Jump to content

Джеронимо

Джеронимо
Гояале
Фотография Фрэнка Райнхарта , 1898 г.
Бедонкохе Апачей Лидер
Предшественник Юг
Личные данные
Рожденный 16 июня 1829 г. ( 16.06.1829 )
Но-Дойон Каньон, Аризона [1]
Умер 17 февраля 1909 г. (17 февраля 1909 г.) (79 лет)
Форт Силл , Оклахома , США
Место отдыха Кладбище индейских военнопленных апачей, Форт Силл
34 ° 41'49 "N 98 ° 22'13" W  /  34,696814 ° N 98,370387 ° W  / 34,696814; -98.370387 ,
Супруг (а) Алоп, Та-айз-Слат, Чи-хаш-киш, Нана-та-тит, Зи-йе, Ше-га, Штша-ше, Их-тедда и Азул.
Дети Чаппо, Дон-Сай
Родной язык Апачи, испанский
Подпись

Хронология Джеронимо

Херонимо ( Мескалеро-Чирикауа : Гояале , Атапасское произношение: [kòjàːɬɛ́] , букв. ' тот, кто зевает ' ; 16 июня 1829 — 17 февраля 1909) — военачальник и знахарь из банды Бедонкохе народа апачей ндендахе . С 1850 по 1886 год Джеронимо объединялся с членами трёх других банд центральных апачей – Чихенде, Цоканенде (американцы называли их Чирикауа) и Недни – для совершения многочисленных набегов, а также борьбы против военных кампаний Мексики и США на севере. Мексиканские штаты Чиуауа и Сонора , а также на юго-западных американских территориях Нью-Мексико и Аризона .

Рейды Джеронимо и связанные с ними боевые действия были частью длительного периода конфликта между апачами и Соединенными Штатами , который начался с того, что американцы продолжали захватывать земли, в том числе земли апачей, после окончания войны с Мексикой в ​​1848 году. Жизнь в резервациях была ограниченной. свободно передвигающемуся народу апачей, и они возмущались ограничениями их обычного образа жизни. [2] Джеронимо руководил побегами из резерваций, пытаясь вернуть свой народ к прежнему кочевому образу жизни. Во время последнего периода конфликта Джеронимо с 1876 по 1886 год он трижды сдавался и в конце концов принял жизнь в резервациях апачей. Хотя Джеронимо был хорошо известен, он не был вождем племени бедонкохе центральных апачей, а был шаманом, как и Нокай-доклини среди западных апачей. [3] [4] Однако, поскольку он был превосходным лидером в набегах и военных действиях, он часто возглавлял большие группы апачей, от 30 до 50 человек. [4]

В 1886 году, после интенсивного преследования на севере Мексики американскими войсками, последовавшего за третьим прорывом резервации Джеронимо в 1885 году, Джеронимо в последний раз сдался лейтенанту Чарльзу Бэру Гейтвуду . Позже Джеронимо и 27 других апачей были отправлены присоединиться к остальной части племени Чирикауа, которое ранее было сослано во Флориду . [5] Держа его в плену, Соединенные Штаты извлекли выгоду из известности Джеронимо среди неиндейцев, выставляя его на различных ярмарках и выставках. Например, в 1898 году Джеронимо был выставлен на выставке Транс-Миссисипи в Омахе, Небраска; семь лет спустя Индийский офис предоставил Geronimo для использования на параде во время второй инаугурации президента Теодора Рузвельта . Он умер в больнице Форт-Силл в 1909 году в качестве военнопленного и был похоронен на кладбище Индийского агентства Форт-Силл, среди могил родственников и других военнопленных апачей.

Апачи — это собирательный термин для нескольких культурно связанных групп коренных американцев, проживающих на юго-западе США. В настоящее время разделение апачских групп включает западных апачей , явапаи , койотеро , араваипа , мохавесов , чирикауа , тонтосов , биласов , сан-карлосов , мескалеро , хикариллу , липанов и равнинных апачей (ранее кайова-апачи). Первые набеги апачей на Сонору и Чиуауа произошли в конце 17 века. Чтобы противостоять первым набегам апачей на испанские поселения, президио были созданы в Яносе (1685 г.) в Чиуауа и во Фронтерасе (1690 г.) на территории нынешней северо-восточной Соноры, а затем Опаты страны . В 1835 году Мексика объявила награду за скальпы апачей. Два года спустя Мангас Колорадас стал главным вождем и военным лидером и начал серию набегов на мексиканцев. Набеги апачей на мексиканские деревни были настолько многочисленными и жестокими, что ни один район не был безопасным. [6] Только между 1820 и 1835 годами в результате набегов апачей погибло около 5000 мексиканцев и было разрушено 100 поселений. [7]

За десятилетия конфликтов апачей с мексиканцами и апачей с Соединенными Штатами набеги прочно вошли в образ жизни апачей и использовались в стратегических целях, а также в экономическом предпринимательстве. [8] Говоря о начале конфликта между испанцами и мексиканскими апачами, Дебо заявляет: «Таким образом, апачи были изгнаны в горы, и набеги на оседлые общины стали для них образом жизни, экономическим предприятием, столь же законным, как сбор ягод или охота на оленей» и часто рейды для экономических нужд и военные действия частично совпадали. [9] Рейды варьировались от кражи скота и других грабежей до поимки и/или убийства жертв, иногда с применением пыток. [10] Мексиканцы и американцы ответили ответными атаками на апачей, которые были не менее жестокими и очень редко ограничивались выявленными отдельными взрослыми врагами, во многом как и рейды апачей. Набеги и возмездие разожгли огонь яростной войны мести, которая отражалась между апачами и мексиканцами, а затем между апачами и американцами. С 1850 по 1886 год Джеронимо, как и другие лидеры апачей, совершал нападения, но Джеронимо был движим желанием отомстить за убийство своей семьи мексиканскими солдатами и за это время накопил рекорд жестокости, не имеющий аналогов ни у кого. из его современников. [11] Его боевые способности, сохраняющиеся на протяжении более 30 лет, составляют главную характеристику его личности. [9]

В племени чирикауа, принадлежавшем Джеронимо, многие испытывали к нему смешанные чувства. Несмотря на то, что его уважали как опытного и эффективного лидера набегов и войн, он выглядел не очень симпатичным и не пользовался широкой популярностью среди других апачей. [4] Это произошло в первую очередь потому, что он отказался подчиниться требованиям американского правительства, в результате чего некоторые апачи опасались реакции Америки. Тем не менее, народ апачей трепетал перед способностями Джеронимо, которые он им неоднократно демонстрировал. Эти способности указали другим апачам, что Джеронимо обладает сверхъестественными дарами, которые он может использовать во благо или во зло. По свидетельствам очевидцев других апачей, Джеронимо смог узнать об отдаленных событиях по мере их возникновения. [12] и он был способен предвидеть будущие события. [13] Он также продемонстрировал способность исцелять других апачей. [14]

Биография

[ редактировать ]

Джеронимо родился в семье апачей Бедонкохе недалеко от Турции-Крик, притока реки Хила в современном штате Нью-Мексико , тогдашней части Мексики , хотя апачи оспаривали притязания Мексики. [1] Его дед, Махко, был вождем бедонкохе-апачей. У него было три брата и четыре сестры. [15]

