Южные пайюты
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Нувуви | |
---|---|
![]() Моапа Женщина и девочка в традиционных шляпах-корзинах пайуте недалеко от Лас-Вегаса, около 1900 года. Младенец, запеленатый в кроличьих халатах, в колыбели . | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ( ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Colorado River Numic (ISO 639-3, ute), английский | |
Религия | |
Религия коренных народов, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Утес , Чемеуэвис , Кавайсу |
Люди южных пайютов / ˈ p aɪ juː t / — племя коренных американцев, живших в бассейне реки Колорадо на юге Невады , северной Аризоне и южной Юте . Банды южных пайуте живут в разбросанных местах по всей этой территории и получили федеральное признание в нескольких резервациях . На южном пайуте традиционно говорили на нумическом языке реки Колорадо , который в настоящее время является находящимся под угрозой исчезновения языком нумической ветви юто-ацтекской языковой семьи и взаимопонятен с юте . [1] Термин пайуте происходит от paa Ute, что означает вода Ute / ˈ juː t / , и относится к их предпочтению жить рядом с источниками воды. [2] До европейской колонизации они практиковали весеннее пойменное земледелие с водохранилищами и арыками для выращивания кукурузы, тыквы, дынь, тыкв, подсолнечника, фасоли и пшеницы. [2]
Первый контакт европейцев с южными пайуте произошел в 1776 году, когда отцы Сильвестр Велес де Эскаланте и Франсиско Атанасио Домингес столкнулись с ними во время попытки найти сухопутный путь к миссиям Калифорнии . Они отметили, что некоторые мужчины южных пайуте «имели густые бороды и, как считалось, внешне больше походили на испанцев, чем на коренных американцев». [а] До этой даты южные пайуте подвергались набегам рабов со стороны навахо и юте . Прибытие на их территорию испанских, а затем и евро-американских исследователей усилило набеги рабов со стороны других племен. В 1851 году мормонские поселенцы стратегически оккупировали водные источники Пайуте, что создало отношения зависимости. [ нужна ссылка ] Однако присутствие поселенцев-мормонов вскоре положило конец набегам рабов, и отношения между пайутами и мормонами стали в основном мирными. [ нужна ссылка ] Мормонский миссионер Джейкоб Хэмблин занимался дипломатическими усилиями. Внедрение европейских поселенцев и методов ведения сельского хозяйства (особенно больших стад крупного рогатого скота ) затруднило южным пайуте продолжение их традиционного образа жизни, поскольку это привело к изгнанию дичи и снижению их способности охотиться, а также собирать натуральные продукты.

Сегодня общины южных пайютов расположены в Лас-Вегасе , Парампе и Моапе в Неваде; Сидар-Сити , Канош , Кушарем , Шиввитс и Индиан-Пикс в штате Юта; в Кайбабе и Уиллоу-Спрингс в Аризоне.
Связи с общественностью
[ редактировать ]Ранняя политика
[ редактировать ]До 1850-х годов народ пайуте жил относительно мирно с другими группами коренных американцев. В эти группы входили племена навахо, юте и хопи. [6] Хотя между группами время от времени возникала напряженность и вспышки насилия, пайуты в основном могли жить в мире с другими племенами и поселенцами из-за своей рыхлой социальной структуры. Большинство пайютов жили небольшими семейными группами и собирались вместе в больших помещениях только по вопросам торговли и коммерции. [6] До 1850-х годов их главными противниками были налетчики из конкурирующих племен; такие как навахо, утес и хопи. Навахо были особенно известны тем, что вторгались на пастбища пайуте и участвовали в набегах с целью захвата женщин и детей пайуте для работорговли. [7]
До 1860-х годов долгосрочного освоения земель не велось. Большая часть контактов с иностранцами у них была с временными боевиками или торговцами. Пайуты упорно сражались, защищая земли своих предков, и поначалу им удалось изгнать поселенцев. Во второй половине 1800-х годов наиболее известными группами, мигрировавшими на земли Пайуте, были члены и миссионеры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и добытчики серебра в Пиоче, штат Невада . [8] В 1869 году богатый инвестор по имени Франсуа Луи Альфред Пиош вложил средства в серебряный рудник в городе Пиош, который первоначально зависел от дешевой рабочей силы пайуте для работы на рудниках. Условия в шахтах привели к резкому сокращению популяции пайуте. [8] Детям пайуте было предписано посещать американские школы, которые пытались их максимально ассимилировать. [9] К началу 1900-х годов насчитывалось около 800 человек пайуте. [10]
Современные отношения
[ редактировать ]В 1950-х годах политика федерального правительства по увольнению индейцев лишила пайутов медицинских и образовательных льгот, федеральной налоговой защиты и помощи в сельском хозяйстве. Это оставило их в слабом и нестабильном состоянии. [11] Первая попытка примирения была предпринята в 1980 году, когда был принят Закон о восстановлении , который признал пайутес племенем. Он объединил пять основных племен в одно племя: Кедров, Индийских Пиков, Каноша, Кушарема и Шиввитов. [12] Законопроект также вернул бандам систему федеральной помощи и поддержки.
