Jump to content

Скайкомиш люди

Скайкомиш люди
sq̓ixʷəbš
Территория Скайкомиш в 19 веке
Общая численность населения
Вымерло как племя
Регионы со значительной численностью населения
Вашингтон , США
Языки
Лушотсид , английский
Родственные этнические группы
Другие народы, говорящие на Lushootseed , особенно. Снохомиш и Сноквалми

Скайкомиш «Люди , ( Lushootseed : sq̓ixʷəbš , букв. расположенные вверх по течению», IPA: [ˈsqʼexʷ.əbʃ] ) — говорящий на языке лушутсид народ прибрежных салишей, житель долины Скайкомиш в Каскадных горах Вашингтона коренной .

Скайкомиши населяли как минимум 8 постоянных деревень, население которых до контакта, как полагают, исчислялось тысячами. Состоящие из нескольких подгрупп, в том числе bəsx̌əx̌əx̌əlč и st̕aq̓taliưabš , Скайкомиш когда-то владели огромной территорией, простирающейся через большую часть дренажной системы Скайкомиш . На протяжении тысячелетий скайкоми следовали сезонному образцу охоты, рыбалки и собирательства на своей территории.

Скайкоми были участниками Пойнт-Эллиоттского договора в 1855 году. После подписания договора скакомиши были переселены в резервацию Тулалип, где они постепенно смешались и ассимилировались со своими соседними и тесно связанными снохомиш и сноквалми народами . К 1871 году скайкомиши начали практически исчезать из исторических источников, их обычно классифицировали как снохомиш или сноквалми. По этой причине, хотя скайкоми когда-то были полностью независимой группой, ученые по-разному классифицировали народ скакомиш как подгруппу народа сноквалми, народ снохомиш или как самостоятельное племя. Сегодня на смену Скайкомиш пришли племена Тулалип из Вашингтона и индейское племя Сноквалми .

Название «Skykomish» происходит от их языке Lushootseed на эндонима , « sq̓ixʷəbš ». Название « sq̓ixʷəbš » буквально означает «люди, расположенные вверх по течению», от √q̓ixʷ , «верховье реки», и =abš , «люди». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Исторически скайкомиш также были известны на английском языке как Скайвамиш, Сивамиш и Скайвамиш. В Договоре Пойнт-Эллиотта используются как Скайвхамиш, так и Скай-ва-миш. [ 4 ]

Река Скайкомиш , пик Скайкомиш , долина Скайкомиш и город Скайкомиш названы в честь племени. [ 5 ] [ 3 ] Предлагаемый округ Скайкомиш , названный в честь реки, также носит имя Скайкомиш.

Классификация

[ редактировать ]

Скайкомиш , говорящий на лушотсидском языке , — это народ прибрежных салишей. Они тесно связаны с соседними народами снохомиш и сноквалми . Точная классификация скайкомиш исторически обсуждалась. Хотя некоторые историки полагают, что скайкомиши — это сноквалми. [ 5 ] [ 6 ] или подгруппы Снохомиш, большинство экспертов согласны с тем, что Скайкоми исторически были отделены от Сноквалми и Снохомиш, по крайней мере, до исторического периода. [ 2 ]

Ранние записи считают скайкомиш независимым племенем. В Договоре Пойнт-Эллиотта 1855 года скайкомиш упоминается как подписавшее его племя, отдельное от снохомиш и сноквалми. [ 4 ] По мере того, как скайкоми становились все более и более близкими к снохомишам и сноквалми в период после заключения договора, становилось все труднее проводить различие между ними и их соседями, что вызывало споры среди антропологов и историков. [ 2 ] [ 5 ]

30 июня 1960 года Комиссия по рассмотрению претензий индейцев вынесла решение против племени сноквалми, что народ скакомиш является отдельным и идентифицируемым народом от сноквалми. Племя Сноквалми надеялось получить компенсацию за землю, переданную правительству США от имени Скайкомиш. Они обжаловали это решение, но им снова было отказано. Племя Сноквалми позже подало апелляцию в Претензионный суд 27 августа 1965 года. 3 года спустя, 23 сентября 1968 года, решение было отменено судьей Доном Нельсоном Ларамором , предоставив племени Сноквалми компенсацию в размере 257 698,29 долларов в качестве компенсации Сноквалми и Скайкомиш комбинированный. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]