Родители воспитали его в традициях апачей. После смерти отца мать забрала его жить к чихенде , и он вырос вместе с ними. Джеронимо женился на женщине по имени Алопа из племени апачей Недни-Чирикауа, когда ему было 17 лет; у них было трое детей. Она была первой из девяти жен. [ нужна ссылка ]

Резня в Яносе

[ редактировать ]

5 марта 1851 года рота из 400 мексиканских солдат из Соноры во главе с полковником Хосе Марией Карраско атаковала лагерь Джеронимо возле Яноса (Кас-Ки-Йе в Апаче), когда мужчины занимались торговлей в городе. [16] [17] Карраско утверждал, что он последовал за апачами в Янос, штат Чиуауа , после того, как они совершили набег на Сонору, забрали скот и другие грабежи и разгромили мексиканскую милицию. [18] [19] Среди убитых в результате нападения Карраско были жена, дети и мать Джеронимо. [20] [21] Потеря семьи привела к тому, что Джеронимо возненавидел всех мексиканцев до конца своей жизни; он и его последователи часто нападали и убивали любую группу мексиканцев, с которыми они сталкивались. [9] На протяжении всей взрослой жизни Джеронимо его антипатия, подозрительность и неприязнь к мексиканцам были явно сильнее, чем к американцам. [22]

Вспомнив, что в то время его банда была в мире с мексиканцами, Джеронимо запомнил этот инцидент следующим образом:

Однажды поздно вечером, когда мы возвращались из города, нас встретили несколько женщин и детей, которые рассказали нам, что мексиканские войска из какого-то другого города напали на наш лагерь, убили всех воинов гвардии, захватили всех наших пони, захватили наше оружие, уничтожили наши войска. припасы и убили многих наших женщин и детей. Мы быстро разошлись, скрываясь, как могли, до наступления темноты, а затем собрались в назначенном месте встречи – зарослях у реки. Мы бесшумно пробирались один за другим, были расставлены часовые, и когда всех пересчитали, я обнаружил, что среди убитых была моя престарелая мать, моя молодая жена и трое моих маленьких детей. [23]

Война с Мексикой

[ редактировать ]

Руководитель Джеронимо, Мангас Колорадас (по-испански «красные рукава»), отправил его в банду Кочизе за помощью в его мести мексиканцам. [24] имя Джеронимо Именно во время этого инцидента появилось . Это прозвище возникло в результате боя, в котором, не обращая внимания на смертоносный град пуль, он неоднократно нападал на мексиканских солдат с ножом. Происхождение названия является источником разногласий с историками, некоторые пишут, что солдаты обратились к Святому Иерониму за помощью («Херонимо!»). Дебо повторяет это, предполагая также альтернативу, маловероятную с точки зрения фонетики, что это могло быть «настолько близко, насколько они [мексиканские солдаты] могли подойти к удушающим звукам, составившим его имя». [25]

Атаки и контратаки с мексиканцами были обычным явлением. В декабре 1860 года 30 горняков начали внезапное нападение на лагерь апачей Бедонкохес на западном берегу реки Мимбрес . По словам историка Эдвина Р. Суини, шахтеры «убили четырех индейцев, ранили других и взяли в плен тринадцать женщин и детей». Снова последовали нападения апачей с рейдами на граждан и собственность США. [26]

В 1873 году мексиканцы вновь напали на апачей. [27] После нескольких месяцев боев в горах апачи и мексиканцы решили заключить мирный договор в Касас-Грандес . [27] После того, как условия были согласованы, мексиканские войска дали мескаль , и, пока они были в состоянии алкогольного опьянения, напали и убили 20 апачей, а некоторых захватили. апачам [27] Апачи были вынуждены снова отступить в горы. [27]

Я убил много мексиканцев; Не знаю, сколько, потому что часто я их не считал. Некоторые из них не стоило и пересчитывать. С тех пор прошло много времени, но любви к мексиканцам я до сих пор не испытываю. Со мной они всегда были коварны и злобны.

Моя жизнь: Автобиография Джеронимо , 1905.

Несмотря на численное превосходство, Джеронимо сражался как с мексиканскими, так и с американскими войсками и прославился своими смелыми подвигами и многочисленными побегами из тюрем с 1858 по 1886 год. [28] Согласно легенде, один из таких побегов произошел в горах Робледо на юго-западе Нью-Мексико. Легенда гласит, что Джеронимо и его последователи вошли в пещеру, а американские солдаты ждали его у входа, но он так и не вышел. Позже стало известно, что Джеронимо был замечен снаружи, неподалеку. Второй вход, через который он сбежал, до сих пор не найден, и пещера называется Пещера Джеронимо, хотя никаких упоминаний об этом событии или этой пещере не обнаружено ни в исторических, ни в устных записях. Более того, существует множество историй такого типа с упоминанием других пещер, в которых говорится, что Джеронимо или другие апачи вошли, чтобы спастись от войск, но не были замечены выходящими. Эти истории, по всей вероятности, апокрифичны. [26]

Кампания Джеронимо

[ редактировать ]

Конфликт апачей и США был прямым следствием гораздо более древнего конфликта апачей и мексиканцев , который продолжался на той же территории с момента начала мексиканско-испанского поселения в 17 веке.

Джеронимо (Гояале), бедонкохе-апач, стоит на коленях с винтовкой, 1887 год.
Справа налево лидер апачей Джеронимо, Яножа (зять Джеронимо), Чаппо (сын Джеронимо от второй жены) и Фан (сводный брат Яножи) в 1886 году. Снято CS Fly .

Хотя апачи были защищены от насилия войны в резервации, инвалидность и смерть от таких болезней, как малярия, были гораздо более распространены. [29] С другой стороны, пайки предоставлялись правительством, хотя временами коррумпированность индийских агентов приводила к тому, что нормирование становилось опасно скудным. [30] Людям, которые на протяжении поколений жили полукочевниками, не нравилась ограничительная система резервирования. Восстанавливая против жизни в резервациях, другие лидеры апачей повели свои банды в «прорывы» из резерваций. [ нужна ссылка ]

Трижды - апрель или август 1878 г.; [31] [32] сентябрь 1881 г.; [33] и май 1885 г. [34] [35] – Джеронимо возглавил группу своих последователей, вырвавшихся из резервации, чтобы вернуться к своей прежней кочевой жизни, связанной с набегами и войной. [4] После каждого прорыва Джеронимо и его банда бежали через Аризону и Нью-Мексико в Мексику, убивая и грабя по пути, и основывали новую базу в труднопроходимых и отдаленных горах Западной Сьерра-Мадре . [14] В Мексике они были изолированы от преследования со стороны вооруженных сил США. Апачи хорошо знали пересеченную местность Сьерр. [36] что помогало им уйти от преследования и защищало от нападения. Горы Сьерра-Мадре расположены на границе между мексиканскими штатами Сонора и Чиуауа, что позволило апачам совершать набеги и грабить небольшие деревни, гасиенды, обозы, рабочие лагеря и путешественников в обоих штатах. [36] Из Мексики банды апачей также совершали внезапные рейды обратно в Соединенные Штаты, часто стремясь пополнить свои запасы оружия и боеприпасов. Атли ссылается на конкретный рейд в марте 1883 года, в ходе которого люди Джеронимо разделились, а Джеронимо и Чиуауа совершили набег на долину реки Сонора для сбора скота и продовольствия, в то время как Чатто и Бонито совершили набег на южную Аризону для сбора оружия и патронов. [37] Во время этих набегов на Соединенные Штаты апачи быстро двигались и нападали на изолированные ранчо, обозы, старателей и путешественников. Они часто убивали всех встречных, чтобы избежать обнаружения и преследования как можно дольше, прежде чем они ускользнут обратно через границу в Мексику. [37]

