Мрачная речная культура
Географический диапазон | Колорадо , Канзас , Небраска , Южная Дакота . |
---|---|
Период | Стадия формирования |
Даты | 1650-1750 гг. н. э. |
Тип сайта | Участок Ловитт в районе Мрачной реки в Небраске. |
Основные сайты | Государственный парк округа Скотт (Канзас) |
Предшественник | Архаичный |
Культура Мрачной реки относится к набору культурных атрибутов, впервые обнаруженных в районе реки Миссал в Небраске в 1930-х годах археологами Уильямом Дунканом Стронгом , Уолдо Рудольфом Веделем и А. Т. Хиллом . Также известный как аспект Мрачной реки и комплекс Мрачной реки, датируемый 1650–1750 годами нашей эры, отличается от других доисторических традиций Центральных равнин и лесных массивов западных равнин. Считается, что жители Мрачной реки говорили на атабаскском языке и были частью народа, позже известного европейцам как апачи . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Западные равнины
[ редактировать ]Мрачные памятники речной культуры были обнаружены в Небраске , Канзасе , Колорадо и Южной Дакоте . [ 3 ] 18 участков были расположены в округах Хейс , Хукер , Черри , Томас и Линкольн в Сэндхиллз штата Небраска. [ 5 ]
Известные сайты включают:
- Первая локация Мрачной реки, Ловетт-Сайт , на юго-западе Небраски. [ 3 ]
- Находки на археологических раскопках в государственном парке округа Скотт в Канзасе , которые связывают равнинных апачей с культурой реки Миссал. [ 6 ]
Другие деревенские культуры Западных равнин включают фазу Антилопы-Крик , культуру Апишапа , фазу Чистилища и фазу Соприса . [ 7 ]
Апач
[ редактировать ]
Апачи произошли от атабаскских народов, которые мигрировали на североамериканский континент через нынешний штат Аляска и северо-западную Канаду . Есть две теории о том, как предки апачей мигрировали на Великие равнины и юго-запад США . Возможно, они путешествовали по горам, оставаясь в климате, к которому они привыкли, или мигрировали по равнинам. [ 6 ] Их потомки, навахо и апачи, говорят на атабаскских языках . [ 2 ]
Банды апачей, обычно приписываемые культуре реки Миссал, - это народ апачей Палома и Квартелехо (также Куартелехо). Керамика хикарилла-апачи также была найдена на некоторых участках комплекса реки Миссал. [ 8 ]
Некоторые из жителей Мрачной реки присоединились к кайова в Блэк-Хиллз Южной Дакоты, чтобы стать кайова-апачи или равнинными апачами , мигрировавшими на юг, в Техас и Оклахому, в начале 19 века. Большая часть жителей реки Миссал мигрировала на юг в первой половине 18 века из-за давления со стороны команчей с запада, а также пауни и французов с востока. Позже они присоединились к народам липан-апачей и хикарилья-апачей . [ 8 ]
На сегодняшний день не обнаружено никаких стоянок периода южных атабасков кочевья . , начиная примерно с 1500 года нашей эры [ 8 ]
Архитектура
[ редактировать ]Деревни Мрачной реки обычно имели 15-20 построек и располагались вблизи ручьев. [ 3 ] Круглые дома в форме хоганов строились немного под землей или на ровной местности, диаметром около 25 футов (7,6 м). [ 6 ] Конструкции поддерживались деревянными столбами и покрывались шкурами или другими материалами. [ 2 ] В центре их домов располагались очаги . В деревнях встречались колоколообразные ямы для выпечки, в которых иногда находились останки человеческих захоронений. [ 3 ]
Культура
[ редактировать ]Люди культуры Мрачной реки охотились, в первую очередь, на бизонов . [ 2 ] с надрезами по бокам, треугольных или без надрезов . наконечников снарядов с использованием небольших каменных [ 3 ]
Они дополняли свой рацион выращиваемыми кукурузой и тыквой , а также собирали орехи и ягоды . Камни и кости использовались для изготовления инструментов, и из них изготавливали керамику , называемую керамикой Мрачной реки, которая была отчетливо серо-черной. [ 2 ] Большая часть керамики представляла собой простые чаши, но были также оллы , или кувшины, с простыми узорами и губами, которые были пунктирированы или надрезаны. [ 8 ]
Контакт с европейцами
