Юго-восточный церемониальный комплекс

Юго-восточный церемониальный комплекс (бывший Южный Культ , Южный Культ Смерти или Культ Канюка) [1] [2] ), сокращенно SECC , — это название, данное современными учёными региональному стилистическому сходству артефактов , иконографии , церемоний и мифологии культуры Миссисипи . Это совпало с принятием ими земледелия кукурузы и сложной социальной организации на уровне вождества с 1200 по 1650 год нашей эры. [3] [4]
Из-за некоторого сходства между SECC и современными мезоамериканскими культурами (например, произведения искусства со схожей эстетикой или мотивами; сельское хозяйство, основанное на кукурузе; и развитие сложных городов с большими пирамидальными структурами), ученые с конца 1800-х до середины 1900-х годов подозревали, что существовало связь между двумя локациями. [5] [6] Одна из гипотез заключалась в том, что мезоамериканцы, порабощенные конкистадором Тристаном де Луна-и-Арельяно (1510–1573), возможно, распространили художественные и религиозные элементы в Северной Америке. [7] Однако более поздние исследования показывают, что эти две культуры не имеют прямых связей и что их цивилизации развивались независимо. [8]
История исследований [ править ]
SECC Юго был впервые определен в 1945 году археологами Антонио Варингом и Престоном Холдером как серия из четырех списков черт, которые они отнесли к категории -восточного (центрированного) церемониального комплекса . Их концепция представляла собой комплекс специфических культовых проявлений, зародившихся у говорящих на маскоги народов на юге Соединенных Штатов. [9] [10]
С тех пор ученые расширили исходное определение, используя при этом списки его черт в качестве основы для критического анализа всей концепции.
В 1989 году ученые предложили более археологически обоснованное определение художественной традиции Миссисипи. Джон Мюллер из Университета Южного Иллинойса предлагает классифицировать комплекс на пять горизонтов , каждый из которых представляет собой отдельную традицию, определяемую происхождением конкретных мотивов и ритуальных объектов, а также конкретным развитием обмена на большие расстояния и политических структур. [11]
Описание SECC [ править ]
Из-за, казалось бы, быстрого распространения черт SECC, ранние ученые описывали SECC как «своего рода религиозное возрождение в нижней части долины Миссисипи» и близлежащих регионах. [12] По состоянию на 2004 год теории предполагают, что комплекс возник на основе ранее существовавших верований, распространившихся на Среднем Западе и юго-востоке Сферой взаимодействия Хоупвелла с 100 г. до н.э. по 500 г. н.э. [4] [13]
Другие исследования показывают, что комплекс работал как сеть обмена. Такую сеть можно проиллюстрировать парой горжетов из ракушек , изображение которых настолько похоже, что можно предположить, что они были созданы одним и тем же художником. Один из них был найден на юго-востоке штата Миссури , а другой — в сотнях миль отсюда, в Спиро-Маундс в Оклахоме , что позволяет предположить, что предметы использовались в качестве подарков или обменивались в широком регионе. Многочисленные другие пары чрезвычайно похожих горжетов служат связующим звеном между объектами по всему Юго-Востоку. [14]
Социальная организация культуры Миссисипи была основана на войне , которая была представлена множеством мотивов и символов в изделиях, изготовленных из дорогостоящего сырья, таких как раковины из Флориды , медь из района Великих озер и Аппалачей, свинец из северного Иллинойса. и Айова , керамика из Теннесси и каменные орудия из Канзаса , Техаса и южного Иллинойса . [15] Такие предметы встречаются в элитных захоронениях вместе с боевыми топорами , булавами и другим оружием. Эти символы воинов встречаются рядом с другими артефактами, на которых изображены космические образы, изображающие животных , людей и легендарных существ . Эти символические образы объединили войну, космологию и благородство в единое целое. Некоторые из этих категорий артефактов использовались в качестве маркеров должности вождя, которая варьировалась от одного места к другому. Термин «Юго-восточный церемониальный комплекс» относится к сложному, весьма разнообразному набору религиозных механизмов, которые поддерживали власть местных вождей . [16]
сферы Горизонты взаимодействия идеологического Миссисипи
