Понка
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
6,700 [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ( ![]() ![]() | |
Языки | |
Английский , Омаха-Понка | |
Религия | |
Индейская церковь , христианство | |
Родственные этнические группы | |
дегихан Люди, говорящие на языке ( Омаха , Кау , Осейдж и Куапо ) |
Люди | Пака |
---|---|
Язык | Парк Ай , Пака Гаксе |
Страна | Пака Мажо |
Люди Понка [а] — это нация, в основном расположенная на Великих равнинах Северной Америки, которые имеют общую культуру, историю и язык Понка, отождествляемые с двумя коренными народами: племенем Понка индейцев Оклахомы или племенем Понка Небраски .
Эта нация включала современные народы Понка, Омаха , Кау , Осейдж и Куапо до середины 17-го века, когда люди попытались основать свою нацию к западу от реки Миссисипи в результате Бобровых войн . К концу 18 века народ Понка обосновался в устье реки Ниобрара недалеко от её впадения в реку Миссури , оставаясь там до 1877 года, когда Соединённые Штаты насильственно выселили народ Понка из резервации Понка на территории Дакота. на Индийскую территорию . Это событие, известное как «Тропа слез Понка», привело к гибели сотен мирных жителей Понка и расколу нации. В 1879 году, через два года после изгнания, небольшая часть Понка решила вернуться в Небраску в 1879 году. Эта группа, возглавляемая Стоящим Медведем , в конечном итоге дала начало современному Племени Понка в Небраске. Два года спустя большинству понка была предоставлена возможность вернуться в Небраску, но они проголосовали против этого, обосновавшись в новой резервации на территории Индии. Эта группа, возглавляемая Белый Орел , в конечном итоге, дал начало племени Понка в Оклахоме.
Ранняя история
[ редактировать ]
При первом контакте с европейцами понка жили в районе устья реки Ниобрара на севере Небраски . [4] Согласно традиции, они переселились туда из района к востоку от Миссисипи незадолго до прибытия Колумба в Америку. Племена, говорящие на языке сиу, такие как омаха , осейджи , квапо и кау, также имеют традиции миграции на запад с востока от реки Миссисипи. Вторжения ирокезов с их традиционной базы на севере вытеснили эти племена из района реки Огайо . [5] Ученые не могут точно определить, когда племена дегиха-сиуа мигрировали на запад, но знают, что ирокезы также вытеснили племена из районов Огайо и Западной Вирджинии во время Бобровых войн . Ирокезы использовали эти земли как охотничьи угодья. [6]
Понка появляются на карте 1701 года, составленной Пьером-Шарлем Ле Сюером , который разместил их вдоль верхнего течения Миссури . В 1789 году торговец мехом Хуан Батист Мунье получил исключительную лицензию на торговлю с понка в устье реки Ниобрара . Он основал торговый пост в месте его впадения в Миссури, где обнаружил, что проживает около 800 понка. Вскоре после этого племя поразила разрушительная оспы эпидемия . В 1804 году, когда их посетила экспедиция Льюиса и Кларка , осталось всего около 200 понка. Позже, в 19 веке, их число выросло примерно до 700. [2]

Большая часть руководства народа Понка была уничтожена в 1824 году. Враждебные лакота напали на делегацию из 30 лидеров различного ранга, возвращавшуюся с визита в дружественный лагерь оглала лакота. Выжили только двенадцать. «Среди погибших были все вожди Понка, включая знаменитого Дымника…». [7] : 27
В отличие от большинства других индейцев равнин , понка выращивали кукурузу и разводили огороды. Их последняя успешная охота на буйволов состоялась в 1855 году. [4]
Договоры с Соединенными Штатами
[ редактировать ]В 1817 году племя подписало мирный договор с Соединенными Штатами. [8] Вторым договором 1825 года они регулировали торговлю и пытались свести к минимуму межплеменные столкновения на Северных равнинах. [9] В 1858 году понка подписали договор, по которому они уступили часть своей земли Соединенным Штатам в обмен на защиту от враждебных племен и постоянный дом-резервацию на Ниобраре. [10] Понка подписали свой последний договор с США в 1865 году. [11] В договоре между США и сиу 1868 года в форте Ларами [12] США ошибочно включили все земли Понка в резервацию Великой Сиу . Конфликт между понка и сиу/лакота, которые теперь претендовали на эту землю в соответствии с законодательством США, вынудил США изгнать понка с их собственных исконных земель.
