Стиллагуамиш люди
стулагабш | |
---|---|
![]() Территория Стиллагуамиш в 1855 и 2023 годах | |
Общая численность населения | |
237 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Вашингтон , США | |
Языки | |
Лушотсид , английский | |
Религия | |
Традиционная племенная религия и христианство , в т.ч. синкретические формы | |
Родственные этнические группы | |
другие народы, говорящие на лушутосиде |
Люди Стиллагуамиши ( Still-uh-GWAH-mish ; Lushootseed : stuləgʷabš ) [ 2 ] [ 3 ] Салиш с южного побережья [ 4 ] Люди, коренные жители долины реки Стиллагуамиш на северо-западе штата Вашингтон в США, недалеко от города Арлингтон, штат Вашингтон . [ 5 ] Стиллагуамиши говорят на северном лушутсиде , языке прибрежных салиш. Хотя использование языка сократилось, племя Стиллагуамиш продолжает предпринимать усилия по его возрождению.
Стиллагуамиш возник после окончания последнего ледникового максимума , заселив территорию, которая сейчас является долиной реки Стиллагуамиш после таяния льда. На протяжении тысяч лет Стиллагуамиши жили вдоль реки Стиллагуамиш. Современная нация Стиллагуамиш происходит от аборигенов Стиллагуамиш, подписавших Договор Пойнт-Эллиот в 1855 году как речное племя Столук-ва-миш. Хотя им была обещана оговорка в договоре, они ее не сделали, поэтому, хотя некоторые Стиллагуамиши переехали в Тулалип , большинство Стиллагуамишей остались на своей традиционной территории. В 1976 году индейское племя Стиллагуамиш получило федеральное признание, а в 2014 году была создана резервация. Сегодня большинство людей Стиллагуамиш принадлежат к племени Стиллагуамиш, а другие - к племенам Тулалип . [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Название «Стиллагуамиш» является англизированной версией их эндонима Лушутосид , stuləgʷabš . Имя Лушутосид означает «люди реки», от корневого слова stuləkʷ, означающего «река», и суффикса =abš, означающего «люди». [ 2 ] [ 3 ] Название stuləgʷabš - это дренажный термин, относящийся не к центральной деревне, а ко всем людям, живущим вдоль реки Стиллагуамиш. [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Народ Стиллагуамиш и их предки жили в этом регионе на протяжении тысячелетий. Хотя первые люди могли прибыть на северо-запад Тихого океана еще 30 000 лет назад, первое постоянное человеческое поселение в западном Вашингтоне началось 12 000–13 000 лет назад, после того как закончился последний ледниковый максимум и отступил ледник Вашон . [ 7 ] Археологические памятники, относящиеся к фазе Олкотта (~ 9000 лет назад ), приписываемые предкам палеоиндейцев Стиллагуамиша , были обнаружены в Арлингтоне и Гранит-Фолс. [ 8 ]
На протяжении тысяч лет Стиллагуамиши жили вдоль реки Стиллагуамиш, ловя рыбу в ней и ее притоках и охотясь в окрестностях. Стиллагуамиши исторически были тесно связаны с соседними народами, такими как снохомиш , саук и скагит . Некоторые люди Стиллагуамиша были связаны с народами, живущими так далеко на юге, как Дувамиш, или даже с народами плато, живущими за горами. Война была редкостью и обычно носила оборонительный характер в качестве возмездия за убийство, невыполнение обещаний, вторжение на территорию или набеги. [ 4 ] [ 7 ]
Из-за удаленности реки Стиллагуамиш до подписания Договора Стиллагуамиш не имел особых контактов с европейцами. [ 9 ]