Горизонты | Даты | Маркеры |
---|---|---|
Период культа развития | 900 - 1150 | Длинноносый панцирь бога, медные маски и символ «квадратного креста». |
Южный культовый период | 1250 - 1350 | апогей горизонта, двулопастные стрелы, полосатый шест, дубинка или булава, фартук с бахромой, игрок- чанки и огги Появляются . |
Ослабленный период культа | 1350 - 1450 | Торговые сети разрушаются; мотивы, ранее выполненные из экзотических материалов, начинают появляться на керамике и других местных изделиях. |
Пост-южный культовый период | 1450 - 1550 | Возникновение большого количества региональных художественных традиций, проявляющих явные стилистические различия. |
Исторический период | 1550 и далее | Прекращение идеологических традиций, а также комплекса; возникновение племенных обществ европейского контактного периода |
После переопределения комплекса некоторые ученые предложили выбрать новое название, чтобы проиллюстрировать новое понимание большого количества художественных символов, классифицированных как SECC. Участники десятилетней серии конференций, проводимых в Техасском государственном университете, предложили термины « Сфера идеологического взаимодействия штата Миссисипи» или «МИИС» и «Миссисипский художественно-церемониальный комплекс» или «МАКК». Основное выражение комплекса, возникшего на территории Кахокии , известно как стиль Брейдена; это соответствует горизонту периода Южного культа, определенному Мюллером. Другие региональные стили развились в результате слияния идей, заимствованных из стиля Брейдена, и ранее существовавших местных выражений постхоупвелловских традиций. [4] [13]
развитие Прогнозируемое
Прогнозируемое развитие стилей Миссисипского художественного и церемониального комплекса (MACC)
Классический Брейден Кахокия | Поздний Брейден Кахокия | Поздний Брейден | |
Хемфилл Маундвилл | |||
Крейг А. Спиро | Крейг Б. Спиро | Крейг С Спиро | |
Хайтауэр Этова |
По мере того как крупные центры, такие как Кахокия, рухнули, а торговые сети распались, региональные стили все больше расходились со стилем Брейдена и друг от друга. В последующие столетия местные традиции разошлись в религиозные верования и космологии различных исторических племен, которые, как известно, существовали во времена контактов с европейцами.
Космология [ править ]


Большинство изображений SECC посвящено космологии и сверхъестественным существам, населяющим космос. Космологическая карта охватывала реальные, известные места, как в этом мире, так и в сверхъестественной реальности Потустороннего мира. Иконография SECC изображала космос на трех уровнях. Надземный мир или Надземный мир был домом Громовержцев , Солнца, Луны и Утренней Звезды или Красного Рога / «Того, Кто носит человеческие головы вместо серег» и олицетворял Порядок и Стабильность. Средний мир — это Земля, на которой живут люди. Нижний мир или Подземный мир — это холодное, темное место Хаоса, которое было домом для Подводной Пантеры и Матери Кукурузы или «Старухи, которая никогда не умирает».
Эти три мира были соединены осью мира , обычно изображаемой в виде кедра или полосатого шеста, идущего из Подземного мира в Верхний мир. Считалось также, что каждый из трех уровней имеет свои подуровни. Глубоко укоренившейся в мировоззрении была концепция двойственности и оппозиции. Существа Верхнего и Нижнего царств находились в постоянном противостоянии друг другу. Ритуалы и церемонии были средствами, с помощью которых можно было получить доступ к этим могущественным силам и обуздать их. [4]
Узоры [ править ]
Многие распространенные мотивы в произведениях искусства SECC представляют собой местные символы, которые помогают определить, где происходит действие и откуда произошли существа: [4] [13]
Мотив | Изображение | Описание |
---|---|---|
Лепестковый мотив | ![]() | Этот мотив получил свое название из-за сходства с лепестками цветов, но, скорее всего, представляет собой перья. Лепестковый мотив, размещенный вокруг людей, объектов или сверхъестественных существ, обозначает его местоположение как «небесное». |
Квинконс или крест в круговом мотиве | ![]() | Мотив «Крест в круге» распространен в большинстве религий коренных американцев. Он имеет солярный оттенок и обычно символизирует священный огонь, существующий в Среднем мире. Мотив «Крест в круге» в сочетании с лепестковым мотивом символизировал Верхний мир. |
