Мифологии коренных народов Америки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Коренные народы Америки включают множество различных культур. У каждого есть свои собственные мифологии , многие из которых разделяют определенные темы, невзирая на культурные границы. В североамериканских мифологиях общие темы включают тесную связь с природой и животными, а также веру в Великого Духа , который понимается по-разному.
Северная Америка
[ редактировать ]Не существует единой мифологии коренных народов Северной Америки , но есть множество различных канонов традиционных повествований, связанных с религией , этикой и верованиями. [1] Такие истории глубоко основаны на природе и богаты символикой времен года, погоды, растений, животных, земли, воды, огня, неба и небесных светил. Общими элементами являются принцип всеобъемлющего, универсального и всеведущего Великого Духа , связь с Землей и ее ландшафтами, вера в параллельный мир в небе (иногда также под землей и/или под водой), разнообразные повествования о творении. , посещение «страны мертвых» и коллективные воспоминания о древних священных предках.
Характерной чертой многих мифов является тесная связь человека и животных (в том числе птиц и рептилий). Они часто демонстрируют смену формы животного и человека. Браки между людьми и представителями разных видов (особенно медведей) — распространенная тема. В некоторых историях животные воспитывают человеческих детей.
Хотя большинство мифов коренных жителей Северной Америки глубоки и серьезны, в некоторых из них используется беззаботный юмор – часто в форме шуток – для развлечения, поскольку они тонко передают важные духовные и моральные послания. Использование аллегорий является обычным явлением, поскольку они исследуют самые разные темы: от любви и дружбы до домашнего насилия и психических заболеваний.
Некоторые мифы связаны с традиционными религиозными ритуалами, включающими танцы, музыку, песни и транс (например, танец солнца ).
Большинство мифов этого региона были впервые записаны этнологами в конце 19 - начале 20 веков. Эти источники были собраны у старейшин коренных американцев, которые все еще имели сильную связь с традициями своих предков. Их можно считать наиболее достоверными сохранившимися записями древних историй и, таким образом, они составляют основу приведенных ниже описаний. [2] [ нужен лучший источник ]
Северо-восток (юго-восток Канады и северо-восток США, включая Великие озера)
[ редактировать ]В мифах этого региона фигурируют женские божества, такие как создательница Большая Черепаха; [4] [5] и Первая Мать, из тела которой выросли первые кукуруза и табак. [6] Два великих героя божественной культуры — Глускап. [7] [8] и Манабус. [9]
Другие истории исследуют сложные отношения между животными и людьми. Некоторые мифы первоначально читались в виде стихотворных повествований. [7]
- Традиционные верования Анишинаабе - Народы Анишинаабег (алгонкин/ниписсинг, оджибва/чиппева/солто/миссиссогас, одава, потаватоми и оджи-кри)
- Мифология Хо-Чанк - североамериканское племя, проживающее на востоке Висконсина.
- Мифология ирокезов — конфедерация племен, расположенная на территории штата Нью-Йорк.
- Мифология ленапе
- Мифология Сенека — североамериканское племя, проживающее к югу от озера Онтарио.
- Религия виандотов — североамериканское племя, проживающее вокруг северного берега озера Онтарио.
Великие равнины
[ редактировать ]В историях, уникальных для Великих равнин , рассказывается о буйволах , которые обеспечивали народы равнин едой, одеждой, жильем и посудой. В некоторых мифах они добрые, в других — устрашающие и злобные. [10] Солнце — важное божество; [11] [12] среди других сверхъестественных персонажей - Утренняя звезда. [11] [6] [12] и Громовые Птицы. [13] [10] [14]
Общей темой является путешествие, часто в сверхъестественное место по ландшафту или в параллельный мир в небе. [11] [15]
Одна из самых популярных историй о трикстерах на Равнинах - это Старик, о котором рассказывают множество юмористических историй. [16] [11] Старик, известный как Вазия, жил под землей со своей женой, и у них была дочь. Их дочь вышла замуж за ветер и родила четырех сыновей: Норт, Восток, Юг и Запад. Солнце, луна и ветры тогда вместе управляли вселенной. [17]
Важным сверхъестественным героем является Мальчик со сгустком крови, превратившийся из сгустка крови. [18] [19]
Юго-восток США
[ редактировать ]Важные мифы этого региона связаны с возникновением охоты и земледелия. [20] [21] и происхождение болезней и лекарств. [21]
Важной практикой этого региона был анимизм , вера в то, что все предметы, места и существа имеют душу. [22] Большинство смертей, болезней и несчастий связано с тем, что не удалось упокоить душу убитого животного. Когда это произойдет, животное может отомстить через своего «вождя вида». Большое количество редких материалов, найденных среди мертвых в этом регионе, дает убедительные доказательства того, что они верили в своего рода загробную жизнь. Считается, что когда член племени умирал, его душа парила над своим сообществом, пытаясь привлечь к себе друзей и родственников, поэтому их похоронные церемонии были направлены не только на поминовение умерших, но и на защиту живых.
