Jump to content

Здесь я был

Здесь я был
К'иру
Регионы со значительной численностью населения
 Перу
Языки
Куско – Кольяо Кечуа

Q'ero (пишется Q'iru в официальной орфографии кечуа, состоящей из трех гласных ) — , говорящая на языке кечуа сообщество или этническая группа , проживающая в провинции Паукартамбо , в регионе Куско в Перу .

Более широкую известность кьеро получили благодаря этнологической экспедиции 1955 года доктора Оскара Нуньеса дель Прадо из Национального университета Сан-Антонио-Абад в Куско , после которой миф об инкарри был впервые опубликован. Нуньес дель Прадо впервые встретил Q'ero на фестивале в городе Паукартамбо, примерно в 120 км от него.

География и история

[ редактировать ]
Деревня Керо (февраль 2007 г.)

К'эро живут в одном из самых отдаленных мест Перуанских Анд . Ябар Тем не менее, они были включены в состав гасиенды , расположенной за пределами Паукартамбо. При содействии защитников, не принадлежащих к общинам, владельцы гасиенды были изгнаны в 1963 году, и с тех пор вся территория принадлежала Кьеро. Земля не очень плодородна, и керо живут в скромных жилищах. Они часто живут в однокомнатных домах площадью не более 20 м. 2 , построенный из глины и натурального камня, с крышей из жесткой травы. Эта территория простирается на территории нескольких климатических зон с высотой над уровнем моря от менее 1800 м до более 4500 м. В зависимости от климатической зоны кукурузу (кукурузу) и картофель можно выращивать лам , а в высокогорных районах содержать . Поля пашут ножным плугом ( чаки такла ). [ 1 ]

По данным 10-летней переписи населения, проведенной частным американским фондом Vanishing Cultures Foundation Inc., [ 2 ] Есть шесть крупных деревень Керо, в которых проживают 600 человек и около 6000 лам и альпак. Время в пути по горным тропам между деревнями колеблется от часа до полных трех дней пути. [ нужна ссылка ] Две деревни Хатун Керо и Хапу Керо расположены на высоте более 4000 м над уровнем моря и примерно в дне ходьбы друг от друга. Нижние части общины заселяются сезонно, для обработки полей; соответственно, жилье там состоит из временных хижин, сделанных из глины и ветвей ( чукла ). [ 1 ]

За последние десять лет десятки перуанских и международных НПО сотрудничали с Q'ero в усилиях по улучшению образования, здравоохранения, доступа к питьевой воде и электричеству, а также по сохранению их культурного наследия. Успех этих проектов варьируется.

История, мифы и верования

[ редактировать ]
Пако paqo

К'эро практикуют активную традицию устной литературы, истории которой передаются из поколения в поколение. Некоторые антропологи Куско и духовные паломники полагают, что Q'ero являются прямыми потомками инков . Согласно мифологии Керо, их предки защищались от вторжения испанских конкистадоров с помощью местных горных божеств ( апус ), которые опустошили испанскую армию возле Виракчапампы, вызвав землетрясение и последующий оползень, похоронивший испанских захватчиков. [ 1 ]

К'эро не исповедуют какой-либо конкретной религии, хотя они очень духовны. Их убеждения не догматичны, как убеждения многих организованных религий. Некоторые из Q'ero были обращены в христианство множеством миссионеров, посетивших их родину. Некоторые могут утверждать, что их верования являются синкретическими и состоят из традиционных духовных верований андских народов с небольшой примесью христианства . Среди кьеро нет шаманов , поскольку они скорее мистические, чем шаманские. Они называют своих духовных лидеров пакос , термин, который можно перевести как «священник» или «практикующий». Основное различие между мистиками и шаманами заключается в том, что шаманы входят в состояние транса, которое вызывается либо лекарственным растением, танцами, игрой на барабанах, медитацией или каким-либо другим типом трансформационной деятельности, которая позволяет практикующему выйти в состояние, подобное трансу, чтобы лечить или диагностировать болезнь. Среди керо есть два основных уровня пакос : алтумисаюк и пампамисаюк. . К'эро поклоняются «Космической Матери», Пачамаме , которая может означать всю вселенную или, как некоторые сказали бы, Мать-Природу , в дополнение к другим горным духам, называемым апус , например, Аусангате ( Апу Авсанкати ), Салкантай ( Апу Салкантай). ). [ 1 ]

Текущее исследование шаманских практик проводит антрополог Анна Пжитомска из Университета Адама Мицкевича , которая написала, что отношения между апусами и людьми основаны на двух основных схемах: хищничество и взаимность. [ нужна ссылка ]

До сих пор в мифе о К'эро существовало две великие эпохи, которые сменяли друг друга большими поворотными моментами истории ( Пачакути ), в то время как новая эпоха все еще приближалась.