Свастика в круговом мотиве | ![]() | Свастика — это вариант мотива «Крест в круге», символизирующий творческую, порождающую силу Подземного мира. |
Мотив «Раздвоенный глаз» | ![]() | Считается, что существа, носящие мотив «Раздвоенный глаз», обитают в Верхнем мире. Оно происходит от отметин на глазах сапсана . |
Мотив вокруг глаз | ![]() | Существа, носящие мотив «Окружение глаз», обитали в Подземном мире. |
Мотив Оги | ![]() | Мотив Оги символизировал порталы в подземный мир. Он часто появляется в Under World Deities. Он может символизировать пещеры, может быть получен из изображения женских гениталий или может представлять собой отметину на спине медноголового медвежонка ( Agkistrodon contortrix ). [17] |
Полосатый мотив с центральным столбом | ![]() | Мотив «Кедровое дерево» и «Полосатый столб» представляют собой Axis Mundi или «мировое дерево», центральную ось, вокруг которой вращались и были связаны все миры. На нем должны были быть чередующиеся красные и белые полосы. Его часто дополняют связками шкур енота, мотивами Оги и антропоморфными головами. |
Трехдольный мотив | ![]() | Трехлопастный мотив функционировал как знак змеи и, возможно, символизировал способность сверхъестественного путешествовать из Нижнего мира в Верхний мир. |
Мотив «Двулопастная стрела» | ![]() | Мотив двухлопастной стрелы часто можно увидеть в головных уборах воинов/людей-птиц/гитаристов. Сложный символ, это графическое изображение лука и стрел, атлатля или , возможно, церемониальной трубки . В « Цикле Красного Рога » Красный Рог также называют «Тот, кого поражают легкие оленя», что может быть эвфемизмом или намеком на тот факт, что легкие оленя с прикрепленной трахеей напоминают графическое изображение Двулопастной стрелы. . Это может символизировать ритуалы родства и усыновления, связанные с социальной иерархией. Примеры в виде медных пластин Миссисипи были найдены на многих культурных объектах Миссисипи. |
«Рука и глаз» Мотив | ![]() | Мотив «Рука и глаз» — это человеческая рука с глазом, смотрящим из ладони, еще один символ божества. Это был один из наиболее распространенных мотивов в символике Миссисипи, и он может быть связан с мотивом Оги, предполагая, что он представляет собой портал в потусторонний мир. |
Узор булавы | ![]() | Мотив булавы обычно связан с образом воина и может сочетаться с другими мотивами, особенно с мотивом креста в круге. Это графическое изображение боевой дубины или церемониальной булавы , например, версии из сколотого кремня и шлифованного камня, встречающиеся на юго-востоке. Булава также тесно связана с Птцами-призраками и может даже представлять собой перо парс про тото одной из них. мощные фигуры. [18] |
Выкройка подвески «Колоннелла» | ![]() | Подвеска «Колумнелла» представляет собой графическое изображение продольной центральной колоннеллы раковины трубача . Поскольку панцири трубачей ассоциируются с церемонией черного напитка , предполагается, что этот символ также связан с ней. [19] |
Бердмэн [ править ]

Сокол — один из самых ярких символов СЕКЦ. Он был одновременно аватаром воинов и объектом молений о долгой жизни, здоровой семье и длинной линии потомков. Его сверхъестественное происхождение находится в Верхнем мире с пантеоном, включающим Солнце, Луну и Четыре звезды. Его чаще всего изображают на драгоценных материалах, иногда на ракушках, чаще всего на чеканной меди. Он танцует, облаченный в огромные крылья и маску с хищным клювом. В поднятой правой руке он держит дубинку, готовый нанести удар. В левой руке он держит погремушки, сделанные из человеческих черепов.
В Кахокии образ сокола был развит в фигуральном выражении. Оно связано с войной, играми с высокими ставками и, возможно, семейными династическими амбициями, символизируемыми полетами стрел и восходом предрассветной утренней звезды как метафорами преемственности потомков в будущем. Изображения хищников приобрели известность в период Хоупвелла , но достигли своего пика в стиле Брейдена раннего периода Миссисипи. Впоследствии он сохранился в мифологическом цикле Красного Рога и в местной религии Хо-Чанка (виннебаго), осейджей , айовеев и других равнинных сиуанских народов. В стиле Брейдена Бёрдмэн делится на четыре категории.