«Прорывы» и последующее возобновление набегов и боевых действий апачей заставили мексиканскую армию и ополчение, а также силы Соединенных Штатов преследовать и пытаться убить или задержать банды «отступников» апачей за пределами резерваций, включая банды Джеронимо, где бы они ни находились. . Поскольку мексиканская армия и отряды ополчения Соноры и Чиуауа не смогли подавить несколько банд Чирикауа, базировавшихся в горах Сьерра-Мадре, в 1883 году Мексика разрешила Соединенным Штатам послать войска в Мексику, чтобы продолжить преследование банды Джеронимо и банд других Лидеры апачей. [38]

Индейцы всегда старались мирно жить с белыми солдатами и поселенцами. Однажды, когда солдаты находились на перевале Апачи, я заключил договор с почтой. Это было сделано путем рукопожатия и обещания быть братьями. Кочиз и Мангус-Колорадо сделали то же самое. Я не знаю имени командира, но это был первый полк, пришедший на перевал Апач. Этот договор был заключен примерно за год до того, как на нас напали в палатке, как описано выше. Через несколько дней после нападения на перевал Апач мы собрались в горах и вернулись, чтобы сражаться с солдатами.

Рассказ Джеронимо о его жизни, «Пришествие белых людей» , 1909 год.

Генерал Крук спросил меня: «Почему вы покинули резервацию?» Я сказал: «Вы сказали мне, что я могу жить в резервации так же, как жили белые люди. В один год я вырастил урожай кукурузы, собрал и хранил его, а в следующем году я посадил урожай овса, и когда урожай был почти готов к сбору урожая, вы приказали своим солдатам посадить меня в тюрьму, а если бы я сопротивлялся, убить меня. Если бы меня оставили в покое, я бы сейчас оказался в хороших обстоятельствах, но вместо этого вы и мексиканцы. охотятся за мной с солдатами.

Рассказ Джеронимо о его жизни в тюрьме и на тропе войны , 1909 год.

17 мая 1885 года несколько апачей, включая Нану , Мангуса (сына Мангаса Колорадаса), Чиуауа , Найче , Джеронимо и их последователей, покинули резервацию Сан-Карлос в Аризоне после демонстрации силы против командира резервации Бриттона Дэвиса . из департамента Аризоны Генерал Джорджа Крук направил в Мексику две колонны войск: первой под командованием капитана Эммета Кроуфорда , а второй - капитана Вирта Дэвиса. Каждый из них состоял из кавалерийского отряда (обычно около сорока человек) и около 100 скаутов-апачей, набранных из числа апачей. [39] Эти подразделения апачей оказались эффективными в обнаружении горных опорных пунктов банд апачей и их уничтожении или захвате. [40] Для группы Джеронимо было очень тревожно осознавать, что их соплеменники помогли найти их укрытия. [41] Летом и осенью они преследовали апачей через мексиканский Чиуауа и обратно через границу в Соединенные Штаты. Апачи постоянно совершали набеги на поселения, убивая других невинных коренных американцев и мирных жителей и крадя лошадей. [42] Со временем это настойчивое преследование со стороны как мексиканских, так и американских войск обескуражило Джеронимо и других подобных лидеров апачей и привело к устойчивому и незаменимому истощению членов их банд, что в совокупности подорвало их волю к сопротивлению и привело к их окончательной капитуляции.

Крук находился под усиленным давлением со стороны правительства в Вашингтоне. Он начал вторую экспедицию в Мексику, и 9 января 1886 года Кроуфорд обнаружил Джеронимо и его группу. На следующее утро его разведчики-апачи атаковали и захватили табун лошадей апачей и их лагерное снаряжение. Апачи были деморализованы и согласились вести переговоры о капитуляции. Прежде чем переговоры удалось завершить, прибыли мексиканские войска и приняли скаутов апачей за вражеских апачей. Правительство Мексики обвинило разведчиков в использовании своего положения для совершения краж, грабежей и убийств в Мексике. [43] Они напали и убили капитана Кроуфорда. Лейтенант Маус, старший офицер, встретился с Джеронимо, который согласился встретиться с генералом Круком. Джеронимо назвал местом встречи Каньон-де-лос-Эмбудос (Каньон Воронок) в горах Сьерра-Мадре, примерно в 86 милях (138 км) от форта Боуи и примерно в 20 милях (32 км) к югу от международной границы, недалеко от Соноры. /Граница Чиуауа. [42]

Фотография Джеронимо и его воинов, сделанная К.С. Флаем перед капитуляцией генералу Круку, 27 марта 1886 года, в горах Сьерра-Мадре в Мексике. Фотографии Флая — единственные известные изображения индийских комбатантов, все еще находящихся на поле боя и еще не сдавшихся Соединенным Штатам. [44]

За три дня переговоров в марте 1886 года фотограф К.С. Флай сделал около 15 снимков апача на стеклянных негативах размером 8 на 10 дюймов (200 на 250 мм). [45] Одна из фотографий Джеронимо с двумя стоящими рядом его сыновьями была сделана по просьбе Джеронимо. Изображения Флайя — единственные существующие фотографии капитуляции Джеронимо. [44] Его фотографии Джеронимо и других свободных апачей, сделанные 25 и 26 марта, — единственные известные фотографии, сделанные американским индейцем во время войны с Соединенными Штатами. [44] Среди индейцев был белый мальчик Джимми Маккинн, которого также сфотографировал Флай, который был похищен со своего ранчо в Нью-Мексико в сентябре 1885 года. [46]

Джеронимо, разбивший лагерь на мексиканской стороне границы, согласился на условия капитуляции Крука. Той ночью солдат, продававший им виски, сказал, что его банда будет убита, как только они пересекут границу. Джеронимо, Начите и 39 его последователей скрылись ночью. Крук обменялся серией горячих телеграмм с генералом Филипом Шериданом, защищая действия своих людей, до 1 апреля 1886 года, когда он отправил телеграмму с просьбой к Шеридану освободить его от командования, на что Шеридан согласился. [45]

Чарльз Б. Гейтвуд , известный среди апачей как Бай-чен-дайсен, «Длинный нос».

