Сюзетта Ла Флеш
Сюзетта Ла Флеш | |
---|---|
Иншата Теумба«Яркие глаза» | |
Рожденный | в. 1854 г. |
Умер | 26 мая 1903 г. Бэнкрофт, Небраска |
Род занятий | Писатель, преподаватель, переводчик, художник |
Известный | Активизм за права коренных американцев |
Супруг | |
Родители) | Джозеф ЛаФлеш и Мэри Гейл |
Родственники |
|
Сюзетта Ла Флеше , позже Сюзетта ЛаФлеш Тибблс , также известная как Иншата Теумба , что означает «Яркие глаза» (ок. 1854–1903), была известной индейской писательницей, лектором, переводчиком и художницей из племени Омаха в Небраске . Ла Флеше был прогрессивным человеком и защитником прав коренных американцев. Она имела из Понки , Айовы французское и англо-американское происхождение . В 1983 году она была введена в Зал славы Небраски . В 1994 году она была занесена в Национальный зал женской славы . [1]
Молодость образование и
Сюзетта, также известная как Иншата Теумба (Яркие глаза), [2] родилась в Белвью, штат Небраска , примерно в 1854 году и была старшей дочерью из пяти детей, рожденных Джозефом Лафлешем и его женой Мэри Гейл. Жозеф был сыном французского торговца мехом Жозефа Ла Флеша, богатого иммигранта из Франции. [3] и его Понка жена , Ваувинчча , как сообщается, родственница вождя Омахи Большого Лося . [4] После нескольких лет торговли с Омахой и работы с Питером Сарпи , младший Ла Флеш был усыновлен вождем Большого Элка . Он назвал его преемником на своем посту. Ла Флеше, известный как «Железные глаза», стал последним традиционным вождем Омахи . [4]
Ла Флеши были «известной, богатой и культурной семьей» среди жителей Омахи. [2] Ла Флеше и Мэри подчеркнули важность образования для своих детей: Луи, Сюзетты, Розали, Маргариты и Сьюзен. [5] и «предпочтительная ассимиляция». [2] Они считали, что это обеспечит лучшее будущее для их народа. Семья Ла Флеше поддерживала миссионерские школы и белых учителей для своих детей. [5]
В качестве вождя у Джозефа была вторая жена Та-ин-не (Елизавета Исав), женщина из Омахи, и они поженились примерно в 1856 году. [5] В следующем, 1857 году у них родился сын Фрэнсис Ла Флеше, а затем и другие дети. [5]
С 1862 по 1869 год Ла Флеше посещала дневную школу-интернат пресвитерианской миссии в резервации, где научилась читать, писать и говорить по-английски, а также готовить и шить. [6] После закрытия пресвитерианской миссионерской школы в резервации Сюзетт Ла Флеше поступила в Институт Элизабет для молодых женщин, частную школу в Элизабет, штат Нью-Джерси , где за ней последовали ее младшие сестры Маргарита и Сьюзен. Ее писательские способности были признаны и поощрялись в школьные годы. Газета New York Tribune опубликовала эссе, которое она написала на последнем курсе.
Братья и сестры Сюзетт также стали профессионалами: Сьюзен Лафлеш Пикотт стала первым индейским врачом и основала первую частную больницу в индейской резервации ; а Розали Ла Флеше Фарли стала финансовым менеджером штата Омаха, сдавая в аренду пастбища, которых было слишком много для нужд отдельных домохозяйств. Маргерит Лафлеш Пикотт была учительницей в резервации янктон-сиу и вышла замуж за Чарльза Пикотта. Их сводный брат Фрэнсис ЛаФлеш стал этнологом Смитсоновского института , писал об омахе и осейджах и делал оригинальные записи их традиционных песен. [7]
Карьера [ править ]
В молодости Сюзетт Ла Флеше стала больше интересоваться политикой, вскоре закончила учебу и научилась говорить по-английски. Сначала она работала учителем в резервации Омаха. Она всегда хотела стать учителем и после окончания школы окончила школу в Институте молодых девушек Элизабет в Нью-Джерси. Вернувшись домой, она начала преподавать там: сначала в миссионерской школе, затем в государственной школе в резервации Омахи. Она также основала воскресную школу. [8] при поддержке Уильяма и Джулии Гамильтон, которые, как известно, были там пресвитерианскими миссионерами с 1855 года.
племени Поскольку ее бабушка и дядя по отцовской линии были Понка, она и ее отец отправились в Оклахому, чтобы изучить условия после принудительного переселения из Небраски на территорию Индии. (Правительство США передало землю Понка в Небраске резервации Великих сиу .)