Сегодня у скайкомиш нет собственного племени, признанного на федеральном уровне. Вместо этого им на смену пришли племена Тулалип из Вашингтона. [ 9 ] и индейское племя сноквалми . [ 5 ] [ 7 ]

Подгруппы

[ редактировать ]

Скайкомиш можно разделить как минимум на две подгруппы: sq̓ixʷəbš (собственно скайкомиш) и bəsx̌əx̌əx̌əlč (индексные люди). Люди Скайкомиша и люди Индекса сильно отличались. Скайкомиши были известны своими навыками плавания на речных каноэ, в то время как люди Индекса были известны своей способностью быстро пересекать труднопроходимую местность Каскадных гор . [ 10 ]

Существовала также стакаталиабш , мощная группа, имевшая несколько деревень вдоль реки Султан . [ 6 ] [ 11 ]

В ранний колониальный период и после основания форта Нискуалли в 1833 году скайкомиши отправлялись в форт, чтобы торговать с членами Компании Гудзонова залива . [ 5 ]

В 1849 году скайкомиши вместе со своими союзниками из Сноквалми напали на форт Нисквалли. Однако во время войны в Пьюджет-Саунде 1855–1856 годов скайкомиш оставались нейтральными, следуя примеру видного проамериканского лидера сноквалми Патканима . [ 5 ]

В 1855 году Договор Пойнт-Эллиотта был подписан в bək̓ʷəɬtiwʔ , на месте нынешнего Мукилтео . Договор подписали семь представителей Скайкомиша: Смехмайху, Лугскен, Вайпа, Пенус, Туойаскут, Хемал и Стехшаил (Уильям). [ 4 ] [ 12 ] По этому договору была создана резервация Тулалип , куда были вынуждены переселиться жители Скайкомиша. [ 13 ] По сей день скайкомиши считаются одной из наций-основателей племен Тулалип. [ 14 ]

В середине 1800-х годов, до подписания договора, население Скайкомиша оценивалось в 410-450 человек. В резервации Тулалип в 1860-х годах население скакомишей составляло 144 человека. Скайкоми начали исчезать из официальных отчетов в 1870-х годах из-за их растущего числа смешанных браков со снохомишами и народами сноквалми в резервации. [ 2 ] [ 5 ]

К 1900 году насчитывалось около 320 скайкомишей, не входящих в резервации, проживавших в Султане и Голд-Баре . До колонизации и эпидемий оспы население Скайкомишей, возможно, исчислялось тысячами. [ 15 ]

В заливе Хуанита в 1933 году скайкомиш представлял вождь Черный Гром, также известный как мистер Бэгли, на реконструкции подписания договора 1855 года. [ 16 ] [ 17 ]

отказала скайкомишам в праве подавать иски о компенсации, В 1960 году Комиссия по рассмотрению претензий индейцев поскольку у них не было современного племенного образования. [ 13 ]

Территория и деревни

[ редактировать ]

Традиционная территория народа Скайкомиш состоит из водосборной площади реки Скайкомиш, вверх по течению от района между Монро и Султаном . [ 1 ] [ 6 ] Основная часть территории Скайкомиша простиралась от Султана до Индекса. [ 2 ] [ 10 ] На момент контакта Скайкомиш владели примерно 538 040 акрами земли вдоль реки Скайкомиш. [ 5 ]

На этой детали карты 1857 года показана территория народа скайкомиш (здесь она обозначена как скайвамиш). На карте также отмечена банда Скталеюм ( стакаталич ) .

