Сквомиш люди
Часть серии о |
Сквомиш люди |
---|
![]() ![]() |
Общая информация |
Население |
3893 ок. |
Сообщества |
|
Родственные народы |
Цлейл-Ваутут , Маскеам , Шишал , Нуксак , Береговой Салиш |
Народ сквомиш ( Squamish : Skwxwúʔmesh (исторически транслитерируется как Ско-ко-миш ) — коренной народ северо-западного побережья Тихого океана . [1] Археологические данные показывают, что они жили в этом районе более тысячи лет. [2] было зарегистрировано 3893 участника группы В 2012 году в Squamish Nation . [3] Их язык — сквомишский язык или Sḵwx̱wúʔmesh snichim , считающийся частью прибрежных салишских языков . [4] и считается почти вымершим : по состоянию на 2010 год на нем свободно говорят всего 10 человек. [5] Традиционная территория находится сейчас на юго-западе Британской Колумбии , Канада , и охватывает Пойнт-Грей в качестве южной границы. Отсюда он продолжается на север до Робертс-Крик на Саншайн-Кост , вверх по заливу Хоу-Саунд . Северная часть включает реки Сквомиш , Чиамус , Элахо и Мамкуам . Вверх по реке Чиамус он включает земли за Уистлером, Британская Колумбия . Южная и восточная часть их территории включает Индиан-Арм , вдоль залива Беррард , через Фолс-Крик, затем Инглиш-Бэй и Пойнт-Грей . [4] [6] : 34 Сегодня люди Сквомиш живут в основном в семи общинах, расположенных в Западном Ванкувере , Северном Ванкувере , а также в округе Сквомиш и поблизости от него .
Человек | Sḵwx̱wúʔmesh |
---|---|
Люди | Sḵwx̱wúʔmesh |
Язык | Skwxwú7mesh снимет |
Страна | Skwxwúʔmesh-ulh Temíxw |
История, культура, социальные обычаи и другие знания народа сквомиш передавались в устной традиции из поколения в поколение без письменности. Сегодня устная традиция продолжает оставаться фундаментальным аспектом их традиционной культуры. [6] : 28–29 Это продолжалось до контакта с европейцами и болезней в 1791 году, которые вызвали радикальные изменения в людях и культуре. [7] Чарльз Хилл-Таут стал первым европейцем, задокументировавшим устную историю Сквомиша в начале 1900-х годов. Позже многие антропологи и лингвисты начали работать с информаторами и старейшинами сквомиш, чтобы документировать культуру и историю сквомиш. Хотя первый зарегистрированный контакт с европейцами произошел с Джорджем Ванкувером и Хосе Марией Нарваесом в 1791–1792 годах, [8] болезнь опустошала большую часть населения и раньше, в 1770-х годах. [9] В последующие десятилетия новые болезни, включая грипп , значительно сократили население. Наряду с притоком новых иностранцев, узурпация земель их предков, а затем политика ассимиляции со стороны канадского правительства вызвали значительный сдвиг в их культуре, образе жизни и обществе.
История
[ редактировать ]
Устная традиция
[ редактировать ]Устная традиция передает историю, литературу , право и другие знания устно из поколения в поколение, без письменной системы, и составляет основу большей части истории народа сквомиш. Передача этой истории рассматривается как «долг ответственных старейшин». [10] Аристократами считались те, кто обладал большими знаниями. Как и у других коренных народов северо-западного побережья Тихого океана , у сквомиш есть истории о братьях-трансформерах, которые путешествовали по миру, трансформируя вещи и людей. [6] : 28–29 Другие истории, передаваемые из поколения в поколение, рассказывают о персонажах-предках, которые что-то делали или участвовали в событиях. Устные традиции и история, включая новые события, продолжают передаваться в такой форме и по сей день.