Шеридан заменил Крука генералом Нельсоном А. Майлзом . В 1886 году Майлз назначил капитана Генри Лоутона командовать отрядом B 4-го кавалерийского полка в форте Уачука , а первого лейтенанта Чарльза Б. Гейтвуда возглавить экспедицию, которая в последний раз вернула Джеронимо и его последователей в систему резервации. [47] Лоутону было приказано возглавить действия к югу от границы США и Мексики, где считалось, что Джеронимо и небольшая группа его последователей укроются от властей США. [47] Лоутон должен был преследовать, подчинить и вернуть Джеронимо живым или мертвым в Соединенные Штаты. [47]

Официальный отчет Лоутона от 9 сентября 1886 года подводит итог действиям его подразделения и отдает должное ряду его солдат за их усилия. Джеронимо отдал должное Гейтвуду за его решение сдаться, поскольку Гейтвуд был хорошо известен Джеронимо, немного говорил на языке апачей, был знаком с их традициями и ценностями и уважал их. Он признал упорство Лоутона в том, что он изматывал апачей постоянным преследованием. Джеронимо и его последователи практически не имели времени на отдых или пребывание на одном месте. Полностью измотанная, небольшая группа апачей вернулась в США вместе с Лоутоном и официально сдалась генералу Майлзу 4 сентября 1886 года в Каньоне Скелет , штат Аризона. [24] [47]

Когда Джеронимо сдался, у него была винтовка Winchester Model 1876 рычажная с посеребрённым стволом и ствольной коробкой, имеющая серийный номер 109450. Она выставлена ​​в Военной академии США , Вест-Пойнт, Нью-Йорк . Кроме того, у него был армейский револьвер Colt Single Action с никелевой отделкой и ложей из слоновой кости с серийным номером 89524, а также нож Sheffield Bowie с лезвием кинжального типа и оленьей рукояткой, изготовленный Джорджем Востенхольмом, в сложной кобуре с серебряными заклепками и патронташе. . Револьвер, снаряжение и нож выставлены в музее Форт-Силл . [26] [48]

До сих пор ведутся споры о том, сдался ли Джеронимо безоговорочно. В своих мемуарах он неоднократно настаивал на том, что его сдавшиеся люди были введены в заблуждение и что его сдача в качестве военнопленного перед неоспоримыми свидетелями (особенно генералом Стэнли) была условной. Генерал Оливер О. Ховард , начальник Тихоокеанской дивизии армии США, заявил, со своей стороны, что капитуляция Джеронимо была принята как капитуляция опасного преступника без каких-либо условий. Отчет Ховарда был оспорен перед Сенатом США . [ нужна ссылка ]

По данным National Geographic , «губернатор Соноры заявил в 1886 году, что за последние пять месяцев бурной карьеры Джеронимо его отряд из 16 воинов убил от 500 до 600 мексиканцев». [49] [50] В конце своей военной карьеры он возглавил небольшой отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Они уклонялись от тысяч мексиканских и американских солдат более года, что сделало его самым известным коренным американцем того времени и принесло ему титул «худшего индейца, который когда-либо жил» среди белых поселенцев. [51] По словам Джеймса Л. Хейли, «примерно через две недели после побега появилось сообщение о резне семьи недалеко от Силвер-Сити ; одну девушку взяли живой и повесили на крючке для мяса, застрявшем у нее под основанием черепа». [52] Его банда была одной из последних крупных сил независимых индейских воинов, которые отказались признать оккупацию Соединенными Штатами американского Запада . [ нужна ссылка ]

Военнопленный

[ редактировать ]
Джеронимо отправляется во Флориду из Форт-Боуи, штат Аризона.
Группа пленных индейцев апачей на отдыхе останавливается возле Южно-Тихоокеанской железной дороги, недалеко от реки Нуэсес, штат Техас, 10 сентября 1886 года. (Джеронимо третий справа, впереди)

Джеронимо и другие апачи, в том числе скауты-апачи, которые помогли армии выследить его, были отправлены в качестве пленников в форт Сэм Хьюстон в Сан-Антонио , штат Техас. Армия удерживала их там около шести недель, прежде чем их отправили в Форт Пикенс в Пенсаколе, Флорида , а его семью отправили в Форт Марион ( Кастильо-де-Сан-Маркос ) в Сент-Огастине, Флорида . [53] Эти быстрые действия помешали гражданским властям Аризоны вмешаться и арестовать и судить Джеронимо за смерть многих американцев, которые были убиты в ходе предыдущих десятилетий рейдов. [54] [55]

«В этом чужеродном климате, — сообщила газета Washington Post , — апачи погибли, «как мухи в мороз». Вскоре у местных бизнесменов возникла идея сделать Джеронимо туристической достопримечательностью, и ежедневно в форт пускали сотни посетителей, чтобы взглянуть на «кровожадного» индейца в его камере». [56] Пока военнопленные находились во Флориде, правительство переселило сотни их детей из резервации в Аризоне в Индийскую индустриальную школу Карлайла в Пенсильвании. Более трети студентов быстро погибли от туберкулеза, «умерли, как от чумы», сообщила газета «Пост » . [56]

Чирикауа оставались в Форт-Пикенс до 1888 года, когда их перевели в казармы Маунт-Вернон в Алабаме . [57] где они воссоединились со своими семьями. умерла 1/4 населения После того как от туберкулеза , [56] Чирикауа, включая Джеронимо, были переселены в Форт Силл , Оклахома, в 1894 году; они построили деревни, разбросанные вокруг поста, на основе родственных групп. [58] Джеронимо, как и другим апачам, предоставили участок земли, на котором он занялся сельским хозяйством. [59] По дороге на поезде в Форт Силл многие туристы хотели получить на память Джеронимо, поэтому они заплатили 25 центов за пуговицу, которую он отрезал от рубашки, или за шляпу, которую он снял с головы. По пути поезд заезжал на депо, и Джеронимо покупал больше пуговиц для пришивания и шляп на продажу. [60]

Джеронимо с традиционным апачским луком и стрелами.

В 1898 году Джеронимо входил в состав делегации Чирикауа из Форта Силл на Международную выставку Транс-Миссисипи в Омахе, Небраска . Предыдущие газетные отчеты об Апачских войнах произвели впечатление на публику именем и подвигами Джеронимо, и в Омахе он стал главной достопримечательностью. Выставка в Омахе дала Джеронимо статус знаменитости, и на всю оставшуюся жизнь он был востребован как достопримечательность на больших и малых ярмарках. Двумя крупнейшими были Панамериканская выставка в Буффало, штат Нью-Йорк , в 1901 году и Всемирная выставка в Сент-Луисе в 1904 году. Под охраной армии Джеронимо одевался в традиционную одежду, позировал для фотографий и продавал свои поделки. [61]

После ярмарки Пауни Билла заключило шоу Дикого Запада с правительством соглашение о том, что Джеронимо присоединится к шоу, снова под охраной армии. Индейцы в шоу Пауни Билла изображались как «лживые, воровские, коварные, кровожадные» монстры, которые убили сотни мужчин, женщин и детей и не побоялись бы снять скальп с любого зрителя, если бы у него была такая возможность. Посетители приходили посмотреть, как «приручили» «дикаря», и платили Джеронимо, чтобы тот снял пуговицу с пальто злобного «вождя» апачей. (Джеронимо не был вождем.) Представления приносили ему в карман немало денег и позволяли путешествовать, хотя и никогда без государственной охраны. [56]

Портрет Джеронимо работы Эдварда С. Кертиса , 1905 год.