Церемония «Зеленая кукуруза» , также известная как Буск, была ежегодным празднованием успешного урожая кукурузы. Их огни тушили и разжигали вновь, обиды прощались, а материалы выбрасывались или ломались, чтобы затем заменить их. По сути, это было обновление жизни и сообщества этих племен. [22] [23]
Миф о творении чероки
[ редактировать ]Было время, когда не было земли, и все существа жили в месте над небом, называемом Галвлои. Все внизу было только водой, но когда Галвло'и стало слишком тесно, существа решили послать Водяного Жука посмотреть, сможет ли он найти им новое место для жизни. Он повиновался и нырнул в воду до самого дна моря, где набрал немного грязи и вынес ее на поверхность. Оказавшись над водой, ил разлился во все стороны и превратился в остров. [22] Великий Дух обезопасил остров, привязав к нему веревки и привязав его к небесному своду.
Хотя земля теперь была стабильной, земля была слишком мягкой, чтобы на ней могли стоять животные, поэтому они послали Баззарда, чтобы осмотреть ее. Некоторое время он летал вокруг, пока не нашел достаточно сухое место для приземления, и когда он это сделал, взмахи крыльев заставили грязь сдвинуться. В одних местах он опускался, а в других поднимался, создавая вершины, долины, холмы и горы Земли. Остальные существа теперь смогли спуститься, но вскоре поняли, что было очень темно, поэтому пригласили солнце пойти с ними. Все были счастливы, кроме Рака , который сказал, что его панцирь стал ярко-красным, потому что солнце было слишком близко, поэтому они поднимали солнце семь раз, пока Рак не остался доволен.
Затем Великий Дух создал растения для этой новой земли, после чего велел животным бодрствовать семь дней. Только Сова смогла это сделать, и в награду Великий Дух подарил ему дар зрения в темноте. Растения тоже пытались, но только сосны, ели, падуб и некоторые другие смогли бодрствовать, поэтому он подарил им дар сохранять листья круглый год. Затем Великий Дух решил, что хочет, чтобы на этом острове жили люди, поэтому он создал одного мужчину и одну женщину. Пара еще не умела заводить детей, поэтому мужчина взял рыбу и прижал ее к животу женщины, после чего она родила. Они делали это в течение семи дней, пока Великий Дух не почувствовал, что на данный момент людей достаточно, и не сделал так, чтобы женщина могла рожать только один раз в год. [24]
См. также:
- Мифология чероки – североамериканское племя, мигрировавшее из района Великих озер в юго-восточные леса.
- Мифология чокто – североамериканское племя, проживающее на территории современной Алабамы, Флориды, Миссисипи и Луизианы.
- Мифология криков - североамериканское племя из территории современной Джорджии и Алабамы.
Карибский бассейн США
[ редактировать ]- Мифология таино . Эта мифология и философия выражают духовные верования морских поселенцев Майпурских островов из группы народов Амазонки и / или Аравакана. Их происхождение и мифология включают наличие божества-творца, а также бесконечное циклическое спонтанное рождение. Их истории, иммигрировавшие с северо-востока Южной Америки, включают в себя почитание богов и божеств, а также взгляды за их пределы. Некоторые философии включают концепцию реальности как иллюзии; а также, что этот мир - сон. Некоторые петроглифы на островах содержат упоминания о галактической или инопланетной жизни. Сегодняшние члены сообщества установили несколько взглядов на мифологию; некоторые указывают на почитание предков, в то время как другие сосредоточены на почитании божеств и духов. Наборы убеждений указывают на происхождение, а не на одну абсолютную истину. Общность между линиями включает почитание предков посредством камней цеми/земи; духовные дома рода, а также уважение к духам солнца и луны. Также с уважением отмечаются духи погоды и духи почитаемых умерших.
