Уте люди
Общая численность населения | |
---|---|
4,800 [1] –10,000 [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Аризона , Юта ) [1] | |
Языки | |
Английский , испанский , юте (Нуучи-у) [1] | |
Религия | |
Индейская церковь , традиционная племенная религия и христианство | |
Родственные этнические группы | |
Южный Пайутес , [1] Чемеуэвис , Кавайсу |
Уте ( / ˈ j uː t / ) — коренные, или коренные американцы , представители племени и культуры юте среди коренных народов Большого Бассейна . Они жили в условиях суверенитета в течение нескольких сотен лет в регионах нынешних Юты и Колорадо .
В дополнение к землям их предков в Колорадо и Юте, их исторические охотничьи угодья простирались до современных Вайоминга , Оклахомы , Аризоны и Нью-Мексико . У племени также были священные места за пределами их родных владений, которые посещались сезонно.
действовало 11 исторических ансамблей На Утесе . Хотя они обычно действовали семейными группами для охоты и собирательства, общины собирались вместе для церемоний и торговли. Многие группы ютов находились под культурным влиянием соседних индейских племен и пуэблоанцев , с которыми они регулярно торговали.
После контактов с ранними европейскими колонистами , такими как испанцы, юты сформировали торговые отношения. Кража и приобретение лошадей у испанцев резко изменили их образ жизни, повлияв на мобильность, охотничью практику и племенную организацию. Когда-то они были воинами-защитниками, но теперь они стали больше походить на европейцев как искусные наездники, которые использовали лошадей для набегов на другие племена. Определенный престиж в обществе основывался на умении человека ездить верхом (проверяемом во время скачек), а также на количестве лошадей, которыми он владел.
Когда в середине 1800-х годов американский Запад за пределами колонизированного Испанией юго-запада начал заселяться белыми европейскими золотоискателями и колонистами, юты подвергались все большему давлению или убийствам, а затем, в конечном итоге, были изгнаны со своих исконных земель . Они заключили договоры с правительством Соединенных Штатов, чтобы сохранить свою жизнь и часть своей земли, но в конечном итоге были переселены в созданные правительством резервации . Некоторые из ключевых племенных наземных оборонительных конфликтов в этот период включают Войну Уокера , когда прибыла религиозная секта мормонов (1853 г.), Войну Черного Ястреба , когда другие коренные американцы пошли на заключение договора, но были убиты войсками США (1865–72), и резня Микера , во время которой юты пытались восстановить контроль над своими землями с помощью военной тактики (1879 г.).
Людей юте осталось немного, и сейчас они в основном живут в Юте и Колорадо, в пределах трех резерваций племен юте: Уинта-Урай на северо-востоке Юты (3500 членов); Южный Ют в Колорадо (1500 членов); и Ют-Маунтин , которая в основном находится в Колорадо, но простирается до Юты и Нью-Мексико (2000 членов). Большинство ютов живут в этих резервациях с ограниченными ресурсами по сравнению с их первоначальными землями, хотя некоторые проживают за пределами резервации.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение слова Уте неизвестно; Впервые он упоминается как Юта в испанских документах. Самоназвание утесов — Нуучи-у , что означает «народ». [3]
История и культура
[ редактировать ]Нумическая языковая группа
[ редактировать ]Люди юте происходят из южного подразделения нумскоязычной ветви юто-ацтекской языковой семьи , которая почти полностью встречается на западе США и в Мексике. [3] Название языковой семьи было создано, чтобы показать, что она включает в себя как цепь диалектов нумического языка реки Колорадо (уто), которая простирается от юго-восточной Калифорнии вдоль реки Колорадо до Колорадо, так и науанские языки (ацтекские) Мексики. [3] [4]
Считается, что эта нумическая группа возникла недалеко от современной границы Невады и Калифорнии, а затем распространилась на север и восток. [5] жили охотники и собиратели Примерно к 1000 году в Большом бассейне юто-ацтекской национальности, которые, как полагают, были предками коренных племен Большого бассейна , включая народы ют, шошоны , хопи , пайуте и чемеуэви . [6] Некоторые этнологи предполагают, что носители южных нумов, юте и южные пайуте , первыми покинули нумскую родину, основываясь на языковых изменениях, и что центральная, а затем и западная подгруппы, некоторое время спустя, распространились на восток и север. Шошоны , госиуты и команчи относятся к центральным нумическим народам, а северные пайуты и баннок — к западнонумским. [7] Южные нумскоязычные племена — утесы, шошоны, южные пайуте и чемеуэви — имеют много общих культурных, генетических и языковых характеристик. [6]
Исконные земли и культура Уте
[ редактировать ]Земли
[ редактировать ]жили предки ютов К 1300 году на юго-западе Колорадо и юго-востоке Юты , которые вели образ жизни охотников-собирателей . [6] [8] К 1600-м годам Юты занимали большую часть нынешнего штата Колорадо. Команчи с севера присоединились к ним в восточном Колорадо в начале 1700-х годов. В 19 веке арапахо и шайенны вторглись на юг, в восточный Колорадо. [9]
Уты заселили большую территорию, включая большую часть штата Юта. [10] западный и центральный Колорадо, а также на юге до водораздела реки Сан-Хуан в Нью-Мексико. [11] Некоторые группы ютов оставались рядом со своими владениями, в то время как другие в зависимости от сезона перемещались дальше. [6] Охотничьи угодья простирались дальше в Юту и Колорадо, а также в Вайоминг, Оклахому, Техас и Нью-Мексико. [6] Зимние лагеря были созданы вдоль рек недалеко от современных городов Прово и Форт-Дюшен в Юте и Пуэбло , Форт-Коллинз , Колорадо-Спрингс в Колорадо. [6]
Колорадо
[ редактировать ]Помимо их родных владений, в современном Колорадо были священные места. Табегуаче - Уте называет Пик Тавакиев Пайкс - , что означает солнечная гора. Ведя кочевой образ жизни охотников-собирателей , лето проводилось в горах района Пайкс-Пик, который другие племена считали владениями ютов. [12] Пайкс-Пик был священным церемониальным местом для группы. [13] Минеральные источники в Маниту-Спрингс также были священными, и юте и другие племена приезжали в этот район, проводили там зимы и «делились [d] дарами вод, не опасаясь конфликтов». [14] [15] [16] [17] Артефакты, найденные в соседнем Саду Богов, такие как точильные камни, «предполагают, что группы собирались вместе после охоты, чтобы завершить дубление шкур и обработку мяса». [12] [18]