- Танцор Сокола с крыльями в стиле позднего Брейдена - Курган C, Этова
- Классический воин в стиле Брейдена с крыльями — Курган C, Этова.
- Бескрылый воин с дубинкой - Кастальских источников гравюра на ракушке
- Коренастый игрок
- Танцоры-соколы с крыльями.
- Коренастые игроки/воины с крыльями.
- Бескрылые воины с дубинками.
- Танцующие бескрылые воины / чанки-игроки
С Человеком-птицей связаны различные мотивы, в том числе мотив раздвоенного глаза, подвески колумеллы, булава или дубинка, отрубленные головы, [20] игра чанки (включая камни чанки, полосатые и сломанные палочки чанки), фартуки в форме мехов и мотивы двулопастных стрел. [4] [13] [21]
Красный Рог и его сыновья [ править ]
Мифический цикл Красного Рога принадлежит народу Хо Чанк , или Виннебаго. Мифический цикл Красного Рога и его сыновей имеет определенные аналогии с Героев-Близнецов мифическим циклом Мезоамерики . [22] Редхорн был известен под многими именами, в том числе « Утренняя звезда », отсылка к его небесному происхождению, и «Тот, кто поражен оленьими легкими», возможная отсылка к мотиву двулопастной стрелы. В эпизоде, связанном с этим именем, Красный Рог превращается в стрелу, чтобы выиграть гонку. После победы в гонке Редхорн создает головы на мочках ушей и заплетает волосы в длинную красную косу. Таким образом, он становится известен как «Красный Рог» и «Тот, у кого человеческие головы вместо мочек ушей» .
В другом эпизоде Гиганты предлагают Редхорну и его друзьям сыграть в мяч (или, возможно, в чанки). [23] их жизни были поставлены на кон. Лучшим игроком в Гиганте была женщина с длинными рыжими волосами, такими же, как у Редхорна. Маленькие головки на ушах Редхорна заставили ее так сильно смеяться, что помешали ее игре, и Гиганты проиграли. [13] Гиганты проиграли и все остальные соревнования. Затем они вызвали Редхорна и его друзей на борцовский поединок, в котором они бросили всех, кроме друга Красного Рога, Черепахи. Поскольку Редхорн и его собратья-духи проиграли два матча из трех, все они были убиты. Две жены Редхорна были беременны на момент его смерти. Сыновья, рожденные от каждого, имеют рыжие волосы: у старшего голова находится там, где должны быть мочки ушей, а у младшего - головы вместо сосков. Старший брат узнает, где Гиганты хранят головы Красного Рога и его друзей. Два мальчика используют свои силы, чтобы украсть головы у Гигантов, которых они почти полностью уничтожают. Мальчики возвращают к жизни Красного Рога, Штормы на ходу и Черепаху. В честь этого подвига Черепаха и «Бури, как он идет» обещают мальчикам особое оружие.
В другом эпизоде сыновья Редхорна решают выйти на тропу войны. Старший брат просит у «Штормов на ходу» военный комплект Thunderbird . После некоторых усилий его производят, но Тандерберды требуют, чтобы у него был футляр. Друг сыновей Красного Рога предлагает в качестве футляра свое собственное тело. Мальчики берут боевой сверток «Громовая птица» и вместе со своими последователями отправляются в рейд на другую сторону неба. [24]
На многих изображениях SECC изображен Красный Рог, его товарищи и сыновья. Персонажи мифа, похоже, неразрывно связаны с церемонией трубки и ее связью с родством и усыновлением. [25] Фактически, мотив двулопастной стрелки может быть графическим изображением калумета. [24] На других изображениях, найденных в произведениях искусства SECC, изображены фигуры с длинноносыми масками бога на ушах и вместо сосков. [4] [23] [26]
Великий Змей [ править ]
Великий Змей (или Рогатый Змей) — самая известная мифологическая фигура SECC. Его корни уходят во времена Хоупвелла, если не раньше. Обычно его описывают как рогатого и крылатого, хотя крылья являются скорее показателем его небесного происхождения, чем основной формой существа. В некоторых версиях мифов шауни змей описывается как многоголовое чудовище с одним зеленым и одним красным рогом, причем рога являются проявлением или показателем его силы. В других мифах он описывается как одноглазый буйвол с одним зеленым и одним красным рогом. Фигура Пиасе в Майами была нарисована на утесе недалеко от современного Альтона, штат Иллинойс . Было описано, что у него было тело пантеры, четыре ноги, человеческая голова, невероятно длинный хвост и рога.
