Jump to content

Люди Марикопы

Марикопа
Пакит, молодая женщина из Марикопы, 1907 год.
Общая численность населения
805 (перепись 2015 г.)
Регионы со значительной численностью населения
 Соединенные Штаты (  Аризона )
Языки
Марикопа , английский
Религия
Традиционная племенная религия [1]
Родственные этнические группы
юманские народы
Марикопа

Марикопа или Пиипааш [2] индейское племя , которое проживает в индейской общине Солт-Ривер Пима-Марикопа и индейской общине реки Хила вместе с пима , племенем, с которым марикопа уже давно поддерживают позитивные отношения. Марикопа в индийской общине Пима-Марикопа на Соленой реке состоит в основном из членов Ксалихидом Пиипааш и сосредоточена в Лехе . [3] Марикопа индейской общины реки Хила сосредоточены в колонии Марикопа . Марикопа — группа жителей реки Юман, ранее жившая на берегах реки Колорадо .

Соседний Акимел О'одхам (Пима) и будущие союзники называли этих людей Кокмалик'оп ( «враги в больших горах») [ нужна ссылка ] . Испанцы транслитерировали это слово на Марикопа . Они называют себя Пиипаа , Пиипааш или Пи-Пош («люди»).

"Марикопа" [5] Американские исследователи XIX века в это время состояли из потомков пяти (возможно, шести) первоначально независимых племен реки Юма (см. Spier, 1933: 1-41): [6] Марикопа " /Пиипааш " - говорящие на оригинальном "Пиипааш" вместе с "Халчидхома", "Кавельчадом" и "Опа/Пиипаа Ньяа", а также " Дельта Юма/Кокопа " - говорящие на "Халиквамаи" и "Кохуана/Кахван" .

Поскольку в 19 веке двое первоначально говорящих на языке «Дельта Юма / Кокопа» «Халиквамаи» и «Кохуана / Кахван» жили вместе с четырьмя говорящими на «Марикопа / Пипааш» «Пиипааш», «Халчидхома», «Кавельчадом» и «Опа». /Пиипаа Ньяа» вдоль рек Хила и Соленая в нескольких деревнях в целях взаимной защиты, эти речные группы Юма и их языки/диалекты раньше ошибочно назывались испанцами и мексиканцами «кокомарикопа» и «опа» соответственно.

Только потомки «Пиипааш» и « Халчидхома » ( Xalychidom Piipaa / Xalychidom Piipaash — «люди, живущие по направлению к воде») смогли сохранить свою племенную идентичность и называть себя по-английски «Марикопа» или «Марикопа из Лехи» , потомки трех других (возможно, четырех) речных племён Юмы, нашедших приют на реке Гила и Соленой реке под «Пиипаашем» в XIX веке — «кавельчадом» ( Кавельчадом Пийпааш / Kavelchidom Piipaash — «нижний по течению»). человек/люди», «речные люди на западе»), «Опа/Пиипаа Ньяа» ( Пиипаа Ньяа / Thxpaa Nyaa — «восточные люди»), «Халиквамаи» ( Xalykawaam ) и «Кохуана/Кахван» ( Kaxwaan — «река» люди») – однако не смогли сохранить свой собственный язык, а также свою отдельную идентичность и теперь обычно идентифицируют себя как «Марикопа» .

Собиратели сагуаро, Марикопа, Аризона, 1907 год.

Раньше они состояли из небольших групп людей, которые жили поколениями вдоль берегов реки Колорадо . В 16 веке они мигрировали в район реки Хила , чтобы избежать нападений со стороны народов кечан и мохаве .

В 1840-х годах эпидемиям племя нанесло ущерб новых инфекционных заболеваний.

В 1825 году группа американских охотников, в том числе Джеймс Огайо Пэтти , уничтожила группу из 200 жителей Марикопа в отместку за предыдущее нападение. [7]

В 19 веке марикопа образовали конфедерацию с пима и в 1857 году успешно победили кечан и мохаве в битве при Пима-Бьютт возле Марикопа-Уэллс. Они стали успешными фермерами и в 1870 году произвели три миллиона фунтов пшеницы. Засуха и отвод воды неиндейцами привели к повсеместному неурожаю. [2]