Переезд
[ редактировать ]Когда в 1876 году Конгресс решил переселить несколько северных племен на территорию Индии (современная Оклахома ), понка были в списке. Осмотрев земли, предложенные правительством США для их новой резервации, и обнаружив, что они непригодны для сельского хозяйства , вожди Понка решили не переезжать на территорию Индии. Следовательно, когда в начале 1877 года правительственные чиновники приехали, чтобы переселить понка на их новую землю, вожди отказались, сославшись на свой предыдущий договор. Большая часть племени отказалась, и ее пришлось переселить силой. На новом месте понка боролись с малярией , нехваткой еды и жарким климатом. Каждый четвертый участник умер в течение первого года. [ нужна ссылка ]
Стоящий Медведь
[ редактировать ]Вождь Стоящий Медведь был среди тех, кто наиболее яростно протестовал против изгнания племени. Когда его старший сын, Медвежий Щит, лежал на смертном одре, Стоящий Медведь пообещал похоронить его на исконных землях племени. Чтобы выполнить свое обещание, Стоящий Медведь покинул резервацию в Оклахоме и отправился обратно на родину Понка. За это он был арестован без разрешения правительства США и помещен в форт Омаха. Многие люди поддержали его дело, и два известных адвоката предложили свои услуги на общественных началах . Standing Bear подал иск хабеас корпус , оспаривая его арест. В деле «Стоящий Медведь против Крука» (1879 г.), проходившем в Омахе, штат Небраска , Окружной суд США впервые установил, что коренные американцы являются «лицами по смыслу закона» Соединенных Штатов и что они имеют определенные права, результат. Это было важное дело о гражданских правах . [2]
Небраска
[ редактировать ]В 1881 году США вернули 26 236 акров (106 км2). 2 ) из округа Нокс, штат Небраска , в Понка, и около половины племени двинулось обратно на север с территории Индии. Племя продолжало приходить в упадок.
В 1930-х годах Университет Небраски и Смитсоновский институт провели археологический проект. [13] идентифицировать и сохранять доисторические артефакты до того, как они будут уничтожены в ходе развития сельского хозяйства. Команда раскопала доисторическую деревню Понка, включавшую большие круглые дома диаметром до шестидесяти футов, расположенную почти в двух милях (3 км) вдоль южного берега реки Ниобрара. [14] [13]
После Второй мировой войны правительство США начало политику прекращения отношений с племенами. В 1966 году федеральное правительство США прекратило существование племени (тогда называвшегося Северная Понка). Оно распределяло свою землю между членами и распродавало то, что называло излишком. [2] Многие люди на протяжении десятилетий продавали свои отдельные участки, иногда подвергаясь обману со стороны спекулянтов.
В 1970-х годах племя начало попытки политической реорганизации. Члены хотели возродить культурную самобытность своего народа и улучшить его благосостояние. Сначала они добивались государственного признания, а затем объединились со своими представителями в Конгрессе, чтобы добиться принятия закона о признании на федеральном уровне. 31 октября 1990 года был подписан Закон о восстановлении Понка, и они были признаны племенем Понка штата Небраска. Сейчас они пытаются восстановить земельную базу на землях своих предков. Это единственное признанное на федеральном уровне племя в Небраске без резервации. [2]
Сегодня племя Понка штата Небраска насчитывает более 2783 зарегистрированных членов, а его штаб-квартира находится в Ниобраре, штат Небраска . [2]
Оклахома
[ редактировать ]
После принудительного переселения в 1877 году в резервацию куапо на территории Индии, племя двинулось на запад, на свои земли вдоль рек Арканзас и Солт-Форк . Чистокровные образовали деревню типи , а смешанные поселились в районе реки Чикаския . Во время противодействия со стороны руководства Понка правительство США начало демонтаж племенного правительства в соответствии с Законом Кертиса . В попытке поощрить ассимиляцию (и позволить Оклахоме стать штатом) они выделили земли резервации отдельным членам в соответствии с Законом Дауэса в 1891 и 1892 годах. Любая земля, оставшаяся после выделения, была доступна для продажи инородцам. [4]
После того, как Оклахома получила статус штата, часть оставшейся земли Понка была сдана в аренду или продана ранчо 101 , где многие люди Понка нашли работу. Открытие нефти на землях Понка в 1911 году принесло доходы, но дало неоднозначные результаты. Произошли экологические катастрофы, поскольку нефтеперерабатывающие заводы сбрасывали отходы прямо в реку Арканзас . [4]
В 1918 году трое мужчин Понка, Фрэнк Игл, Луи Макдональд и МакКинли Игл, помогли основать Индейскую церковь . [15] [16] : 224–226 По состоянию на 2024 год [update]Индейская церковь является наиболее распространенной религией коренных народов среди коренных американцев в континентальной части Соединенных Штатов, Канады и Мексики, насчитывающей около 300 000 приверженцев.