Старая тропа перевала Ют шла на восток от Монумент-Крик (недалеко от Розуэлла ) к Саду Богов и источникам Маниту к Скалистым горам . [19] С перевала Утес Утес отправился на восток, чтобы охотиться на буйволов. Зимы они проводили в горных долинах, где были защищены от непогоды. [12] [18] Северный и Средний парки современного Колорадо были одними из излюбленных охотничьих угодий из-за обилия дичи. [20]
Каньон Пинтадо , или раскрашенный каньон, представляет собой доисторическое место с наскальными рисунками людей Фремонт (650–1200 гг.) и Утес. Искусство Фремонта отражает интерес к сельскому хозяйству, включая стебли кукурузы и использование света в разное время года для отображения календаря посадок. Затем есть изображения фигур со щитами, которые кажутся жертвами битв, и копьями. Их видела экспедиция Домингеса-Эскаланте (1776 г.). Утес оставил изображения огнестрельного оружия и лошадей в 1800-х годах. На сайте бренда Крука изображена лошадь с клеймом полка Джорджа Крука во время индейских войн 1870-х годов. [21]
Юта
[ редактировать ]Общественная земля, окружающая холмы Беарс-Эрс на юго-востоке штата Юта, в 2016 году стала национальным памятником Медвежьи уши в знак признания ее наследственного и культурного значения для нескольких индейских племен, включая ютов. Члены резерваций Юта-Маунтин-Ют и Уинта и Орей входят в коалицию из пяти племен, чтобы помочь управлять памятником совместно с Бюро землеустройства и Лесной службой США . [22] [23]
Судя по всему, юты охотились и разбили лагерь в древнем лагере предков пуэблоанцев и фремонтцев недалеко от того, что сейчас является национальным парком Арчес . На участке рядом с природными источниками, которые, возможно, имели духовное значение, юте оставили в скалах петроглифы вместе с наскальными рисунками древних народов. Возраст некоторых изображений оценивается более 900 лет. Петроглифы Утеса созданы после того, как Утесы обзавелись лошадьми, поскольку на них изображены люди, охотящиеся верхом на лошади. [24]
Культура
[ редактировать ]На культуру ютов повлияло вторжение соседних индейских племен. жили в вигвамах Восточные юты имели многие черты равнинных индейцев и после 17 века . Западные уты были похожи на шошонов и пайютов и жили круглый год в куполообразных ивовых домах. Летом виминучи жили в ивовых домиках. Хикарилья -апачи и пуэблоанцы оказали влияние на юго-восточные утесы. Все группы также жили в постройках диаметром 10–15 футов, сделанных из конических шестов и кустарников, и аналогичным образом были построены парилки . [10] Жилье также включало в себя вигвамы и рамады , в зависимости от района. [25]
Люди жили большими семейными группами численностью от 20 до 100 человек. Они ездили в сезонные лагеря. [25] Весной и летом семейные группы охотились и собирали еду. Мужчины охотились на буйволов, антилоп, лосей, оленей, медведей, кроликов, шалфейных кур и бобра, используя стрелы, копья и сети. Мясо коптили и вялили, а также ели его в свежем виде. [10] [25] Они также ловили рыбу в источниках пресной воды, таких как озеро Юта . Женщины обрабатывали и хранили мясо, а также собирали зелень, ягоды, коренья, ямпу, кедровые орехи, юкку и семена. [10] [25] Пахванты . были единственными ютами, которые выращивали пищу [25] Некоторые западные группы питались рептилиями и ящерицами. Некоторые юго-восточные группы сажали кукурузу, а некоторые поощряли выращивание дикого табака. [10] Орудия изготавливались из дерева, камня и кости. Кожаные мешки и корзины использовались для перевозки грузов. [25] Есть сведения, что утская керамика изготавливалась еще в XVI веке. [26]
Мужчины и женщины носили тканую и кожаную одежду и халаты из кроличьей шкуры. Волосы они носили длинные или заплетали в косы. [25] Родители внесли свой вклад, но люди сами решили, кого они возьмут в жены. Мужчины могли иметь несколько жен, а развод был обычным и легким делом. Существовали ограничения для менструирующих женщин и беременных пар. Детей поощряли к трудолюбию посредством нескольких ритуалов. Когда кто-то умирал, этого человека хоронили в лучшей одежде, головой на восток. Их имущество обычно было уничтожено, а лошадей либо стригли, либо убивали. [10]
Время от времени члены групп юте встречались, чтобы торговать, заключать браки и практиковать церемонии, такие как ежегодный весенний танец медведя. [25]
Исторические группы Юте
[ редактировать ]Уте были разделены на несколько кочевых и тесно связанных групп, которые сегодня в основном организованы как северные, южные и горные племена ютов.
К середине 17 века охотничьи и собирательские группы больших семей возглавлялись старшими членами. Такие мероприятия, как охота на буйволов и торговля, могли быть организованы членами группы. Вожди возглавляли отряды, когда требовалась структура, включая лошадей для планирования защиты, охоты на буйволов и набегов. К 18 веку группы объединились для племенной деятельности. [10]
Множественные группы ютов, которые были классифицированы правительством США как юнты, когда они были переселены в индейское племя ют в резервации Уинта и Орей . [27] В состав групп входили San Pitch , Pahvant , Seuvartis, Timpanogos и Cumumba Utes. Южные племена ютэ включают Муаче , Капоте и Веминуче , последние из которых обитают на горе Уте . [6]
# | Племя | Имя Уте | Дом состояние | Дом местный | Текущий имя | Группировка племен | Бронирование |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Пахвант | Юта | К западу от хребта Уосатч в хребте Павант к границе с Невадой вдоль реки Севьер в пустыне вокруг озер Севьер и Фиш-лейк. | Пайуте | Северный | Пайуте [28] [29] [30] | |
2 | Утро | Юта | Долина реки Верхний Севьер в центральной части штата Юта, в районе Оттер-Крик к югу от Салины и в окрестностях Фиш-Лейк. | Пайуте | Северный | Пайуте [30] | |
3 | Санпиты | Юта | Долина Санпете , долина реки Севьер и вдоль реки Сан-Питч. | Сан-Питч | Северный | Юинта и Орей [27] [31] | |
4 | Тимпаноготы | Тимпаногоц Нуучи | Юта | Хребет Уосатч вокруг горы Тимпаногос , вдоль южного и восточного берегов озера Юта в долине Юты , а также в долине Хебер, бассейне Уинта и долине Санпете. | Тимпаноготы | Северный | Юинта и Орей [32] |
5 | Юинта | Уинтах Нуучи | Юта | От озера Юта до бассейна Юинта на плато Тавапутс возле реки Гранд-Колорадо. системы | Юинта | Северный | Юинта и Орей [27] |
6 | Сеувариты (Сахиепич / Шебереч) | Сеуваритс Нуучи | Юта | Моава область | Северный | Юинта и Орей [27] [6] | |
7 | Ямпа | Отец-где Нучи | Колорадо | реки Ямпа Район долины | Белая река Утес | Северный | Юинта и Орей [27] |