В первую эпоху ( Наупа Пача ), времена первых людей ( Наупа Мачу ), существовала только луна ( Килла ). В первый большой поворотный момент истории появилось солнце ( Инти , он же Уэйна Капак , молодой правитель) и высушило Наупа Мачу . Царь Инка ( Инкарри ) был сыном Солнца и отцом Инки и, следовательно, предком К'эроса. Когда Инкарри основал город Куску ( Куско ), бросив золотой жезл, он также создал Иисуса Христа . Нынешняя эпоха ( Кей Пача ) началась с приходом испанцев и насильственной смертью Инкарри, которая впоследствии была вознесена в святилище Пайтити . Время инков часто называют Кей-Пача, что также является эпохой Солнца ( Инти ). Эта эпоха закончится новым Пачакутием , когда Инкарри вернется, превращая все в золото и серебро ( Тарипай Пача ). Солнце сожжет мир плохими людьми, а хорошие люди поднимутся на небеса ( Ханак Паша ). возвращение Инкарри ; Скоро ожидается свидетельством его возвышения является, например, изгнание Хасендадо, которые, как говорят, были очень жестокими. [ 1 ]

Организованная религия не является частью общества К'эро. К'эро говорят, что они живут в равновесии и уважении ко всему живому посредством айни ( взаимности , взаимности). К'эро практикуют айни с отдельными людьми, их семьями, соседями и сообществом. Он основан на идее всегда отдавать и знать, что в конце концов вы сами получите. Айни также практикуется со словом духа, и это приводит человека в правильные отношения и гармонию со всеми живыми существами, включая природу, окружающую среду и духовный мир. Дух жизни вокруг них — это то, что они уважают и чтят. Они понимают баланс природы, ее силу и красоту, иначе они не смогли бы существовать в столь суровых и сложных условиях.

В деревнях еще осталось очень мало настоящих знахарей , традиции теряются из-за отсутствия интереса у молодежи. Они уважают и почитают Мать-природу ( Пачамама ), а также других горных духов, называемых апусами , например Аусангате ( Апу Авсанкати ), Салкантай ( Апу Салкантай ). [ 1 ]

Вокруг Q'ero ходит множество мифов. Они простые земледельцы и великолепные ткачи, но мифы проистекают из их духовных верований. Многие из рассказанных историй являются преувеличением. Среди духовных паломников часто можно услышать, что Q'ero являются потомками первосвященников инков и что они живут на высоте более 18 000 футов. Нет никаких доказательств того, что Q'ero являются потомками инков, не говоря уже о первосвященниках. Есть свидетельства того, что Q'ero, возможно, на самом деле были частью империи инков, поскольку их стиль плетения можно проследить до узоров, подобных инкам. Антрополог Хуан Нуньес Дель Прадо также говорит об их системе верований в терминах Юнга , говоря, что их традиция учит, что каждый может иметь «семя Инки». Семя — это метафора просветленного человека. К'эро обычно не живут на высоте более 14 000 футов. Хотя некоторые хижины существуют на больших высотах и ​​используются, если кто-то попал в плохую погоду, большинство деревень расположены на более низких высотах. [ нужна ссылка ]

Все возрастные группы говорят на языке кечуа , особенно на диалекте Куску-Куллау , хотя и со значительным влиянием испанского языка на словарный запас и синтаксис. Испанский язык преподается в школах, поэтому молодые люди Керо, скорее всего, будут говорить по-испански, особенно в Хапу Керо. [ 3 ] Поскольку поездки в деревни были очень трудными, а условия жизни настолько суровыми, было трудно поддерживать образование в деревнях Керо. Для обучения молодые люди должны ездить в города, расположенные на более низких уровнях, чтобы выучить испанский язык или обучаться у членов семьи, которые уже путешествовали и живут там.