22 января 1855 года Стиллагуамиши подписали Договор в Пойнт-Эллиоте , внесенный в список «Столак-ва-миш». Хотя Стиллагуамиши присутствовали при подписании и были указаны в договоре, они, как и одна треть других племен, не были включены в число подписавших его сторон. Стиллагуамиши не были включены в число подписавших договор, потому что они были намеренно объявлены подданными Сноквалми и их лидера Патканима . Антрополог Барбара Лейн пришла к выводу, что во время поспешно проведенных переговоров по договору Стиллагуамиши, вероятно, были полностью упущены из виду Иссааком Стивенсом , в то время губернатором территории. Политика Стивенса заключалась в том, чтобы объединить как можно больше племен, чтобы подписать как можно меньше договоров. [ 9 ]
пообещал им резервацию Несмотря на то, что тогдашний индийский агент Майкл Симмонс , изначально на их родине не было создано никакой резервации. Вместо этого Стиллагуамишам было приказано перебраться в резервацию Тулалип. В то время как некоторые переехали в резервацию Тулалип , многие другие сопротивлялись переезду и остались на своей родине вдоль реки Стиллагуамиш. Некоторым из тех, кто переехал в Тулалип, не удалось поселиться там, отчасти из-за свирепствующей болезни в Тулалипе, а также из-за нехватки земли для всех тамошних жителей, и в конечном итоге они вернулись на свою родину. В 1881 году в Тулалипе осталось только трое Стиллагуамишей, потомки которых составляют общину Стиллагуамишей в Тулалипе. [ 1 ] [ 7 ] [ 9 ]
Во время войны в Пьюджет-Саунде были созданы временные резервации для дальнейшего умиротворения коренных народов. При этом Стиллагуамиши были упущены из виду, и для Стиллагуамишей не была создана резервация. В мае 1856 года стиллагуамиши были вынуждены переселиться во временную резервацию в гавани Холмс на острове Уидби , которая была создана для народов снохомиш , сноквалми и скайкомиш. Осталась только одна семья, потому что они были слишком больны, чтобы уехать. Однако из-за нехватки еды и воды, а также растущей заболеваемости в резервации Холмс-Харбор, Стиллагуамиши вернулись на свою родину к июлю, отказываясь возвращаться в резервацию, пока правительство не договорится о более выгодной сделке. [ 7 ] [ 9 ]
Стиллагуамиши продолжали свой традиционный образ жизни в течение как минимум 15 лет после того, как отказались уехать в резервацию, до 1870-х годов, когда поселенцы начали вторгаться. [ 9 ]
Федеральное признание
[ редактировать ]
Племя Стиллагуамиш в Вашингтоне ратифицировало свою конституцию 31 января 1953 года, учредив демократически избранный совет племени из шести членов. [ 1 ]
В 1974 году племя Стиллагуамиш подал прошение о признании со стороны правительства Соединенных Штатов. Племя Стиллагуамиш добилось федерального признания и заключило договор 27 октября 1976 года. [ 2 ] [ 10 ]
В 2003 году численность зарегистрированного населения племени Стиллагуамиш составляла 237 человек. [ 1 ] Племя Стиллагуамиш управляет популяциями лосося в водоразделе реки Стиллагуамиш с помощью Вашингтонского департамента рыбы и дикой природы. В рамках этих усилий племя Стиллагуамиш имеет инкубаторий , где выпускают чавычу и кижуча , а также проводит образовательные мероприятия о лососе.