Устная история Сквомиш восходит к «отцам-основателям» их народа. Пожилой информатор народа сквомиш по имени Мелхв, которому, как утверждается, было более 100 лет, дал интервью Чарльзу Хилл-Тауту в 1886 году. Он изложил устную историю о происхождении мира и рассказал о том, что «вода была повсюду». Но вершины гор вышли из моря и образовалась суша. Первого появившегося человека звали «X̱i7lánexw». [11] : 2 Ему подарили жену, тесло и ловушку для лосося. X̱i7lánexw и его жена населили эту землю, и сквоми произошли от этих предков. Доминик Чарли рассказал аналогичную историю в 1965 году о происхождении своего народа. [12] : 16
Их устная история также говорит о Великом Потопе . В истории, которая, как говорят, произошла в Чиямеше ( Чиамус ), в долине Сквомиш , человек, переживший наводнение, шел по реке, чувствуя себя подавленным из-за потери своего народа в результате наводнения. Тогда Громовержец помог ему и накормил. Он продолжил свой путь вниз по реке, неся еду, собранную Громовой Птицей, когда Громовая Птица сказала ему, где остановиться, и что он даст ему жену. Отсюда произошли жители Чиямеша. [12] : 13 [13] В другой истории о первопредках впервые появились двое мужчин: Шенх и Чеквэлхп . [14] [12] : 20 расположен в месте, известном сейчас как Гибсонс, Британская Колумбия . Первым человеком, появившимся здесь, был Цеанхтн, затем появился второй человек по имени Шшелалтн. Люди заселили эту землю большими семьями, и многие сквоми заявляют, что произошли от этих предков. [11] : 284
Эпидемии болезней
[ редактировать ]В 1770-х годах оспа (большая оспа) уничтожила по меньшей мере 30 процентов коренного населения северо-западного побережья Северной Америки, включая многих сквамишей. Эта болезнь была одной из самых смертоносных, поразивших регион в течение следующих 80–100 лет. За 80-летний период с 1770 по 1850 год от оспы , кори , гриппа и других болезней погибло множество деревень и общин. Сохранившиеся устные предания описывают эпидемию 1770-х годов. «Пожилой информатор» сквомиш в 1890-х годах рассказал историю катастрофической болезни этнографу Чарльзу Хилл-Тауту . Поскольку теперь известно, что оспа переносится только человеком. [15] неясно, была ли связь с лососем просто совпадением или, возможно, описанная болезнь на самом деле не была оспой. Тем не менее, Хилл-Таут написал:
«Их постигло ужасное несчастье. … В один из лососевых сезонов рыбы оказались покрыты язвами и пятнами, что сделало их непригодными для употребления в пищу. Поскольку люди в значительной степени зависели от этого лосося как запаса пищи на зиму, им приходилось ловить и лечить их, как только могли, и хранить их для пропитания. Они откладывали их употребление до тех пор, пока не закончилась другая еда, а затем началось ужасное время болезней и страданий. Ужасная кожная болезнь, отвратительная на вид, охватила всех одинаково. Никто не был пощажен. Мужчины, женщины и дети заболели, подхватили болезнь и умирали в агонии сотнями, так что, когда пришла весна и появилась свежая еда, из всего их числа едва ли остался человек, чтобы получить ее. Лагерь за лагерем, деревня за деревней оставались пустынными. Остатки которых, - сказал старик в ответ на мои вопросы по этому поводу, - сегодня находят на старых турбазах или кучах мусора, над которыми на протяжении многих поколений рос лес. Мало-помалу остатки, оставленные болезнью, снова превратились в нацию, и когда первые белые люди приплыли вверх по Сквомишу на своих больших лодках, племя снова стало сильным и многочисленным». [9]
Эпидемия 1770-х годов была первой и самой разрушительной, за ней последовали другие. В течение следующих нескольких десятилетий эту территорию поразили другие разрушительные вспышки: эпидемия оспы в 1800–01 годах, грипп в 1836–37 годах, корь в 1847–48 годах и снова оспа во время эпидемии оспы на северо-западе Тихого океана в 1862 году .
Европейская колонизация и индийские резервы
[ редактировать ]
В 1792 году народ сквомиш впервые зарегистрировал контакт с европейцами, когда британский капитан Джордж Ванкувер и испанский капитан Хосе Мария Нарваес вошли в залив Беррард. [16] Европейская экспансия во время бума торговли мехом , золотой лихорадки и последующей колонизационной политики канадского правительства открыли новый образ жизни сквомиш. Через несколько лет они быстро превратились в небольшое меньшинство из-за роста заболеваемости, перемещения со своей земли и роста населения Европы и Азии .
В начале 19 века Форт Лэнгли был первым крупным торговым постом компании Гудзонова залива . В это время продолжалась торговля между Сквомишом и Фортом Лэнгли. В 1858–1859 годах золотая лихорадка каньона Фрейзер привела на эту территорию больше иностранных поселенцев, но крупное заселение началось только после завершения строительства Канадско-Тихоокеанской железной дороги , в результате чего больше иностранцев из восточной Канады. Во время строительства железной дороги договорного канадское правительство пыталось урегулировать земельные вопросы в прериях в рамках процесса.
Сквомиш были объектом интенсивных миссионерских усилий, а Католическая энциклопедия 1913 года описала сквомиш как «почти полностью католиков». [17]
В 1876 году был принят Закон об индейцах , и Объединенная комиссия по резервациям индейцев оцепила участки земли или индейские резервации , распределив коренное население по определенным территориям. Этими резервами управляли и контролировали индийские агенты Министерства по делам Севера и Индии . В то время на базе уже существовавших деревенских участков были выделены многочисленные резервы, а затем во главе каждого заповедника были назначены вожди.
Примерно в то же время некоторые резервные земли были проданы у их семей и вождей как незаконно, так и законно. Одним из примеров этого был случай с индейским заповедником Китсилано, местонахождением которого был Сенахв . Части этого резерва были экспроприированы как в 1886, так и в 1902 году. [18] Семьи были вынуждены покинуть дом и пообещали заплатить за «продажу». Семьи, жившие в деревне, были помещены на баржу и отправлены в море с намерением перебраться в район реки Сквомиш . [19] Лишь в 1923 году руководители резервов объединились в единую Sḵwx̱wú7mesh Úxwumixw , чтобы управлять всеми своими резервами.
