короткой стороной к северу. южно-центральная часть города, составляющая около пятой части территории, обозначена как «Вайку», к востоку от нее находится Анкоалло, к северу от Вайку - Сан-Хуан и Ла-Плаза, а к северо-западу от них - Мюнхенис. К западу от Вайку находится Сарагоса, а Сукуиче дальше на север, в сторону Мюнхениса. Есть два северных пригорода: Кальварио на северо-востоке и Кильоальпа на северо-западе.
Ламиста, пригород Вайку в городе Ламас. Пригород стал отправной точкой расширения Ламисты, и у многих семей Ламисты там был «дом выходного дня». [ 8 ]

Ламисты впервые появились в районе Вайку в городе Ламас и до сих пор сохраняют сильное присутствие в городе. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ] Ламисты практикуют многолокальное проживание, обычно проводя неделю либо на охоте, либо в своих чакрах (кечуа и амазонский испанский язык , возделываемая территория, обычно далекая от основного места жительства), но возвращаясь в городскую резиденцию на выходные и религиозные праздники. [ 3 ] [ 2 ] [ 8 ] В Ламах этот дом обычно находится в Вайку, а чакры расположены в дне или двух пути от города, в других, более сельских поселениях, Чакры могут находиться всего в нескольких часах езды от основного места жительства. [ 2 ]

Кичва живут в высокогорном лесу Сан-Мартин, на границе амазонской и Андской зон Перу. [ 15 ] Регион холмистый, высота над уровнем моря варьируется от 400 до 2500 м, и через него протекает множество рек разного размера. [ 1 ] Таким образом, он обеспечивает различные микроклиматы, каждый из которых позволяет выращивать разные культуры. Многие семьи Ламиста пользуются этим, приобретая, одалживая или арендуя землю в различных микроклиматах, чтобы выращивать более широкий ассортимент продукции. [ 7 ] Ламисты практикуют подсечно-огневое земледелие и совмещение культур , когда на одном поле выращивают несколько разных видов. [ 8 ] Культуры, которые они выращивают для собственного потребления, включают: кукурузу , бананы , фасоль , тыкву , маниок , саша инчик , арахис , рис , голубиный горох , Talinum метельчатый , Colocasia sp и хлопок . [ 8 ] Товарные культуры включают кофе и ананас . [ 8 ] Они также разводили кур и свиней. [ 17 ] для бытового и коммерческого использования. [ 8 ] Основными продуктами питания общины являются чича (кукурузное пиво), вареные бананы и вареная фасоль. [ 8 ]

Ламисты также совершают охотничьи поездки в лес для добычи мяса диких животных . Их предпочтительные сезоны охоты — это карнавал в феврале и период фестиваля Санта-Роза в августе, когда животные сыты из-за обилия диких фруктов. [ 7 ] Их любимая дичь - белогубый пекари , олени и черепахи, хотя они ловят и другие виды, и любую птицу можно поймать в качестве дополнения к рациону во времена, когда сельскохозяйственное производство находится на низком уровне. [ 8 ] С 1970-х годов дикая дичь стала составлять меньшую часть их рациона, поскольку вырубка лесов и чрезмерная охота привели к сокращению численности животных. [ 8 ] [ 17 ]

Ламисты также употребляли в пищу соленую рыбу , особенно бокачико и арапайму , которую ловили во время сезонных охотничьих экспедиций. [ 17 ] Однако дневной белок ламистаса обычно получали из участков вторичного леса , где охотились на улиток, мелкую рыбу, ящериц и некоторых насекомых. [ 17 ] Также собирали пальмовые орехи , которые составляли важную часть традиционного рациона. [ 17 ]

Ламистасу свойственно пить кофе, травяные настои, масато (если оно доступно) и чича. [ 17 ] Масато — это пиво из маниока, которое готовят женщины Ламиста, которые жуют маниок, а затем выплевывают его в большую кастрюлю для брожения. [ 17 ]

Родословные

[ редактировать ]
Область Вайку имеет примерно прямоугольную форму, в два раза шире, чем длина, начинается слева внизу и движется по часовой стрелке. Названия линий передачи: Гуэрра, Шупингахуа, Амасифуэн, Качике, Синарауа, Салас, Тапуллима, Сангама.
Восемь линий передачи Кичва-Ламиста расположены в пригороде Вайку, Ламасе. [ 8 ]

