Jump to content

Ягуа

Координаты : 04 ° 13' с.ш. 69 ° 56' з.д.  /  4,217 ° с.ш. 69,933 ° з.д.  / 4,217; -69,933
Ягуа
Мужчина-ягуа демонстрирует использование пунаки на одном из островов Амазонки недалеко от Икитоса.
Общая численность населения
6,000 [ 1 ] (2000)
Регионы со значительной численностью населения
 Колумбия ,  Перу
Языки
Ягуа , испанский [ 1 ]
Религия
традиционная племенная религия, христианство [ 1 ]
Родственные этнические группы
Люди Ямео

Ягуа коренной народ Колумбии . и северо-востока Перу , насчитывающий около 6000 человек [ 1 ] В настоящее время они обитают вблизи рек Амазонки , Напо , Путумайо и Явари и их притоков. По состоянию на 2005 год некоторые ягуа мигрировали на север, в Колумбию , недалеко от города Летисия .

Расположение

[ редактировать ]

В настоящее время ягуа проживают примерно в 30 общинах, разбросанных по территории перуанского и колумбийского бассейна Амазонки , которую можно грубо описать как прямоугольник шириной 200 миль и длиной 350 миль (70 000 кв. миль), простирающийся на юг от второй до пятой параллели и на запад от 70- го по 75-й меридиан запада . [ 2 ]

Язык ягуа классифицируется как язык пеба-ягуан . [ 1 ] Единственные близкородственные языки, которые были задокументированы, - это пеба. [ 3 ] и Ямео [ 4 ] оба из которых сейчас вымерли.

В 2000 году 2000 человек ягуа в Перу говорили только на одном языке . [ 1 ] из них 75% составляли женщины и 25% — мужчины. Большинство остальных в разной степени владеют испанским языком .

Люди-собаки также известны как Город, Ниджьями Никьеджаада, Яхуа, Ява и Собака. [ 1 ]

Есть две возможные этимологии термина «Ягуа», обе из которых происходят за пределами языка Ягуа . Во-первых, на языке кечуа, термин явар означающий «кровь» или «цвет крови», вполне возможен из-за обычая ягуа раскрашивать свои лица ачиоте , кроваво-красными семенами растения аннато ( Bixa orellana ).

В период до завоевания ягуа могли спорадически контактировать с инками , поскольку по сей день в ягуа гораздо больше слов кечуа (языка, на котором говорят инки), чем испанских слов. Другая гипотеза указывает на то, что испанские слова миссионеры ввели кечуа в качестве общего языка, что является обычной практикой на большей части территории колонии. Этот термин на языке кечуа звучал бы примерно так: yawar runa , «кроваво-красный народ», который легко мог быть ассимилирован в испанском языке как yagua .

Во-вторых, термин «ягуа» по-испански означает «королевская пальма». Этот термин мог быть применен к ягуа испанскими исследователями, поскольку большая часть местной одежды сделана из пальмового волокна. Нет данных о том, было ли имя, напоминающее ягуа, впервые использовано кечуа данной местности или испанцами, поэтому не существует принципиального способа различить эти две возможные этимологии.

Единственный местный термин, который можно рассматривать как самореферентный, - это nijyąmíy «люди». Это слово часто используется в отличие от mááy «белые люди» и munuñúmiy «дикари», «враги» или «не-ягуа». Однако nijyąmíy также является общим термином для всех людей.

Старейшина Ягуа недалеко от Икитоса , Перу.
Женщина-ягуа готовит рыбу на ужин, Либертад ( Колумбия )