В 1906 году делегация вождей Британской Колумбии отправилась в Лондон, чтобы добиться аудиенции у короля Эдуарда VII по поводу земли, конфискованной правительством Канады в рамках резервной системы. Джо Капилано путешествовал вместе с вождем Ковичана Чарли Исипеймилтом и вождем Шусвапа Бэзилом Дэвидом, но их просьбы о встрече с королем были отклонены.
География
[ редактировать ]
Растительность ольхи родины народа сквомиш — густой тропический лес умеренного пояса , образованный в основном хвойными породами с распространением клена и площади , а также большие болот . [20] [21] Вечнозеленые деревья представляют собой типичную прибрежную смесь пихты Дугласа , западного красного кедра и западной болиголова . [22] Самые большие деревья старовозрастного леса были расположены вокруг залива Беррард , склонов Сенахва и территории, ныне известной как Фолс-Крик . Это изобилие природных ресурсов способствовало развитию богатой культуры народа Сквомиш.
Традиционная территория Сквомиша простирается на 673 540 гектаров. Сквомиш на постоянной основе поселился в заливе Беррард, чтобы работать на мельницах и торговать с поселенцами в середине 1800-х годов. Эти южные районы Индийского рукава , вдоль залива Беррард, через Фолс-Крик, затем Инглиш-Бей и Пойнт-Грей, теперь служат оспариваемой южной границей. Традиционно Сквомиш миновал бы Пойнт-Аткинсон и Хоу-Саунд до Пойнт-Грей. Отсюда он двинулся на север к Робертс-Крик на Саншайн-Кост и вверх по Хоу-Саунд. Северная часть включала Сквомиш , остров Боуэн и реки Чиамус , Элахо и Мамкуам . Вверх по реке Чикамус территория Сквомиша включала земли за Уистлером, Британская Колумбия .
Территория Сквомиша также пересекалась с территориями соседних коренных народов. Территория разделена между территориями Маскуама , Цлейл -Ваутута на юге и Лилвата на севере. Эти соседние народы также имеют названия на языке сквомиш. Цлейл-Ваутут — это Селилвитулх , Шишалы — Шишальх , Мускеам — Швметсквиям , а Лил’ват — Люксвелс . [23] Робертс-Крик считается границей между территорией Сквомиш и Шишала . Сквомиш культурно и исторически схожи, но политически отличаются от своих собратьев, Цлейл-Ваутут. Благодаря смешанным семейным бракам и правам на землю, которые часто сопровождали их, многие места для сбора ресурсов также стали общими.
Ванкувер и прилегающие муниципалитеты расположены на традиционной территории сквомиш, что делает сквомиш одним из немногих коренных народов в Канаде, чьи общины есть в мегаполисах или вблизи них. Из 673 540 гектаров их традиционной территории в настоящее время менее 0,5% составляют резервные земли, отведенные народу сквомиш . Именно в этих заповедниках существует большинство нынешних сообществ сквомиш.
Территория и деревни
[ редактировать ]
Народ сквомиш живет на всей территории и за ее пределами. Большинство людей живут в индейских резервациях (около 2252 человек проживают в резервациях) на территории Сквомиш. [3] В 9 из 26 заповедников Сквомиш есть сообщества. Эти сообщества находятся в Северном Ванкувере , Западном Ванкувере и вдоль реки Сквомиш . Заповедники расположены на давно оккупированных деревенских стоянках, турбазах и исторических объектах. В старых деревнях большие большие семьи жили в большом длинном доме. Один такой дом был зарегистрирован в современном Стэнли-парке в старой деревне Ксуэйксуэй в конце 1880-х годов. Было зарегистрировано, что его длина составляла 60 метров, а ширина около 20 метров. Сообщается, что в доме проживало 11 семей.
Ниже приведена схема деревень Сквомиш, как прошлых, так и нынешних, с обозначением их заповедников и другой информацией.