8 | Парануче | Парий Нуучи | Колорадо и Юта | Река Колорадо (ранее называвшаяся Гранд-Ривер) на западе Колорадо и востоке Юты. | Уайт Ривер Ют | Северный | Юинта и Орей [33] [27] [34] |
8а | Сабуагана (Сагуагуана / Аканаквинт) | Колорадо | Река Колорадо в западном и центральном Колорадо | Северный | [35] | ||
9 | Табегуаш | Тави'вати Ответ | Колорадо и Юта | рек Ганнисон и Ункомпагре Долины | Некомпагре | Северный | Юинта и Орей [36] |
10 | Веминуче | Вгама Нуучи | Колорадо и Юта | В горах Абахо , в долине реки Сан-Хуан и ее северных притоков, а также в горах Сан-Хуан, включая восточную Юту. | Веминуче | Гора Уте | Гора Уте [37] |
11 | Капоте | Капюшон Нуучи | Колорадо | К востоку от Большого Водораздела , к югу от реки Конехос и к востоку от Рио-Гранде , в направлении западного участка гор Сангре-де-Кристо , они также жили в долине Сан-Луис , вдоль истоков Рио-Гранде и вдоль Анимаса. Река | Капоте | Южный | Южный [28] |
12 | Оставь его в покое | Могвачи Нуучи | Колорадо | Восточные предгорья Скалистых гор от Денвера , штат Колорадо, на севере до Лас-Вегаса , штат Нью-Мексико, на юге. | Оставь его в покое | Южный | Южный [27] |
Это также наполовину шошоны, наполовину юты, группа кумумба , жившая над Большим Соленым озером , недалеко от того, что сейчас называется Огденом, штат Юта . Есть также другие группы полуютов, некоторые из которых сезонно мигрировали далеко от своих родных владений. [6]
Отношения с другими коренными народами
[ редактировать ]Утес торговали с пуэблоанцами долины реки Рио-Гранде на ежегодных торговых ярмарках или ярмарках, проводимых в Таосе , Санта-Кларе , Пекосе и других пуэбло. [38] Они торговали с народами навахо , хавасупаи и хопи ткаными одеялами. [39] Утесы были близкими союзниками хикарильских апачей , которые жили на одной территории и вступали в смешанные браки. Они также вступали в брак с народами пайуте , баннок и западными шошонами. [11] Было так много смешанных браков с пайютами, что территориальные границы ютов и южных пайютов трудно определить на юго-востоке Юты. [6] Пока юты не обзавелись лошадьми, любой конфликт с другими племенами обычно носил оборонительный характер. В целом у них были плохие отношения с северными и восточными шошонами. [10]
Контакт с испанцами
[ редактировать ]Первая встреча между ютами и испанцами произошла до 1620 года, возможно, уже в 1581 году, когда они узнали о высококачественной оленьей шкуре, производимой ютами. Они торговали с испанцами в долине Сан-Луис , начиная с 1670-х годов, на севере Нью-Мексико, начиная с начала 1700-х годов, и в деревнях Юта на территории нынешнего западного Колорадо и восточной Юты. Утес, основные торговые партнеры испанских жителей Нью-Мексико, были известны своими мягкими, высококачественными дублеными оленьими шкурами, или сернами, а также торговали мясом, бизоньими одеждами и индейскими и испанскими пленниками, захваченными команчами. Утесы обменивали свои товары на ткани, одеяла, ружья, лошадей, кукурузу, муку и украшения. Некоторые юте выучили испанский язык посредством торговли. Испанцы «серьезно охраняли» торговлю с ютами, ограничивая ее ежегодными караванами, но к 1750 году они зависели от торговли с ютами, поскольку их оленьи шкуры были очень востребованным товаром. Утес также торговали рабами, женщинами и пленными детьми из племен апачей, команчей, пайуте и навахо. [38]
В 1637 году испанцы воевали с ютами, 80 из которых были взяты в плен и порабощены. Три человека скрылись на лошадях. [6] Их образ жизни изменился с приобретением лошадей к 1680 году. Они стали более мобильными, более способными торговать и лучше охотиться на крупную дичь. Культура юте резко изменилась, что напоминало культуру равнинных индейцев Великих равнин . Они также стали участвовать в торговле лошадьми и рабами и стали уважаемыми воинами. [25] Владение лошадьми и навыки воина, развитые во время верховой езды, стали основным символом статуса внутри племени, а скачки стали обычным явлением. С ростом мобильности возросла потребность в политическом лидерстве. [6]
За это время на территорию Уте мало кто заходил. Исключения из этого правила включают экспедицию Домингеса-Эскаланте 1776 года и французских охотников, проходивших через этот район или открывавших торговые посты, начиная с 1810-х годов. [25] Французская экспедиция зафиксировала встречи членов банд Моанунца и Пахванта . [6]
Воинская культура
[ редактировать ]После того как утесы приобрели лошадей, они начали совершать набеги на другие индейские племена. В то время как их близкие родственники, команчи , покинули горы и стали равнинными индейцами, как и другие, в том числе шайенны , арапахо , кайова и равнинные апачи , юты остались близки к своей исконной родине. [10] Южные и восточные юты также совершали набеги на коренных американцев в Нью-Мексико, южных пайютов и западных шошонов, захватывая женщин и детей и продавая их в рабство в обмен на испанские товары. Они воевали с равнинными индейцами , в том числе с команчами, которые ранее были союзниками. Название «команчи» происходит от ютского слова kɨmantsi , что означает «враг». [40] и также навахо Примерно к 1840 году пауни, осейджи стали врагами равнинных индейцев. [41] Некоторые банды юте сражались против испанцев и пуэбло с помощью хикарильских апачей и команчей. Уте иногда были дружелюбны, но иногда враждебны по отношению к навахо. [10]
Утесы были опытными воинами, специализировавшимися на конном бою. Война с соседними племенами велась в основном ради завоевания престижа, кражи лошадей и мести. Мужчины организовывались в военные отряды, состоящие из воинов, знахарей и военачальника, возглавлявшего отряд. Чтобы подготовиться к битве, воины-юте часто постились, участвовали в церемониях парилки и раскрашивали свои лица и лошадей, придавая им особое символическое значение. Утесы были искусными наездниками и могли совершать смелые маневры верхом на лошади во время боя. У большинства равнинных индейцев были общества воинов , а у ютов их, как правило, не было — южные юты развили такие общества поздно и вскоре потеряли их в жизни в резервациях. Воинами были исключительно мужчины, но женщины часто следовали за военными отрядами, чтобы помогать собирать добычу и петь песни. Женщины также исполняли «Хромой танец», символизирующий необходимость тащить или нести тяжелые грузы с добычей после рейда. [42] Утесы использовали разнообразное оружие, включая луки, копья и щиты из шкуры буйвола. [10] а также винтовки, дробовики и пистолеты, полученные в результате рейдов или торговли.