Третий самый ранний задокументированный контакт европейцев с ягуа, вероятно, был осуществлен испанским исследователем Франсиско де Орельяной в январе 1542 года. Во время исследования района современного Пебаса Орельяна встретил деревню под названием Апария и захватил двух вождей по имени Апария и Диримара. а также некоторые другие. [ 5 ] Эти имена предположительно могли произойти от слов ягуа (j)ápiiryá «клан красных ара» и rimyurá «шаман» соответственно. Первое вполне могло быть названием деревни, а также именем, относящимся к отдельному человеку; сегодня названия кланов все еще используются многими ягуа в качестве фамилий . Слово «шаман» также может использоваться для обозначения человека, особенно того, кого называют «вождем». Регулярные контакты с европейцами начались в 1686 году с основания иезуитской миссии в Сан-Хоакин-де-лос-Омагуа, на острове на реке Амазонка, вероятно, недалеко от того места, где сейчас находится устье реки Ампияку . [ 6 ] Хотя эта миссия была создана для служения народу Камбеба , несомненно, существовали также контакты и с Ягуа. С 17 века до второй половины 19 века контакты с ягуа осуществлялись в основном через иезуитов и францисканских миссионеров. В начале 18 века португальские набеговые отряды атаковали испанские миссии по всему региону Амазонки, что привело к значительному географическому рассредоточению племен, контактировавших с испанцами, и причинило серьезные потери. [ 4 ]

Однако нынешняя крайняя географическая разбросанность Ягуа во многом обусловлена ​​последствиями «каучукового бума» конца 19 - начала 20 веков. В то время европейцы массово прибыли из Бразилии и начали эксплуатировать коренное население для добычи натурального латекса из джунглей. Многие ягуа погибли в конфликтах с этими европейцами, а также от европейских болезней. Другие эксплуатировались как рабский труд . Третьи бежали в отдаленные районы джунглей. Со времени каучукового бума чувство единства и общей культуры у ягуа пришло в упадок.

«Люди Яхуа в одежде из травы, Пебас, Перу».

Этнографические описания ягуа встречаются у Фейоса (1943) и П. Паулисона (1985). История и миграции ягуа описаны у Chaumeil (1983).

Мифологию ягуа часто рассказывали ночью, когда им было неудобно спать, и они не были заняты другими делами. Большинство их историй начинались со слов: «Мой покойный отец (мать, дедушка, бабушка и т. д.) рассказывал мне», чтобы сделать истории более реальными. [ 7 ]

Социология

[ редактировать ]

Огромные расстояния между деревнями очень затрудняют постоянное взаимодействие с ягуа за пределами родной деревни. Вся экономическая деятельность за пределами деревни ведется с народами, не принадлежащими к ягуа, обычно говорящими по-испански. Таким образом, существует экономическое и социальное давление , направленное на изучение испанского языка и ассимиляцию с общей перуанской культурой . Деревни также характерны довольно небольшими (от 2 до 30 семей). Этот факт еще больше ограничивает широту взаимодействия с другими ягуа и усиливает тенденцию к стремлению выйти за пределы своей деревни в поисках социальных и экономических преимуществ.

Однако культура и язык ягуа продолжают оставаться жизнеспособными, особенно в некоторых более крупных и изолированных сообществах. Некоторые дети растут, говоря только на языке ягуа, а местное искусство и ремесла являются важным видом экономической деятельности.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Ягуа». Этнолог. Проверено 21 февраля 2012 г.
  2. ^ Паулисон, 1969.
  3. ^ Заклепка 1911 г.
  4. ^ Jump up to: а б Эспиноза 1955 г.
  5. ^ Медина 1934:257
  6. ^ Шомей 1981:18
  7. ^ Паулисон (1985). Мифология Ягуа . Летний институт лингвистики, Inc. с. 2. ISBN  0-88312-172-7 .
  • Шомей, JP 1983. История и миграции ягуа. Пятое: Перу.
  • Фейос, Пол. 1943. Этнология ягуа. Викинг.
  • Паулисон, Пол. 1985. Мифология ягуа: эпические тенденции в мифологии нового мира. Даллас:
  • Справочник амазонских языков, том. 2, изд. Десмонд К. Дербишир и Джеффри Пуллум . Гаага: Мутон.
  • Пейн, Томас Э. 1993. Истории-близнецы: участие в кодировании в повествовании Ягуа. Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
[ редактировать ]

04 ° 13' с.ш. 69 ° 56' з.д.  /  4,217 ° с.ш. 69,933 ° з.д.  / 4,217; -69,933

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebe3a3031349dd1426dd64aa2a83e5f2__1705329360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/f2/ebe3a3031349dd1426dd64aa2a83e5f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yagua - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)