Имя Сквомиш | НАСИЛИЕ | Перевод | Расположение | Англизированные , архаичные варианты или адаптации |
---|---|---|---|---|
Сенахв | Произношение Салишан: [сенакʷ] | Внутри головы | Индийский заповедник Китсилано № 6; Ваньер Парк; Ванкувер, Британская Колумбия | Снаук, Снаук |
Ух ты | Произношение Салишан: [χʷaj̰χʷaj] | Место масок | Арка лесоруба; Стэнли Парк | эй эй |
Xwmélch'stn или Xwmélts'stn | Произношение Салишан: [xʷəmə́lt͡ʃʼt͡stn] | Быстро катящиеся воды | Индийский заповедник Капилано №5; Западный Ванкувер, Британская Колумбия | Капилано, Гумульхстн |
Эслхан7ан | Произношение Салишан: [əsɬáʔan] | Против этого . [24] [Примечание 1] | Миссия Индийский резерв №1; Северный Ванкувер | Уставн, Эслахан, Услав |
Ch'ich'elxwi7ḵw | Произношение Салишан: [ʃʼítʃʼəlxʷiʔqʷʼ] | Нет перевода. рыбацкая деревня у плотины | Индийский заповедник Сеймур-Крик № 2; Река Сеймур , Северный Ванкувер | Никто. |
Родной | Произношение Салишан: [át͡snat͡ʃ] | Залив | Резервный залив Беррард № 3; Северный Ванкувер | Никто. |
Ч'хв'элхп или Шенк | Произношение Салишан: [t͡ʃʼəqʷəɬp] или Произношение Салишан: [stʃən̰q] | Нет перевода. | Индийский заповедник Чеквельп № 26, Гибсонс, Британская Колумбия | Чеквельп; Шенк |
Ḵíḵ'elx̱en | Произношение Салишан: [qʼíqʼəlxn] | Маленький забор | Индийский заповедник Кайкалахун №1. 25, Порт-Меллон, Британская Колумбия | Кайкалахун |
Мне жаль | Произношение Салишан: [t͡sít͡susəm] | Нет перевода. | Потлач-Крик, Хау-Саунд, Британская Колумбия | Никто |
Ста7мес | Произношение Салишан: [stáʔməs] | Нет перевода. | Индийский заповедник Ставамус № 24, под Ставамус-Чиф горой . | Ставамус |
Йеквапсем | Произношение Салишан: [jə́kʷ'apsəm] | Верхняя часть шеи. | Индийский заповедник Йекваупсум № 18; Сквомиш, Британская Колумбия . | Из Кваупсума |
Ḵéla7en | Произношение Салишан: [qʷ'ə́laʔən] | Ухо | Индийский заповедник Йекваупсум № 18; Сквомиш, Британская Колумбия , Магазины . | Никто |
Каутин | Произношение Салишан: [каутин] | Нет перевода. | Индийский заповедник Ковтайн № 17; Сквомиш, Британская Колумбия | Ковтайн |
Сийичьем | Произношение Салишан: [sij̰ít͡ʃ'am] | Уже полный | Индийский заповедник Сиихем № 16; Сквомиш, Британская Колумбия | Пойдем |
Wíwḵ'em | Произношение Салишан: [wíwq'am] | Открытый рот | Индийский заповедник Вайвайкум № 14; Сквомиш, Британская Колумбия | Вода |
Пухвай-усем | Произношение Салишан: [puqʷaj̰úsəm] | Иметь заплесневелое лицо | Индийский заповедник Покиосин № 13; Сквомиш, Британская Колумбия | Покиосин |
Чиямеш | Произношение Салишан: [t͡ʃ'ijáqməʃ] | Рыбные плотины; Люди Рыбной Плотины | Индийский заповедник Чиамус № 11; Сквомиш, Британская Колумбия | Чеамус |
Скавшн | Произношение Салишан: [skáwʃn] | Спуск стопы | Сковишин Индийский заповедник № 7; Сквомиш, Британская Колумбия | Сковишин |
Пуйям | Произношение Салишан: [p'uj̰ám̰] | Почерневший от дыма | Индийский заповедник Поям №1. 9; Сквомиш, Британская Колумбия | Поям |
Общество
[ редактировать ]
Семейное управление
[ редактировать ]Традиционно руководство группировалось так, что в каждой семье был сийам , что в широком переводе переводится как «очень уважаемый человек». Этот человек будет действовать в интересах своей семьи и принимать решения на основе группового консенсуса семьи, которую он представляет. Сийама . описывают как «... лучшего говорящего - не председателя (у нашего народа) нет председателя - но человека, который говорит самые мудрые вещи» [25] Сияма обычно выбирали по таким факторам , как его статус и уважение в обществе, деревне и других коренных народах, а также то, насколько он олицетворял характеристики благородного человека, такие как смирение, уважение, щедрость и мудрость.
Социальная структура
[ редактировать ]Классовая структура сквомиш похожа на структуру других народов побережья Салиш. В отличие от европейской классовой структуры, характеризующейся пирамидой, классы Сквомиш исторически были структурированы по принципу, более напоминающему перевернутую грушу. Дворянство, аристократы и им подобные были наиболее густонаселенными, при этом простолюдины составляли значительную, но меньшую часть общества по сравнению с дворянством. [26] Самой маленькой группой были рабы , которыми владели только высокопоставленные дворяне.
Дворянство признавалось по трем ключевым факторам: богатству, особенно количеству богатства, которое оно распределяло среди людей; ценности, особенно степень, в которой ценности, исповедуемые человеком и его семьей, отражают ценности народа; и знания, включая обладание и обмен знаниями по истории, традициям и культуре, а также знание навыков, как практических, так и духовных.