Ла Флеше работал с Томасом Тибблсом , редактором Omaha World Herald , чтобы опубликовать информацию о плохих условиях, которые они обнаружили в южной резервации: Понка была перенесена слишком поздно в этом году для посадки сельскохозяйственных культур, правительство опоздало с поставками и обещанной инфраструктурой. и улучшения, а малярия была эндемической в этом районе. [9] Почти треть племени погибла в течение первых двух лет в результате путешествия и условий, в том числе старший сын Вождя Стоящего Медведя . Вождь покинул территорию Индии вместе с несколькими последователями, чтобы похоронить своего сына на традиционной родине в Небраске. Они были арестованы и помещены в форт Омаха по приказу федерального правительства. Освещение Тибблсом тюремного заключения вождя сыграло важную роль в получении Standing Bear бесплатных юридических услуг от двух известных адвокатов, включая адвоката Union Pacific Railroad . [2] Стоящий Медведь подал иск хабеас корпус против правительства США, оспаривая основания для своего ареста.
В 1879 году Ла Флеше выступал в качестве Стоящего Медведя переводчика во время его судебного процесса в Форт-Омахе, штат Небраска . Она также дала показания об условиях в резервации на территории Индии. [5] Стоящий Медведь успешно оспорил отсутствие оснований для своего ареста и тюремного заключения, заявив в Окружном суде США , что индейцы являются лицами, подчиняющимися закону, и обладают всеми правами граждан США. Тибблс присутствовал и сообщил об этом случае, который привлек внимание всей страны. [2] «Стоящий Медведь против Крука» (1879 г.) стало знаковым делом о гражданских правах : судья постановил, что индейцы имеют определенные права как «личности» и граждане в соответствии с конституцией США. Она начала выступать в качестве свидетеля и переводчика в других делах, когда коренные американцы подали в суд на правительство США. После этого суда она получила индийское имя «Яркие глаза» за свою работу по защите интересов своего сообщества. [6]
После суда Ла Флеше и ее сводный брат Фрэнсис сопровождали Стэндинга Медведя и других в турне с лекциями по восточной части Соединенных Штатов, организованном Тибблсом. Помимо того, что Сюзетт Ла Флеше по очереди переводила для «Стоящего медведя», она говорила сама. Во время турне Ла Флеше и Тибблс также дали показания в Вашингтоне в 1880 году перед комитетом Конгресса по поводу удаления Понка. Ла Флеше выступал за права коренных американцев. [5] Они познакомились с выдающимися американскими писателями, такими как поэт Генри Уодсворт Лонгфелло и писательница Хелен Хант Джексон . В 1881 году Джексон опубликовал книгу об обращении в США с коренными американцами под названием «Век бесчестия» , а в 1884 году — роман «Рамона» , основанный на проблемах индейцев в Южной Калифорнии . [2] Сообщается, что Лонгфелло сказал о Ла Флеше: «Это могла быть Миннехаха », имея в виду легендарную индийскую героиню в своем стихотворении « Песнь о Гайавате» . [5]
В 1887 году Ла Флеше и Тибблс, к тому времени поженившиеся, сопровождали Стэндинга Медведя в 10-месячном турне с выступлениями по Англии и Шотландии . [2] Ла Флеше продолжал выступать в качестве переводчика шефа. Их услышали многие, кто хотел узнать больше о проблемах американских индейцев в Соединенных Штатах.
После возвращения в Небраску ЛаФлеш и Тибблс заинтересовались растущим движением Ghost Dance и проблемами среди беспокойных групп сиу . Они отправились в агентство Пайн-Ридж в 1890 году и написали о его условиях, а также о резне в Вундед-Ни . Эта работа, вероятно, стала пиком журналистской карьеры ЛаФлеша. [3] Она продолжала публиковать статьи и колонки в газетах Небраски, в том числе в популистской газете своего мужа The Independent .
Брак [ править ]
Ла Флеш и Томас Тибблс поженились в июле 1881 года, после смерти его жены Амелии Оуэнс. В течение следующих 14 лет пара провела некоторое время в Вашингтоне, округ Колумбия (1893–1895), но в основном жила в Бэнкрофте, штат Небраска, и жила среди жителей Омахи. Находясь в Вашингтоне, Ла Флеше писал и читал лекции по проблемам коренных американцев. Например, она выступила с обращением к Ассоциации по улучшению положения женщин на тему «Положение, профессия и культура индийских женщин». [10]
В Небраске она занималась сельским хозяйством на своем участке земли в качестве члена племени в резервации Омаха , а также писала. Ее муж управлял имуществом ее отца. Они жили там большую часть времени. Пока она не умерла 26 мая 1903 года в своем доме в Небраске в возрасте 49 лет. [11]
Литературные произведения [ править ]
- «Недави: Индийская история из реальной жизни» была опубликована в детском журнале «Св. Николас» в 1881 году. «Недави» считается первым рассказом, написанным американским индейцем, не основанным на легендах. [12]
- «Легенды Омахи и истории о палатках», «Пробуждение» (1883) , в книге Карен Л. Килкап, изд. Письмо индейских женщин c. 1800–1924: Антология
- Вместе с Фанни Рид Гриффин компания Bright Eyes стала соавтором книги «Оо-мах-ха Та-ва-та» (1898) и проиллюстрировала ее.