Контакты с другими европейскими поселенцами
[ редактировать ]Люди ют торговали с европейцами к началу 19 века, в том числе в лагерях в долине Сан-Луис , Мокрых горах и долине Верхнего Арканзаса, а также на ежегодных встречах в Скалистых горах . Коренные американцы также торговали на ежегодных торговых ярмарках в Нью-Мексико, которые также представляли собой церемониальные и светские мероприятия продолжительностью до десяти и более дней. Они занимались торговлей шкурами, мехами, продуктами питания, глиняной посудой, лошадьми, одеждой и одеялами. [43]
В Юте на Утес начали влиять европейско-американские контакты с прибытием в 1847 году поселенцев-мормонов . После первоначального заселения мормонами, когда они двинулись на юг, к фронту Уосатч, Утес были изгнаны со своей земли. [25]
Войны с поселенцами начались примерно в 1850-х годах, когда дети ютов были захвачены в Нью-Мексико и Юте англо-американскими торговцами и проданы в Нью-Мексико и Калифорнии. [43] Наплыв евро-американских поселенцев и старателей в страну Юте начался с золотой забастовки 1858 года . Юте объединились с Соединенными Штатами и Мексикой в войне с навахо в тот же период. [10]
Мормоны продолжали оказывать давление с целью вытеснить ютов Юты с их земель. [10] Это привело к войне Уокера (1853–54). [25] К середине 1870-х годов утесы были переселены в резервацию, занимавшую менее 9% их бывших земель. [25] Утесам это показалось очень негостеприимным, и они попытались продолжить охоту и собирательство за пределами резервации. [25] [44] Тем временем Война Черного Ястреба (1865–1872 гг.). в Юте произошла [25]
В 1868 году в Колорадо также была создана резервация. [25] [44] Индийские агенты пытались заставить Утес заняться сельским хозяйством, что означало бы изменение образа жизни и, по их мнению, привело бы к определенной голодной смерти из-за свидетельств предыдущих неурожаев. [25] Их земли были сведены на нет до тех пор, пока не остались только современные резервации: большая уступка земель в 1873 году передала богатую золотом область Сан-Хуана , за которой в 1879 году последовала потеря большей части оставшихся земель после « резни Микера ». [25] [44] Позже юты были помещены в резервации в штатах Юта, Юинта и индейская резервация Орей . [45] а также две резервации в Колорадо: гора племени ют и индейская резервация Южный ют . [46]
Договоры между Соединенными Штатами и Утесами
[ редактировать ]После приобретения территории ют у Мексики по Договору Гваделупе-Идальго 1848 года Соединенные Штаты заключили ряд договоров с ют и исполнительных указов, которые в конечном итоге завершились переселением в резервации:
- 30 декабря 1849 года Кишиачиате и 27 других вождей Капоте и Муаше Утес подписали Абикьюский мирный договор. [47] в Абикиу (Нью-Мексико) с новым комиссаром США по делам индейцев Джеймсом С. Калхауном .
- 3 октября 1861 года президент США Авраам Линкольн подписал указ о резервировании долины реки Уинта на территории штата Юта для американских индейцев .
- 7 октября 1863 года лидеры Табегуаш-Утес подписали Табегуашский договор. [48] в агентстве Табакваче в Конехосе в долине Сан-Луис . Табегуачи отказались от всех земель к востоку от Континентального водораздела и Мидл-парка . К сожалению, сюда входили земли, оккупированные Капоте Утес.
- 5 мая 1864 года президент Линкольн подписал «Акт об освобождении и продаже нынешних индейских резерваций на территории Юты и о расселении индейцев указанной территории в долине Уинта». [49] в одностороннем порядке переселить всех индейцев с территории Юты в резервацию долины Уинта . 23 февраля 1865 года президент Линкольн подписал «Акт об аннулировании права индейцев на земли на территории штата Юта, пригодные для сельскохозяйственных и минеральных целей». [50] экспроприация индейских земель на территории Юты за пределами резервации долины Уинта.
- 2 марта 1868 года лидеры семи банд народа ютэ подписали Утский договор 1868 года. [51] в Вашингтоне, округ Колумбия. Уты были переселены в Объединенную резервацию Ют в западной части территории Колорадо и в резервацию долины Уинта на территории Юты.
- 13 сентября 1873 года лидеры семи банд народа юте подписали Договор Брюно. [52] в Вашингтоне, округ Колумбия. Утес отказались от земли в горах Сан-Хуан, которую желали шахтеры.
- 9 ноября 1878 года лидеры племен Капоте , Муаше и Веминуче-Утес соглашение подписали в Пагоса-Спрингс, штат Колорадо , о создании индейской резервации Южные юты и отказе от всех остальных земель в Колорадо . [53]
- 6 марта 1880 года лидеры семи банд народа ютэ подписали Соглашение ютов 1880 года. [54] в Вашингтоне, округ Колумбия. Соглашение предусматривало индейцев Табегуаче-Утес переселение в Большую долину Колорадо, а Париануче и Ямпарика-Утес - в резервацию Уинта на территории Юты.
- 5 января 1882 года президент Честер А. Артур подписал указ о переселении Табегуаче-Утес в новую индейскую резервацию Ункомпагре на территории Юты.
- 28 июля 1882 года президент Артур подписал закон, касающийся земель в Колорадо, недавно оккупированных индейцами Ункомпагре и Уайт-Ривер-Юте . [55] экспроприация земель Париануче, Табегуаче и Ямпарика Утес в Колорадо.
- 6 июня 1940 года веминуче-уты отделились от южной индейской резервации ют как горное племя ют горной резервации ют . [56]
Бронирование
[ редактировать ]Индейская резервация Уинта и Орей
[ редактировать ]Индейская резервация Уинта и Орей — вторая по величине индейская резервация в США, занимающая площадь более 4 500 000 акров (18 000 км2). 2 ) земли. [57] [58] Земли, принадлежащие племенам, занимают лишь около 1,2 миллиона акров (4855 км2). 2 ) поверхности земли и 40 000 акров (160 км²) 2 ) земель, находящихся в собственности полезных ископаемых, в пределах 4 миллионов акров (16 185 км²). 2 ) зона резервации. [58] Основанная в 1861 году, она расположена в округах Карбон , Дюшен , Гранд , Юинта , Юта и Уосатч в штате Юта. [59] Добыча запасов и аренда нефти и газа являются важными источниками дохода для резервации. Племя является членом Совета энергоресурсных племен . [10]
Северное племя юте
[ редактировать ]Индейское племя ют резервации Уинта и Орай (северное племя ют) состоит из следующих групп людей:
- Племя Уинта , которое больше, чем его историческая группа, поскольку правительство США классифицировало следующие группы как Уинта, когда они были переселены в резервацию: санпиты (Сан-Питч), пахванты , которые не были ассимилированы с пайуте , тимпаногос и сеуваритами. [6]
- Утес Уайт-Ривер состоит из Ямпы и Париануче -Утес. [6] [27]
- Ункомпагре , ранее называвшийся Табегуаче Утес. [6]
Индийская резервация Южный Ют
[ редактировать ]расположена Индейская резервация Южный Ют на юго-западе Колорадо, со столицей в Игнасио . Территория вокруг индейской резервации Южный Ют представляет собой холмы Бэйфилд и Игнасио, штат Колорадо. [ нужна ссылка ]
Южные утесы — самые богатые из племен. The Tribe имеет тройной кредитный рейтинг А во всех трех основных рейтинговых агентствах. Их успеху способствовала аренда нефти и газа, а также недвижимость, а также различные финансовые и деловые инвестиции за пределами резерваций. Племени принадлежит компания по сбору красного кедра, которая владеет и управляет газопроводами в резервации и вблизи нее. [60] Племени также принадлежит компания Red Willow Production Company, которая начинала свою деятельность как компания по добыче природного газа в резервации. Компания расширилась и начала разведку и добычу нефти и природного газа в Колорадо, Нью-Мексико, Техасе и на глубоководных участках Мексиканского залива. Red Willow имеет офисы в Игнасио, штат Колорадо , и Хьюстоне, штат Техас . [61] Казино Sky Ute и связанные с ним развлекательные и туристические объекты, а также озеро Капоте, находящееся под управлением племени, привлекают туристов. Здесь проходит мотопробег «Четыре угла». [62] каждый год. Уте управляют КГУТ, [63] крупная общественная радиостанция, обслуживающая юго-запад Колорадо и Четыре угла.