Ламисты разделены на семейные группы, которые Шеллеруп называет линиями передачи . [ 8 ] Каждая линия живет в соответствующем секторе пригорода лам Вайку. [ 8 ] Вайс заявил, что раньше эти линии были эндогамными , но браки между родословными уже имели место к 1940-м годам. [ 9 ] [ 8 ] Это социальное разделение, возможно, берет свое начало в колониальный период, когда в сокращении лам присутствовало восемь этнических групп, каждой из которых была выделена определенная территория проживания. [ 10 ] [ 9 ] Скаццоккио утверждает, что в колониальный период система племенных союзов и вражды, существовавшая до завоевания, оставалась в силе, при этом основной антагонизм существовал между линией Сала, потомками Табалосо, и Амасифуэнами и их союзниками Сангама. [ 10 ] Это привело к вооруженным конфликтам между родословными/этническими группами во время религиозных праздников, особенно в Корпус-Кристи . [ 10 ] Скаццоккио считал табу на смешанные браки и следы враждебности, сохранявшиеся до 1970-х годов, продолжением этой внутриэтнической вражды. [ 10 ]

Современные линии Ламиста и этнические группы присутствуют в колониальном сокращении лам.
Современные линии Ламиста. [ 8 ] Линии передачи присутствовали у лам в 1959 году. [ 9 ] Этнические группы, присутствовавшие в Ламах в 1656 году. [ 3 ]
Амасифуэн Амасифуэн Амасифуйнес
Кашике Войны Каскабосоас
Война Ишуизас Хуамунькос
Салас (ранее Табалосос) Пашанаки Ламы
Сангама Номера Мюнхен
Шупингауа Сангам Паянанцос
Синарауа Шупинауас Сучичис
Тапуллима Синарауас Табалосос
Хуаман (в Памашто) Тапуллимас
Ишиза (больше не проживает в Вайку) Туаманас
Пашанаси (в Пачилле и Урко Пате)

Экспансия Ламиста из города Ламас на новые территории с конца 18 века до 1970-х годов осуществлялась по линии происхождения. Поселенцы из определенного сектора Вайку и, следовательно, одной и той же линии, колонизировали определенную территорию как группу. [ 8 ] По мнению Скаццочио, первоначальная экспансия ламистов отражала районы происхождения этнических групп, от которых они произошли; Салас, Ишиза, Саталая и Сабойя в направлении реки Сиса, Амасифуэнес на западном берегу средней части Уальлага и Сангама на севере в направлении Часуты. [ 10 ] [ 8 ] Шеллеруп отмечает, что ишизы больше не встречаются в Ламах, и что эти модели миграции больше не актуальны на рубеже 21 века. [ 8 ]

Религия и ритуал

[ редактировать ]

Ламисты преимущественно католики . [ 15 ] хотя в некоторых общинах есть протестанты-евангелисты. [ 3 ] В дополнение к этому ламисты занимаются шаманскими практиками и придерживаются нехристианских верований, касающихся сверхъестественных существ. [ 15 ]

Барбира Фридман пишет, что Ламистас практиковал охоту за головами как ритуал достижения совершеннолетия для молодых людей. Однако это заменили убийством ягуара или прохождением военной службы в перуанской армии. [ 18 ]

Шаманские практики

[ редактировать ]

Ламистас — специалисты по шаманизму, известному как медицина коры деревьев («путь Палерос » ). [ 18 ] Это предполагает создание тонизирующих средств, лекарств и эликсиров с использованием коры деревьев, которые классифицируются в зависимости от их роста и свойств корней, сока, коры и семян. [ 18 ] Как и другие народы Амазонки, ламисты приписывают истоки своих шаманских способностей радужной анаконде. [ 18 ]

Шаманы Ламисты используют как табак, так и аяуаску в ритуальных целях и должны соблюдать строгий режим поста или воздержания, прежде чем производить определенные препараты. [ 6 ] [ 17 ] [ 18 ] Шаманы также отвечали за производство кураре — опасного процесса, требующего экспертных знаний. [ 15 ]