Разделение богатства высоко ценилось и практиковалось большинством высокопоставленных и богатых семей. Такое распределение богатства является ключевым компонентом фестиваля дарения подарков потлач и поощрялось демонстрацией таких ценностей, прославляемых в культуре, как щедрость, смирение и уважение. Некоторые семьи считались дворянскими из-за их связи с духовными силами или церемониалами. Шаманы , пророки и врачи считались знатными из-за их подготовки и опыта. Некоторые должности или должности, занимаемые членами сообщества, также обозначали членов этого класса. Эти позиции часто были связаны с горным козлом, например, охота или плетение одеял из шерсти горного козла. Класс человека не всегда был предопределен и установлен на всю жизнь в рамках этой системы, и до контакта с европейцами простолюдины или рабы имели возможность иногда подниматься по служебной лестнице и однажды достичь более высокого классового звания.
В ценностях культуры сквомиш ключевое значение имели уважение друг к другу и щедрость как богатства мудрости, так и материальных благ. Мудрость или знания передавались через устные и визуальные «учения». Во многих западных концепциях богатства бедные и люди с низким уровнем формального образования могут рассматриваться как люди, которые мало что могут предложить. Со Сквомишом все было не так. Как заметил Энди Полл : «Долгом более ответственных индейцев было следить за тем, чтобы история и традиции нашей расы должным образом передавались потомкам. Знание нашей истории и легенд было таким же, как образование среди белых людей. те, кто обладал им, считались аристократами. Те, кто был равнодушен, будь то взрослые или дети, были негодяями. Не имея возможности передать это в письменной форме, аристократы тратили много времени на то, чтобы донести эти знания до молодежи. Это была ответственная обязанность. ответственных старейшин». [27]
Одной из практик, исторически применявшихся сквомишами, был обычай, называемый « плоский лоб» . Голову младенца помещали в деревянную модель бюста головы и плеч, чтобы постепенно изменить форму головы на более уплощенную в области лба. Такая форма считалась привлекательной и считалась признаком благородства. Последним Сквомишом, который, как известно, выполнял эту практику, был Тим Муди. [28]
Свойство
[ редактировать ]В обществе Сквомиш многие вещи считались собственностью , которые не всегда назывались таковыми в европейских обществах. Сюда входили имена, истории, церемонии и песни. Это понятие собственности больше похоже на то, которое рассматривается в современном законодательстве об интеллектуальной собственности . Другая собственность включала места для рыбалки и ловушки для охоты, а также ягодные грядки, каноэ и произведения искусства. Права на места для охоты, рыбалки или сбора пищи могли быть получены путем бракосочетания с людьми из других деревень или народов.
Имена были разновидностью собственности, передаваемой из поколения в поколение. Имена, данные молодому человеку после прохождения обряда посвящения, скорее всего, были взяты от умершего предка семьи. Прежде чем получить это имя, детей называли «прозвищами» или «именами домашних животных», которые сохранялись до тех пор, пока они не получили свое «наследственное имя». Эти имена предков считаются важными, поскольку многие из них передавались из поколения в поколение. Имена передавались по наследству только по кровной связи с предком.
Места и ресурсы, считающиеся собственностью, были определены гораздо менее четко, чем в европейской правовой традиции. Обычно на местах не было четко очерченных границ, хотя иногда определенные ориентиры служили пограничными знаками. Ценность и право собственности на места обычно коррелируют с ценным ресурсом в этом месте, а не с явными физическими характеристиками. Обычно речь шла о источниках пищи, таких как ручьи лосося, нерестилища сельди, ягодные участки и рыболовные ямы.
Семья и родство
[ редактировать ]Родство Сквомиш основано на свободной патрилинейной структуре с большими расширенными семьями и общинной деревенской жизнью. Территорию населяли многочисленные деревни, в каждой деревне было много длинных домов. Каждый длинный дом сам по себе представлял собой сообщество, в котором жили несколько родственных семей. Число семей варьировалось в зависимости от размера дома. В теплое время года и во время собраний в каждом доме возникало множество пожаров, часто по одному на каждую семью. В зимний период один костер использовался для проведения обрядов и духовной работы в доме.
Исторически сложилось так, что брак заключался либо посредством брака по расчету, либо жениха, предлагающего потенциальный брак отцу своей будущей жены. Если отец одобрял брак, он приглашал жениха в свой дом после проведения испытания или испытания над молодым человеком. Только самые богатые люди также практиковали многоженство.
Культура
[ редактировать ]
Историко-культурный контекст
[ редактировать ]За свою историю их культура претерпела большие изменения за последние несколько сотен лет с момента начала контактов и колонизации. История школ-интернатов и запрета потлача были частью того, как канадское правительство пыталось искоренить их культурные традиции. Это привело к десятилетиям последствий почти полного исчезновения их языка, ассимиляции в основное западное общество и травм, передаваемых из поколения в поколение. Несмотря на эти моменты в их истории, большая часть их культуры все еще нетронута. Некоторые части их культуры несуществующие, но исторические, некоторые части изменились под влиянием современного мира, а некоторые являются культурными явлениями, но не являются историческими в смысле «до контакта».