На инаугурационном параде президента Теодора Рузвельта в 1905 году Джеронимо проехал верхом по Пенсильвания-авеню вместе с пятью индейскими вождями, которые носили головные уборы и разрисовали лица. [62] Цель, как заявила одна газета, заключалась в том, чтобы показать американцам, «что они навсегда зарыли топор ». [56] Они произвели фурор и подняли на ноги толпу вдоль маршрута парада. [63] Позже на той же неделе Джеронимо встретился с Рузвельтом и обратился с просьбой об освобождении чирикауа в форте Силл от статуса военнопленных и разрешении вернуться на родину в Аризоне. Президент Рузвельт отказался, сославшись на продолжающуюся враждебность в Аризоне по поводу гибели гражданских лиц, мужчин, женщин и детей, связанных с набегами Джеронимо во время продолжительных войн апачей. [64] [65] Через переводчика Рузвельт сказал Джеронимо, что у индейца «плохое сердце». «Вы убили многих моих людей, вы сожгли деревни… и не были хорошими индейцами». Рузвельт ответил, что «посмотрит, как вы и ваш народ будете действовать» в резервации. [56]

В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С.М. Барретту, суперинтенданту образования в Лоутоне, Оклахома . Барретту пришлось обратиться к президенту Рузвельту, чтобы получить разрешение на публикацию книги. Джеронимо приходил на каждое интервью, точно зная, что он хочет сказать. Он отказался отвечать на вопросы или изменить свое повествование. Он выражался на испанском языке . [66] Барретт, похоже, не позволил себе слишком вольности с историей Джеронимо, переведенной на английский Асой Даклуги . Фредерик Тернер отредактировал эту автобиографию, удалив некоторые сноски Барретта и написав введение для читателей, не пользующихся Apache. Тернер отмечает, что книга написана в стиле апача, рассказывающего часть своей устной истории. [1] [ не удалось пройти проверку ]

Когда меня впервые пригласили посетить Всемирную выставку в Сент-Луисе, я не захотел туда идти. Позже, когда мне сказали, что я получу хорошее внимание и защиту и что президент Соединенных Штатов сказал, что все будет в порядке, я согласился... Каждое воскресенье президент ярмарки посылал за мной, чтобы я пошел на шоу Дикого Запада. Я принимал участие в соревнованиях по канатам перед публикой. Там было много других индейских племен и странных людей, о которых я никогда не слышал... Я рад, что побывал на Ярмарке. Я увидел много интересного и многое узнал о белых людях. Это очень добрые и миролюбивые люди. За все время моего пребывания на Ярмарке никто не пытался мне каким-либо образом навредить. Если бы это произошло среди мексиканцев, я уверен, мне пришлось бы часто защищаться. [67]

Позже в том же году индийский офис отвез его в Техас, где он застрелил буйвола в ходе облавы, организованной 101 Ranch Real Wild West для Национальной редакционной ассоциации. Джеронимо на мероприятие сопровождали солдаты, так как он все еще находился в плену. Учителя, ставшие свидетелями инсценированной охоты на бизонов, не знали, что люди Джеронимо не были охотниками на бизонов. [ нужна ссылка ]

В феврале 1909 года Джеронимо сбросили с лошади, когда он ехал домой, и всю ночь пролежал на морозе, пока друг не нашел его крайне больным. [51] Он умер от пневмонии 17 февраля 1909 года в качестве заключенного Соединенных Штатов в Форт-Силл. [68] На смертном одре он признался племяннику, что сожалеет о своем решении сдаться. [51] Сообщается, что его последние слова были сказаны племяннику: «Я никогда не должен был сдаваться. Я должен был сражаться, пока не остался последним живым». [69] Он был похоронен в Форт-Силл на апачском кладбище Биф-Крик. [70]

Джеронимо в плену в США в 1905 году.
Та-айз-слат, жена Джеронимо и ребенок

Джеронимо женился на Чи-хаш-кише, и у них родилось двое детей, Чаппо и Дон-сай. Затем он взял другую жену, Нана-та-ттит, от которой у него родился один ребенок. [71] Позже у него была жена по имени Зи-е, а также еще одна жена, Ше-га, по имени Штша-ше, а позже жена по имени Их-тедда. Девятой и последней женой Джеронимо была Азул. [72]

Праправнук Джеронимо, Харлин Джеронимо, преподавал уроки языка апачей в Мескалеро до своей смерти в 2020 году. резервации апачей [73]

Джеронимо был воспитан в традиционной религии бедонкохе. Когда его спросили о его взглядах на жизнь после смерти, он написал в своей автобиографии 1905 года:

Что касается будущего состояния, то учения нашего племени не были конкретными, то есть мы не имели определенного представления о наших отношениях и окружении в загробной жизни. Мы верили, что есть жизнь после этой, но никто мне никогда не говорил, какая часть человека живет после смерти... Мы считали, что исполнение своего долга сделает его будущую жизнь приятнее, но будет ли эта будущая жизнь хуже ли эта жизнь или лучше, мы не знали, и никто не мог нам сказать. Мы надеялись, что в будущем жизнь, семейно-племенные отношения возобновятся. В каком-то смысле мы верили в это, но не знали этого. [74] : 178 

В последние годы жизни Джеронимо поддержал христианство и заявил:

С тех пор, как началась моя жизнь в качестве заключенного, я слышал учение религии белого человека и во многих отношениях считаю, что она лучше, чем религия моих отцов... Полагая, что с мудростью полезно идти в церкви и что общение с христианами улучшит мой характер, я принял христианскую религию. Я считаю, что церковь мне очень помогла за то короткое время, что я был ее членом. Мне не стыдно быть христианином, и я рад знать, что президент Соединенных Штатов — христианин, поскольку без помощи Всевышнего я не думаю, что он мог бы правильно судить, управляя таким большим количеством людей. Я посоветовал всем моим людям, которые не являются христианами, изучать эту религию, потому что она кажется мне лучшей религией, позволяющей человеку жить правильно. [74] : 181 

Он присоединился к голландской реформатской церкви в 1903 году, но четыре года спустя был исключен за азартные игры. [74] : 181  До конца своей жизни он, казалось, питал двойственные религиозные чувства, говоря христианским миссионерам на собрании в летнем лагере в 1908 году, что хочет начать все сначала, и в то же время говорил своим соплеменникам, что он придерживается старой религии апачей. [75]

Предполагаемая кража черепа Джеронимо

[ редактировать ]

Шесть членов Йельского тайного общества «Череп и кости» , в том числе Прескотт Буш , служили армейскими добровольцами в Форт-Силл во время Первой мировой войны. [76] В 1986 году бывший председатель San Carlos Apache Нед Андерсон получил анонимное письмо с фотографией и копией бортового журнала, в котором утверждалось, что Череп и Кости держат череп Джеронимо. Он встретился с представителями Skull and Bones по поводу слухов. Адвокат группы, Эндикотт П. Дэвидсон, отрицал, что группа владела черепом, и заявил, что бухгалтерская книга 1918 года, в которой говорилось иное, была подделкой. [77] Группа предложила Андерсону стеклянный ящик, подобный тому, что на фотографии, в котором, по-видимому, находился череп ребенка, но Андерсон отказался от него. [78]

Могила Джеронимо в Форт-Силл , Оклахома , 2005 год.

В 2006 году Марк Вортман обнаружил письмо 1918 года от участницы Skull and Bones Уинтер Мид Ф. Труби Дэвисону , в котором говорилось о краже: [79]

Череп достойного Джеронимо Грозного, эксгумированный вашей дубинкой из гробницы в форте Силл... теперь находится в безопасности внутри [Гробницы] вместе с его изношенными бедренными костями, удилом и седельным рогом.

