Jump to content

Сюзетта Ла Флеш

Сюзетта Ла Флеш
Иншата Теумба«Яркие глаза»
Рожденный в. 1854 г.
Умер 26 мая 1903 г.
Бэнкрофт, Небраска
Род занятий Писатель, преподаватель, переводчик, художник
Известный Активизм за права коренных американцев
Супруг
Родители) Джозеф ЛаФлеш и Мэри Гейл
Родственники

Сюзетта Ла Флеше , позже Сюзетта ЛаФлеш Тибблс , также известная как Иншата Теумба , что означает «Яркие глаза» (ок. 1854–1903), была известной индейской писательницей, лектором, переводчиком и художницей из племени Омаха в Небраске . Ла Флеше был прогрессивным человеком и защитником прав коренных американцев. Она имела из Понки , Айовы французское и англо-американское происхождение . В 1983 году она была введена в Зал славы Небраски . В 1994 году она была занесена в Национальный зал женской славы . [1]

Молодость образование и

Сюзетта, также известная как Иншата Теумба (Яркие глаза), [2] родилась в Белвью, штат Небраска , примерно в 1854 году и была старшей дочерью из пяти детей, рожденных Джозефом Лафлешем и его женой Мэри Гейл. Жозеф был сыном французского торговца мехом Жозефа Ла Флеша, богатого иммигранта из Франции. [3] и его Понка жена , Ваувинчча , как сообщается, родственница вождя Омахи Большого Лося . [4] После нескольких лет торговли с Омахой и работы с Питером Сарпи , младший Ла Флеш был усыновлен вождем Большого Элка . Он назвал его преемником на своем посту. Ла Флеше, известный как «Железные глаза», стал последним традиционным вождем Омахи . [4]

Ла Флеши были «известной, богатой и культурной семьей» среди жителей Омахи. [2] Ла Флеше и Мэри подчеркнули важность образования для своих детей: Луи, Сюзетты, Розали, Маргариты и Сьюзен. [5] и «предпочтительная ассимиляция». [2] Они считали, что это обеспечит лучшее будущее для их народа. Семья Ла Флеше поддерживала миссионерские школы и белых учителей для своих детей. [5]

В качестве вождя у Джозефа была вторая жена Та-ин-не (Елизавета Исав), женщина из Омахи, и они поженились примерно в 1856 году. [5] В следующем, 1857 году у них родился сын Фрэнсис Ла Флеше, а затем и другие дети. [5]

С 1862 по 1869 год Ла Флеше посещала дневную школу-интернат пресвитерианской миссии в резервации, где научилась читать, писать и говорить по-английски, а также готовить и шить. [6] После закрытия пресвитерианской миссионерской школы в резервации Сюзетт Ла Флеше поступила в Институт Элизабет для молодых женщин, частную школу в Элизабет, штат Нью-Джерси , где за ней последовали ее младшие сестры Маргарита и Сьюзен. Ее писательские способности были признаны и поощрялись в школьные годы. Газета New York Tribune опубликовала эссе, которое она написала на последнем курсе.

Братья и сестры Сюзетт также стали профессионалами: Сьюзен Лафлеш Пикотт стала первым индейским врачом и основала первую частную больницу в индейской резервации ; а Розали Ла Флеше Фарли стала финансовым менеджером штата Омаха, сдавая в аренду пастбища, которых было слишком много для нужд отдельных домохозяйств. Маргерит Лафлеш Пикотт была учительницей в резервации янктон-сиу и вышла замуж за Чарльза Пикотта. Их сводный брат Фрэнсис ЛаФлеш стал этнологом Смитсоновского института , писал об омахе и осейджах и делал оригинальные записи их традиционных песен. [7]

Карьера [ править ]

В молодости Сюзетт Ла Флеше стала больше интересоваться политикой, вскоре закончила учебу и научилась говорить по-английски. Сначала она работала учителем в резервации Омаха. Она всегда хотела стать учителем и после окончания школы окончила школу в Институте молодых девушек Элизабет в Нью-Джерси. Вернувшись домой, она начала преподавать там: сначала в миссионерской школе, затем в государственной школе в резервации Омахи. Она также основала воскресную школу. [8] при поддержке Уильяма и Джулии Гамильтон, которые, как известно, были там пресвитерианскими миссионерами с 1855 года.

племени Поскольку ее бабушка и дядя по отцовской линии были Понка, она и ее отец отправились в Оклахому, чтобы изучить условия после принудительного переселения из Небраски на территорию Индии. (Правительство США передало землю Понка в Небраске резервации Великих сиу .)