В 2014 году племя Стиллагуамиш получило резервацию специально для Стиллагуамиш. Резервация площадью 64 акра была создана недалеко от реки Стиллагуамиш, ниже по течению от бывшей деревни в Склаууалкуу . [ 2 ]
Территория и землепользование
[ редактировать ]
Традиционная территория Стиллагуамиша простирается вдоль стока реки Стиллагуамиш, включая северный и южный рукава, а также основное течение. Стиллагуамиши также использовали береговую линию залива Скагит и острова Камано вместе с членами других деревень, не принадлежащих к Стиллагуамишу. [ 2 ] [ 7 ] [ 9 ]
Традиционно существовала ограниченная частная собственность, а в территориальных правах доминировала идея землепользования, распространявшаяся на отдельных лиц в зависимости от местоположения их деревни и обычных и привычных мест охоты и собирательства. [ 7 ]
Территориальные права также различались в зависимости от сезона. В зимние месяцы эксклюзивные права на рыболовные станции вдоль реки будут принадлежать местной деревне. Летом права распространялись на тех, кто был не из села, но был связан родством с жителями села. Права на землю также предоставлялись тем, кто не был связан родственными узами, но имел прямое разрешение на использование мест охоты и собирательства. Эти запросы часто были формальностью и редко получали отказ. [ 7 ]
Понимание территории постоянно менялось, поскольку права родства между людьми неоднократно пересматривались. Несмотря на это, границы были хорошо поняты, особенно вокруг деревень и некоторых важных мест сбора урожая. Рыболовные станции и некоторые важные места сбора вблизи деревни находились под строгим контролем их владельцев. Однако чем дальше от деревни, тем менее четкими становились границы. Сельские районы охоты и собирательства не контролировались жестко и не были открыты для большинства, и в этих районах общались и смешивались многие различные группы. [ 7 ]
Разделение территорий между племенами было общим и взаимным, и люди Стиллагуамиша, которые делили свою землю со своими соседями, обязательно использовали землю своих соседей.
Деревни
[ редактировать ]Как и другие культуры побережья Салиш, стиллагуамиши не были мигрирующими; у них были постоянные деревни и постройки, в которых иногда жили сотни людей. Деревня состояла из нескольких зимних длинных домов, сезонных домиков из рогоза и различных построек, таких как сушилки или костровые ямы. Длинные дома были заселены большими группами больших семей. [ 7 ]
В каждой деревне вдоль реки Стиллагуамиш на близлежащей реке были какие-то ловушки для рыбы, которые принадлежали одной семье.
Традиционно деревни Стиллагуамиш были автономными, слабо связанными друг с другом по культуре, языку, родству и географии. Во время кризиса, войны или просто для проведения крупных общественных мероприятий тесно связанные деревни могли объединяться, иногда под руководством одной или нескольких влиятельных фигур. Однако это было лишь временно, и деревни остались независимыми. [ 7 ]
Имя | Англицизация(и) | Расположение | Приблизительная численность населения и количество длинных домов |
---|---|---|---|
sdᶻəlgʷas [ 11 ] | Спасение | Через реку от места нынешнего города Стэнвуд. | 3 дома, примерно 250 человек [ 9 ] |
Кубиальный | Северная оконечность острова Флоренс , напротив Черч-Крик. | Около 400 человек [ 9 ] | |
Лоалко | Остров Флоренс, в 3/4 мили вверх по реке от предыдущего | 1 дом, примерно 5 семей [ 9 ] | |
Селтик | Север Флоренции | 3 дома, примерно 200 человек [ 9 ] | |
Между Сильваной и Флоренцией | 1 дом, примерно 100 человек [ 9 ] | ||
sq̓ʷuʔalqʷuʔ [ 8 ] | Skabalko | Рядом с нынешним городом Арлингтон , у слияния рек Северный и Южный Форкс. | 2 дома, [ 9 ] примерно 200-300 человек [ 7 ] |
kʷəbɬqʷuʔ [ 8 ] | Клатско | Рядом с Арлингтоном, вдоль Джим-Крик. | |
Чак-кол-че | Вдоль реки, там, где сейчас находится Трафтон. | 4 дома, [ 9 ] около 200 человек [ 7 ] | |
Там, где сейчас находится Хейзел, или рядом с ним | 2 дома, примерно 150-200 человек [ 9 ] | ||
qʷacaʔkʷ | Квадсак, Квадсак | Вдоль берегов Хэт-Слау | 2 дома, примерно около 100 человек [ 9 ] |
dxʷtux̌ʷub [ 11 ] | Платум | На нынешнем месте Варм-Бич | 1 длинный дом, несколько кедровых домиков поменьше для посетителей.