Культура
[ редактировать ]Плетение корзин
[ редактировать ]Одним из важнейших навыков женщин племен пайуте было умение плетения корзин. Для плетения корзин они часто использовали ивы с красными стволами. Эти навыки использовались почти во всех аспектах их жизни, и считается, что эти навыки передавались от матери к дочери на протяжении как минимум 9000 лет. Когда они отправлялись собирать и собирать корм, они несли на спине большие конические корзины, чтобы собирать вещи.
Были созданы специальные инструменты, в том числе для снятия плодов с кустов и деревьев, для провеивания и для лучшего доступа к корням. Они также плотно плели эти большие корзины из глины и смолы , создавая горшки для приготовления пищи и кувшины для воды. Часто мелкие инструменты оставались позади, тогда как более крупные предметы, такие как кастрюли, оставались с семьями, когда они передвигались. В зависимости от региона, где располагались семьи, определялось различное использование ткачества. Например, жители болот научились создавать приманки для уток , сети и плоты, чтобы лучше охотиться на водоплавающих птиц. Еще одним применением этого навыка было создание своих домов. Они использовали длинную тонкую траву, чтобы плотно сплести стебли рогоза вместе, и при этом они создавали длинные дощечки из травы, которые располагали вокруг длинных ветвей ивы, воткнутых в землю. [13]
Традиционная диета
[ редактировать ]Основным продуктом питания южных пайютов был горький корень . Они также ели дикую морковь , дикий лук и черноплодную рябину . Черноплодная рябина была полезна во многих отношениях: ее стебли заваривали для приготовления сладкого напитка, а ягоды измельчали, а затем сушили, чтобы сохранить на будущее. Когда тля приходила и наводняла тростниковые растения, они оставляли маленькие капли нектара там, где прокалывали стебли тростника. Зная это, женщины южных пайуте брали палки из тростника и били их до тех пор, пока маленькие засохшие капельки не выпадали на поверхность. Эти капли затем бросали в веялку, чтобы отделить от остатков тростника. Зачастую эти мелкие частицы сладости были для народа основным источником сладости. [13] Еще одно семя, которое они собирали, — это семена ваада, крошечные черные семена, которые перемалывали в муку. [14] Те, кто жил в регионе с достаточным водоснабжением, создавали фермы с канавным орошением. Самыми большими урожаями были кукуруза, тыква и пшеница. [15] Мужчины были основными охотниками: они охотились на водоплавающих птиц, кроликов, снежных баранов и других млекопитающих в регионах, через которые проходили. [14]
Пайуте стрельба из лука
[ редактировать ]Луки
[ редактировать ]Есть лук, собранный Смитсоновским институтом в 1872 году. [16] Изготовлен из ветки твердой древесины, возможно, мескитового дерева или горного красного дерева , и имеет длину 38 5/8 дюймов от кончика до кончика. Лук имеет круглое поперечное сечение, тетива представляет собой двухслойную жилу. У него есть сухожилия на спине, и сухожилия окрашены красновато-коричневой охрой. Лук утилитарен и до сих пор имеет следы резьбы, что и следовало ожидать от практичного оружия во враждебных и суровых условиях пустыни. [17] Еще одна фотография сделана из лука и стрел пайуте. [18]
Стрелки
[ редактировать ]Набор стрел Пайуте был приобретен Смитсоновским институтом в 1874 году. [19] Только одна стрелка имеет острие. Наконечник стрелы крепится клеем из сосновой смолы. Позади острия есть сухожилия, но они предназначены для предотвращения раскола древка при попадании в цель. Перья ястребиные и канюковые. [17]
Колчаны и лукейсы