Калифорния и Большой Бассейн
[ редактировать ]В мифах этого региона доминирует священный создатель/обманщик Койот . Среди других значимых персонажей - Люди Солнца, [25] Звездные женщины [26] и Тьма. [27]
Некоторыми из наиболее характерных церемоний этого региона были погребальные обычаи и поминовение умерших. Когда наступала смерть, дом, в котором она происходила, сжигался, а иногда запрещалось произносить имя умершего. Вдов будут мазать смолой и стричь волосы до тех пор, пока ежегодный траур не освободит их. Этот траур стал известен как «сожжение», «крик» или «танец мертвых». Во время этих церемоний сжигается множество объектов собственности, а племя танцует, поет и причитает, чтобы умилостивить призраков. [28]
Еще одна распространенная церемония – это церемония, которая проводится, когда подростки достигают половой зрелости. Когда у нее начинаются первые месячные, девочки проходят серию изнурительных табу , а когда они заканчиваются, за ними следует праздничный танец. Мальчики пройдут официальное посвящение в племя, участвуя в церемониях, рассказывающих о тайнах и мифах племени. [28] [29]
См. также:
- Миф о создателе Земли
- Куксу — религия в Северной Калифорнии, которую практикуют представители нескольких коренных народов Калифорнии .
- Мифология мивок – североамериканское племя в Северной Калифорнии.
- Мифология Олоне — североамериканское племя в Северной Калифорнии.
- Религия помо – североамериканское племя в Северной Калифорнии.
Юго-запад
[ редактировать ]Мифы народов навахо , апачей и пуэбло рассказывают, как первые люди вышли из подземного мира на Землю. По мнению народа хопи-пуэбло, первыми существами были Солнце, две богини, известные как Твердая Женщина (Хуруинг Вухти). [30] и Женщина-Паук. [30] [31] Именно богини создали живых существ и человека. Другие темы включают происхождение табака и кукурузы, [32] и лошади; [31] и битва между летом и зимой. Некоторые истории описывают параллельные миры в небе. [33] и под водой. [33] Эти народы продолжали убивать друг друга из-за рассказов зуни.
Мультисенсорный опыт также занимает видное место в церемониальных ритуалах предков пуэбло; например, чтобы вызвать райское царство, люди Чако проводили чувственные церемонии, используя экзотические артефакты, такие как бирюза, ракушки, какао, медные колокольчики и ара. [34]
См. также:
- Мифология ютэ — североамериканское племя, расположенное как на северо-западе , так и на юго-западе США .
- Дине Бахане ( Навахо ) — североамериканский народ с юго-запада США.
- Мифология хопи — североамериканское племя, проживающее в Аризоне .
- Мифология зуни — североамериканское племя, проживающее в Нью-Мексико .
Плато
[ редактировать ]Мифы региона Плато выражают сильное духовное чувство людей к своим ландшафтам и подчеркивают важность уважительного отношения к животным, от которых они зависят в пищу. [35] [36] Священные обманщики здесь включают Койота. [37] и Фокс. [38]
См. также:
- Мифология Салиша — североамериканское племя или группа в Монтане, Айдахо , Вашингтоне и Британской Колумбии , Канада.
Арктика (побережье Аляски, север Канады и Гренландия)
[ редактировать ]Мифы этого региона тесно связаны с ландшафтом тундры, снега и льда. В памятных историях рассказывается о ветрах, луне и гигантах. В некоторых источниках говорится, что Ангута — высшее существо, создавшее Землю, море и небесные тела. Его дочь Седна создала все живое – животных и растения. Седна также считается божеством-покровителем инуитов. [39]
Субарктика (внутренняя часть северной Канады и Аляска)
[ редактировать ]Здесь некоторые мифы отражают экстремальный климат [40] и зависимость людей от лосося как основного продовольственного ресурса. [41] В воображении ландшафт населен как добрыми, так и злобными гигантами. [42]
Северо-Запад
[ редактировать ]В этом регионе доминирующим священным обманщиком является Ворон, принесший в мир дневной свет. [43] и появляется во многих других историях. Мифы исследуют отношения людей с побережьем и реками, вдоль которых они традиционно строили свои города. Есть истории о посещениях параллельных миров под водой. [44] и вверху в небе. [45]
См. также:
- Мифология кваквакавакв – коренных народов северо-западного побережья Тихого океана.