Скайкоми традиционно строили свои деревни вдоль рек, располагая их в жизненно важных местах для рыбалки, чтобы воспользоваться преимуществами рыбных маршрутов. Эти деревни были заселены круглый год, хотя в летние месяцы также строились летние стоянки и дома для временного использования. Эти временные дома были построены на территории Скайкомиш, вдоль рек и в горах, а также за пределами их собственной территории, вдоль Пьюджет-Саунда и его островов. [ 10 ]

Помимо сноквалми и снохомиш, скайкомиши имели тесные отношения и частые контакты с несколькими другими народами, а именно с стиллагуамишами и нксаамксин, , говорящими на языке венатчи живущими за горами. [ 13 ]

Список деревень Скайкомиш [ 18 ] [ 11 ]
Группа Имя Англицизация и альтернативные названия Расположение Примечания
ст̕ак̓талиабш шик'иг'илк Сехквегвельтс Через реку Скайкомиш от Ферн-Блафф. [ 11 ]
"Каним Плейс" У устья Элвелл-Крик [ 18 ] Заброшенный в середине 1800-х годов [ 11 ]
стакталик Стəк'талидубк, Скталеюм Через реку Скайкомиш от села Султан. Имел постоянный промысел. Главное Стагаталиабш село [ 18 ] [ 11 ]
sq̓ixʷəbš dxʷc̓altad [ 19 ] Султан На нынешнем месте Султана , в устье Султан-Крик. [ 6 ] Один дом. [ 18 ] Главная площадь деревни. [ 11 ]
Вдоль реки Султан , в четырех милях от устья [ 6 ] Один дом [ 18 ]
На данный момент сайт Startup Низкий класс, [ 11 ] переселенное поселение из деревень Султан и Золотой Бар [ 18 ]
Хайтад В настоящее время сайт Gold Bar [ 6 ] Несколько домов с одним большим домиком-потлачем, популярный базовый лагерь для охоты на лося и ловли лосося. [ 18 ]
удачи x̌əx̌aʔusalʔtxʷ кс'ксаусолт В настоящее время Индекс находится недалеко от места слияния. Несколько домов и один большой дом-потлач, базовый лагерь для путешествующих в Каскадные горы. [ 18 ]

Культура и общество

[ редактировать ]
Северный рукав реки Скайкомиш возле бывшей деревни x̌əx̌aʔusalʔtxʷ.

Путешествовать

[ редактировать ]

Исторически водные пути на каноэ были основным средством передвижения. Каноэ с лопатообразным носом использовались для путешествий вверх по реке, а глубоководные каноэ использовались для путешествий вниз по течению и соленой воде. Каноэ шли вверх по реке с шестами. Каноэ широко использовались до конца 1800-х годов. [ 20 ]

Сухопутные маршруты обычно следовали по водным путям. Скайкомиши использовали один сухопутный маршрут для пересечения гор у перевала Кэди, который они делили с Венатчи . Эти отношения были очень выгодны для скайкомишей, поскольку благодаря торговле с венатчи они получали табак и другие редкие товары в обмен на редкие товары из Пьюджет-Саунда, такие как денталиум и собачья шерсть . [ 21 ]

В традиционной скайкомишской культуре строилось несколько типов домов. Самые большие длинные дома, часто называемые домами потлача , были центрами религии, обучения, культуры, управления и одноименного потлача. Владельцы потлача часто приглашали людей со всего мира принять участие в потлаче, церемонии вручения подарков, которая была важной частью общественной жизни и традиционной экономики побережья Салиш. В этих длинных домах в зимние месяцы также проводились сложные религиозные церемонии. На территории Скайкомиша эти дома были построены в деревнях Голд Бар и Индекс. В «Индексе» огромный длинный дом вмещал более 240 человек. [ 10 ]

Также были построены летние домики. Это были временные сооружения, которые использовались во время сезонных поездок в различные места охоты, рыбалки и сбора. [ 10 ]

Сезонные закономерности

[ редактировать ]

Традиционная жизнь скакомишей вращалась вокруг ежегодного цикла охоты, собирательства и рыбалки. Люди путешествовали по всей территории Скайкомиша и за ее пределами, чтобы способствовать такому образу жизни. Весной и летом люди отправлялись в Пьюджет-Саунд и вглубь гор, чтобы собирать ягоды, корни и моллюски, а также ловить рыбу и охотиться в низинах Звука. Примерно в августе активность Скайкомиш в Пьюджет-Саунде утихнет, поскольку они отправятся домой в бассейн Султана, чтобы поохотиться на лося и сосредоточиться на промысле лосося. Охота и рыбалка на территории Скайкомиш активизировались в начале осени, когда путешественники расселились по бассейнам рек Пилчук, Скайкомиш и Султан, чтобы охотиться на оленей, лосей, медведей и другую дичь. Поздняя осень была лучшим временем охоты на коз, и многие отправлялись в x̌əx̌aʔusalʔtxʷ, чтобы поохотиться высоко в горах. Зимой люди возвращались в свои деревни для пиршеств и церемоний. Холодные зимние месяцы, когда они не участвовали в религиозных церемониях, часто тратились на строительство каноэ, домов и других поделок. Когда зима подходила к концу, многие скайкомишки ловили рыбу. Steelhead в реке Пильчук ( Lushootseed : dxʷkʷiƛ̕əb ) [ 1 ] и начать готовиться к летнему отдыху. [ 22 ]