По словам антрополога Колина Тведделла, это была Снохомиш . деревня [ 9 ] |
Летние палаточные лагеря
[ редактировать ]Летом жители Стиллагуамишей из деревень вдоль всей реки традиционно использовали определенные территории в качестве базовых лагерей для летних занятий, таких как охота и рыбалка. Некоторые из этих мест были построены вокруг деревень, а другие представляли собой чисто сезонные палаточные лагеря. В деревнях Дкстуксуб и территории, которая сейчас называется Хейзел, были палаточные лагеря для людей, приезжавших со всей реки, а также для людей, приезжавших из других племен. В деревне Дкстуксуб было много небольших хижин, которые могли использоваться семьями, посещающими низовья реки Стиллагуамиш. [ 9 ]
Другие места, например, рядом с нынешним Осо , представляли собой общие территории, которыми мог пользоваться каждый. Палаточные лагеря в Осо использовались как отправная точка для экспедиций в горы и леса для охоты и сбора ягод. Таких мест между Пилчук-Крик и Ск̓ʷuʔalqʷuʔ было много .
На sx̌ədəlwaʔs , известном на английском языке как гора Хиггинс , находился, возможно, самый важный из этих объектов. На альпийских лугах стоял большой длинный дом, который использовался сезонно, а также множество сушилок и большой камин. Люди со всей долины реки Стиллагуамиш в больших количествах приезжали в этот лагерь, чтобы поохотиться на медведя, оленя, лося и горного козла, а также собрать множество видов ягод. [ 9 ]
qʷacaʔkʷbixʷ
[ редактировать ]qʷacaʔkʷbixʷ , часто переводимое на английский язык как Quadsak или Quadsack, — это имя, которое давали тем, кто жил в нижнем течении реки Стиллагуамиш. Название означает «желтые люди» от √qʷac, означающего «желтый», и суффикса =aʔkʷ=bixʷ, означающего «люди». Название относится к их уникальной практике окрашивания себя в желтый цвет, а не в традиционный красный.
Первоначально Quadsack были отдельной группой от собственно Стиллагуамишей (но очень тесно с ней связанной). После первой эпидемии оспы в 18 веке популяция квадсаков была уничтожена, в то время как находящиеся в верховьях реки Стиллагуамиши пострадали немного меньше, и, таким образом, в следующем столетии они фактически стали частью собственно Стиллагуамишей. Антрополог Салли Снайдер, свидетель-эксперт со стороны Стиллагуамишей в их деле перед Индийской комиссией по претензиям, показала, что после эпидемии деревни Квадсак использовались Стиллагуамишами и Квадсэками смешанного использования. Деревня в Дкстуксубе представляла собой смешанную деревню Стиллагуамишей, Квадсаков и Снохомиш. По словам антрополога Колина Тведделла, квадромешки в целом были подгруппой снохомиш. [ 7 ]
Культура и общество
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Стиллагуамиши традиционно говорят на субдиалекте северного лушутсида, называемом stuləgʷabšucid . В наше время использование языка сократилось до такой степени, что его носителей больше нет, и он обычно используется в церемониях. Несмотря на это, по-прежнему много людей, говорящих на втором языке, и племя Стиллагуамиш занимается возрождением языка. У племени Стиллагуамиш есть канал на YouTube, где они публикуют материалы для изучения языка.
Социальная структура
[ редактировать ]У Стиллагуамишей традиционно было классовое общество с тремя классами: высший класс ( сииаб ), [ 3 ] простолюдины и рабы ( stətudəq ). [ 3 ] Подавляющее большинство людей принадлежало к высшему классу, с небольшим меньшинством простолюдинов, состоящим из освобожденных рабов, беженцев, сирот и других людей, которые в противном случае подверглись остракизму со стороны общества. Класс рабов был самым малочисленным. Рабы были бывшими военнопленными, и войны случались относительно редко. Только самые богатые и престижные владели рабами. [ 7 ]
В обществе традиционно доминировали деревня и семья. Не существовало формальной социальной организации выше деревни до колониального периода, когда в результате консолидации власти могущественными лидерами возникли расширенные деревни и современные племена. В первую очередь можно было идентифицировать себя с деревней, из которой они родом, и, помимо этого, их семья была наиболее важной.