Южное племя юте
[ редактировать ]Южные племена ютэ включают Муаче , Капоте и Веминуче , последние из которых обитают на горе Уте . [6]
Горный заповедник Уте
[ редактировать ]Горная резервация Ют расположена недалеко от Товаока, штат Колорадо, в регионе Четырех углов . Двенадцать ранчо принадлежат племенным земельным фондам, а не семейным участкам. Племя владеет патентом на землю в 40 922,24 акра в Юте и Колорадо. Резервация площадью 553 008 акров граничит с национальным парком Меса-Верде , резервацией навахо и резервацией Южный Ют. [64] Парк племени горы Юте примыкает к национальному парку Меса-Верде и включает в себя множество руин предков пуэбло . В их землю входит священная гора Уте . [65] Сообщество Белая Меза в штате Юта (недалеко от Бландинга) является частью племени ют-маунтин-ют, но в значительной степени автономно.
Горные уты Уте - потомки племени Веминуче, [64] которые переехали в западную часть резервации Южный Ют в 1897 году. (Их возглавлял вождь Игнасио , в честь которого названа восточная столица).
Изменения в культуре и образе жизни в резервациях
[ редактировать ]До того как жить в резервациях, утес делили землю с другими членами племени в соответствии с традиционной системой общественной собственности. Вместо того, чтобы признать этот образ жизни, правительство США предоставило наделы земли, которые были больше для семей, чем для одиноких мужчин. Утес предназначались для обработки земли, что также было вынужденной сменой профессии. Некоторым племенам, таким как юнта и ункомпагре, была предоставлена пахотная земля, в то время как другим были выделены земли, не подходящие для ведения сельского хозяйства, и они сопротивлялись принуждению к сельскому хозяйству. Утесы Уайт-Ривер были наиболее возмущены и протестовали в Вашингтоне, округ Колумбия. Виминучи успешно внедрили систему долевой собственности на выделенной им земле. [65] Утес были вынуждены выполнять ручной труд, отказаться от лошадей и отправить своих детей в школы-интернаты американских индейцев . [65] Почти половина детей, отправленных в школу-интернат в Альбукерке, умерла в середине 1880-х годов. [10] из-за туберкулеза или других заболеваний. [66]
Произошло резкое сокращение населения ютов, отчасти из-за того, что юты покинули резервацию или сопротивлялись подсчету. [65] В начале 19 века утес насчитывалось около 8000, а в 1920 году — всего около 1800 членов племени. [10] Хотя после переселения в резервации численность утесов значительно сократилась, в середине 20 века популяция начала увеличиваться. Частично это связано с тем, что многие люди вернулись в резервации, в том числе те, кто уехал, чтобы получить высшее образование и сделать карьеру. [65] К 1990 году насчитывалось около 7800 утесов, из которых 2800 проживали в городах и поселках, а 5000 - в резервациях. [10]
Утес имеют самоуправление после принятия Закона о реорганизации Индии 1934 года. Для выбора членов совета племени проводятся выборы. [65] Северные, Южные и Ютские горные утесы получили в общей сложности 31 миллион долларов в счет урегулирования земельных претензий. Горное племя Юте использовало свои деньги, в том числе доходы от аренды полезных ископаемых, для инвестирования в туристические и другие предприятия в 1950-х годах. В 1954 году группа ютов смешанной крови была юридически отделена от северных ютов и названа «аффилированными гражданами ютов». [10] После принятия в 1975 году Закона о самоопределении и помощи в образовании Индии юты контролируют полицию, суды, управление кредитами и школы. [65]
Современная жизнь
[ редактировать ]Все резервации Юте участвуют в аренде нефти и газа и являются членами Совета энергоресурсных племен . [10] Южное племя юте финансово успешно: у него есть казино, приносящее доход. Племя Юте-Маунтин-Ют получает доходы за счет газа и нефти, продажи полезных ископаемых, казино, животноводства и гончарной промышленности. Племена зарабатывают деньги на туризме и продаже древесины. Художественные начинания включают плетение плетений и вышивку бисером. Годовой доход домохозяйств значительно ниже, чем у их соседей-некоренных жителей. В резервации высокий уровень безработицы, во многом из-за дискриминации, и половина членов племени работает на правительство Соединенных Штатов или на правительство. [65] [10]
В резервации до сих пор говорят на языке юте. Жилье в целом адекватное и современное. Ежегодно проводятся танцы Медведя и Солнца. У всех племен есть стипендиальные программы для обучения в колледже. Алкоголизм является серьезной проблемой на горе Юте, от которой страдает почти 80% населения. По состоянию на 2000 год ожидаемый возраст составлял 40 лет. [10]
Духовность и религия
[ редактировать ]Утес верили, что все живое обладает сверхъестественной силой. Лекари (термин шаман не использовался среди коренных жителей Северной Америки, это сибирский термин), люди любого пола получают силу от снов, а некоторые проходят поиски видений . [10] Традиционно Утес полагался на знахарей в вопросах своего физического и духовного здоровья, но это занятие стало вымирающим. Появились духовные лидеры, которые совершают обряды, ранее совершавшиеся знахарями, например, обряды пота — один из древнейших духовных обрядов утесов, совершаемый в парилке . [67] Ежегодная церемония поста и очищения « Танец Солнца» — важное традиционное духовное событие, праздник и средство утверждения своей индейской идентичности. [67] Он проводится в середине лета. Каждую весну юты (северные и южные) проводят свой традиционный медвежий танец , который использовался для укрепления социальных связей и ухаживания. Это одна из старейших церемоний ютэ. [10]
является Индейская церковь еще одним источником духовной жизни для некоторых ютов, последователи которой верят, что «Бог открывает Себя в пейоте ». [67] Церковь объединяет ритуалы коренных американцев с христианскими верованиями. Одним из последователей был Сапиа («Оленья шкура Чарли»), вождь южного племени юте. [67]
Христианство было подхвачено некоторыми ютами от миссионеров пресвитерианской и католической церквей. [67] Некоторые северные юты приняли мормонизм . [65] Люди обычно рассматривают христианство и духовность коренных американцев как взаимодополняющие убеждения, а не считают, что им придется выбирать между христианством и духовностью коренных американцев. [67]
Церемониальные предметы
[ редактировать ]Утес производил вышивку бисером на протяжении веков. Они получили стеклянные бусы и другие предметы торговли в результате ранних торговых контактов с европейцами и быстро включили их использование в свои предметы. [68]
Коренные американцы использовали церемониальные трубки на протяжении тысячелетий, а традиционные трубки использовались в священных церемониях юте, которые проводил знахарь или духовный лидер. [69] Трубка символизирует связь ютов с создателем и их существованием на Земле. Они проводят трубочные церемонии во время мероприятий, на которых собираются разные люди. Например, они провели церемонию курения трубки на межконфессиональном мероприятии в Солт-Лейк-Сити, штат Юта . [70]
Индейцы Ункомпагре-юте из центрального Колорадо — одна из первых задокументированных групп людей в мире, которые, как известно, использовали эффект механолюминесценции . Они использовали кристаллы кварца для генерации света, вероятно, за сотни лет до того, как современный мир осознал это явление. Юты изготовили специальные церемониальные погремушки из сыромятной кожи буйвола и наполнили их прозрачными кристаллами кварца, собранными в горах Колорадо и Юты. Когда погремушки трясли ночью во время церемоний, трение и механическое напряжение сталкивающихся друг с другом кристаллов кварца вызывали вспышки света, которые частично просвечивали сквозь полупрозрачную шкуру буйвола. Считалось, что эти погремушки призывают духов на церемонии Уте и считались чрезвычайно могущественными религиозными объектами. [71] [72] [73]
- из северного юта, Трубочная сумка расшитая бисером. Эта сумка для трубок, сделанная из дубленой шкуры оленя, стеклянных торговых бус и орлиной кости, включает в себя священные символы юте: синий огонь, желтый огонь, зелень земли и град громовых существ. ; мотивы черепахи (земля) и мокасины (дом), а также символ красного огня и медведя, священного животного юта.