Шаманами могут стать как мужчины, так и женщины, хотя, по оценкам Барбира-Фриман, шаманами являются менее 1% женщин, а соотношение шаманов-мужчин и женщин составляет 15 к 1. [ 18 ] Женщины-шаманы имеют ограниченный диапазон способностей; они не могут посылать патогенные магические дротики, чтобы навредить своим врагам, и не принимают аяуаску. [ 18 ]

Считается, что женщины более уязвимы для нападений сверхъестественных существ, особенно водных духов, особенно во время кормления грудью или менструации. [ 18 ] Женщинам также запрещено обращаться с «главными растениями», такими как аяуаска и табак, и заниматься любой шаманской деятельностью во время менструации. Это связано с точкой зрения Ламисты, согласно которой проницаемость тела является источником физических и духовных болезней, а менструация и лактация рассматриваются как моменты особой проницаемости. [ 18 ]

Шаман Ламиста занимался торговлей и обменом магическими предметами с шаманами других групп, например чолонов и дживароанцев. [ 15 ] Эти визиты иногда включали периоды обучения новым формам медицины у шамана другой группы в отношениях мастера и ученика. Иногда это приводило к браку с одной из дочерей шамана, что было одной из немногих ситуаций, когда ламисты практикуют экзогамию. [ 15 ] Ламисты до сих пор разыскивают равнинных шаманов, чтобы приобрести знания о медицине водных растений, обменять на собственные лекарства из коры. [ 18 ]

Католические фестивали

[ редактировать ]

Участие в католических религиозных праздниках представляет собой наиболее публичное проявление этнической идентичности кичва. [ 14 ] Самым важным фестивалем является ежегодное празднование праздника Санта-Роза Райми в Ламасе, которое длится 10 дней в конце августа и привлекает участников и зрителей со всего Сан-Мартина и за его пределами. [ 14 ] Фестиваль включает в себя застолья, живую музыку и танцы, а кульминацией является мероприятие под названием пато типина (исп. «pato» = утка, на языке кечуа «типина» = разрушение). [ 14 ] В этом мероприятии, основанном на европейских традициях, таких как испанская коррида де галлос , молодые люди пытаются оторвать голову утке, привязанной к вершине двух длинных шестов. [ 14 ] Типичная музыка фестиваля — это флейта и барабанная музыка, а танцы — это, как правило, местный вариант национального танца Перу — маринера . [ 14 ] Фестиваль проводится и организуется одной из восьми линий передачи ламистов на основе ежегодной ротации, при этом в качестве покровителей выбираются четыре видных представителя принимающей линии этого года. [ 14 ] Подготовка фестиваля может занять четыре года и является чрезвычайно дорогостоящей, поскольку посетители используют сети покровительства, услуг и семейных обязательств, а также значительные экономические ресурсы, чтобы получить необходимые ресурсы и рабочую силу. [ 14 ]

Общины Ламисты также обычно отмечают карнавал в феврале или начале марта, день Святого Иоанна в июне и день покровителя своей местной общины. [ 14 ] В некоторых общинах Ламиста также отмечается День мертвых , в котором участвуют участники, замаскированные под души, вернувшиеся из мертвых. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]