Ресурсы и поддержка
[ редактировать ]Как в древности, так и в наше время кедр является одним из важнейших ресурсов Стиллагуамиша. Можно использовать кору, древесину и корни кедра. Древесина кедра используется для изготовления столбов для домов, каноэ, домов, хранилищ и многого другого. Кора используется для изготовления веревок, плетения корзин, шляп, одежды и циновок. Кора также используется в медицине, пищевой промышленности и при изготовлении некоторых тканей. [ 2 ]
Основным пищевым ресурсом стиллагуамишей является лосось. Когда-то лосося было много в реках, и его ловили на рыболовных станциях ловушками или копьями. В каждой деревне должна была быть рыболовная станция, например плотина или большая ловушка для рыбы, где ловили лосося и другую рыбу для употребления в свежем виде, копчения или сушки. [ 2 ] На реке Стиллагуамиш в деревнях на территории нынешних Флоренции и Трафтона было две большие плотины . Ранние поселенцы и посетители территории Стиллагуамиша считали их талант ловить рыбу даже в самых неспокойных водах выдающимся. Даже сегодня многие жители Стиллагуамиша в основном полагаются на ловлю лосося как на средство добычи пищи и для получения экономической выгоды. [ 9 ]
Стиллагуамиши традиционно охотились и приручали животных. На животных традиционно охотились в первую очередь ради еды и одежды, а также в целях торговли с другими группами. Основными животными, на которых охотились, были олени, лоси, медведи и горные козлы. [ 2 ] Район к северу от Склауалкуу до Пилчак-Крик и озера Кавано был лучшим местом для добычи оленей. Люди Стиллагуамиши также путешествовали в районы, используемые другими племенами, такими как Снохомиш, Скайкомиш и Саук, для охоты. Стиллагуамиши славились своими навыками охоты на горного козла на горе Три пальца ( Lushootseed : gʷistalb ) и горе Уайтхорс ( Lushootseed : čubaliali ), [ 3 ] и обычно приглашали другие племена охотиться вместе с ними в обмен на охотничьи привилегии в других местах. [ 7 ]
Стиллагуамиши приручили шерстяных собак Салиш , сбрив их ради шерсти. Их содержали отдельно от других животных в специальных местах, и о них тщательно заботились, чтобы сохранить их шерсть. Шерсть горных коз и собачья шерсть использовалась для плетения одеял и одежды, и то и другое имело большую ценность в торговле. [ 2 ]
Стиллагуамиши сохраняют традицию сбора растений в лесах, прериях и альпийских лугах на своей территории. Традиционно прерии сохранялись, а растения, растущие там, были полуодомашненными. Методы вырубки и сжигания использовались для стимулирования нового роста растений и развития видов животных. Одна из самых плодородных прерий, используемых Стиллагуамишем, находилась на территории, которая сейчас является Кент-Прери ( Lushootseed : xʷbaqʷab ), в Арлингтоне . Это был обильный источник многих сельскохозяйственных культур, таких как камас , а также различных ягод, трав и сорняков, и это была единственная прерия на основной территории Стиллагуамиша. Стиллагуамиши, которые были союзниками сауков, также отправлялись в прерии сауков, чтобы пустить там корни. [ 2 ] [ 7 ] Стиллагуамиши также собирали ягоды вместе со своими союзниками-снохомишами в Келлогг-Марш, на территории нынешнего Мэрисвилля ( Lushootseed : sɬəp̓qs ). [ 8 ]
Картофель начали сажать после его внедрения. Впервые их посадили в деревне между Флоренцией и Сильваной, а вскоре после этого они распространились на многие деревни Стиллагуамиша, где их содержали вокруг деревни, и высаживали в прериях, например, в хбакабе . [ 7 ] [ 9 ]
Дома
[ редактировать ]Стиллагуамиши традиционно имели несколько типов жилья. Летом возводились временные дома из рогоза или небольшие временные длинные дома, а зимой Стиллагуамиши жили в больших длинных домах из кедра.