- начала 1900-х годов Сумка для лошадей Uncompahgre Ute , расшитая бисером, которая использовалась для хранения священных религиозных тотемов, трубок и резных фигурок, иногда изображения целительской лошади или целебного буйвола, или какого-либо другого тотема силы. Эти предметы ассоциировались и использовались в частных молитвах и семейных ритуалах.
- Церемониальный нож северного юта, изготовленный из белого кварца и древесины западного кедра. Эти ножи использовались, чтобы перерезать пуповину новорожденному или собирать душистую траву и другие священные травы для церемоний.
- Церемониальная погремушка Uncompahgre Ute Buffalo из сыромятной кожи, наполненная кристаллами кварца. Погремушка производит вспышки света ( механолюминесценция ), возникающие, когда кристаллы кварца подвергаются механическому воздействию, когда погремушку встряхивают в темноте.
- Uncompahgre Ute Церемониальная трубка из лососевого алебастра. Стили трубок юте схожи со стилями трубок равнинных индейцев, но имеют заметные различия. Трубки юте толще, в них используются более короткие стержни, чем в равнинном стиле, и они больше напоминают стили трубок своих северных соседей, шошонов .
Этноботаника
[ редактировать ]Знахарки использовали до 300 растений для лечения недугов. Сосновую смолу или расщепленный кактус использовали для лечения язв и ран. Листья шалфея применяли при простуде. Чай из шалфея и порошок обсидиана от воспаленных глаз. Из различных растений готовили чаи для лечения болей в животе. Траву использовали для остановки кровотечения. [74] Уте используют корни и цветы Abronia fragrans при заболеваниях желудка и кишечника. [75] Кедр и шалфей использовались в церемониях очищения, проводимых в парилках. [76] тысячелистник в качестве лекарства. Утесы также использовали [77] было найдено много растений В каньоне Прово , которые Утес использовали в качестве лекарств. [78]
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Когда умирают легенды Книга Хэла Борланда » (1963) — это история о мальчике-юте, который вырос в резервации после смерти его родителей и стал сенсацией родео. В 1972 году вышла одноименная экранизация.
- Спортивные команды Университета Юты известны как Утес и получили явное разрешение от племени Юта продолжать использовать это название. [79]
- В телесериале « Обитель инопланетянина» , основанном на одноименном комиксе , ассистент медицинского центра Аста Твелветрис (играет Сара Томко ) является членом Нации Юте.
- В фильме «Холодное преследование» (2019) банда, созданная Утесом, играет заметную роль в фильме как картель, конкурирующий с главными антагонистами. [80]
Известные люди
[ редактировать ]- Черный Ястреб , сын вождя Сан-Пича и известный военачальник во время войны Черного Ястреба в Юте (1865–72) .
- Чипета , жена Орея и делегат Юта на переговорах с федеральным правительством
- Р. Карлос Накаи , индейский флейтист
- Орай , вождь банды Ункомпагре племени юте
- Полк , вождь Уте-Пайуте
- Поузи , вождь Уте-Пайуте
- Джозеф Раэль (р. 1935), танцор, писатель и спиритуалист
- Санпитч , вождь племени Санпете и брат вождя Валькары . Округ Санпете назван в его честь.
- Рауль Трухильо , танцор, хореограф и актер
- Вождь Уолкара, также известный как Шеф Уокер , самый известный вождь в районе Юты, когда прибыли мормонские пионеры , и лидер во время войны Уокера.
История населения
[ редактировать ]Численность ютов оценивалась в 6000 человек в Нью-Мексико в 1846 году (а также 6000 в 1854 году), 7000 в Колорадо в 1866 году и 13050 в Юте в 1867 году, всего около 26050 в середине 19 века. В 1868 году сообщалось, что в резервации Колорадо проживало 5000 ютов. Позже популяция Уте быстро сократилась. Перепись 1890 года насчитала всего 2839 человек (1854 в Юте и 985 в Колорадо), по делам индейцев 1900 года сообщалось о 2694 (1699 в Юте и 995 в Колорадо), а в 1910 году их было около 2658 (1472 в Юте, 815 в Колорадо и 371 в Юге). Дакота). [81]
Население Уте восстановилось в течение 20 и 21 веков: по переписи 2020 года насчитывалось 15 119 человек. [82]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Уте-Южный Паюте» . Этнолог . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ «Таблицы американских индейцев и коренных жителей Аляски из статистического обзора Соединенных Штатов: 2004–2005 гг.» ( Архивировано 4 октября 2012 г. в Wayback Machine ). Бюро переписи населения США , США.
- ^ Перейти обратно: а б с Гивон, Тальми (1 января 2011 г.). Уте Справочная грамматика . Издательство Джона Бенджамина. стр. 1–3. ISBN 978-90-272-0284-0 .
- ^ Мастер-ключ . Юго-Западный музей. 1985. с. 11.
- ^ Кэтрин Луиза Суини Фаулер. 1972. "Сравнительная нумическая этнобиология". Докторская диссертация Питтсбургского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Баккен, Гордон Моррис; Кинделл, Александра (24 февраля 2006 г.). «Утес» . Энциклопедия иммиграции и миграции на американском Западе . МУДРЕЦ. ISBN 978-1-4129-0550-3 .