- Ламми — североамериканское племя с северо-запада Тихого океана , штат Вашингтон .
- Мифология Нуу-ча-нулт – группа коренных народов, проживающих на острове Ванкувер в Британской Колумбии.
- Мифология хайда — народ, живущий в Хайда-Гвайи и на Аляске Панхандл .
- Цимшианская мифология — коренной народ северо-западного побережья Тихого океана, живущий на побережье Британской Колумбии на Аляске и на островах Аннет .
Ацтеки
[ редактировать ]Ацтеки . , населявшие преимущественно современную центральную Мексику, имели сложную систему верований, основанную на божествах, которые напрямую влияли на жизнь людей, в том числе на тех, кто управлял дождем, восходящим Солнцем и плодородием Добровольное человеческое жертвоприношение было центральным элементом порядка во Вселенной и выживания человечества.
Ацтеки рассматривали людей как слуг и воинов богов, которые были не милосердными и щедрыми, а всемогущими существами, которых нужно было кормить и ублажать, чтобы избежать катастрофы и наказания. [46] Так возникла концепция человеческого жертвоприношения. Эта практика не была новой и использовалась в других культурах, таких как майя , но ацтеки сделали это, так сказать, главным событием своих церемоний. Эти жертвоприношения предназначались главным образом для умилостивления бога Солнца.
Миф о сотворении мира
[ редактировать ]По мнению ацтеков, сотворение земли началось с бога по имени Ометеотль , также известного как двойной бог, поскольку они были созданы в результате союза Тонакатекутли и Тонакациуатля , которые, как считали ацтеки, были господином и госпожой их пропитания. У Тонакатекутли и Тонакациуатль было четверо детей: Шипе Тотек переводится как «бог со свежей кожей» , что на языке науатль , ассоциируется с красным цветом. Он бог времен года и всего, что растет на земле. Тескатлипока , что переводится как «дымящееся зеркало», ассоциируется с черным цветом. Он бог земли и самый могущественный из четырех детей. Кецалькоатль , что переводится как «пернатая змея», ассоциируется с белым цветом. Он бог воздуха. Наконец, Уицилопочтли , что переводится как «колибри юга», ассоциируется с синим цветом. Он бог войны. [47]
Четверо детей решили, что хотят создать мир, в котором будут жить люди. Кецалькоатль и Уицилопочтли предприняли первую попытку, начав с разведения огня. Этот огонь стал солнцем, но только половиной солнца, потому что он не был достаточно большим и ярким, чтобы осветить весь их мир. Затем они создали первых мужчину и женщину, которых назвали Ципактонал и Оксомоко соответственно. Их многочисленных детей звали машеуалес, и они должны были стать земледельцами. Отсюда они создали время, а затем и подземный мир, известный какСуществует множество историй о том, как наступила эпоха пятого и последнего солнца. Одна история рассказывает о том, как Тескатлипока взял кремень и использовал его, чтобы разжечь огонь, чтобы снова осветить мир, прежде чем обсудить со своими братьями, что следует сделать. Они решили создать новое солнце, питающееся сердцами и кровью людей. Чтобы накормить его, они сделали четыреста мужчин и пять женщин. Здесь история идет в разных направлениях. Некоторые говорят, что и Кецалькоатль, и Тлалок хотели, чтобы их сыновья стали новым солнцем, поэтому каждый из них бросил своих сыновей в один из костров, созданных Тескатлипокой. Тлалок дождался, пока огонь догорит, прежде чем бросить своего сына в угли, и его сын стал луной. Кетцалькоатль решил бросить своего сына прямо в огненное пламя, так что он стал пятым и последним солнцем, которое мы видим на небе сегодня. [47] Другая история рассказывает о собрании богов в древнем городе Теотиуакан , чтобы обсудить, как создать новое солнце. Бог по имени Нанауацин , бог болезней, предложил броситься в огонь и стать новым солнцем. Поскольку он был слабым и болезненным богом, остальные думали, что он не должен это делать и что более сильным и могущественным богом должно быть солнце. Текуцистекатль , очень богатый бог, вышел вперед и сказал, что сделает это, но не смог найти в себе смелости прыгнуть в огонь. Нанауацин, не колеблясь, бросился в огонь. Видя его храбрость, Текуцистекатль тоже решил прыгнуть. Они оба превратились в солнца, но свет теперь был слишком ярким, чтобы что-либо увидеть, поэтому один из других богов бросил кролика в Текуцистекатля, затемнив его свет и превратив его в луну. Нанауацин, теперь новое солнце, по существу переродился как Оллин Тонатиу . Проблема, с которой они столкнулись, заключалась в том, что он не сдвинулся бы со своего положения в небе, если бы другие боги не пожертвовали за него своей кровью. [46] [47] Итак, бог по имени Тлауискальпантекутли , повелитель зари, бросил дротик в Тонатиу, но промахнулся. Затем Тонатиу бросил один в Тлауискальпантекутли, ударив его по голове и превратив в Ицлаколиуки , бога холода, мороза и обсидиана. Поняв, что не могут отказаться, другие боги предложили ему свои обнаженные груди, а Кетцалькоатль вырезал их сердца жертвенным ножом. С кровью богов Тонатиу начал двигаться по небу по той же схеме, которую мы видим и по сей день. Кетцалькоатль взял одежду и украшения принесенных в жертву богов и завернул их в связки, которым затем поклонялись люди.
Центральная Америка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2023 г. ) |
- Ленканская мифология — центральноамериканский народ юго-запада Гондураса и восточного Сальвадора в Центральной Америке .
- Мифология майя — древнего центральноамериканского народа юга Мексики и севера Центральной Америки .
- Религия ольмеков – древний центральноамериканский народ южно-центральной Мексики, на территории современных штатов Веракрус и Табаско .
- Религия Пурепеча – народ Центральной Америки, проживающий вокруг озера Пацкуаро .
- Мифология Таламанки — объединенная мифология народов брибри и кабекар региона Таламанка в Коста-Рике .
Южная Америка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2023 г. ) |
- Бразильская мифология - часть бразильского фольклора с культурными элементами различного происхождения, встречающаяся в Бразилии, включающая народные сказки, традиции, персонажей и верования относительно мест, народов и сущностей.
- Мифология Чана - народные сказки и верования народа Чана о местах, людях и существах вокруг них.
- Мифология Чилоте — культуры Чоно и Уильиче , живущие на архипелаге Чилоэ , у побережья южного Чили .
- Мифология гуарани — коренной народ Гран-Чако , особенно в Парагвае и некоторых прилегающих районах Аргентины , Бразилии , Боливии и некоторых регионов южной части Южной Америки.
- Мифология инков ( Религия в Империи инков ) — южноамериканская империя, базирующаяся в центральном горном массиве Анд.
- Религия мапуче – коренной народ Чили.
- Мифология Муиски коренные жители Альтиплано Кундибоясенсе на современных восточных хребтах Колумбийских - Анд.
- Селькнамская мифология
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ К.Л. Пирс (11 мая 2012 г.). Индейская мифология . ООО «Гринхейвен Паблишинг». стр. 10–. ISBN 978-1-4205-0951-9 .
- ^ Цитируемые источники доступны для чтения в Интернете на таких сайтах, как archive.org.
- ^ История Гайаваты
- ^ Туэйтс, Рубен Голд (редактор): Отношения иезуитов и сопутствующие документы, путешествия и исследования миссионеров-иезуитов в Новой Франции 1610–1791 . Hurons, Vol. X, 1636 г. и Том. XII, Квебек, 1637 г. (Кливленд: Компания братьев Берроуз, 1898 г.) . с. Что гуроны думают о своем происхождении.