Зимние жилища Стиллагуамишей представляли собой большие длинные дома из кедровых досок, обставленные длинными кедровыми досками и веревками из кедровой коры, с внутренними стенами, покрытыми большими плетеными циновками из рогоза. Внутри длинных домов в центре располагались большие костровые ямы для отопления и приготовления пищи, а в стены были встроены платформы для сна и хранения вещей. [ 2 ] Несколько семей, обычно являющихся частью одной большой семьи, жили вместе в разных частях дома. Каждая семья в доме владела досками крыши, покрывавшими их часть. Зимние длинные дома строились профессиональными плотниками, которые мастерски обрабатывали доски с помощью специальных инструментов. 40–50 человек могли построить длинный дом примерно за 3–4 месяца. [ 9 ]
Стиллагуамиши также построили большие укрепленные длинные дома, называемые крепостями, где хранились товары и другие ценности. В деревне Кубиал была крепость длиной 150 футов, укрепленная шипами и ловушками по всему периметру. [ 2 ]
Транспорт
[ редактировать ]Традиционное основное судно Стиллагуамиша - речное каноэ. Поскольку они живут на быстротекущем Стиллагуамише, они были экспертами в управлении течениями. Каноэ были закреплены вверх по течению и могли плыть вниз по течению. Норт-Форк, имеющий множество поселений вверх и вниз по всей реке и всегда полный каноэ, назвал своего рода шоссе между заливом Скагит и рекой Саук ранний альпинист Нельс Брусет . Во время путешествия по суше каноэ подбирали и несли. Было несколько широко используемых волоков на перевале Барлоу , Гранит-Фолс и недалеко от Даррингтона . Индийский перевал между реками Саук и Уайт использовался для путешествия через Каскады . [ 7 ]
Известный Стиллагуамиш
[ редактировать ]- Джеймс Дорси (~ 1850-1935), вождь Стиллагуамишей
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эти статистические данные о населении и жилье первоначально были получены примерно в середине-конце 1800-х годов, при жизни вождя Стиллагуамишей Джеймса Дорси.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Племя Стиллагуамиш». Индийский совет здравоохранения северо-западного района Портленда. Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м "О нас" . Племя Стиллагуамиш . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бейтс, Дон; Хесс, Том; Гильберт, Ви (1994). Словарь Лушутосида . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0295973234 .
- ^ Jump up to: а б Саттлс, Уэйн; Лейн, Барбара (1990). Южный берег Салиша . Справочник североамериканских индейцев. Том. 7. Смитсоновский институт. стр. 485–502.
- ^ Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета . п. 197. ИСБН 978-0-19-513877-1 .
- ^ Смит, Мэриан В. (1941). «Прибрежный Салиш Пьюджет-Саунда» . Американский антрополог . 43 (2): 197–211 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Холленбек, Ян Л. (1987). Обзор культурных ресурсов: предыстория, этнография и история: Национальный лес горы Бейкер-Сноквалми . Портленд: Министерство сельского хозяйства США , Лесная служба, Тихоокеанский северо-западный регион.
- ^ Jump up to: а б с д Болдуин, Гарт Л.; Хиллстром, Джеффри К.; Остин, Стивен Ф. (21 марта 2023 г.). Оценка культурных ресурсов развития Янтарной рощи (TPN 31051400101800), Арлингтон, округ Снохомиш, Вашингтон . Блейн: Дрейтонская археология. стр. 8–10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Лейн, Барбара (1973). Антропологический отчет об идентичности, договорном статусе и рыболовстве индейцев Стиллагуамиш (PDF) .
- ^ Бейли, Гаррик Алан; Стертевант, Уильям К. (2008). Гаррик Алан Бейли, Уильям К. Стертевант (ред.). Индийцы в современном обществе . Государственная типография. п. 116. ИСБН 978-0160803888 .
- ^ Jump up to: а б «Географические названия Пьюджет-Саунд » Тюльпан Лушутсид . Получено 27 октября ,