Ла Флеше работал с Томасом Тибблсом , редактором Omaha World Herald , чтобы опубликовать информацию о плохих условиях, которые они обнаружили в южной резервации: Понка была перенесена слишком поздно в этом году для посадки сельскохозяйственных культур, правительство опоздало с поставками и обещанной инфраструктурой. и улучшения, а малярия была эндемической в ​​этом районе. [9] Почти треть племени погибла в течение первых двух лет в результате путешествия и условий, в том числе старший сын Вождя Стоящего Медведя . Вождь покинул территорию Индии вместе с несколькими последователями, чтобы похоронить своего сына на традиционной родине в Небраске. Они были арестованы и помещены в форт Омаха по приказу федерального правительства. Освещение Тибблсом тюремного заключения вождя сыграло важную роль в получении Standing Bear бесплатных юридических услуг от двух известных адвокатов, включая адвоката Union Pacific Railroad . [2] Стоящий Медведь подал иск хабеас корпус против правительства США, оспаривая основания для своего ареста.

В 1879 году Ла Флеше выступал в качестве Стоящего Медведя переводчика во время его судебного процесса в Форт-Омахе, штат Небраска . Она также дала показания об условиях в резервации на территории Индии. [5] Стоящий Медведь успешно оспорил отсутствие оснований для своего ареста и тюремного заключения, заявив в Окружном суде США , что индейцы являются лицами, подчиняющимися закону, и обладают всеми правами граждан США. Тибблс присутствовал и сообщил об этом случае, который привлек внимание всей страны. [2] «Стоящий Медведь против Крука» (1879 г.) стало знаковым делом о гражданских правах : судья постановил, что индейцы имеют определенные права как «личности» и граждане в соответствии с конституцией США. Она начала выступать в качестве свидетеля и переводчика в других делах, когда коренные американцы подали в суд на правительство США. После этого суда она получила индийское имя «Яркие глаза» за свою работу по защите интересов своего сообщества. [6]

После суда Ла Флеше и ее сводный брат Фрэнсис сопровождали Стэндинга Медведя и других в турне с лекциями по восточной части Соединенных Штатов, организованном Тибблсом. Помимо того, что Сюзетт Ла Флеше по очереди переводила для «Стоящего медведя», она говорила сама. Во время турне Ла Флеше и Тибблс также дали показания в Вашингтоне в 1880 году перед комитетом Конгресса по поводу удаления Понка. Ла Флеше выступал за права коренных американцев. [5] Они познакомились с выдающимися американскими писателями, такими как поэт Генри Уодсворт Лонгфелло и писательница Хелен Хант Джексон . В 1881 году Джексон опубликовал книгу об обращении в США с коренными американцами под названием «Век бесчестия» , а в 1884 году — роман «Рамона» , основанный на проблемах индейцев в Южной Калифорнии . [2] Сообщается, что Лонгфелло сказал о Ла Флеше: «Это могла быть Миннехаха », имея в виду легендарную индийскую героиню в своем стихотворении « Песнь о Гайавате» . [5]

В 1887 году Ла Флеше и Тибблс, к тому времени поженившиеся, сопровождали Стэндинга Медведя в 10-месячном турне с выступлениями по Англии и Шотландии . [2] Ла Флеше продолжал выступать в качестве переводчика шефа. Их услышали многие, кто хотел узнать больше о проблемах американских индейцев в Соединенных Штатах.

После возвращения в Небраску ЛаФлеш и Тибблс заинтересовались растущим движением Ghost Dance и проблемами среди беспокойных групп сиу . Они отправились в агентство Пайн-Ридж в 1890 году и написали о его условиях, а также о резне в Вундед-Ни . Эта работа, вероятно, стала пиком журналистской карьеры ЛаФлеша. [3] Она продолжала публиковать статьи и колонки в газетах Небраски, в том числе в популистской газете своего мужа The Independent .

Брак [ править ]

Ла Флеш и Томас Тибблс поженились в июле 1881 года, после смерти его жены Амелии Оуэнс. В течение следующих 14 лет пара провела некоторое время в Вашингтоне, округ Колумбия (1893–1895), но в основном жила в Бэнкрофте, штат Небраска, и жила среди жителей Омахи. Находясь в Вашингтоне, Ла Флеше писал и читал лекции по проблемам коренных американцев. Например, она выступила с обращением к Ассоциации по улучшению положения женщин на тему «Положение, профессия и культура индийских женщин». [10]

В Небраске она занималась сельским хозяйством на своем участке земли в качестве члена племени в резервации Омаха , а также писала. Ее муж управлял имуществом ее отца. Они жили там большую часть времени. Пока она не умерла 26 мая 1903 года в своем доме в Небраске в возрасте 49 лет. [11]

Литературные произведения [ править ]

  • «Недави: Индийская история из реальной жизни» была опубликована в детском журнале «Св. Николас» в 1881 году. «Недави» считается первым рассказом, написанным американским индейцем, не основанным на легендах. [12]
  • «Легенды Омахи и истории о палатках», «Пробуждение» (1883) , в книге Карен Л. Килкап, изд. Письмо индейских женщин c. 1800–1924: Антология
  • Вместе с Фанни Рид Гриффин компания Bright Eyes стала соавтором книги «Оо-мах-ха Та-ва-та» (1898) и проиллюстрировала ее.
  • Введение к роману Вспаханное: история индейского вождя, рассказанная им самим» Уильяма Джастина Харши « (1881). Она также иллюстрировала книгу, которую редактировала.
  • Введение в книгу «Вожди Понка » Томаса Тибблса.
  • Ла Флеше вела колонки для Omaha World Herald своего мужа и популистской газеты The Independent .