—  [79]

Вторая «Могила» относится к зданию общества «Череп и кости» Йельского университета. Это открытие побудило Харлин Джеронимо написать президенту Джорджу Бушу (внуку Прескотта Буша) с просьбой помочь вернуть останки:

По нашим традициям, останки такого рода, особенно в таком состоянии, когда могила была осквернена... должны быть перезахоронены с соблюдением соответствующих ритуалов... чтобы вернуть достоинство и позволить его духу упокоиться с миром.

—  [80]

Однако последствия этого письма спорны. Мида не было в Форт-Силл, поэтому он не мог лично быть свидетелем ограбления, а профессор истории Кэмеронского университета Дэвид Х. Миллер отмечает, что на могиле Джеронимо в то время не было никаких опознавательных знаков. [79]

В 2009 году Рэмси Кларк подал иск от имени людей, заявляющих о своем происхождении от Джеронимо, против нескольких сторон, включая Роберта Гейтса и «Череп и кости», с просьбой вернуть кости Джеронимо. [77] В статье в «Нью-Йорк Таймс» говорится, что Кларк «признал, что у него нет веских доказательств того, что эта история правдива». [81] Следователи, в том числе семьи Бушей биограф Китти Келли и псевдоним Сесил Адамс , говорят, что эта история не соответствует действительности. [82] [83] Военный представитель Форта Силл сказал Адамсу: «Нет никаких доказательств того, что кости находятся где-либо, кроме могилы». [82] Джефф Хаузер, председатель племени апачей Форт-Силл в Оклахоме, называет эту историю мистификацией. [78] В 1928 году армия забетонировала могилу Джеронимо и установила каменный памятник, что затруднило любое возможное исследование останков. [81]

Джеронимо, биограф и переводчик

Военное использование

[ редактировать ]

Десантники

[ редактировать ]
Эмблема 501-го парашютно-пехотного полка

Вдохновленные фильмом 1939 года «Джеронимо» , десантники армии США , испытывающие практику прыжков с парашютом с самолетов, начали традицию кричать «Джеронимо!» чтобы показать, что они не боялись выпрыгивать из самолета. Во время Второй мировой войны были также переняты и другие индейские традиции, такие как стрижки «ирокез», раскраска лица и спортивные копья на нашивках их подразделений. Подразделение десантников 1/509-го PIR в Форт-Джонсоне, штат Луизиана, использует в качестве прозвища Джеронимо. [84]

Кодовое имя

[ редактировать ]

Военные США использовали кодовое название «Джеронимо» для рейда, в ходе которого в 2011 году был убит террорист «Аль-Каиды» Усама бен Ладен , но его использование возмутило некоторых коренных американцев. [85] Впоследствии сообщалось, что она была названа или переименована в « Операцию «Копье Нептуна ». [86] [87]

Харлин Джеронимо, известный как правнук Джеронимо, сказал Сенатской комиссии по делам индейцев: [88]

[Использование имени «Джеронимо» в рейде, в результате которого был убит бен Ладен] было либо возмутительным оскорблением, либо ошибкой, и из опубликованных военных отчетов ясно, что имя Джеронимо время от времени использовалось военнослужащими, участвовавшими как в военной операции, так и в военной операции. и для самого Усамы бен Ладена.

Памятники

[ редактировать ]

В честь Джеронимо названы три города в США: по одному в Аризоне , Оклахоме и Техасе . Также в его честь был назван SS Geronimo , корабль «Либерти» времен Второй мировой войны . В сериале Почтовой службы США «Легенды Запада» 18 октября 1994 года была выпущена почтовая марка номиналом 29 центов с изображением Джеронимо. [89]

[ редактировать ]

Geronimo — трек, записанный Лесом Элгартом и его оркестром на их Sophisticated Swing альбоме ( Columbia CL-536 ; 1953). [90] Британская инструментальная рок-группа The Shadows в 1963 году выпустила сингл «Geronimo», написанный участником группы Хэнком Марвином . Он застрял на 11-м месте в британских чартах, что стало самым низким показателем с момента его прорыва в 1960 году с возглавившим чарты Apache. В 1972 году Майкла Мартина Мерфи песня «Кадиллак Джеронимо» была вдохновлена ​​фотографией Уолтера Фергюсона, на которой Джеронимо сидит в роскошном локомобиле . Песня заняла 37-е место в Billboard Hot 100 , а позже на нее сделали каверы Шер и Хойт Экстон . Немецкий дуэт Modern Talking выпустил другую песню с тем же названием (но с менее явной лирической связью с Geronimo) в 1986 году. [91] [92] В 2014 году инди-поп- группа Sheppard выпустила альбом Geronimo , который в апреле того же года занял первое место в австралийском чарте синглов . [93] В 2019 году американская группа Red-Dirt Country Shane Smith and the Saints выпустила в 2015 году свой второй студийный альбом Geronimo. [94] был выпущен на Geronimo West Records. В этом альбоме есть заглавный трек Geronimo .

Джеронимо в локомобиле модели C 1905 года, снято на ранчо братьев Миллер 101, расположенном к юго-западу от Понка-Сити, Оклахома, 11 июня 1905 года.

Джеронимо снимался во многих вестернах ; например, в » Джона Форда ( «Дилижансе 1939) именно группа Джеронимо преследует дилижанс через Долину Монументов . [95] Есть четыре фильма, в которых он является главным героем. В Джеронимо! (также 1939), режиссер Пол Слоан , его играет Шеф Грозовая Туча, но только во второстепенной роли, поскольку фильм по сути рассказывает о попытках армии США схватить его. Однако в одноименной игре Geronimo! (1962), режиссер Арнольд Лавен Джеронимо в исполнении Чака Коннорса . , главный герой - [96]

В 1993 году с разницей в несколько дней вышли два фильма о Джеронимо. «Джеронимо: Американская легенда» рассказывает о его аресте, и его играет индейский актер Уэс Стьюди . Биографический фильм «Джеронимо» имеет более широкий размах, и его играет индейский актер Джозеф Раннингфокс . [97]

Телевидение и радио

[ редактировать ]

29 июня 1938 года вымышленный Джеронимо появился в радиоэпизоде ​​« Одинокого рейнджера » под названием «Трое против Джеронимо». В этом эпизоде ​​Тонто действует как шпион, чтобы раскрыть план Джеронимо по взятию Форта Кастер под ложным флагом мира. Тонто лишает Джеронимо его спрятанного ножа, прежде чем Одинокий Рейнджер и кавалерист по имени Петерсон по одному заманивают войска Джеронимо в опустевший форт.

В сериале «Истории века» эпизод «Джеронимо» вышел в эфир 14 февраля 1954 года. Джеронимо — название 21-й серии ABC вестерна канала «Территория надгробий » . Впервые этот эпизод был показан 5 марта 1958 года, когда Джон Дусетт сыграл роль Джеронимо. [98] Джеронимо, которого играет Энрике Лусеро , занимает видное место в мини-сериале 1979 года «Мистер Хорн » с Дэвидом Кэррадином в роли Тома Хорна .

В сериале « Политик » в третьей серии второго сезона показано фото главного героя, на котором он замаскирован в одежду, вдохновленную Джеронимо. Это привело в сериале к конфликту, в котором главного героя обвиняют в культурном присвоении .