[ редактировать ]Колчан для стрел пайуте был приобретен Смитсоновским институтом в 1872 году. [20] Колчан сделан из оленьей шкуры, на футляре все еще остается густая шерсть, свидетельствующая о том, что олень был убит зимой, и сшит из двухслойных сухожилий, очень похожих на тетиву. «Колчан простой, без каких-либо украшений, как и следовало ожидать от культуры, обитающей в пустыне». [17]
Традиции Святой земли
[ редактировать ]Народ южных пайуте верит в Пуаксан Тувип, или землю силы. Это их святая земля, которая связана со многими важными достопримечательностями в памяти и истории южных пайутес. Например, Нуваганту, или гора Чарльстон в Неваде, является священной достопримечательностью, которая, по мнению народа южных пайуте, была местом их создания. Эти святые земли были местами, куда отдельные семьи или племена приходили для обмена, торговли, общения и проведения религиозных церемоний. Еще одна крупная достопримечательность, имеющая культурное значение для южных пайутов, — это река Колорадо и Гранд-Каньон . Современное значение этих Святых Земель заключается в том, что южные пайуты заявляют о сверхъестественном праве знать, что происходит и о последствиях любых проектов, реализуемых на их святых землях. [21]
Организация народа южных пайуте
[ редактировать ]
Одним из важных аспектов сбора еды был социальный аспект: часто семьи собирались вместе для поиска пищи и игр, а затем расходились и расходились. Южные пайуты не были организованы по племенному принципу. Вместо этого группы состояли из небольших семейных единиц, которые время от времени собирались вместе с другими для общения. В каждой группе было около 10-50 родственных людей. Семейные связи были очень важны для этих групп и определяли групповые движения и взаимозависимость между группами. Таким образом, браки были очень важны для южных пайютов.
Лидера группы называли старостой, и он был достаточно взрослым, чтобы много знать о земле, но достаточно молодым, чтобы продолжать участвовать в деятельности племени, и обычно у него было несколько разных семейных связей внутри группы. Его работа заключалась в том, чтобы просыпаться рано утром и, используя свои знания, он давал конкретные предложения о том, что, по его мнению, племя должно делать в этот день, и если люди считали его наблюдения проницательными, они следовали за ним, а если нет, то они не следовали за ним. . Его предложения будут основаны на погоде, времени года и изобилии еды. Если со временем они перестанут следовать его идеям и вместо этого обратятся к другим, то титул лидера Старосты перейдет к этому человеку. Староста также должен был урегулировать любые возникающие споры. [22] Часто поселенцы, прибывшие из Европы, классифицировали различные подразделения южных пайютов на основе того, что они ели. Итак, были те, кто ел семена ваада, те, кто ел форель, те, кто ел рогоз и т. д. [13] Хотя люди южных пайуте отнесены к одной группе, внутри нее были подгруппы, которые различались по местонахождению и диалекту. [23]
Традиционные группы южных пайютов
[ редактировать ]Южные пайуте традиционно насчитывали от 16 до 31 подгруппы, группы или племени. [24] включая следующее:
- Анкаккани’кацими ( Ун-ка-ка’-ни-гутс, Унка-каниг-итс , Оав’туху’энг ):
- «Желтая пасть людей каньона» в современной Лонг-Вэлли.
- Антарианунц (имя Уте с окончанием unts , имя Пайуте Yantarɨi ):
- Смешанная полоса южного Пайуте-Юте от реки Эскаланте на восток до реки Колорадо и на юго-восток до гор Генри , штат Юта. [24]
- Бобровый отряд ( Kʷi?umpacíɨi , Kwiumpus , Quiumputs) ):
- « Люди Frasera speciosa » жили в Бивер-Вэлли вдоль реки Бивер, недалеко от сегодняшнего Бивера, штат Юта . [24] некоторые вступили в брак с группой Пахвант Уте на севере, живя в пустынях возле озера Севьер.
