Люди Марикопы
![]() Пакит, молодая женщина из Марикопы, 1907 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
805 (перепись 2015 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Марикопа , английский | |
Религия | |
Традиционная племенная религия [1] | |
Родственные этнические группы | |
юманские народы |

Марикопа или Пиипааш [2] — индейское племя , которое проживает в индейской общине Солт-Ривер Пима-Марикопа и индейской общине реки Хила вместе с пима , племенем, с которым марикопа уже давно поддерживают позитивные отношения. Марикопа в индийской общине Пима-Марикопа на Соленой реке состоит в основном из членов Ксалихидом Пиипааш и сосредоточена в Лехе . [3] Марикопа индейской общины реки Хила сосредоточены в колонии Марикопа . Марикопа — группа жителей реки Юман, ранее жившая на берегах реки Колорадо .
Имена
[ редактировать ]Соседний Акимел О'одхам (Пима) и будущие союзники называли этих людей Кокмалик'оп ( «враги в больших горах») [ нужна ссылка ] . Испанцы транслитерировали это слово на Марикопа . Они называют себя Пиипаа , Пиипааш или Пи-Пош («люди»).
"Марикопа" [5] Американские исследователи XIX века в это время состояли из потомков пяти (возможно, шести) первоначально независимых племен реки Юма (см. Spier, 1933: 1-41): [6] Марикопа " /Пиипааш " - говорящие на оригинальном "Пиипааш" вместе с "Халчидхома", "Кавельчадом" и "Опа/Пиипаа Ньяа", а также " Дельта Юма/Кокопа " - говорящие на "Халиквамаи" и "Кохуана/Кахван" .
Поскольку в 19 веке двое первоначально говорящих на языке «Дельта Юма / Кокопа» «Халиквамаи» и «Кохуана / Кахван» жили вместе с четырьмя говорящими на «Марикопа / Пипааш» «Пиипааш», «Халчидхома», «Кавельчадом» и «Опа». /Пиипаа Ньяа» вдоль рек Хила и Соленая в нескольких деревнях в целях взаимной защиты, эти речные группы Юма и их языки/диалекты раньше ошибочно назывались испанцами и мексиканцами «кокомарикопа» и «опа» соответственно.
Только потомки «Пиипааш» и « Халчидхома » ( Xalychidom Piipaa / Xalychidom Piipaash — «люди, живущие по направлению к воде») смогли сохранить свою племенную идентичность и называть себя по-английски «Марикопа» или «Марикопа из Лехи» , потомки трех других (возможно, четырех) речных племён Юмы, нашедших приют на реке Гила и Соленой реке под «Пиипаашем» в XIX веке — «кавельчадом» ( Кавельчадом Пийпааш / Kavelchidom Piipaash — «нижний по течению»). человек/люди», «речные люди на западе»), «Опа/Пиипаа Ньяа» ( Пиипаа Ньяа / Thxpaa Nyaa — «восточные люди»), «Халиквамаи» ( Xalykawaam ) и «Кохуана/Кахван» ( Kaxwaan — «река» люди») – однако не смогли сохранить свой собственный язык, а также свою отдельную идентичность и теперь обычно идентифицируют себя как «Марикопа» .
История
[ редактировать ]
Раньше они состояли из небольших групп людей, которые жили поколениями вдоль берегов реки Колорадо . В 16 веке они мигрировали в район реки Хила , чтобы избежать нападений со стороны народов кечан и мохаве .
В 1840-х годах эпидемиям племя нанесло ущерб новых инфекционных заболеваний.