Обычаи и повседневная жизнь
[ редактировать ]Повседневная жизнь Сквомиша вращается вокруг деревенской общины. До контакта деревня состояла из нескольких жилищ, называемых Длинными домами , в которых могла проживать большая большая семья. В типичном длинном доме разные ветви большой семьи будут действовать в разных частях дома. Стандартный дом будет иметь ширину 30 футов, длину 40 футов и высоту 19–13 футов, но их размер может варьироваться в зависимости от размера семьи. На их территории многие деревни жили вблизи ресурсных или культурно значимых мест. Родственные узы связывали бы каждую из деревень и соседние коренные народы. Лосось был основным продуктом питания, и когда-то его было в изобилии в этом районе. Другие морепродукты, такие как сельдь, моллюски и тюлени. Ягоды и корни растений также наполняли рацион. Это составляло основу повседневной жизни.
В больших длинных домах проходят празднества и церемонии. В их длинных домах происходят такие вещи, как церемонии наречения имени, похороны, поминки умерших, свадьбы и духовные мероприятия. Сложные мероприятия, называемые « потлач », слово, означающее «отдавать », происходящее из жаргона чинук , — это когда хозяин или принимающая семья приглашают гостей принять участие в общественных мероприятиях. Положение человека в обществе зависит от того, насколько он отдал себя своему народу. Таким образом, проводятся потлачи, где подарки и материальные блага делятся с сообществом. [29] Готовят еду и устраивают большой пир для общины. Все продукты, которые ели их предки, считаются «традиционными продуктами» и обычно сопровождаются праздниками, прославляющими их местную культуру. Именно это мероприятие было запрещено и объявлено незаконным канадским правительством с 1884 по 1951 год. В это время их церемонии и мероприятия ушли в подполье, но были возрождены спустя годы.
До контакта путешествия в основном совершались на каноэ. Большие кедры срубают и вырезают из них одно каноэ, выкопанное из кедра. [30] Семьи отправлялись в разные деревни или страны, чтобы навестить своих родственников, или в летние месяцы отправлялись в богатые ресурсами кемпинги, чтобы собрать еду и материалы на холодные зимние месяцы. В 1992 году строительство и возрождение культуры каноэ возобновилось, когда было построено каноэ для путешествий по океану. Это каноэ длиной 52 фута было вырезано из цельного кедрового дерева. С тех пор было высечено несколько каноэ, предназначенных либо для использования одной семьей, либо для использования в масштабах всего сообщества.
Искусство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Язык
[ редактировать ]
Язык сквомиш , или Sḵwx̱wú7mesh sníchim, является языком предков народа сквомиш. Это считается важной частью культурного возрождения. Хотя язык близок к исчезновению , некоторые люди все еще используют его в церемониях, мероприятиях и простом разговоре. Поскольку этот язык находится в упадке, ни один ребенок не изучает его как родной, а все носители языка старше 65 лет, проводится большая работа по его сохранению и возрождению. Этот язык является частью языковой группы побережья Салиш и наиболее тесно связан с языками Шашишал (Sechelt) и ( Halkomelem ) и Xwsa7km ( Lhéchalosem ). Многие антропологи и лингвисты работали со сквомишами и их языком, включая Франца Боаса , Чарльза Хилл-Таута , Гомера Барнетта и Аэрта Х. Койперса .
С конца 19 века язык имеет свою историю. До контакта это был основной язык всех деревень, наряду с чинукским жаргоном . Большинство детей изучают чинук в качестве первого языка, потому что он очень простой, а затем, когда они становятся старше, язык сквомиш. После распространения болезней, вызвавших массовое сокращение населения, и колонизации территории, этот язык стал языком меньшинства на своих землях. Когда канадское правительство ввело политику ассимиляции в отношении их культуры и языка, была открыта школа-интернат, в деревне Эслхаан в которой обучались дети из многих деревень Сквомиш, а некоторые церковные чиновники отправляли детей в другую школу в Сешельте . В школе, где проживает много детей, 10 месяцев в году детям запрещали говорить на языке сквомиш. Это вызвало глубокое негодование по поводу использования этого языка, и поэтому следующее поколение выросло без какого-либо знания своего родного языка.