- Введение к роману Вспаханное: история индейского вождя, рассказанная им самим» Уильяма Джастина Харши « (1881). Она также иллюстрировала книгу, которую редактировала.
- Введение в книгу «Вожди Понка » Томаса Тибблса.
- Ла Флеше вела колонки для Omaha World Herald своего мужа и популистской газеты The Independent .
и Наследие почести
- В 1903 году, после ее смерти, ЛаФлеш Тибблс была прославлена в Сенате США. Признана и запомнилась как первая женщина, выступившая за интересы коренных американцев. [13]
- В 1983 году, в знак признания ее роли представителя и писателя о своем народе, ЛаФлеш Тибблс была введена в Зал славы Небраски . [14]
- 1994 год — введение в Национальный зал женской славы . [15]
Ссылки [ править ]
- ^ Национальный зал женской славы, Сюзетт Ла Флеше
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Карен Л. Килкап, редактор, Письмо женщин коренных американцев ок. 1800–1924: Антология , Молден, Массачусетс и Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishers, 2000, стр. 169. Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрин Педиго, Одаренная ручка: журналистская карьера Сюзетты «Яркие глаза» Ла Флеше Тибблс , магистерская диссертация, Университет Небраски, Линкольн, апрель 2011 г. Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джозеф Ла Флеш: Очерк жизни главного вождя Омахи» (Банкрофт, Небраска) , впервые опубликованный в журнале ; перепечатано в The Friend , 1889 г. Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Паринс, Джеймс В. «Сюзетт ЛаФлеш Тибблс» , « Женщины коренных американцев: биографический словарь» , изд. Гретхен М. Батай, Гарланд, 1993. Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ротберг, Эмма. «Биография: Сюзетт Ла Флеш Тибблс («Яркие глаза»)» . Национальный музей женской истории . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Документы семьи ЛаФлеше [узурпировал] , Историческое общество штата Небраска. Проверено 22 августа 2011 г.
- ^ Келдерман, Фрэнк (март 2022 г.). Написание детей из Омахи: Сюзетт Ла Флеш и политика опеки американских индейцев . Том. 74. Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 25–50.
- ^ «Сюзетт «Яркие глаза» ЛаФлеш Тибблс». Архивировано 20 ноября 2001 г., в веб-архиве Библиотеки Конгресса , Департамент образования Небраски. Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ "Сюзетт ЛаФлеш Тибблс" , UXL Newsmakers, 2005. Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Биография: Сюзетт Ла Флеш Тибблс («Яркие глаза»)» . Биография: Сюзетт Ла Флеш Тибблс («Яркие глаза») . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Пейер 1991, с. xii
- ^ «Сюзетта Ла Флеш Тибблс» . www.nebraskastudies.org . Проверено 19 марта 2024 г.
- ↑ Биография: «Сюзетт («Яркие глаза») ЛаФлеш Тибблс». Архивировано 20 ноября 2001 г., в веб-архивах Библиотеки Конгресса , Департамент образования Небраски. Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ Национальный зал женской славы, Сюзетт Ла Фреш
- Пейер, Бернд. (1991). Поющий дух , Университет Аризоны Пресс.
Старита, Джо. (2010). «Я мужчина», Гриффин Святого Мартина.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кларк, Джерри Э. и Марта Эллен Уэбб, «Сюзетт и Сьюзен ЛаФлеш: реформатор и миссионер», в книге « Быть и становиться индейцем: биографические исследования границ Северной Америки» , изд. Джеймс А. Клифтон, Дорси, 1989, стр. 137–150.
- Грин, Норма Кидд. Семья Железного Глаза: Дети Джозефа ЛаФлеша . Линкольн, Небраска, 1969 г.
- Уилсон, Дороти Кларк. Яркие глаза: история Сюзетты ЛаФлеш, индейки из Омахи . Нью-Йорк: МакГроу Хилл, 1974.
- Мэрион Марш Браун, Сюзетт Ла Флеш: защитница прав коренных американцев , 1992 г. ISBN 0-516-03277-1
- Маргарет Крэри, Сюзетт Ла Флеш: Голос индейцев Омахи , 1973 г.
Внешние ссылки [ править ]
- "Семейные документы ЛаФлеше" [узурпировал] , Историческое общество штата Небраска
- СМИ, связанные с Сюзеттой Ла Флеше, на Викискладе?
- рождение 1850-х годов
- 1903 смерти
- Индейские активисты
- Индейские писатели
- Семья Ла Флеше
- Писатели из Небраски
- Американские писатели XIX века
- Американские писательницы XIX века
- Индейские женщины XIX века
- Американские художницы XIX века
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Американские художники 20 века
- Художники коренных американцев 20-го века
- Женщины-писательницы коренных американцев
- Женщины-художницы коренных американцев
- Племя Омаха жителей Небраски
- Люди Понка
- Люди Айовы