Пропитание

[ редактировать ]

Скайкоми традиционно придерживались диеты, подобной диете других народов западных склонов Каскадов. Он состоял из растительной жизни (песчаный камыш, лосось , клубника , ежевика, черника , салаберника , черника , черника, голубая бузина , фундук) и животного мира (олень, лось, горный козел , лосось , моллюски и моллюски ). [ 23 ]

Рыба была, безусловно, самым важным пищевым ресурсом в традиционной диете скайкомиш. Большую часть пойманной рыбы коптили или сушили, но некоторые употребляли в пищу в свежем виде или обменивали на другие товары, особенно в колониальный период. Даже сегодня многие полагаются на рыболовство как на дополнительный или даже основной доход. Традиционно самым распространенным способом ловли была плотина . Большие плотины были построены во многих деревнях ниже Золотого Бара. Другие методы включали подводную охоту и использование жаберных сетей . [ 24 ]

Скайкомиш также исторически сильно зависели от охоты. Основными животными, на которых охотились, были олени, лоси, медведи и горные козлы. Для охоты использовались 3 основных участка: котловина Пильчука, котловина Султана и территория Индекса. Самым известным местом охоты на лося на территории Скайкомиша была котловина Султана. Люди съезжались со всей территории Скайкомиша, чтобы поохотиться на лося в бассейне. Район Индекса был наиболее популярен для охоты на горного козла, но в холмах также охотились на оленей и медведей. Бассейн Пильчук делился между Сноквалми и Снохомиш и был популярным местом охоты на оленей и медведей, а также лосей. Животные ресурсы использовались для производства еды, а также одежды, инструментов, торговых товаров и многого другого. Козья шерсть, в частности, была очень ценным товаром, который ценился жителями Пьюджет-Саунда, имеющими ограниченный доступ к горам. Еще одним применением коз были шапки, сделанные из голов горных козлов с прикрепленными рогами и ушами. [ 25 ]

Ягоды, корни и другие растения были еще одним богатым ресурсом в натуральном хозяйстве Скайкомиш. Женщины были основными собирателями ягод. Ягоды в основном собирали ниже по течению, вдоль реки или в прериях. Горные ягоды собирали и продавали в свежем виде поселенцам на более низких высотах или готовили сушеные лепешки для хранения. Медвежью траву собирали для изготовления корзин. [ 26 ]

Традиционным языком скайкомишей является лушутосид , находящийся под угрозой исчезновения язык побережья Салиш. Лушутосид имеет два основных диалекта: северный и южный . Это обсуждается среди антропологов и историков, на каком диалекте традиционно говорили скайкомиш. Этнолог Колин Тведделл считал, что скайкомиши, наряду со снохомишами, говорили на субдиалекте северного лушутсида. В 1852 году индийский агент Э.А. Старлинг сообщил, что скайкомиш говорят на том же диалекте, что и снохомиш. Однако в том же году Комиссия по рассмотрению претензий Индии пришла к выводу, что скайкомиш говорят на южном лушутсиде , как и сноквалми. [ 10 ] [ 27 ] [ 28 ]

