Jump to content

Салишанские устные рассказы

Устные рассказы Салишана состоят из совокупности традиционных повествований носителей языков Салишан , населяющих Британскую Колумбию , Канаду, а также в Монтане , Айдахо , Вашингтоне и Орегоне в США . У каждого из многих народов в этих группах есть свои собственные истории, и каждый рассказчик может интерпретировать их по-своему, но многие истории народов Салиш схожи, имеют общие темы и характеры, а также имеют общее историческое происхождение от прото-Салишан. культура давно. [ 1 ] Самыми ранними описаниями устных традиций салишанских народов были сборники мифологии Нуксалки (Белла Кула) антрополога Франца Боаса .

Многие салишанские народы различают два основных жанра повествования: один - традиционные истории, примерно соответствующие тому, что по-английски называется мифом, и действие которых происходит в эпоху мифов до наступления современной эпохи, в которой растения, животные и погодные явления антропоморфизируются. . Другой тип историй включает исторические отчеты и «новости» или информационные истории. Для Нлака'памукса регионов Каньона Фрейзер - Никола в Британской Колумбии жанр традиционного повествования называется sptékʷɬ , тогда как информационное повествование называется spíləẋm , в Монтане Салиш (Плоская голова) различие проводится между sqʷlú(ṁt) и sṁiʔṁíy , и в других салишанских языках есть подобные пары. [ 2 ]

Одно важное различие между устными традициями Салишана и западной литературой заключается в том, что традиционные повествования Салишана не считаются вымышленными или результатом творчества рассказчика, а скорее передают реальные знания о мире, переданные от старейшины. Рассказчик также не «владеет» историей, хотя лучшие рассказчики придают повествованию личный оттенок. Скорее, истории считаются существовавшими ранее и содержащими все знания о мире. Демонстрируя значимость традиционных повествований, старший Джо Каллуя из Монтаны Салиш заявил, что «Все, что вам нужно знать о жизни, содержится в рассказах о Койотах - если вы просто внимательно слушаете», и спросил, что случилось с Койотом из рассказов о Койотах , Каллуя. ответил: «Вы верите, что Христос когда-нибудь вернется, не так ли? Ну, Койот тоже когда-нибудь вернется». [ 3 ]

Из мифологии Калиспеля, внутреннего салишского народа.

[ редактировать ]
  • В некоторых историях рассказчика Плоскоголового Лассау Редхорна и рассказчика Калиспела Домиси Мичелл верховное божество называется Амоткен , добрый пожилой человек, живущий один на небесах . [ 4 ] Он создал пять женщин из пяти волос своей головы и спросил их, кем они хотят быть. Каждый дал ему разный ответ: зло и жестокость, добро, мать Земли, огонь, вода. Амоткен сделал, как они просили, и заявил, что зло будет править Землей какое-то время, но в конце концов добро победит.

Из традиций сквксвумеша, народа прибрежных салишей.

[ редактировать ]

Из традиций святых Айлей (Чехалисов)

[ редактировать ]

Сент -Айлы , живущие в Чехалисе, Британская Колумбия , имеют обширные традиции, касающиеся снежных людей , которых они считают другим племенем и с которыми продолжают встречаться и в наше время. Согласно рассказам Стс'Эйлса, снежные люди говорят на языке Дугласа, то есть статимке , версии статимцетов, на которых говорят в Порт-Дугласе , в верховьях озера Харрисон . [ 6 ] [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Томпсон, М. Терри; Эгесдал, Стивен М. (ред.) (2008). Салиш Мифы и легенды: рассказы одного народа . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN  9780803210899 . {{cite book}}: |first2= имеет общее имя ( справка )
  • Кларк, Элла Э. (1988). Индийские легенды Северных Скалистых гор (2-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  9780806120874 .
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c69fc8998fb26e1d3daa151d52969f7c__1721747340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/7c/c69fc8998fb26e1d3daa151d52969f7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salishan oral narratives - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)