В 19 и 20 веках Бюро по делам индейцев проводило политику, пытаясь ассимилировать марикопа в основное европейско-американское общество, и привлекло пресвитерианских в общины миссионеров. В 1914 году федеральное правительство США разделило общинные племенные землевладения и распределило их по индивидуальным наделам, чтобы стимулировать натуральное хозяйство по европейско-американской модели. Это не соответствовало географии и климату здесь. Консультативный совет Пима был сформирован BIA в 1926 году, чтобы выступать от имени общин Пима и Марикопа. После принятия Конгрессом Закона о реорганизации Индии 1934 года, в 1936 году Пима и Марикопа согласовали конституцию, восстанавливающую некоторую степень самоуправления. [2]

В 1930-е годы поверхностный сток реки Хила свелся к нулю, и племя сильно пострадало из-за потери реки. Но BIA проигнорировало проблемы с водой. Племя прибегало к использованию солоноватой родниковой воды, но это не способствовало выращиванию съедобных культур. Они начали выращивать хлопок как товарную культуру. [2]

Языком их наследия являются/были диалекты языков Марикопа и Кокопа , которые принадлежат к языковой семье Юман . [2]

Искусство

[ редактировать ]
Горшок с красной посудой от художницы Пиипааш (Марикопа) Барбары Джонсон.

Марикопа известны своим плетением корзин и текстилем. [1] в частности, за их полированную керамику «красное на красном». Их традиционная гончарная практика возродилась с 1937 по 1940 год. Элизабет Харт, агент по расширению жилищного строительства в США, работала с ведущим гончаром Марикопы Идой Редберд, чтобы сформировать гончарный кооператив Марикопа. Редберд был президентом кооператива, в котором работало от 17 до 19 мастеров-гончаров. Харт призвал участников подписывать свои работы. Свастики были распространенным традиционным мотивом, от которого отказались в 1940-х годах из-за узурпации этого символа нацистами. Используется метод изготовления лопаток и наковальни, и, хотя утилитарная посуда закалена, декоративная керамика Марикопа не имеет закалки. [8]

Известная Марикопа

[ редактировать ]
  • Ида Редберд (1892–1971) – мастер-гончар из Марикопы; сыграл важную роль в возрождении гончарного дела Марикопы в 1937–1940 годах; первый президент Ассоциации гончаров Марикопы; [8] переводчик и информатор племени юма Лесли Спир на реке Хила, тем самым помогая сохранить ее индейское наследие.
  • Роберт «Три» Коди – флейтист. Он также является зарегистрированным членом племени Хункпапа .

См. также

[ редактировать ]
  • Halchidhoma , группа, присоединившаяся к Марикопе.
  1. ^ Jump up to: а б Прицкер, Энциклопедия коренных американцев, стр. 57.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Барри Прицкер, Энциклопедия коренных американцев. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998; п. 56
  3. ^ "Люди Ксалихидом Пиипааш (Марикопа)". Архивировано 5 августа 2018 года в индийской общине Солт-Ривер Пима-Марикопа Wayback Machine . (получено 29 марта 2010 г.)
  4. ^ Барнс, Томас К.; Нейлор, Томас Х.; Полцер, Чарльз В. Северная Новая Испания: Путеводитель по исследованию . Университет Аризоны . Проверено 10 мая 2024 г.
  5. ^ Альтернативные варианты написания в испанских источниках включают: Cocomaricopa, Opa, Cocomaripopa, Cocomarizopa, Comariapa, Comaricopa. [4]
  6. ^ "Piipaash" и "Halchidhoma" часто считают "Kavelchadom" и "Opa/Piipaa Nyaa" группами Halchidhoma.
  7. ^ Хью М. Льюис. «Майкл Робиду – Образец горного человека» . Архивировано из оригинала 20 января 2019 года . Проверено 18 октября 2017 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Марикопа Поттерс». 21 августа 2009 г. (получено 9 сентября 2010 г.)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Притцкер, Барри. Энциклопедия коренных американцев . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN   978-0195138771
  • Заппия, Натале А. Торговцы и рейдеры: коренной мир бассейна Колорадо, 1540–1859. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины, 2014. ISBN   978-1469615844
  • Фогель, Линдси Лианна Сорок лет спустя: пересмотр керамики Марикопы, Университет штата Аризона, 2010.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c03fa498d5231b15214754b0a8d4cfb__1715448000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/fb/4c03fa498d5231b15214754b0a8d4cfb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maricopa people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)