- Кедровая группа ( Ankappanukkicɨcimɨ , Unkapanukuints ):
- «Люди Красного ручья», или Сух'дуцинг , «кедровые люди» из недалеко от Сидар-Сити, штат Юта. [24]
- Чемеуеви / tʃ ɛ m ɪ ˈ w eɪ v i / ( Nüwüwü , Tantáwats):
- Группа Gunlock ( Матушац , Матиссати ):
- Название, данное им их южными соседями, бандой Святого Георгия / Уайнуинтами , Ганлокы вместо этого даровали этот термин некоторым группам южных пайютов к северо-востоку от них. Жил недалеко от Ганлока. [31] на юго-западе Юты
- Кайбаб ( Kai’vi’vits , Kaipapicɨcimɨ , Kaivavwits , Kaibabits , Kaipa’pici , Kaivavituvingui ):
- «Горные люди», плато Кайбаб и национальный лес Кайбаб на севере Аризоны. в их честь названы [31]
- Индийский пиковый оркестр ( Квичувунт ):
- «Пиковые люди»
- Кайпаровиц :
- «Горный дом людей», жил вдоль реки Эскаланте и охотился на плато Кайпаровиц в штате Юта. [31] поэтому также известна как группа Escalante
- Группа из Лас-Вегаса ( Nɨpakantɨcimɨ , Nuvagantucimi ):
- «Люди Чарльстон Пика » [31]
- Моав ( Муапаа, Моапаты ):
- Пахранагат ( Pata?nikicɨ ):
- «Человек, который сует ноги в воду», назван в честь долины Пахранагат , штат Невада. [31]
- Панака ( Цуварайтс , Матисабитс ):
- Назван в честь Панаки, штат Невада. [33]
- Пангитч ( Пакиучими ):
- «Рыбные люди», названные в честь Пангитча, штат Юта. [33]
- Группа Сан-Хуан ( Kwaiantikowkets ):
- «Люди на противоположной стороне» с реки Сан-Хуан в северной Аризоне. [33]
- Шиввиты ( Сипичими , Шебитс , Сюбутс ):
- «Люди, живущие на Востоке» [33] или Си'витсенг , «Белые земные люди».
- Уинкарет ( Yipinkatɨtɨcimɨ ):
- «Люди горы Трамбал» [33]
- Уайнуинты ( Uenuwunts , Tonaquints ):
- Охотятся и выращивают от Хеврона (форт Шоал-Крик), Энтерпрайза и Пинто на юг вдоль реки Санта-Клара (также называемой рекой Тонаквинт ) до ее устья, впадающей в реку Вирджин к югу от сегодняшнего Сент-Джорджа, штат Юта , поэтому называемого Сент-Джордж-Бэнд) [33]
Современные племена южных пайуте, признанные на федеральном уровне
[ редактировать ]- Группа индейцев пайуте Кайбаб из индейской резервации Кайбаб, Аризона — Индейская резервация Кайбаб , Кайбаб, Аризона
- Племя индейцев пайуте из индейской колонии Лас-Вегас - Лас-Вегас, Невада
- Группа индейцев пайуте Моапа из индейской резервации реки Моапа — Индейская резервация реки Моапа , Моапа, Невада
- Индийское племя пайуте штата Юта — Сидар-Сити, штат Юта
- Племя Сан-Хуан Южное Пайуте из Аризоны — народ навахо , Туба-Сити, Аризона
Известные южные пайюты
[ редактировать ]- Тау-гу (1845?–1895?): лидер 1870-х гг.
- Тони Тиллохаш (1886–1972): лингвист и политик.
Галерея традиционной одежды, причесок, зданий и изготовления корзин.
[ редактировать ]- Молодые люди в Рино, Невада, около 1870 года.
- Группа пайютов Коттонвуд Спринг, Невада, 1871 г.
- Традиционный костюм и охотничий лук, 1872 г.
- Ткачиха корзин, фотография около 1873 года.
- Пайутес возле Маунтин-Медоуз, юго-запад штата Юта, 1880 г.
- Рубка каменного ножа, 1901 год.
- Корзинщик, 1902 год.
- Мужчины около 1906 года.