народ кечуа

Ламас, Перу

  1. ^ Jump up to: а б с д Чапарро, Анаи (2021). «Территориальные сети: отношения воспитания Кичва Ламиста и Сан-Мартина как «зеленого региона» » . Антропологика . 39 (46): 37–79. doi : 10.18800/anthropologica.202101.002 . S2CID   238721800 . Проверено 4 июня 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Фли Капелли, Альваро (1989). «Можно ли определить этнические границы? Случай кечуа-ламистас департамента Сан-Мартин» Амазонка Перуанская 9 (17): 77–96.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является Чапарро, Анаи (2021). «Кичва Сан-Мартина: влияние территориальной динамики в бассейнах рек Майо и Уальлага». В Главном управлении санации аграрной собственности и сельского кадастра Министерства аграрного развития и ирригации (ред.). ТЕРРИТОРИИ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПЕРУАНСКОЙ АМАЗОНКИ (PDF) . Лима: Главное управление санитарного состояния аграрной собственности и сельского кадастра Министерства аграрного развития и ирригации. стр. 107–120 . Проверено 4 июня 2023 г.
  4. ^ Лимерик, Николас (2018). «Кичва или кечуа? Конкурирующие алфавиты, политические истории и сложное чтение на языках коренных народов» . Сравнительный обзор образования . 62 (1): 103–124. дои : 10.1086/695487 . S2CID   149389068 . Проверено 7 июня 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Кальдерон Пачеко, Луи (2000). «Кичуа-Ламистас: полевой опыт » Археология и общество (13): 199–208. doi : 10.15381/archaeolsoc.2000n13.e13129 . Получено 7 июня.
  6. ^ Jump up to: а б с д Барбара Фридман, Франсуаза (2020). «Табак и шаманское агентство в Верхней Амазонке: исторические и современные перспективы» . В Расселе, Эндрю; Рахман, Элизабет (ред.). Главное растение: табак в низменностях Южной Америки . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 63–89. ISBN  9781000183115 . Проверено 24 июня 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Анахи, Чапарро (2021). «Обитаемая территория и территория справа: размышления о прогулке по Кичва Ламиста» . Журнал антропологии и социологии: Virajes . 23 (1): 118–147 . Проверено 7 июня 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Шеллеруп, Инге (1999). «Вайко-ламы: община кечуа в Сельва-Альта на севере Перу подвергается изменениям». Geografisk Tidsskrift, Датский географический журнал (специальный выпуск, 1): 199–207.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Вайс, Питер (1959). «Ламы — загадочный и легендарный народ, живущий в Уальаге: история и обычаи» . Коренные жители Перу . 8 (18–19): 13–26 . Проверено 7 июня 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Скаццоккио, Франсуаза (1981). «Завоевание Мотилонами Центральной Уальаги в 17-18 веках» . Бюллетень Французского института Андских исследований . 10 (3–4): 99–111. дои : 10.3406/bifea.1981.1541 . S2CID   254306993 . Проверено 4 июня 2023 г.
  11. ^ Кинг, Кендалл; Хорнбергер, Нэнси (2006). «Кечуа как лингва франка». Ежегодный обзор прикладной лингвистики (26): 177–194.
  12. ^ Рибейро, Дарси; Мудрая, Мэри Рут (1978). Этнические группы перуанской Амазонии . Пятое: Летний институт лингвистики. стр. 100-1 165–166.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Блюм, Фредерик; Барриентос, Чарльз; Ингунза, Адриан; Пуарье, Зоя (2023). «Филолингвистическая классификация языковой семьи кечуа» Индиана .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Калликотт, Кристина Мария (2020). МУЗЫКА, РАСТЕНИЯ И МЕДИЦИНА: ЛАМИСТА ШАМАНИЗМ В ЭПОХУ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ . Докторская диссертация, Университет Флориды.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г Скаццоккио, Франсуаза (1978). «Кураре убивает, лечит и связывает: изменение и сохранение индийской торговли в ответ на ситуацию контакта в северо-западной Монтане» . Кембриджская антропология . 4 (3): 29–57. JSTOR   23816282 . Проверено 12 июня 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Барклай, Федерика (2001). «Изменения и преемственность в колониальном пакте в Амазонии. Случай индейцев часутас Средней Уаллага в конце XIX века» . Бюллетень Французского института андских исследований . 30 (2): 187–210. дои : 10.4000/bifea.6994 . Проверено 9 июня 2023 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крегер, Аксель; Барбара-Фридман, Франсуаза (2020). «Здоровье и болезни в Верхней Амазонке» . Полевые тетради . 29 (2): e180512. дои : 10.11606/issn.2316-9133.v29i2pe180512 . S2CID   234460916 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Барбара-Фридман, Франсуаза (2010). «Шаманские растения и пол в целебном лесу». Ин Сюй, Элизабет; Харрис, Стивен (ред.). Растения, здоровье и исцеление: на стыке этноботаники и медицинской антропологии . Книги Бергана. стр. 135–178. ISBN  9781845458218 . Проверено 2 июля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b96a0d141187d4b9c351d793a5abb3d7__1715968440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/d7/b96a0d141187d4b9c351d793a5abb3d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kichwa-Lamista people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)