и Наследие почести

Бюст Паунда, созданный Деборой С. Вагнер-Эштон в 1984 году для Зала славы Небраски .
  • В 1903 году, после ее смерти, ЛаФлеш Тибблс была прославлена ​​в Сенате США. Признана и запомнилась как первая женщина, выступившая за интересы коренных американцев. [13]
  • В 1983 году, в знак признания ее роли представителя и писателя о своем народе, ЛаФлеш Тибблс была введена в Зал славы Небраски . [14]
  • 1994 год — введение в Национальный зал женской славы . [15]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Национальный зал женской славы, Сюзетт Ла Флеше
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Карен Л. Килкап, редактор, Письмо женщин коренных американцев ок. 1800–1924: Антология , Молден, Массачусетс и Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishers, 2000, стр. 169. Проверено 27 апреля 2010 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрин Педиго, Одаренная ручка: журналистская карьера Сюзетты «Яркие глаза» Ла Флеше Тибблс , магистерская диссертация, Университет Небраски, Линкольн, апрель 2011 г. Проверено 23 августа 2011 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джозеф Ла Флеш: Очерк жизни главного вождя Омахи» (Банкрофт, Небраска) , впервые опубликованный в журнале ; перепечатано в The Friend , 1889 г. Проверено 23 августа 2011 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Паринс, Джеймс В. «Сюзетт ЛаФлеш Тибблс» , « Женщины коренных американцев: биографический словарь» , изд. Гретхен М. Батай, Гарланд, 1993. Проверено 23 августа 2011 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ротберг, Эмма. «Биография: Сюзетт Ла Флеш Тибблс («Яркие глаза»)» . Национальный музей женской истории . Проверено 21 сентября 2023 г.
  7. ^ Документы семьи ЛаФлеше [узурпировал] , Историческое общество штата Небраска. Проверено 22 августа 2011 г.
  8. ^ Келдерман, Фрэнк (март 2022 г.). Написание детей из Омахи: Сюзетт Ла Флеш и политика опеки американских индейцев . Том. 74. Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 25–50.
  9. ^ «Сюзетт «Яркие глаза» ЛаФлеш Тибблс». Архивировано 20 ноября 2001 г., в веб-архиве Библиотеки Конгресса , Департамент образования Небраски. Проверено 6 марта 2009 г.
  10. ^ "Сюзетт ЛаФлеш Тибблс" , UXL Newsmakers, 2005. Проверено 23 августа 2011 г.
  11. ^ «Биография: Сюзетт Ла Флеш Тибблс («Яркие глаза»)» . Биография: Сюзетт Ла Флеш Тибблс («Яркие глаза») . Проверено 19 марта 2024 г.
  12. ^ Пейер 1991, с. xii
  13. ^ «Сюзетта Ла Флеш Тибблс» . www.nebraskastudies.org . Проверено 19 марта 2024 г.
  14. Биография: «Сюзетт («Яркие глаза») ЛаФлеш Тибблс». Архивировано 20 ноября 2001 г., в веб-архивах Библиотеки Конгресса , Департамент образования Небраски. Проверено 6 марта 2009 г.
  15. ^ Национальный зал женской славы, Сюзетт Ла Фреш
  • Пейер, Бернд. (1991). Поющий дух , Университет Аризоны Пресс.

Старита, Джо. (2010). «Я мужчина», Гриффин Святого Мартина.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Кларк, Джерри Э. и Марта Эллен Уэбб, «Сюзетт и Сьюзен ЛаФлеш: реформатор и миссионер», в книге « Быть ​​и становиться индейцем: биографические исследования границ Северной Америки» , изд. Джеймс А. Клифтон, Дорси, 1989, стр. 137–150.
  • Грин, Норма Кидд. Семья Железного Глаза: Дети Джозефа ЛаФлеша . Линкольн, Небраска, 1969 г.
  • Уилсон, Дороти Кларк. Яркие глаза: история Сюзетты ЛаФлеш, индейки из Омахи . Нью-Йорк: МакГроу Хилл, 1974.
  • Мэрион Марш Браун, Сюзетт Ла Флеш: защитница прав коренных американцев , 1992 г. ISBN   0-516-03277-1
  • Маргарет Крэри, Сюзетт Ла Флеш: Голос индейцев Омахи , 1973 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a08298654eea64adc742df81187361e9__1718961120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/e9/a08298654eea64adc742df81187361e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Susette La Flesche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)