[ редактировать ]В октябре 1719 года испанский губернатор Нью-Мексико . Антонио Вальверде-и-Козио отправился на Великие равнины с большим отрядом испанских и индийских солдат, чтобы попытаться наказать индейцев команчей и юте, совершавших набеги на поселения испанцев и хикарильи Вальверде не нашел команчей, но он встретился с апачами Эль-Куартелехо (народом Мрачной реки) на реке Арканзас (Непестл) на территории нынешнего восточного Колорадо. Куартелехо жаловались ему, что французы снабжают огнестрельным оружием народы пауни и «хумано» ( уичито ) на востоке. Вальверде дает мало подробностей о Куартелехо, но, в частности, не упоминает о существовании среди них лошадей, отмечая, что они перевозили свои товары с помощью собак. [ 9 ]
В октябре 1724 года опытный французский пограничник Этьен де Веньяр, сьер де Бургмон , посетил жителей Мрачной реки в лагере в Центральном Канзасе, вероятно, расположенном к югу и западу от Салины . Он называл людей «Падукас». При приближении к лагерю Бургмона встретили 80 всадников, что свидетельствует о том, что у некоторых жителей Мрачной реки к тому времени были лошади. Бургмонт описал, что в лагере проживает более 4000 человек, причем люди живут в больших жилищах, в каждом из которых проживает около 30 человек. Население, вероятно, пополнилось гостями, приехавшими из других деревень, чтобы встретиться с Бургмоном. Его наблюдение о том, что они жили в больших жилищах (тип жилища не описан), противоречит археологическим данным. Бургмон раздал индейцам подарки, в том числе несколько ружей. Падука никогда не видела такого разнообразия европейских товаров. Они боялись оружия. [ 10 ]
Бургмон писал, что у Падуки есть постоянные деревни. Они отправляли регулярные охотничьи отряды группами по 50-100 дворов. Когда одна охотничья группа возвращалась, другая уходила, так что деревня всегда была занята. Они отправлялись на охоту в пять или шесть дней пути из своей деревни. Падука сеяли кукурузу и тыквы. Табак и лошадей они получали от торговли с испанцами в Нью-Мексико в обмен на дубленые шкуры буйволов. Исследователь заметил, что некоторые апачи все еще использовали кремневые ножи для снятия шкур с буйволов и рубки деревьев, что свидетельствует о том, что до них дошла не так уж и много европейской торговли. [ 10 ]
Через несколько лет после визита Бургмонта люди Падуки или Мрачной реки, которых он встретил в Канзасе, исчезли, вытесненные на юг команчами. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Мрачные речные памятники культуры
- Деревня Сидар-Пойнт , недалеко от Лимона, к востоку от Денвера, Колорадо.
- Пещера Франктаун , к югу от Денвера, Колорадо.
- Хикарилла Апач
- Список доисторических мест в Колорадо
- Равнинный апач
- Предыстория Колорадо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Касселлс, Э. Стив. (1997). Археология Колорадо , исправленное издание. Боулдер, Колорадо: Книги Джонсона. стр. 234, 236. ISBN 1-55566-193-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Появление исторических племен: мрачная речная культура» . Исследования Небраски . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г. Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гиббон, Гай Э.; Эймс, Кеннет М. (1998) Археология доисторической коренных народов Америки: энциклопедия . п. 212. ISBN 0-8153-0725-X .
- ^ Гиббон, Гай Э.; Эймс, Кеннет М. (1998) Археология доисторической коренных народов Америки: энциклопедия . стр. 213, 768. ISBN 0-8153-0725-X .
- ^ Кох, Эми. (1999). Археология песчаных холмов [узурпировал] История Небраски. Совместные усилия Государственного управления по охране исторических памятников и Археологического отдела Исторического общества штата Небраска. стр.13. Проверено 26 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Касселс, Э. Стив. (1997). Археология Колорадо , исправленное издание. Боулдер, Колорадо: Книги Джонсона. стр. 236. ISBN 1-55566-193-9 .
- ^ Гай Э. Гиббон; Кеннет М. Эймс, ред. (1998). Археология доисторической Америки: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-8153-0725-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Гиббон, Гай Э.; Эймс, Кеннет М. (1998) Археология доисторической коренных народов Америки: энциклопедия . п. 213. ISBN 0-8153-0725-X .
- ^ Полт, HR, изд., «Журнал и маршрут губернатора Антонио Вальверде Косио в его кампании против ютов и команчей, 1719 г.» , дата обращения 23 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Норолл, Фрэнк (1988), Бургмонт, исследователь Миссури, 1698–1725 гг ., Линкольн: University of Nebraska Press, стр. 67–79. ISBN 0803233167 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с культурой Мрачной реки , на Викискладе?