Песни К'эроса в основном используются в ритуалах плодородия животных и на карнавалах. У каждого вида животных есть свой ритуал в годовом цикле, а также своя песня. Карнавальные песни обычно посвящены лекарственным и священным растениям, цветам и птицам, а также другим темам. Есть одна песня об урожае кукурузы, который находится в упадке, поскольку К'эро не спускаются регулярно за урожаем кукурузы, как в предыдущие годы, а также есть множество песен, которые помнят только старшее поколение. Музыка коллективная, то есть все женщины поют, а все мужчины играют на флейте пинкуйлу , или свирели, известной как канчис сипас. Общая эстетика заключается в том, что пение и игра должны быть непрерывными, поскольку музыка — это подношение горным богам и матери-земле, и подношения не должны прекращаться во время ритуала. Результирующая текстура представляет собой плотное гетерофоническое перекрытие. Каждый мужчина делает свою собственную флейту пинкуйлу из бамбука из облачного леса К'эроса, который традиционно собирают перед карнавалом. Ни один пинкуиллу не настроен на другой, но он будет настроен на себя, чтобы воспроизводить 3 ноты. Женщины также поют в тритонической гамме. Общее звучание чудесное, густой диссонанс, так как многие пинкуиллусы играют одновременно, а не в одной, единой тональности, да и женщины часто поют еще и в разных тональностях. Концы куплетов имеют продолжительное гудение с полным выдохом в конце.

«Общая музыкальная эстетика Q'ero позволяет одновременно звучать разным тонам, текстам и ритмам. Хотя Q'ero иногда поют в идеальном унисон, их песни представляют собой структуры, которые можно петь индивидуально. Нет смысла хорового пения. или гармония. Семья, айллу или община могут петь и играть одни и те же песни в начале и в конце, однако мелодии, исполняемые в общественных случаях, имеют длительную ноту в конце фразы, допускающую другую. певцам, чтобы догнать и разделить эту длительную длительность, которая служит гулом. Когда начинается новый куплет, гетерофония начинается заново». [ 4 ]

Наиболее полная работа о музыке Q'eros - это книга Холли Висслер « От горя и радости, которую мы поем: социальные и космические регенеративные процессы в песнях Q'eros», Перу (2009). [ 5 ] Более короткая информативная статья о музыке Q'eros - это «Q'eros» Джона Коэна и Холли Висслер в The Garland Handbook of Latin American Music (2008). [ 6 ]