С годами английский стал основным языком. Затем, в 1960-е годы, было проведено большое количество документации и работы, направленных на возрождение языка сквомиш. Языковой проект Британской Колумбии Рэнди Бушара и Дорти Кеннеди подготовил дополнительную документацию под руководством этих двух основных участников этого проекта. Они разработали нынешнюю систему письма, которая используется в языке. В конце концов, в местной начальной и средней школе появились уроки языка сквомиш вместо обычного французского языка . Детская школа под названием Xwmelch'stn Estimxwataxw School, что означает Xwmelch'stn Littleones School , с классами от детского сада до 3, была построена для оказания помощи в языковом погружении , и планируется расширить ее до школы с программами полного погружения. [31]
Еда и кухня
[ редактировать ]
Питание
[ редактировать ]У прибрежных салишей были сложные методы управления земельными ресурсами, связанные со здоровьем и устойчивостью экосистем. В лесных садах на северо-западном побережье Канады растут яблони, фундук, клюква, дикая слива и дикая вишня. [32] Территория Сквомиша изобиловала богатыми источниками пищи: от наземных животных до морской жизни, растений и животных. Для мяса оленей , медведей , лосей , уток , лебедей и мелких грызунов, таких как белка. Из океанской еды это были мидии , морские икры, моллюски , моллюски , водоросли , сельдь, форель , крабы , ежи , сивучи , тюлени и все виды лосося . Из ягод и растений это были разные виды дикой черники , ежевики , ягоды лосося , ягоды салала , пять разных видов травы и корни разных растений. [33] олиганы Когда-то в их речной системе жили олиганскую смазку , и из нее когда-то делали . Морепродукты, особенно лосось, были их основным продуктом питания . Именно из-за такого изобилия морепродуктов и лосося их рацион был значительно насыщен натуральными жирами и маслами. оставалось относительно небольшое количество углеводов В результате в рационе . Чтобы обеспечить усвоение необходимых витаминов, они едят почти все части животных, которых добывают. Источниками кальция для коренных народов были измельченные кальцинированные ракушки, водоросли и водоросли. Витамин А получают из печени . Витамин С в основном содержится в ягодах и некоторых других растениях. Кишечник и желудок можно употреблять в пищу, чтобы получить витамин Е и витаминов группы В. комплексы В течение десятилетия после основания форта Лэнгли в 1827 году Сквомиш начали масштабное выращивание картофеля. [34]
Лосось
[ редактировать ]Как самый важный продукт питания, лосось пользовался уважением в культуре Сквомиш. На ежегодной весенней церемонии Дня благодарения или первой церемонии приготовления лосося для общественных собраний готовили специально приготовленную рыбу. После того, как община пировала, они следовали проверенному временем ритуалу, возвращая кости в воду. История рассказывает, как лосось попал к народу Сквомиш; у лосося есть свой мир и остров далеко в океане. Каждый год они приносят себя в жертву, чтобы накормить людей, но люди просят, чтобы после того, как люди покончат с ними, они вернули кости лосося обратно в океан, чтобы они могли вернуться.
Лосося ловили разными способами, наиболее распространенным из которых является рыболовная плотина . Эти ловушки позволяли опытным охотникам легко и без особых усилий поймать большое количество рыбы. , регулярно использовались рыбоплотины На реке Чеамус , получившей свое название от села Чиякмеш . Это переводится как «Люди рыбной плотины» , обозначая плотину, используемую в этой области. Этот метод рыбной ловли требовал активного сотрудничества между мужчинами, ловившими рыбу, и женщинами, работавшими на берегу и занимавшимися уборкой.
В прошлом лосося жарили на огне и ели свежим или сушили для консервации. Использование дыма над костром из ольхи или болиголова сохраняло лосося, поэтому его можно было хранить до двух лет. Его можно было замочить в воде и приготовить к употреблению. Со временем это превратилось в метод консервирования лосося путем консервирования . Консервы из лосося консервируют или маринуют, а затем хранят до зимы.
Известный Сквомиш
[ редактировать ]- Джо Капилано (ок. 1854–1910) боролся за признание прав и образа жизни коренных жителей.
- Август Джек Хатсахлано (1877–1971), знахарь из Сквомиша.
- Энди Полл (1892–1959), лидер сквомиш, активист, тренер и юрист.
- Гарриет Нахани (1935–2007), активистка за права коренных народов, выпускница школы-интерната и активистка по защите окружающей среды.
- Ян Кэмпбелл (1974 или 1975 г.р.), коренной канадский политик.
См. также
[ редактировать ]- Береговые салишские народы
- Прибрежные салишские языки
- История грузчиков Сквомиш и Цлейл-Ваутут, 1863–1963 гг.
- Сквомиш Нация
- Сквомиш язык
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Skwxwú7mesh sníchim, наше название на языке сквомиш переводится как «против него». Это связано с тем, как путешествовал наш Народ. При взгляде с каноэ это место представляло собой красивую плоскую бухту, простиравшуюся, казалось, до подножия Чичиюй/Сестёр/ Львиных гор ». См. ссылку выше. [ который? ] .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Skwxwu7mesh Snichim-Xweliten Snichim Skexwts / Squamish-английский словарь . Нация Сквомиш . 2011. ISBN 978-0-295-99022-4 .
- ^ Шуинар, Майк (31 марта 2016 г.). «Чаша, вдохновившая археолога Сквомиш» . Сквомиш Шеф . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Зарегистрированное население» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады . Проверено 19 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джейкобс, Питер. Управление в Sḵwx̱wúʔmesh (PDF) (кандидатская диссертация). Университет Британской Колумбии . п. VI.
- ^ Отчет о состоянии языков коренных народов Британской Колумбии за 2010 г. (PDF) (Отчет). Первый совет по народному наследию, языку и культуре. 2010. с. 23 . Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Реймер, Руди (Нямкс). Горы и скалы вечны: камни и пейзажи Сквксвумеша Уксвумиксва. Университет Макмастера (докторская диссертация). Университет Макмастера .