Видеоигры

[ редактировать ]

Джеронимо — персонаж популярной мобильной игры Fate/Grand Order.

  1. ^ Перейти обратно: а б с Джеронимо (1996). Барретт, С.М.; Тернер, Фредерик В. (ред.). Джеронимо: его собственная история . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN  978-0-452-01155-7 . Архивировано из оригинала 5 января 2020 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
  2. ^ Атли 2012 , стр. 152, 153.
  3. ^ Дебо 1996 , с. 38.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Атли 2012 , стр. 1, 2.
  5. ^ Дебо 1996 , с. 268.
  6. ^ «Юго-запад индейцев апачей» . Архивировано из оригинала 7 октября 2006 года.
  7. ^ Герман, Весна (1997). Джеронимо: борец за свободу апачей . Издательство Энслоу. п. 26. ISBN  0-89490-864-2 . Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
  8. ^ Дебо 1996 , с. 28.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Атли 2012 , с. 130.
  10. ^ Атли 2012 , стр. 1, 130.
  11. ^ Атли 2012 , с. 1.
  12. ^ Атли 2012 , с. 140.
  13. ^ Атли 2012 , стр. 130–131.
  14. ^ Перейти обратно: а б Атли 2012 , с. 2.
  15. ^ Адамс, Александр Б. (1990). Джеронимо: биография . Да Капо Пресс. п. 391 . ISBN  978-0-306-80394-9 .
  16. ^ Хауген, Бренда (2005). Джеронимо: воин апачей . Замковый камень. стр. 9–12. ISBN  978-0756518455 . Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
  17. ^ «Джеронимо: его собственная история» . Американская история – от революции к реконструкции и что произошло потом . Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 года . Проверено 12 мая 2016 г.
  18. ^ Дебо 1996 , с. 34.
  19. ^ Атли 2012 , стр. 26–27.
  20. ^ Атли 2012 , с. 27.
  21. ^ Атли 2012 , стр. 27, 28.
  22. ^ Дебо 1996 , стр. 107-1. 37–39.
  23. ^ Суини, Эдвин Р. (1986). Соннихсен, Чарльз Леланд (ред.). Джеронимо и конец войн апачей . Издательство Университета Небраски. п. 36. ISBN  0803291981 . Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Барретт, С.М., изд. (1915) [1909]. «В тюрьме и на тропе войны». История Джеронимо из его жизни . Нью-Йорк: Даффилд и компания. Архивировано из оригинала 11 декабря 2009 года . Проверено 12 мая 2011 г.
  25. ^ Дебо 1996 , с. 13.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Барретт, С.М., изд. (1915) [1909]. «Приход белых людей». История Джеронимо из его жизни . Нью-Йорк: Даффилд и компания. Архивировано из оригинала 24 декабря 2009 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Барретт, С.М., изд. (1915) [1909]. «Тяжелые бои». История Джеронимо из его жизни . Нью-Йорк: Даффилд и компания. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  28. ^ « ФИЛЬМ; Джеронимо, все еще с некоторыми острыми краями. Архивировано 17 февраля 2017 года в Wayback Machine ». Нью-Йорк Таймс . 5 декабря 1993 г.
  29. ^ Атли 2012 , стр. 96, 108.
  30. ^ Атли 2012 , стр. 1, 2, 96.
  31. ^ Атли 2012 , стр. 92–97.
  32. ^ Дебо 1996 , с. 117.
  33. ^ Атли 2012 , стр. 104–112.
  34. ^ Атли 2012 , стр. 149–159.
  35. ^ Дебо 1996 , стр. 107-1. 236, 237.
  36. ^ Перейти обратно: а б Атли 2012 , с. 160.
  37. ^ Перейти обратно: а б Атли 2012 , с. 133.
  38. ^ Атли 2012 , с. 136.
  39. ^ Атли 2012 , с. 135.
  40. ^ Атли 2012 , стр. 130, 179, 200.
  41. ^ Атли 2012 , стр. 178, 179.
  42. ^ Перейти обратно: а б Херст, Джеймс. «Капитуляция Джеронимо – Каньон Скелетов, 1886 год» . Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
  43. ^ «Джеронимо за работой» . Библиотека Конгресса, Хроника Америки . Эпитафия Daily Tombstone, 16 апреля 1886 г., изображение 3. 16 апреля 1886 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2017 г. . Проверено 2 сентября 2016 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б с «Мэри «Молли» Э. Флай (1847–1925)» . Архивировано из оригинала 23 октября 2014 года . Проверено 22 октября 2014 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Воан, Томас (1989). «Фотожурналист CS Fly Pioneer». Журнал истории Аризоны . 30 (3) (осень, изд. 1989 г.): 303–318. JSTOR   41695766 .
  46. ^ «Пленный белый мальчик Сантьяго Маккинн» . Мичиганский университет.
  47. ^ Перейти обратно: а б с д Кэппс, Бенджамин (1975). Великие вожди . Образование «время-жизнь». п. 240. ИСБН  978-0-316-84785-8 .
  48. ^ Херринг, Хэл (2008). Знаменитое огнестрельное оружие Старого Запада: от револьверов Кольта дикого Билла Хикока до Винчестера Джеронимо: двенадцать пистолетов, которые сформировали нашу историю . Двуточка. п. 224. ИСБН  978-0-7627-4508-1 .
  49. ^ Моя жизнь: Автобиография Джеронимо . Пресса «Пожарный корабль». 2010. ISBN  978-1-935585-25-1 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
  50. ^ National Geographic Том 182, 1992 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б с «Американский опыт, мы останемся: Джеронимо» . ПБС . Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 года . Проверено 12 ноября 2009 г.
  52. ^ Хейли, Джеймс Л. (1997). Апачи: портрет истории и культуры . Университет Оклахомы Пресс. п. 381. ИСБН  0-8061-2978-6 . Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
  53. ^ «Национальное побережье островов Персидского залива - Апачи (Служба национальных парков США)» . nps.gov . Архивировано из оригинала 5 сентября 2010 года . Проверено 24 мая 2009 г.
  54. ^ Атли 2012 , стр. 214–220.
  55. ^ Дебо 1996 , стр. 107-1. 295, 296,
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кинг, Гилберт (9 ноября 2012 г.). «Обращение Джеронимо к Теодору Рузвельту» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 31 октября 2017 года . Проверено 4 ноября 2017 г. Удерживаемый в плену гораздо дольше, чем того требовало соглашение о капитуляции, воин апачей обратился непосредственно к президенту.
  57. ^ Атли 2012 , стр. 221–254.
  58. ^ Дебо 1996 , с. 372.
  59. ^ Дебо 1996 , стр. 107-1. 374 ,
  60. ^ По стопам Джеронимо , Корин Сомбрун и Хайилн Джеронимо, Skyhorse Publishing, Inc., 2014 г.
  61. ^ Атли 2012 , с. 256.
  62. ^ «Джеронимо и пять других индейских вождей на инаугурационном параде Тедди Рузвельта в 1905 году» . Призраки Вашингтона . 20 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 г.
  63. ^ Атли 2012 , стр. 257–258.
  64. ^ Дебо 1996 , с. 421.
  65. ^ Атли 2012 , стр. 254–259.
  66. ^ Дельгадо, Хуан Карлос. «Джеронимо говорил по-испански» . Нет. 23 августа 2009 г. АВС. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
  67. ^ Барретт, С.М., изд. (1915) [1909]. «На Всемирной выставке». История Джеронимо из его жизни . Нью-Йорк: Даффилд и компания. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  68. ^ Кавендиш, Ричард (2 февраля 2009 г.). «Смерть Джеронимо» . История сегодня . Архивировано из оригинала 28 апреля 2014 года.
  69. ^ «Американский опыт, которым мы останемся: Джеронимо» (PDF) . ПБС. Архивировано (PDF) из оригинала 4 апреля 2013 г.
