Ягуа
![]() Мужчина-ягуа демонстрирует использование пунаки на одном из островов Амазонки недалеко от Икитоса. | |
Общая численность населения | |
---|---|
6,000 [ 1 ] (2000) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Ягуа , испанский [ 1 ] | |
Религия | |
традиционная племенная религия, христианство [ 1 ] | |
Родственные этнические группы | |
Люди Ямео |
Ягуа — коренной народ Колумбии . и северо-востока Перу , насчитывающий около 6000 человек [ 1 ] В настоящее время они обитают вблизи рек Амазонки , Напо , Путумайо и Явари и их притоков. По состоянию на 2005 год некоторые ягуа мигрировали на север, в Колумбию , недалеко от города Летисия .
Расположение
[ редактировать ]В настоящее время ягуа проживают примерно в 30 общинах, разбросанных по территории перуанского и колумбийского бассейна Амазонки , которую можно грубо описать как прямоугольник шириной 200 миль и длиной 350 миль (70 000 кв. миль), простирающийся на юг от второй до пятой параллели и на запад от 70- го по 75-й меридиан запада . [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Язык ягуа классифицируется как язык пеба-ягуан . [ 1 ] Единственные близкородственные языки, которые были задокументированы, - это пеба. [ 3 ] и Ямео [ 4 ] оба из которых сейчас вымерли.
В 2000 году 2000 человек ягуа в Перу говорили только на одном языке . [ 1 ] из них 75% составляли женщины и 25% — мужчины. Большинство остальных в разной степени владеют испанским языком .
Имя
[ редактировать ]Люди-собаки также известны как Город, Ниджьями Никьеджаада, Яхуа, Ява и Собака. [ 1 ]
Есть две возможные этимологии термина «Ягуа», обе из которых происходят за пределами языка Ягуа . Во-первых, на языке кечуа, термин явар означающий «кровь» или «цвет крови», вполне возможен из-за обычая ягуа раскрашивать свои лица ачиоте , кроваво-красными семенами растения аннато ( Bixa orellana ).
В период до завоевания ягуа могли спорадически контактировать с инками , поскольку по сей день в ягуа гораздо больше слов кечуа (языка, на котором говорят инки), чем испанских слов. Другая гипотеза указывает на то, что испанские слова миссионеры ввели кечуа в качестве общего языка, что является обычной практикой на большей части территории колонии. Этот термин на языке кечуа звучал бы примерно так: yawar runa , «кроваво-красный народ», который легко мог быть ассимилирован в испанском языке как yagua .
Во-вторых, термин «ягуа» по-испански означает «королевская пальма». Этот термин мог быть применен к ягуа испанскими исследователями, поскольку большая часть местной одежды сделана из пальмового волокна. Нет данных о том, было ли имя, напоминающее ягуа, впервые использовано кечуа данной местности или испанцами, поэтому не существует принципиального способа различить эти две возможные этимологии.
Единственный местный термин, который можно рассматривать как самореферентный, - это nijyąmíy «люди». Это слово часто используется в отличие от mááy «белые люди» и munuñúmiy «дикари», «враги» или «не-ягуа». Однако nijyąmíy также является общим термином для всех людей.
История
[ редактировать ]

Третий самый ранний задокументированный контакт европейцев с ягуа, вероятно, был осуществлен испанским исследователем Франсиско де Орельяной в январе 1542 года. Во время исследования района современного Пебаса Орельяна встретил деревню под названием Апария и захватил двух вождей по имени Апария и Диримара. а также некоторые другие. [ 5 ] Эти имена предположительно могли произойти от слов ягуа (j)ápiiryá «клан красных ара» и rimyurá «шаман» соответственно. Первое вполне могло быть названием деревни, а также именем, относящимся к отдельному человеку; сегодня названия кланов все еще используются многими ягуа в качестве фамилий . Слово «шаман» также может использоваться для обозначения человека, особенно того, кого называют «вождем». Регулярные контакты с европейцами начались в 1686 году с основания иезуитской миссии в Сан-Хоакин-де-лос-Омагуа, на острове на реке Амазонка, вероятно, недалеко от того места, где сейчас находится устье реки Ампияку . [ 6 ] Хотя эта миссия была создана для служения народу Камбеба , несомненно, существовали также контакты и с Ягуа. С 17 века до второй половины 19 века контакты с ягуа осуществлялись в основном через иезуитов и францисканских миссионеров. В начале 18 века португальские набеговые отряды атаковали испанские миссии по всему региону Амазонки, что привело к значительному географическому рассредоточению племен, контактировавших с испанцами, и причинило серьезные потери. [ 4 ]
Однако нынешняя крайняя географическая разбросанность Ягуа во многом обусловлена последствиями «каучукового бума» конца 19 - начала 20 веков. В то время европейцы массово прибыли из Бразилии и начали эксплуатировать коренное население для добычи натурального латекса из джунглей. Многие ягуа погибли в конфликтах с этими европейцами, а также от европейских болезней. Другие эксплуатировались как рабский труд . Третьи бежали в отдаленные районы джунглей. Со времени каучукового бума чувство единства и общей культуры у ягуа пришло в упадок.

Этнографические описания ягуа встречаются у Фейоса (1943) и П. Паулисона (1985). История и миграции ягуа описаны у Chaumeil (1983).
Мифологию ягуа часто рассказывали ночью, когда им было неудобно спать, и они не были заняты другими делами. Большинство их историй начинались со слов: «Мой покойный отец (мать, дедушка, бабушка и т. д.) рассказывал мне», чтобы сделать истории более реальными. [ 7 ]
Социология
[ редактировать ]Огромные расстояния между деревнями очень затрудняют постоянное взаимодействие с ягуа за пределами родной деревни. Вся экономическая деятельность за пределами деревни ведется с народами, не принадлежащими к ягуа, обычно говорящими по-испански. Таким образом, существует экономическое и социальное давление , направленное на изучение испанского языка и ассимиляцию с общей перуанской культурой . Деревни также характерны довольно небольшими (от 2 до 30 семей). Этот факт еще больше ограничивает широту взаимодействия с другими ягуа и усиливает тенденцию к стремлению выйти за пределы своей деревни в поисках социальных и экономических преимуществ.
Однако культура и язык ягуа продолжают оставаться жизнеспособными, особенно в некоторых более крупных и изолированных сообществах. Некоторые дети растут, говоря только на языке ягуа, а местное искусство и ремесла являются важным видом экономической деятельности.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Шомей, JP 1983. История и миграции ягуа. Пятое: Перу.
- Фейос, Пол. 1943. Этнология ягуа. Викинг.
- Паулисон, Пол. 1985. Мифология ягуа: эпические тенденции в мифологии нового мира. Даллас:
- Справочник амазонских языков, том. 2, изд. Десмонд К. Дербишир и Джеффри Пуллум . Гаага: Мутон.
- Пейн, Томас Э. 1993. Истории-близнецы: участие в кодировании в повествовании Ягуа. Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международный Биопарк
- «Индейцы ягуа: мастера кураре», Дэн Джеймс Пантоне, доктор философии.
04 ° 13' с.ш. 69 ° 56' з.д. / 4,217 ° с.ш. 69,933 ° з.д.