- ^ Маленький, Гэри. «Карта исследования Солнечного побережья Джорджа Ванкувера, 1792 год» . www.garylittle.ca . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Макдауэлл, Джим (1998). Хосе Нарваес: Забытый исследователь . Спокан, Вашингтон: Компания Артура Х. Кларка. стр. 50–60. ISBN 0-87062-265-Х .
- ^ Jump up to: а б «Эпидемия оспы опустошает коренных американцев на северо-западном побережье Северной Америки в 1770-х годах» . Historyink.com . Архивировано из оригинала 10 июня 2008 г. Проверено 29 марта 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Мэтьюз 1955 , стр. 266–267.
- ^ Jump up to: а б Бушар, Рэнди и Нэнси К. Тернер, Землепользование и занятость Индии Сквомиш. (Проект индейского языка Британской Колумбии, 1976 г.)
- ^ Jump up to: а б с Хацахлано, Август Джек и Чарли, Доминик. Легенды о сквомишах: Первые люди . Оливер Н. Уэллс, июнь 1966 г.
- ^ Кларк 2003 , с. 46.
- ^ Кларк 2003 , с. 19, ВСТАВКА.
- ^ Аткинсон, В; Хамборский, Дж; Макинтайр, Л; Вулф, С., ред. (2005). «Оспа» (PDF) . Эпидемиология и профилактика болезней, предупреждаемых с помощью вакцин (Розовая книга) (9-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Фонд общественного здравоохранения. стр. 281–306. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2010 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бейкер-Уильямс, Кирстен. «Возрождение языка сквомиш: от сердец и умов носителей языка» (PDF) . п. 15 . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ Муни, Джеймс (1912). . Католическая энциклопедия . Том. 14.
- ^ Хогбен, Дэвид (29 августа 2002 г.). «Земля Китсилано принадлежит туземцам, согласны судьи апелляционной инстанции» . Ванкувер Сан . п. А2. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г.
- ^ Ланкастер, Дина (1 сентября 2002 г.). «Туземцы принимают 92,5 миллиона от федералов» . Новости Северного берега . п. 10. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г.
- ^ «Стэнли Парк, Совет парков Ванкувера, 2006 г.» . Город Ванкувер . Проверено 7 ноября 2006 г.
- ^ Маргарет Э.А. Норт, Естественная история Ричмонда, Британская Колумбия , Университет Британской Колумбии
- ^ Окружающая среда Канады. «Нижний материковый экорегион» Повествовательные описания наземных экозонов и экорегионов Канады (№ 196). Проверено: 3 августа 2007 г. Архивировано 27 января 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Словарь нации сквомиш (2001). Sḵwx̱wú7mesh Sníchim-Xwelítn Sníchim Sḵexwts — Сквомиш-английский словарь . Вашингтонский университет Пресс . ISBN 978-0-295-99022-4 .
- ^ «Жилье и капитальные проекты Squamish Nation «Строим наше будущее» » (PDF) . 2009. с. 12 . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ Мэтьюз 1955 , с. 51.
- ^ Саттлс, Уэйн (1987). Очерки побережья Салиша . Talonbooks/Издательство Вашингтонского университета. п. 6. ISBN 0-88922-212-6 .
- ^ Мэтьюз 1955 , с. 183.
- ^ Мэтьюз 1955 , с. 185.
- ^ Мэтьюз 1955 , стр. 190, 266–267.
- ^ Мэтьюз 1955 , стр. 186–187.
- ^ Ланкастер, Дина. «Сквомиш строит новую школу» . Новости Северного берега. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г.
- ^ «Древние лесные сады коренных народов способствуют здоровой экосистеме: исследование СФУ - Новости СФУ - Университет Саймона Фрейзера» . www.sfu.ca. Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Чарли, Доминик. «Гэсси Джек - История раннего Ванкувера, Британская Колумбия, Канада» . www.gassyjack.com . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Мод, Ральф; Саттлс, Уэйн П. (1987). Очерки побережья Салиша . Ванкувер: Talonbooks . п. 139. ИСБН 0-88922-212-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Барман, Жан (2007) [2005]. Секрет Стэнли Парка: забытые семьи Вой-Вой, Ранчо Канака и Броктон-Пойнт . Мадейра Парк, Британская Колумбия: Издательство Harbour Publishing . ISBN 978-1-55017-420-5 .
- Мэтьюз, майор Дж. С. (1955). Беседы с Хахцахлано 1932–1954 гг . АСИН B0007K39O2 . Проверено 27 ноября 2015 г. - из Интернет-архива .
- Кларк, Элла Э. (2003). Индийские легенды Тихоокеанского Северо-Запада . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-23926-1 .
- Хилл-Таут, Чарльз . «Люди Салиш: Том II: Сквомиш и лиллуэт». Коготьбуки , 1978. ISBN 0-88922-149-9
- Эфрон, Сара. Носители сквомиша сохраняют язык живым . Джорджия Стрит . Проверено 28 января 2008 г.
- Первое традиционное исследование сквомиша, проведенное археологическими консультациями по наследию - получено 15 апреля 2008 г.