В 1950 году страна организовала новое правительство в соответствии с Законом о благосостоянии индейцев Оклахомы . Лидеры Понка приняли Конституцию Понка 20 сентября 1950 года. [17] Сегодня штаб-квартира племени Понка находится в Уайт-Игле, штат Оклахома , и ведет бизнес из Понка-Сити .
Известный Понка
[ редактировать ]- Картер Кэмп , лидер AIM (Движения американских индейцев)
- Бретт Чепмен , адвокат и защитник прав коренных американцев
- Томми Моррисон , бывший боксер-тяжеловес и партнер по фильму «Рокки V»
- Вождь Белый Орел , вождь и защитник гражданских прав
- Сюзетт Ла Флеш , активистка гражданских прав, писательница, преподаватель, переводчик, художница.
- Паладайн Рой , художник, 1946–2001 гг.
- Понка-Ви Викторс , Канзас законодатель штата
- Клайд Уорриор , активист за самоопределение коренных народов
- Стоящий Медведь , руководитель и защитник гражданских прав
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Дела индейцев Оклахомы. Карманный справочник с иллюстрациями индейцев Оклахомы. Архивировано 11 февраля 2009 г. в Wayback Machine 2008: стр. 28. Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж О племени Понка. Племя Понка из Небраски. . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Дандо-Коллинз, (2004) Стоящий Медведь - Человек , с. 138. Да Капо, Кембридж, Массачусетс. ISBN 0-306-81370-X .
- ^ Jump up to: а б с д Карр, Стивен. Краткая история племени Понка. Официальный сайт племени Понка из Оклахомы. . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Луи Ф. Бернс, «Осейджи». Архивировано 2 января 2011 г. в Wayback Machine Энциклопедии истории и культуры Оклахомы Исторического общества Оклахомы . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Роллинз 96-100
- ^ Ховард, Джеймс Х. (1965): Племя Понка . Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. Бюллетень 195. Вашингтон.
- ^ «Договор между США и Понка 1817 года». Архивировано 26 ноября 2011 г. в Wayback Machine . получено 4 ноября 2011 г.
- ^ «Договор между США и Понка 1825 года». Архивировано 7 марта 2015 г. в Wayback Machine . получено 4 ноября 2011 г.
- ^ «Договор между США и Понка 1858 года». Архивировано 13 февраля 2015 г. в Wayback Machine . получено 4 ноября 2011 г.
- ^ «Договор между США и Понка 1865 года». Архивировано 13 февраля 2015 г. в Wayback Machine . получено 4 ноября 2011 г.
- ^ «Договор между США и сиу 1868 года» . Архивировано 26 ноября 2011 г. в Wayback Machine . получено 4 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Доктор Лэнс Мартин, «Копай глубже» , 1997, ABCD без ограничений. Получено 19.06.17.
- ↑ Доктор Лэнс Мартин, «Охота на кроликов» , 1997, ABCD без ограничений. Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Марк Ван де Логт, «Понка» , Энциклопедия истории и культуры Оклахомы Исторического общества Оклахомы. 2009 г. (14 декабря 2016 г.)
- ^ Стюарт, Омер К. (1990). Религия пейота: история (2-е изд.). Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. стр. 224–226. ISBN 0-8061-2068-1 . Проверено 24 января 2024 г.
Первыми должностными лицами Центральной церкви были Фрэнк Игл (Понка), президент; Мак Хааг (Шайенн), вице-президент; Джордж Пайпстем (Ото), секретарь; и Луи Макдональд (Понка), казначей. В течение первых двадцати пяти лет около тридцати человек из семи-восьми племен занимали все выборные должности и пять-шесть назначаемых должностей. Помимо членов первоначального генерального совета, в их состав входили Альфред Уилсон (Шайенн), Джеймс В. Уолдо (Кайова), Нед Э. Брюс (Кайова), Эдгар Маккарти (осейдж), Фрэнк В. Кайю (Омаха) и МакКинли Игл (Понка).
- ^ «Конституция и подзаконные акты племени Понка Оклахомы» [ постоянная мертвая ссылка ] , Национальный ресурсный центр по племенному правосудию. Проверено 8 августа 2009 г.
- Книги
- Кларк, К. Блю. Индийские племена Оклахомы: Путеводитель. Норман: Университет Оклахомы Пресс, 2009. ISBN 978-0-8061-4060-5 .
- Дорси, Джеймс Оуэн . Письма Омахи и Понка. Вашингтон: Государственная типография, 1891 г.
- Дандо-Коллинз, Стивен. Стоящий Медведь – это Человек. Кембридж, Массачусетс: Да Капо, 2004. ISBN 0-306-81370-X .
- Роллинз, Уиллард Х. Осейджи: этноисторическое исследование гегемонии на равнинах прерий . Колумбия: Университет Миссури Press, 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]