- Саманный дом 1909 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уорнер (1995 , стр. 187–193) цитирует Домингеса и Велеса де Эскаланте (1776).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Народы Меса-Верде: связь Юте и Южного Пайуте» . Археологический центр Кроу-Каньон . 2014 . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «О Южном Пайуте» . Служба национальных парков . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Стоффл, Ричард В.; Лёндорф, Лоуренс; Остин, Дайан Э.; Халмо, Дэвид Б.; Пули, Анжелита (февраль 2000 г.). «Призрак, танцующий в Гранд-Каньоне: наскальные рисунки, церемонии и культурные ландшафты Южного Пайуте» . Современная антропология . 41 (1). Чикаго: Издательство Чикагского университета : 12. doi : 10.1086/300101 . ПМИД 10593723 . S2CID 142526911 . Получено 4 мая 2023 г. - через ResearchGate .
- ^ Ричард, Арнольд; Ложка, Джереми. «Народная территория Нувуви (Южный Пайуте)» . Международный союз охраны природы . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ «Нувуви (Южный Пайуте)» . Родная земля в цифровом формате. 7 августа 2022 г. . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холт, Рональд Л. (22 апреля 2016 г.). «Индейцы пайуте» . Департамент по связям с общественностью и культурой штата Юта.
- ^ Бунте, Памела; Франклин, Роберт (1992). «Отсюда туда не добраться: свидетельства Южного Пайуте как межкультурная коммуникация». Антропологическая лингвистика . 34 (1/4): 19–44. JSTOR 30028366 .
- ^ Перейти обратно: а б Рив, В. Пол (2006). «Мормоны, шахтеры и южные пайуты». Освобождение пространства на западной границе . Издательство Университета Иллинойса . ISBN 9780252031267 . JSTOR 10.5406/j.ctt1xcnr6 .
- ^ Риггс, Кристофер К. (2000). «Американские индейцы, экономическое развитие и самоопределение в 1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 69 (3): 431–463. дои : 10.2307/3641716 . JSTOR 3641716 .
- ^ Индийское племя Юты: История Utahpaiutes.org. Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Холт, Рональд Л. «Индейцы пайуте». Департамент наследия и искусств штата Юта, 17 августа 2016 г., Heritage.utah.gov/history/uhg-first-peoples-paiute-indians.
- ^ «Наша история – индейское племя пайуте в штате Юта» .
- ^ Перейти обратно: а б с Патапов, Э. (режиссер) (1979). Земля – наш дом . Проверено 12 октября 2018 г. — через Kanopy .
- ^ Перейти обратно: а б Программа «Управление культурными ресурсами» (2012 г.). «Наскальное искусство болот Малхер. Вада'тика: предки сегодняшнего племени Бернс Пайуте, штат Орегон» . Служба охраны рыбы и дикой природы США . Проверено 12 ноября 2018 г.
- ^ Эллисон, Джеймс Р.; Миган, Кэтрин М.; Мюррей, Шон Сабрина (2008). «Археология и археоботаника садоводства южных пайютов в бассейне Святого Георгия, юго-запад штата Юта» . КИВА: Журнал юго-западной антропологии и истории . 73 (4). Аризонское археологическое и историческое общество: 417–449. дои : 10.1179/kiv.2008.73.4.003 . JSTOR 30246559 . S2CID 129614910 – через Тейлора и Фрэнсиса .
- ^ Смитсоновский институт, факультет антропологии, каталожный номер E-12034-0.
- ^ Перейти обратно: а б с Бергер, Билли. 2010. «Сокровища Смитсоновского института. Часть V. Стрельба из лука юго-запада США: Пайуте». Примитивный лучник . Том 18 (5). Октябрь – ноябрь 2010 г. Страниц 2025 г.
- ^ Фотография Уилларда Джорджа, стреляющего из лука и стрел (Небраска), 1899–1900 гг . Университет Невады, Библиотеки Университета Лас-Вегаса, без даты. Примечания: Снято в Небраске. Уиллард Джордж (слева) показывает родственнику, как стрелять из лука и стрел пайуте.
- ^ Смитсоновский институт, факультет антропологии, каталожный номер E-14539.
- ^ Смитсоновский институт, факультет антропологии, каталожный номер E-12038-0.