Фильмы о Q'ero

[ редактировать ]
Q'ero Мистики Перу
Q'ero Mystics of Peru (2014) - это полнометражный документальный фильм режиссера Сети Гершберга, который два года работал с Q'ero в Перу. Это первая часть документального сериала, состоящего из двух частей, под названием «Путь Солнца» . В сериале обсуждаются такие темы, как мистика, сознание и лекарственное растение аяуаска . Q'ero Mystics of Peru — произведение визуальной антропологии. В фильме содержатся интервью с рядом Q'ero, в том числе с доном Умберто Сонкко из Пампамисаюка, доньей Бернадиной Апасса, Гильермо и Роландо Сонкко, доном Андресом Флоресом и Сантосом Киспе (внуком последнего Альтумисаюка, дона Мануэля Киспе). Среди интервьюируемых в фильме Хуан Нуньес дель Прадо, антрополог и сын антрополога Оскара Нуньеса дель Прадо, который возглавил экспедицию на К'ерос в 1955 году; Элизабет Б. Дженкинс, автор нескольких книг о Q'ero; Доктор Холли Висслер, этномузыковед, которая жила с Q'ero, пока работала над своей диссертацией по музыке Q'ero; и Джоан Паризи Уилкокс, автор Мастера живой энергии (2004), книга о Q'ero, основанная на интервью, проведенных с лидерами сообщества.
Человек
Humano (2013) — это путешествие, движимое двумя сотнями вопросов молодого человека, которое в конечном итоге откроет неизведанный мир как для него, так и для всего человечества. Истинное происхождение человека и то, что значит быть человеком, сегодня остаются загадкой. Смогут ли жители Анд раскрыть эту до сих пор скрытую тайну? Режиссер Алан Стивельман задает эти вопросы Q'ero Pampamisayuq Николасу Паукару, с которым он путешествует в экспедиции по открытию верований и идей Q'ero.
Инкарри, 500 лет сопротивления духа инков в Перу
Прежде чем Хосе Уаман Турпо выпустил этот фильм в 2012 году, он в течение десяти лет снимал общины Керо, особенно Хатун Керо и его деревни. Он документирует устные истории людей их собственными голосами и включает кадры ритуалов, которые редко видят посторонние. Видеопродукции фильма имеют субтитры на английском, французском, немецком и испанском языках.
Радостно поём: От горя и радости поём
Документальный фильм 2007 года Холли Висслер, доктора этномузыкологии. Эта 53-минутная независимая постановка имеет саундтреки на английском, испанском и языке кечуа. Он был полностью снят и смонтирован в Кьеросе и Куско , Перу. DVD включает буклет с дополнительной информацией на испанском и английском языках. Целью этого видео является документирование музыкальных ритуалов К'эроса для сообщества К'эрос, информирование более широкой аудитории (Перу и за его пределами) о музыкальных ритуалах Анд и, в конечном итоге, содействие уважению к культурам коренных народов. Он показывает, как К'эро используют музыку для выражения горя и утраты.
Q'ero: В поисках последних инков
Короткометражный документальный фильм Мо Фини 1993 года.
Карнавал в Кьеросе
Этот 32-минутный документальный фильм 1991 года был снят режиссером Джоном Коэном. На нем изображены карнавальные торжества Q'ero. Культура Q'ero предлагает важные ключи к разгадке прошлого инков и корней андских культур. К'эро играют на флейте и поют своим альпакам в рамках ритуала, способствующего плодовитости животных. В фильме показано, как музыка развивается от индивидуальной к семейной, к айллу, к общине, к структуре духовной деятельности, отличной от структуры родства. К'эро поют и играют отдельно друг от друга, создавая гетерофонический звук без ритмических битов, гармонии или контрапункта - «хаотическую» звуковую текстуру, которая иллюстрирует ключевую связь между культурой Анд и культурой джунглей Амазонки. В фильме также акцентируется внимание на затянувшихся переговорах, в результате которых индийцы получили компенсацию за участие в проекте.
Образцы прошлого
Очень ранним документальным фильмом о Q'ero был ранний эпизод PBS NOVA в феврале 1979 года, который был в 6-м сезоне 5-го эпизода NOVA. Этот эпизод назывался «Образцы из прошлого», и его краткое описание можно найти в телепрограммах NOVA, в которых К'эро описываются как живущие в предгорьях Анд и ведущие образ жизни, «по образцу жизни их предков тысячи лет назад». [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Томас Мюллер и Хельга Мюллер-Хербон, «Дети середины». Индейцы Кьеро, Ламув Верлаг. Геттинген 1993. ISBN   3-88977-049-5
  2. ^ «Фонд исчезающих культур» . исчезновениекультур.орг .
  3. ^ «Факторы, влияющие на процессы сохранения и изменения языка кечуа из поколения в поколение в двух общинах киру, Куско, Перу (PDF)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2006 г. Проверено 18 декабря 2006 г.
  4. ^ Коэн, Джон. 1998. «Кьеро». В Энциклопедии мировой музыки Garland, Vol. 2 — Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн. Под редакцией Дейла А. Олсена и Дэниела Э. Шихи, стр. 225–231. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing.
  5. ^ Висслер, Холли (2009). От горя и радости мы поем: социальные и космические регенеративные процессы в песнях кьеро, Перу (Диссертация). Государственный университет Флориды.
  6. ^ Коэн, Джон; Висслер, Холли (2008). «К'эрос». В Олсене, Дейл А.; Шихи, Дэниел Э. (ред.). Справочник латиноамериканской музыки Garland (2-е изд.). Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. стр. 463–473.
  7. ^ «NOVA | Предыдущие телевизионные программы | Сезон 6: январь — декабрь 1979 года | PBS» . www.pbs.org .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Томас Мюллер и Хельга Мюллер-Хербон, «Дети середины». Индейцы Кьеро, Ламув Верлаг. Геттинген, 1993 г. (на немецком языке). ISBN   3-88977-049-5
  • Америко Ябар, Орландо Васкес и Антонио Васкес, Керо. По следам индейцев Керо в волшебный мир Анд, мягкая обложка, Vier Turme GmbH, 2000. ISBN   3-87868-503-3
  • Дениз А. Кинч, «Прогулка между мирами, Истина - красота, Q'ero», 2009 г., ISBN   978-1-4415-8817-3
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f6475a4e42c547e0d01920aa446e312__1713721800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/12/9f6475a4e42c547e0d01920aa446e312.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Q'ero - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)