Мишибижив , оджибва подводная пантера , представляла собой смесь гремучей змеи , пумы , оленя и ястреба . Другие коренные народы также дали описания существа, иногда называемого теперь Духом Выдры , причем большинство, по-видимому, принадлежало к одной из двух крайностей, а множество - между ними. [13]
Распространение убеждений




Подводная пантера | Обе или промежуточные версии | Рогатый змей |
---|---|---|
Виннебаго | Дакота | Микмак |
Ответил | Мандан | Пассамакуодди |
Арикара | Хидатса | Пенобскот |
ирокез | Шайенн | Малецит |
Омаха | Делавэр | Гурон |
Майами | Саук | Кикапу |
Понка | Меномини | Чероки |
Шони | Маскоги | Коасати |
Натчез | Туника | Алабама |
Иллинойс | Лиса | Каддо |
Великие Змеи, великие обитатели Подземного мира, описывались как могущественные существа, находившиеся в постоянном антагонизме с силами Верхнего мира, обычно представленными Громовержцами ( существами-птицами или соколами). [4] Хотя людям следует остерегаться этих существ, они также могут быть источником великой силы. Миф шауни повествует о захвате и расчленении Мси Кинепиква . Части были розданы пяти септам племени, которые хранили их в своих священных «связках с лекарствами». [13] [27]

Артефакты [ править ]
Мотивы SECC были обнаружены на различных непортящихся материалах, включая морские раковины , керамику , кремень ( тайник Дак-Ривер ), резной камень и медь ( тайник Вульфинга и пластины Этова ). Несомненно, использовались и многие другие материалы, но они не сохранились за прошедшие столетия. Глядя на оставшиеся артефакты, можно судить о том, что практикующие SECC работали с перьями и узорами, вплетенными в ткань, практиковали раскраску тела и, возможно, наносили татуировки , а также прокалывали уши. Одна сохранившаяся картина, найденная на обожженном глиняном полу на территории курганов Уиклифф, позволяет предположить, что они также рисовали рисунки внутри и на своих жилищах. [28] Картины с изображениями SECC также были найдены в пещерах, в первую очередь в пещере Грязевых Глифов в Теннесси. Встречаются изображения животных, змей и воинов, а также крылатые воины, рогатые змеи, стилизованные птицы, булавы и стрелы. Их расположение под землей, вероятно, отражает аспекты мифов и космологии штата Миссисипи, касающиеся (возможно, священных) мест под землей. [29]
Мотив | Изображение 1 | Изображение 2 | Изображение 3 | Изображение 4 | Изображение 5 |
---|---|---|---|---|---|
Гравированная ракушка | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Керамика | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Камень | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |
Медь | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Сайты [ править ]
- Курган с изображением аллигатора
- Ангельские курганы
- Кахокия
- Курган Касталиан-Спрингс
- Индийские курганы Этова
- Остров Хивасси
- Государственный исторический памятник Кинкейд-Маундс
- Коломокские курганы
- Государственный археологический парк Лейк-Джексон-Маундс
- Курган Мангум
- Археологический памятник Маундвилля
- Национальный памятник Окмалджи
- Змеиный курган
- Курганы Спиро
- Индийский курган Таун-Крик
- Уиклифф Маундс
- Сайт Винтервилля
Ссылки [ править ]
- ^ Хорнеркамп, Николас. «Период до контакта с религиями коренных американцев». Ин Хилл, Сэмюэл С.; Липпи, Чарльз Х.; Уилсон, Чарльз Рейган (ред.). Энциклопедия религии Юга . стр. 542–545.
- ^ Гриффин, Джон Уоллес. «Исторические артефакты и «культ канюка» во Флориде». Ежеквартальный исторический журнал Флориды, том. 24, нет. 4, 1946, стр. 295–301. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/30138608 . По состоянию на 3 марта 2023 г.