- ^ Стоффл, Ричард В.; Халмо, Дэвид Б.; Остин, Дайан Э. (1997). «Культурные ландшафты и традиционные культурные ценности: вид на Гранд-Каньон и реку Колорадо с юга Пайуте» . Ежеквартальный журнал американских индейцев . 21 (2): 229. дои : 10.2307/1185646 . ISSN 0095-182X . JSTOR 1185646 – через ResearchGate .
- ^ Нэк, Марта К. (2004). Границы между: Южные Пайюты, 1775-1995 гг . Издательство Университета Небраски . стр. 20–25. ISBN 9780803278189 – через Google Книги .
- ^ Стюард, Джулиан (1933). Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . стр. 233–250.
- ^ Перейти обратно: а б с д Келли и Фаулер 1986 , с. 394.
- ^ Трафцер, Клиффорд Э. (1 августа 2015 г.). Песня Чемеуэви: устойчивость южного племени пайуте . Сиэтл, Вашингтон: University of Washington Press (опубликовано в июне 2015 г.). стр. 17–18. ISBN 978-0-295-80582-5 – через Google Книги .
- ^ Окампо, Дейзи (13 июня 2023 г.). Где мы находимся: Чемеуеви и заповедник Священных гор Какскан . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны . п. 56. ИСБН 978-0-8165-4868-2 – через Google Книги .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Индейское племя Чемеуэви» . Ассоциация председателей племен Южной Калифорнии . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Нэк, Марта К. (1 ноября 2004 г.). Границы между: Южные Пайутес, 1775–1995 гг . Издательство Университета Небраски . п. 96. ИСБН 978-0-8032-7818-9 – через Google Книги .
- ^ Нувуви: История южных пайуте . Межплеменной совет Невады . 1976. с. 10 – через Университет Юты .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Лефлер, Брайан (1 января 2000 г.). Нувуви (Южный Пайуте) Экологические знания о лесах Пиньон-Можжевельник: значение для сохранения и устойчивого использования ресурсов на двух охраняемых территориях Южной Невады (магистерская диссертация по антропологии). Портлендский государственный университет . п. 10. дои : 10.15760/etd.2006 . S2CID 126665057 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Келли и Фаулер 1986 , с. 395.
- ^ Места и ландшафты Янаванта Пайуте в Аризоне-Стрип: Том второй Пейзажи Аризоны-Стрип и исследование географических названий, Часть 2, стр. 63 Ссылка
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Келли и Фаулер 1986 , с. 396.
Источники
[ редактировать ]- Домингес, Атанасио; Велес де Эскаланте, Сильвестр (1776 г.). Маршрут отцов Фра Франсиско Атанасио Домингеса и отца Сильвестра Велеса из Эскаланте в их исследованиях от миссий Зуньи в Нью-Мексико до окрестностей Монте-Рей в Калифорнии .
- Хоган, К. Майкл (2008). Бернэм, А. (ред.). «Морро-Крик - древняя деревня или поселение в Соединенных Штатах на Западе» . Портал Мегалита . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года.
- Келли, Изабель Т.; Фаулер, Кэтрин С. (1986). «Южный Паюте». В д'Азеведо, Уоррен Л. (ред.). Справочник североамериканских индейцев . Том. 11 Большой Бассейн. Уильям С. Стертевант , главный редактор. Смитсоновский институт. стр. 368–397. ISBN 978-0-16-004581-3 .
- Кребер, Альфред Л. (1925). Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень (Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии). Том. 78. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография.
- Притцкер, Барри М. (2000). «Пайуте, Южный» . Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . ОУП. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Уорнер, Тед Дж., изд. (1995). Журнал Домингеса-Эскаланте: их экспедиция через Колорадо, Юту, Аризону и Нью-Мексико в 1776 году . Перевод Чавеса, Анжелико. предисловие Роберта Химмериха и Валенсии. Университет Юты Пресс. ISBN 978-0-87480-447-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даттон, Берта Полин (1976). Народы ранчерия, ют и южные пайуте (2-е изд.). Прентис-Холл. ISBN 978-0-13-752923-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Племена
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]- Коллекция южных пайютов Чарльза Кэрнса в ILLA - содержит аудиозаписи слов, фраз и рассказов на языке южных пайютов.