Хотя использование языка Лушутсид в последние годы снизилось из-за смерти последних носителей языка, оба племена-преемника Скайкомиш, Тулалип и Сноквалми, имеют языковые программы и работают над возрождением языка Лушутсид. Основные направления включают повышение осведомленности о языке, сохранение и передачу традиционных культурных знаний (известных как x̌əč̓usadad в Lushootseed) и восстановление повседневного использования языка. На веб-сайтах обоих факультетов размещено множество ресурсов по изучению языка, а также предлагаются языковые курсы. [ 28 ] [ 29 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Бейтс, Дон; Хесс, Том; Гильберт, Ви (1994). Словарь Лушутосида . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN  978-0-295-97323-4 . OCLC   29877333 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Холленбек, Ян Л. (1987). Обзор культурных ресурсов: предыстория, этнография и история: Национальный лес горы Бейкер-Сноквалми . Портленд: Министерство сельского хозяйства США , Лесная служба, Тихоокеанский северо-западный регион. п. 161. ОСЛК   892024380 .
  3. ^ Jump up to: а б Штейн, Алан Дж. (12 августа 1999 г.). «Скайкомиш – История миниатюр» . ИсторияСсылка . Проверено 26 декабря 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с «Договор Пойнт-Эллиотта, 1855 г.» . Губернаторское управление по делам индейцев . Штат Вашингтон . Проверено 2 января 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Руби, Роберт Х.; Браун, Джон А.; Коллинз, Кэри К. (2010). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Цивилизация американских индейцев. Том. 173 (3-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . стр. 301–2. ISBN  9780806124797 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Смит, Мэриан В. (1941). «Прибрежный Салиш Пьюджет-Саунда» . Американский антрополог . 43 (2): 197–211. дои : 10.1525/aa.1941.43.2.02a00050 . JSTOR   662952 – через JSTOR.
  7. ^ Jump up to: а б «Индейское племя сноквалми, от своего имени и об отношениях индейского племени скакомиш против Соединенных Штатов, 372 F.2d 951 (Ct. Cl. 1967)» . Закон Юстии . Проверено 27 декабря 2023 г.
  8. ^ Палата представителей США (1969). Слушания . Том. 13. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. п. 866.
  9. ^ "О нас" . Племена Тулалип . Проверено 2 января 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Холленбек 1987 , с. 162.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дэйли, Том. «Описания деревень — Снохомиш-Эверетт» . Карта побережья Салиша . Архивировано из оригинала 13 февраля 2003 года . Проверено 2 января 2024 г.
  12. ^ «Договор Пойнт-Эллиотта, 1855 г.» . ИсторияСсылка . 1 января 2000 года . Проверено 2 января 2024 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Холленбек 1987 , с. 169.
  14. ^ Лейн, Барбара (18 августа 1975 г.). Личность, договорный статус и рыболовство племен тулалип (PDF) . стр. 1–4.
  15. ^ Холленбек 1987 , с. 164.
  16. ^ Штейн, Алан Дж. (16 августа 1999 г.). «Индейские племена собираются в Хуаните, чтобы инсценировать подписание Пойнт-Эллиотта 1855 года» . ИсторияСсылка . Проверено 2 января 2024 г.
  17. ^ Фотостудия Ричардса (1934). «807-1» . Публичная библиотека Такомы .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Холленбек 1987 , с. 163.
  19. ^ Тведделл, Колин Э. (август 1953 г.). Историческое и этнологическое исследование индейского народа снохомиш: отчет, конкретно освещающий их аборигенное и продолжающееся существование, а также их эффективную оккупацию определяемой территории . Побережье Салиш и индейцы Западного Вашингтона. Том. II. Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing (опубликовано в 1974 г.). п. 159.
  20. ^ Холленбек 1987 , с. 168.
  21. ^ Холленбек 1987 , с. 168-169.
  22. ^ Холленбек 1978 , стр. 164–166.
  23. ^ Холленбек 1987 , с. 165-166.
  24. ^ Холленбек 1987 , с. 167-168.
  25. ^ Холленбек 1987 , с. 164-167.
  26. ^ Холленбек 1987 , с. 167.
  27. ^ Годовой отчет комиссара по делам индейцев (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Роберт Артмстронг. 1852. стр. 170–171. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2016 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
  28. ^ Jump up to: а б «Языковая программа» . Департамент культуры племени сноквалми . Проверено 4 января 2024 г.
  29. ^ «О dxʷləšucid Lushootseed» . Тулалип Лушутосид . Племена Тулалип штата Вашингтон . 5 декабря 2014 года . Проверено 4 января 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95db68d692ea18cbafe80867971bc798__1712666700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/98/95db68d692ea18cbafe80867971bc798.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Skykomish people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)