- ^ мюллер. «Связи» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Таунсенд, Ричард Ф. и Роберт В. Шарп, ред. (2004). Герой, Ястреб и Открытая ладонь . Институт искусств Чикаго и издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-10601-5 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кригер, AD (1945) «Расследование предполагаемого мексиканского влияния на доисторический «культ» на юге Соединенных Штатов» . Американский антрополог , 47: 483-515. doi:10.1525/aa.1945.47.4.02a00020
- ^ Скотт Вайденсаул (2012). Первый рубеж: забытая история борьбы, дикости и выносливости в ранней Америке. Хоутон Миффлин Харкорт, с. 55
- ^ Уоринг, А. (1945). Экспедиция Де Луна и Юго-восточный церемониал. Американская античность, 11 (1), 57–58. дои: 10.2307/275531
- ^ Ф. Кент Рейли; Джеймс Гарбер, ред. (2007). Древние предметы и священные миры . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71347-5 .
- ^ Уоринг, Эй Джей младший (1968). «Юго-восточный культ и мускогский церемониал». В Уильямсе, С. (ред.). Документы Уоринга: Собрание сочинений Антонио Дж. Уоринга . Гарвардский университет. стр. 30–69 .
- ^ Уоринг, Эй Джей младший (1945). «Доисторический церемониальный комплекс на юго-востоке США» . Американский антрополог . 47 (1): 1–34. дои : 10.1525/aa.1945.47.1.02a00020 .
- ^ Мюллер, Джон (1989). «Южный культ». В Галлоуэе, Патрисия (ред.). Юго-восточный церемониальный комплекс, артефакты и анализ: Конференция Коттонландии . Издательство Университета Небраски. стр. 11–26.
- ^ Нерон, Роберт В. «Доисторический индийский петроглиф». Голубая Сойка 16.1 (1958).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Ф. Кент Рейли; Джеймс Гарбер, ред. (2007). Древние предметы и священные миры . Издательство Техасского университета . стр. 29–34 . ISBN 978-0-292-71347-5 .
- ^ Мюллер. «Связи» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2006 г.
- ^ «Курганы Спиро — церемониальный центр Южного культа» . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ «Поздний лесной период» . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Шарп, Роберт В. (2013), Женские изображения Среднего Камберленда и портал в подземный мир , получено 21 января 2018 г.
- ^ Баттерфилд, Валери (2018). «Булава и птица-дух: изучение изображений и референтов в иконографии Миссисипи» . Иллинойс Археология . 30 :1–23 . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Хадсон, Чарльз М. (1979). Черный напиток . Издательство Университета Джорджии. стр. 83–112.
- ^ Джеймс А. Браун и Дэвид Х. Дай (2007). Изъятие и демонстрация индейцами частей человеческого тела в качестве трофеев . Спрингер США. ISBN 978-0-387-48300-9 .
- ^ Курганы озера Джексон демонстрируют остатки процветающей культуры.
- ^ Власть, Сьюзен (2004). Раннее искусство юго-восточных индейцев — пернатые змеи и крылатые существа . Издательство Университета Джорджии . п. 158 . ISBN 978-0-8203-2501-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паукетат, Тимоти Р. (2004). Древняя Кахокия и Миссисипи . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-52066-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Цикл Красного Рога» . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Дункан, Джеймс Р.; Диас-Гранадос, Кэрол (2000). «О масках и мифах» . Среднеконтинентальный журнал археологии . Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ Стек, Джон П. (1994). «Археология, этническая принадлежность и устная традиция. Глава 6» . Архивировано из оригинала 26 июля 2009 г. Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ «Мифология шауни» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 г. Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Место Уиклифф-Маундс» . Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ «Вопросы изучения доисторического наскального искусства Юго-Востока» . Среднеконтинентальный журнал археологии . 2001.
Внешние ссылки [ править ]

- Культура Миссисипи
- История коренных народов Северной Америки
- Доколумбовое искусство
- Индейское искусство
- Коренная культура Северо-Восточных лесов
- Коренная культура Юго-восточных лесов
- Религия коренных американцев
- История коренных американцев
- История коренных американцев Алабамы
- История коренных американцев Флориды
- История коренных американцев Айовы
- История коренных американцев Миссисипи
- История коренных американцев Северной Каролины
- История коренных американцев Вирджинии
- История коренных американцев Висконсина
- Юго-восток США
- Заведения XIII века в Северной Америке
- Застой 1650-х годов в Северной Америке