- ^ Дэвид Лидом Шауль. 2014. Предыстория западной части Северной Америки, Влияние утто-ацтекских языков . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико .
- ^ Период пост-пуэбло: с 1300 г. до конца 1700-х гг. Археологический центр Кроу-Каньон. 2011. Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Индейцы Колорадо. Институт истории и социальных наук Уильяма Э. Хьюитта. Университет Северного Колорадо. Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Притцкер, Барри (2000). «Утес». Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета . стр. 242–246 . ISBN 978-0-19-513877-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Ходж, Фредерик Уэбб (1912). Справочник американских индейцев севера Мексики: Новая Зеландия . Типография правительства США. п. 874 –875.
- ^ Перейти обратно: а б с «Индейцы Юте из Колорадо» . Музей пионеров Колорадо-Спрингс . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Индейцы Юте» . Историческое общество Пайкс-Пик . 17 мая 2014 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Форма выдвижения кандидатуры исторического района Маниту-Спрингс . История Колорадо. Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Исторический Маниту-Спрингс, Колорадо — Путеводитель для посетителей 2013 г. Торговая палата Маниту-Спрингс, Бюро посетителей и Управление экономического развития. 2013. с. 6.
- ^ Лучшее из Колорадо . Издательство Большая Земля. 1 сентября 2002 г. с. 82. ИСБН 978-1-56579-429-0 . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ О. Маниту-Спрингс. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Первые жители Каньона и региона Пайкс-Пик» . Город Колорадо-Спрингс. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Хауберт, Ирвинг (1970) [1925/1914]. Воспоминания о жизни в регионе Пайкс-Пик (PDF) . Рио-Гранде Пресс. ISBN 0-87380-044-3 . LCCN 73115107 . Проверено 17 июня 2018 г. - через DaveHughesLegacy.net.
- ^ Уильям Б. Батлер (2012). Торговля мехом в Колорадо . Издательская компания Western Reflections. п. 4. ISBN 978-1-937851-02-6 .
- ^ «Наскальное искусство каньона Пинтадо» . Журнал «Колорадо Лайф» . Июль–август 2014 г. Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Давенпорт, Корал (28 декабря 2016 г.). «Обама назначает два новых национальных памятника, защищающих 1,65 миллиона акров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «Национальный памятник «Медвежьи уши»: вопросы и ответы» (PDF) . Лесная служба США . Архивировано из оригинала (PDF) 1 января 2017 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ Салливан, Гордон (2005). Придорожный путеводитель по индийским руинам и наскальным рисункам Юго-Запада . Издательство Вестклифф. стр. 48–49. ISBN 978-1-56579-481-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Льюис, Дэвид Рич. «Индейцы Юте» . Историческое общество штата Юта . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Нельсон, Сара М.; Карилло, Ричард Ф.; Кларк, Бонни Дж.; Роудс, Лори Э.; Сайтта, Дин (2 января 2009 г.). Денвер: Археологическая история . Университетское издательство Колорадо . п. 122. ИСБН 978-0-87081-984-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «История Южного Ута» . Южное индейское племя юте . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Глава пятая — Северные Утесы штата Юта» . Юта.gov .
- ^ «Уте воспоминания» . utefans.net .
- ^ Перейти обратно: а б Д'Азеведо, Уоррен Л., редактор тома. Справочник североамериканских индейцев, Том 11: Большой Бассейн . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1986. ISBN 978-0-16-004581-3 .
- ^ Симмонс, Вирджиния МакКоннелл (15 сентября 2001 г.). Индейцы Юта, Колорадо и Нью-Мексико . Университетское издательство Колорадо. п. ПТ33. ISBN 978-1-60732-116-3 .
- ^ «Нация Тимпаногос: резервация долины Уинта» . www.timpanogostribe.com . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Баккен, Гордон Моррис; Кинделл, Александра (24 февраля 2006 г.). Энциклопедия иммиграции и миграции на американском Западе . МУДРЕЦ. п. ПТ740. ISBN 978-1-4129-0550-3 .
- ^ Брэдфорд, Дэвид; Рид, Флойд; ЛеВэлли, Робби Бэрд (2004). Когда трава стояла по стремя: факты, фотографии и мифы Западно-Центрального Колорадо . Государственный университет Колорадо. п. 4.
- ^ Карсон, Фил (1998). Через северную границу: испанские исследования в Колорадо . Издательство Большая Земля. п. 103. ИСБН 978-1-55566-216-5 .
- ^ «Граница в переходный период: история юго-западного Колорадо (глава 5)» . Служба национальных парков . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Разработка нефти и газа в индейской резервации Южный Ют: заявление о воздействии на окружающую среду . 2002. с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Б. Батлер (2012). Торговля мехом в Колорадо . Издательская компания Western Reflections. С. 27, 40–41, 45, 65, 67, 70–71. ISBN 978-1-937851-02-6 .
- ^ Уильям Б. Батлер (2012). Торговля мехом в Колорадо . Издательская компания Western Reflections. п. 49. ИСБН 978-1-937851-02-6 .
- ^ Брайт, Уильям, изд. (2004). Индейские топонимы США . Университет Оклахомы Пресс .
- ^ Джордан, Джулия А. (22 октября 2014 г.). Равнинные апачи Этноботаника . Университет Оклахомы Пресс. п. 209. ИСБН 978-0-8061-8581-1 .
- ^ Симмонс, Вирджиния МакКоннелл. Индейцы Юты, Колорадо и Нью-Мексико . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Б. Батлер (2012). Торговля мехом в Колорадо . Издательская компания Western Reflections. стр. 40–41, 46. ISBN. 978-1-937851-02-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Чипета» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года . Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ Кэтрин Р. Берк. «Вождь Орей» . Серебряная сцена Сан-Хуана. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
- ^ Грейф, Нэнси С.; Джонсон, Эрин Дж. (2000). Путеводитель добрососедства по Колорадо: необходимая информация и полезные советы для того, чтобы жить и наслаждаться сегодняшним Колорадо . Издательство Большая Земля. п. 185. ИСБН 978-1-55566-262-2 .