  70. ^ «Местоположение на картах Google» . Карты Гугл . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 14 мая 2020 г.
  71. ^ «Жены и место захоронения Джеронимо» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 года . Проверено 4 сентября 2009 г.
  72. ^ Гейтвуд, Чарльз Б. (2009). Луи Крафт (ред.). Лейтенант Чарльз Гейтвуд и его мемуары об апачских войнах . Издательство Университета Небраски. п. xxxiii. Его девятой женой была Азул (1850–1934), чоконен, которая в раннем возрасте была схвачена мексиканцами. Она не вышла замуж за Джеронимо до тех пор, пока военнопленные апачи не переехали в Форт Силл, территория Оклахомы (вероятно, в 1907 году). Она оставалась с ним до его смерти в 1909 году и больше никогда не выходила замуж.
  73. ^ Робертс, Чак Д. (9 августа 2019 г.). «Племя апачей мескалеро проводит церемонию благословения на ракетном полигоне Уайт-Сэндс» . www.army.mil . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года.
  74. ^ Перейти обратно: а б с Джеронимо (1971). Барретт, С.М. (ред.). Джеронимо, его собственная история . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN  0-349-10260-0 . LCCN   72-113457 .
  75. ^ Дебо 1996 , стр. 107-1. 437–438.
  76. ^ Райц, Стефани (18 февраля 2009 г.). «Родственники Джеронимо подали в суд на «Череп и кости» из-за останков» . Хаффингтон Пост . Хартфорд, Коннектикут. Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 20 апреля 2015 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б Дэниелс, Брюс (27 февраля 2009 г.). «Иск Джеронимо разжигает семейную вражду» . Журнал Альбукерке . Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б Пембер, Мэри Аннет (9 июля 2007 г.). «Расхитители гробниц» . Разнообразные проблемы высшего образования . Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Лассила, Кэтрин Дэй; Бранч, Марк Олден (май – июнь 2006 г.). «Чей череп и кости?» . Журнал выпускников Йельского университета . Архивировано из оригинала 2 марта 2009 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
  80. ^ Банкомб, Эндрю (1 июня 2006 г.). «Семья Джеронимо обращается к Бушу с просьбой помочь вернуть его скелет» . Независимый . Великобритания. Архивировано из оригинала 26 октября 2006 года . Проверено 5 декабря 2006 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б МакКинли-младший, Джеймс С. (19 февраля 2009 г.). «Наследники Джеронимо подали в суд на тайное Йельское общество из-за его черепа» . www.nytimes.com . Архивировано из оригинала 21 ноября 2018 года . Проверено 5 января 2019 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б Адамс, Сесил (11 ноября 2005 г.). «Находится ли череп Джеронимо в Йельском университете «Череп и кости»? Был ли он украден из могилы Прескоттом Бушем?» . Прямой наркотик. Архивировано из оригинала 16 апреля 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
  83. ^ Келли, Китти (2004). Семья: реальная история династии Бушей . Даблдэй . стр. 17–20 . ISBN  0-385-50324-5 .
  84. ^ Андерсон, Чак. «Крик Джеронимо десантников времен Второй мировой войны» . B-westerns.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 16 февраля 2013 г.
  85. ^ «Усама бен Ладен: Почему Джеронимо?» . Новости Би-би-си . 3 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2011 года . Проверено 4 мая 2011 г.
  86. ^ Таппер, Джейк (4 мая 2011 г.). «Официальный представитель США: «Это была убийственная миссия» » . Новости АВС . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 5 мая 2011 г.
  87. ^ Доброе утро, Америка (3 мая 2011 г.). «Сотрудник министерства обороны сообщил ABC News, что операция по поимке Усамы бен Ладена называлась «Операция «Копье Нептуна»» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года.
  88. ^ Берестейн Рохас, Лесли (6 мая 2011 г.). « Непростительная клевета: споры по поводу использования «Джеронимо» в операции по бен Ладену» . Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 20 апреля 2015 г.
  89. ^ «Предметы американских индейцев на почтовых марках США» . Почтовая служба США. Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
  90. ^ «Лес Элгарт» . Купертино, Калифорния: Apple Inc., июнь 1990 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 г. Проверено 14 мая 2021 г.
  91. ^ Клементс, Уильям М. (2013). Представление Джеронимо: икона апачей в популярной культуре . Альбукерке: UNM Press. стр. 198 и далее. ISBN  978-08-26353-22-1 . Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
  92. ^ ДеГань, Майк. «Кадиллак Майкла Мартина Мерфи Джеронимо » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 12 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
  93. ^ Байрон, Тим (17 апреля 2014 г.). «Номер один: Шеппард Джеронимо » . Винная музыка . Сидней: Fairfax Media. Архивировано из оригинала 20 апреля 2014 года . Проверено 20 апреля 2014 г.
  94. ^ «Официальный сайт Шейна Смита и The Saints» . Официальный веб-сайт Шейна Смита и Святых . Проверено 4 декабря 2023 г.
  95. ^ Ньюман 1990 , с. 53.
  96. ^ Ньюман 1990 , с. 67.
  97. ^ Картер, Кевин (19 декабря 1993 г.). «Крича Джеронимо!» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 27 ноября 2021 года . Проверено 15 мая 2021 г.
  98. ^ « Территория надгробий – Эпизоды 1 сезона» . Телегид . Индийская земля, Южная Каролина: Red Ventures. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 14 мая 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бигелоу, Джон лейтенант. На кровавом следе Джеронимо Нью-Йорк: Tower Books, 1958.
  • Брэндс, HW Последняя кампания: Шерман, Джеронимо и война за Америку, Doubleday, 2022.
  • Браун, Ди. Похороните мое сердце в Вундед-Ни . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1970.
  • Картер, Форрест . Жди меня на горе . Дельта. 1990 г. – Также издается как Cry Geronimo .
  • Дэвис, Бриттон. « Правда о Джеронимо » Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1929.
  • Фолк , Оди Б. Кампания Джеронимо . Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 1969.
  • Киллблейн, Ричард Э. «Охота на тигра в Аризоне», Дикий Запад , декабрь 1993 г.
  • Киллблейн, Ричард Э. «Окончательная капитуляция Джеронимо», Дикий Запад , февраль 1994 г.
  • Оплер, Моррис Э. и Френч, Дэвид Х. Мифы и сказки индейцев чирикауа-апачи . [1941] Линкольн: Университет Небраски Press, 1994.
  • Рейли, Эдвард. «Джеронимо: Воин» , Public Domain Review , 2011.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d4f189aa12beffba98f8f51b7d2aeb4__1722618360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/b4/8d4f189aa12beffba98f8f51b7d2aeb4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Geronimo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)