- ^ Барбо, CM (1915). «Мифология Гуронов и Виандотов с приложением, содержащим ранее опубликованные записи»: Происхождение мира. дои : 10.4095/103488 . hdl : 2027/uc1.32106000740347 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Кертис, Натали: Книга индейцев (Нью-Йорк и Лондон: издательство Harper and Brothers, 1907) .
- ^ Перейти обратно: а б Леланд, Чарльз Годфри и Принс, Джон Дайнли: Кулоскап Мастер и другие стихи Алгонкина (Нью-Йорк: Funk & Wagnalls Company, 1902) .
- ^ Лиланд, Чарльз Г.: Алгонкинские легенды Новой Англии (Бостон: Houghton, Mifflin & Co., 1884) .
- ^ Скиннер, Алансон и Саттерли, Джон В.: Фольклор индейцев меномини (Нью-Йорк: Американский музей естественной истории, 1915) .
- ^ Перейти обратно: а б Лоуи, Роберт Х.: Мифы и традиции индейцев кроу (Американский музей естественной истории, 1918) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Висслер, Кларк и Дюваль, Д.: Мифология индейцев черноногих (Нью-Йорк: Американский музей естественной истории, 1908) .
- ^ Перейти обратно: а б Гриннелл, Джордж Берд: Сказки Ложи Блэкфут - История жителей прерий (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1892) .
- ^ Дорси, Джордж А.: Уичитские сказки, 1, 2 и 3 (Журнал американского фольклора, 1902, 1903 и 1904 годы) .
- ^ Дорси, Джеймс Оуэн: Язык сехига (Вашингтон: Вклад в североамериканскую этнологию, государственная типография, 1890) .
- ^ Истман, Чарльз А. и Истман, Элейн Гудейл: Вечера в вигваме - Пересказ народных сказок сиу (Бостон: Литтл Браун, 1909) .
- ^ Майкельсон, Трумэн: Пиганские сказки (Журнал американского фольклора, 1911) .
- ^ Гюнтер, Эрна (14 сентября 2016 г.). «Индейская литература» . Британская энциклопедия . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Маклафлин, Мари Л.: Мифы и легенды сиу (издатель неизвестен, 1916) .
- ^ Кребер, Ал.: Мифы и сказки Гро-Вентра (Нью-Йорк: Американский музей естественной истории, 1907) .
- ^ Муни, Джеймс: Мифы чероки (Журнал американского фольклора, 1888) .
- ^ Перейти обратно: а б Муни, Джеймс: Мифы чероки (Бюро американской этнологии, 1902) .
- ^ Перейти обратно: а б с Паулс, Элизабет; Фогельсон, Раймонд (27 мая 2019 г.). «Юго-Восточная Индия» . Британская энциклопедия . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ «Церемония зеленой кукурузы» . Индейские нетруты . 5 мая 2011 года . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Клейтон, Мэтт (2019). Мифология коренных американцев: захватывающие мифы коренных народов Северной Америки . Независимо опубликовано. стр. 6–7. ISBN 9781696130752 .
- ^ Барретт, С.А.: Составной миф об индейцах помо (Журнал американского фольклора, 1906) .
- ^ Мерриам, К. Харт: Рассвет мира: мифы и странные сказки, рассказанные индейцами меван (мивок) Калифорнии (Кливленд: компания Arthur H. Clarke Co., 1910) .
- ^ Диксон, Роланд Б.: Сказки Ачомави и Ацугеви (Журнал американского фольклора, 1908 и 1909) .
- ^ Перейти обратно: а б Александр, Хартли (2012). Индейская мифология . Дуврские публикации. стр. 239–241. ISBN 9780486122793 .
- ^ Кребер, А. (1925). Справочник индейцев Калифорнии . ГПО стр. 609.
- ^ Перейти обратно: а б Вот, HR: Традиции хопи (Публикация Полевого Колумбийского музея, 190 .
- ^ Перейти обратно: а б Годдард, Плини Эрл: Мифы и сказки апачей Белой горы (Нью-Йорк: Американский музей естественной истории, 1919 .
- ^ Ллойд, Дж. Уильям: «Индейские ночи, мифы и легенды пима Аризоны» (Вестфилд, Нью-Джерси: The Lloyd Group, 1911) .