В 1825 году группа американских охотников, в том числе Джеймс Огайо Пэтти , уничтожила группу из 200 жителей Марикопа в отместку за предыдущее нападение. [7]
В 19 веке марикопа образовали конфедерацию с пима и в 1857 году успешно победили кечан и мохаве в битве при Пима-Бьютт возле Марикопа-Уэллс. Они стали успешными фермерами и в 1870 году произвели три миллиона фунтов пшеницы. Засуха и отвод воды неиндейцами привели к повсеместному неурожаю. [2]
В 19 и 20 веках Бюро по делам индейцев проводило политику, пытаясь ассимилировать марикопа в основное европейско-американское общество, и привлекло пресвитерианских в общины миссионеров. В 1914 году федеральное правительство США разделило общинные племенные землевладения и распределило их по индивидуальным наделам, чтобы стимулировать натуральное хозяйство по европейско-американской модели. Это не соответствовало географии и климату здесь. Консультативный совет Пима был сформирован BIA в 1926 году, чтобы выступать от имени общин Пима и Марикопа. После принятия Конгрессом Закона о реорганизации Индии 1934 года, в 1936 году Пима и Марикопа согласовали конституцию, восстанавливающую некоторую степень самоуправления. [2]
В 1930-е годы поверхностный сток реки Хила свелся к нулю, и племя сильно пострадало из-за потери реки. Но BIA проигнорировало проблемы с водой. Племя прибегало к использованию солоноватой родниковой воды, но это не способствовало выращиванию съедобных культур. Они начали выращивать хлопок как товарную культуру. [2]
Язык
[ редактировать ]Языком их наследия являются/были диалекты языков Марикопа и Кокопа , которые принадлежат к языковой семье Юман . [2]
Искусство
[ редактировать ]
Марикопа известны своим плетением корзин и текстилем. [1] в частности, за их полированную керамику «красное на красном». Их традиционная гончарная практика возродилась с 1937 по 1940 год. Элизабет Харт, агент по расширению жилищного строительства в США, работала с ведущим гончаром Марикопы Идой Редберд, чтобы сформировать гончарный кооператив Марикопа. Редберд был президентом кооператива, в котором работало от 17 до 19 мастеров-гончаров. Харт призвал участников подписывать свои работы. Свастики были распространенным традиционным мотивом, от которого отказались в 1940-х годах из-за узурпации этого символа нацистами. Используется метод изготовления лопаток и наковальни, и, хотя утилитарная посуда закалена, декоративная керамика Марикопа не имеет закалки. [8]
Известная Марикопа
[ редактировать ]- Ида Редберд (1892–1971) – мастер-гончар из Марикопы; сыграл важную роль в возрождении гончарного дела Марикопы в 1937–1940 годах; первый президент Ассоциации гончаров Марикопы; [8] переводчик и информатор племени юма Лесли Спир на реке Хила, тем самым помогая сохранить ее индейское наследие.
- Роберт «Три» Коди – флейтист. Он также является зарегистрированным членом племени Хункпапа .
См. также
[ редактировать ]- Halchidhoma , группа, присоединившаяся к Марикопе.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Прицкер, Энциклопедия коренных американцев, стр. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и Барри Прицкер, Энциклопедия коренных американцев. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998; п. 56
- ^ "Люди Ксалихидом Пиипааш (Марикопа)". Архивировано 5 августа 2018 года в индийской общине Солт-Ривер Пима-Марикопа Wayback Machine . (получено 29 марта 2010 г.)
- ^ Барнс, Томас К.; Нейлор, Томас Х.; Полцер, Чарльз В. Северная Новая Испания: Путеводитель по исследованию . Университет Аризоны . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Альтернативные варианты написания в испанских источниках включают: Cocomaricopa, Opa, Cocomaripopa, Cocomarizopa, Comariapa, Comaricopa. [4]
- ^ "Piipaash" и "Halchidhoma" часто считают "Kavelchadom" и "Opa/Piipaa Nyaa" группами Halchidhoma.
- ^ Хью М. Льюис. «Майкл Робиду – Образец горного человека» . Архивировано из оригинала 20 января 2019 года . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Марикопа Поттерс». 21 августа 2009 г. (получено 9 сентября 2010 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Притцкер, Барри. Энциклопедия коренных американцев . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN 978-0195138771
- Заппия, Натале А. Торговцы и рейдеры: коренной мир бассейна Колорадо, 1540–1859. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины, 2014. ISBN 978-1469615844
- Фогель, Линдси Лианна Сорок лет спустя: пересмотр керамики Марикопы, Университет штата Аризона, 2010.
Внешние ссылки
[ редактировать ]