- ^ Соединенные Штаты Америки и Капоте и Муаш Утес (30 декабря 1849 г.). «Договор с Ютой» . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Соединенные Штаты Америки и Табегуаш-Утес (7 октября 1863 г.). «Договор между Соединенными Штатами Америки и племенем табегуачей индейцев штата Юта, заключенный 7 октября 1863 года; ратификация с поправками рекомендована Сенатом 25 марта 1864 года; поправки одобрены 8 октября 1864 года; провозглашены президентом Соединенных Штатов, 14 декабря 1864 г.» (PDF) . п. 673 . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Тридцать восьмой Конгресс США (5 мая 1864 г.). «Закон об освобождении и продаже нынешних индейских резерваций на территории Юты и о расселении индейцев указанной территории в долине Уинта» (PDF) . п. 673 . Проверено 16 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Тридцать восьмой Конгресс США (23 февраля 1865 г.). «Закон об аннулировании права индейцев на земли на территории штата Юта, пригодные для сельскохозяйственных и минеральных целей» (PDF) . п. 432 . Проверено 16 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Соединенные Штаты Америки и нация юте (2 марта 1868 г.). «Договор между Соединенными Штатами Америки и племенами индейцев юте Табегуаче, Муаче, Капоте, Веминуче, Тампа, Гранд-Ривер и Уинта» (PDF) . Сороковой Конгресс США . п. 619 . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Сорок третий Конгресс США (29 апреля 1874 г.). «Акт о ратификации соглашения с некоторыми индейцами юте в Колорадо и выделении ассигнований на его выполнение» (PDF) . п. 36 . Проверено 16 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Соединенные Штаты Америки и Капоте , Муаш и Веминуче Утес (9 ноября 1878 г.). «Соглашение с Капоте, Муаче и Веминуче Утес» (PDF) . Пагоса-Спрингс, Колорадо . Проверено 16 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Соединенные Штаты Америки и нация юте (15 июня 1880 г.). «Акт о принятии и ратификации соглашения, представленного конфедеративными бандами индейцев ют в Колорадо, о продаже их резервации в указанном штате и для других целей, а также о выделении необходимых ассигнований для выполнения этого» (PDF) . Сорок шестой Конгресс США . п. 199 . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Сорок седьмой Конгресс США (28 июля 1882 г.). «Акт, касающийся земель в Колорадо, недавно оккупированных индейцами Ункомпагре и Уайт-Ривер-Юте» (PDF) . п. 178 . Проверено 16 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Горное племя Уте (6 июня 1940 г.). «Конституция и постановления племени Ют-Маунтин из резервации Ют-Маунтин в Колорадо, Нью-Мексико, Юта» . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ "Дом" . www.utetribe.com . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б РЕЗЕРВАЦИЯ ЮИНТА И УРЕЙ (PDF) (PDF), Бюро по делам индейцев , без даты
- ^ Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. с. 245. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- ^ Веб-сайт Red Cedar Gathering Company , по состоянию на 12 апреля 2009 г.
- ^ Веб-сайт Red Willow Production Company , по состоянию на 12 апреля 2009 г.,
- ^ «Моторалли Four Corners – выходные в честь Дня труда – Игнасио Колорадо» . Fourcornersmotorcyclerally.com .
- ^ КСУТ .
- ^ Перейти обратно: а б Грейф, Нэнси С.; Джонсон, Эрин Дж. (2000). Путеводитель добрососедства по Колорадо: необходимая информация и полезные советы для того, чтобы жить и наслаждаться сегодняшним Колорадо . Издательство Большая Земля. стр. 185–. ISBN 978-1-55566-262-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Баккен, Гордон Моррис; Кинделл, Александра (24 февраля 2006 г.). «Утес» . Энциклопедия иммиграции и миграции на американском Западе . МУДРЕЦ. п. 648. ИСБН 978-1-4129-0550-3 .
- ^ «Индийская школа Альбукерке» . Исторический Альбуеркерке . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Янг, Ричард Кейт (1997). Индейцы ют в Колорадо в двадцатом веке . Университет Оклахомы Пресс. стр. 40 , 69, 272–278. ISBN 978-0-8061-2968-6 .
- ^ Нельсон, Сара М.; Карилло, Ричард Ф.; Кларк, Бонни Дж.; Роудс, Лори Э.; Сайтта, Дин (2 января 2009 г.). Денвер: Археологическая история . Университетское издательство Колорадо. стр. 16–18. ISBN 978-0-87081-984-1 .
- ^ «Комиссия отменяет дебаты по поводу церемониальных трубок» . Новости Дезерета . 1 февраля 1995 года . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Кларк, Коди (2 февраля 2013 г.). «Группа Солт-Лейк-Сити запускает ежегодный Месяц межконфессиональных отношений» . Ежедневный Вестник . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ BBC Big Bang о триболюминесценции
- ^ Тимоти Доусон Изменение цветов: теперь вы их видите, теперь нет. Технология окраски, 2010 г. дои : 10.1111/j.1478-4408.2010.00247.x
- ^ Уилк, Стивен Р. (7 октября 2013 г.). Как лучевая пушка получила свой заряд: странные экскурсы в оптику . Издательство Оксфордского университета. стр. 230–231. ISBN 978-0-19-937131-0 .
- ^ Битон, Гейл М. (15 ноября 2012 г.). Женщины Колорадо: история . Университетское издательство Колорадо. п. 26. ISBN 978-1-4571-7382-0 .
- ^ Чемберлин, Ральф В. 1909 г. Некоторые названия растений индейцев юте. Американский антрополог 11:27-40 (стр. 32)
- ^ Янг, Ричард Кейт (1997). Индейцы ют в Колорадо в двадцатом веке . Университет Оклахомы Пресс. п. 273 . ISBN 978-0-8061-2968-6 .
- ^ Янив, Зохара; Бахрах, Уриэль (25 июля 2005 г.). Справочник лекарственных растений . ЦРК Пресс. п. 133. ИСБН 978-1-56022-995-7 .
- ^ Симмонс, Вирджиния МакКоннелл (18 мая 2011 г.). Индейцы Юты, Колорадо и Нью-Мексико . Университетское издательство Колорадо. п. ПТ19. ISBN 978-1-4571-0989-8 .
- ^ Стивен Спекман. «У. Официально подал апелляцию на псевдоним Утес» . Новости Дезерета . Проверено 20 мая 2009 г.
- ^ «Рецензия на фильм «Холодная погоня» и краткое содержание фильма (2019) | Роджер Эберт» .
- ^ Кшивицкий, Людвик (1934). Первобытное общество и его жизненная статистика . Публикации Польского социологического института. Лондон: Макмиллан. стр. 477–478.
- ^ «Распространение племен американских индейцев: народ юте в США» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонс, Сондра (2019). Бытие и становление юте: история американских индейцев . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты . ISBN 978-1-60781-657-7 .
- Макферсон, Роберт С. (2011). Как будто земля владела нами: Этноистория Белой Мезы Утес . ISBN 978-1-60781-145-9 .
- Зильбернагель, Роберт. (2011). Тревожные тропы: Дело Микера и изгнание Утеса из Колорадо . ISBN 978-1-60781-129-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Опыт Колорадо; Расследование Викиупа ( Rocky Mountain PBS )
- Племя ют из округа Уинта и Орай (северное племя ют)
- Южное индейское племя юте
- Гора Уте Племя Уте
- Отдел образования племени Уте
- Уте статья , Энциклопедия североамериканских индейцев
- Удаление классных комнат с поля битвы: свобода, патернализм и искупительное обещание образовательного выбора, Обзор закона BYU, 2008 г. 377 Утес и Ричард Генри Пратт
- Мотоциклетное ралли «Четыре угла»
- Уайт-Ривер/Резня в Микере
- История Юты впереди