- ^ Перейти обратно: а б Кушинг, Фрэнк Гамильтон: Народные сказки зуни (Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Путмана, 1901) .
- ^ Вайнер, Роберт С. (2015). «Сенсорный подход к экзотике, ритуальной практике и космологии в каньоне Чако» . КИВА . 81 : 3–4, 220–24. дои : 10.1080/00231940.2016.1147681 . S2CID 133336351 .
- ^ Боас, Франц (Ред): Народные сказки племен Салишан и Сахаптин (Нью-Йорк: Американское фольклорное общество, 1917) .
- ^ Сапир, Эдвард и Кертин, Иеремия: Тексты Вишрама вместе с рассказами и мифами Васко (Публикации Американского этнологического общества, 1909) .
- ^ Тейт, Джеймс: Традиции индейцев реки Томпсон в Британской Колумбии (Бостон и Нью-Йорк: Houghton, Mifflin & Co. / Лондон: Дэвид Натт 1898) .
- ^ Кертин, Иеремия: Мифы модоков (Бостон: Литтл, Браун, 1912) .
- ^ Боас, Ф. (2013). Центральный эскимос . Читайте книги. ISBN 1473310792 .
- ^ Белл, Роберт: Легенды индейцев-рабов реки Маккензи (Журнал американского фольклора, 1901) .
- ^ Тейт, Джеймс А.: Сказки Талтана 1 и 2 (Журнал американского фольклора, 1921) .
- ^ Тейт, Джеймс А.: Каска Сказки (Журнал американского фольклора, 1917) .
- ^ Суонтон, Джон Р.: Тлинкитские мифы и тексты (Бюро американской этнологии, 1909) .
- ^ Боас, Франц: Цимшианская мифология (Бюро американской этнологии, 1916) .
- ^ Суонтон, Джон Р.: Тлинкитские мифы и тексты (Бюро американской этнологии, 1909) .
- ^ Перейти обратно: а б Роос, Дэйв (11 октября 2018 г.). «Человеческие жертвоприношения: почему ацтеки практиковали этот кровавый ритуал» . History.com . Телевизионные сети A&E . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Клейтон, Мэтт (2018). Ацтекская мифология: захватывающие ацтекские мифы о богах, богинях и легендарных существах . Независимо опубликовано. стр. 14–22. ISBN 9781952191275 .
Библиография
[ редактировать ]- Розалинд Кервен (2018) Сборник «Мифы коренных американцев», 1636–1919 гг . Говорящий камень. ISBN 9780953745487
- Эрдос, Ричард и Ортис, Альфонсо: мифы и легенды американских индейцев (Нью-Йорк: Pantheon Books, 1984)
- Коротаев, Андрей и др. Какие гены и мифы принесли в Новый Свет разные волны заселения Америки? История и математика 6 (2017): 9–77 .
- Томпсон, Стит: Народные сказки североамериканских индейцев (издательство Университета Индианы, 1929)
- Колин Ф. Тейлор (1994). Мифы и легенды коренных американцев . Смитмарк Паблишерс, Инкорпорейтед. ISBN 978-0-8317-6290-2 .
- Сэм Д. Гилл; Ирен Ф. Салливан (1994). Словарь индейской мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-508602-7 .
- Диана Фергюсон (2001). Мифы коренных американцев . Стерлинг Паблишинг Компани Инкорпорейтед. ISBN 978-1-85585-824-4 .
- Дон Элейн Бастиан; Джуди К. Митчелл (2004). Справочник по индейской мифологии . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-533-9 .
- Фред Рамен (2008). Индейская мифология . Издательская группа Розен. ISBN 978-1-4042-0738-7 .
- Том Ловенштейн ; Пирс Витебский (2011). Мифы и верования коренных американцев . Издательская группа Розен. ISBN 978-1-4488-5992-4 .
- Хартли Берр Александр (2012). Индейская мифология . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-12279-3 .
- Льюис Спенс (2012). Индейские мифы . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-11235-0 .
- К.Л. Пирс (2012). Индейская мифология . Книги Люцента. ISBN 978-1-4205-0716-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Янг, Фрэнк В. «Пятый анализ истории о звездном муже». В: Этнология 9, вып. 4 (1970): 389–413. дои: 10.2307/3773045.